Jump to content
Форум Туртранс-Вояж

СОЧИ, ГОЛОВИНКА. Храм Святой Равноапостольной Нины, Тюльпановое дерево, 10.08.2020


На днях, посчитав, что настало время делать прививку от популярной сегодня заразы, пошел в поликлинику. Привык тщательно разбираться в неизведанном, поэтому для начала спросил у доктора: «Каков процент летальности от нее?» Не милая «дива с лицом вековой целительницы» успокоительно улыбнулась мне и молвила: «Не волнуйтесь, соколики! ...чуть-чуть больше 99-ти»!!» В наступившем затишье ехидно дожидалась моей реакции, думала, что ее злокозненный ответ меня обескуражит или насторожит, но не на того она попала!! Я решил проверить неутешительную цифирь, докопавшись до истины и попросил ее не-мед-лен-но осенить меня прививкой.
Также себя чувствовал, когда катил на такси из ущелья «Чудо-Красотка» в Головинку, сделав ранее внушительное открытие, что это необычайное место! Как зачастую бывает с людьми, «почему и откуда оно такое взялось» - не знал!! Готов был сравнить себя в таком явлении чуть ли не с Великим английским физиком, математиком, механиком, астроном, создателем классической физики, автором фундаментального труда «Математические начала натуральной философии»... Исааком Ньютоном(!!!) Как ведомо со школьной скамьи, именно он открыл в 1666 году Закон всемирного тяготения (опубликовал открытие через год в «Началах»), но до сих пор никто-никто не может познать главного - «почему и откуда оно такое взялось»? Именно за этим мучившем меня ответом на схожий вопрос я поехал в Головинку.
Курортный посёлок также манил множеством достопримечательностей, джип-турами, туристической дорогой, ведущей в урочище «33-х водопадов» в верховьях реки Шахе (ручей Джегош). Не обделен здесь вниманием еще один объект - лириодендрон, простонародное название которого Тюльпановое дерево (его цветы действительно похожи на тюльпаны), посаженное в 1840 году. Еще есть Храм Святой Равноапостольной Нины (13 октября 2013 года в поселке была выброшена морем икона Иверской Божьей Матери, датируемая 1898 годом; по совпадению или был знак свыше, нашли ее на берегу напротив Храма; она была изготовлена из серебра, позолоты и драгоценных камней)...
Расположен поселок в холмистой равнине на южном склоне Главного Кавказского хребта; находится на побережье Черного моря в устье реки Шахе, в 43-х километрах к северу от Центрального Сочи. Средние высоты на его территории составляют около 30-ти метров над уровнем моря; высшей точкой в окрестностях посёлка является безымянная горка высотой в 224-е метра. Рядом находятся: Глубокая Щель, Малый Кичмай, Шахе, Ахинтам, Якорная Щель. Через посёлок проходят федеральная автотрасса «Джубга-Адлер» и железнодорожная ветка Северо-Кавказской железной дороги. Действуют железнодорожные платформы Головинка и Лазурный Берег.
Основная река Шахе недалеко от впадения в море разветвляется на несколько рукавов. Вдоль южной окраины посёлка протекает река Осохой, вдоль северной - река Матросская Щель, поэтому местность здесь богата родниками. Климат влажный субтропический, среднегодовая температура воздуха составляет около +13°С (средняя температура июля +24°С, января около +6°С), среднегодовое количество осадков составляет около 1.450 мм (их основная часть выпадает зимой).
Поселение адыгов-шапсугов в устье реки Шахе известно с XVII века под названием Субаши (одной этимологии с Шахе). Это поселение упоминается, например, у османского путешественника, десятки лет путешествовавшего по Османской империи и сопредельным государствам, в «Книгах путешествий» Эвлия Челеби (1611-82) под названием Субиш (извлечения из многотомного сочинения, касающиеся территории Молдавии и Украины; в них также содержится описание земель Северного Кавказа, Поволжья и Подонья; эти территории он посетил дважды - в 1641-42 и в 1666-67 годах). По возвещению католического монаха Доминиканского Ордена братьев-проповедников, основанного испанским монахом Святым Домиником, Эмиддио Дортелли д' Асколи (в 1624-34 годах возглавлял миссию в Кафе - старинном генуэзском селении на месте Феодосии; префект Кафы и Татарии, то есть Крыма; автор «Описания Черного моря и Татарии», составленного в 1634 году) в первой половине XVII века в устье реки Шахе была морская стоянка Абаза, что говорит о живших здесь в то время абазинах. С XV века до середины XIX века по реке Шахе проходила граница между Шапсугией (историческая область в Краснодарском крае, где проживали черкесы-шапсуги) и Убыхией (позднесредневековое военно-политическое образование народа убыхов на территории современного города Сочи). [Абазины - коренное население Северного Кавказа, исповедуют ислам сунитского толка; проживают в Карачаево-Черкессии и Турецкой Республике; у абхазов и абазин одна история, одни и те же фамилии, практически один язык. До 1864 года земли Красной Поляны (Кбаада) и Большого Сочи населяли абазинские, убыхские и абхазские общины. До середины XIX века абазинский народ владел обширными территориями на южных и северных склонах Кавказского хребта; Абазой называли земли Северо-Кавказских абазин - Малая Абаза и южных абазин - Большая Абаза].
Поселок Головинка необычен тем, что у него есть большая история создания и уникальные достопримечательности. Так, с середины XVI века Россия стала налаживать и укреплять прочные связи с народами Северного Кавказа, в том числе с абазинами. Правительство России было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных рубежей и охотно шло на сближение с кавказскими князьями. Присоединение абазин к Российской империи проходило в несколько этапов и в XVII-XVIII веках этот процесс носил в основном мирный характер. К большому сожалению, XIX век стал веком военного противостояния в связи с началом Кавказской войны, сопровождавшейся военно-казачьей колонизацией Кавказа, соответственно, абазинских земель (хотя в годы войны противоборствующие стороны пытались сохранить мирные отношения).
Современный посёлок основан 12 апреля 1839 года как форт Головинский, в строительстве которого участвовало много декабристов, переведённых из сибирской ссылки на Кавказ в действующие полки отдельного Кавказского корпуса: поэт А.И.Одоевский и его друзья Н.И.Лорер, М.М.Нарышкин, Н.А.Загорецкий, В.Н.Лихарев, А.И.Черкасов. Назван форт в честь командира Отдельного Кавказского корпуса генерала Е.А.Головина (1782-1858). Зарождение Головинки началось с высадки русского десанта у Субаши, которым командовал генерал-лейтенант Н.Н.Раевский-младший. Корабли подошли к нему глубокой ночью, стали на якорь - руководством было принято решение ждать рассвета. Когда он наступил, десант на кораблях увидел картину, где огромная долина была заполненная людьми. Это были мужчины-горцы, которые стояли на коленях, молились, а священники без остановки читали молитву. Все клялись до последней капли крови бороться за свой народ, за свои святые места. Увидев такую картину, на кораблях было принято решение ждать конца молебна у горцев и только потом атаковать. По истории бой был страшный (у десанта не было опыта войны с горцами), до сих пор в Матросской щели есть огромные захоронения погибших при десантировании солдат. Кстати, на одном из кораблей находился приглашённый в эту экспедицию адмиралом М.П.Лазаревым молодой русский художник-маринист и баталист армянского происхождения И.К.Айвазовский; впоследствии он написал картину «Бой на реке Суваши» («Десант у Субаши»), находящуюся в Третьяковской галерее, и ещё несколько полотен на тему Кавказской войны.
Впоследствии на месте поселка стали появляться деревянные бараки для проживания солдат. После окончания Кавказской войны привезли первопоселенцев, депортированных по приказу императора со всех уголков России. Люди стали селиться в ущельях, расщелинах и основывать новые населенные пункты, сначала поближе к порту, потом - дальше вглубь. В 1854 году форт в стратегических целях был покинут русскими и его вновь заняли черкесы. Через 10-ть лет по завершении Кавказской войны практически всё местное население было выселено в Османскую империю. Лишь спустя пару десятилетий продолжавшим скрываться в горах черкесам было разрешено осесть на своих местах.
Завершившаяся русско-турецкая война не решила всех проблем по укреплению России на Черноморском побережье, с этой целью была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из 17-ти фортов. Эти укрепления впоследствии дали названия многим городам и курортным поселкам Черноморского побережья. Командовал береговой линией Н.Н.Раевский-младший - человек прогрессивных взглядов, друг А.С.Пушкина (ему была посвящена поэма «Кавказский пленник»). Кстати, в 1840 году при его личном участии в Сухуме был заложен ботанический сад, который в настоящее время стал одним из крупнейших на побережье; в Головинке растет Тюльпановое дерево, посаженное им незадолго до смерти. В настоящее время (с 10 февраля 1961 года) посёлок Головинка включён в состав города-курорта Сочи, с присвоением населённому пункту статуса внутригородского микрорайона. Его население единит порядка 12.000 человек; основную часть составляют русские, армяне и адыги.
Было жарко и я решил прежде искупаться в море. Пошел сквозь Головинку к пляжу, который располагался по обе стороны устья реки Шахе, прошел через один из двух проходов под железнодорожным полотном. Пляж, шириной от 30-ти до 80-ти метров с песком, мелкой галькой, ракушечником (что для массажа ступней было очень полезно) и отдельными островками с крупными камнями, показался довольно спокойным. В виду небольшого количества отдыхающих, мест на пляже было предостаточно. Попрыгал в море с дамб-волнорезов, сооруженных для предотвращения размывания берега; полежал на удобном месте, позагорал, вместе с местной детворой половил крабов - дно моря было ровное, плавно уходящее на глубину. На пляже предусмотрен прокат пляжного инвентаря, поэтому у многих моих соседей были зонты, лежаки, шезлонги, а также лодки, скутеры, водные лыжи и велосипеды. Подвижная (активная) часть отдыхающих каталась на «бананах», летала на парашюте-крыле или спускалась в морскую пучину с аквалангом. Некоторые практиковали контрастное купание: из-за своего расположения пляж оказался уникальным - была возможность поплескаться попеременно в море и реке. Речная вода намного холоднее, чем в море, поэтому я с любителями контрастного купания сначала плескался в речке, затем отогревался в тёплой морской воде, что способствовало закаливанию организма и успокаивало нервную систему. Ради любопытства прошел на юг около километра от основного пляжа и расположился на полчаса среди любителей позагорать и покупаться в стиле «Ню».
Затем направился в сторону местного кладбища, где стояла небольшая церковь с именем Святой Равноапостольной Нины (грузинской). Она оказалась не столь старой, но ей досталось много испытаний в середине 90-х годов прошлого века. Место, где располагается кладбище и церковь, приглянулось «крутым хлопцам» (они задумали построить здесь гостиницу), но общественность посёлка с большим трудом отстояло это пространство. Интересным мне показалось происхождение названия церкви в честь Святой Нины, которая принесла в Грузию христианство. Происходила она из знатного рода, её отец приходился родственником Георгию Победоносцу, святому и великомученику; вся её семья исповедовала христианство. Когда Нине исполнилось 12-ть лет, её отец стал отшельником, а мать пошла в диаконисы. Её дядя, патриарх иерусалимский Ювеналий, отдал юную Нину, на воспитание женщине, которая была из Иверии (Грузии).
Считается, что именно эта женщина рассказывала Нине о ее родине, которая в то время была языческой, и тогда девочка решила, что должна принести христианство в Иверию - стала неистово молиться, просить Бога, чтобы он позволил ей стать крестительницей Иверии. Однажды во сне к ней пришла Матерь Божья, вручила крест из виноградной лозы и благословила на это деяние. Когда девушка проснулась, у неё в руке был этот крест (хранится в Тбилисском кафедральном соборе). С этим крестом она пришла в Иверию и поселилась в простой крестьянской хижине, на окраине города. Хозяева домика, муж и жена, не могли иметь детей - Нина стала молиться за них и Бог дал им ребёнка. Впоследствии они приняли веру, которую проповедовала Нина и стали первыми христианами на земле Иверии. После этого, к Нине стали приходить больные люди и просить её о помощи; своими молитвами она излечивала их. Слух о ней дошёл до жены иверийского царя, которая сильно болела, её принесли к Нине и проповедница вылечила царицу - в знак признательности царица Нану приняла христианство, а вслед за ней это сделала вся Иверия. За свои деяния Нину причислили к лику святых.
После Храма хорошо прогулялся по уютной и благовидной Головинке, узнал, что только здесь изготавливают изысканное вино из трёх сортов винограда (вроде купажа) по старинному грузинскому рецепту. Крайне удивился его названию (Xванчкара!?) и вмиг захотел испробовать изящное зелье. Быстро нашел знаменитого местного винодела 47-летнего Эрика и вместе с его 18-летней женой Сюзи по душе надегустировались втроем местной «Хванчкары» в приспособленном для этих целей баре-подвале (это действительно было классное вино!!) Закусывали, конечно, бараньим шашлыком с овощами и ранним зеленым инжиром. Дальше выдвинулся к Тюльпановому дереву - лириодендрону тюльпановому из семейства магноливых. «Лирио» - лира, «дендрон» - дерево, получается - Дерево-лира. Названо оно так потому, что форма его листьев очень похожа на старинный музыкальный инструмент. Поскольку его крупные обильные цветки похожи на тюльпаны, назвали его еще и тюльпановым (двойное название закрепила специальная литература).
Тюльпановые деревья родом из Северной Америки, обладают лекарственными свойствами: отвар из коры помогает при малярии (высадка тюльпановых деревьев на Черноморском побережье города Сочи имела огромное значение при освоении Северного Кавказа). Экземпляр тюльпанового дерева, выросший на берегу реки Шахе - самый мощный в России: исполин, высотой в 40 метров с трехметровым диаметром ствола, в обхвате основания у самой земли составляет почти 17-ть метров, находится под охраной государства, как памятник истории и природы, включен в каталог историко-культурного наследия Сочи. О дереве ходит множество легенд; одна из них о том, что если человек виноват перед другим, то непременно должен попросить прощения, стоя возле его роскошной кроны (что я и сделал на всякий случай!) Тюльпановое дерево (такая мощь!) мне ооооочень понравилось, правда присутствовала жалость, что цветёт оно только в мае...
Вечерело, пришло время возвращаться в Каткову щель и Кисловодск, тем более, что вскоре меня ждал насыщенный маршрут в Татарстан, Марий Эл с исследованием казанского Кремля и Арбата, особняка З.Ушаковой и Храма Всех Религий, Раифского Богородицкого монастыря и усадьбы крестьянина в Больших Ачасырах, Великого Болгара и Острова-града Свияжск, Йошкар-Олы и..

 

DSC_0481а.JPG

DSC_0482.JPG

DSC_0483.JPG

DSC_0484.JPG

DSC_0485.JPG

DSC_0486.JPG

DSC_0488.JPG

DSC_0489.JPG

DSC_0490.JPG

DSC_0491.JPG

DSC_0492.JPG

DSC_0493.JPG

DSC_0494.JPG

DSC_0495.JPG

DSC_0496.JPG

DSC_0497.JPG

DSC_0498.JPG

DSC_0503.JPG

DSC_0504.JPG

DSC_0505.JPG

DSC_0506.JPG

DSC_0507.JPG

DSC_0508.JPG

DSC_0511.JPG

DSC_0512.JPG

DSC_0513.JPG

DSC_0514.JPG

DSC_0515.JPG

DSC_0517.JPG

DSC_0519.JPG

DSC_0520.JPG

DSC_0521.JPG

DSC_0524.JPG

DSC_0525.JPG

DSC_0527.JPG

DSC_0528.JPG

DSC_0529.JPG

DSC_0531.JPG

DSC_0533.JPG

DSC_0534.JPG

DSC_0535.JPG

DSC_0536.JPG

DSC_0537.JPG

DSC_0539.JPG

DSC_0540.JPG

DSC_0541.JPG

DSC_0542.JPG

DSC_0543.JPG

DSC_0545.JPG

DSC_0546.JPG

DSC_0547.JPG

DSC_0550.JPG

DSC_0551.JPG

DSC_0552.JPG

DSC_0554.JPG

DSC_0564.JPG

DSC_0565.JPG

DSC_0566.JPG

DSC_0569.JPG

IMG_20200813_081728_1CS.JPG

Edited by ГРИГОРЬЕВ Виктор
Размещение новых фото

0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...