Коканд. Узбекистан. Дворец Худояр-хана.
Коканд - город старый, известный как минимум с X века. А с учетом археологических раскопок - люди здесь жили и две тысячи лет назад. В Коканде раз в два года проходит крупнейший в Узбекистане фестиваль ремесленников, на который собираются мастера со всей страны и из-за рубежа. По этому случаю в Коканде много гостиниц и если путешествовать по Ферганской долинеКоканд будет удачной базой для знакомства с регионом (например для поездок в Риштан и Маргилан).
Расцвет Коканда пришелся на XVIII век, когда он стал столицей ханства. Главный памятник того времени - дворец Худояр-хана, строившийся с 1845 по 1875 год. Здесь мы видим и граненые минареты и непривычную кладку керамической разноцветной плитки. Но самое поразительное во дворце - расписные потолки, украшающие залы, с обилием золотых тонов и филигранной росписью. обратите внимание на фасад, левая и правая его части несимметричны: левая построена местным мастером, правая - наманганским. Демонстрируя восточную хитрость, хан каждому говорил, что его часть ему больше по сердцу, чем выполненная соперником.
В 1876 году дворец был захвачен вошедшей в Коканд Русской императорской армией. Кокандское ханство пало, во дворце расположился русский гарнизон. После здесь были открыты мужская и женская церковно-приходские школы и в тронном зале расположилась православная церковь.
После Октябрьской революции, в 1920-е годы, здесь расположилось правление Кошчи — массовой организации трудящегося крестьянства. В 1924 году во дворце была открыта сельскохозяйственная выставка Ферганской области, а через год в 1925 году на базе этой выставки решено было открыть Кокандский краеведческий музей. В годы Второй мировой войны во дворце располагался военный госпиталь.
В 2009 году началась реставрация дворца. Полностью завершена реставрация правой части фасада главного здания. Изначальную яркость цветов приобрёл орнамент, украшающий стены малого и большого тронных залов, а также других комнат. Мастера резьбы по дереву заново создали несколько новых дверей и восемь колонн. Была улучшена инфраструктура музея.
Внутри сейчас работает краеведческий музей. Заходим во дворец и с экскурсоводом пройдёмся по его залам.
Попадаем в самый большой - Двор приёмов
А уже из двора попадаем в Тронный зал. Потолки, конечно, потрясающие.
Посижу-ка и я на троне (ясное дело - это не оригинал).
В декоре дворца присутствует резьба по ганчу, роспись, выдержки из Корана по краям голубых керамических плиток. Фасады и нижняя часть стен оформлены изразцами, середина и верх — резным ганчем, потолки — резьбой и росписью по дереву. Древнейшее из этих искусств — резьба по ганчу. Ганч называют еще и алебастром. Это прочный материал, более податливый, чем камень и даже дерево. Издавна во многих городах Узбекистана были целые кварталы — махалли, жители которых занимались производством ганча. В горах они добывали «горный камень». Обжигали его в печи, измельчали, просеивали и — алебастр готов.
Переходим в Малый зал. Здесь мы уже видим оборудование и экспонаты краеведческого музея.
Под навесом - коллекция повозок, среди них арба с парой гигантских колёс. И если в правой арбе мог ездить кто-то важный, то левая арба была вполне рабочим и даже грузовым транспортом, способным взять, например, 40 пудов хлопка.
Есть здесь и небольшая художественная галерея.
Из музейных экспонатов , расположенных в других помещениях дворца примечательна карта "шелкового пути", вернее "шелковых путей", которые шли в Европу.
А здесь представлены границы Кокандского ханства и уникальная фотография Худояр-хана.
Во дворах дворца поражают гранатовые деревца, сплошь усеянные плодами. Очень красиво.
На этом наша экскурсия по дворцу Худояр-хана завершена, но в Коканде еще много чего красивого и удивительного. Но об этом в следующем посте.
- 6
3 Комментария
Рекомендуемые комментарии