Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

КРЫМ, Бахчисарай. Успенский пещерный монастырь, Чуфут-Кале, 1.05.21


ГРИГОРЬЕВ Виктор

465 просмотров

В очередной день тура по Крыму я приехал на стык раскаленных степей и горных гряд - в Бахчисарай, некогда бывший неприступной столицей Крымского ханства. Он удивил меня многими поразительными достопримечательностями в самой черте города и на окрестных территориях. К ним я отнесу долину, где природа и человеческий труд создали поистине великолепное сооружение - Свято-Успенский пещерный монастырь, который считается одной из наиболее почитаемых обителей православного мира в Крыму (интересным показался тот факт, что называют его «Крымской Лаврой»).
Находится монастырь в чудесном уголке полуострова - Марьям-Дере, что в переводе с греческого означает «Долина Марии». Раскинув свои стены на склонах ущелья, Свято-Успенский монастырь сразу привлек мое внимание, захотелось посетить эту изумительной красоты святыню, но она оказалась в этот день недоступной по техническим причинам. Долгое время именно она считалась оплотом христианства в Крымском ханстве. На территории комплекса я видел несколько церквей; прогулка по пещерам могла быть запоминающейся на долгое время. Недалеко от монастыря располагался родник святого источника, монахи оттуда брали вожделенную влагу для освящения и богослужений. Набрал водицы и я, что стало неким сувениром с тамошних мест. Весьма пожалел, что не смог ознакомиться с чудотворной иконой Божьей Матери, хранящейся здесь. С ней связана удивительная легенда, согласно которой, в давние времена произошло необъяснимое явление, когда чудотворный образ Одигитрии (один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой) чудесным образом попал в стены Свято-Успенского монастыря из византийского Храма Сумела, располагавшемся в Трапезунде (сейчас - Трабзон).
Свято-Успенский пещерный монастырь может похвастаться долгими и достаточно насыщенными строками истории. Его возникновение непосредственно связывают с Византийской империей. Так, в далеком VIII веке Крым являлся северной территорией этого некогда могущественного государства. В те времена монахами-иконопочитателями были сооружены несколько культовых памятников, среди которых оказалась и Свято-Успенская обитель. Все они располагались в труднодоступных регионах высокогорья. Недалеко от религиозного здания располагалась небольшая греческая деревушка Мариямполе, откуда частенько приходили последователи православной веры.
В XV столетии монастырский комплекс являлся одним из крупнейших подобных сооружений Крыма, куда нередко наведывались тысячи людей (притом, что Крымское ханство являлось исламским государством!); один только этот факт говорит о важности уникальной святыни. К сожалению, 1778 год стал мрачным временем для Свято-Успенского монастыря, ведь именно тогда состоялось массовое переселение христиан с полуострова. Со временем он постепенно стал приходить в упадок, страдая от отсутствия должного ухода и ремонта. Ситуация кардинально изменилась 15 августа 1850 года, когда началась реконструкция культового сооружения (это случилось благодаря архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию). В это же время началась постройка наземных церквей и жилых помещений. За время своего существования обитель посещало множество знаковых личностей, среди которых были русские цари и императоры. Разумеется, с приходом советской власти для монастыря вновь наступили мрачные будни, тогда он был закрыт для посещений и разграблен. Отдельные церкви, входившие в состав комплекса, вовсе были разрушены. В 1992 году обитель вновь была открыта и реконструирована, обладая теми же нотками стиля, которые присутствуют и сегодня.
Крым - чудесный край, потрясающий великолепными пейзажами природы и богатым культурным наследием, сохранившим дивные объекты архитектурных памятников. Одним из таких мест можно считать пещерный город Чуфут-Кале, располагающийся недалеко от Бахчисарая. Здесь самой природой были уготованы неприступные подходы к здешним чертогам, что замечательно подходило для городов крепостного предназначения. Посетив это селение, я беспрестанно делал фото, оставляющие чудесные воспоминания о путешествии. Меня давно интересовали «Пещерные города» Крыма (название присвоено русскими путешественниками и учёными ряду средневековых городов, поселений и монастырей, наземных построек, которые в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах, сохранились, создавая впечатление основных сооружений). Таким городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. К более мелким укреплённым поселениям, превратившимся в своего рода феодальные замки, которые также традиционно причисляются к пещерным городам, относятся Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. Называют «пещерными городами» и монастыри, наиболее известными из них являются Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Инкерманский, Челтер-Коба.
«Пещерные города» (это название условное) - удивительно своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо; остались, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX веков полагать, что они использовались для жилья (отсюда и название городов - «пещерные»). Почти все они расположены в пределах Бахчисарайского района на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение (горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы). В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами в виде обрывистых неприступных скал, относятся «пещерные города», построенные в VI-X веках потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов.
Дело в том, что население средневековой Таврики сформировалось на базе разноэтнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Одним из древнейших обитателей полуострова были тавры, упоминание о которых встречается в письменных источниках. Возможно, по имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV века. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокипий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика. В XIII веке на полуостров вторгаются монголо-татары. Татарская администрация, обосновавшаяся в городе Солхате (в то время крупном торговом центре), дала ему новое название - Крым. В XV веке, когда Солхат утратил свое значение, а татарская администрация переселилась в западную часть края, название Крым постепенно распространилось на весь полуостров.
В 1475 году Крымский полуостров завоевывали турки и в течение 300 лет он находился под властью Османской империи. После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям, Крым в 1783 году был присоединен к России и «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение; их жители переселились в близлежащие города (таким образом, «пещерные города» опустели). В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII веке. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мартин Броневский, который побывал в Крыму в 1578 году (его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца). Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат выдающемуся ученому XVIII века академику С.Палласу. Немало было сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком И.Кеппеном в XIX веке и нумизматом, историком, археологом Л.Бертье-Делагардом в конце XIX - начале XX веков.
«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы. В первую входят значительные по площади города: Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. К третьей - христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Челтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон. Они не имели специальных оборонительных сооружений, в пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы, другие культовые и хозяйственные помещения. Наиболее интересной мне показалась история пещерных монастырей, которые появились в конце VII - начале IX веков. Их возникновение связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение, по существу, являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 году эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание (как идолопоклонство). При этом преследовались совсем не религиозные цели - иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы; массы беглых монахов стекались в Крым и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.
После Свято-Успенского пещерного монастыря я продолжил свой путь к объекту, который меня интересовал больше всего - к «пещерному городу» Чуфут-Кале, куда туристы тянулись неиссякаемым потоком (их оказалось столько, что «яблоку было негде упасть»). Вспоминал, что Кырк-Ер (Чуфут-Кале) был резиденцией первого хана Крыма Хаджи I Герая. Другой Хан, Менгли I Герай, основал новый город, куда и перенес ханскую столицу. Постепенно жители стали спускаться с гор, предпочитая более комфортную жизнь в новом городе Салачике. В крепости остались жить караимы и немного крымчаков. В XVII веке Кырк-Ер начинают называть Чуфут-Кале, что означает «Иудейская крепость». Ограничения на проживание караимов были отменены со временем вступления Крыма в состав Российской империи, жители стали покидать Чуфут-Кале и перебираться в большие города. Чуфут-Кале был полностью покинут жителями к концу XIX века, за исключением семьи смотрителя - они стали последними жителями этого уникального поселения.
Медленно продолжал свой путь, поднимаясь к Южным воротам - долго и непросто, так как дорога представляла из себя выложенную старыми неровными камнями тропу длиной в пару километров, вдоль нее были выставлены столы с местными товарами: поделками из можжевельника, крымскими чаями из трав, восточными сладостями и прочей сувенирной и ремесленной продукцией. Наконец, перед моим взором выросла скала с пещерами и парой караимских домов. Войти на территорию было непросто - слишком узкими оказались Южные ворота Кичик-Капу, в результате образовался затор из-за многочисленных туристических групп. Пришлось ожидать, когда групповые туристы, которые шли впереди нас, попадут на заветную территорию, затем просочились мы сами.
Дальше пошло освоение первых пещер, так называемого «Христианского пещерного комплекса», которые были вырезаны в скале в несколько ярусов. Историки считают, что город-крепость в этом месте был заложен примерно в V-VI веках, к X веку его основным населением были аланы; когда город перешел во владения кыпчаков, он получил название Кырк-Ер. Поднялся вверх от Южных ворот по узкой-узкой улице вдоль стен домов, которых почти не осталось. По ширине улицы становилось ясно, что город основательно готовился к отпору нападавших врагов (ведь, чем уже проход, тем проще держать оборону); входные ворота, через которые я попал в город, также были сделаны экстремально узкими.
Дороги в Чуфут-Кале, оставшиеся со средних веков, представляли собой отполированные временем и тысячами ног камни. Передвигаться по ним было не просто, радовался, что на мне была хорошая обувь (бедные женщины! некоторые из них были на каблуках или в босоножках!!)
В своем большинстве, город представлял собой руины, но кое-что всё же сохранилось до наших дней. Например, два караимских храма - кенассы, восстановлением которых занимается караимская община. В момент, когда я вошел во двор, там находилось одновременно две группы человек по 60-ят, поэтому сфотографировать кенассы мне удалось лишь со второй попытки, когда шел на выход из города. Моя группа не стала толпиться в тесном дворике с другими туристами, а зашла сзади кенасс и мы по очереди заглянули в окошко, разглядывая как выглядит изнутри караимский храм. С заднего двора кенасс открывался вид на ещё одну сохранившуюся постройку - жилой дом-усадьбу, в котором сегодня организован музей, посвященный культуре караимов.
Далее по маршруту я обнаружил руины мечети, построенной в 1346 году и отреставрированной ещё в XV веке (сколько событий помнят эти камни и дороги?!) Прошел крепостные ворота Орта-Капу, от которых начиналась первая оборонительная стена, а позади неё - оборонительные рвы. Осмотрел мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике Ханым (примерно 1437 года постройки). По легенде Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с любимым (именно поэтому мавзолей выстроен неподалеку от края пропасти). Вышел к долине Ашлама-Дере - как же здесь красиво! Обогнул оборонительную стену с организованной системой оборонительных рвов. Спустился по каменным ступеням в пещеры, вырезанными прямо возле самого обрыва (это - Чауш-Кобасы, подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века, использовавшиеся для хозяйственных нужд). В дальнем углу одной из пещер нашел место с потрясающей акустикой, затем впечатленный долго шел по улице под какой-то караимский напев. Оказалось, что в пещеру регулярно приходит музыкант и играет на не совсем обычной гитаре. На обратном пути, уже распрощавшись с гидом, я вернулся и послушал его; к сожалению, снимать себя он не разрешил.
Дойдя до последних ворот по колее в камне, продавленной колесами тысяч телег, я повернул в обратную сторону к Южным воротам, но пошел немного другим путем, находя пока неизведанные интересные места. Пробрался сквозь колючие кусты по самому краю обрыва, где то и дело попадались какие-то пещеры. Одна из пещер была большой и очень заинтересовала меня своим устройством, позже я узнал, что это был двухъярусный тюремный каземат. У Южных ворот стало гораздо спокойнее, романтичнее (толпы туристов покинули город) и я с удовольствием облазили несколько пещер перед прощанием с Чуфут-Кале. Размах строительства и обустройства города в таких труднодоступных местах поражал - по впечатлениям Чуфут-Кале превзошел мои ожидания. Внизу меня ждали сувенирные лавочки; как же можно уехать из Крыма без его чаев и подарков!?
Еще раз прошел мимо Свято-Успенского монастыря; он никуда «не делся», здесь стало спокойнее, менее суетливо, так как основная масса туристов уже разъехалась. Поспешил на замечательный национальный обед в ресторан Бахчисарая, а затем - в Ханский Дворец
20210501_070230.jpg

20210501_070258.jpg

20210501_071009.jpg

20210501_071137.jpg

DSC_0369.jpg

DSC_0372.jpg

DSC_0374.jpg

DSC_0376.jpg

DSC_0377.jpg

DSC_0378.jpg

DSC_0379.jpg

DSC_0381.jpg

DSC_0382.jpg

DSC_0383.jpg

DSC_0384.jpg

DSC_0385.jpg

DSC_0386.jpg

DSC_0387.jpg

DSC_0388.jpg

DSC_0390.jpg

DSC_0391.jpg

DSC_0392.jpg

DSC_0393.jpg

DSC_0394.jpg

DSC_0395.jpg

DSC_0397.jpg

DSC_0400.jpg

DSC_0401.jpg

DSC_0403.jpg

DSC_0404.jpg

DSC_0405.jpg

DSC_0406.jpg

DSC_0407.jpg

DSC_0408.jpg

DSC_0409.jpg

DSC_0412.jpg

DSC_0415.jpg

DSC_0417.jpg

DSC_0419.jpg

DSC_0420.jpg

DSC_0422.jpg

DSC_0425.jpg

DSC_0426.jpg

DSC_0427.jpg

DSC_0428.jpg

DSC_0429.jpg

DSC_0430.jpg

DSC_0431.jpg

DSC_0432.jpg

DSC_0437.jpg

DSC_0438.jpg

DSC_0439.jpg

DSC_0440.jpg

DSC_0441.jpg

DSC_0442.jpg

DSC_0443.jpg

DSC_0444.jpg

DSC_0445.jpg

DSC_0446.jpg

DSC_0447.jpg

DSC_0449.jpg

DSC_0451.jpg

DSC_0452.jpg

DSC_0453.jpg

DSC_0454.jpg

DSC_0456.jpg

DSC_0457.jpg

DSC_0459.jpg

DSC_0460.jpg

DSC_0461.jpg

DSC_0462.jpg

DSC_0464.jpg

DSC_0465.jpg

DSC_0467.jpg

DSC_0469.jpg

DSC_0470.jpg

DSC_0471.jpg

DSC_0472.jpg

DSC_0473.jpg

DSC_0474.jpg

DSC_0475.jpg

DSC_0476.jpg

DSC_0477.jpg

DSC_0480.jpg

DSC_0481.jpg

DSC_0482.jpg

DSC_0484.jpg

DSC_0486.jpg

DSC_0487.jpg

DSC_0489.jpg

DSC_0490.jpg

DSC_0491.jpg

DSC_0493.jpg

DSC_0494.jpg

DSC_0495.jpg

DSC_0496.jpg

DSC_0497.jpg

DSC_0498.jpg

DSC_0499.jpg

DSC_0501.jpg

DSC_0503.jpg

DSC_0504.jpg

DSC_0505.jpg

DSC_0506.jpg

DSC_0507.jpg

DSC_0508.jpg

DSC_0509.jpg

DSC_0510.jpg

DSC_0511.jpg

DSC_0512.jpg

DSC_0513.jpg

DSC_0514.jpg

DSC_0515.jpg

DSC_0516.jpg

DSC_0517.jpg

DSC_0518.jpg

DSC_0519.jpg

DSC_0520.jpg

DSC_0521.jpg

DSC_0522.jpg

DSC_0523.jpg

DSC_0524.jpg

DSC_0525.jpg

DSC_0526.jpg

DSC_0529.jpg

DSC_0530.jpg

DSC_0531.jpg

DSC_0532.jpg

DSC_0533.jpg

DSC_0534.jpg

DSC_0535.jpg

DSC_0536.jpg

DSC_0537.jpg

DSC_0538.jpg

DSC_0539.jpg

DSC_0540.jpg

DSC_0543.jpg

DSC_0544.jpg

DSC_0545.jpg

DSC_0546.jpg

DSC_0547.jpg

DSC_0548.jpg

DSC_0549.jpg

DSC_0550.jpg

DSC_0551.jpg

DSC_0552.jpg

DSC_0553.jpg

DSC_0554.jpg

DSC_0556.jpg

DSC_0557.jpg

DSC_0558.jpg

Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Добавил фото

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Была там в далёком 1984, смутные воспоминания, тем более, что фотоаппарата у меня не было и я была маленькая. На память - общее фото группы. Хорошо помню - умывалась водичкой, что б быть красивой и счастливой. Спасибо за публикацию!

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...