ВЬЕТНАМ, Ханой. Площадь Ба Динь, Мавзолей Хо Ши Мина, Храмы Литературы и Нгок Сон (или Шон)
Люблю путешествовать - ну что тут поделать!
С 2004 года я объездил многие страны Европы, но в Азии, к стыду своему, не был вплоть до января 2018 года, когда сполна удалось полюбоваться историческими красотами центральной Индии. Теперь январь 2019 года, и я путешествую по Индокитаю.
В плане туризма Вьетнам - очень молодая туристическая страна; она совсем недавно начала набирать обороты в туризме. Поэтому я очень долго не мог решиться на эту поездку, прослушав бездну разноплановых отзывов (как хороших, так и плохих). Еще меня смущало то обстоятельство, что я и сам всегда считал Вьетнам малоразвитым в плане туризма, но тем не менее все-таки решился и не прогадал.
Время для пребывания во Вьетнаме я выбрал совсем не в солнечный, а в рисковый сезон - в наши рождественские праздники. Был девятичасовой перелет из Москвы в аэропорт Ханоя и я оказался на месте отдыха и путешествий. Кстати сказать, несмотря на предупреждения сотоварищей о трудностях долгого перелета, мне, закаленному двухнедельными автобусными экскурсиями по странам Европы, затяжное пребывание на борту авиалайнера далось довольно легко.
По прилету, как водится, меня встретил представитель соответствующей турфирмы. Я получил багаж, перевел 100$ на вьетнамские донги (2.110.000 VND), дождался остальных коллег-туристов. Рассевшись в автобусе, по пути в отель мы получили первые инструкции от сопровождающего. Нам сообщили, что вьетнамцы доброжелательны, погода хорошая, экскурсии будут интересные, а в довершение выдали по красочному буклету, в коем были собраны основные сведения о стране.
Даже из окна автобуса я сразу ощутил самобытность мегаполиса, «города между рек» (так переводится его название с вьетнамского языка). Приехав в столицу Вьетнама, я словно оказался в прошлом. Причем, в прошлом сразу разных эпох - здесь и кривые улочки старого города до сих пор населенные ремесленниками самых разных мастей, и широкие бульвары французского квартала с шикарными особняками, построенными в колониальном стиле.
На второй день пребывания в Ханое мне довелось побывать сразу в нескольких интересных местах. Правда, добираться из одного места в другое было весьма и весьма проблематично. Там сумасшедшее движение - это просто что-то..; чего там народ только не возит на мопедах - наверно, нет такой вещи, которую бы они не могли взгромоздить и увезти. Везут ВСЁ! И по семь-восемь человек сразу, и по два холодильника; видел как на мопеде везли даже небольшого бычка (правда, не в центре города). Создавалось впечатление, что на мопедах вьетнамцы проводят все свое время. Улицы пустующими здесь практически не бывают.
1. Естественно, шествуя по Ханою невозможно было не прогуляться (вместе с многочисленными местными жителями и немногочисленными туристами) по достаточно большой по размеру, просторной и в целом довольно симпатичной главной площади Вьетнама и центральной площади Ханоя - площади Ба Динь. Посмотрел на Мавзолей Хо Ши Мина, на огромный вьетнамский флаг и другие достопримечательности, расположившиеся на площади. Общее впечатление: интересно, даже несмотря на моросивший дождик.
В самой площади как бы нет ничего особенного - просто достаточно большая площадь. Конечно, всё чисто и красиво. В сентябре 1945 года Вьетнам окончательно стал независимым государством, и его торжественное провозглашение состоялось именно на площади Ба Динь. С тех пор площадь стала не только историческим, но и туристическим центром города, его символом. Именно здесь сосредоточены одни из лучших экземпляров архитектуры страны. Сама площадь имеет прямоугольную форму, по сторонам которой расположились и другие уникальные произведения мастеров и зодчих Вьетнама. Это, прежде всего, Президентский дворец и огромный Мавзолейный комплекс Хо Ши Мина.
2. На площади Ба Динь правила эпоха социализма - меня встретили длинные очереди с утра пораньше выстраивавшиеся к Мавзолею Хо Ши Мина и русские туристы с удивлением фотографировавшие памятник Ленину.
Мавзолей Хо Ши Мина - важная историческая достопримечательность Ханоя. Это - здание, где вьетнамцы выражают восхищение и благодарность своему общему «отцу», или, вернее, «дядюшке Хо» (как называют его вьетнамцы), кто привел страну к независимости и воссоединению. Жители Вьетнама называют этот Мавзолей «Мавзолеем дядюшки» за душевную и уютную атмосферу, которую Хо Ши Мин всегда создавал при жизни. Построенная за два года (1973-75) усыпальница стала еще и живым иллюстратором национального единства.
Материалы, из которых построено здание (от внешнего гранита до внутренней древесины), были привезены людьми со всех концов страны. Даже окружающий сад содержит коллекцию растений и карликовых горшочных деревьев, подаренных регионами Вьетнама. Такое отношение отражает желание вьетнамцев навсегда сохранить товарищескую близость в обществе, которую организовал дядюшка Хо.
На самом деле, Мавзолей возвели против воли вождя. Хо Ши Мин завещал себя кремировать, а прах разделить на три части и захоронить в каждой части страны - на севере, юге и в центре, где родился. Однако партийные коллеги решили иначе и по старой доброй коммунистической традиции, забальзамировав тело лидера, поместили его в усыпальницу.
В архитектурный ансамбль мавзолея также входит Резиденция Хо Ши Мина. На мой взгляд, Резиденция - слишком громкое слово для того небольшого двухъярусного домика на сваях, где лидер провел последний период своей жизни. Дом расположен позади Президентского дворца, чье роскошное здание во французском колониальном стиле было в полном распоряжении президента. Однако Хо Ши Мин, понимая ситуацию в стране, не мог позволить себе устраивать «пир во время чумы» и поручил построить скромный деревянный домик в дворцовых садах. Рядом находится небольшой пруд, в котором президент каждое утро ловил себе рыбу на завтрак. Водоем по-прежнему богат карпами, и я с удовольствием их подкармливал хлебом.
Далее я пошел к озеру Хоанкием; захотелось забыть о всех перипетиях истории, настолько здесь спокойно и по первозданному красиво. Ханой многогранен и крайне интересен!
3. У стен Храма Литературы, прямо на тротуаре посреди оживленной улицы, шел урок строевой подготовки - двое военных отдавали команды отряду пионеров. Пионеры маршировали в шеренгу по трое, делая повороты налево-направо и разворачивались кругом. Первые ряды еще старались хоть как-то попадать в ногу, а последние - откровенно считали ворон. Благо поглазеть было на что - к Храму постоянно подъезжали автобусы и такси с туристами. Например, пожилые немцы толпились вокруг уличного парикмахера и щелкали фотоаппаратами. Парикмахер был доволен - он честно предупредил всех, написав мелом на стене: «Foto - 1$». Кстати клиент у него в кресле был никакой не клиент - он уже часа три сидел там накрывшись рогожкой и позировал туристам, пока мастер щелкал ножницами у него над головой.
Храм Литературы (или Ван-Мьеу) - первый национальный университет Вьетнама, основанный в 1070 году императором Ли Тхань-Тонгом, посвящен Конфуцию и его ученикам. В отличие от многих прочих древних построек данной страны и всего мира, территория храма не пострадала ни при одной войне.
Все, что дошло до нас сегодня - итог работы непревзойденных мастеров того времени и невероятная работа современного общества по поддержанию храма в отличном состоянии. Во владения этого волшебного места входят Литературное озеро, парк и внутренний двор, уничтоженный французами, но в начале двадцать первого века полностью восстановленный по старой проектировке.
Уникальность этого места состоит не только в его внешнем виде, но и в его истории. Так, например, с 1442 года учителя вырезали имена лауреатов докторских творений на каменных стелах, что сохранились и до нашего времени. Этот факт показывает современному поколению, как раньше относились к образованию и друг к другу. Место, которое заставляет о многом задуматься, понять, что ты делаешь не правильно, где ошибся и можно ли все это исправить. Место, куда тянет тебя спокойствие и сильная положительная атмосфера.
До наших дней в галереях Храма Литературы сохранились 82 стелы с 1307 именами. Под черепичными крышами галерей бродили, уткнувшись в путеводители, туристы. Дети гладили по каменным головам древних черепах - особенно одну, которая улыбается. Художники копировали выбитые на стелах орнаменты. Уборщики собирали в бамбуковые корзины опавшие листья и выносили их за ворота (створки ворот снабжены снизу деревянными колесами, чтобы легче было открывать). Двое пионеров с интересом наблюдали, как я фотографировал ворота, потом подошли ко мне и спросили, что в этих воротах такого(?!) - примерно ТАК.
Уже уходя, обратил внимание на небольшую металлическую табличку у входа - надпись на четырех языках просила посетителей не забираться на спину черепахам и не дописывать к выбитым на камне мудрым изречениям ничего от себя(!)
4. Теперь про Храм Нгок Сон (или Шон). К концу дня от прогулок по разным кварталам города у меня гудели ноги, но набравшись впечатления от достопримечательностей Ханоя первой половины дня, я все-таки отправился в туристическую Мекку столицы - Старый квартал. Расположен он с северной стороны Озера Возвращенного Меча и занимает небольшую по площади территорию. Но поверьте, это самое колоритное место Ханоя. Продвигаясь по парку вдоль озера, я увидел маленький «Храм черепахи», непонятным образом появляющийся прямо на глади воды, и «Нефритовый Храм» на одноименном островке, попасть на который можно по «Мосту утреннего света» (плата составила около 1,5$).
С этим озером связана древняя легенда о короле, мече и черепахе. По легенде в XVI веке китайский император династии Мин пошел на Вьетнам войной. У императора была огромная, сильная армия, и хотя воины вьетнамского короля были умелы и бесстрашны, их было намного меньше, и им приходилось отступать. В конце концов император подошел к стенам Города Летящего Дракона.
Готовясь покинуть столицу, король вышел к озеру - он думал о том, где бы взять оружие, способное победить могущественного врага. Вдруг к удивлению короля из озера показалась огромная золотая черепаха и предложила ему (по-соседски) одолжить волшебный непобедимый меч, против которого никакой враг не устоит. Отдавая меч, черепаха поставила условие - освободив страну от китайских захватчиков, меч нужно было немедленно вернуть в озеро. Стоит ли говорить, что король с радостью взял меч у черепахи, и обещания сбылись - императорская армия стала терпеть от короля одно поражение за другим и, в конце концов, вынуждена была убираться восвояси.
Дальше нить повествования раздваивается. По официальное версии после победы король сдержал свое слово и немедленно вернул меч черепахе, а в память о чуде построил на озере Храм Возвращенного Меча. Однако один из рассказчиков изложил мне события несколько иначе. По его словам после победы король не спешил возвращать меч - мало ли кому еще из соседей могло прийти в голову позариться на его земли. Однажды, когда королевская лодка пересекала озеро, из глубины снова вынырнула золотая черепаха и спросила, не забыл ли король, что за ним должок. Король наклонился над водой, пытаясь уговорить черепаху повременить, и вдруг волшебный меч чудесным образом выскользнул из ножен и упал в воду. Черепаха подхватила его и скрылась в глубине.
Любопытно, что главную мысль легенды о черепахе можно было понять по-разному. Возможно она в том, что на дне озера до сих пор покоится чудесный меч, который, можно надеяться, даже если дело кажется безнадежным, поможет победить супостата. Или в том, что время войн и побед проходит, и нужно заниматься мирными делами. А еще, по крайней мере, во второй версии, легенда отражает практичную натуру жителей Вьетнама - ну, кто же добровольно отдаст полезную в «хозяйстве» вещь, особенно волшебную?
P.S. В последующие дни меня ждало такое чудо света, как бухта Халонг с яхтой Garden Bay Cruise 4*, Рыбацкая деревня и изощренные обеды (бранч, сет-меню), ужины-барбекю
В плане туризма Вьетнам - очень молодая туристическая страна; она совсем недавно начала набирать обороты в туризме. Поэтому я очень долго не мог решиться на эту поездку, прослушав бездну разноплановых отзывов (как хороших, так и плохих). Еще меня смущало то обстоятельство, что я и сам всегда считал Вьетнам малоразвитым в плане туризма, но тем не менее все-таки решился и не прогадал.
Время для пребывания во Вьетнаме я выбрал совсем не в солнечный, а в рисковый сезон - в наши рождественские праздники. Был девятичасовой перелет из Москвы в аэропорт Ханоя и я оказался на месте отдыха и путешествий. Кстати сказать, несмотря на предупреждения сотоварищей о трудностях долгого перелета, мне, закаленному двухнедельными автобусными экскурсиями по странам Европы, затяжное пребывание на борту авиалайнера далось довольно легко.
По прилету, как водится, меня встретил представитель соответствующей турфирмы. Я получил багаж, перевел 100$ на вьетнамские донги (2.110.000 VND), дождался остальных коллег-туристов. Рассевшись в автобусе, по пути в отель мы получили первые инструкции от сопровождающего. Нам сообщили, что вьетнамцы доброжелательны, погода хорошая, экскурсии будут интересные, а в довершение выдали по красочному буклету, в коем были собраны основные сведения о стране.
Даже из окна автобуса я сразу ощутил самобытность мегаполиса, «города между рек» (так переводится его название с вьетнамского языка). Приехав в столицу Вьетнама, я словно оказался в прошлом. Причем, в прошлом сразу разных эпох - здесь и кривые улочки старого города до сих пор населенные ремесленниками самых разных мастей, и широкие бульвары французского квартала с шикарными особняками, построенными в колониальном стиле.
На второй день пребывания в Ханое мне довелось побывать сразу в нескольких интересных местах. Правда, добираться из одного места в другое было весьма и весьма проблематично. Там сумасшедшее движение - это просто что-то..; чего там народ только не возит на мопедах - наверно, нет такой вещи, которую бы они не могли взгромоздить и увезти. Везут ВСЁ! И по семь-восемь человек сразу, и по два холодильника; видел как на мопеде везли даже небольшого бычка (правда, не в центре города). Создавалось впечатление, что на мопедах вьетнамцы проводят все свое время. Улицы пустующими здесь практически не бывают.
1. Естественно, шествуя по Ханою невозможно было не прогуляться (вместе с многочисленными местными жителями и немногочисленными туристами) по достаточно большой по размеру, просторной и в целом довольно симпатичной главной площади Вьетнама и центральной площади Ханоя - площади Ба Динь. Посмотрел на Мавзолей Хо Ши Мина, на огромный вьетнамский флаг и другие достопримечательности, расположившиеся на площади. Общее впечатление: интересно, даже несмотря на моросивший дождик.
В самой площади как бы нет ничего особенного - просто достаточно большая площадь. Конечно, всё чисто и красиво. В сентябре 1945 года Вьетнам окончательно стал независимым государством, и его торжественное провозглашение состоялось именно на площади Ба Динь. С тех пор площадь стала не только историческим, но и туристическим центром города, его символом. Именно здесь сосредоточены одни из лучших экземпляров архитектуры страны. Сама площадь имеет прямоугольную форму, по сторонам которой расположились и другие уникальные произведения мастеров и зодчих Вьетнама. Это, прежде всего, Президентский дворец и огромный Мавзолейный комплекс Хо Ши Мина.
2. На площади Ба Динь правила эпоха социализма - меня встретили длинные очереди с утра пораньше выстраивавшиеся к Мавзолею Хо Ши Мина и русские туристы с удивлением фотографировавшие памятник Ленину.
Мавзолей Хо Ши Мина - важная историческая достопримечательность Ханоя. Это - здание, где вьетнамцы выражают восхищение и благодарность своему общему «отцу», или, вернее, «дядюшке Хо» (как называют его вьетнамцы), кто привел страну к независимости и воссоединению. Жители Вьетнама называют этот Мавзолей «Мавзолеем дядюшки» за душевную и уютную атмосферу, которую Хо Ши Мин всегда создавал при жизни. Построенная за два года (1973-75) усыпальница стала еще и живым иллюстратором национального единства.
Материалы, из которых построено здание (от внешнего гранита до внутренней древесины), были привезены людьми со всех концов страны. Даже окружающий сад содержит коллекцию растений и карликовых горшочных деревьев, подаренных регионами Вьетнама. Такое отношение отражает желание вьетнамцев навсегда сохранить товарищескую близость в обществе, которую организовал дядюшка Хо.
На самом деле, Мавзолей возвели против воли вождя. Хо Ши Мин завещал себя кремировать, а прах разделить на три части и захоронить в каждой части страны - на севере, юге и в центре, где родился. Однако партийные коллеги решили иначе и по старой доброй коммунистической традиции, забальзамировав тело лидера, поместили его в усыпальницу.
В архитектурный ансамбль мавзолея также входит Резиденция Хо Ши Мина. На мой взгляд, Резиденция - слишком громкое слово для того небольшого двухъярусного домика на сваях, где лидер провел последний период своей жизни. Дом расположен позади Президентского дворца, чье роскошное здание во французском колониальном стиле было в полном распоряжении президента. Однако Хо Ши Мин, понимая ситуацию в стране, не мог позволить себе устраивать «пир во время чумы» и поручил построить скромный деревянный домик в дворцовых садах. Рядом находится небольшой пруд, в котором президент каждое утро ловил себе рыбу на завтрак. Водоем по-прежнему богат карпами, и я с удовольствием их подкармливал хлебом.
Далее я пошел к озеру Хоанкием; захотелось забыть о всех перипетиях истории, настолько здесь спокойно и по первозданному красиво. Ханой многогранен и крайне интересен!
3. У стен Храма Литературы, прямо на тротуаре посреди оживленной улицы, шел урок строевой подготовки - двое военных отдавали команды отряду пионеров. Пионеры маршировали в шеренгу по трое, делая повороты налево-направо и разворачивались кругом. Первые ряды еще старались хоть как-то попадать в ногу, а последние - откровенно считали ворон. Благо поглазеть было на что - к Храму постоянно подъезжали автобусы и такси с туристами. Например, пожилые немцы толпились вокруг уличного парикмахера и щелкали фотоаппаратами. Парикмахер был доволен - он честно предупредил всех, написав мелом на стене: «Foto - 1$». Кстати клиент у него в кресле был никакой не клиент - он уже часа три сидел там накрывшись рогожкой и позировал туристам, пока мастер щелкал ножницами у него над головой.
Храм Литературы (или Ван-Мьеу) - первый национальный университет Вьетнама, основанный в 1070 году императором Ли Тхань-Тонгом, посвящен Конфуцию и его ученикам. В отличие от многих прочих древних построек данной страны и всего мира, территория храма не пострадала ни при одной войне.
Все, что дошло до нас сегодня - итог работы непревзойденных мастеров того времени и невероятная работа современного общества по поддержанию храма в отличном состоянии. Во владения этого волшебного места входят Литературное озеро, парк и внутренний двор, уничтоженный французами, но в начале двадцать первого века полностью восстановленный по старой проектировке.
Уникальность этого места состоит не только в его внешнем виде, но и в его истории. Так, например, с 1442 года учителя вырезали имена лауреатов докторских творений на каменных стелах, что сохранились и до нашего времени. Этот факт показывает современному поколению, как раньше относились к образованию и друг к другу. Место, которое заставляет о многом задуматься, понять, что ты делаешь не правильно, где ошибся и можно ли все это исправить. Место, куда тянет тебя спокойствие и сильная положительная атмосфера.
До наших дней в галереях Храма Литературы сохранились 82 стелы с 1307 именами. Под черепичными крышами галерей бродили, уткнувшись в путеводители, туристы. Дети гладили по каменным головам древних черепах - особенно одну, которая улыбается. Художники копировали выбитые на стелах орнаменты. Уборщики собирали в бамбуковые корзины опавшие листья и выносили их за ворота (створки ворот снабжены снизу деревянными колесами, чтобы легче было открывать). Двое пионеров с интересом наблюдали, как я фотографировал ворота, потом подошли ко мне и спросили, что в этих воротах такого(?!) - примерно ТАК.
Уже уходя, обратил внимание на небольшую металлическую табличку у входа - надпись на четырех языках просила посетителей не забираться на спину черепахам и не дописывать к выбитым на камне мудрым изречениям ничего от себя(!)
4. Теперь про Храм Нгок Сон (или Шон). К концу дня от прогулок по разным кварталам города у меня гудели ноги, но набравшись впечатления от достопримечательностей Ханоя первой половины дня, я все-таки отправился в туристическую Мекку столицы - Старый квартал. Расположен он с северной стороны Озера Возвращенного Меча и занимает небольшую по площади территорию. Но поверьте, это самое колоритное место Ханоя. Продвигаясь по парку вдоль озера, я увидел маленький «Храм черепахи», непонятным образом появляющийся прямо на глади воды, и «Нефритовый Храм» на одноименном островке, попасть на который можно по «Мосту утреннего света» (плата составила около 1,5$).
С этим озером связана древняя легенда о короле, мече и черепахе. По легенде в XVI веке китайский император династии Мин пошел на Вьетнам войной. У императора была огромная, сильная армия, и хотя воины вьетнамского короля были умелы и бесстрашны, их было намного меньше, и им приходилось отступать. В конце концов император подошел к стенам Города Летящего Дракона.
Готовясь покинуть столицу, король вышел к озеру - он думал о том, где бы взять оружие, способное победить могущественного врага. Вдруг к удивлению короля из озера показалась огромная золотая черепаха и предложила ему (по-соседски) одолжить волшебный непобедимый меч, против которого никакой враг не устоит. Отдавая меч, черепаха поставила условие - освободив страну от китайских захватчиков, меч нужно было немедленно вернуть в озеро. Стоит ли говорить, что король с радостью взял меч у черепахи, и обещания сбылись - императорская армия стала терпеть от короля одно поражение за другим и, в конце концов, вынуждена была убираться восвояси.
Дальше нить повествования раздваивается. По официальное версии после победы король сдержал свое слово и немедленно вернул меч черепахе, а в память о чуде построил на озере Храм Возвращенного Меча. Однако один из рассказчиков изложил мне события несколько иначе. По его словам после победы король не спешил возвращать меч - мало ли кому еще из соседей могло прийти в голову позариться на его земли. Однажды, когда королевская лодка пересекала озеро, из глубины снова вынырнула золотая черепаха и спросила, не забыл ли король, что за ним должок. Король наклонился над водой, пытаясь уговорить черепаху повременить, и вдруг волшебный меч чудесным образом выскользнул из ножен и упал в воду. Черепаха подхватила его и скрылась в глубине.
Любопытно, что главную мысль легенды о черепахе можно было понять по-разному. Возможно она в том, что на дне озера до сих пор покоится чудесный меч, который, можно надеяться, даже если дело кажется безнадежным, поможет победить супостата. Или в том, что время войн и побед проходит, и нужно заниматься мирными делами. А еще, по крайней мере, во второй версии, легенда отражает практичную натуру жителей Вьетнама - ну, кто же добровольно отдаст полезную в «хозяйстве» вещь, особенно волшебную?
P.S. В последующие дни меня ждало такое чудо света, как бухта Халонг с яхтой Garden Bay Cruise 4*, Рыбацкая деревня и изощренные обеды (бранч, сет-меню), ужины-барбекю
- 3
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет