Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

Recommended Posts

Этот небольшой по современным меркам городок фактически стал визитной карточкой Литвы. Взгляните практически на любой путеводитель по этой прибалтийской стране — на обложке с очень большой вероятностью будет красоваться замок с мощными каменными стенами и башнями из красного кирпича, стоящий на острове посреди живописного озера.

 

Тракай иногда называют древней столицей Литвы — это и так, и не так. Тракая на самом деле два — старый и новый. Первоначальный замок, служивший главной резиденцией великих князей, стоял некогда в Старых Троках — это примерно в 4-х километрах от нынешнего Тракая. Замок был разрушен в незапамятные времена в битвах с рыцарями Тевтонского ордена и с тех пор не восстанавливался. Да и сами Старые Троки сейчас представляют из себя небольшую, абсолютно ничем (кроме руин замка) не примечательную деревеньку — если ехать из Вильнюса на электричке — то ее можно увидеть примерно за 4 км до цели нашего путешествия. И именно эта деревенька некогда была столицей могущественного княжества. А замок в Новом Тракае, который стремятся непременно посетить все туристы, был заложен уже в те времена, когда столицей Литвы был Вильнюс. Все даже еще более забавно — замка тоже два — полуостровной (старый) и островной (новый). Впрочем, разница в возрасте между ними небольшая. И именно новый островной замок сейчас и красуется на обложках путеводителей. Так что, вопреки традиционной для многих туристов тяге к старине, туристической Меккой Литвы стал новый замок в новом Тракае. Чтобы окончательно разобраться со старым и новым в истории с этими замками, пожалуй, стоит также сказать, что островной тракайский замок, хоть и был заложен в XIV веке (новый по отношению к своим собратьям, но достаточно старый, если смотреть из XXI века), однако аж три века простоял в виде живописных руин и был полностью восстановлен лишь в советское время. Действительно исторические стены — каменные. Кирпичная кладка — более поздние восстановительные работы.

 

Как сюда попасть? Тракай расположен всего в 28 километрах на юго-запад от Вильнюса и с ним имеется транспортное сообщение по железной дороге. Железнодорожная ветка оканчивается тупиком: справа — небольшое здание станции, слева — большое кладбище. Вот такая вот жизнерадостная картина ожидает путешественников по прибытию. Можно сюда добраться и автотранспортом — от автовокзала Вильнюса регулярно ходят рейсовые автобусы пригородного сообщения непосредственно в Тракай или междугородние — делающие в Тракае остановку. Говорят, что есть еще маршрутки, но мы их не видели. Автовокзал Тракая расположен прямо у основания полуострова, на котором расположен исторический центр, что несколько ближе к основным достопримечательностям по сравнению с вариантом прибытия по железной дороге, да и сориентироватся существенно проще — не заблудитесь. Стоит отметить, что вроде бы небольшое расстояние в километрах на самом деле обманчиво — все зависит от автобуса на котором Вы поедете — нам попался пригородный рейс, который вез нас более часа, останавливаясь на каждом углу в каждой деревеньке по дороге. Причем от начальной до конечной остановки в нем ехали ровно 4 человека — мы и еще пара туристов-японцев. Все прочие пассажиры — это местные жители, для которых данный автобусный маршрут, как я понимаю, является единственным доступным общественным транспортом. А вот обратный автобус (это был проходящий междугородний рейс) домчал нас до Вильнюса всего за 25-30 минут — правда ожидали его мы почти полтора часа, несмотря на обещанную путеводителям якобы регулярность автобусного сообщения и чуть ли не 50 рейсов в день — так что, отправляясь гулять, посмотрите на обратное расписание. Впрочем, может быть нам просто не повезло.

 

Итак, озерный край Литвы — цепь живописных озер ледникового происхождения, причудливые переплетения островов и полуостровов, идеальное место для пассивно-созерцательного отдыха. Однако полуостров, омываемый водами трех озер — Гальве, Лука и Тоторишкю — был избран великим князем Кестутисом отнюдь не благодаря красивым пейзажам: вода — это естественная преграда, не позволяющая противнику подобраться близко, будучи незамеченным. Поэтому здесь и начали возводить новую великокняжескую летнюю резиденцию.

 

Выросший на полуострове в середине XIV века замок был одним из крупнейших оборонительных сооружений Литвы того времени. Проект был довольно грандиозный — помимо довольно большой территории, окруженной замковыми стенами, предполагалось также возведение дворца на находящейся рядом Жертвенной горе. Однако еще при жизни Кейстутиса у замка появился конкурент — буквально в двух шагах, на одном из близлежащих островов озера Гальве на рубеже XIV-XV веков был заложен хоть и меньший по площади, однако существенно более укрепленный и неприступный островной замок — это было крайне важно, ибо крестоносцы Тевтонского ордена не давали покоя Великому княжеству Литовскому, желая во что бы то ни стало окрестить последних язычников Европы, а заодно и присоединить их земли к своим владениям.

 

Язычество, впрочем, доживало последние годы на литовской земле — уже в правление сына Кейстутиса, великого князя Витаутаса (Витовта), Литва все-таки приняла христианство — но уже от Польши. А вот литовские земли тевтонцы так и не получили. Более того — приближалось 15 июля 1410 года, когда в битве под Жальгирисом (Грюнвальдом) тевтонские рыцари были окончательно разгромлены объединенными войсками Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Аккурат за год до этого знаменательного события в островном замке были завершены основные работы и новенькая, укрепленная и вооруженная по последнему слову военной науки того времени крепость была готова отразить натиск сколь угодно сильного противника. Таким образом, практически сразу после своей постройки островной замок потерял свое оборонное значение (впрочем, как показала история — не навсегда).

 

Однако великий князь Витаутас любил этот замок и с большим удовольствием устраивал здесь приемы иноземных посольств. Тут же в 1430 году планировалась его коронация, как короля Литвы — при поддержке императора Священной Римской империи Сигизмунда, однако в обход мнения Польши — это коренным образом нарушало планы польского короля Ягайлы (пардон, к тому времени, уже Владислава II Ягелло, родоначальника новой династии польских королей, а «по совместительству» — двоюродного брата Витаутаса, имевшего, строго говоря, не меньшие права на великокняжеский литовский престол). По заключенным еще в 1401 году Виленско-Радомским договорам закреплялся сюзеренитет Польши в отношении Литвы. Витаутас был признан великим князем литовским, но только пожизненно: переданные ему во владение земли после смерти должны были отойти к Ягайле и Королевству Польскому. Коронация же Витаутаса как полноправного монарха фактически обеспечивала суверенитет Литве и после его смерти. Однако планам не суждено было сбыться — здесь же, в островном замке Тракая, 27 октября 1430 года Витаутас внезапно умирает. После его смерти замок быстро утратил свое политическое значение — важные государственные дела теперь решались уже совсем в другом замке — на Вавельском холме в Кракове. В бывшей же великокняжеской резиденции была устроена тюрьма для лиц аристократического и княжеского происхождения. А в середине XVII века во время войны с Россией замок и вовсе был разрушен практически до основания и в виде руин простоял аж до XX века.

 

Теперь вернемся к полуостровному замку. В отличие от свого островного соседа ему меньше повезло. Как я уже упоминал, полный комплекс полуостровного замка так и не был достроен — при жизни Витаутаса больше внимания уделялось островному, после его смерти практически все работы в обоих замках и вовсе были свернуты. В 1678 году на территории замка поселились монахи-доминиканцы и приступили к возведению костела. Однако из-за нехватки средств оно так и не было закончено. В начале XIX века (Уж не во время ли войны с Наполеоном? Впрочем, это только мое предположение — путеводитель называет только дату, но не виновников) полуостровной замок был разрушен. Уцелели только фрагменты оборонительных стен, три угловые башни и старые монастырские постройки, воздвигнутые на месте башни над воротами. В таком виде постройки и дошли до наших дней. Силами энтузиастов полуостровной замок сейчас восстанавливается, однако работы идут крайне медленно — то ли все по той же причине нехватки средств, то ли думают, что «и так неплохо», ибо сохранившиеся руины облюбованы реконструкторами и становятся неплохим антуражем для проведения исторических фестивалей, на один из которых мы совершенно случайно попали.

 

Гулять вокруг замков на самом деле можно очень долго и со вкусом — главное, выбирая красивый вид для фотографии, случайно не вылезть на линию огня тренирующихся в стрельбе из лука реконструкторов — стрелы у них вполне настоящие и летят далеко. Если на улице хорошая погода — непременно стоит покататься по озерам на кораблике, предаваясь пассивно-созерцательному отдыху.

 

Отдельное развлечение - пробежаться (ну ладно — для тех, кто боится потерять вид степенного человека - хотя бы просто пройтись) по понтонному мосту, соединяющему полуостров с «материком» как раз в месте слияния озер Гальве и Лука. Ощущения очень трудно описать — наступаешь на сегмент моста, а он под тобой сначала чуть-чуть погружается вниз, а потом наоборот, подпружинивая, выталкивает тебя вверх. Наибольший кайф получаешь именно при быстром переходе с одного сегмента на другой — бег или быстрый шаг. Что-то в этом есть детское, однако взрослых также «цепляет».

 

Сам же городок расположен на полуострове, вдоль которого идет единственная улица, носящая имя, как не трудно догадаться, Витаутаса. Немного отвлекаясь от темы разговора, упомяну, что практически в каждом городе Литвы Вы непременно найдете улицу или проспект Витаутаса. Причем чаще всего это будет одна из центральных магистралей города. Это, в общем-то и не удивительно — именно в годы его правления Великое княжество Литовское достигло своего наибольшего могущества.

 

Ближе к концу полуострова, близ замка, улица Витаутаса вливается в небольшую площадь и дальше к самому мысу ведет другая улица — Караиму, некогда — улица, где жила община караимов, ныне местный туристический променад с многочисленными лавочками, кафе и просто лотками с традиционными литовскими и караимскими сувенирами и угощениями. Коли уж речь зашла про караимов, стоит рассказать про то, что это за народ и откуда они взялись в Литве. В одном из интернет-рассказов путешественников я встречал мнение, что караимы — «самый раскрученный туристический бренд Тракая». В общем-то, с этим вполне можно согласиться. После истории островного замка любой экскурсовод и любой путеводитель непременно расскажет Вам историю появления караимской общины в Тракае, а кибинай – безумно вкусные традиционные караимские пирожки особой формы – самый распространенный тракайский фаст-фуд. Караимы – тюркский народ, родиной которого принято считать Крым и некоторые районы Западной Украины. Совершенно уникальная религия – караизм, и ревностное соблюдение вековых традиций своего народа (в частности, традиция заключать браки исключительно со своими единоверцами) с одной стороны позволили сохранить караимскую культуру до наших дней практически в неизменном виде, с другой стороны – способствуют тому, что караимская община в Литве потихоньку вымирает. На вопрос, что за религию представляет из себя караизм, однозначного ответа нет. Некоторые ученые считают его веткой иудаизма, некоторые – самостоятельной авраамической (то есть, берущей свое начало от Торы и Ветхого завета) религией. Исторически на караизм довольно существенное влияние оказал Ислам. Откуда же Караимы появились в Литве? Благодаря все тому же Великому князю Витаутасу, который в конце XIV века привез из Крыма около 400 караимских семей и поселил их в Тракае. Поначалу караимы были привезены как рабы, однако очень быстро смогли завоевать доверие Великого князя – именно из караимов состояла княжеская личная охрана и именно они охраняли замок. Караимы, не занятые на военной службе, занимались земледелием и ремеслами. Путеводители и экскурсоводы любят отмечать особенность караимских домов, имевших на выходящем на улицу фасаде ровно 3 «мистических» окна – одно Богу, второе – князю, третье – жителям дома. Впрочем, «традиционные караимские дома» не производят серьезного впечатления на русских туристов, ибо по большому счету мало чем отличаются от наших «традиционных» деревенских домов. А вот экспозиция музея караимской культуры и религии, а также небольшая посвященная данной народности выставка в помещениях островного замка наверняка вызовет интерес.

 

Завершая рассказ про Тракай, задам один неожиданный вопрос... А что роднит данный очаровательный городок с не менее очаровательной, но все-таки совершенно иной... Прагой? Оказывается, святым покровителем города считается святой Иоанн Непомукас, или, говоря иными словами – Ян Непомуцкий. Казалось бы, святой – не местный, да и до Праги далековато... А все просто: Ян Непомуцкий является святым покровителем водной стихии и путешественников (которые в древние времена часто пользовались именно водным транспортом). Таким образом, почему бы ему не быть покровителем города на воде?

Link to comment
Share on other sites

Да, это была абсолютно самостоятельная поездка. Но так как ТТВ предлагает на своих маршрутах посещение Тракая, я решил, что данный отзыв будет вполне уместно разместить на этом форуме.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо! Очень интересно и познавательно. Немного жаль, что лично для меня уже пост фактум, но повторение - мать учения... :)

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...