Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж
  • записей
    255
  • комментариев
    75
  • просмотров
    126 514

Нижний Тагил. Музей истории техники "Дом Черепановых". Свердловская область.


itech

332 просмотра

Одними из тех, кто прославил Нижний Тагил своими достижениями, являются изобретатели первого российского паровоза, отец и сын Черепановы. Этот особняк, в котором сейчас расположился музей истории техники "Дом Черепановых", в середине XIX века принадлежал Мирону Ефимовичу Черепанову. Обветшавшее было здание отреставрировали и вот уже около 20 лет здесь находится музей.

20220716_161007.jpg

20220716_173942.jpg

Вот этот макет в натуральную величину первого российского паровоза стоит в саду музея. Черепановы не изобретали паровоз, а построили паровую машину превзошедшую английскую Джорджа Стефенсона, добавив туда реверс.

20220716_174107.jpg

20220716_173906.jpg

При входе в музей первым делом бросаются в глаза деревянные макеты выдающихся зданий города. Среди них Дом механиков Черепановых, здание горнозаводской конторы и разрушенная в советское время Выйско-Никольская церковь, ставшая усыпальницей Демидовых. Это работы нашего современника, Ивана Треноженко.

20220716_161443.jpg

20220716_173828.jpg

20220716_161148.jpg

Дальнейший осмотр экспонатов музея проводился экскурсоводом музея, его рассказ был очень интересен и мы с удовлетворением слушали его рассказ и показ работы некоторых механизмов. На следующем фото макет грузового паровоза 1946-1956 гг

20220716_161814.jpg

У того, первого паровоза 1834 года были разные диаметры колёс. Позже Мирон Черепанов построил паровоз с колёсными парами одинакового размера. 

Черепанов на своем паровозе. Копия с картины И.А Владимирова , 1956г

20220716_161858.jpg 

В музее множество диковинных вещей. Уникальные артефакты находятся на втором этаже. В первую очередь обратим внимание на астрономические часы. Их создал выдающийся изобретатель Егор Григорьевич Кузнецов (Жепинский). Егор Григорьевич придумал множество механизмов для облегчения труда горняков и повышения качества продукции. В их числе рудоподъемная и водоотливная машины, ножницы для резки металла, водяная плющильная машина или, говоря современным языком, прокатный стан. Почти всю свою жизнь Егор Кузнецов был крепостным Демидовых. Он потратил 20 лет жизни — с 1755 по 1775 годы — чтобы построить уникальные астрономические часы.

20220716_163136.jpg

Часы состоят из двух частей. На лицевой стороне мастер поместил циферблат часов, стрелочный календарь, окошки для показа положения солнца и фаз луны. Под циферблатом часов мастер расположил святцы. В особом окошке появляется имя святого, чей праздник отмечают в этот день. Вторую часть часов называют театральной. Это модель молотовой фабрики с кузнецом, горном, молотом и наковальней. Когда часы начинали бить, фигурка кузнеца брала заготовку железа и клала её на наковальню.

20220716_163148.jpg

Мастер сделал уникальные часы в надежде, что Никита Акинфиевич Демидов даст ему «вольную». Но тот боялся потерять ценного работника и «вольной» не дал. В награду Демидов выкупил кузнецовские часы за большие деньги. До середины XIX века они украшали здание заводоуправления. А в 40-х годах ХХ века их нашли в куче металлолома, предназначенной на переплавку.

20220716_163154.jpg

После неудачи с часами Егор Кузнецов принялся за следующую «игрушку». Он потратил на неё 16 лет с 1785 по 1801 год. Мастер задумал сделать «музыкальные дрожки» — конную повозку с верстомером и органом и подарить её императору. Император Александр I подарок принял и в 1804 году Кузнецова с семьёй освободили от крепостной зависимости. Сейчас "музыкальные дрожки" находятся в Эрмитаже, а это - его макет.

20220716_163122.jpg

Действующая модель паровоза, изготовлена к 200 летию Е.А. Черепанова 

20220716_163308.jpg

В центре зала стоит велосипед. С ним связана легенда об очередном «первенстве России» в общемировом масштабе. Речь идёт об «изобретателе» велосипеда Артамонове. В СССР культивировалось утверждение, что первый велосипед сделали в России за 30 лет до появления их в Европе. Эта легенда попала в Большую Советскую Энциклопедию 1950-51 годов. Потом было доказано, что изобретателя Артамонова не существовало.

20220716_163514.jpg

Немалая часть экспозиции посвящается создателям первого российского паровоза Ефиму и Мирону Черепановым. Портреты отца и сына написал неизвестный художник. Достижения Черепановых в первую очередь связаны с активной деятельностью Фотия Ильича Швецова (вспомните "Дачу Демидовых", ведь это был изначально его дом). Именно он подвигнул отца и сына заниматься не только прямыми обязанностями, но и созданием новых механизмов. Ефим Черепанов в 1824 году сконструировал паровую машину мощностью примерно в одну лошадиную силу. По рекомендации Швецова Мирон и его двоюродный брат Аммос Черепанов побывали в Англии и увидели первый в мире паровоз, а в последствии создали более совершенную машину. 

20220716_163529.jpg

20220716_163542.jpg

20220716_163636.jpg

В следующем зале реконструировали кабинет Ивана Фёдоровича Макарова. Он работал вместе с Фотием Ильичом Швецовым над технологией литья стали и другими металлургическими процессами. На столе лежат различные инструменты: логарифмическая линейка, циркуль и аршин. Рядом стоит чернильница и лежат книги на русском и иностранных языках. Над столом висит портрет Николая Никитича Демидова.

20220716_164625.jpg

В доме Черепановых есть ещё масса интересного: например, макеты железной дороги.

20220716_165453.jpg

Её работу можно посмотреть в этом небольшом видео.

20220716_170059.jpg

20220716_170241.jpg

20220716_171037.jpg

старинные телефоны, ручная телефонная станция 

20220716_171044.jpg

20220716_171149.jpg

На втором этаже действует выставка «Далекое близкое», на которой представлены оборудование и бытовая техника, которая еще не так давно была у нас в квартирах

20220716_171346.jpg

20220716_171553.jpg

20220716_171602.jpg

20220716_171626.jpg

Полтора часа осмотра пролетели незаметно, настолько было интересно. А нам пора возвращаться в Екатеринбург, на посещение других интересных мест Нижнего Тагила (например, "Старого Демидовского завода") у нас не хватило времени.

Изменено пользователем itech

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...