ФРАКИЯ И ТУРЕЦКИЙ ГОРОД ЭДИРНЕ (21.05.2023)
1. До этого дня я пять раз прилетал в Стамбул и каждый раз очень хотел побывать в европейской части Турции. Но дальше западной части Стамбула так и не получалось уехать...
Меня давно интересовала многовековая история района Мраморного моря, являющегося естественной зоной соприкосновения Запада и Востока, которая оставила в память о себе огромное количество интереснейших следов, каждый из которых достоин носить гриф «обязательно посмотреть» или «нельзя пропустить». Такими символами эпохи в районе Мраморного моря являются три города, которым в разное время доводилось быть столицами Османской империи — Стамбул, Бурса и Эдирне, а также одно из самых прославленных мест на земле — Троя.
Тракия - историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года , разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией, которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона - Константинополем.
В географическом центре Фракии находится важный транспортный узел - турецкий город Эдирне (исторический Адрианополь ), куда я и устремился. В современном регионе проживают около 13 млн человек, в том числе около 10 миллионов турок, около 1 миллиона болгар и 0,2 млн греков.
Главная водная артерия региона - река Марица или Эврос, по которой проходит государственная граница между Грецией и Турцией. На востоке области находятся горы Странджа. Климат прибрежного региона - субтропический средиземноморский, во внутренних районах умеренный.
Древнейшая Фракия - регион традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии (самого северного региона древней Эллады, простиравшейся вплоть до Скифии), охватывала бассейны Мраморного , Эгейского и Чёрного морей. В древности была заселена в основном фракийцами, по имени которых и получила свое название; по морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось на берегу пролива Босфор и получило название Византий - стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию. Богатства Византия привлекают сюда римлян. Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. э. Затем, в 330 году н. э., в город Византий на берегу Босфора переносится и столица Римской империи, переименованная в честь императора Константина - Константинополь. Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи.
В конце ХIХ - начале ХХ веков Фракия стала ареной ожесточённых сражений, когда революционные силы угасающей Османской империи пытались отстоять Константинополь от нападений греческих и болгарских войск. Так развернулась кровопролитная борьба за Фракию. Параллельно ей происходила также и борьба за Македонию. В обоих случаях сильно пострадало местное болгарское население, составлявшие относительное большинство до города Любомир (Милетич описал события тех лет в своей книге "Разгром фракийских болгар 1913 года").
Население Восточной Фракии, как и Фракии вообще, в Средние века было преимущественно греко-славянским, хотя с конца VII века греческое влияние в регионе постепенно ослабевало и славяне численно преобладали практически во всех внутренних регионах области, составляя и значительную долю населения городов, в особенности Одрина (Эдирне). После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году славяне становятся основной этнической группой региона. После турецких нашествий XIV-XV веков к ним добавился и мощный тюркский элемент, постепенно наращивавший своё присутствие в регионе в первую очередь за счёт ассимиляции оставшихся греков и отчасти болгар. В настоящее время население Восточной Фракии представлено почти исключительно турками, имеется значительная, но уже исламизированная цыганская община. При этом значительное количество тюркско-мусульманских меньшинств сохраняется в соседних регионах Греции и Болгарии.
2. Древний Андрианополь, судя по карте и положению раскопанной стены на местности умещался примерно на половине площади современного Эдирне в излучине реки Тунич. Укрепления представляли собой римскую стену II века н.э. и последующие укрепления византийского периода, когда город и его окрестности были постоянным местом войн между Византией и Болгарским царством. Башня, несколько излишне реставрированная турками, была также возведена в византийское время.
Внутри стен - рабочий район с остатками керамических мастерских и местом пожароопасного обжига керамики (поэтому их старались поселить в стороне), фундамент обычного византийского храма-трехапсидки (люблю сравнивать различия между римской и византийской манерой сложения стен!)
Особо не задумываясь я полез во внутрь, а когда вылазил обратно, то обнаружил что калитка на лестнице закрыта, но никаких запрещающих табличек не было. Дремлющий в своей будке охранник тоже не обратил на меня никакого внимания. Внимание привлекла печь для обжига керамики...
В восточно-христианском мире естественным считалось иметь церкви на квартал, поэтому обилие храмовых сооружений казалось зашкаливающим. Осмотрел ряд мечетей.
Средневековый имперский период представляют пять мечетей, Эски (построена в 1414 году), Мурадийе (1436), Юч-Шерефели (1447), Беязит II (1488) и самая знаменитая Селимие (1575). Подольше побывал в трех из них; первой по хронологии была Эски, построенная с некоторым запозданием от столичного статуса. Если столицу из Бурсы в Эдирне перенесли в 1361 году, что означало прежде всего важность европейского вектора экспансии, то первую мечеть, достойную столицы, построили только в 1403-1414 годах.
В архитектурном плане Эски напоминала Улу-Джами из Бурсы, прежде всего, многочисленными мини-куполами и открытым внешним пространством равномерно поделенным колоннами с надписями имен всевышнего и прочими образцами турецкой каллиграфии. Но уже сделан переходной шаг от сельджуков к османов в виде центрального купола. Неожиданным стало только то, что Эски оказалась самой темной и запущенной среди всех исторических мечетей, что я посещал в Турции (на стенах и потолке темные пятна как будто подтеков, сама мечеть темная и не чувствуется религиозной атмосферы).
В общем, не очень уютное и немного запущенное место. Это показательно - чуть ли ни первое историческое здание в Турции, явно нуждающееся в ремонте среди десятков других посещенных мест, хорошо показывало "заботу" турецких властей о своем историческом наследии. Ни о каком другом памятнике истории я подобного не могу сказать.
Посетил Юч-Шерефели, построенную незадолго до взятия Константинополя. Ее название связано с новаторством для тогдашней турецкой архитектуры- тремя балконами на минаретах. Более примечательным был тот факт, что в ней впервые был оформлен такой элемент турецкой религиозной архитектуры, как внутренний дворик. Я до этого читал, что впервые окруженный портиками квадратный двор (харим) был построен в мечети Баязида в Стамбуле. Но в этой эдирнской мечети подобный дворик был построен раньше. Сама мечеть на местности поставлена как-то угловато (никак не мог найти точки, откуда ее можно было снять целиком).
Во внутреннем дворе, как и положено, был фонтанчик для омовения и колонный двор. Яркие краски в оформлении отражали сохранившийся стиль XV-XVI веков (в Стамбуле он применялся для хронологически ранних больших мечетей).
Внутри, как и везде в турецкой провинции, полная демократичность; хочешь - молись, хочешь - фотографируй. Изнутри мечеть выглядела куда большей, чем снаружи, за счет полной освещенности и обилию открытых пространств.
Да, в Эдирне было, что посмотреть, если интересуешься темой. Но все приезжают именно ради этого шедевра исламской архитектуры.
Дальше, на холме меня "ждала" Селамие, которую сам Синан считал вершиной своего творчества. Накрапывал дождь, но в хорошую погоду ею можно любоваться практически бесконечно. Художественная композиция мечети заключена в сужающихся кверху ярусах, переходящих плавно в купольную полусферу, такая же пирамидальность свойственна и его стамбульским работам. Всю архитектуру пронизывает ритм горизонтальных и вертикальных линий. Плоскость стен визуально поделена арками по горизонтали, в каждую из которых вписаны ярусы окон. Выступы, расположенные между арками и поднимающиеся ступенчато вверх, завершающиеся восемью башенками с шатрами, визуально делят массив мечети по вертикали, и одновременно служат контрфорсами для поддержки купола. Башенки, гармонирующие с четырьмя самыми высокими в Турции минаретами (83 метра), создают основной акцент всего окружающего пейзажа и подчеркивают внушительность масштаба постройки.
По архитектурному канону, внутри был построен дворик с колоннадой и фонтаном, но путь через него пролегал через торговую галерею (совсем как в стамбульской Лалели).
Мечеть представляла собой квадрат с большим куполом в центре, опирающийся на восемь массивных колонн, между которыми находятся широкие галереи. Образованная колоннами гигантская ротонда «вписана» в квадрат стен так, что всё пространство сливается в одно целое, как будто сооружение скрадывает углы. Богатая на краски отделка стен и яркое освещение всего этого великолепия сквозь многочисленные окна, расположенные в несколько ярусов, придаёт всей этой громаде воздушность, взмывающую к куполу.
Внутри - полная свобода, и более того - это единственная из посещенных мною мечетей в Турции, где пускают на второй ярус с балкончиками, первоначально предназначенными для молитв прихожанками. Там и сейчас молятся женщины, но куда больше туристок, которые щелкают себя и все вокруг. С балкона мечеть предстает в особо красивом обзоре.
Наверное, это одно из самых красивых зданий на свете, соединяющее талант архитектора и эффектность географического положения на холме. Показательно, что даже войны на Балканах в XIX-XX веках, прокатившиеся по городу, не затронули этот объект Всемирного наследия. Кроме того у мечети, что традиционно для подобных построек, были помещения для больницы, школы, библиотеки и хаммама, а также медресе. Сейчас там открыт ряд экспозиций показывающих средневековый быт и документы повседневной жизни османской империи.
В остаток времени до встречи с группой я погулял по старым улочкам Эдирне, разглядывая сохранившиеся старые домики. Рано или поздно, но они уйдут навсегда; сейчас главная улица Эдирне - вполне современная со строениями из стекла и бетона. Много чего вкусного нашел на главной туристической улочке Сарачлар (там власти организовали нечто вроде старого Арбата, расставив через каждые тридцать метров всевозможные скульптуры, на фоне домиков-скворечников чуть ли не XIX века). Рядом болгарская граница, поэтому встречал много надписей по-болгарски, очень смешных на-русский лад. Некоторые домики можно было фотографировать бесконечно (они готовы развалиться, если снять оттуда вывески)...
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
- 2
3 Комментария
Рекомендуемые комментарии