Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

СЛОВАКИЯ, Модра. Замок Червены Камень (воспоминания и размышления)


ГРИГОРЬЕВ Виктор

593 просмотра

В старинных замках не всегда водятся
привидения, иногда там живут мечты
(ЛАНА ЛЭНЦ - российский писатель,
поэт, создатель группы «STICKS», автор
и исполнитель всех песен этой группы)
СЛОВАКИЯ, Модра. Замок Червены Камень (воспоминания и размышления)
Ооооочень люблю старинные замки, и, по возможности, посещаю их нередко. При чем, забравшись на них повыше, всегда вспоминаю незабвенный вопрос Катерины из драмы А.Н.Островского «Гроза»: «Почему люди не летают?» Каждый раз я ощущаю человеческую ущербность, когда нет возможности воспарить как птица над землей и увидеть совершенные архитектурные творения с высоты ее полета. Замок Червены Камень смотрелся превосходно; он был при полном параде. Слегка приподнявшись на скальном основании, у его подножия раскинулась симпатичная деревушка. Вид сверху демонстрировал, что у замка не совсем правильная форма прямоугольника. Скорее всего, особенности строительной площадки не позволили придать ему строгую геометрическую форму. По внешнему виду чувствовалось, что передо мной крепость, оборонительное сооружение. Углы укреплены мощными бастионами, а один - с открытой площадкой. Казалось, что его устройство противоречит распространенному плану европейских замков. Думаю, поэтому этот замок оправдывает и такое понятие, как цитадель: он прочен и неуязвим, а зеленое ожерелье вокруг только украшает его.
Но... все по порядку. После предшествующих исследований красот Братиславы и бродяжничеству по крепости Девин я поехал к замку Червены Камень, который находился примерно в 60-70 километрах. Моя группа ехала по живописной дороге, так что удалось сполна посозерцать красоты Словакии - дорога к замку носила в основном пейзажный колорит. Проезжали мы мимо городка Модра, который славится разведением винных сортов винограда, а также традиционной словацкой майоликой. Забегаю вперед (все время!) После посещения замка Червены Камень, когда я зашел в сувенирную лавочку и стал присматривать магниты, посвященные замку, то понял, что они не совсем удачны и оригинальны; приобретать их расхотелось, но выход был найден, так как в лавочке продавали магнитики с изображениями майолики из Модры.
С большей охотой, чем банальные по изображению магниты замка, приобрел два магнита: синий кувшинчик с белым цветочным орнаментом и плоскую фляжку для вина, конечно, местного производства (ведь это тоже память о поездке). Модра, с одной стороны, городок виноделов и через него пролегает маршрут «Малый винный путь по Карпатам», а с другой - здесь находится фабрика по производству национальной керамики, к слову, очень красивой. Секрет подобной росписи прост: художники используют заячьи хвостики, чтобы смахнуть пыль с глазури, и заячьи усы (кроличьи, говорят, не подходят!?), из которых изготовляются кисточки, позволяющие проводить тончайшие линии. От словацкой национальной керамики с изображениями национальных костюмов или традиций, в данном случае проиллюстрирован труд виноградарей, ухаживающих за лозой, я бы не отказался.
Ко всему прочему. Словакия по праву может гордиться бесконечной цепью, пусть не очень высоких, зеленых холмов, переходящих из одного горного массива в другой, пересекающих всю страну с востока на запад. Это своеобразие ландшафта бросается в глаза и придает всей стране очарование (друзья мои, если ВЫ заметите, насколько ухожена природа, то обязательно влюбитесь в эти края - как Я). Другой особенностью Словакии можно считать баснословное количество замков и крепостей, разбросанных на горных возвышенностях. Замок - это историческая, культурная и художественная ценность; посещая замки, мы знакомимся с богатейшим прошлым страны, с культурой народа, воочию убеждаемся в том, какие сокровища таятся в молчащих сегодня замковых покоях, где несколько столетий назад кипела и бурлила человеческая жизнь.
Любой здравомыслящий и любознательный турист задастся вопросом: «Если такая маленькая страна гордится своими замками и крепостями, то сколько же их в общей сложности?» Случайно почерпнул из источников фантастическую цифру (разумеется, с учтем и разбросом статистических данных): в Словакии насчитывается от 180 до 220 замков (именно такие показатели встречались мне в разных источниках). Это количество меня впечатляет!! Понимая, что реставрация требует колоссальных вложений, захотелось поинтересоваться, какое количество замков приведено в порядок и какие из них славятся своей музейной экспозицией. К сожалению, такого рода данные мне не попадались, да и ни один гид не имел точной информации по этому вопросу.
В моем туристическом досье, наверно, найдется не меньше двух десятков европейских замков. Загибаю пальцы и вспоминаю некоторые из них: Чехия - Чешский Крумлов (вне всякой конкуренции), Глубока-над-Влтавой (вид замка абсолютно светский, никакого намека на оборонительное сооружение), Локет - резиденция чешских королей, Сихров (связан с пребыванием Людовика XIY и мушкетерами); Бавария - Нойшванштайн (с ним также сложно конкурировать); Словакия - Стара Любовня, Бойницкий замок, Червены Камень... Не густо; понимаю, что очень многое для меня из заманчивых туристических объектов остается еще не изведанным (но неуклонно мечтаю об этом).
Замки, как и дворцы, обладают огромной притягательной силой. Замок и дворец - это принципиально разные культурные объекты. Лично мне интересно посмотреть и то и другое, хотя их отличия очевидны. Первоначально и зачастую замки зарождались в качестве крепости, то есть фортификационного сооружения, находящегося на границах земель и призванного защищать феодальные интересы. В ней размещались оборонительные отряды, войсковые гарнизоны и непосредственно сами феодалы с членами своей семьи. По мере того, как безопасность окружающих земель усиливалась и необходимость в войсках отпадала, крепости превращались в замки.
Почему же замки могут быть более привлекательными, чем дворцы? Композиция дворца строится по линейному признаку, дворцовые покои выстраиваются в анфилады, эффект неожиданности, как мне кажется, ниже, чем в замке. Хотя я нисколько не хочу принижать дворцы. В свое время, исторически и практически, крепость предполагала нижний, средний и верхний двор. Эта разноуровневость создает непредсказуемость при осмотре замка. На каждом из дворов могло быть по несколько строений разного назначения. Крепости-замки возводились зачастую на скальных основаниях, что определяло их архитектуру. Расположение помещений могло быть очень прихотливым и поэтому притягательным. В замке все неожиданно, непредсказуемо. Поэтому их можно предпочесть дворцам.
В замках, в основном, организуются групповые экскурсии; гид большим старинным ключом открывает каждое помещение и после осмотра закрывает его, чтобы, упаси боже, человек на веки вечные не оказался замурованным в бесконечных переходах. Турист-одиночка рискует заблудиться в коридорах замка, так как планировка бывает непонятной. С большим интересом и любопытством я всегда отправлюсь на экскурсию и в замок, и во дворец. Готовясь к сложной и трудной для меня поездке, я заранее обдумываю, куда бы мне съездить на экскурсию из того или иного города, чтобы никого не обременять своей не очень хорошей мобильностью и чтобы хватило сил на экскурсионную поездку. Так, я еще дома понял, что от Братиславы расположен довольно близко замок Червены Камень, поэтому и решил непременно там побывать.
Замок-крепость имеет древнюю историю. Он был основан королевой Констанцией (ее имя Кунгута). По своему происхождению она была дочерью венгерского короля Белы III и вдовой чешского короля Пржемысла Отакара I. Дата основания замка в музейных распечатках определена до 1240 года, однако годы жизни королевы не соответствуют этим датам (она жила позже - с 1245 по 1285 годы). Ну, Бог с ними - в седой древности разбираться очень сложно, и это не мое «туристическое дело» - пусть историки здесь скрещивают шпаги. Я ограничусь более достоверной информацией. Крепость возводилась как одно из звеньев в цепи средневековых пограничных замков-крепостей. Они укрепляли границы между Венгрией и Чешским королевством. Впоследствии венгерское дворянство получало за военную и хозяйственную помощь монарху Червены Камень в качестве королевского замка.
Начиная с XIII века и вплоть до XVI века замок сменил несколько владельцев. В XIV веке его владельцем стал Матуш Чак из Тренчина, в XVI веке - род Запольских, потом - род Турзо и Фуггеров. Купеческая семья Фуггеров получила права собственности и наследования на замок Червены Камень из рук королевы Марии Габсбург, супруги короля Австро-Венгрии Людовита II. До Фуггеров замком владела семья Турзо. Эта семья была и торговым партнером Фуггеров (Антон Фуггер носил прозвище «князь купцов»). Кроме прозвища, он был богатейшим предпринимателем своего времени. Плюс к этому Антон являлся основным кредитором династии Габсбургов и строил отношения с правящим домом на коммерческой основе.
Фуггеры хотели использовать стратегическое положение замка между Братиславой и Веной, и превратить старый готический замок в безопасное хранилище для товаров, продаваемых по всей Европе. Однако планам семьи Фуггеров не было суждено осуществиться, так как Османская империя усиливала военные действия в этой части Европы.
После захвата Венгрии турками замок стал приграничной цитаделью, где не было смысла хранить товары, поэтому семья Фуггеров решила продать замок. Претендентов, мечтающих о такой покупке, было достаточно. «Тендер» выиграл в 1588 году молодой представитель рода Пальффи, барон Микулаш II. Он выиграл не только этот «тендер», но и сердце молодой женщины Марии Магдалины Фуггер, внучки Антона Фуггера. Три с половиной столетия потомки двух родов были успешными владельцами замка, вплоть до 1945 года. Перестройки в замке продолжались до второй половины XVIII века.
Мне очень хотелось побыстрее добраться до заветной цели - самого замка - войти в приветливо распахнутые ворота по мощеной дорожке. До исполнения мечты было совсем не далеко. Первое, что я заметил - это израненное дерево, в котором было три сросшихся ствола. Если когда-то это был один ствол, то он треснул, и образовавшуюся широкую трещину зацементировали, чтобы предотвратить окончательное разрушение дерева. Понимаю, дерево надо было лечить и спасать, ведь не стоило отказываться от такого вековой красавицы! Рядом была реклама коммерческой части замка; в ней проходит шоу хищных птиц. Над входной аркой справа я увидел герб рода Пальффи: олень, ударивший копытом в колесо (это изображение еще не раз мне попадалось на глаза). В большинстве арок под сводом висит красивый металлический фонарь, произведение кузнечного искусства (по-моему, он выкован в стиле барокко). Справа находятся хозяйские конюшни. С веселой улыбкой я выслушал рассказ гида о том, что один представитель из рода Пальффи настолько любил лошадей, что читал или рассказывал им сказки. Такая трогательная любовь к животным умиляет и может показаться хозяйским капризом. Но каприз-то милый!
Непосредственно в замок ведет красиво оформленный портал с лепными украшениями, под мостом находится ров, вероятно, раньше здесь был подъемный мост. Пройдя под аркой, я оказался во внутреннем дворе замка, где устроен прямоугольный зеленый партер с фонтаном в центре, который украшен скульптурой оленя, ударившего копытом в колесо. Нашу группу встретила служительница замка. В руках у нее была внушительная связка ключей, в том числе и старинных, крупных размеров. Благодаря этим ключам нам открывался вход в любое замковое помещение.
Осмотр замковой экспозиции начался с нижнего холла, просторного, длинного и широкого. В него могут заехать традиционные средства передвижения старинных времен - кареты. Оформление холла предельно лаконично. Белоснежные стены и своды, где-то декорированные старинными цепями, столь необходимыми в замковом хозяйстве; внушительные люстры спускаются со свода. Между окнами висят большие картины; я сразу заметил охотничьи трофеи. Этот стиль типичен для большинства замков.
В одной из экспозиции замка Червены Камень я нашел сохранившуюся аптеку под названием «Золотой орел». Не знаю точно, почему ей дали такое название, однако хочется предположить, что оно связано с евангельской символикой. Евангелисты имеют свое символическое изображение. Так, евангелист Иоанн Богослов изображался в виде орла, его изображения сохранились в старинных манускриптах, на фресках. Орел, вписанный в круг - это творение русского иконописца Андрея Рублева. Соседнее изображение запечатлело евангелиста в человеческом облике, но он укутан могучими орлиными крыльями.
Полюбовавшись не только охотничьими трофеями, но и светильниками, оформленными с помощью оленьих рогов и прикрепленных к ним фигурам одетых ангелов, я поднялся на второй этаж. Вдоль лестницы развешаны эстампы одного из венецианских художников и графиков. Они посвящены римским памятникам. В середине XVII века происходила перестройка замка, что привело к образованию большого холла. Он украшен самыми разными произведениями искусства. По периметру всего зала, под потолком, выдолблены круглые ниши, в которых установили 16 бюстов римско-немецких императоров. Все они являлись рыцарями ордена Золотого руна. Их бюсты высечены из песчаника скульптором Давидом Вайссом из Нейштадта в 1654 году.
В замке много гобеленов. Один из них называет «Фаэтон» и передает известный мифологический сюжет. Отец Гелиос подводит сына Фаэтона к солнечной колеснице и объясняет ему, какие опасности поджидают юношу, если он самовольно воспользуется колесницей. Однако вся молодежь рвется нарушать родительские запреты... Хороши и камины, расположившиеся вдоль стен. Рядом с одним из каминов выставлен типичный образец испанской мебели - стол и стулья с великолепной резьбой. На этих стульях сидели в XV столетии. Самый старый экземпляр мебели в замке - резной шкафчик, это типичная резьба в позднеготическом стиле. Шкафчик был изготовлен примерно в 1500 году. Над ним висит портрет епископа, датируемый началом XVI века. Крошечный уголок раритетной старины! Потемневшее дерево, украшенное орнаментальной резьбой, смотрится настоящим произведением искусства.
Почти во всех замковых покоях много потолочных росписей. В спальне, выдержанной в стиле ампир, в зеркале свода написана фреска с библейским сюжетом «Сусанна и старцы». Первоначально в этой комнате для отопления использовался камин, но при ремонте, случившемся после пожара в середине XVIII века, его заменили печью в стиле рококо с прелестным экраном в форме лиры. Спальня обставлена редкой коллекцией мебели в стиле русского ампира. Этот гарнитур, по-моему, выполнен из карельской березы в 1840 году. Прекрасное сочетание светло-синего шелка с мягко-рыжеватым цветом облицовки у мебели. На кровать можно смотреть и как на произведение архитектурного искусства, так в нем придумана и продумана форма. Весь мебельный гарнитур выдержан в едином стиле. Хороши и женские портреты на стенах.
Стены салона украшены портретами императоров Франца Иосифа I и Иосифа II, а также портретом принца XVIII века Евгения Савойского, бывшего полководцем Священной Римской империи. Памятник ему установлен перед дворцом в Вене, на Площади героев. Он принимал участие и в кампаниях против турок, освобождал Вену и Венгрию от турецких войск в 1684-88 гг. Представлена в этом салоне и одежда стиля ампир; три грации и музыкальные музы изображены на живописных полотнах в платьях этого стиля.
Описывать чудеса и сокровища этого замка можно бесконечно...
P.S. Друзья мои, надо, обязательно надо ВАМ побывать в этом замке и все, все, все там увидеть собственными глазами!
 

DSC_0441 (2).JPG

DSC_0442 (2).JPG

DSC_0443 (2).JPG

DSC_0444 (2).JPG

DSC_0445 (2).JPG

DSC_0446 (2).JPG

DSC_0447 (2).JPG

DSC_0448 (2).JPG

DSC_0449 (2).JPG

DSC_0450 (2).JPG

DSC_0451 (2).JPG

DSC_0452 (2).JPG

DSC_0453 (2).JPG

DSC_0454 (2).JPG

DSC_0455 (2).JPG

DSC_0456 (2).JPG

DSC_0457 (2).JPG

DSC_0458 (2).JPG

DSC_0459 (2).JPG

DSC_0460 (2).JPG

DSC_0462 (2).JPG

DSC_0463 (2).JPG

DSC_0464 (2).JPG

DSC_0465 (2).JPG

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...