Esperanza Опубликовано 15 ноября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2012 Вернулась из тура «Рижские каникулы + Таллин». Здесь я хочу рассказать о том явлении, которое произвело на меня самое сильное впечатление — рижском архитектурном модерне. Рига — настоящий рай для любителей этого необыкновенно красивого и изысканного архитектурного стиля, здесь около 800 зданий в стиле модерн. Очень радует, что большинство домов в хорошем состоянии, отреставрированы или реставрируются. Здесь выложу подборку фото с небольшими комментариями. Фотографии, понимаю, не идеальны. На профессионализм не претендую, фотоаппарат у меня простой, не всегда удавалось четко запечатлеть детали. Все фотографии подписаны, во всех случаях указана улица, в некоторых — еще и номер дома. Немало образцов модерна можно найти в окрестностях отеля Albert, который ТТВ часто бронирует для своих групп. Сразу от выхода из отеля, несколько правее, начинается улица Антонияс (Antonijas). Дом №8 - один из самых моих любимых рижский домов. Он имеет достаточно скромный декор, но есть одна интересная деталь: вход стерегут два симпатичных дракончика. Дом построен по проекту архитектора Константина Пекшена (Пекшенса) - одного из самых выдающихся мастеров рижского модерна. Это один из первых латышских архитекторов, получивших профессиональное образование, по его проектам построено около 250 домов в Риге. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ТульскийТокарев™ Опубликовано 15 ноября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2012 Будет весьма любопытно познакомиться еще с одним исследованием этой крайне увлекательной и захватывающей темы и удивиться могущим возникать до бесконечности новым открытиям )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 15 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2012 Перпендикулярно ул. Антонияс идет улица Альберта, названная в честь основателя Риги епископа Альберта фон Буксгевдена. В советское время называлась улицей Фрича Гайля. Улица была заложена в честь 700-летия Риги. Это настоящая жемчужина стиля модерн, большинство домов на этой небольшой улице относится к этому стилю. Дом №1 (архитекторы Генрих Шель и Фридрих Шеффель, 1901 год.). Несколько домов по улице Альберта построены по проектам Михаила Эйзенштейна (1867-1921) - отца режиссера С. Эйзенштейна. Полет фантазии этого мастера просто поражает, его постройки отличаются необыкновенно богатым и изысканным декором. Здесь и растительные мотивы, и женские фигуры, и маски, и животные. Дом №2а (1906 г.). Над входом - женщины с факелами и маскароны. Различные маски - характерный элемент стиля модерн. А рижские маски еще и отличаются особой эмоциональностью. Эти - кричащие то ли от гнева, то ли от боли. Перед входом - два сфинкса, зарисованных Эйзенштейном еще в детском возрасте. Сфинксы не пожелали фотографироваться анфас, получилось то, что получилось. Дом №2 (1906 г.). В одной из квартир жил с семьей Сергей Маркович Нюренберг, отец Елены Сергеевны - будущей жена Михаила Булгакова. Эйзенштейн был заядлым театралом, любителем оперы, и считается, что женские маскароны на фасадах его домов - это лица оперных певиц. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 16 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2012 Дом №4 (1904) также построен по проекту М. Эйзенштейна. Одна из визитных карточек модерна - необычные, часто плавные, обтекаемые формы окон и дверных проемов. Здесь окна верхнего этажа (в центральной части фасада) имеют форму замочной скважины, ниже - так называемые "почковидные" окна, а еще ниже - окна, напоминающие фабричные трубы. Мелкая расстекловка окон - тоже характерный для модерна прием. Наверху - три маски медуз, а также два льва в боевой стойке, символизирующие безопасность и защиту. Медузы похожи на тех, которые украшают здание Сецессиона в Вене. В центре здания расположен крылатый рельеф с головой женщины. Крылатые львы охраняют двери дома. Дом №5 (архитектор Фридрих Шеффель) - первый по времени постройки дом на улице Альберта (1900 год). Дом №6 (1904, М. Эйзенштейн). Над входом - рельеф с изображением мужского маскарона, как бы колеблющегося в выборе между двумя женщинами. Дом №7 построен по проекту Германа Гилбига (Хилбига) в 1908 г. На фасаде - рельефные изображения солнца и двух львов, а над входом - маска египтянина. Изображение солнечного диска между двумя львами можно видеть на древнеегипетских папирусах и саркофагах, только там львы обращены спинами к солнцу и друг к другу. А вообще изображение солнца очень характерно для архитектуры модерна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ольга.Г Опубликовано 16 ноября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2012 Спасибо, Esperanza, замечательная тема. Я переживала, что мало увидела рижского модерна, а у Вас даже с деталями и подробными комментариями. Здорово !!!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 17 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2012 Продолжаем прогулку по улице Альберта Дом №8 (1903 г.) - одна из самых эффектных построек Эйзенштейна. Особенно изящна отлелка нижней части эркера. Мастера модерна часто используют растительные мотивы, причем предпочтение отдается вьющимся растениям с длинными стеблями. Дом №9 (К. Пекшен, 1901 г.) Дом №11 (1908 г.) построен по проекту Эйжена Лаубе - ученика К. Пекшена. Это здание очень контрастирует с легкими, изящными постройками Эйзенштейна. Лаубе еще студентом побывал в Финляндии, и здесь можно видеть влияние на него финского модерна. Иногда это называют "северным модерном", иногда - "национальным романтизмом"; для него характерны лаконичные, несколько тяжеловесные объемы, использование природных материалов с грубой фактурой, прежде всего, натурального камня. Темно-серый цвет придает дому еще бОльшую суровость, от него веет какой-то первобытной силой. Над воротами - орнамент, напоминающий то ли руны, то ли мотивы народных вышивок. Дом №12 (К. Пекшен, Э. Лаубе, 1903). На первом этаже до 1907 года была квартира Пекшена и его мастерская. С 2009 г. здесь находится музей модерна. Побывать в нем мне, к сожалению, не довелось, слишком мало времени было в Риге. Дом №13 (М. Эйзенштейн). Дом был построен в 1904 г., после известия о разгроме японцами русского флота. Павлины с опущенными хвостами, грустные девы со скрещенными под грудью косами, козлиные (или бараньи?) головы - все это выражает тревогу и страх. Наверху - скульптурные изображения кричащих женщин с заломленными руками. Особенно зловеще выглядят маски, смотрящие пустыми глазницами. А на фронтоне - маска Аполлона в венце из лучей, символ то ли безнадежного равнодушия высших сил, то ли надежды на спасение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
МЕЧТА Опубликовано 17 ноября, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2012 Esperanza, Вы архитектор? или это увлечение? Спасибо, очень интересно и профессионально Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 18 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2012 Esperanza, Вы архитектор? или это увлечение? Спасибо, очень интересно и профессионально Спасибо, МЕЧТА, за добрые слова! Я сотрудник художественного музея, хотя искусствоведческого образования у меня нет, я филолог. "По долгу службы" я имею представление об архитектурных стилях, хотя и не могу сказать, что оно очень глубокое. До настоящего профессионализма мне, думаю, еще далеко... А модерн очень люблю, поэтому очень хотелось познакомиться именно с прославленным рижским вариантом этого стиля. Постараюсь и дальше делиться интересной информацией! :smile: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 18 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2012 По улице Альберта можно выйти на улицу Элизабетес. Улица начала застраиваться еще в XIX веке. В советское время называлась улицей Кирова. Дом №6 (1902, Г. Хилбиг). Из характерных элементов модерна здесь, пожалуй, только узоры решеток ворот и наддверных пространств. Такие изогнутые, как бы стелющиеся линии называли по-разному: и "удар бича" и "взбесившийся червяк". На фронтоне надпись: "Laborem in victoria nemo sentit", то есть "Победа не чувствует тяжести усилий" Дома №10а и 10b - одни из самых известных построек М. Эйзенштейна в Риге (оба - 1903 г.) Дом №10а Считается, что отделку фасада дома №10b Эйзенштейн придумал не сам, а взял с эскиза лейпцигских архитекторов Г. Вюншмана и Г. Коцеля. Конечно, самая запоминающаяся деталь здесь - громадные лица, обрамляющие фронтон. Прочитала в Интернете, что их высота более 4 метров. Между лицами - павлин с роскошным хвостом. Очень хороши и совы. Изображения павлинов и сов не редки в модерне. Совы есть и на некоторых петербургских домах: Невский пр., д. 72, Большой проспект Петроградской стороны, д. 44. Дом №13 (К. Пекшен, 1904 г.) Дом №17 (год постройки и имя архитектора не нашла). Еще один эмоциональный рижский маскарон - очень позитивный. Дом №23 (Г. Хилбиг, А. Гизеке, 1903 г.). Интересно оформлено наддверное пространство. Узор решетки напоминает то ли раковину, то ли павлиний хвост. Маскароны здесь восточные - в чалмах, а кто такой между ними - определить не берусь. На фронтоне надпись: "Labor omnia vincit" (труд рождает все). Дом №33 (М. Эйзенштейн, 1901 г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 19 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2012 Гуляя по улице Элизабетес, стоит заглядывать и на пересекающие ее улицы, там тоже много интересного. Одна из них - улица Виландес (Vilandes, раньше называлась Янкас Купалас) Очень красив дом на углу Элизабетес и Виландес (1898, архитекотр Рудольф Генрих Цирквиц). В интернете есть сведения о том, что будущая жена Булгакова Елена в юности жила именно в этом доме (другая же версия связана с домом №2 по ул. Альберта, я ее тоже приводила). Над балконами верхнего этажа - головы с рогами, и считается, что это изображения дьявола (хотя вид у них, по-моему, не страшный, даже добродушный). А ведь Елена Булгакова была прототипом Маргариты. Знаменательное совпадение. Над окнами нижнего этажа - еще какие-то чудища с клыками и большими ушами. Дом №2 (Р.Г. Цирквиц, 1903 г.). Волосы маски на фронтоне как бы проросли в крону дерева. Улица Стрелниеку (Strelnieku) Серый дом - №1b, оранжевый - №11 (года постройки и имен архитекторов не нашла) Дом №4а (М. Эйзенштейн, 1905 г.). Выступы крыши поддерживают атланты. На фасаде - скульптуры женщин с венками, а также женщин в лодках (носовые части лодок украшены орлиными головами). Очень интересны маскароны над окнами нижнего этажа. Считается, что это греческие воины (а еще на роботов очень похожи). Если присмотреться к верхней части колонн, то можно увидеть, что они украшены бараньими головами (баран - символ плодородия и жизненной силы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 22 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2012 Улица Бажникас (Baznikas) также идет перпендикулярно ул. Элизабетес. В советское время это была ул. Вейденбаума. Дом №4а (К. Пекшен, 1904 г.) Дом №5 (Ф. Шеффель, 1907 г.). Здания, построенные этим архитектором, обычно имеют довольно сдержанный декор. Окна часто глубоко утоплены в толщу фасада, что позволяет показать массивность стен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 23 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2012 Улица Бривибас (Brivibas) также пересекает ул. Элизабетес. Улица сменила множество имен, называлась и Александровской (в честь Александра I), и Гитлерштрассе (во время немецкой оккупации), и Ленина. А "бривибас" означает "свобода". Дом №47 (Э. Лаубе, 1908 г.) Дом №55 (1900 г.) находится на углу улиц Brivibas и Gertrutes. Этот дом возводился силами Рижского домостроительного акционерного общества. Строительство велось по эскизу берлинского архитектора Альберта Гизеке, а руководил строительством Вильгельм Нейман - искусствовед, историк и архитектор. Это здание было известно под именем "Бюнгнерхоф" - в честь одного из учредителей домостроительного акционерного общества. Здание отличалось очень высоким уровнем благоустройства. Это один из первых домов в Риге с центральным отоплением, горячей водой, электрическим освещением и лифтом. На каждом этаже располагались шести-, восьмикомнатные квартиры. "Бюнгнерхоф" оказал большое влияние на развитие архитектуры Риги начала ХХ века. Например, очень похож на него дом №76 по ул. Бривибас (1908 г.), хотя архитектор здесь другой - Янис Алкснис. Дом №58 (1906 г.) построен по проекту Александра Ванага (Ванагса) - одного из наиболее последовательных сторонников "национального романтизма", другом Э. Лаубе. Декор здания минимален: полосы светлого гранита на темно-сером фасаде, этнографический орнамент в технике каменной мозаикт под карнизом. Зркеры украшены декоративными зубчиками (этот прием Ванаг использует часто). Дом №62 (Э. Лаубе, 1908) напоминает дом, построенный Лаубе на ул. Альберта. Например, верхние части эркеров обоих домов напоминают шлемы. Фасад украшен этнографическим орнаментом. Дом №68 (Александр Шмелинг, 1903 г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 25 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Улица Блауманя (Blaumana) идет перпендикулярно улице Бривибас. Дом №5 (Я. Алкснис, 1911 г.). Фасад дома украшают забавные скульптурные изображения шагающих детей. Дом №8 (Я. Алкснис, 1903 г.) Улица Гертрудес (бывшая ул. Карла Маркса) также пересекает улицу Бривибас. Дом №10/12 (Г. Шеель, Ф. Шеффель, 1902 г.) Улица Андрея Пумпура (латышского поэта) идет параллельно ул. Элизабетес. Дом №5 (1906 г.) С руководства строительством этого дома начался творческий путь Александра Ванага, а проект разрабатывался в бюро финских архитекторов Г. Линдберга и М. Васашерны. Ванаг познакомился с ними в Финляндии, куда ездил вместе со своим другом Э. Лаубе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 26 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2012 Немало замечательных образцов модерна можно найти и в Старой Риге. Дом №2 по ул. Смилшу (К. Пекшен, 1902 г.). Обрамления оконных проемов с первого взгляда могут показаться совершенно одинаковыми, но каждое имеет свой рисунок орнамента. На фасаде изображен павлин в распущенным хвостом, а ниже - люди-деревья. Мотив растущего дерева часто используется в модерне, выражая идею непрерывного обновления. Соединение растительного и человеческого можно видеть и в оригинальных маскаронах дома №25/29 по ул. Яуниела (Вильгельм Бокслаф, 1903 г.). Дом №10/12 по ул. Мейстару - знаменитый Дом Котов (Ф. Шеффель, 1909 г.). Наверняка многие знают легенду о том, что дом построил купец, которого не хотели принимать в Большую Гильдию, поэтому коты были обращены к зданию Гильдии задними частями тела. На фронтоне - скульптурное изображение орла. Орел - один из солярных символов, считалось, что он может смотреть на солнце, не мигая. Огромное золотое солнце изображено на фасаде дома №23 по ул. Калею (Пауль Мандельштам, 1903 г.). Портал (обрамление входной двери) украшен растительными барельефами, напоминающими листья каштана, и чудесным цветочным фонариком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 30 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 В Риге я провела всего один день, охватить весь рижский модерн за это время, конечно, невозможно! Сейчас приходится довольствоваться только печатными изданиями. О модерне написано достаточно много, но вот найти информацию именно о рижском модерне не так просто. В Риге я купила небольшой альбомчик (на фото он изображен слева) с хорошими иллюстрациями, но текста там мало. Более серьезное научное исследование - "Стиль модерн в архитектуре Риги", автор - Янис Крастиньш (насколько я знаю, единственная книга на русском языке о рижском модерне). Книга редкая, издана в 1988 г., сейчас даже на букинистических сайтах найти ее непросто. В книге есть указатель рижских построек в стиле модерн, информация об архитекторах. Сложность лишь в том, что названия улиц там приведены советские, и я потратила немало времени, чтобы восстановить соответствия между старыми и новыми именами. В Википедии есть информация об улице Альберта. Вообще в интернете есть прекрасные фото рижского модерна, но вот текстовая информация часто одна и та же на разных сайтах. Сайт о рижском модерне: http://www.jugendstils.riga.lv Правда, информация там в основном на латышском языке, но есть много фотографий, чертежи и планы домов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 30 ноября, 2012 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 В дополнение немного таллинского модерна. В столице Эстонии, насколько я знаю, этот стиль не так распространен, как в Риге. Но на улице Пикк я обнаружила два замечательных дома, оба они построены по проекту Жака Розенбаума. Дом №18. На фасаде - фигуры египтянок, а вход охраняют драконы. Напротив - дом, в котором размещается российское посольство. Фасад украшен разнообразными маскаронами, а также фигурками рыбок и каких-то крылатых существ, похожих на грифонов, но с рыбьими хвостами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 20 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2014 Во время своей второй поездки в Ригу (тур 8MKS) я собрала еще немало материала по рижскому модерну, поэтому появилась возможность дополнить старую тему. Самые известные сооружения Риги в стиле модерн находятся на улицах Альберта и Элизабетес, о них я уже подробно писала в начале этой темы (посты 3-12). Но с того времени кое-что изменилось, например, был отреставрирован фасад дома №2а по ул. Альберта (о нем в посте 3). На этот раз удалось сфотографировать сфинксов анфас. Близлежащие улицы. Улица Рупниецибас (Rupniecibas iela). Очень гармонично выстроен архитектурный ансамбль в начале улицы. Это постройки двух архитекторов — Константина Пекшена и его ученика Артура Медлингера. Дом №3 (1908, К. Пекшен). Дом №5 (1911, А. Медлингер) Дом №7 (1911, А. Медлингер). В оформлении входной двери использован мотив рога изобилия. Дом №9 (1910, К. Пекшен) Улица Виландес (Vilandes iela), советское название Янкас Купалас. Дом №10 (1908, К. Пекшен) В оформлении фасада используется мотив фахверка. Рельефы изображают танцующих девушек с венками цветов. Над входной дверью — оригинальное круглое окно, обрамленное этнографическим орнаментом. Дом №11 (1899, архитектор Рудольф Цирквиц). Дом очень красивый, но находится на реставрации, поэтому трудно рассмотреть детали. Это одно из первых зданий в Риге, в отделке которого появляются элементы модерна. Верхнюю часть входной двери обрамляет кольцо, в котором в скользящей позе застыли две женские фигуры. Дом №14 (1909, К. Пекшен) Дом №16 (1910, К. Пекшен) (продолжение следует...) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
NataliaRos Опубликовано 20 сентября, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2014 Мне этот рассказ о домах на рижских улицах особо близок и интересен.Когда-то ,в далеком 1970году я родилась в Риге в семье военного офицера и мы там жили как раз на улице Андрея Пумпура в доме номер 5,который есть на фото.Большое спасибо за такой неожиданный сюрприз и детские воспоминания,надо обязательно там как-нибудь побывать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 22 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2014 Наталья, большое спасибо за отклик! Для меня Рига хоть и не родной город, но очень любимый. :smile: Улица Кришьяна Валдемара (Krisjana Valdemara iela). В советские времена она называлась улицей Горького. Дом №18 (1910, архитектор Август Малвесс) выглядит очень нарядным благодаря сочетанию светлого и коричневого цветов и использованию этнографического орнамента в отделке фасада. Дом №20 (1907, архитектор Герман Гартман). Фасад в верхней части украшен женскими маскаронами, а одно из окон второго этажа обрамляют стоящие женские фигуры. Дом №23 (1901, архитекторы Г. Шеель, Ф. Шеффель, А. Гизеке) Архитектурное бюро академика Генриха Шееля и его помощника техника-архитектора Фридриха Шеффеля пользовалось широкой известностью в начале ХХ века. Фасад выполнен по эскизам Альберта Гизеке. Я уже писала в этой теме о доме «Бюнгнерхоф» на углу улиц Бривибас и Гертрудес (см. пост 12) — это была первая постройка Гизеке в Риге. Дом 23 по ул. Кр. Валдемара отчасти напоминает «Бюнгнерхоф», но орнаментальный декор здесь значительно богаче, особенно в оформлении входных дверей. Дом №24 (1911, архитектор Оскар Баар). Над входной дверью расположился довольно жизнеподобно выполненный орел. Дом №26 (1913, архитектор Рудольф Донберг) Здание довольно поздней постройки, в это время стиль модерн порой дополняется элементами, характерными для неоклассицизма. Здесь это полукружия над окнами, в которых размещаются львиные морды и элементы, напоминающие верхние части колонн с характерными завитками, обрамленные венками. Колонны как бы поддерживают и оконные проемы в центральной части фасада. Наверху, под карнизом — ряд небольших прямоугольных выступов, так называемые дентикулы — тоже классицистический элемент. Дом №67 на углу с ул. Sporta (1909, архитектор Эйжен Лаубе). Как я уже писала в этой теме (пост 6), Лаубе работал в стиле «северного модерна», создавая массивные, несколько тяжеловесного вида постройки. Обрамления входных дверей украшены этнографическим орнаментом. Соседний дом - №69 (1909, архитектор Александр Ванаг, о нем — пост 12). (Продолжение следует) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 25 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2014 Улица Бруниниеку (Bruninieku iela, советское название — Сарканармияс). Дом №8 на углу с улицей Бажникас (1905, архитектора Янис Алкснис и Оскар Баар). Еще один дом, напоминающий рижский «Бюнгнерхоф». Улица Бажникас (Baznikas iela, советское название — ул. Вейденбаума). Дом №39 (1910, архитектор Вильгельм Гофман) Улица Сколас (Skolas iela, советское название — ул. Андрея Упиша). Дом №3 (1905, архитектор Август Рейнберг) Особняк самого Рейнберга. Балкон и два оконных проема обрамлены полукружием с лепным декором в виде розового куста. Дом №4 (1910, Я. Алкснис) Этот дом можно назвать характерным примером модерна 1910-х годов. Для построек более раннего времени характерны изящные, округлые формы оконных и дверных проемов, извилистые, как бы стелющиеся линии, богато декорированные фасады. В 1910-е годы в архитектуре модерна распространяется вертикализм форм. Фасады домов получают вертикальное членение (пилястры, фактурные вертикальные полосы), преобладают прямые формы и линии. Дом №12 (1912, архитектор Янис Гайлис). Еще один пример вертикализма в архитектуре 1910-х годов. Дом №12а (1908, архитектор Эдуард Буш) Дом №14 (1907, Я. Алкснис) Дом №20 (1913, архитектор Эдгар фон Ирмер) Дом №22 (1911, архитектор Леопольд Ример) Дом №32 (1904, К. Пекшен) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 25 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2014 Улица Стабу (Stabu iela, советское название — ул. Ф. Энгельса). Дом №8 (1904, архитектор Фрижрих Шеффель). Дом №13 (1907, В. Гофман). В оформлении дома использован мотив фахверка. На фасаде — рельефы с сюжетными композициями и морды каких-то животных вроде волков или лисиц. Дом №16 (1910, Оскар Баар) Дом №19 (1908, Я. Алкснис) Фасад дома украшен оригинальными маскаронами. На порталах (обрамлениях входных дверей) — опять же маскарон, а также птица с большим клювом. Этот дом очень понравился некоему богатому домовладельцу К. Галвиньшу, который захотел построить на своем участке точно такой же дом и заказал проект Я. Алкснису. Архитектор отказался от выполнения этого заказа, говоря, что двух совершенно одинаковых произведений архитектуры не может быть. Но избавиться от назойливого заказчика так и не удалось, поэтому Алкснис построил для Галвиньша похожий дом на ул. Лачплеша, 35. Улица Гертрудес (Gertrudes iela, советские название — ул. Карла Маркса). О ней см. также пост №13. Дом №4 (1909, архитектор Эдмунд Тромповский). Дом №19/21 (1909, архитектор Рудольф Донберг) На фронтоне — рельеф с характерным для модерна изображением солнца. Дом №23 (1909, Э. Лаубе) Массивная угловая башня в форме параллелепипеда очень напоминает постройку Лаубе того же 1909 года — так называемый Романовский базар (ул. Лачплеша, дом 70). Дом №26 (1908, А. Ванаг) Нижняя часть эркера украшена зубчиками — этот прием Ванаг часто использует в своих постройках. Дом №30 (1909, Я. Алкснис). В верхней части фасада обозначен год постройки и инциалы архитектора «J.A» Дом №32 (1910, Э. Лаубе) Дом №37 (1911, А. Ванаг) Это собственный дом архитектора Ванага. Одно из окон второго этажа обрамляется опять же зубчиками. На портале — скульптурное изображение ястреба. Дело в том, что фамилия архитектора «Vanags” переводится с латышского именно как «ястреб». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 26 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2014 Улица Авоту (Avotu iela) Дом №1 (1904, К. Пекшен) Улица Марияс (Marijas iela, советское название — улица Суворова) Дом №18 (1908, Я Алкснис) Улица Александра Чака (Alеksandra Caka iela) – продолжение улицы Марияс, и в советское время они имели одно название — ул. Суворова. Дом 26 (1905, К. Пекшен, Э. Лаубе). На фасаде оригинальный орнамент, напоминающий солнце. Дом №46 (года создания и имени архитектора не нашла). На углу — оригинальная башня с куполом. Дом №55 на углу с ул. Стабу (1910, А. Ванаг) смотрится очень нарядно благодаря ярко-красной крыше. Ул. Блауманя (Blaumana iela) Дом №28 (1903, архитектор Карл Иоганн Фельско) Здание оформлено с явной отсылкой к готическому стилю. Готические элементы дополняются фигурами фантастических чудовищ, хищных птиц, летучих мышей, масками. Дом №29 (1910, Э. Лаубе) Дом №31 (1911, А. Ванаг) Дом №34 (1915, Р. Донберг) (продолжение следует) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 28 сентября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2014 Улица Лачплеша (Lacplesa iela) Дом №14 (1910, архитектор Николай Норд) Дом №16 (1907, архитектор Александр Шмелинг). В отделке фасада присутствуют классицистические элементы: вазы и гирлянды цветов между ними, львиные морды, сфинксы (здесь они женского пола и с крыльями, что характерно для греческой мифологии), между ними — пальметты (стилизованные веерообразные листья, напоминающие пальмовые). Дом №18 (1906, Я. Алкснис) Дом можно считать первым зданием Риги, в архитектуре которого чувствуются композиционные приемы вертикализма, хотя богатый экспрессивный декор более характерен для раннего модерна. Дом №21 (1910, Р. Донберг). Дом №29 (1911, Я. Алкснис). Дом №35 (1909, Я. Алкснис). Об истории его создания см. пост №21. Дома №51 и №70 (оба 1909, Э. Лаубе) с похожими угловыми башнями. Дом №61 (1909, Р. Донберг) (продолжение следует) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 2 октября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 2 октября, 2014 Улица Тербатас (Terbatas iela, советское название — ул. П. Стучкас) Дом №7 (1899, К. Пекшен). Особенно интересна отделка верхнего, мансардного этажа. Дом №9/11 (1912, К. Пекшен) Дом №14 (1909, К. Пекшен, А. Медлингер). Банк Рижского купеческого общества взаимного кредита с оригинальной часовой башней на углу. Дом №15/17 (1905, К. Пекшен, Э. Лаубе) Здесь почти отсутствуют декоративные орнаменты, зато очень разнообразны отделочные материалы: грубо тесаный темно-серый пористый известняк, красный кирпич, серая грубой фактуры штукатурка и гладкая штукатурка розового цвета. В подобной манере эти же архитекторы разработали и фасад жилого дома 33/35 по ул. Тербатас (1906). Дом №33/35 (1900, К. Пекшен). На этой улице почему-то два дома имеют один и тот же номер 33/35. Этот — на углу с ул. Лачплеша. В отделке фасада присутствуют отдельные стилизованные формы мавританской и готической архитектуры. (продолжение следует) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Esperanza Опубликовано 4 октября, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 октября, 2014 Улица Матиса (Matisa iela, советское название — ул. Революцияс) Дом №16 (1902, Иоганн Нейман) Дом №22 (имени архитектора и года постройки не нашла) Дом №27 (1911, Я. Алкснис) Дом №31 (1910, Р. Донберг) Дом №33 (1912, Э. Лаубе) Дом №35 (1912, О. Баар) Дом №41 (1911, Ф. Шеффель) Дом №43 (1905, Я. Алкснис) с женскими масками вверху. Дом №45 (1912, Бернгард Биленштейн) Дом №47 (1912, Мартиньш Нукша). Здесь оригинально оформлен верхний этаж: два окна как бы обрамляются колоннами (а может, это балконы). Дом на углу улиц Матиса и Бривибас (года постройки и имени архитектора не нашла) с изящным орнаментом, обрамляющим арку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.