БЫЛ У САМОЙ ГЛАВНОЙ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ: В АЛУЛЕ-ХЕГРЕ (11.01.2023)
Меня давно интересовали ранние королевства Аравии, которые появились совсем не на пустом месте, ведь им предшествовала долгая и сложная история обществ III-I тысячелетий до нашей эры. В Аль-Улу (Алулу) меня влекли, прежде всего, руины древнего города Мадаин-Салиха, постройка которого датируется примерно рубежом нашей эры. Некогда он назывался Хегра и был центром Набатейского царства (да-да, также, как и знаменитая Петра!), а также ключевым пунктом караванной торговли. В самой Хегре сейчас уже раскопан комплекс из 111-ти скальных захоронений, а также довольно сложные гидротехнические сооружения.
И именно здесь археологи обнаружили древнейшее человеческое захоронение... Благодаря детским костям, покоившимся на протяжении более, чем 78 тысяч лет в одной из пещер.
Караванная торговля через Аравию - это, прежде всего, Путь благовоний (или Ладанный путь). Свидетельства использования благовоний в государствах Междуречья и Средиземноморья относятся еще ко II тысячелетию до нашей эры. Но проблема была в том, что источники благовоний (ароматические смолы) находились довольно далеко от этих мест. Основным производителем столь нужного сырья тогда был остров Сокотра в Индийском океане ( сейчас он принадлежит Йемену, и я никак туда не добересь из-за отсутствия в туре русскоязычного гида), на что указывают античные источники (в первую очередь Диодор Сицилийский).
Основная транспортная артерия для доставки товара в места его конечного потребления пролегала как раз через Аравийский полуостров, конкретно - через оазисы Аль-Ула и Хайбар. Частично Путь благовоний совпадает с дорогами, отмеченными рядами погребений. Это может быть случайным совпадением - просто здесь самые удобные места для передвижений. А, возможно, и вторичное использование погребальных комплексов, о которых я хочу рассказать далее, связано именно с торговлей: в старые гробницы подзахоранивали людей, умерших во время пути.
Прибыв из Хургады на лайнере в саудовский порт Джедда понял, что из-за начавшегося хаджа я, не мусульманин, никак не смогу прорваться в Мекку. Визит в Медину у меня был намечен на следующий день. Сам же город Джедда, хоть и древний, но большого исторического интереса для меня не представлял. Зато могла бы осуществиться давняя мечта попасть в Алулу. Заболел я этой мечтой после второго посещения непревзойденной, божественной иорданской красавицы Петры - некогда столицы Набатейского царства. Лететь на экскурсию надо было на частном самолете с русскоязычным гидом, но была беда с саудовской визой. Совсем не от того, что ее у меня не было, а нужна была распечатанной эта виза... Поэтому требовался необходимый запрос по Интернету, которого у меня в море не было, затем где-то эту визу следовало распечатать; и все это возможно было сделать лишь за сутки до прибытия в Королевство. Оформлять же эту экскурсию надо было только при наличии распечатки визы минимум за трое суток. Кроме того, если бы я оформлял ее в своем Кисловодске, то стоимость ее обошлась мне в 599€. Здесь же, на корабле она была увеличена до 699€, плюс требоволась какая-то дурацкая страховка в 70€. Но, но, но, я нашел выход из создавшегося безнадежного положения - отыскал на лайнере "решалу", которому я ооооочень понравился, посидев и поболтав с ним за хорошим напитком. Таким образом, распечатка визы у меня была раньше всей группы на сутки, стоимость экскурсии снижена до 599€ и проигнорирована страховка. В Алулу я улетел рано-рано утром!!
Гулял по городу кае по лабиринту с древней историей на каждом шагу. Когда-то это была шумная цивилизация, осмотрел несколько десятков плотно упакованных кирпичных и каменных домов, многим из которых более 2.000 лет; теперь они превратились в заброшенные руины, разрушающиеся под жарким солнцем пустыни.
Город-крепость Аль-Ула был основан в VI веке до нашей эры в качестве оазиса в пустынной долине с плодородной почвой и большим количеством воды. Он располагался вдоль сети маршрутов, которая облегчала торговлю пряностями, шёлком и другими предметами роскоши через Аравию, Египет и Индию.
Она стоит на месте библейского города Дедан и была основана древним североаравийским королевством Лихьян, которое правило этими местами с V по II век до нашей эры.
Большинство оригинальных домов в старом городе перестраивались на протяжении веков, но среди руин сохранилось много остатков традиционной арабской архитектуры. Некоторые из старых камней, использовавшихся в фундаментах зданий, были взяты из древних руин, и на них всё ещё есть надписи эпохи Лихьян. Заброшенный город также имеет религиозное значение: мусульмане верят, что Мухаммед прошел через Аль-Улу, расположенный примерно в 380 километрах к северу от священного города Медина, в 630 году нашей эры, когда он шёл на битву под Табуком между арабами и византийцами.
После реконструкции в XIII веке старый город Аль-Ула был заселён до наших дней, пока стесненное пространство и плохая инфраструктура не перестали соответствовать стандартам XX века и жители оставили его, переехав в соседний новый город с таким же названием. Последняя семья покинула город в 1983 году, а последняя служба в мечети состоялась через два года, в 195 году.
Посетив Аль-Улу, я оказался как бы совершенно одни в руинах древней цивилизации, наслаждаясь тишиной и представляя, какой была жизнь на извилистых улицах, когда в хижинах из глиняного кирпича жили сотни людей.
К сожалению, посетители не смогут получать этот опыт долго. С течением времени глиняные хижины Аль-Улы всё больше разрушаются. Несмотря на усилия правительства Саудовской Аравии по восстановлению старого города, возможно, вскоре Аль-Ула превратится в пыль. Да, я видел жалкие потуги ее реставрации и удивлялся, как такое богатецшее государство может наплевательски относиться к этому историческому чудо-памятнику.
Теперь про впечатления от Хегры (Мадаина-Салиха), доисламского места раскопок. Этот комплекс состоит из 130 массивных скальных гробниц и сопутствующих сооружений. Во времена расцвета Набатейского царства в первом веке нашей эры эти места были включены в состав Римской империи. Один из самых выдающихся образцов строительства гидротехнических сооружений того времени, а также ценнейшее историческое наследие, сохранившееся до наших времен.
В период своего расцвета королевство Набатейцев простиралось от столицы Петры, нынешней территории Иордании, вглубь Аравийского полуострова. Мадаин-Салих достиг своего пика, как главный перевалочный пункт между торговыми маршрутами севера и юга.
После захвата римлянами в 106 году нашей эры эти пути торговли переместились от сухопутных на Аравийском полуострове к морским, пролегающим через Красное море. Таким образом, город Хегра, к которому относился Мадаин-Салих, стал терять свою значимость и постепенно приходить в упадок.
История Хегры и погребального комплекса от упадка в период Римлян и до появления ислама остается неизвестной. Лишь иногда эти места посещали редкие путешественники и паломники Мекки. Город служил станцией религиозного маршрута и обеспечивал поставки воды для паломников.
Набатейское королевство было расположено не только на перекрестке торговли, но и культуры. Это отражено в стилях оформления фасадов Мадаин-Салих. Здесь я увидел стилистические элементы Ассирии, Финикии, Египта и эллинистической Александрии. Все это объединилось в один единый стиль. Есть тут и следы римского вмешательства. В отличие от искусно украшенного фасада, интерьеры вырезанных в скале структур очень просты и серьезны.
Мадаин-Салех, предположительно, назван в честь пророка Салеха, посланного Талмуду. Впрочем, доподлинно подтвердить археологическими доказательствами присутствие людей Талмуда в Мадаин-Салех так и не удалось. Хотя некоторые исторические документы однозначно указывают, что люди Талмуда действительно жили в северо-западной части Аравийского полуострова, начиная с VIII века до н.э. до III века уже н.э.
Люди селились в Хегре по двум причинам - в тяжелых условиях пустыни именно здесь в изобилии была вода, а местные земли отличались небывалым плодородием.
Первые научные исследования, посвященные набатейцам (кочевым арабским племенем из Аравии) - жителям Мадаина-Салеха - относятся к трудам Чарльза Доути, одного из самых знаменитых путешественников по Востоку, который исследовал Мадаин-Салех в течение 1876-1877 годов. Вскоре после него ученые с энтузиазмом приступили к обширным здешним археологическим раскопкам. Они досконально изучали местность и исторические памятники, а также делали съемку и копии текстов на различных языках. Так началось раскрытие одной из самых больших загадок древности на территории Саудовской Аравии - Мадаин-Салех.
Собственно говоря, Мадаин-Салех - одна из частей большого археологического объекта Аль-Хиджр. Комплекс включает в себя более ста скальных захоронений, датируемых I веком до н. э. - I веком н.э, а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древней Хегре, которая была центром караванной торговли. Интерес для историков представляют около 130 прекрасно сохранившихся захоронений и около 50 надписей на скалах, относящихся к еще более древнему (донабатейскому) периоду. Сам комплекс состоит из трех основных частей: жилых зданий, храмов для богослужения и кладбищ. В Мадаин-Салех также хорошо сохранились древние стены, башни и водохранилища. Развалины, ставшие предметом археологического интереса, относятся историками к тому же периоду, что и развалины древнего иорданского города Петры. Все это - свидетельства мастерства древних мастеров-архитеторов и гидротехников.
Фрагменты каменных статуй с расплывчатыми и грубыми чертами лица; каменные рельефы с изображениями животных; зубчатые фасады гробниц и святилищ прямоугольной формы; монументальные, богато украшенные надгробные памятники - все это представляет интерес не только для историков и археологов, но и для таких туристов как я, желающих соприкоснуться с древней жизнью загадочного и самобытного народа - набатейцев.
Здорлво, что Правительство Саудовской Аравии, наконец-таки, открыло когда-то благополучный древний город Хегра, пребывавший в забвении почти 2.000 лет, для посещения туристов. Я легко заметил, что высеченные в скалах сооружения в Хегре похожи на более известный мне город Петру, расположенный в нескольких сотнях километров к северу. Хегра был вторым после Петры городом Набатейского царства, н он не менее интересен и хранит ключи к разгадке тайн древней цивилизации.
Не зря наследный принц Саудовской Аравии сделал ставку не только на нефть, но и на туризм как новый источник дохода (в настоящее время нефть приносит 90 процентов экспортных поступлений страны и составляет около 40 процентов ее ВВП). В 2016 году Мухаммед ибн Салман Аль Сауд провозгласил, что его государство в ближайшие два десятилетия должно превратиться в глобальный центр торговли и туризма, соединяющий Африку, Азию и Европу.
Привлекательность Хегры заключается в том, что город практически неизвестен иностранным туристам, несмотря на его сходство с Петрой, где сейчас принимают почти миллион посетителей в год.
Набатеи были королями пустыни, превратившимися в крупных купцов, державших под своим управлением торговые пути благовоний и пряностей, проходящие через Аравию и Иорданию в Средиземное море, Египет, Сирию и Месопотамию. Караваны верблюдов, груженные грудами душистого перца, имбиря, сахара и хлопка, проезжали через Хегру, провинциальный город на южной границе государства.
Трудность знакомства с набатейцами заключается в том, что они оставили после себя мало информации из первых рук. Большая часть того, что мы о них знаем, почерпнута из документов чужаков: древних греков, римлян и египтян.
Как и Петра, Хегра - это метрополия, превратившаяся в некрополь: большинство сохранившихся сооружений, которые я увидел, являются гробницами, а большая часть архитектурных остатков города ждет раскопок или уже потеряна, в буквальном смысле, в песках времени.
Какими бы малоизвестными набатейцы ни казались нам сейчас, они были древними первопроходцами в архитектуре и гидравлике, использовавшими пустынную среду в своих интересах. Дождевая вода, стекавшая со скалистых гор, собиралась для последующего использования в резервуарах. Естественные водопроводные трубы были построены вокруг гробниц, чтобы защитить их фасады от эрозии, которые хорошо сохранились через тысячи лет после их строительства.
Что меня радует, гробницы в Хегре находятся в гораздо лучшем состоянии, что позволяет посетителям поближе познакомиться с забытой цивилизацией. Классическая греческая и римская архитектура повлияли на строительство, и многие постройки включают в себя колонны с капителями, которые держат треугольный фронтон над дверным проемом. Сфинксы, орлы и грифоны с распростертыми крыльями - важные символы греческого, римского, египетского и персидского миров - угрожающе парят над входами в гробницы, чтобы защитить их от незваных гостей. Другие охраняются медузоподобными масками, из которых вьются змеи, похожие на волосы.
Этот стиль называют арабским барокко. В нем прослеживается смесь месопотамского, иранского, греческого, египетского влияния. Набатейцы заимствовали из разных мест и создавали свои уникальные шедевры.
Процветание Хегры длилось до 3 века нашей эры. Торговые пути изменились, и караваны перестали проходить мимо. Это привело к упадку. Окончательно Хегру забросили в Средние века, и только во время Первой мировой войны Османская империя создала на этом месте форт...
На этом закончу описание виденного! Скажу лишь одно, добиратьсч туда не просто, но оно стоит любых усилий!!
- 5
1 Комментарий
Рекомендуемые комментарии