Гатчина. Парадные интерьеры дворцы
Итак, нагулявшись по парку, иду, наконец, осматривать дворец...
Первое, что увидела, - вот этот коридор. Впечатлило, напомнив средневековый замок:)
Первый этаж носит как бы вспомогательный характер. Здесь разместилась экспозиция, рассказывающая об истории музея, находятся детские комнаты, входы на башню и в подземный ход. В одной из детских комнат, где проходили мастер-классы, расположены макеты утраченной Гатчины - показано, как выглядел дворец и парк в прошлом:
Собственно же интерьеры дворца начинаем осматривать, поднявшись по лестнице на второй этаж. Первый зал, куда я завернула, оказался тем, в котором выставлена дворцовая коллекция оружия, одна из самых крупных в России. Собирать ее начал еще граф Орлов, и на данный момент в ней насчитывается около 1000 экземпляров огнестрельного и холодного оружия мастеров Европы и России.
В технических характеристиках я не особо разбираюсь, но оформлено как настоящее произведение искусства:
На противоположной стене галереи - фотографии царской семьи в Гатчине, дворцовые парки и интерьеры. Эта галерея выглядела иначе, но вот буква П, выложенная пистолетами, такая же, как на старых фото:
Ружье Г.Орлова:
и Александра III:
А из окна - отличный вид на новогодние гуляния во дворе:
И, наконец, иду осматривать парадные интерьеры. Открывает их череду аванзал, в котором приглашенные гости ждали Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь или на обед. Здесь также происходил развод военного караула: офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
В Гатчинском дворце, помимо того, что вертишь головой по сторонам, нужно не забывать смотреть вверх и вниз: очень красивые росписи плафонов и узорчатый паркет. В аванзале на плафоне композиция "Вера и Любовь" неизвестного художника 18-го века, ее поместили сюда в процессе реставрации, взамен той, что была уничтожена в годы войны:
Камин с отделкой из мрамора и лазурита:
Следующее помещение - Мраморная столовая. Оно зрительно делится на две части: большую, куда устанавливались обеденные столы,
и маленькую буфетную, отделенную балюстрадой, которая заодно служит постаментом для мраморных ваз. В центре буфетной зоны находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука (копия 18-го века с античного оригинала скульптора Лисиппа):
На плафоне - "Селена и Эндимион" (бригада художника Казакова по эскизам С. Торелли)
Одно из главных украшений зала - вытесанные из каррарского мрамора колонны, привезенные в 18-м веке из Италии.
Верхняя Тронная Павла I - самая пышная, торжественная и парадная из четырех имеющихся во дворце. Здесь император принимал послов и других важных гостей, требуя неукоснительного соблюдения придворного этикета. Небольшое по размерам помещение в центре анфилады парадных комнат, несмотря на богатство отделки и немалого количества позолоты тяжелым и подавляющим не выглядит, смотрится изящно и как-то даже воздушно:
Одно из главных украшений Тронной - французские ковры, подаренные Людовиком XVI Павлу и Марии Федоровне во время их путешествия еще в бытность Павла Великим князем. Над камином - "Церера", изготовленная в 1770-ые годы по эскизам К.Одрана:
На двух других стенах - гобелены "Зебра" и "Двое слуг несут вождя" из серии "Новые Индии", выполненные Ж. Нейльсоном по картонам художника Ф. Депорта. Рисунок на паркете восстановлен по рисункам-эскизам А.Ринальди, в изготовлении использованы несколько ценных сортов дерева: розовое, палисандр, яблоня, груша:
Золоченое императорское кресло выполнено по образцу кресла Анны Иоанновны, хранящегося в Эрмитаже, придворным мастером Х.Мейером:
Он отвернулся посмотреть, и отвернулася она...:)) На самом деле фотографировала перспективу комнат:
Малиновая гостиная открывает череду парадных комнат, принадлежавших Марии Федоровне. Весь её интерьер подобран под главное украшение, подчинен ему. Три стены гостиной были украшены гобеленами в розово-малиновых тонах, изготовленными на Королевской мануфактуре гобеленов в 1776-1780 гг, по картонам Ш.А. Куапеля, в рамках серии "История Дон Кихота". Они тоже стали частью подарка Людовика великокняжеской чете, путешествующей по Европе инкогнито, под именем графов Северных. На сегодняшний день в Гатчинском дворце представлен только один гобелен из трех - "Въезд Санчо Панса на остров Баратарио", два других украшают стены Павловска, переселившись туда после Великой Отечественной, когда Гатчина пребывала в руинах:
Парадная опочивальня Марии Федоровны - шикарная, но при этом изысканная и довольно уютная (все-таки потрясающий художественный вкус был у Антонио Ринальди). Поймала фразу экскурсовода, остановившегося рядом с группой: "Парадная - это вовсе не жилая комната. Предназначалась для показа гостям." Через личные покои, кабинеты и будуары проходил обязательный маршрут, по которому водили по дворцу гостей, и все в них было устроено так богато и впечатляюще, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус хозяев и возвеличить даже бытовые стороны жизни:
Интерьеры в годы войны были уничтожены, их воссоздавали по рисункам и эскизам Ринальди: лепнину и живописные панно, плафон "Свадьба Психеи" (воссоздал Ю.Шитов), паркет, гротескные изображения на стенах. Ткани для обивки и балдахина были заказаны в Лионе на бывшей мануфактуре К. Пернона по историческому образцу конца ХVIII века:
Пространства небольшой комнате придает множество зеркал:
"Святки уже начались, - сказала смотрительница опочивальни. - Заглядывайте в зеркала, заглядывайте! Я и назаглядывалась, нафотографировав кучу отражений и в итоге увидев вот такой коридор. Свечи поставить, и точно можно гадать на суженного:)
К опочивальне прилегают личные покои императрицы. Овальный будуар:
Башенный кабинет с тканым портретом супруга (1790-ые гг) на самом видном месте:
И Туалетная Марии Федоровны:
Тронная Марии Федоровны. Во времена, когда дворца принадлежал Орлову, в этой комнате располагался Китайский кабинет, отделанный в модном тогда восточном стиле. Позднее стены затянули малиновым штофом и повесили на них картины из коллекции, которую начал собирать Г.Орлов, а дополнил взявшийся за переделку дворца В.Бренна. Таким образом, Китайская комната превратилась в Картинную:
После коронации в 1797 году Павла I и Марии Федоровны сюда добавили тронное кресло на небольшом возвышении, и комната стала Тронным залом, в котором императрица устраивала аудиенции:
И, наконец, один из самых впечатляющих парадных залов - Белый зал. С белой же елкой:)
и белым роялем, на котором пианист великолепно исполнял рождественские или просто красивые мелодии. Эту музыку я слышала все время, пока гуляла по парадным залам, и это было восхитительно, создавая настроение:)
Белый зал (площадью 250 кв.м.) использовался для пышных торжеств, парадных приемов, балов. Вот же странно - здесь нет, в отличие от парадных комнат императрицы, ни грамма позолоты, но при этом он выглядит даже более величественно за счет сложных лепных узоров, придающих торжественности колонн, мраморных вставок, исторических скульптур и барельефов на стенах. Большая часть скульптур, бюстов, рельефных изображений - копии с античных произведений XVIII века, но есть и подлинная древность. Например, бюсты Антиноя и Каракаллы (II-III вв), расположенные у входа в зал, или рельефное изображение над камином "Жертвоприношение императора Тита" (I век н.э.):
Удивительные наддверные композиции - лев в колосьях пшеницы и огромный омар:
Устрашающе-торжественные фигуры из черного мрамора - Антиной и египетский жрец:
Афина, украшенная ониксовым обрамлением, копия с античного бюста:
Греческая галерея появилась в период перестройки дворца в 1796-97 гг на месте открытой галереи и соединила центральную, парадную часть дворца с Арсенальным каре. К нему я и направляюсь постепенно...
- 12
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии