
РОССИЯ, УГЛИЧ. ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ И ТАЙНЫ ПРОШЛОГО (27.04.2024)
1) Как-то все не получалось заглянуть в этот совсем необычный город. Постоянно сманивали Ближний Восток, Индо-Китай и Северная Африка. И вот, долгожданное событие свершилось - я прошелся по территории Угличского Кремля, посетил старинную церковь Царевича Димитрия на Крови и сумел перенестись во времена борьбы за русский престол. Также побывал в действующем Спасо-Преображенском соборе, рассмотрел фрески в итальянском стиле, созданные два столетия назад; поднялся на колокольню и полюбовался прекрасной панорамой Углича и Волги. Убедился, что Углич не зря славится многовековой и богатой на события историей. Узнал от весьма авторитетного гида Дениса, кто и при каких обстоятельствах основал город, как он выглядел несколько столетий назад и какие знаменитые люди его посещали. Кроме того, "раскрыл" секрет названия Углича и услышал две версии убийства последнего потомка Рюриковичей. Ощутил царящее в городе спокойствие и узнал о местных традициях, обычаях и менталитете его жителей.
2) Катаясь по
Ярославской области посетил небольшой городок, в котором сегодня проживает порядка 31-ой тысячи человек; при этом, ежегодно сюда приезжает около полумиллиона туристов (!) У меня, как и у многих других, путешественников Углич ассоциировался, прежде всего, с местом трагической гибели царевича Димитрия, сына Ивана Грозного и его шестой жены Марии Нагой, за которой последовало Смутное время с его Лжедмитриями, польско-литовской интервенцией и захватом Москвы. Однако Углич оказался интересен не только тем, что его называют городом на крови, здесь находится одно из старейших каменных зданий в России. Россмотрел колокол, который сначала отправили в ссылку в Сибирь за "плохое поведение", а потом с помпой вернули обратно. Еще Углич считается "родиной колбасы", а в самом центре города я видел необычный музей, посвященный тюремному искусству. Одним из самых ярких впечатлений у меня стали рыбаки, которые растянулись по берегу Волги на несколько километров на расстоянии не более метра друг от друга. Но вскоре сильно расстроился из-за того, что в местных рыбных лавках, которые я специально искал по отзывам знатоков рыбных изделий в Интернете, не продавалась рыба горячего копчения (разной рыбы холодного копчения, при этом, было много!) Продавец объяснил данный факт каким-то не понятным запретом на рыбалку, но связи с возникшей "проблемой" я так и не уловил.
Одна из главных улиц Углича носит название Ярославской, именно на ней сохранилось немало образцов купеческой застройки позапрошлого века. С Ярославской улицы я свернул к волжской набережной, по пути рассматривая безделушки в бесконечных сувенирных лавках. Совсем рядом с пристанью, куда причаливают круизные теплоходы, находится целая россыпь всевозможных музеев: тут и музей игральный карт, и музей истории велосипедов «Самокатъ», и магазин необычных товаров, и музей тюремного искусства. Этот музей состоит из нескольких залов, один из которых - тюремная камера с двумя сидельцами. Среди экспонатов видел всевозможные заточки, игральные карты, храмы, сделанные из спичек, но самое больше впечатление на меня произвели, конечно, разнообразные фигурки из хлебного мякиша.
Прошелся по главной площади Углича - Успенской: отсюда открывались виды на основные достопримечательности города (например, на мощный Богоявленский собор, который местные жители именуют угличским «храмом Христа Спасителя»); за мостом увидел здание Городской думы, построенное в начале XIX века, в котором сегодня располагается какой-то музей. Собственно, здесь и начинается бывший Кремль Углича (интересно, что на сохранившихся зданиях установлены таблички с нумерацией домов - Кремль 1, Кремль 2 и т.д.) Именно здесь находится одна из самых старых построек города - Палаты Угличских удельных князей 1480 года. Считается, что здесь скончался царевич Димитрий, у которого, по официальной версии, во время игры в «ножички» случился эпилептический припадок, что и стало причиной множественных ранений. Однако в народе всегда считали, что его убили люди, посланные Борисом Годуновым. Как бы то ни было, но через 15-ть лет, в 1606 году, царевича Димитрия канонизировали, перезахоронив останки в Московском Кремле, а в 1692 году на месте гибели восьмилетнего сына Ивана Грозного возвели церковь Димитрия на крови, которая сегодня работает как музей. Один из ее экспонатов - набатный колокол с соседней колокольни, в который звонили, обнаружив тело мальчика. За этим событием последовали массовые беспорядки в городе. Зачинщиков бунта быстро нашли и наказали, а заодно расправились и с колоколом. За «подстрекательство к волнениям» его сбросили на землю, вырвали ему язык и отправили «в ссылку» в Сибирь. Только в конце XIX века «каторжника» вернули в родной Углич.
3) В XVIII-XIX веках Углич был одним из самых богатых городов России: доход местным купцами в основном приносила хлеботорговля, производство изделий из кожи и холстов. А еще Углич - первый российский город, где начали производить колбасу именно в промышленных масштабах. Почему-то считается(!?), что сам Петр I пригласил немецких специалистов, чтобы они показали мастер-класс по производству этого мясного изделия, а большинство учеников оказались жителями Углича. Уже к XVIII веку местная колбаса вытеснила сначала немецкую продукцию с рынка, а потом задвинула московскую и петербургскую.
Несмотря на все перипетии XX века в Угличе сохранилось множество старинных церквей и монастырей, строительство которых в основном финансировали местные зажиточные купцы. Сегодня в городе действует три православные обители. В свой визит в этот город я посетил все их. Побывал и в Богоявленском соборе, на территории которого с 1918 по 1921 училась знаменитая поэтесса Ольга Берггольц. Конечно, не обошел стороной женский Алексеевский монастырь (к нему был такой непримечательный и захламленный подход, что трудно было обнаружить сам монастырь!) и мужской Воскресенский.
В свое время земля, на которой стоит главный собор Богоявленского женского монастыря, принадлежала одному из богатейших купцов Углича Буторину. Он разбил здесь сад. Согласно местной легенде, несколько лет подряд сюда прилетали лебеди, и настоятельница обители попросила купца продать ей участок. Однако землевладелец отказал и в течение следующих нескольких лет наблюдал, как его фруктовые деревья чахнут, загибаются и не то, что не плодоносят, а даже не цветут. В результате Буторин сдался.
Неспешно погулял по второстепенным улицам Углича, часто видел симпатичные отреставрированные домики, помпезные купеческие особняки, наглухо заколоченные строения, полуразвалившиеся здания, которые уже вряд ли можно спасти. К счастью, таковых было совсем немного!!
Рекомендуемые комментарии
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.