В монастырь Агарцин, проехав несколько километров по петляющей и взбирающейся вверх дороге, мы приехали немного раньше Гора и его туристов. Потому успела еще послушать тишину, закрыв глаза и подставив лицо ласковому весеннему солнцу. Как же хорошо, спокойно, умиротворяюще тихо... даже весенняя капель падает с крыши, разбиваясь о камень, как-то скромно, почти неслышно, ненавязчиво, не нарушая окружающую гармонию. Во дворе Агарцина все еще лежал снег, и, быть может, от того особенно отчетливо, будоражаще пахло весной:
Это место носит очень красивое, поэтичное название - Агарцин в переводе означает "игры орлов". Легенда гласит, что когда монахи, бежавшие из Западной Армении, находящейся тогда под властью Византии, и нашедшие здесь, среди этих поросших лесом гор, свой приют - оплот священников, боровшихся за независимость армянской церкви, решили освятить первую, только что отстроенную церковь Сурб Григор, они увидели, как в прекрасном своем полете парят над ними орлы. Так и получил монастырь свое имя. И было это в 11-ом веке:
Основная же часть построек монастыря относится к 13-му веку, когда Агарцин пережил пик расцвета, поддерживаемый династиями Закарянов и Кюрикидов - маленькая церковь св.Катогике (1194 г), Сурб Степанос (1244 г.) и почти полная ее копия, только большего размера, главная церковь монастыря Сурб Аствацацин (1281г.)
В 2014 году монастырь был отреставрирован, при этом, кажется, немного перестарались, потому местами древние руины выглядят неестественно новыми... но в целом облик монастыря это не портит:) К слову, спонсировал реставрационные работы принц эмирата Шарджа шейх Султан Бин Мохаммед Аль Касими, которому это место очень полюбилось:
Первое здание, встретившееся нам на пути, оказалось трапезной (1248 г., зодчий Минас), в него мы и заглянули:
полюбовавшись сначала узорными тенями на стене, причудливо упавшими от растущих напротив деревьев:
Трапезная Агарцина уникальна - это самое большое подобное сооружение в Армении. Она действительно огромна, и своими суровыми каменными стенами и сводчатыми потолками навеяло мысли о старинном пиршественном зале какого-нибудь средневекового замка:
Побродила, рассматривая детали,
и выставленные здесь же старые фото монастыря:
На территории монастыря попались несколько старых хачкаров:
Некоторые постарше самого монастыря будут - 10-ый век:
У входа в Сурб Аствацацин встретился самый красивый:
Сама Сурб Аствацацин:
И ее мини-копия Сурб Степанос:
Но мы пока идем в обход них, по тропинке, идущей по самому краешку монастырской территории, и открываются с нее чудные виды на окрестные горы и ущелье внизу. Чуть поодаль - новодельная часть монастыря, построенная по инициативе шейха - то жилые помещения для проживающих в монастыре и паломников:
Это, к слову, тоже шейховский новодел - часовня, сооруженная над усыпальницей Багратидов - местом захоронения царя Смбата и Гагика. Не смог понять шейх древней армянской традиции - располагать надгробные плиты так, чтобы по ним свободно могли пройти приходящие в монастырь. Потому цари и три княжны из рода Кюрикидов покоятся теперь под каменными сводами:
Разница между старой кладкой и новоделом очевидна и бросается в глаза:
А красивое место выбрали для усыпальницы - какие виды:
Интересно бродить лабиринтами, образованными стенами церквей, рассматривая узоры из теней
и камня. Солнечные часы, без которых обходится, кажется, редкая церковь в Армении и Грузии:
По сторонам тоже смотреть не забываем, тем более, что вот эта скальная гряда всё время притягивает взгляд. Словно крепостная стена, возведенная великаном:
Когда-то на территории монастыря рос орех, который считался ровесником Агарцина, но недавно в него попала молния, к сожалению, погубив старое дерево. Вот только пень и остался скорбным памятником:
На одной из стен церкви Сурб Аствацацин обнаружилось интересное барельефное изображение - два монаха (видимо, имеющие отношение к основанию монастыря либо его настоятели) рядом с изображением храма, над которым (есть две версии) - то ли голубь как символ святого духа, то ли тот самый орел, в честь которого назван монастырь.
Маленькая аккуратная, какая-то даже изящная церковь святого Степаноса, щедро залитая лучами яркого весеннего солнца, с косыми, словно струи дождя, тенями на стенах:
Переплетение эпох - новое рядом со стариной:
Надгробные плиты, найденные на территории монастыря, на усыпальницах Кюрикидов:
Древние мощные колонны, подпиравшие некогда свод помещения неизвестного происхождения перед входом в Сурб Аствацацин. Возможно, именно здесь размещалась монастырская академия, в 13-ом веке ставшая одним из главных просветительских центров Восточной Армении?
Помимо традиционных для того времени богословских дисциплин, а также языков, истории и математики, здесь обучали музыке, пользуясь традиционным для Армении того времени написанием посредством хазов - особых нотных знаков, возникших в 7-9 веках. Настоятель Агарцина Хачатур Таронаци сыграл огромную роль в их совершенствовании и реформировании, а также в распространении этой нотной азбуки по территории страны.
Несмотря на то, что монастырь расположен в ущелье, надежно укрытый под сенью гор и лесов, он часто подвергался набегам и угрозе разграбления. Потому самое ценное приходилось прятать и прятать довольно быстро при малейшей угрозе. Для этого, говорят, в старой церкви Сурб Григор есть колонна с потайной нишей, а здесь, у входа в Сурб Аствацацин есть дверь, ведущая в подземелье, которая, согласно легенде, являлась началом потайного хода, выводящего в ущелье:
Подивившись на мощные колонны и остатки арочных сводов, заходим в гавит притвор церкви Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы):
И вот тут видим чудо:) Пока глаза не привыкли к темноте, слышим только голос Гора: "Мы, гиды, называем этот притвор радужным, сейчас сами увидите, почему". Когда глаза привыкают видеть, мы видим... здесь и в самом деле живет радуга яркая, волшебная, четко разделенная на семь цветов спектра. И глядя на эту неожиданную здесь, в полумраке старого храма радугу, невозможно поверить, что причина тому - всего лишь солнце, проходящее сквозь стеклянный купол. Здесь проще поверить в сказку, волшебство:
Густой полумрак притвора и церкви Сурб Атвацацин разбавляется косыми лучами солнечного света, проникающими в узкие окна:
Тихо, почти безлюдно, умиротворяюще спокойно... Взгляд, скользя по исписанным надписями сводам и стенам, колоннам, барельефам, вновь и вновь возвращается к радуге. И эти древние камни, к которым постоянно хочется прикоснуться... И на душе всё больше растет и ширится теплое ощущение счастья:
Выйдя на солнце, в первые мгновения перестаешь видеть. Потому мы идем к машинам медленно-медленно. А, может, это просто потому, что не хочется уезжать. Хочется задержаться еще, посидеть вот на этих чудных лавочках, подставив щеки ласковым солнечным лучам. В принципе, я могу себе это позволить, нам спешить некуда, осталась лишь обратная дорога до Еревана. Но я иду провожать Гора... "Спасибо тебе. Я, правда, очень рада была тебя видеть!" Спасибо земле Армении, подарившей эту неожиданную и очень радостную встречу...
В машине меня терпеливо ждет Даня. "Здесь еще смотровая площадка есть, оттуда монастырь хорошо виден. Заедем?" Конечно, заедем! И вот там, наверху, откуда весь монастырь, как на ладони, монастырь, как это часто бывает в Армении, удачно вписанный в окружающий ландшафт, не противоречащий ему, а органично дополняющий, я отчетливо вспомнила прочитанное у Андрея Битова. Есть у него замечательный очерк об Агарцине. Не скажу, что до его прочтения я совсем не хотела увидеть этот монастырь, ибо это было бы неправдой, но после прочтения желание усилилось. Весь текст, конечно, приводить здесь не буду, лишь небольшой кусочек:
"Храмы бывали величественными и великими. Они подавляли или смущали, растворяли или возвышали душу, то указывая ей место под Богом, то у Бога. Строитель воплощался в своем творении так полно, как не удавалось ни одному мирскому архитектору. По-разному воздвигал строитель свой храм: Бог и я, я и Бог, только Бог… Но ни разу еще не встречал я храма, настолько подчиненного идее растворения в творении. Такого отсутствия я еще не встречал. Как можно незаметнее, спокойнее, шепотом… уводил строитель свои линии от нашего взгляда и уводил наш взгляд, чтобы не храм мы увидели, нет – это пустое, человеческое дело, постройка, – а чтобы мы узрели, где он стоит, где мы живем, отражение лица Бога в его собственном творении. Ибо что лучше отразило его?"
И куда ни глянь - вправо, влево - невероятной красоты виды:
И снова и снова крутится в голове мысль: "Как же здесь красиво должно быть осенью!"
К смотровой площадке ведет тропинка, бегущая по скале:
Снег на ней мирно соседствует с яркой зеленью мха:
А рядом с тропинкой - древние камни часовни,
и старинные хачкары. Стоит ли говорить, что тут я притормозила надолго?:))
А потом мы ехали домой, в Ереван, в очередной раз дивясь тому, как солнечная весна в Дилижане
резко сменилась туманной зимой почти сразу за тоннелем у Севана. А я - еще и тому, как вдруг оживился обычно скромный и немногословный Даня, взявшись объяснять мне природу миражей, преграждавших нам дорогу у озера Севан. Увлеченный своим делом астрофизик, не так давно защитивший кандидатскую. Да, интересные встречи подкидывает мне порой Армения:)
В какой-то момент испарения от асфальта смешались с облаками и туманом вокруг настолько, что мы оказались в плотном белом коконе, с видимостью в полметра. Однако, Ереван вновь встретил весной, хоть и пасмурной, и слегка дождливой:
На том поездки по стране для меня в этот раз и закончились, остальное время было занято прогулками по городу и музеям Еревана, коих немного, пожалуй, еще тут оставлю чуть позже...
- 6
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии