Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Тбилиси, Этнографический музей (Заметки из солнечного отпуска, день 11)


Нафаня

854 просмотра

   Итак, я добралась, наконец, до Этнографического музея Тбилиси, заплатила за билет символические 5 лари и получила доступ к 52 га - гуляй, не хочу:)) А еще я попала в самую настоящую осеннюю сказку. Если внизу, в городе, в конце октября было самое настоящее лето, лишь слегка прохладное, то здесь, на склонах Триалетских гор, осень уже настойчиво заявила о себе ярким золотом листвы на деревьях, заставляя охать от восторга на каждом шагу:

nGjhf32M6qk.jpg

   А поохать было, где - Этнографический музей Тбилиси расположен под открытым небом и представляет собой огромный парк, напоминающий большую деревню, потому что на его аллеях-улицах  уютно разместились сельские дворы с традиционными домами, привезенными из разных регионов Грузии, а также амбарами, птичниками, винными хранилищами-марани и самими винодельнями. Внутри домов воссозданы их интерьеры и собраны подлинные предметы быта - кухонная утварь, мебель, коврики ручной работы, посуда, прялки, сельскохозяйственные орудия и приспособления. Всего музей, возникший в 1966 году по инициативе этнографа Георгия Читая, сегодня насчитывает более 8 тысяч экспонатов. Осматривать его можно самостоятельно (при этом смотрители каждого домика обычно охотно рассказывают о том, что в нем находится) либо с экскурсоводом. Кроме экскурсий, на территории музея проводятся мастер-классы по кузнечному, гончарному делу и прочим ремеслам. Здесь же проходят и концерты этнической музыки и фестивали. А еще здесь мне встретилось огромное количество школьников разных возрастов, носящихся по дворам, гоняющих мяч, расположившихся на пикник, заглядывающих в дома... популярное место для школьных экскурсий, видимо:)
   Даже просто бродить по этому уголку природы в солнечную и теплую погоду - огромное удовольствие, так что я не скоро смогла уйти. При этом я прогуляла часа три только по нижней части музея, так и не заглянув в верхнюю. Не смогла оценить визуально, сколько до нее по бегущей вверх тропе, и не рискнула, и, видимо, зря. Верхняя часть, как пишут на просторах интернета, менее ухоженная, но не менее интересная. Именно там располагаются, например, строения Аджарии с необыкновенно красивой деревянной резьбой. В общем, мне будет, чем заняться в следующий раз:))

3hvhmQ99QC4.jpg

   Тропинка, ведущая от входа, разветвляется у сидящих на ярме - символе брака и семьи дедушки и бабушки, этаких хранителей сельского быта. Почесав затылок, решаю начать слева и пойти по кругу. Карта-схема, выдаваемая вместе с билетом, подсказывает, что в той стороне расположены домики регионов Самцхе-Джавахети, Шида-Картли, Кахетии и археологическая зона. Иду смотреть:)

IMK0dlRPWXs.jpg
 

  С первым домиком не очень повезло - осмотреть его можно было только снаружи, поскольку внутри идет ремонт. Это типичный дом Самцхе-Джавахети, привезенный из окрестностей Ахалцихе:

ZPDQZ5-NPvw.jpg

S6MBsaKFWYM.jpg

oAf1z-8G7qs.jpg

Какая дверная фурнитура!

8xCDwAKxcp0.jpg

А какая природа! Здесь несложно забыть, что где-то рядом, точнее, внизу, шумит столичный город:

q1PVB7folp4.jpg

И как же сложно отказать себе в удовольствии присесть на такой лавочке:)

XD-yWsOJaiU.jpg

   Со следующим домом повезло больше - в него можно было заглянуть. Это тоже строение из региона Самцхе-Джавахети, муниципалитет Аспиндза. Такой тип домов называется дарбази и представляет собой полуземлянку. Такие дома обычно устраивали на косогорах, как бы выкапывая их в склоне и пристраивая фасад со входом. Таким образом, получалось строение с одной каменной стеной и остальными частично земляными, имеющее только один вход. К нему или же над ним, как правило, пристраивали открытую веранду:

DqJnL2D5KYs.jpg

Робко заглядываю внутрь. Дверь внушает уважение хотя бы своим возрастом:

_U71nqF129Y.jpg

У стен разные необходимые в хозяйстве приспособления:

_s4iH8Yl6lc.jpg

Чудные тапочки:)

JBgXxqwGAEw.jpg

Обстановка простейшая и аскетичная - стены из грубого неотесанного камня, земляной пол, очаг посередине,

UYsWPOvikFs.jpg

Каменное ложе, накрытое половиком:

c20PTIby43w.jpg

Деревянная и глиняная посуда, восхитительный резной сундук:

VZjjHeh_5zg.jpg

Свет поступает только через открытую дверь да сквозь отверстие в крыше:

pjObD9-MXOs.jpg

   Такое строение крыши - одна из главных и интересных особенностей дарбази. Деревянные потолочные балки укладываются друг на друга так, что верхний ряд образует выступ над нижним, и таким образом, пространство постепенно сужается, пока не образуется на самом верху небольшое отверстие, через которое проходит свет и выходит дым от очага:

uG_u7fQlruo.jpg

Следующий дом - тоже разновидность дарбази, только более просторный, привезенный из региона Шида-Картли (Каспи):

DQ924AU0xlE.jpg

Очаг на открытой веранде:

9CzNDfWB-io.jpg

Красота и изящество каменного кружева:

zzpZe2F3rg4.jpg

Снова та же крыша, только с меньшими и более частыми выступами, смотрится более изящно:

DfailI61p1w.jpg

В целом дом похож на предыдущий, только выглядит так, словно его хозяева живут в большем достатке. Резное кресло главы семьи и котел, подвешиваемый на очажной цепи, напомнили мне очень живо сванский мачуби:

9kmR-_PxpM4.jpg

hZS_cy9Rg34.jpg

Роль шкафов в дарбази выполняли чаще всего ниши в стенках:

uxSCDyXq2Pw.jpg

heWt7ZXiDk0.jpg

Дальше ноги занесли меня в археологическую зону:

QOL86uyob3E.jpg

Первое, что попалось мне на глаза здесь - это остатки старой базилики Сиони (5-6 вв), которую перенесли сюда при строительстве Сионской ГЭС, когда село Сиони планировали затопить:

WJD9WNDdhxk.jpg

Абхазский дольмен:

d0a94eBDC7g.jpg

Квеври:

rl7HEPoylOo.jpg

Далее на территории этой зоны размещены надгробья, датируемые преимущественно 5-10 веками:

STkF5w_ylzY.jpg

_CEYyxH5odg.jpg

GduTLjlQ-Bs.jpg

RlxnMdMHljI.jpg

Ёлки:

sEMGMopwAuY.jpg

и виды на город:

HZIVc5y7sbg.jpg

GBh06HWZR94.jpg

Старые деревенские крыши музейных зданий на фоне современных многоэтажек:

groaOScH1TU.jpg

lNvDRdLwkv8.jpg

И оттенки осени:

CbFlY75envE.jpg

48mrLz14LdA.jpg

Следующим на пути моем возник кахетинский дом. Специфика климата, более теплого и солнечного, наложила свой отпечаток - тонкие стены, большие размеры, кухня на улице под навесом, где стоит печь:

1Z9Cvd-_s7Y.jpg

И всё-таки по строению это всё тот же старый дарбази с одной большой комнатой и узнаваемой крышей. Сколько в этом доме орнаментов - на деревянных балках, на скамейках, на коврах и покрывалах:

-2k_CXHmuBI.jpg

uSVv7Jg0lWI.jpg

xhSQTbSbQSk.jpg

-_t3VnX7Bdg.jpg

a81BFbGBCmQ.jpg

Просто, но как-то очень уютно:

qA4FIF9iHcM.jpg

Посуда:

hC9sD9J7hXM.jpg

И рога... как же в Кахетии без вина?:)

zVwJvUpg1gw.jpg

Дальше я снова вышла к скульптуре бабушки и дедушки и расположенному почти за их спиной амфитеатру. От него увидела вот этот дом с балконом:

8EBv6w1q_b0.jpg

Только собралась было подняться на веранду, даже дошла до середины лестницы, но тут вдруг меня окликнули...

6W9BjwBkOp0.jpg

 - Извините, пожалуйста... Вы по-русски говорите?
(вот что во мне даёт основание полагать, что нет?:)) почему со мной чаще заговаривают на английском или даже на грузинском?)
- Дело в том, что мы тут кино снимаем...
 - Я мешаю?
 - Ну, пока еще нет, но минут через пять мы начнем...

Я понятливо исчезла из кадра. Но разговор получил продолжение через полчаса, когда я, обойдя съемочную площадку по кругу и отдохнув недолго на попавшейся на глазах лавочке, направлялась к расположенному в непосредственной близости имертинскому сектору музея. Парень снова возник передо мной, видимо, опасаясь, что я всё-таки собираюсь испортить им кадр. И вообще мне кажется, он заподозрил во мне шпиона конкурентов:)) Потому как на меня посыпались вежливые, но очень странные вопросы:))
- А Вы откуда? А почему в Грузию приехали? (ну да, что, кроме съемок фильма, можно в Грузии забыть?) А что здесь делаете? (логичный вопрос туристу в музее, ага) А зачем фотографируете? (даже попросил посмотреть фотоаппарат). После сего удивительного диалога мы, наконец, разошлись в разные стороны, но я еще пару раз чувствовала на себе подозрительный взгляд:))

0cCQNCTWCMM.jpg

А я отправилась к винодельне из Имерети:

Vux8-mbaf0o.jpg

gQtk5mpKynQ.jpg

Девушка у этого строения рассказала, что это была богатая по меркам 18-19-го веков винодельня, целый винный дом. Одна большая давильня для винограда (сацнахели) и емкость для сбора сока разместилась в доме:

Xb0cXTK2_g4.jpg

Вторая - у стены под навесом:

bA6thglE_oM.jpg

Пресс, а внизу, у стены, черная металлическая конструкция - самогонный аппарат:))

uNGe_oe-beI.jpg

Ёршики для чистки квеври - винных кувшинов:

M5VfFwrjkV4.jpg

Хозяйственные постройки во дворах:

U_zuSpl_rKM.jpg

Амбар для хранения зерна и кукурузы на деревянных или каменных ножках - для того, чтобы грызунам было сложно добраться до урожая:

iFAh34mmXHs.jpg

В такие плетеные корзины собирали виноград:

1DqWdL6MAPs.jpg

CibnF4Pjpp0.jpg

Дом небогатых крестьян из Имерети: одна комната с двумя дверьми на противоположных стенах, очаг посередине, один большой лежак, служащий кроватью всем членам семьи, нехитрая кухонная утварь:

RMqx7tvQqOI.jpg

_wuVX-AgF2k.jpg

3MSRjSzLX7Y.jpg

Здесь совершенно другой тип крыши - двускатная, крытая соломой, которая крепится с помощью сетки из деревянных реек. Со стороны комнаты сделан деревянный потолок, чтобы избежать прямого попадания искр от очага на соломенную крышу:

d5gog3tuZ-8.jpg

Красочная осень:

j_uQGeMV0Gg.jpg

   Ремесленная зона. На большом дворе - несколько домов и подсобных помещений, в которых размещены ремесленные мастерские и приспособления: печь для обжига керамических изделий, наковальня, печи-тонэ для выпечки хлеба и т.д. Здесь проводятся мастер-классы и выставки ремесленных изделий, но во время моего визита там было тихо и пустынно. Потому я, побродив вокруг, воспользовалась возможностью посидеть в тишине, такой редкой среди многочисленных и шумных групп школьников, носящихся по территории музея:))

1UqFUmtVbX0.jpg

J2kXg9F4u0g.jpg

Несколько разновидностей плугов:

-Ww2x35LytQ.jpg

oKHG5QvDSbk.jpg

Очередной амбар на ножках:

nFumhj4sP2A.jpg

И птичник, тоже на ножках:

5gOu8-ejMOE.jpg

Дома Гурии и Мегрелии строились из дерева, с крытой черепицей крышей, на низком каменном фундаменте или на каменных "ножках", чтобы уберечь жилье от воды, - особенность влажного климата с обильным количеством осадков.

-jgBc_cbrA4.jpg

Первые дома были простейшими, в одно большое помещение. Но в 18-19-ом веке дома стали просторнее, разделенные на несколько комнат, и все они отапливались от одной печи. Потому сначала строили печь, а уже вокруг них организовывали жилое пространство. Единая печь - камины выходят в три жилые комнаты:

oHo8yAW0bf8.jpg

Гостиная:

Qi7hG4ROD4E.jpg

Спальня для старшего поколения семьи:

5WWkNIFJDsM.jpg

И спальня для молодых:

t9E-jxP88PA.jpg

Бурка - часть национального костюма, холодными ночами она служила и одеялом:

1qsH3uV9rK4.jpg

Из гостиной ведут две двери на противоположных стенах, обе выходят на огороженные перилами веранды:

HLAfyOEdQiU.jpg

Пандури?

F4gL58rk3Yg.jpg

А это чудное приспособление - ходунки для малыша:

nvnVhpOxx4o.jpg

Соседний дом тоже привезен из Мегрелии, в нем разместился музей самого музея - экспозиция, рассказывающая об основателе Георгии Читая, о людях, работавших над развитием музея, представлены исследовательские работы, документы, фотографии:

wKP91FfPG18.jpg

Г.Читая:

pq44wDjDJyE.jpg

Его кабинет:

RSU0zj-xYVQ.jpg

RLvsHDwD0R0.jpg

yAxNhnT1Mwc.jpg

EbQqMdJC2ss.jpg

   Рядом расположен такой же дом из с.Абаша, в котором представлены интерьеры богатого дома из Самегрело, но фотографий из него у меня нет. В нём единственном была настолько суровая на вид женщина, которая почти молча ходила за мной по пятам со столь серьезным видом, что я невольно вспомнила, что, кажется, видела на кассе надпись о запрете фотосъемки и достать фотоаппарат при ней как-то постеснялась:) В общих чертах он очень сильно напоминает дом из Гурии.

0EW1AVcG92M.jpg

Cаджалабо - жилой дом из села Онотофо (начало 19-го века), Мегрелия. Именно с него началась коллекция музея, он стал первым музейным экспонатом, который привезли сюда по частям, пронумерованным и подписанным самим Г. Читая.

YM6XPic00kM.jpg

Увернувшись от футбольного мяча и задержавшись немного на веранде, чтобы рассмотреть ковры и ткацкий станок, я проскользнула внутрь:

e2mUH3pAEQc.jpg

Передо мной оказался самый обычный крестьянский дом небогатой семьи с простой обстановкой, подобие которой мне уже доводилось видеть в этот день не один раз:

K3adIxx-oNc.jpg

Порассматривала детали:

RTHrZi_zjx4.jpg

KYcYrbc__dY.jpg

1SHClesJePU.jpg

QXlgk61fi3o.jpg

    Собственно, на том мои прогулки по этнографическому музею закончились. Посидела еще немного на лавочке, собираясь с силами на обратный путь, и отправилась к дому. Больше в этот раз в Тбилиси ничего не успелось, разве что посмотреть еще на вечерние пробки следующим вечером на пути к вокзалу, но то так себе достопримечательность:))
    Но впереди был еще один чудесный грузинский день:) Потому продолжение следует...

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

11 минут назад, semka сказал:

Автору - браво! Чудесные фотографии, интересный рассказ!!! Прямо бери рюкзак и вперёд, в Грузию!!

Спасибо на добром слове:)

А Грузия - она гостеприимная, гостям всегда рада:)

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...