Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рассказ о Скандинавском путешествии


Рекомендуемые сообщения

Совершенно не в хронологической последовательности хочу поделиться своими впечатлениями о поездке, которую я совершила еще в июле 2008 г по маршруту «8Ф Берген+». Рассказ не несет в себе большого количества полезной информации, скорее публикую его просто для души. Итак….

 

МОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАНДИНАВИЮ!

 

Начало поездки как-то сразу не заладилось. Не мудрено – тур начинался 13 числа. Поскольку поезд из Москвы в Питер был вечерним, я, как совершенно нормальный чело-век решила, что поеду в Москву из Брянска утренним автобусом, приеду часа в 3 дня и до вечернего поезда останется не так много времени. Пришла, значит, я на автовокзал, стою, жду автобус. И краем уха слышу, как наш водитель говорит каким-то пассажирам, у которых тоже в Москве поезд в 19 часов, что поезд, это хорошо, но раньше 11 вечера (!!!!!!!) мы в Москву не приедем, поскольку воскресенье, пробки на трассе, москвичи с дач воз-вращаются. Я в ужасе! Ловлю такси, едем на вокзал, попутно решая проблему доставки меня до Москвы на такси (10 тысяч и с ветерком!). Здравый смысл мне подсказал во-время, что во-первых, лишних 10 тысяч у меня нет, а во-вторых, если пробки, то какая разница, автобус или такси, все равно стоять всем вместе. Слава богу, был один проходящий поезд с одним билетом, который я отвоевала, растолкав всю очередь в кассу с крика-ми «караул, срочно надо в Москву, пропустите Христа ради». Самое интересное, что в нормальной жизни никогда в жизни не лезла без очереди. Вроде воспитание не позволяет. Но тут случай был особый, так что я себя извиняю. Короче говоря, приехала я в Москву в начале пятого, счастливая, как ослик Иа, которому хвост подарили. :clapping:

Дальше не было ничего интересного – погрузились в поезд, познакомились и легли спать. Надо отметить одну особенность группы – очень возрастная. Можно сказать, я чувствовала себя вполне юной барышней. В основном были женщины за пятьдесят и далее. Но все очень боевые и жизнерадостные. Так что группа получилась у нас очень веселая.

Надо сказать, что ранним прибытием поездов в районе 4 – 5 утра нас, туристов, не напугаешь. Поэтому мы весьма спокойно перенесли подъем, очередную толкотню у туалета (плацкарт!) и достаточно холодный прием города на Неве с мелким моросящим дождем. А ведь июль месяц, господа!

После сбора группы на перроне выяснилось, что никуда бежать не надо, никто нас не опередит на границе, поскольку туристического ажиотажа в направлении границы с Финляндией обычно не наблюдается. Поэтому мы спокойно, размеренно, погрузились в автобус, закрыли глазки и продолжили досыпать, все, что недоспали в поезде.

Прохождение границы с Финляндией несколько отличается от Белорусско - Польской процедуры. Нас заставили проходить ножками через их КПП, по одному подходили к окошку, предъявляли паспорта и готовились не рассмеяться (о чем были строго предупреждены во избежание международного конфликта), если от таможенника последует вопрос «куда еттете?» или «какафа цель вашего фисситта?». Слава богу, пограничники попались неразговорчивые, диалогов не затевали и мы все практически благополучно прошли граница в короткий срок. Подождали наш автобусик и мирно въехали на территорию Финляндии.

К стати, на границе заметили огромное количество лесовозов, которые везли из России в Финляндию лес. Вот финны молодцы, свою природу берегу, потому, что страна маленькая, а у нас-то чего, просторы, все распродаем к черту. Обидно как-то стало за отечество…

Приехали на первый пункт питания – называется в народе «шайба», из-за формы. К стати, этот торгово-питательный пункт показывали по-моему, в особенностях национальной рыбалки. Есть там не стали, а в первую очередь решили поменять деньги на шведские, датские и норвежские кроны. Вот ведь – название одно, а валюта разная. Бедная девушка в обменнике ошалела от такого количества русо-туристо. Видимо на такое количество валютных операций в 7 часов утра обменник никак не рассчитан, у нее очень быстро закончилась всякая валюта, поэтому отложили это мероприятие напоследок. Благо, Финны живут в Евросоюзе и их валюта – евро. Зашли в их магазинчик, поразились ценам, типа дорого (эх, знали бы мы тогда, как будем этим ценам радоваться на обратной дороге!), Купили хваленых финских йогуртов (а ведь правда, в питьевом йогурте стоит ложка!!!), погладили оленьи шкурки (самые дешевые за всю дорогу, тоже к стати), немного попугались финских игрушечных лосей, которые при нажатии на пузо издавали предсмертный хрип и поехали в Хельсинки. За окном автобуса в основном хвойные леса, попадаются озера, речки. Местность холмистая, скалистая горная порода. Очень отличается от нашей, среднеевропейской.

Там нас ждала короткая культурная программа. Мы заезжали в церковь, прорубленную прямо в скале и в парк местного композитора Сибелиуса. Церковь Темппелиаукио — одна из самых популярных достопримечательностей в городе. Каждый год ее посещают более полумиллиона человек. Церковь с виду не впечатлила, но внутри оказалось потрясающе. Прозрачный купол и каменные массивные стены сочетаются необыкновенно. Там еще хор пел, а каменные стены дают потрясающую акустику. К стати, Мстислав Ростропович назвал ее лучшей в мире. Вокруг свечи горят, полумрак, очень впечатлило. А парк – ну что сказать, выполненный в виде каких-то иерихонских труб памятник композитору впечатлил своей масштабностью. Говорят, что в особенно ветреную погоду в трубах воет ветер и они как бы поют. Но мы этого эффекта не наблюдали, возможно поэтому не прониклись. А озеро рядом с памятником симпатичное, утки плавают, тишина, покой. Потом поехали мы к кафедральному собору, рядом с которым стоит памятник Александру II. Памятник русскому царю поставили потому, что он даровал Финляндии Конституцию и перевел столицу из Турку в Хельсинки. Александр II пользовался заслуженным уважением в Финляндии еще и потому, что даровал своим финским подданным собственную денежную и почтовую марку, а финскому языку статус государственного. К сожалению голуби, облюбовавшие памятник, не стесняются того, что это царственная особа. После небольшой экскурсии нам немного дали свободного времени. Погуляли у железнодорожного вокзала, посмотрели на электрички, полюбовались на белочек в парке. Это в центре города! Наверное, распугали местное население своими криками: «Ой, смотрите, смотрите, белка, белка, давайте постучим по дереву. Может она слезет к нам?!!!». Трудно представить, о чем в ужасе в этот момент думала жившая доселе спокойно, бедная финская белочка!

Вообще Хельсинки мне понравился тишиной и спокойствием. Возможно, есть более многолюдные места, но туда наша нога не ступала, поскольку мы спешили в город Турку, откуда отправлялся вечерний паром в Швецию. К стати Турку – самый древний город Финляндии.

Турку тоже осмотрели бегло и фрагментарно. Подвезли нас к местному кафедральному собору, рядом памятник какому-то мушкетеру. Оказалось, что это был местный генерал-губернатор, который очень много сделал хорошего для города и его жителей и в благодарность за это, жители воздвигли памятник этому выдающемуся деятелю. Вот только почему он похож на мушкетера, осталось неизвестно.

Нам надо было срочно ехать в порт, где нас ждал паром «Силья лайн», такой город из 12 этажей. Даже сфоткать его вблизи невозможно, весь не вмещается. Нехорошие мыс-ли, связанные со словом Титаник, устало гнала из своей памяти, но моя память услужливо подбрасывала мне то песенку в исполнении Селин Дион «My heart will go on», то тоскливые мысли о том, что надо было все таки научиться плавать…. Хотя бы по собачьи….. Радовало одно – доплатили еще дома за каюту на верхней палубе и поэтому не пришлось бегать с чемоданами по жутким катакомбам нижнего, второго этажа, находящегося ниже ватерлинии и, что еще веселее, даже ниже грузового отсека.

Наш транзитный автобусик нас высадил на причале, фигурально говоря помахал ручкой и мы, нагруженные пока еще не очень большим количеством чемоданов, пошли в зал ожидания. Народу там было не много, а караул как много! Выяснилось, что наш Титаник вмещает 2000 человек пассажиров и все эти люди находились в накопителе как селедки в бочке. До отплытия оставалось 20 мин, когда открыли дверь на трап. Дверь оказалась одна и одностворчатая. Началась легкая паника на предмет «не успеем, опоздаем, не посеем, не пожнем». В общем, с перекошенными лицами, с сумками в зубах, растрепанные, злые, мы вваливались на борт. А в это время нас фотографировали! Такой сюрприз – типа приветствуем вас на борту нашего судна! Потом эти фотографии были вывешены на одной из палуб и предлагалось их выкупить за 10 евро. Оформлены, конечно, они были достойно, но вот сами персонажи! Одна наша девушка знала, что будут фоткать и искала на входе этого фотографа, чтобы ее взгляд был направлен точно в кадр. Фотограф увидел ее первым, по всей видимости и так и запечатлел – с выпученным глазами и приоткрытым ртом. Она очень расстроилась, чего не скажешь о нас. Это очень неприлично, но мы жутко хохотали над отдельными фотографиями! Я, когда готовилась к поездке, тоже читала про такую народную финскую забаву. Поэтому предусмотрительно спряталась за широкую спину какого-то дядечки и этим уберегла себя от позора.

В общем, нашли мы каюту на четверых, она приспособлена для перемещения мак-симум одного человека, остальные в это время должны сидеть на своих кроватях пождав ноги и держа в объятиях чемоданы. Говорят, бывают туры, когда автобус плывет вместе с туристами и чемоданы с собой можно не таскать, но нам так не повезло. Короче говоря, кое-как приняв душ, пошли обследовать корабль. Погуляли по магазинам, посмотрели кафешки и рестораны. В магазине беспошлинной торговли скандинавы с упоением затаривались алкоголем. Ну, что делать, страны сухого закона, их можно понять. Наш народ пошел на заказанный ужин шведский стол за 40 евро, но я за такие деньги ужинать не привыкла, поэтому мы с Ольгой поужинав чем бог послал (к стати в Финляндию можно ввозить любые продукты, поэтому у нас с собой было), погуляв немного, поднявшись на открытую палубу и покатавшись на лифте пошли спать. А многие наши еще пол-ночи бродили и искали свои каюты на второй палубе! К тому же, вот интересная вещь, на корабле, как и в поезде, каюты не делят на мужские и женские. Нам повезло, мы рано бро-нировали каюту и девочки, которые ехали с нами, посчитали лучше подселиться к нам, чем бронировать новую каюту. Они уже плавали, знают, как оно бывает. А вот тем, кто бронировался позже, не так повезло. Поселили всех вперемешку, мальчиков и девочек. Как это возможно в каюте площадью с носовой платок, где невозможно переодеться в санузле из-за его тесноты и приходится в полотенце вылезать и кое-как одеваться в проходе между полками, я не знаю. Так что можно считать, нам повезло.

Короче говоря, поутру они приплыли. Наши еще на завтрак пошли, хотя после ужина у них еще не все переварилось, но уплачено ведь… Наша соседка проспала, при-шла на 10 мин после назначенного времени – ее не пустили вообще! Она обиделась, по-рвала талончик на питание, пожелала персоналу подавиться ее едой и удалилась голодная.

Швартовались мы весело. Так получилось, что выход был с нашей палубы, нас милый негр выгнал из кают чуть ли не силком, т.к. ему надо было делать уборку. Оказывается, паром через час после приплытия снова уплывает и за это время надо 12 этажей при-вести в божеский вид. А ведь всю ночь народ гудел, представляю, в каком состоянии были некоторые каюты. Так вот, мы оказались у выхода первыми. Пришел мужчинка, открыл дверь, потянул за какой-то шнурок и начал подтягивать наш кораблик к трапу такому закрытому – как в аэропорту бывает. Выровнял так играючи это дело и все, пришвартовались.

Нас ждал в Стокгольме новый автобус с польским экипажем. Ребята были веселые, любвеобильные, но при этом не наглые и вежливые. Вот с ними мы и ездили по всем страшным серпантинам Норвегии. Водители они очень хорошие, но заставили нас поволноваться иногда. Скорее всего, просто хотели произвести впечатление на дам.

Вот четких подробностей нашего дальнейшего путешествия не помню, поскольку давно это было, поэтому буду рассказывать не слишком подробно. Так вот, Стокгольм. Город встретил нас солнцем, но тепла не было, ходили в свитерах, а в дождь одевали ветровки. Наше путешествие продолжилось на музейном острове Юргортен. Там находятся знаменитые музеи - этнографические музей Скансен (туда мы попали только на обратном пути), музей Астрид Линдгрен (Юнибакен), музей корабля Васа.

Особенное удивление у нас вызвал музей этого корабля Васа, которым почему-то гордятся Шведы. Вот такая история: «Примерно в 1626 г корабль был построен по прика-зу Густава Адольфа II, короля Швеции. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. Он должен был стать одним из ведущих судов Шведского военно-морского флота. Затонул Васа в 1628 году, почти сразу после выхода в гавань. Возможные причины кораблекрушения - неверные расчеты при его строительстве». Вот здорово, затонул сразу после схода со стапелей. Они его через сколько-то сотен лет достали, от очистков очистили и в музей. У нас таких кораблей с неверными расчетами вагон и маленькая тележка. И что, все в музей? Странный народ эти шведы. Короче говоря, на позор шведов мы не пошли смотреть. Пошли в музей Юнибакен. Вообще-то это для детей райское место, но мы тоже получили массу впечатлений, затесавшись между детишками. Очень забавно: тебя сажают в вагончик на троих человек, включается аудиозапись на русском, начинающаяся словами «здравствуйте мои маленькие друзья» и ты поднимаешься то вверх, над домами и лесами, то вниз, становясь ростом с мальчика-с пальчика, а вокруг тебя огромные чашки, тарелки, крысы (к стати двигаются!). Очень здорово. При этом рассказывается что-то о каждой сказке, которую ты проезжаешь или проплываешь. А в основной части музея есть декорации, по которым можно ползать, залезать в домики, садиться на деревянных лошадок, подниматься в домик к Карлсону. А время от времени с детьми там проводят игры Пеппи-длинный чулок, Карлсон и другие персонажи сказок. Потом мы немного побродили по музею и попытались его покинуть. Но куда бы мы не пошли, выхода нигде не было. Стали наблюдать за людьми, но никто никуда не спешил. Люди пришли с детьми и наслаждались пребыванием в сказке. Слово выход было конечно написано, но стрелка вела в кафе. Только на пятом круге бега рысцой мы поняли, что выход через кафе. Забавно. Потеряв немного нервов, мы наконец выбрались на воздух и еле успели к автобусу.

Потом была обзорная экскурсия по городу. Посмотрели самую узкую улочку города (90 см! Некоторые боялись заходить, мало, ли, все- таки очень плотный ужин и завтрак давали о себе знать…), дом, на крыше которого по легенде жил Карлсон, дворцовую площадь, почетный караул, который парился в меховых шапках. Лето все-таки, какое-никакое! К 12.00 пошли на смену караула у дворца. В удачные дни, как говорят, с караулом шествуют собака, кабан и даже лось, либо кто-то один из них. Нам в этом смысле не повезло – состав был исключительно человеческий. Церемония ничем особенным не запомнилась – помаршировали ребята в ярко-синей форме и блестящих касках с шведским флагом. Да и маршируют они не стройно, у некоторых товарищей даже животики неплохие. То ли дело наши кремлевские курсанты!

Небольшое отступление из того, что я запомнила из рассказов гида. По уровню жизни скандинавские страны располагаются следующим образом в порядке убывания: Норвегия (ну, понятно, нефть), Швеция, Финляндия, Дания. Оказывается, Дания на последнем месте. Не думала.

О ментальности и взаимоотношениях скандинавских народов: финны думают, шведы придумывают, датчане реализуют, а норвежцы за все платят.

Оказывается, «шведская семья» - это миф. Почвой для создания мифа послужила традиция шведов отделять детей в юношеском возрасте от родителей для приучения к самостоятельной жизни, снимая при этом для них квартиры вскладчину, одну на несколько подростков из разных семей. «Шведский стол» - отнюдь не шведский, а русский боярский стол. Шведы его, говорят, только испортили. Еще у скандинавов самые высокооплачиваемые профессии – это стоматолог и инженер. А ведь я тоже инженер, а по зарплате у нас полное несовпадение!

А еще у меня знакомая в Данию замуж вышла, рассказывает, что там с детскими садами тоже проблемы, надо на очередь становиться. И еще детей в садах не кормят – родители им сухой паек собирают и все. Вот тебе и западная система. И в школу они в 5 лет идут. Бедные детишки!

Немного погуляли самостоятельно, где-то нас покормили (кажется) и повезли в отель. А отель находился в Осло – т.е. уже в Норвегии. Во как мы за сутки дали – через страны и континенты! Ехать было 500 км, поэтому приехали поздно. Норвегия встретила многочисленными озерами, яхтами, небольшими загородными отстоящими друг от друга домиками, тоннелями, строящимися дорогами и пасмурной погодой. Отель такой веселенький, на краю города (очень на краю), планировка - огромной буквой П. Чтобы дойти до номера надо было свернуть два раза за угол. Окна номеров нашей половины смотрели на окна другой половины, а поскольку расстояние было не очень большим, приходилось помнить о шторах. Благо они присутствовали. Спали как убитые. Все-таки сказалась усталость – двое суток без сна и голова два дня не мыта!

Утром был завтрак. Впрочем, для меня это и обед и ужин в одном флаконе. Там были – селедка 5 видов, тефтели, сосиски, мясо, ветчина поджаренная, омлет, йогурты в огромных чанах, мюсли, хлеб 7 видов, выпечка, сыры, в т.ч. с плесенью, колбасы, овощи, фрукты. Может чего и забыла. Короче говоря. Отведав селедку с йогуртами, опытным путем доказали, что ничего подобного – организм очень даже хорошо это сочетает и не жалуется. Ну, а как в Скандинавию приехать и рыбки-то не поесть?

После завтрака, переваливаясь, как тюлени, поехали на Фьорды. Погода 13-15 градусов, дождь. Пасмурно, к стати, было каждое утро. Всегда с надеждой вглядывались с утра в небо и искали в нем просветы. Увы, это бывало очень редко. Но дождь давал ино-гда передохнуть и даже солнце выглядывало. Катались на кораблике. Первый раз это было забавно. Сначала светит солнце, мы поднимаемся на верхнюю палубу. Через 5 минут ливень, все бегут вниз и т.д. Некоторые одевали плащи – непромокайки и стойко пережидали непогоду. Но в этих плащах они были похожи на разноцветных пингвинов и я такой плащ одевать не стала. Нам с подругой вполне хватило зонта. У меня еще ветровка была. А Ольга с собой вообще теплые вещи не брала, «лето ведь!». Видимо я ей не очень хорошо объяснила, куда мы едем.

Когда мы проплывали по фьордам, видели на вершинах гор маленькие дома. Как местные жители туда забираются и слезают ли вообще вниз? Этот вопрос волновал мно-гих. А как им письма писать? Адрес «вторая гора справа?». Нам гид сказала, что иногда детей в таких домах привязывают за ногу к дереву, когда выпускают погулять, чтобы не сорвался в пропасть! О как!

Вот поплавали мы немного и поехали на дегустацию сыров. Это было в маленьком поселке на каком-то утесе. Население 100 человек и в т.ч.как мы поняли, бывшая гид Туртрансвояжа, теперь жена местного сыродела. Дали козьего сыра попробовать, но его мы уже пробовали на завтрак, поэтому не очень впечатлились. Муж-сыровар оптимист, весельчак и вообще видный мужчина. Песни нам пел и шутил по Норвежски .Ничего не поняли, но смеялись от души, как-то заразил он нас своей жизнерадостностью.

В общем, поплыли мы дальше и следующим номером нашей программы было путешествие по высокогорной железной дороге в деревню Флом.

Я, конечно, немного лукавлю, говоря, что путешествие на кораблике нам быстро наскучило. Виды конечно потрясающие – водопады обалденные на каждом шагу, горы с заснеженными вершинами, чистейшая вода, очень здорово. Но все же если на что-то очень красивое смотреть каждый день, привыкаешь.

Так вот, приехали мы к железнодорожной станции Мюрдал, сели в такой кукольный вагон поезда стилизованный под старину, типа 19 века, за нами целый вагон был за-бронирован. Поехали. И тут, конечно, нашим восторженным возгласам не было конца. То с одной, то с другой стороны необыкновенные красоты – ущелья, водопады, речки, облака где-то внизу, огромное количество небольших тоннелей, в которые то и дело нырял поезд. Потрясающие виды. Где – то на средине пути нас ждал грандиозный водопад Kjosfossen, около которого поезд делает довольно продолжительную остановку. Легенда гласит, что в горах Норвегии живет волшебница невиданной красоты и стати. Зовут ее Фльондра (по другой версии Хульдра, но особой разницы не вижу, что так, что эдак язык сломаешь). Она привораживает мужчин. Если какой мужчина ее увидит, пойдет за нею в горы и никогда больше не вернется к людям. Останется там жить навсегда! Вот этот водопад и является тем местом, где живет Фльондра. Она не только хороша собой, но и изумительно поет! К приходу каждого поезда она выходит на обрыв и показывает себя, и танцует, и поет. На самом деле, шоу построено таким образом, что танцуя, она в какой-то момент спрыгивает с обрыва в одном месте и появляется в другом. То есть их там трое, этих Хульдр, и не всегда все трое женщины. Работка больно вредная – мокро, шумно, не каждая женщина выдержит такой ненормированный рабочий день. Песня льется из динамиков, а поскольку надо перекричать огромный водопад, звук там ого-го. Благо, акустика тоже будь здоров – скалы, как-никак. Короче девушки пляшут, зрители фотографируют, фотографируют… Все, кончили фотографировать, поехали дальше. И дальше снова водопады, скалы, ущелья, каньоны. Потом – дорога обратно. Меняемся с соседями сторонами вагона и обозреваем уже другие водопады и обрывы. Эта поездка очень понравилась. Отчасти потому, что в поезде было тепло и на голову дождь не лил. А день выдался предождливейший!

Наполненные впечатлений, поехали в отель. К стати, нам повезло, мы по две – три ночи ночевали в одних и тех же отелях, поэтому можно сказать, что чемоданные эпопеи у нас были сведены к минимуму.

Отель был на окраине города Берген, который произвел на меня очень большое впечатление. Завтрак, как всегда с селедкой и йогуртами. Ну, мы уже привыкли. С утра пораньше едем на весь день в Берген. Читала перед отъездом про Берген – город маленький, смотреть особо нечего, даже огорчилась сначала, чего-то мы там целый день будем делать. Кстати, о городах. В Норвегии, где всего 4,5 млн. населения, городом считается населенный пункт, в котором имеется почта. В качестве курьеза всегда приводят пример города, в котором три дома, один из них пустой, во втором живет семья, которая обслуживает почту, а в третьем еще одна семья – и все! В более крупных городах есть государ-ственный магазин, где продают крепкие спиртные напитки, а в столице таких магазинов аж целых три! И о спиртном. Про крепкие напитки не знаю, а пиво в магазинах продается в Осло до 8 вечера, в провинции вообще до 6. В остальное время только в заведениях. Правда, в продовольственных магазинах продаются маленькие бутылочки спиртного по 40 граммов, но цена у них – смотреть страшно! Так что мы вели трезвый образ жизни. Но это так, отступление от плавной повествовательной линии.

Берген - это самый дождливый город в мире – 320 дней идет дождь. И этим нас го-род не разочаровал. Дождь лил почти весь день. У них в Бергене существует анекдот о том, что один турист приехал в Берген и целую неделю просидел в гостинице, потому, что шел дождь. Когда он вышел на улицу, и спросил мальчика: «Малыш, этот дождь когда – нибудь прекращается?», мальчик ответил «Сэр, я не знаю, мне всего 7 лет!». Поэтому основные приметы города – желтые плащи, зонты и красивые резиновые сапоги, раскрашенные бабочками, ромашками, птичками. Вообще, надо заметить, что и дома в Норвегии все яркие. Видимо сказывается унылая погода – хочется чего-нибудь веселенького, чтобы глаз радовать.

Провели нам обзорку, а потом часть группы поехала в музей композитора Грига, а мы с Ольгой, как люди, не дотягивающие до уровня Грига, пошли в океанариум. Океанариум не очень большой, потратили на него часа 1,5, ну и в туалет как говорится прок раза три сбегали. Потрясающие туалеты к стати, в которых можно жить. Почему на этом свое внимание заострила? Да потому, в городе все кабинеты задумчивости платные, причем часто автоматические, для этого надо иметь мелочь соответствующего номинала. Если нет – пардон, терпите, воспитывайте силу воли. Посмотрели в океанариуме на пингвинов – забавные такие и любопытные. Несколько пингвинчиков было за заборчиков и они то и дело пытались заглянуть во вторую часть загона через верх. Один себе даже камешек при-волок, чтобы повыше встать. Тюлени показали небольшое шоу с бросанием мячиков и хлопаньем в ладоши (то есть в ласты). Много рыб, всякие морские гады, змеи почему-то и прочие рептилии, в т.ч. крокодилы. Миленько, но скромненько. Кто бывал в Испании, тому здесь делать нечего. Но мы в Испании не были, поэтому нам в принципе понравилось.

Потом мы пошли на центральную площадь города, где развернулся рыбный рынок. Рыба продается всякая – сырая, мороженая, вареная, вяленая. Красота. А какая клубника! Огромная и сладкая. Продавали еще варенье из морошки, но банки с собой очень не хоте-лось везти. Мы решили взять рыбное ассорти – несколько сортов рыбы, акулье мясо, икра, крабы. Потрясающе вкусно. :popcorm2: Потом мы побродили по городу. Там очень красивая набережная. Старинные деревянные постройки, узенькие улочки. Жители города стараются сохранять дома в их первозданном виде, хотя они до этого в ранние времена часто горели, а потом в них вообще запретили разводить огонь и пищу жители уходили готовить в единственное каменное здание в городе. И ведь жили в холоде, без обогрева, пока какой-то умный человек не изобрел центральное отопление. Бедные. А сейчас там сувенирные лавки, магазинчики. Очень много свитеров продают, варежки, шапки. У меня было желание прикупить себе что-то норвежское, но при близком рассмотрении рукавички связаны очень грубо, я вяжу лучше, а свитера, хоть говорят и теплые, но очень дорогие. К тому же этнографические мотивы – типы олени, рыбка, пингвины – эдак на работу придешь, не поймут, однако. В таком виде хорошо на лыжах кататься. Шапки тоже не алё. Короче мне ничего не приглянулось. Очень красивые шерстяные пальто, но 1000 евро! Спасибо. Мы уж как-нибудь…. Ограничилась покупкой книги про Норвегию, к стати, очень неплохой, как оказалось. И дочке прикупила тепленькую кофточку, которая покупалась на вырост, а оказалась в самый раз (видно за время пути, собачка могла подрасти…).

Встретили тут же наших российских военных моряков. Красавцы, конечно, чего говорить! Мило поболтали, сфоткались на память и довольные друг другом, разошлись по своим делам. И, к стати, фотографировались она с нами очень охотно, а когда немецкая пара возжелала тоже заиметь фотографию с Российскими военными моряками, им в вежливой форме было отказано. Вот так.

Всплыла мысль не по теме почему-то. Дети в Норвегии, да и вообще в Скандинавии воспитываются странно... Вроде бы как самостоятельные, но.... Видели ребенка лет пяти с соской во рту и пьющего из бутылочки, в памперсах.... Ужас... А главное - если б он был один такой....

Следующим этапом нашей программы было поднятие на гору на фуникулере и обзор города так сказать с высоты птичьего полета. Напомню, идет дождь. Фуникулер в данном случае представлял собой вагончики человек на 20, которые споро поднимались в горку минуть за пять. Мы бы карабкались пол-дня. Поэтому дорогие билеты в этом случае оправданы. Поднялись значит на горку, а там вроде как смотровая площадка и сувенир-ный магазин. Потолкались в магазине, сфотографировали Берген, попили кофе – причем опять коммунизм. Платишь дядечке в магазине денежку за тот напиток, который собираешься пить, он дает тебе стаканчик и ты идешь сама наливаешь то, что оплатила. Замечу, никто не смотрит, что ты нальешь. То ли чай за 5 крон, то ли кофе за 10 крон. Совесть обмануть не позволила. Побродили около большой статуи тролля, я сфотографировалась, а дома выяснилось, что композиция оказалась весьма фривольной – тролль нежно придерживает меня рукой обратную сторону фасада повыше коленок. Вот ведь, оказия! Уезжать с горы не хотелось, поэтому пошли обследовать территорию и не ошиблись. Рядом оказался детский парк, где всякие лазалки, бегалки, фигурки троллей, какие-то человечки смешные. Вокруг ягоды растут – голубика, никто не собирает. Нашли, короче говоря, где погулять. С чувством выполненного долга спустились вниз и решили найти туалет, по-скольку организм очень требовал. А автоматические туалеты требовали мелких монет, которых у нас естественно не оказалось. Как назло - только бумажные. Пришла идея идти в большой торговый центр – там-то уж есть нормальные заведения. По дороге встретили скульптуру бомжа – лежит себе такой около ступенек, ноги вытянул. Ольга даже испугалась. Но самое смешное, что в пяти метрах от него сидел точно такой же, но живой бомж.

Вот нашли мы туалет, кое-как деньги разменяли и свершилась наша голубая мечта! Вообще туалеты в Скандинавии забавные, видимо мало туристов из России, иначе они бы давно разорились. В основном они автоматические и бросив 5 крон, ты заходишь внутрь. Но мы ведь как – один вышел, другой зашел. И так 40 человек за 5 крон сходили. В одном месте нашим дамам стало невтерпеж, увидели туалет, попросили остановить автобус. А этот туалет был под присмотром служащего. Тот увидел целый автобус русских, и, видимо имея уже горький опыт и представив, что сейчас будет, просто запер туалет и удрал! Пришлось дамам терпеть до победного.

Но вернемся в Берген. Дождик к вечеру перестал, поэтому мы пошли еще раз на рыбный рынок, купили себе на ужин клубники и довольные поплелись к месту сбора группы. Понравилось всем. Кто по музеям и выставочным залам ходил, кто по магазинам (но цены очень высокие!), кто как и мы, бродил по городу. В общем налегке, с нагулянным аппетитом, вернулись в отель.

А назавтра нас ждал еще один фьорд и снова путешествие на кораблике. В этот день я похвалила себя за то, что не польстилась на тур с тремя фьордами и посещением ледника, где-то у черта на куличиках. Этих двух фьордов нам хватило надолго. Но, надо сказать, что это путешествие было более живописным. Водопады были более полноводными, да и солнце чаще выглядывало. Покормили чаек. Я догадалась взять кусок булки с завтрака, так эти прожорливые птички размером с теленка налетели откуда ни возьмись, не успела я руку протянуть. Просто с руки склевывали на лету. Такое впечатление, что рыбу они не ловят, типа лень и полностью полагаются в вопросах своего пропитания на туристов. Приплыли в очередную деревушку, где нас кормили местным пирогом с яблоками и поили сидром. Это было такое натуральное хозяйство с яблочным садом, где ра-ботают польские наемные рабочие, выращивают яблоки на продажу и между делом развлекают туристов. Яблоки огромные, что удивительно для Норвегии. Но, оказывается, это широта, на которой не бывает сильных морозов и температура обычно не ниже нуля.

Подкрепились, поехали обратно. На причале нас ждали наши водители, которые уже наловили рыбы, поджарили и угощали всех желающих. Очень вкусно! Я никогда не ела рыбу, которая час назад еще плавала! Вода чистейшая, рыба жирная, такой кайф!!!!

Теперь наш путь лежал в Осло, столицу Норвегии. Но, чтобы туда попасть, пришлось ехать по серпантину, через тоннель, протяженностью 24 км и взбираться на самый верх всех норвежских гор. Т.е. дорога вывела нас к вершинам гор, где начинаются все водопады. К сожалению, в июле водопады не очень полноводны, т.к. снега почти нет. Температура на вершине была +7 градусов, местами лежали островки снега, кое-где снега было даже много, но бежать до него далековато. А так хотелось в июле сыграть в снежки. Побывали в такой Норвежской Лапландии, где стоят местные как бы юрты из камня и земли построенные. Продаются шкуры оленей и много кожаный изделий (пожалела, что ничего не купила. Достойные вещи). Продавали и оленьи рога. Наш водитель их примерил, мы одобрили, сказали, что ему очень идет. Ну, парень без предрассудков (видимо по-тому, что не женат. А может у поляков ничего не связано с рогами. Кто их знает…). По-смеялся, короче говоря, вместе с нами.

Серпантинные дороги - это не для слабонервных. Ограждений, как таковых нет, дороги на некоторых участках односторонние. Т.е. разъехаться встречным машинам ни-как. Приходится кому-то пятиться до ближайшего кармана, там разъезжаться и так далее. Пятиться должен тот, кому ближе, т.к. карманы там достаточно близко. Вот один раз мы пятились и чуть не свалились, хорошо, девчонки сзади завизжали, что колесо наехало на бордюр, а за бордюром-то уже тю-тю, пропасть. Страшнее всего было в этот момент нам, тем кто сидел справа, т.к. пропасть открылась нам во всей красе. Левый ряд видел только высокую скалу. Им было вполне комфортно.

 

А теперь на счет тоннеля. Тоннелей было очень много, но 24 км - самый длинный. Причем внутри Норвежцы их не облагораживают – каменные стены, по которым сочится вода, темнота, жутковато. В этом тоннеле кое-где сделаны специально подсвеченные гро-ты, где можно остановиться и полюбоваться друг другом – в ядовито зеленом или синем свете все смахивали на потомков живых мертвецов или детей Дракулы. А на самом деле задумка была в том, чтобы скрасить пассажирам монотонность поездки. Короче говоря, впечатлениями мы так напитались, что жутко обрадовались тому, что приехали в цивилизацию. Приехали уже к вечеру, поэтому Осло был запланирован на следующий день. Вообще, хочу отметить, что в отели мы приезжали довольно рано – часов в 7 - 9 вечера. Поэтому даже высыпались. Этот тур для меня оказался наименее утомительным.

Итак, новый день и нас ждет Осло. Начали мы со знаменитого Фрогнер парка, или как его называют - парка скульптур Вигеланда. Немного информации: «Работы Густава Вигеланда, великого норвежского скульптора, представлены в этом потрясающем парке на 30 гектарах. Художник работал над парком в течение 4 десятилетий, но умер лишь за год до его завершения. В целом, парк содержит 227 мемориальных скульптур Вигеланда, в большинстве посвященных теме судьбы человечества. Главное сокровище – Монолит Вигеланд, скульптура высотой 16 м, составленная из 121 колоссальных фигур, все они изумительно высечены из одного камня. Монолит легко найти, т.к. он возвышается на вершине самого высокого холма в парке. Статую окружает круг из ступенек. На ступеньках, ведущих к монолиту - 36 групп других фигур, высеченных из камня великим худож-ником. Сама колонна символизирует, как говорят, борьбу за существование, это одна из главных тем, пронизывающих работы Вигеланда. "Лучшие из оставшихся" скульптур тянутся вдоль мостовой на 1 км. Эти скульптуры отражают восприятие Вигеландом начала жизни при рождении и завершения ее при смерти. Наиболее знаменитая из этих статуй - "Сердитый малыш" (Sinnataggen)». Вообще, конечно, потрясающее зрелище. Никогда не думала, что камень может передавать столько человеческих эмоций. Там, конечно, есть скульптуры и из металла, они тоже замечательные, но камень меня потряс больше всего. Но есть маленькое но – все скульптуры абсолютно обнаженные. Просто в чем мать роди-ла, видимо для полноты ощущений. Впечатляет. Гид нам рассказала, что практически на все время, пока автор творил эти произведения, он заперся в пределах парка и никого туда не пускал. Ничего себе, 40 лет просидел! Закончил он это все приблизительно, когда шла Великая Отечественная война. И до сих пор все в идеальном состоянии. Потрясающе!

Потом у меня стали часы и мы чуть не опоздали на автобус. Поехали на обзорную экскурсию. Обзорки в Скандинавии – одно удовольствие. Везде можно проехать на авто-бусе, машин в городе мало, да и основная их часть спущена в подземелье, т.е. под улица-ми проложены магистрали типа тоннелей. А поверху передвигается туристический транспорт. Здорово! К тому же в Скандинавии обязательным считается озеленение чуть ли не 80 % городской территории, поэтому многие люди живут в пригородах, а в городах очень много парков, скверов, лесных массивов. И воздух!!!!! В Осло из достопримечательностей – красивая ратуша, где вручают нобелевскую премию мира. Побывали в зале, где проходит церемония и вручали премию Горбачеву и вот недавно Обаме. Причем в этой ратуше действует бесплатный туалет, куда можно просто зайти и с улицы. У нас возможно в какой-нибудь ратуше воспользоваться туалетом?

Еще есть в Осло два музея – музей Кон-Тики и музей шхуны Фрам. Ну, Кон-Тики – это знаменитый плот Тура Хейердала, но просто зайти на него посмотреть за деньги нам не захотелось. Мы пошли на шхуну Фрам смотреть. Опять немного истории: «Судно, соз-данное по расчётам знаменитого исследователя Арктики Фритьофа Нансена (1861 – 1930 гг) при содействии талантливого конструктора – кораблестроителя Колина Ар***а, специально предназначалось для плавания во льдах. Конструкция яйцеобразного корпуса с плоским килем была такова, что при усиливавшемся давлении льдов корабль попросту вытесняло наверх. Первый рейс «Фрам» совершил, дрейфуя вмёрзшим в ледовое поле, через Полярный бассейн в 1893 – 1896 гг». Что характерно – на судно можно подняться, покрутить руль, полазить по трюмам, каютам, потрогать паруса. Корабль огромный и просто диву даешься, как такое могло плавать и не тонуть!

После морских музеев мы поехали на самое знаменитое спортивное место Осло, которое входит в число 50 самых известных спортивных достопримечательностей - горнолыжный центр Холменколлен. Традиционное место проведения этапов мировых кубковых соревнований по прыжкам с трамплина, лыжным гонкам и двоеборью горнолыжный центр Холменколлен, дважды был хозяином Чемпионата Мира по биатлону.

Это место, где соревнуются лыжники и совершают свои прыжки с трамплина. Здесь же проходила олимпиада, не помню, правда, в каком году. Когда стоишь близко с трамплином, впечатление такое, что спортсмены прыгают прямо в бассейн, который на-ходится рядом. Но, наверное, все же они улетают куда-то подальше. Вот бы на это по-смотреть зимой!

А еще там есть такая забава – садишься в специальную кабинку, одеваешь очки и тебе создают такую атмосферу, как-будто ты на лыжах едешь с трамплина, а потом и прыгаешь. Наверное, круто было бы попробовать почувствовать себя лыжником, но, к сожа-лению, времени у нас опять очень мало, поэтому может быть когда-нибудь в другой раз…..

Во второй половине дня мы выехали в Хельсингборг – это уже Швеция. Там и за-ночевали. Очень интересно, есть два города – Хельсингборг (Эльсинор) и Хельсингер, но на самом деле это как бы один город, который делится небольшим проливом и каждая часть города находится в своей стране – первый в Швеции, второй в Дании. Вот утром мы приехали на паром, который повез нас в Данию для посещения крутого королевского замка Кронборг. Плыть – около 20 минут и все – другое государство. Мы прибыли в Данию буквально на один день, посмотреть Копенгаген и вот этот самый замок. Кронборг включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из наиболее значимых замков эпохи Возрождения в Северной Европе. Именно этот замок стал местом действия шекспировского "Гамлета", даже невзирая на то, что в Кронборге никогда не жили короли. Вообще, замок довольно мрачный, высокие крепостные стены, да и страшные тучи ходили хмуро и все же полили нас ливнем. Но со стороны выглядит очень впечатляюще. Нашла там себе сувенирчик – прекрасный корабельный якорь килограммов на 200, но, к сожалению, силы уже не те, поэтому пришлось оставить. Вообще очень приятно побывать в настоящем замке. К тому же мы были там рано и кроме нашей группы никого не было. Ходили спокойно и размеренно. Пока дождь не пошел. Потом мы бежали быстро и вприпрыжку. Зато все вовремя собрались в автобусе и никого не пришлось собирать по подземельям замка. Да уж, дождь дисциплинирует.

Следующий наш пункт назначения - столица Дании Копенгаген и его знаменитая русалочка. Наверное, это самое посещаемое место в Дании. Автобусов – море, как всегда полно японцев. Перед нами выгружался автобус с японскими пенсионерами – полчаса ждали, пока дедуси и бабуси лет 80 выгрузятся. Но такие бодренькие, просто позавиду-ешь!

Русалочка немного разочаровала. Малосимпатичная грустная барышня сидит на ка-мешке недалеко от берега. Именно так, как я себе и представляла. Благоговения не испы-тала. Просто отметила для себя, что русалку видела вживую, а не по телевизору.

Что еще интересного в Дании? Знаменит дворцовый комплекс Амалиенборг, где в данное время находится резиденция королевской семьи, в национальном музее Копенга-гена хранится большая коллекция артефактов времен викингов. Причем туда водят экскурсии и королевская семья сама часто выходит погулять в окрестностях. Вот так. По простому. Взгляды королевских особ на многое сейчас уже не те, что раньше. Не осужда-ют неравные браки. Их принц женился на бывшей жене какого-то наркобарона и все ее приняли, как родную, полюбили и печатают ее фотографии на всяких плакатах, календарях и сувенирах. В общем – демократия. И в рамках этой демократии в Копенгагене существует еще одно известное место – это Кристиания. Кристиания была основана в 1971 году, когда группа из пяти человек захватила заброшенное военное сооружение недалеко от Копенгагена. Сделано это было в знак протеста против действий правительства, которое в то время как раз провалило собственную программу «Доступное жилье».

После этого в город переехало большое количество людей и он начал жить по собственным законам, основанным на принципах анархии, коммунизма и движения хиппи. Официальным национальным развлечением жителей страны является йога, однако в по-следнее время к нему присоединилось еще одно – созерцание фильмов, которые становят-ся интереснее, если их смотришь под кайфом. Последнее быстро набирает популярность и скоро обгонит йогу.

Основным продуктом экспорта страны являются наркотики, что делает ее уменьшенной копией Колумбии, только без нескончаемой гражданской войны, если не считать конечно эпизодические рейды датской полиции и убийства на почве наркотиков. Как ни странно, тяжелые наркотики вроде героина в Кристиании запрещены, так как передозировка подобно чуме в средневековой Европе, выкосила две трети населения. Местное на-селение весьма странновато, мы встречали совсем бомжеватых босых товарищей, с которыми, тем не менее, наши бабули радостно фотографировались. Туристам посещать Кристианию не рекомендуется. Вообще у них там проводятся экскурсии (что смотреть?), но фотографировать и снимать запрещено. Кого там снимать? Обкуренных панков?

Что еще красивого мы видели в Дании? Замок Фридериксборг. С фасада – так себе, ничего особенного, но когда мы зашли на территорию замка, просто обалдели! Вообще в этом замке с 1671 по 1840 годы короновались все датские монархи. Когда мы осмотрели замок снаружи, полюбовались фонтаном в виде тетечки, из грудей которой течет вода и собрались уйти, злясь, что на осмотр всего этого нам дали целых два часа, вот именно в этот момент мы увидели парк! Это что-то! Я была в Версале, подобное видела, но тут ка-кое-то свое обаяние. К тому же – почти нет народу. Очень красивый парк и вид на замок из парка, потрясающий. Короче говоря, два часа нам как раз хватило на его смотр.

К стати, вспомнила смешной эпизод. Побегав немного по Копенгагену, мы вознамерились найти удивительный барометр, которые показывают, какая будет погода. Если выезжает велосипедист, значит солнечно, если девушка с зонтом, то понятно. Девушка с зонтом, конечно, выезжает постоянно, скорее даже и не заезжает, так и стоит. Мы этот барометр проехали на автобусе, но дезориентировались и уже позже пешком захотели к нему дойти. А перед дальней дорогой решили на лавочку присесть, на дорожку. Сели. Сидели минут пять, по сторонам смотрели, а потом Ольга начала хохотать. Я поглядела на ее взгляд и тоже испытала приступ веселья – мы сидели как раз под этим барометром!

Нагулявшись, под начавшимся как всегда дождем, отправились вновь на паром и домой, в Швецию. На этом чахлом паромчике, который плывет 20 минут, к стати, тоже есть что-то на подобие Дьюти Фри. Спиртного, конечно, нет, но подешевле шоколадки всякие, и другая ерунда. Там у них были типа акций – покупаешь две шоколадки, платишь за одну. Мы, сначала не очень поверили, но когда нам целых 4 штуки шоколадок дали вместо двух, были приятно удивлены. Прямо таки «всё по пять» какое-то!!!

Поездка двигалась к концу, но практически напоследок мы снова приехали в Стокгольм. По дороге нам обещали остановку на живописном озере. На деле это оказался очередной пункт питания, а к озеру не пройти – везде частная территория за ограждением. И, к стати, в Скандинавии в основном так и есть - заграждения по берегам часто встречали. А еще они очень трепетно относятся к своей фауне – вдоль дорог заграждения от возможного выхода лосей на дорогу и прочей живности. А лосей мы видели несколько раз за этими заборчиками. Совсем не боятся. Один раз в горах Норвегии нам даже лиса дорогу перешла. Именно перешла – степенно, неспешно, вызывающе на нас глядя. Типа «разъездились тут». Пришлось пропускать наглую рыжую морду.

С утра нас снова привезли в Стокгольм. На этот раз было только свободное время и все его проводили, как хотели. Единственный минус – дождь, да еще с грозой. А началось все достаточно мило. Народ разбрелся кто куда. Кто-то на кораблике кататься, кто-то по магазинам, а нас человек пять решили сходить в этнографический музей под открытым небом – Скансен. Хорошо, водители нас подвезли почти к парку, иначе мы бы не успели ничего, т.к. времени было 2,5 часа. И вот только мы купили билеты, как начался пролив-ной дождь с грозой. Но, делать нечего, денежки уплачены, пожалуйте, господа!

При хорошей погоде и достатке времени, наверное впечатления были бы незабываемыми. Погодка внесла коррективы, да и время поджимало, поэтому неслись галопом, многого не увидели. Но и увиденное принесло много приятных минут. Короче говоря, Скансен часто называют «Старой Швецией в миниатюре». Здесь, на 30 гектарах земли, расположено более 150 домов и построек прошлого. Они были собраны со всей страны, от Лапландии до Скане, большая их часть относится к 18 и 19 векам. В Скансене есть даже небольшой зоопарк, где есть волки, лоси, медведи, лисы, тюлени, нерпа и почему-то павлины, нагло прогуливающиеся по дорожкам. Да, еще и лемуры у них живут… Мне особенно понравились северные олени. У них такие рога обросшие пушком, как плюшевые. А попы какие замечательные - чистенькие, кругленькие, с белыми пятнышками!

Именно в Скансене я увидела настоящую избушку на курьих ножках. Только стоит она попрочнее – на четырех ногах. Такая трогательная!

А еще мне очень понравился детский уголок. Мы нашли здесь кое-что интересное, а именно деревья с гирляндами из сосок. Два дерева были оплетены разноцветными гирляндами из множества сосок и смотрелось это очень необычно! Тут же находился домик с небольшим заборчиком вокруг и внутри этого маленького дворика было набросано еще какое-то количество сосок. На домике имелась какая-то надпись, понять, которую мы не могли, но решили, что там написано «Оставь соску здесь». Мы предположили, что здесь шведские малыши расстаются со своими сосками, а их потом собирают в гирлянды и вывешивают на деревья. Здорово придумано! Ребенок сам оставит тут свою соску, а если потом будет снова ее просить, родители говорят, что он же оставил соску в Скансен! Хорошая идея! Если учесть, что эти иностранные дети чуть ли не до школы сосут соску и расстаться с ней – действительно большая проблема!

 

Короче говоря, посмотрели мы на все интересности и понеслись на место встречи, оставалось совсем мало времени. А как хотелось бы не спеша побродить по улочкам этого замечательного музея, заходить в домики, посмотреть на обычаи старинных Шведских семей, но к сожалению… Да и погода не располагала к прогулкам, поэтому мы решили, что может быть когда-нибудь мы снова окажемся здесь… по лужам, пугая местное насе-ление мы припустили назад. Я, со своим географическим кретинизмом ломанулась, естественно, в сторону, противоположную необходимому направлению. Если бы у Ольги тоже были проблемы с ориентированием на местности, неизвестно, что бы с нами сейчас было. Может бы жили в этом музее на скамеечке. Ну, Ольга к концу поездки уже хорошо знала, что я не ориентируюсь на местности. Вот поэтому она слушала гида за двоих и запоминала все как следует. Так вот, вернув меня с пол пути, мы все-таки выбрали нужное направление и умудрились не заблудиться. Пришли вовремя, но мокрые по самую шею. Вот правда, вода капала с ресниц! А ведь в этой мокрой одежде нам пришлось ждать парома, опять ломиться на него в жуткой давке и размещать свои изрядно поправившиеся чемоданы опять в малюсенькой каюте. Я тащила зачем-то ребенку огромный конструктор Лего – Зоопарк. Ведь Дания, родина лего! Дома прочитала, что сделано, естественно, в Китае. Вот елки-палки. Утешаю себя тем, что все равно деньги потратить надо было, а купить нечего в этой Дании. Ольга своей дочке (она на год моей младше), купила сказочное платьице со светящимися цветочками – нажимаешь потайную кнопочку и платье мигает огоньками. Фантастика. Она в детском саду всех затмила на утреннике!

Наутро в Хельсинки нас снова ждал транзитный автобус, на котором мы уже без за-езда куда-либо поехали к границе. Хотя нет, вру, мы заехали в такое место!!!!! Перед границей с Финляндией была рыбокоптильня – это что-то! Такие запахи, такие вкусы! Очень много разной рыбы, вкусной, необычной. Икра в огромных банках, всякие рыбные изыски. Мы там наелись копченого угря и с собой икры купили (в рублях платили, к стати). Кто живет в Питере, рыбу взяли с собой, им везти недалеко. А мы не решились, конечно. Ну очень все вкусно. Сейчас бы я туда снова с удовольствием.

На этой же коптильне выпили вина от фирмы, как всегда и все, можно сказать, на этом рассказ окончен. Потом был Питер. Четыре часа до поезда. Прошлись по Невскому, посидели на вокзале, сели в поезд и поехали в Москву, где прямо на перроне разбрелись в разные стороны – по вокзалам, по домам. Потом снова поезд до Брянска (хорошо, что их идет через Брянск туча – ждать не пришлось совсем) и вот я дома, дочка разгружает мои сумки, повизгивая от восторга (там лось, мумми-троль, которого она сначала обозвала бегемотом, конечно лего, еще какая-то ерунда) а я, немного выспавшись, спешу к компьютеру, захожу на сайт Туртранса и выискиваю для себя тур на следующий год еще не зная того, что ни в какую Испанию я не поеду, что Хорватия пока меня не ждет, а ждет меня совсем другое путешествие, полное новых впечатлений…..

Вот такой получился развернутый рассказ. Уж не судите строго.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начал читать, но не смог.

Что ж так меленько, если возможно, исправьте шрифт, пожалуйста.

 

Я увеличила прежде чем читать :don-t_me:

klorina, спасибо за чудесный рассказ! :clapping:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные воспоминания, которые могут служить ориентиром туристам, которые отправляются в подобный маршрут. Жаль, конечно, что не повезло с погодой. Когда я сам путешествовал подобным маршрутом, только без Бергена, и с одним фьордом, то погода стояла, на удивление, солнечная в течение всего времени путешествия (в 20-х числах сентября). На счет увеличения количества фьордов, то я с Вами согласен, что умножение количества фьордов, порой не приводит к увеличению количества впечатлений. Мне хватило одного. Но, здесь каждый выбирает свое. Фрогнер-парк меня так же впечатлил. Густав Вигеланн объяснял, почему создал все скульптуры обнаженные – по одежде было бы понятно время действия персонажей. А так – это применимо к любому времени.

 

То, что даму не пустили на ужин из-за 10 минутного опоздания, верится с трудом. Смена длится обычно 1,5 часа. Места закреплены за каждым посетителем. Пришел позже – меньше времени на еду (лучше, конечно, не опаздывать). На завтрак, вообще места не резервируются. Занимай любое место, где найдешь. А график завтрака захватывает и прибывающих пассажиров, и убывающих обратно. Кто путешествует миникруизами из Турку, обычно завтракают в «пересменку» - когда одни пассажиры высадились, а другие еще не зашли. Я сам так делал в миникруизе – красота, ресторан пустой, несколько человек всего. Правда, я Сильей давно не путешествовал, все Викингом, но не думаю, что порядок стал отличаться.

 

А то, что путешественники перевозбуждены перед посадкой на паром – это, наверное, у нас генетически. Боязнь, что чего-то не хватит, не достанется. В Турку посадка начинается за 25-30, иногда за 20 минут до отправления. Но поводов для беспокойства нет, все уедут. Иногда наблюдаешь такую картину (я сейчас путешествую самостоятельно): прошел check-in, зашел в зал ожидания, сел, расслабился, наблюдаешь за беззаботными иностранцами. Вдруг, как ветер пронесся, зашла организованная группа российских туристов с напряженными лицами. Говорю дамам: присаживайтесь, есть места, расслабьтесь перед поездкой. Нет, что вы, у нас группа!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно, все зависит от настроения и настроя, погоды, и впечатлительности, резвости и усталости.

У каждого может быть свое восприятие действительности.

По ландшафтной красоте норвежские фьорды считаются одним из красивых мест в Европе, если, не самым красивым.

В качестве примера, приведу свои давнишние впечатления от поездки на фьорды:

 

"Вот и наступил кульминационный день нашего путешествия. Подъем в 5.00. Отъезд в 5.50. Во время подъема произошел забавный случай. Сначала сработала побудка. Затем завыла сирена. Иностранцы все выскочили из номеров. Русские остались. Кто-то курил, кто-то чай кипятил, думали, что сейчас к ним придут и выскажут претензии. Но сирена сработала ошибочно. В холле взяли «сухой завтрак» и в автобус. Завтрак действительно уж очень усох. Скромный сэндвич, небольшой кекс, груша и 0,2 л. сока. До фьордов добираться 5 часов. Плюс две технические остановки по 20-25 мин. Итого 6 часов туда и 6 часов обратно. Но это 5 часов туда и 5 часов обратно - путешествие по сказочной горной Норвегии. Дорога плавно идет в горы через туннели. Вот первая остановка в великолепной горной долине. Быстро решив технические вопросы, все снимаешь кругом. Вокруг высокие поросшие лесом горы, рядом озеро. Над ним клубится туман. Причал с катерами. Воздух чистый и прозрачный. Красивые строения автозаправки, кафе, магазина, с крупным мумий-тролем на входе. Необычайно чистые и красивые дороги и тротуары. Садимся в автобус, едим дальше все выше в горы. Речки, водопады, озера, лужайки с коровами и овцами, красивые домики и дороги, тоннели. На некоторых горных вершинах виден снег. Далее начинается спуск по серпантину к фьорду. Некоторые женщины, глянув вниз, тихо повизгивают. И вот, наконец, самый большой тоннель в мире – 23 км в скале. По нему едим 20 минут. Различные карманы и тамбуры. Через каждые 6 км большой зал для разворота, подсвеченный оригинальным синим светом. Это великолепие надо видеть. На снимках понять очень сложно. Выныриваем из тоннеля и спускаемся к началу фьорда. Причал, магазин с кафе, а вокруг почти отвесные горы с многочисленными водопадами. Речка, впадающая во фьорд, подвесной мост через речку. В кафе обедаем. Тут сразу вспоминаешь, что Норвегия очень дорогая страна. Салат, семга с картофелем, чай, хлеб мне обошлись в 124 норвежской кроны. Обедающих немного. Другие видно продолжают доедать сухой завтрак. Садимся в корабль (только наша группа) и по фьорду к Флому. Зрелище не описать. Очень крутые, иногда почти отвесные горы, многочисленные водопады, домики, деревушки, городки и города по берегам. Многие дома и городки почти на недоступном месте. Некоторые зимой отрезаны от остального мира. Даже козочек видели. Сверху горы до 1000-1400 м. Внизу фьорд до 1000 м глубиной. Смотришь и снимаешь все непрерывно. На фьорде прохладно. Температура воды всегда не превышает +7 град. Все в куртках, многие в головных уборах. А погода – прелесть: солнечно. Вчера прошел дождь и очень наполнил все речки и водопады. На минутку заскочил в салон корабля. Там еще был буфет с норвежскими ценами. Некоторые туристы сидели за столиками. Через 1 час мы подошли к Флому. В интернете я увидел вопросы: надо ли посещать фьорды и Флом? Я бы ответил: а надо ли посещать Норвегию? Конечно, дорога Флом это не «американские горки» и не Диснейленд. Это (чуть не сказал обычная) – необычная действующая железная дорога, по которой вы за 20 км пути от 0 м. поднимаетесь в горы почти до 1000 м. И видите эти горы, ущелья, водопады, долины, речки, домики. Только в отличие от кораблика, где вы можете 5 мин наводить объектив, здесь это надо делать за секунды. Появляются деревья, тоннель или склон горы. Даже азартно становится: успею или нет. На промежуточной остановке посещаете самый большой водопад. А на обратном пути еще раз внимательнее рассмотрите то, что пропустили туда. И вот мы покидаем Флом, фьорды. Опять тоннель 23 км. Лежишь потрясенный, откинувшись на спинку сиденья, в автобусе звучит музыка норвежского композитора Грига, которая усиливает впечатления. А за окном проплывает великолепное горное плато с вершинами, сверкающими снегом, высокими скалами, отвесно нависающими над автобусом, Все это покрыто красными и золотистыми деревьями, кустарником и плющом. Многочисленные реки, озера, домики, пасущиеся стада. Когда я произношу слово Норвегия, воскресают воспоминания и душе становится, нет, не просто радостно, на душе появляется праздник. С чем можно сравнить Норвегию? С небывалой красоты и душевности женщиной. С безумно красивым цветком, источающим тончайший аромат. Говоришь Норвегия, а из уст струится мед. Как сказал ведущий передачи «Путешествие натуралиста», телекамера может передать лишь малую часть красоты Норвегии. С этим согласились все туристы в сауне, многие посетили фьорд вчера в дождь, а турист, посетивший Швейцарию, сказал, что Норвегия его потрясла больше. Я думаю (и со мной согласились предыдущие туристы) по приобретенным впечатлениям Осло – 15%, путешествие на фьорды – 85%. Если Италия потрясает творением рук человеческих, а природа - прекрасное обрамление этого, то Норвегия потрясает Природой, а творение человека – прекрасное обрамление природы. На последней технической остановке перекусил сэндвичем с сыром за 33 кроны (с котлетой стоил 58 крон) и в гостиницу. Завтра Осло и прощание с Норвегией".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что даму не пустили на ужин из-за 10 минутного опоздания, верится с трудом. Смена длится обычно 1,5 часа. Места закреплены за каждым посетителем. Пришел позже – меньше времени на еду (лучше, конечно, не опаздывать). На завтрак, вообще места не резервируются. Занимай любое место, где найдешь. А график завтрака захватывает и прибывающих пассажиров, и убывающих обратно. Кто путешествует миникруизами из Турку, обычно завтракают в «пересменку» - когда одни пассажиры высадились, а другие еще не зашли. Я сам так делал в миникруизе – красота, ресторан пустой, несколько человек всего. Правда, я Сильей давно не путешествовал, все Викингом, но не думаю, что порядок стал отличаться.

 

Наверное, я не совсем корректно сформулировала. Завтрак назначался для нашей смены на определенное время и на завтрак отводилось что-то около 30 минут, т.к. мы прибывали минут через 40. Она пришла на завтрак почти перед прибытием, видимо поэтому ее не пустили.Хотя, конечно, меня лично там не было, может совсем и не так было. С ее слов рассказываю. Но вообще, надо сказать, что персонал не слишком был вежлив и на других "фронтах". Может это рейс нам попался такой неудачный....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но вообще, надо сказать, что персонал не слишком был вежлив и на других "фронтах". Может это рейс нам попался такой неудачный....

Бывает, когда сплошь эстонский персонал... :negative:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, среди людей, и работников разных стран, встречаются всякие личности.

С работниками из Эстонии в последнее время я сталкивался и в Хельсинки, и в Стокгольме, и в Таллинне. При этом, во многих случаях, они сами приходили на помощь, узнав, что я из России. Может, мне люди такие попадались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, среди людей, и работников разных стран, встречаются всякие личности.

С работниками из Эстонии в последнее время я сталкивался и в Хельсинки, и в Стокгольме, и в Таллинне. При этом, во многих случаях, они сами приходили на помощь, узнав, что я из России. Может, мне люди такие попадались.

 

Мне в магазинах тоже помогали :i-m_so_h:, а про паромы такое слышала, не сталкивалась сама.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я на паромах много путешествовал. У Викинга, практически, всеми паромами. Персонал там обычно вышколен, что на паромах, что на терминале. Конечно, какие-то недоразумения бывают, но, как правило, связаны с некоторыми языковыми погрешностями. На терминале в Таллинне, персонал, взглянув на мой паспорт, сразу по-русски начал разговаривать. Немолодой эстонец – работник камеры хранения, так же сразу перешел на русский, когда мы начали вспоминать, как кто жил в лихие 90-е. Особенно юмористично было, когда я с одним попутчиком на паром в Таллинн, 20-ти летним эстонцем, стал обмениваться впечатлениями на английском, то он предложил – давай по-русски. Но у него запаса русских слов не хватало. Так и беседовали, вперемежку с английским. Но, может, мне просто такие люди попадались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший отзыв! Я сама вернулась с аналогичной поездки 2 дня назад. Впечатлений море, не смотря на дождливую погоду 11 дней были интересны и познавательны!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...