Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

ПОБЫВАЛ У ИРАНСКОЙ СВЯЩЕННОЙ ГОРНОЙ ЦЕПИ НАКШЕ-РУСТАМ


ГРИГОРЬЕВ Виктор

296 просмотров

Через 12 километров после выезда из Персеполиса наш автобус уперся в скалистый холм. Уже издали на перпендикулярном фасаде холма, на довольно большой высоте я увидел высеченный в скалах удивительно красивый рельеф, посвященный персидским царям. Здесь находились гробницы, относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры (кстати, вся эта область известна, как древнее кладбище).

Накше-Рустам - некрополь династии Ахеменидов (это около 550-330 годов до н.э.) с четырьмя большими гробницами, вырубленными высоко в скале. Они имеют в основном архитектурное убранство, но фасады включают большие панели над дверными проемами, каждая из которых очень похожа по содержанию с фигурой царя, облеченного богом, над зоной с рядами меньших фигур, несущих дань, с солдатами и чиновниками. Три класса фигур резко различаются по размеру. Вход (до которого добраться невозможно!) в каждую гробницу находится в центре каждого креста, который открывается в небольшую камеру, где в саркофаге лежал царь (что там сейчас - никто не знает!!)

В Накше-Рустам среди четырех захороненнвх правителей династии Ахеменидов был и царь Дарий I. Но после того, как Персию захватил Александр Македонский, гробницы пришли в запустение и постепенно были совсем заброшены. Старейший рельеф, который относится к первому тысячелетию до нашей эры и изображает человека, к сожалению, тоде был сильно поврежден и сохранился в не лучшем виде.

Название Накше-Рустам произошло от народных легенд, цари были постепенно забыты, а народ приписал все рельефы герою национальных легенд Рустаму. Местные люди называют эти гробницы Персидскими крестами. Вход в каждую гробницу расположен прямо в центре креста, а сама могила представляет из себя небольшую палату с саркофагом царя. Горизонтальный луч на каждом из фасадов могилы, как полагаю, является точной копией входа в дворец Персеполя.

Этот древний археологический памятник и некрополь расположен недалеко от столицы Дария Великого, в провинции Фарс. Коллекция древних иранских наскальных рельефов высечена на склоне горы, а на горе находится место последнего упокоения ахеменидских царей (так считается), в частности Дария I и его сына Ксеркса. Это место имеет большое значение для истории Ирана и иранцев, поскольку здесь находятся различные археологические памятники, вырезанные в скальной стене на протяжении более тысячелетия, от эламитов и Ахеменидов до Сасанидов. Он расположен в нескольких сотнях метров от сасанидских наскальных рельефов еще с тремя прославленнымм царями и одним первосвященником.

Значительно ниже гробниц Ахеменидов, почти на уровне земли, находятся наскальные рельефы с большими фигурами сасанидских царей, некоторые из которых встречаются с богами, другие в бою. Наиболее известным изображен сасанидский царь Шапур I верхом на коне, которому римский император Валериан кланяется в знак покорности, а Филипп Араб (более ранний император, который платил дань Шапуру) держит лошадь Шапура в то время, как мертвый император Гордиан III, убитый в битве, лежит под ним (другие идентификации были установлены предложительно). Это в память о битве при Эдессе в 260 году нашей эры, когда Валериан стал единственным римским императором, который был захвачен в плен в качестве военнопленного (что стало продолжительным унижением для римлян). Размещение этих рельефов ясно указывает на намерение Сасанидов связать себя со славой ранней империи Ахеменидов.

Древние царские гробницы в виде креста, вырезанные в скале не оставили меня равнодушным. Также большой интерес представил расположенный рядом, врытый в землю таинственный и непонятный Куб Заратустры с помещениями внутри. Никто не знает, что это за прямоугольная постройка. Но... что-то похоже я видел в уже названных Пасаргадах, где похожий элемент назван "Тюрьмой Соломона" (а являлся, по-сути, сторожевой башней). Здесь строение было более неопределенное. Сасаниды использовали его в качестве зороастрийского храма, а вот для чего его строили Ахемениды - непонятно. Но, вероятнее всего, это тоже был храм.

На вершине горы также находились зароастрийские Башни молчания, построенные древними персами, но к ним доступа не было, да и найти их на картах я не смог. Помимо этого, чуть дальше по дороге на Пасаргады я повстречал еще пару мест в горе, имеющих явно человеческое происхождение...

max_g360_c12_r4x3_pd20 (1).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (2).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (3).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (4).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (5).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (6).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (7).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (8).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (9).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (10).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (11).jpeg

max_g360_c12_r2x3_pd20.jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (12).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (13).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20 (14).jpeg

max_g360_c12_r4x3_pd20.jpeg

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...