Очень жаль, что Вам не понравилась экскурсия на историческом металлургическом заводе в Тагиле. У сотрудников музея историческое образование, но жизнь в городе металлургов накладывает сильный отпечаток, когда повсеместно звучат технические термины.
Старые производства более наглядные из-за своей компактности, современные металлургические цеха – это километры. Давайте кратко поясню что Вам показывали.
Мысль первая.
Чугун и сталь – это не одно и то же. Из-за разного химического состава получаются разные физические свойства. Сталь получают из чугуна, «вытравливая» различные примеси. К примеру, для удаления углерода сжигается огромное количество кислорода. Здесь стоит отметить социально-ответственный поступок наших металлургов в ковидное время, когда они добровольно передавали технический кислород (считается грязным в отличие от медицинского, но это лучше, чем ничего) в реанимации больниц, что приводило к падению объемов производства, но спасало жизни. Современные сталелитейный производства – это целый каскад печей, на выходе из которых получаются разные металлы на основе железа с разными свойствами.
Мысль вторая.
В арсенале каждой хозяйки есть кастрюли, все кастрюли не похожи одна на другую. Одна и та же хозяйка варит один и тот же суп в разных кастрюлях по-разному. Так же и с металлургическими печами: нет двух идентичных печей, каждый мастер на производстве годами привыкает к конкретной печи и легко может «накосячить» на соседней. Очень важную роль играет и руда, поставляемая на завод. Согласитесь, что щи из квашенной капусты и свежей отличаются). По-факту, печь – это огромная кастрюля. Так же как различаются на вкус супы, приготовленные на костре и электрической плите, так же отличается металл из металлургических печей как по своей марке-составу, так и по времени приготовления. Все плавки даже у одного мастера на одной печи каждый раз получаются разные, так же как и у хозяек на кухне: то соли маловато бросили, то картошки сыпанули много. Искусство мастера – это как шеф-повар в ресторане: сварить идеальное блюдо под конкретный заказ для посетителя. Настоящие мастера редки и очень уважаемы.
Мысль третья.
Варка металла ничем принципиально не отличается от готовки супа. Берём высокую ёмкость (печь-кастрюлю), сверху закидываем руду (воду-картошку), пластами по технологии добавляем примеси (соль-перец) и нагреваем. При нагревании руда плавится, металл опускается вниз, в процессе нагревания убираем вредные примеси, как снимаем пенку с супа. Часть примесей (они более лёгкие и плавают на поверхности) можно использовать в дальнейшем, как доменный газ или различные шлаки. Через какое то время получили первичный бульон, который сливается снизу из печи: сталевар делает дырку. Раскаленный металл течёт в какую то емкость, чаще всего спецвагон на железнодорожных путях, который сразу же доставляется в другой цех, либо стекает сразу в другую печь. Производство это цикличное и круглосуточное, потому как если металл остынет в печи, то расплавить его повторно просто не удастся, печь придётся разбирать. И так, сварили курицу. Куриное мясо можно дальше использовать в другой кастрюле, куда закинем лапшу, а куриный бульон можно использовать отдельно. Так же и в металлургии: часть металла отливают в какую то форму и дают застыть, а часть в различных технологиях очистки либо добавления примесей, каскадно плавят в других печах. На выходе получается металл с разными физическими свойствами, в зависимости от состава и заказа покупателя.
Вам сегодня сварить чугун или сталь, щи или борщ? ) Сталь какой марки желаете, суп погуще или пожиже, сколько соли и перца? )