РОССИЯ, РТ. Казанский Арбат, особняк З.Ушаковой, 10.09.2020
В каждом городе имеются исконно популярные улицы-проспекты: в Париже - Елисейские поля, в Барселоне - Рамбла, в Москве - Арбат.., в Казани - Баумана. Эта улица длиной в 3-и километра является здесь самой популярной среди туристов. Возможно, бывалые путешественники не сыщут в ней ничего особенного… Я же, прогулявшись по ней, посетив еврейское «Кафе Мамбочино», где познакомился с сефардской кулинарией (больше всего понравился холодный пудинг «MALABI» на кукурузном крахмале с красным сиропом под крепкий алкогольный напиток с анисом «Арак», пряный кофе с кардамоном и различными сладостями), безумно атмосферный караоке-бар (ресторан) «ЭНДОРФИН» (неизгладимое впечатление оставили салат «Американец» с жаренным сыром, «Шашлык по-казански» из дикого кабана и козы, клубнично-мохитовый коктейль «Конец времен» в тазике утки), пару увеселительных мест, полюбовавшись архитектурой зданий и пространства, вскрыл множество необычайно интересных и забавных анклавов. На Баумана резвились уличные музыканты; видел «ихнего» Александра Васильева из группы «Сплин», вокруг которого собралась толпа слушателей (рокер из 60-х годов прошлого века умудрился в совсем прохладную погоду петь почти полуголым). На улице видел все, что удовлетворяло самые разные желания туристов: еда на любой вкус (татарская, индийская, европейская, азиатская и др.) с приемлемым кошельком (обед стоил от 150-ти рублей и до «московских» цен), сувениры (от обычных магнитов до одежды из верблюда), развлечения, памятники и фонтаны.
Зданиями, на которые я сразу обратил внимание, были Никольским кафедральным собором и Иоанно-Предтеченским монастырем (первый казанский собор, в который было проведено электричество!) Потом последовала гостиница «Казань» (когда-то лучшая в городе); в ней останавливались такие именитые гости, как Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Максим Горький..; отсюда с балкончика выступал Л.Д.Троцкий. Процесс ее реставрации начали в 2001 году, но так и не закончили (назначение здания поменяли - теперь это будет жилой дом).
Пошел дальше и увидел скульптуру знаменитого Казанского кота Алабарыса. Кстати, казанские коты были давно известны как хорошие мышеловы, их привозили даже в Петербург, чтобы они избавляли от грызунов императорские дворцы и северную столицу. Справа от памятника «Родина», в котором есть кинотеатр, боулинг, бильярд и кафе, увидел один из старейших в России Русский драматический театр имени Качалова (его история начинается с конца XVIII века, в репертуаре имеются постановки по знакомым каждому классическим произведениям Вишневый сад, Пиковая дама, Дядюшкин сон; помимо основного репертуара для маленьких зрителей показывают детские спектакли). Рядом с театром находилась бронзовая копия кареты Екатерины II. Императрица была в Казани в 1767 году. На то время эта карета была самой современной - внутри она оборудована ременной передачей, чтобы не сильно укачивало. По декоративным камушкам, на которых стояла карета, я заметил какими не ровными и неудобными для передвижения в карете были казанские дороги. На оригинал кареты можно было посмотреть в Национальном музее Татарстана, но времени для этого у меня не было.
По пути встретил памятник советского конструктивизма - Дом печати. Говорят, что кирпичи на его строительство брали от разрушенных мечетей и храмов (подтвердить эту информацию мне никто не смог). Когда-то это был комплекс, в котором располагались редакции основных изданий республики, сейчас там находилась редакция интернет-журнала «Инде» и книжный магазин татарской литературы. Большую часть дома занимает гостиница «Ногай», о которой всегда с восторгом отзывается моя сестра Наталья. По замыслу архитектора, здание сконструировали так, что внешне оно похоже на раскрытую книгу. О том, что у архитектора получилось воплотить свою идею в реальность, я убедился лично. Дом печати хранит много тайн, например, в 2012 году, во время реконструкции здания, в подвале была найдена коллекция зубов и костей млекопитающих ледникового периода. Коллекция была передана Геологическому музею имени Штукенберга Казанского Университета.
Рядом с Домом печати находился нулевой меридиан. На вид это компас, который показывает сколько километров от места, где он находится, до всевозможных точек мира. Дальше - Дом Соломина-Смолина, который назван в честь директора Казанского общественного банка и купца. В разные времена у Дома были различные функции: завод по производству пряников, магазины Остермана, синематограф, театр миниатюр, дом культуры и дом учителя. Сегодня на первом этаже располагается кофейня «Кофеин» и магазины. Рядом с домом расположился знаменитый фонтан с лягушками. Как принято, каждый фонтан исполняет желание, если о него потереться рукой и кинуть в воду монетку (что я и сделал!) Красиво выглядел Дом Татарской кулинарии (это ресторан); ради любопытства я зашел в него поглазеть... Быстро сошелся со скучавшим тезкой-метрдотелем, который с удовольствием провел для меня небольшую экскурсию. Рассказал, что до 1984 года здесь работал шеф-поваром автор множества книг по татарской кулинарии Юнус Ахметзянов (на первом этаже посетили его музей). В начале карьеры он собирал рецепты, приглашал в ресторан домохозяек, по сути, канонизировал современную национальную кухню, и сейчас почти все блюда в меню из его сборников. Предложил «по чуть-чуть испробовать» калжу (рулет из нескольких видов мяса), колбасу из конины казылык, экзотическую на вкус тутырму (колбаски из потрохов в бульоне), невероятные даже для татар говяжьи хвосты. Считал абсолютными хитами: кулламу (суп с мясом и лапшой), пельмени с грибами в горшочке, манты из баранины; разумеется, выпечку - перемячи, эчпочмаки, десерты - чак-чак, губадию, талкыш-калеве. Сказал, что средний чек составляет 1.500-2.500 рублей.
Заглянул в Дом чая, который тоже относится к ресторанам - внутри он выглядел как столовая 90-х годов прошлого века. Поговорил с посетителями. Средний чек был в районе 700 рублей; на самом деле, чтобы слегка поесть хватало 200 рублей. Рекомендовали попробовать татарскую выпечку, например, балиш с куриным бульоном. Все помещение делились на несколько зон: на первом этаже можно попить чай с выпечкой, на втором - полноценный обед или ужин; с правой стороны - самообслуживание, с левой - официант.
Подошел к знаменитому Национальному банку, где в начале XX века, когда в стране бушевали революции и гражданские войны, хранился золотой запас России. Перед банком стояли неизменные аниматоры в костюмах трансформеров, на площадку вышли уличные музыканты. Недалеко расположилась Колокольня Богоявленского собора, которую я не сразу заметил(!) Это самая высокая старинная постройка в городе, на ней есть маленькая смотровая площадка, оборудованная большой решеткой в целях безопасности (работает каждый день с 10.00 до 19.00, перерыв на обед - с 12.00 до 13.00, стоимость билета-пожертвования составляет 100 рублей, для детей вход бесплатный).
Рядом с колокольней расположилась одна из красивейших гостиниц Казани - отель «Шаляпин». Самое интересное то, что исторически это здание строилось под гостиницу «Сибирские номера», а на первых этажах были разные бутики. Конечно же, здесь красовался памятник Ф.Шаляпину, которого как раз крестили в Богоявленской церкви (это первый в мире памятник знаменитому певцу, открытый в 1999 году). Напротив гостиницы «Шаляпин» находится аптека Бренингов, примечательная тем, что ее здание никогда не меняло своего предназначения на протяжении веков. Здесь всегда располагалась аптека и даже в самые трудные времена спасала горожан нужными лекарствами. Основателем аптеки был приехавший в середине позапрошлого века из Саратова в Казань немец Иоханнес Бренинг. Прусские прилежание и целеустремлённость быстро привели его к процветанию. Твёрдо став на ноги, Иоханнес женился на гувернантке из Ревеля, по романтической случайности носившей имя Иоханна. В их браке родилось четверо детей, из которых выжили двое. После смерти отца семейства аптечное дело продолжил сын Арнольд, при нём аптека стала лучшей в городе. Сейчас там велись реставрационные работы: на втором этаже будут проходить вечера местной консерватории, а на первом, по-прежнему, будет открыта аптека.
Я бродил самостоятельно и вдруг встретил пешеходную экскурсию с гидом. Перебросился парой слов с туристами и узнал, что за нее по улице Баумана - Казанскому Арбату - они заплатили за группу в 6-ть человек 1.800 рублей, а за обзорную экскурсию с посещением Казанского Кремля и по ночной Казани никак не могут договориться - дорого! Подошел к ГУМу, присел на красивейшую лавочку у фонтана, на котором находилась бронзовая Су анасы - героиня татарской сказки Габдуллы Тукая. Узнал, что в детстве родители пугают своих малышей следующим образом: «Если не уснешь, Су анасы постучит в твое окошко». По сказке, маленький мальчик крадет у нее расческу, а она приходит к его окнам ночью. Кстати, часы на Баумана тоже сделаны по мотивам сказок Гадбуллы Тукая (под ними я увидел стенд с краткой историей улицы). Здесь и закончилось мое путешествие по улице Баумана.
Сел на таки и поехал к красивейшему Дому Ушаковой - свадебному подарку богатого казанского купца Алексея Ушакова своей невесте, дочери профессора Казанского университета Зинаиде Высоцкой. Здание построено в начале XX века в стиле эклектики по проекту архитектора Карла Мюфке. Оно уникально с точки зрения оформления - например, каждое помещение 2-го этажа отделано в разных стилях (неоготика, ампир, рококо, мавитанский образ). Восхищен был комнатой-кабинетом, предназначенной для уединения и отдыха - она является жемчужиной особняка. Войдя в эту особенную комнату, попадаешь в зимний сад-грот, даже не верится, что это помещение - оказываешься в пещере: с потолка свисают сталактиты, в стену вмонтирован большой аквариум, в котором струилась вода из фонтана в виде диковинной рыбы.
С 1919 года в особняке находится Национальная библиотека Татарстана и эта комната используется как читальня. Конечно, я могу порадоваться за народ, который, восседая на роскошном диванчике в особняке, располагается у овального с уникальной резьбой стола и читает книги, но этот свободный доступ изменил состояние помещения. Жаль, что фонтан уже не работает, столик и мягкая мебель изнашиваются (от этого стало очень грустно!) Уникальность каждой комнаты плохо визуально просматривается из-за стеллажей с книжными полками. К тому же, эту музейную редкость портят электропроводка и ряды ламп освещения между стеллажами. Когда я осматривал это архитектурное чудо, в конференц-зале на 1-ом этаже велись какие-то строительные работы (досаждали звуки болгарки, дрели). Не мудрено, что отделка стен в японском стиле была запылена, а огромное зеркало на лестнице имело подпорченный вид.
И все-таки, меня поразил этот шедевр архитектурного творчества. К слову, влюбленные недолго здесь были счастливы - разбежались; А.Ушаков уехал в Москву, где построил еще один точно такой же особняк-близнец (теперь передо мной стоит задача найти его!!)
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
- 10
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии