Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Дежавю по-питерски или Два дня, подаренных себе - 2. Эрмитаж.


Нафаня

678 просмотров

   Мечты должны сбываться... Впрочем, об этом я уже писала в теме, посвященной подаренной себе любимой на день рождения поездке в Питер. Эта тема благополучно ушла в архив (к слову, так и не дописанная), и уж никак не предполагая, что у неё будет продолжение. Но вот так случилось, что через несколько лет тот подарок удалось повторить. Потому и дежавю по-питерски. Ещё пара дней в любимом городе, полученные в подарок от самой себя:)

***

    Вечером своего дня рождения я топала домой, вдыхая терпкий аромат базилика и кинзы от подаренного юмористами-коллегами травяного букета и изнывая от жары, предвкушая, как завтра, наконец, вдохну прохладного (да какой там прохладного? Прогноз обещал очень холодный и сырой:)) ) балтийского воздуха. Мои мысли уже неслись вперед самолета в любимый Питер, витали в облаках над Невой. Но письмо от Туртранса вернуло с небес на землю. Вместо того, чтобы поискать в интернете, чем заняться в Питере, я до поздней ночи судорожно искала адекватные по цене варианты перелета в Узбекистан. В моей душе бушевали страсти и паника, а за окном – гроза с дождём, радостная, долгожданная, освежающая после нескольких дней тяжёлой, удушающей жары. А ведь хороший знак:) Оторвавшись от монитора, внезапно поняла, что до звонка будильника осталось часа четыре, махнула рукой и решила подумать об Узбекистане завтра… точнее, после Питера. Спать...

   Наш аэропорт, три летних месяца не работавший из-за ремонта взлетно-посадочной полосы, похоже, ещё не вошёл в прежний ритм, медленно набирая обороты. Очереди образовались везде – на регистрации, на контроле, на посадке и даже в автобусе, везущем к самолёту, нас забыли минут на 10. В ожидании выхода на посадку любовалась розовым небом, на фоне которого темнели силуэты самолетов. По площадке перед зданием аэропорта ветер гонял сухие шары перекати-поля. Родной степной уютный аэропорт, где ещё увидишь такое?

   При всех очередях и неторопливости каким-то загадочным образом вылетели мы вовремя. Самолёт мягко и почти незаметно оторвался от обновленной ВПП. В иллюминатор заглянул огромный розовый шар солнца, отражаясь бликами на крыле.

20220903_064301.jpg

Полубессонная ночь сказалась – попив аэрофлотовского кофе, я легла досыпать. Проснулась при звуках голоса бортпроводника, оповестившего о том, что начинаем снижение. Помня прогноз погоды, я ожидала увидеть сплошную облачность, скрывшую землю, но под крылом самолета плыли только отдельные лоскуты облаков, а между ними виднелась зелень лесов, среди которых вились туманные ленты рек и поблескивали зеркала озер. Красиво.

   Как-то незаметно и неожиданно оказалось, что мы уже приземлились. Над Пулково голубело почти безоблачное небо, чуть в стороне бродили огромные кудрявые тучи.

20220903_093009.jpg

В общем, глядя на прогнозы накануне, я надеялась хотя бы на то, что дождь не будет лить сильно и бесконечно. Но в душе ж вопреки всему жила надежда… Друг мой, Питер, мы ведь с тобой так давно не виделись? Ты ведь мне рад? Подари же, пожалуйста, немного солнышка.

(забегая вперед... Питер, кажется, был мне рад. Во всяком случае, в этот день ни дождя, ни даже особых туч так и не случилось)

   Несколько раз накануне поездки, когда на меня находило озарение, я пыталась спланировать свой маршрут буквально по минутам. Всё-таки всего пара дней, а посмотреть много чего ещё хочется. В эти минуты озарения я даже купила несколько билетов, пыталась заполнить и промежутки между этими спланированными, но… вдохновение пропадало, я откладывала на потом, а потом и вовсе до приезда на место. Потому большая часть планов так и осталась планами:))) Но на утро билет у меня был: в период того самого озарения я выяснила, что Эрмитаж предлагает дополнительные сеансы посещения для временной выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в то время, когда основные экспозиции музея еще или уже закрыты. Я выбрала сеанс в 9-45, позволяющий побродить по залам Манежа Малого Эрмитажа чуть больше часа – до 11, времени открытия всего музея. Потому, проделав привычный путь: аэропорт - 39-автобус – метро до Невского, я, не торопясь и наслаждаясь солнечным, хотя и холодным утром, догуляла до Миллионной, откуда предлагалось зайти на выставку.

20220903_085633.jpg

20220903_090843.jpg

DSC00919.JPG

DSC00923.JPG

DSC00925.JPG

   Пришла первая, но сразу же вслед за мной начал собираться народ и вскоре образовалась довольно приличная очередь. Ровно за 5 минут до начала сеанса впустили в фойе музея, точно в назначенное время – на экспозицию. Фотоаппарат я оставила в гардеробе, в общем, не собираясь фотографировать, потому немного фото с телефона для общего представления. В подробностях же, считаю, живопись надо смотреть в музеях или на качественных профессиональных фото, сделанных для каталогов.

   Выставка, собравшая картины из Эрмитажа, ГМИ им. Пушкина и Третьяковки, позволяет познакомиться с коллекцией Сергея Ивановича Щукина, включающей произведения импрессионистов, Гогена, Матисса, Пикассо. Уникальность её в том, что развеска картин воспроизводит подлинную шпалерную развеску (такой тип расположения картин, когда они висят близко друг к другу, занимая буквально каждый кусочек свободного пространства), которую могли бы увидеть посетители щукинского дома на московской Знаменке в начале 20-го века. Те картины, которые невозможно было привезти и разместить на выставке, заменены их черно-белыми фото в натуральную величину. Понятно, что в залах Манежа не воспроизведены точно интерьеры, цветовая гамма, последовательность комнат щукинского особняка, но всё равно эффект погружения в историю и атмосферу довольно силён. Немало фотографий дома снаружи и изнутри, на которые и ориентировались организаторы выставки. Есть и небольшой фильм про семью Щукиных с фото из семейных архивов.

   Прямо у входа посетителей встречает портрет самого Сергея Ивановича Щукина кисти К.К.Крона. Рядом представлены планы дома Щукина и нынешней выставки.

20220903_104653.jpg

   А дальше идут непосредственно «комнаты» щукинского особняка. В Музыкальном салоне размещены картины импрессионистов: Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Сислей:

20220903_104219.jpg

20220903_104223.jpg

напротив, в Розовой гостиной картины Матисса – буйство красок. Развеской картин в Розовой гостиной, к слову, занимался сам Анри Матисс по приглашению С.Щукина.

20220903_095732.jpg

20220903_095820.jpg

   Главная ценность большой столовой – так называемый иконостас Гогена: яркие краски южной природы надвигаются, заставляя забыть о том, что за окном осенний Петербург.

20220903_100326.jpg

20220903_100355.jpg

Здесь же и пара картин Ван Гога, как же эта пара заклятых друзей друг без друга?:)

20220903_103938.jpg

   С двух сторон солнечные экзотические пейзажи и смуглые лица на картинах Гогена оттенены синим: на одной стене висит гобелен с библейским сюжетом «Поклонение волхвов»,

20220903_100315.jpg

на другой – триптих  опять же Матисса с упором на синие оттенки, в центре которого - «Разговор».

20220903_100339.jpg

   Кабинет Сезанна помимо работ художника, чьим именем назван, содержит работы и других его современников – Ренуара, Дерена, Руссо, Ван Гога. В доме Щукина этот кабинет выполнял и функцию библиотеки. Там на столиках были разложены журналы и книги об искусстве, которые посетители могли полистать и почитать. Правда, в один не прекрасный момент Сергей Иванович обнаружил, что из изданий стали пропадать страницы с картинками, и вынужден был всю литературу с глаз посетителей убрать.

20220903_101150.jpg

20220903_101639.jpg

  Зал Пикассо в доме Щукина занимал небольшое темное помещение и, как правило, оказывал на посетителей гнетущее, тяжелое воздействие. Сергей Иванович долго сомневался в необходимости приобретения этих произведений, часто сам не понимал их, но всё же чувствовал, что за ними – будущее, что это рождение нового искусства. Картины художника развешаны были хаотично, без разделения на различные периоды в творчестве, потому рядом с классическим портретом можно увидеть произведение в стиле кубизма.

20220903_103338.jpg

Чтобы объяснить истоки этого нового искусства, представлявшего собой по сути возврат к древнему примитивизму, Щукин приобрел и разместил в этом же помещении несколько африканских статуэток.

20220903_103546.jpg

   Центральное место на выставке занимают два больших полотна Матисса «Танец» и «Музыка». Они видны практически с любой точки выставочного зала, а щукинском доме «Танец» украшал пространство над лестницей. Это полотно было написано по заказу Сергея Ивановича, но было настолько неординарным и шокирующим для своего времени, что он поначалу даже отказался выкупать его. Но уже через сутки, находясь на полдороги до Москвы, он отправил художнику письмо-согласие на покупку. Увидела "Танец" впервые. Можно относится к творчеству Матисса по-разному, но безусловно, энергетика этого полотна впечатляет. В этой же части выставки развешано ещё несколько картин А.Матисса, в том числе "Красная комната" и написанный по заказу Щукина семейный портрет (но не заказчика, а самого художника):

20220903_101716.jpg

20220903_102227.jpg

   Выйдя из Эрмитажа, я задумалась, перебирая в памяти все планируемые варианты дальнейших похождений. Их было много, задумалась надолго... потому продолжение следует:))

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

В группе Эрмитажа в ВК раз в неделю выходят получасовые фильмы, где кураторы выставки рассказывают о ней, о Сергее Ивановиче Щукине и о картинах, входивших в его коллекцию. На данный момент вышло два фильма - про самого коллекционера: https://vk.com/video-67940544_456241546?list=2debf577ad6c2eb6e2 и про картины импрессионистов, представленные в Музыкальном салоне: https://vk.com/video-67940544_456241553?list=eb825f0904a07ca31e

Ссылка на комментарий

Татьяна, спасибо большое! В своё время мне попалась на глаза очень интересная статья про Сергея Ивановича Щукина.Он ведь начал собирать картины довольно в позднем возрасте-после 40 лет.До этого руководил доставшейся от отца текстильной империей, оборот которой к 1914 году достиг неслыханных 10 млн руб. Много и охотно путешествовал: обожал Грецию и Египет, откуда привозил недорогие ткани, исколесил Европу. Полотна, между тем, охотно коллекционировали братья Сергея: увлеченный историческими реликвиями Петр, фанат малых голландцев Дмитрий и богемный Иван, тратившийся исключительно на французских современников. К слову, их собрания также вывешены в Пушкинском музее. Именно Иван — младший из братьев, преподававший в Париже историю России и религий, — склонил Сергея к коллекционированию. Читала, что полотна Гогена Щукин использовал , как антидепрессант.Если Вы позволите, то я сохранила статью, меня она очень заинтересовала, картины я добавлять не буду- некоторые из них есть тут.Добавлю текст.

Ими, как зарубками он отмечал каждую, из обрушившихся на него смертей.Первой на Знаменке в 1906 году появилась нежная «А, ты ревнуешь?»: осенью 1905-го из дома сбежал младший сын Щукина — Сережа. Через год его тело прибило к берегу Москвы-реки.В 1907-м рак унес жену Сергея — Лидию. Коллекционер потерял всякий интерес к живописи и отплыл в Александрию, желая обрести покой в пустыне среди бедуинов, но вскоре отказался от опрометчивой затеи и залатал саднящую сердечную рану новым приобретением — «Женой короля» за 30 тыс. франков (при стандартной цене на картины Гогена в 8 тыс.). В январе 1908-го в парижской квартире покончил с собой младший брат Сергея — Иван. Щукин выложил 17 тыс. франков за огромный холст «Сбор плодов». В 1910-м застрелился средний сын — Гриша. Так, «гогеновский иконостас», украсивший парадную столовую, обошелся безутешному купцу больше, чем в 100 тыс. франков.

Параллельно с Полем Гогеном сердце Щукина пленил Анри Матисс. В 1908 году фовист писал полотно «Купальщицы с черепахой» для немецкого коллекционера Карла Эрнста Остхауса. Щукин, уже скупивший достаточно работ Матисса, попросил художника повторить эту картину для своей коллекции. Параллельно он приобрел «Игру в шары», которой автор был недоволен и которую не хотел продавать. В столовой Сергей Иванович освободил место специально для «чего-нибудь в голубых тонах», однако Матисс решил резко переключиться на красный, и в Москву уехала «Красная комната» — предтеча «Танца» и «Музыки». А русский коллекционер не унимался и взял с Матисса слово сообщать о каждой новой работе. Художник отправил Сергею Ивановичу Composition I (эскиз первой версии «Танца») и Composition II (пять обнаженных девушек у воды), хранящиеся сейчас в Пушкинском музее. К слову, фовист довольно быстро проникся идеей обустройства особняка Щукина и имел представление о расположении своих работ там: на втором этаже гостей должно было встречать панно с танцем, на третьем — в приемных покоях — с музыкантами, на четвертом — персонажи, отдыхающие на траве.Однако Сергея Ивановича в свой замысел Матисс не посвятил, и, когда выяснилось, что для полного счастья Щукину не достает всего двух работ художника, тот выслал коллекционеру «Танец» и «Музыку». Позже Щукин писал: «Месье Матисс, ваши панно очень красивы. Они мне очень нравятся. Но есть одна вещь, которая меня беспокоит. Видите ли, они не для Москвы. Москва — это Азия. И люди там не любят ню. И дело еще в том, что у меня нет ни одной такой картины. Есть одна у моего брата, но это Ренуар. И это позволительно. Однако такого не может быть в моем собственном доме. Я бы просто попросил вас сделать то же самое шириной в один метр вместо трех (на самом-то деле четырех, как отмечает Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа). Панно это я поместил бы у себя в спальне, куда никто, кроме меня, не войдет».

Художник отказался потакать заказчику. Тогда Щукин сменил тон, осмелел и бросил вызов консервативным москвичам: выставил «аморальный» «Танец» на парадной лестнице («Музыку» же оставил в кабинете), потому что верил, что за Матиссом — будущее.

Матисс заглянул в особняк Щукина в 1911 году и, как бы ни старался коллекционер, оскорбился: полотна его висели по разным комнатам, под стеклом, под сильным наклоном, наподобие старых мастеров.

444.jpg

Отвратительный Пикассо

Насытившись предводителем фовистов, Щукин переключился на отца кубизма и приобрел целых 50 работ Пикассо. Тем не менее, эти картины дались коллекционеру едва ли не сложнее 37 полотен Матисса: первую, «Женщину с веером», он купил в 1909-м, но долго не решался выставлять на обозрение эту диссонирующую с остальным собранием геометрию. Щукин признавался, что при одном взгляде на картину чувствовал во рту куски битого стекла. Но отвращение довольно быстро сменилось фанатизмом: один только 25-метровый кабинет Сергея Ивановича вместил 30 ранних кубистических полотен.

Забвение и воскрешение

По словам Наталии Семеновой, биографа Щукиных, Сергей Иванович уехал из России в 1918 году, чудом успев до начала красного террора, и не без трудностей осел во Франции со старшим сыном, второй супругой и дочкой. Коллекцию, оставшуюся в Москве, национализировали — расставание с ней Щукин воспринял так же остро, как с первой женой, братом и сыновьями. Никому в России не было дела до того, что после смерти Лидии Иван Сергеевич завещал свои картины Третьяковской галерее. Художественная галерея С. И. Щукина превратилась в Первый музей новой западной живописи, в 1928-м к коллекции бывшего текстильного магната присовокупили собрание его заклятого друга Ивана Морозова — образовался Музей нового западного искусства, продержавшийся недолго: сталинские репрессии и война заставили Москву и Ленинград поделить уникальное собрание и спрятать его в запасники. Матисс, Дерен, Пикассо, Гоген, Моне увидели свет только в 1953-м. 

Изменено пользователем Вязьмичка
Ссылка на комментарий
17 минут назад, Вязьмичка сказал:

Щукин признавался, что при одном взгляде на картину чувствовал во рту куски битого стекла. Но отвращение довольно быстро сменилось фанатизмом:

На выставке приведена цитата Щукина, дословно не помню, но смысл таков: "Когда я смотрю на работы Пикассо и не могу понять их смысл, я исхожу из постулата,  что не прав я, а не Пикассо". Т.е. Сергей Иванович настолько был уверен в таланте художника, для признания которого, быть может, потребуются десятки, а то и сотни лет,  но всё же он будет признан эталоном нового искусства, что легко признавал, что его восприятие искусства, находящееся под влиянием стереотипов, - вовсе не идеально, и нуждается в пересмотре. У С. И.Щукина был свой талант - дар предвидения и тонкая интуиция, чутье, можно сказать,  на то, что станет шедевром.

А Гоген - это ж и, правда, антидепрессант:) 

Марина, спасибо Вам за интересную информацию:)

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...