Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Из истории музыкального Оренбурга


Нафаня

531 просмотр

 Дважды за день попалось мне на глаза упоминание о семье Федотовых-Ростроповичей. Видать, судьба:) Решила изучить подробнее историю одаренной музыкальной семьи, оставившей заметный след в истории Оренбуржья. Нашла на просторах интернета рассказ Бориса Хавторина, ректора Оренбургского института искусств им.Ростроповичей.  Большая часть информации взята из его монографии, фото - из интернета.
  Первым одаренным музыкантом в семье был Николай Александрович Федотов. Получив музыкальное образование в Москве, он вернулся в Оренбург и занялся преподавательской работой. Работал в Кадетском корпусе, Женском институте и других учебных заведениях. В свободное время активно нёс музыку в массы, особенно душа Николая Федотова лежала к хоровому пению. Он руководил несколькими любительскими хорами, и уровень их был таков, что на городских концертах они исполняли серьезные классические произведения, например, ораторию Рубенштейна «Вавилонское столпотворение». Николай Федотов стал также автором нескольких учебных пособий для музыкантов.
  Он рано ушел из жизни, но его дело продолжила супруга Ольга Сергеевна, а затем и дети. Ольга Федотова по сути встала у истоков профессионального музыкального образования в Оренбурге.

Ольга Федотова.png
 
   Она основала Музыкальные классы – первое специальное учебное заведение для начинающих музыкантов. В нём Ольга Сергеевна, сама профессиональная пианистка, смогла собрать лучших преподавателей города, чьи имена были известны далеко за пределами Оренбурга. Уровень подготовки учеников был таков, что многие после музыкальных классов О.С.Федотовой с легкостью сдавали вступительные экзамены в Московскую и Петербургскую консерватории. В 1906-ом подобные музыкальные заведения существовали только в крупнейших городах страны. Первоначально обучение велось по классам фортепьяно, скрипки и духовых инструментов, затем по мере развития учебного заведения добавлялись другие музыкальные специальности, в том числе и хоровое пение. Ученики Музыкальных классов регулярно давали отчетные концерты, на которые с удовольствием приходили зрители из числа жителей города. «Утра» и «Вечера» учеников Ольги Федотовой стали значительной частью музыкальной городской культуры. В концертах принимали участие не только ученики, готовящиеся к выпуску, исполняющие серьезные большие произведения, но и совсем крохи – 7-8 лет.
   Уделяя множество времени и внимания ученикам, Ольга Сергеевна растила и своих детей. Семья Федотовых была большая: дочери Вера, Надежда, Любовь, Софья, Нина и сын Александр. Правда, Люба и Саша умерли, к сожалению, в юном возрасте. Из четырех оставшихся дочерей только младшая Нина не стала профессиональным музыкантом, она была известным преподавателем, автором учебника французского языка, остальные же успешно закончили Московскую консерваторию по классу фортепьяно. Старшая дочь Вера Николаевна Федотова возглавила Музыкальные классы, сменив на этой должности мать, в 1917-ом году. На её долю выпали самые тяжелые для учебного заведения годы: революция, гражданская война, город, переходящий из рук в руки… Судьба Веры Николаевны и семейного дела осложнилось тем, что её  муж Георгий Малиновский был белым офицером, воевавшим на стороне Дутова. С окончательным установлением советской власти в 1919 году частную школу Федотовых закрыли. Вскоре на её базе открылась первая Советская музыкальная школа, которая позднее была преобразована в училище, а потом и в институт. Вере Николаевне позволили работать в ней преподавателем. И она снова с энтузиазмом взялась за любимое дело. Она учила детей, организовывала концерты, участвовала в открытии новых музыкальных школ – как и в начале карьеры, отдавала все силы главной цели: развитию и укреплению музыкального образования в Оренбурге. В 1937-ом в очередную волну репрессий мужу Веры Николаевны припомнили дутовские войска, он был арестован и навсегда исчез в застенках, предположительно,  его расстреляли в том же году в Зауральной рощи. Веру Николаевну как жену врага народа отстранили от преподавания в тогда уже музыкальном училище, а её дочь Татьяну – от учёбы в нём же. Целый год хождений по инстанциям и бюрократической переписки потребовалось, чтобы их восстановили в училище. В 1940-ом Федотовы-Малиновские навсегда покинули Оренбург, переехав  в Саратов, где Вера Николаевна преподавала в консерватории, а Татьяна продолжила учебу.

(Вера и Надежда Федотовы):
 
Вера и Надежда.png
 
  Вторая дочь Федотовых Надежда Николаевна вышла замуж за Семёна Козолупова, гениального виолончелиста, уроженца с.Краснохолм. Обладающий невероятным талантом, он закончил курс консерватории всего за три года, активно концертировал, преподавал в музыкальных классах Федотовой, а затем в Петербургской и Московской консерваториях и впоследствии стал основоположником советской виолончельной школы. У Козолуповых родились три дочери: Ирина, Галина и Марина. Все они стали успешными профессиональными музыкантами, участницами и лауреатами международных конкурсов. Младшая дочь Марина вспоминала, что родители поступили очень мудро, отдав их учиться игре на разных инструментах, таким образом, они могли выступать и сольно, и в трио. Ирина играла на фортепиано, Галина, как и отец, на виолончели, Марина – на скрипке.
    В годы учебы в  Петербургской консерватории Семён Козолупов познакомился и подружился с Леопольдом Ростроповичем, который учился на курс младше. Однажды они вместе гастролировали в Оренбурге, где Ростроповичу аккомпанировала на фортепьяно Софья Федотова (третья из дочерей Николая Александровича и Ольги Сергеевны), впоследствии ставшая его женой. Они поженились в 1922-ом году, после свадьбы около двух лет прожили в Оренбурге, ведя активную преподавательскую и концертную деятельность, внесли огромный вклад в становление музыкального образования.

Ростроповичи.jpg

   Затем чета Федотовых-Ростроповичей уехала в Саратов, где у них родился сын Мстислав, а затем, в Баку, - дочь Вероника.

Ростроповичи1.jpg

   Быть может, семья Ростроповичей и не вернулась бы в Оренбург никогда, но началась война, вынудившая отправиться в эвакуацию в родной город Софьи. Они поселились у Елены Лонткевич, крестной матери Славы и Вероники в том самом домике на Зиминской, где нынче реставрируется и готовится к открытию дом-музей Ростроповичей. Леопольду Витольдовичу и Софье Николаевне предложили преподавать в музыкальном училище и школе. Слава поступил учиться в класс отца. Чтобы как-то подкормить семью, Л.В.Ростропович вынужден был подрабатывать, играя в кинотеатре «Молот» на Советской в составе трио. Играли по полчаса перед сеансами три раза в день. В неотапливаемом помещении было холодно, что еще больше расшатывало и без того слабое здоровье Леопольда Витольдовича. Потому иногда его подменял Слава. Однажды во время такого выступления его заметили и оценили его талант жившие тут же в эвакуации артисты МАЛЕГОТА – Ленинградского Малого оперного театра. Мстислав Ростропович вспоминал потом, что он стал сыном Малого Оперного. Композитор М.Чулаки, автор балетов, идущих в театре, стал заниматься с ним композицией. В результате в те военные годы в Оренбурге родились несколько музыкальных произведений Мстислава Ростроповича: фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано. Славе в то время было всего 14 лет. Таким образом, Оренбург стал местом его профессионального становления. Здоровье отца становилось всё хуже, и в итоге Слава был вынужден заменить его и в преподавании, в 15 лет он был официально зачислен в штат училища. Его студенты были порой на 10 лет старше, но учились у него с удовольствием.
   31 июля 1942-го года не стало Леопольда Витольдовича. Он завещал, как бы ни было сложно, не продавать фортепиано и виолончель, а Славе учиться у Семёна Козолупова – друга, родственника и замечательного педагога. Так оно и вышло, Слава закончил консерваторию по классу виолончели у Козолупова.
   Он всегда хотел вернуться в Оренбург, прийти на могилу отца, пройтись по знакомым местам, посетить кинотеатр «Молот»… но, наверное, и представить себе не мог, что случиться это только через несколько десятков лет. В 1974-ом году М.Ростроповича и Г.Вишневскую вынудили уехать из страны, в 1978-ом году лишили гражданства. Вернуться в Оренбург он смог только в 1993-ем.

DSC07516.JPG

   С 1996-ого года имя Мстислава и Леопольда Ростроповичей носит институт искусств, где некогда преподавал отец и учился, а затем и учил других сын. В 2001-ом в домике на Зиминской открылся дом-музей. До самых последних лет жизни Мстислав Ростропович часто приезжал в Оренбург, проводил мастер-классы для студентов, давал концерты, встречался со зрителями. С 2013-го года в память о великих музыкантах в городе ежегодно проводится музыкальный фестиваль, в котором принимают участие российские и зарубежные оркестры, дирижеры, солисты.

Изменено пользователем Нафаня

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...