Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Самара. Музей модерна


Нафаня

368 просмотров

    Музей модерна расположился в привлекающем своими необычными изгибами и асимметрией форм здании на улице Фрунзе. Он обратил на себя моё внимание ещё в прошлый приезд, но на экспозицию я тогда не успела посмотреть, а выбирая мероприятия на Ночь музеев, колеблясь между концертом в гостиной этого музея и вечеринкой в стиле времен революции в Художественном, я таки предпочла вторую. Но желание посетить Музей модерна осталось, потому в очередной свой приезд в Самару я направилась к нему, едва дождавшись открытия.
   И вот я уже смотрю на причудливое здание: разной высоты этажи, изящные, текучие изгибы решеток на окнах и формы входной двери, глазурованная плитка, сочетание ярких цветов в отделке фасада, бабочка на ограждении крыши,


68oZi7LCLCQ.jpg?size=2560x1707&quality=9

и ворота в виде бабочки - красиво, оригинально:

3IpOmRDePzU.jpg?size=1620x2160&quality=9

   Музей находится в здании начала 20-го века, построенном купцом Александром Курлиным для своей юной супруги Сандры.
   Александр был богат (его отец Георгий совместно с двумя братьями Александром и Константином, в конце 19-го века переехав в Самару из казачьего Уральска, встали у истоков крупомольного производства. Большая, оборудованная по последнему слову техники паровая мельница не только давала доход, достаточный для обеспечения большой семьи, но и позволяла делиться с нуждающимися - Курлины прослыли благодетелями и меценатами, вложив немало денег в социально-значимые объекты Самары: больницы, приюты, пансионы. Александр Георгиевич Курлин продолжил дело отца - уже в возрасте 22-ух лет он стал купцом первой гильдии, а также вошел в состав совета Общества взаимного кредита и в целый ряд попечительских советов и комитетов.)
   Александр был влюблен. Легкая, воздушная, прекрасная, словно фея красавица Александра, внебрачная дочь купца Журавлёва, очаровала Курлина. Ей было всего 16, когда они обвенчались в Успенской церкви. Через год у Курлиных родилась дочь Лидия, но умерла не дожив до полутора лет. Чтобы утешить молодую жену, отвлечь её от тяжёлых мыслей, боготворивший её Александр решил построить для Сандры дом, да не обычный, а такой, чтобы под стать супруге - изящный, воздушный, сказочный. Для этого он пригласил архитектора Александра Зеленко, известность которого распространялась тогда далеко за пределы Самарской губернии.

xVT148sLElk.jpg?size=2560x1707&quality=9

   Дом был закончен в 1903-ем году и стал одним из первых в Самаре представителем стиля модерн. Он был не только красив и не похож на другие самарские купеческие усадьбы, он был оснащен самыми прогрессивными и новомодными для того времени приспособлениями: в нём были водопровод, вентиляция, электричество, отопление и даже один из первых в городе телефонов. Говорят, перед домом, не торопясь, прогуливались прохожие, и извозчики придерживали лошадей, давая возможность пассажирам полюбоваться творением Зеленко.

YWGxBbQPoXc.jpg?size=2560x1707&quality=9

   Красавица Сандра обожала светскую жизнь, любила блистать, была гостеприимной хозяйкой. Она водила дружбу с людьми творческими - артистами, музыкантами. Конечно же, она не смогла оставить без внимания визит в Самару Фёдора Шаляпина - после концерта пригласила его к себе в гости, в этот особняк.
    Но к сожалению, прекрасный дом, в котором Александр и Сандра надеялись прожить долгую и счастливую жизнь, не долго их радовал. Всего через 4 года тяжёлая душевная болезнь подкосила молодого ещё и физически здорового мужчину. Злые языки шептали, что это безудержная ревность к ведущей чересчур яркую и насыщенную светскую жизнь Сандре довела Курлина до сумасшествия. После года, проведенного в больнице, он был признан недееспособным, а все заботы по содержанию дома и даже по управлению бизнесом легли на хрупкие изящные плечи супруги. Ещё через несколько лет Курлина не стало.

jAoMWcM1-io.jpg?size=2560x1707&quality=9

    Сандра же дожила до почтенного возраста, но вдали от дома, что с такой любовью построил для неё муж. Сразу после революции она уехала в Москву, где остаток жизни прожила в коммунальной квартире, а особняк на улице Саратовской (нынешней Фрунзе) был национализирован, как и загородный дом Курлиных. Он много раз менял хозяев и назначение: здесь в разные годы располагались инспекция труда, музей, детский сад и даже посольство Швеции в годы Великой Отечественной войны.
    Ничего от обстановки (мебели, предметов интерьера, портьер), некогда принадлежащей Курлиным, здесь сегодня не осталось. Только стены, пол, потолки, бережно отреставрированные в начале уже века 21-го. В 2012 году в доме Курлиных открылся Музей модерна. Сегодня на первом этаже воссозданы несколько комнат с обстановкой - такой, какой она могла бы быть в начале 20-го века у хозяев-приверженцев стиля модерн. Холл, в который попадаешь через парадную дверь, окружают несколько комнат.
    Будуар хозяйки - светлый, воздушный, романтичный, украшенный цветочными орнаментами на стеклах витражей, на стенах:

V1qy5dQY_FY.jpg?size=1440x2160&quality=9

На потолке рельефное изображение парящей на крыльях нимфы, считается, что мастер изобразил саму Сандру, равно как и на барельефе с женской головкой, украшающем фасад здания:

nvmtxPnTKl0.jpg?size=2560x1707&quality=9

Над входной дверью - чудесное мозаичное панно, потолок по периметру украшен лепниной с цветочными орнаментами:

a8oCBnfTSD8.jpg?size=2560x1707&quality=9

Мебель, предметы интерьера рубежа 19-20 веков подобраны так, чтобы показать, как могла бы выглядеть комната молодой женщины, оформленная в стиле модерн: цветочные орнаменты, формы, далекие от классических прямолинейных:

QYo3BOc7Rh0.jpg?size=1440x2160&quality=9

DyI2QGfnIvw.jpg?size=2560x1707&quality=9

9RgHhjMF9Bs.jpg?size=1440x2160&quality=9

cf--IwS_tVI.jpg?size=2560x1707&quality=9

LnKZ81AgEbM.jpg?size=1440x2160&quality=9

i1v_WidWO5Y.jpg?size=2560x1707&quality=9

Кабинет хозяина дома более строгий, хотя тоже наполнен светом и воздухом от нескольких больших окон. Благородное дерево, сдержанные тона под стать серьёзному статусу главы семьи. Но снова непрямолинейность, снова витиеватые украшения...всё это не даёт забыть о том, что в стенах этого особняка повсюду царствует модерн:

7T-kOFQKVv4.jpg?size=2560x1707&quality=9

ORswnGX3qZs.jpg?size=2560x1707&quality=9

Фотографии из архивов всей большой семьи Курлиных, но Сандры и Александра не много. И нет фото в интерьерах дома, хотя Александр Курлин страстно увлекался фотографией. При реставрации здания сотрудники музея пытались найти хоть что-то, что помогло бы восстановить интерьеры, но увы. Куда делись архивы Александра и Сандры. То ли уничтожены, когда хозяйка покинула дом, то ли забрала она их с собой... и где они теперь? Долгое время существовала легенда о том, что с приходом большевиков Александра уехала за границу, увезя с собой все семейные записи и фото, там повторно вышла замуж. Но сейчас доподлинно известно, что всё это время она жила в Москве.

S8WGf6yfDOg.jpg?size=2560x1707&quality=9

Перед смертью Сандра Курлина передала соседке по коммуналке единственную вещь, сохранившуюся от прошлой красивой и беззаботной жизни - хрустальную печать мужа. Соседка привезла её в самарский музей, и на сегодня это единственная вещь в стенах этого дома, действительно принадлежавшая Курлиным. Однако, сотрудники музея не теряют надежды однажды отыскать и архивы с семейными фото:

Z9Q1y_Gbhy8.jpg?size=2560x1707&quality=9

Bz2gFWTzTjw.jpg?size=1440x2160&quality=9

0zKgzCm-zIk.jpg?size=1440x2160&quality=9

Строгую монохромность мужского кабинета разбавляет облицованный яркой глазурованной плиткой камин:

yOhzmIBLJDQ.jpg?size=2560x1707&quality=9

Красота в деталях:

lGBPbX2qgYw.jpg?size=2560x1707&quality=9

hDQGcV06OC4.jpg?size=1440x2160&quality=9

untNv91Ta8Q.jpg?size=2560x1707&quality=9

nhklbW8dsCg.jpg?size=2560x1707&quality=9

BsLtrjUh8-U.jpg?size=2560x1707&quality=9

Напротив кабинета  - гостиная, где сейчас установлены ряды стульев для зрителей и рояль: здесь проходят концерты. Комната со множеством окон, светлая, создающая легкий, слегка даже праздничный настрой. Невероятно красивые цветочные мотивы оформляют потолок:

MrsB67HA8sA.jpg?size=2560x1707&quality=9

3hE3bO_EXhI.jpg?size=2560x1707&quality=9

xgdRl184euY.jpg?size=2560x1707&quality=9

3MM37zdf7NY.jpg?size=2560x1707&quality=9

Гостиная сообщается со столовой - комнатой меньшего размера и более темной. Рельефная штукатурка на стенах, балки на потолке создают сходство то ли с гротом, то ли со средневековой таверной. Дверь в углу предназначена для прислуги, выносящей блюда с угощениями к столу, и открывается в обе стороны, достаточно чуть толкнуть с какого-нибудь краю.

I_lIP0DGXpw.jpg?size=2560x1707&quality=9

Сегодня здесь расположились несколько посудных шкафов у стен с образцами посуды 19-го века и обеденный стол:

kyNoovZWLqY.jpg?size=1440x2160&quality=9

Потолочные балки завершаются масками мифических существ:

9aw7NWw3eUA.jpg?size=2560x1707&quality=9

На стене, примыкающей к гостиной, еще один камин, выполненный в том же стиле, что и в кабинете:

aendk0sE_OU.jpg?size=1440x2160&quality=9

Рядом с ним на стене изразец с изображением Берендея - реплика с произведения М.Врубеля:

NRHYJg1JrkU.jpg?size=1440x2160&quality=9

BKqmjreWdM8.jpg?size=2560x1707&quality=9

rEDbdWMrbfw.jpg?size=1440x2160&quality=9

kLbeo076BDo.jpg?size=2560x1707&quality=9

7BX2-2gi9yE.jpg?size=2560x1707&quality=9

K6vqN_DfAmk.jpg?size=2560x1707&quality=9

На второй этаж и в подвальные помещения ведут кованые лестницы. Помимо интерьеров, можно посмотреть временные выставки:

340SIqYlsvw.jpg?size=2560x1707&quality=9

В подвале, например, во время моего визита располагалась выставка "Призраки нового прошлого". Задумка автора состояла в том, чтобы на одном пространстве разместить вещи-призраки, те, что когда-то имели важное значение в жизни человека, но устарев, не используются современным человеком, разве что как музейный экспонат (самовары, ручная машинка для производства монпансье), а также те, что уже сейчас не особо востребованы, по сути мусор, но кто знает, быть может через пару десятков лет и они станут музейным экспонатом, и глядя на них, будущее поколение людей будет пытаться понять, как и чем жили мы. Описание выставки говорит, что автор - художница на открытии наблюдала за посетителями, пытавшимися понять задумку, концепцию, и рисовала их глаза, полные удивления, понимания или сарказма. И теперь эти глаза смотрят со стен музейного пространства.
   А вот дальняя стена изрешечена пулями. Её не стали реставрировать, оставив как память о том, что в 1918-ом в этом здании разместились на некоторое время захватившие Самару белочехи. Вероятно, следы от пуль на стене - доказательство проводимых в подвале дома Курлиных. Не понять только, кто и кого. То ли белочехи захваченных большевиков, то ли наоборот, отбившие обратно город красные расстреляли здесь захваченных в плен белочехов. В любом случае, следы трагедии и человеческой жестокости:

JVKHB_VAcS0.jpg?size=2560x1707&quality=9

На первом этаже в одной из комнат разместилась интересная выставка "Бремя модерна". Интерьеры советских 60-ых, а на стенах фотографии и рассказы людей, живущих по воле судьбы или по собственному выбору в старых домах рубежа 19-20ых веков. Размышления на тему: "Что есть проживание в таком доме - бремя или счастье? Влияет ли дом на жильца или всё же человек на него больше?" Интересно было почитать, и захотелось пройтись по этим и другим адресам, полюбоваться на наиболее яркие представители самарского модерна. Что-то увидеть удалось, но по большей части, конечно, снова не хватило времени и терпения в невыносимую жару. Однако, нужно в следующий раз... пока эти дома ещё живы.

fw4Pcj-uFNs.jpg?size=2560x1707&quality=9

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...