Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

В старославянском языке буквица ЁТА (йота) означает: познание нового, постижение неизведанного, единица познания. В минуту эмоционального всплеска выскакивает у нас это самое «ё — моё» (что познал, то моё), как бы само по себе. Спасибо Екатерине Дашковой, которая в ноябре 1783 года предложила заменить в словах тогдашние буквы iо на букву ё. Ну, в общем, можно этой самой букве «ё» присвоить символическое значение «вот те на!». Добавлю, что восклицание «ёпрст», которое зачастую выскакивает в русском речевом обиходе, имеет тоже самое символическое значение. Ну, а если кому не удается поумнеть ни на йоту, то, что тут скажешь... Такое случается.

Теперь, что касается Брахмапутры — это река, которая находится в Азии, в переводе название реки означает — сын бога Брахмы. И если соединить это вместе, то получится название стихотворения «Брахмапутра ё».

 

Брахмапутра ё.

 

В прошлой жизни ты была листопадом,

Метаморфозой, синекурой, возможно, чем-то еще,

Помнится, я был где-то рядом

И увивался на стенах плющом.

 

Солнце с утра упиралось в скалы,

И согревало лучом надежды, 

Не только большой, а самый малый,

Подставлял ему свои одежды.

 

Жизнь делилась на: до и после

Восхода, полуденной жары, заката.

Нет, тогда еще не было ясной мысли,

И даже неясной, по одной на брата.

 

Это пробуждение, движение листьев на ветке -

В направлении к солнечному свету и теплу,

Сознательное в каждой клетке, 

Гимном жизни сопутствовала утру.

 

Всеобщее единство, как вдох и выдох, 

Являлось в недрах пространства,

Каждый предварял программу — вызов:

Канон Вселенского убранства. 

 

Мириады атомов — монад, мириады... 

Нисхождение, восхождение, поток, 

В бесконечные тому преграды, 

Для ищущих в ней исток.

 

В карманы времени заглядывала пустота, 

Пульсируя необозримым в точке отсчета,

Модель строилась совсем не та,

Что вязнет в глубине болота.

 

Притягивающие Магнитом взгляда,

Строители форм, Управители закона 

Держали невидимые провода

Безвременной длительности Эона.

 

Сила присутствовала в Едином,

Малые жизни пульсировали в унисон,

Никто не пытался выбить клин клином,

И не претендовал на роль персон...

 

Попутный ветер подхватывает невольные мысли

Ты в ожидании хоть какого-то знака,

Не правда ли, мы с тобой еще не совсем скисли,

Среди рожденных под знаками Зодиака?

 

Да, жизнь довольно интересная мера,

В ней что угодно можно принять в расчёт,

У отдельно взятого пенсионера,

Возможно, что-то пойдёт в зачёт?

 

Сознаюсь, если приблизить точку фокуса,

В наших закромах непременно отыщется своё,

А так, мы в плоскости разделены на два разных глобуса, 

И всё ещё пытаемся расставить точки над ё.

 

08.06.2024г.

Брахмапутра.jpeg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Семья — основная ячейка общества. Квартира — помещение для жизненного устройства ячейки общества, в том числе, для наблюдения из окна за всем, происходящим поблизости. Двор - площадка для столкновения, взаимопроникновения и выражения ячеек общества в коллективном сознательном и бессознательном.

 

Нам больше двадцати не обещали,

Дожди к обеду, к вечеру гроза,

Из МЧС отдельно постращали,

Что движется с востока полоса.

 

Стандартный жест, что б не ходили люди,

Покуда ветер свищет в проводах,

По улицам, расхлябанным под студень,

По мусору, что прудит на водах.

 

Поток у дома углубил канаву,

На вынос камни, ветки и песок,

Похоже, праздник удался на славу,

Фронтально-выразительно, в наскок.

 

Гляжу в окно, как жизнь крошится в будни,

Как пенятся в пространстве облака,

И жду, что, как и вчерась пополудни,

Сосед, по пьянке выдаст дурака. 

 

Кому, кому, а мне он интересен,

Развеет скуку низким контральто,

Но диссонанс озвученных им песен,

Как ясен пень, как самобытное - а то.

 

Да, что сосед? Поскольку все изнанка, 

Жизнь перманентна, как подъём и спад, 

Как квант, все в той же, постоянной Планка,

Сосед - ништяк, сойдёт за мармелад. 

 

Чу, на березе каркнула ворона -

Избыточность ее житейских нужд,

Вполне понятна и без микрофона,

Над прописью больших и малых луж.

 

Что ж, дом проснулся, завели моторы,

Собаки делят кем-то брошенную кость,

По-ходу дела: слухи, сплетни, разговоры,

Короче, утро быстро понеслось.

 

Спряжение глаголов русской речи,

По лицам, числам и по временам,

Все это в обстоятельствах, отмечу,

У нашего подъезда тут и там.

 

Давно упало яблоко Ньютона,

Наш интерес повышен к пустякам,

На завтрак яйца, с маслом полбатона,

Банан с овсянкой, ежели веган. 

 

Жизнь тянется, ползёт и скачет мимо,

Работа, дача, новости, кино,

И ты в ней зримо и незримо,

А где-то в отдалении - СВО. 

 

Придёт обед, поджарятся котлеты,

И знаю, овощи созреют на пару.

Но как узнать и как найти ответы,

К чему идём? Никак я не пойму.

 

24.06.2024г.

Окно.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

«Любовь к добру разбередила сердце им.

А Герцен спал, не ведая про зло...

Но декабристы разбудили Герцена.

Он недоспал. Отсюда все пошло».

 

Н.Коржавин 

Перестройка-3.jpeg

 

В России никого нельзя будить.

 

Влачил застой, марксизм стремился в вечность, 

Строка газетная казалась нам пустой,

И опадала в сумерках беспечность

Идейно-пролетарскою листвой. 

 

Внушался коммунизм народным массам,

Внедрялась честью всяческая блажь, 

Но, то был сон, и снился победившим классам

Безбрежный предполётный инструктаж.

 

Никто будить не собирался массы,

И рушить всуе планов громадьё,

Покуда разделение на классы,

Застило тонко пролетарское чутьё. 

 

Три составные части, три источника марксизма

Все сто пудов идейного сырья,

Закладывались в недра организма, 

Для вдохновенности и смысла жития...

 

А наша с вами велика ль заслуга? 

Мы были в поиске. Что, где, почём...

Я вас спрошу, с какого перепуга 

На пленуме проснулся Горбачёв?

 

И начал говорить про ускорение,

И тему гласности поставил на поток,

Тут на народ нахлынуло прозрение,

Народ проснулся. Это был урок.

 

Где недосып, там вспыльчивость природы, 

Виновных поиск, драка, хоть куда.

И самостийность — дух стихий свободы. 

И право действовать. По воле. Без суда.

 

Кто ведает, а что же мы хотели,

Что чаяли, распарив докрасна...

Кто Ельцина тогда поднял с постели,

Не вовремя лишив остатков сна?

 

Он недоспал. Тут главная причина.

Все остальное, право, словеса.

И понеслось — ни имени, ни чина, 

В приватизацию рванули колеса.

 

Развал Союза. Это всё цветочки, 

А нынче ягоды созрели — собирай,

По рельсам, ускоряясь, чу — звоночки, 

Пронесся перестроечный трамвай.

 

Проводим молча взглядом наш трамвай,

Тут рядом, некто, обсуждает рельсы,

Не так, не эдак - льются через край,

Словесные, с апломбом, политесы.

 

К вопросу быть, притянется не быть,

Что ж, мнения различные, но всё же,

В России никого нельзя будить,

Получится, мой друг, себе дороже.

 

29.07.2024г.

Перестройка.jpeg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

 

Дугин.jpg

А.Г. Дугин «Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии»

 

Книга — размышление автора о влиянии творчества немецкого философа Мартина Хайдеггера на становление русской философии. Это дилемма — немецкий философ, русская философия, да была русская философия вообще? Размышляя над этими вопросами, Дугин позиционирует себя следующим образом: «Русской философии нет. Русской национальной идеи нет. И не будет, пока мы не возьмем на себя труд начать с рытья фундамента», - к таким выводам подходит автор в конце своей книги. Этот высказывание Дугина о русской философии, конечно, спорное. Но, в спорах, как известно, может обнаружиться истина.

Нет у русских философии, так что делать? Может без нее обойтись? Но нет, никак нельзя. Ответ тут же - Александр Гелиевич предлагает под нее рыть фундамент. Впрочем, учитывая стойкую нелюбовь русских к философии, можно задаться вопросом — как эта новая философия должна привлечь к себе внимание, выразить себя так, чтобы люди поняли, поверили и приняли? У Дугина и на это имеется ответ. По мнению автора, надо одновременно двигаться в трех направлениях: демонтировать русский археомодерн, осуществить корректное постижение Запада, развернуть философию Хаоса (философию другого Начала).

Что касается археомодерна, как социологической парадигмы русского общества, то здесь более менее понятно. Он был навязан обществу. Сверху, волевым образом (начиная с Петра I и далее большевиками), был скопирован в обществах с совершенно иной историей развития. Археомодерн нас давит, мешает и ограничивает, но мы с ним сжились, и даже основательно пообвыкли, зачастую не замечаем его присутствия и цепких объятий. Не любовь к философии — это оттуда.

Обращение к слову «хаос» не должно нас отпугивать, по Дугину, хаос ответственен за все то, чего раньше не было - все новое приходит в зону порядка именно оттуда, из хаоса. Не совсем удачная, впрочем, мысль. Её можно рассматривать в контексте Великого творческого плана Всевышнего, но никак не хаос.

А вот корректное постижение Запада, которое должно начаться с философии Хайдеггера, которую, как считает Дугин, желательно читать не в переводе, а напрямую из источника, здесь весьма близко. Соглашусь, что переводы Хайдеггера желают лучшего, и немецкий язык стоит учить, в том числе, и для вдумчивого изучения работ философа.

Хорошо, пусть Мартин Хайдеггер будет нам в помощь. Впрочем, и здесь есть одна закавыка - поскольку Другое Начало, по Хайдеггеру, должно рождаться из Конца философии, возникает вопрос — это должна быть философия или что-то иное?

Что из этой затеи получится, время покажет. Мы не будем здесь говорить о фундаменте новой русской философии, к тому же, Александр Гелиевич, похоже, приступил к демонтажу русского археомодерна, а скоро и фундамент начнет копать...

Задача органического синтеза Всего должна исходить сверху, а не снизу. Хотя в мире все относительно, где верх, где низ? Планета ведь круглая...

Тем не менее, вспомним нашего выдающегося философа Владимира Соловьева и его учение о Софии. В трактовке многочисленных биографов, София у Соловьева отождествляется то с Мировой душой, то - с Универсальной субстанцией Божественной Троицы. Остается только догадываться, о чем речь. Вот что писал об этом учении другой философ, Алексей Лосев: «Соловьев мыслил Софию как нераздельное тождество идеального и материального, как материально осуществленную идею или как идеально преображенную материю». Запомним слова «идеально преображенную материю», о них мы поговорим чуть позже.

В одном из стихотворений Соловьева «Близко, далеко, не здесь и не там» мы находим такие поразительные строки:

«Ныне опять ты являешься мне

С лаской нежданной любви,

Вижу тебя я уже не во сне,

Ясны мне речи твои.

 

Мне, оглушенному в мире чужом

Гулом невнятных речей,

Вдруг прозвучало в привете твоем

Слово отчизны моей.

 

Голос отчизны в волшебных речах,

В свете лазурных очей,

Отблеск отчизны в эфирных лучах,

В золоте чудных кудрей»

Эти строки записаны между концом ноября 1875 года и 6 марта 1876 года в Каире, как раз в то самое время, когда София явилась Соловьеву в мистическом видении во второй раз. «Слово отчизны», «голос отчизны», «отблеск отчизны» - вот те слова, которые нам следует отметить. На основании их, нам будет позволительно сделать вывод, что речь в стихотворении Соловьева идет о Софии — Душе России.

Возьмем для примера еще несколько строк из другого стихотворения того же каирского периода жизни Владимира Соловьева:

«У царицы моей есть высокий венец,

О семи он столбах золотых,

У царицы моей семигранный венец,

В нем без счету камней дорогих»

Отметим здесь, цифру семь, как некий знак, пока непонятный нам символ.

А что Дугин? Исследуя творчество Соловьева он сообщает, что мыслитель «что-то имел ввиду». Это что-то — Божественный Разум, Женское начало. Кажется, все рассуждения Дугина будут построены вокруг женщины в апогее женственности, но нет. Неожиданно, не иначе чудесным образом, он приближается к разговору о Русской Софии, как другой Софии:

«Родимый хаос — подлинное имя русской Софии... У него есть лицо — это наше, русское лицо. Но в зеркале оно не отражается. Это лицо нашей души. Это лицо — Софии».

На хаос мы не обращаем внимания, это дугинское понимание Божественного Плана, а в остальном — верно.

То, что у Соловьева, как серьёзного философа появилось такое «чудачество», в образе Софии (тут Дугин упоминает шарлатанов — оккультистов, которым это явление «озарений» вообще присуще), было на грани философии. И хотя для Соловьева София была своеобразным ключом к пониманию мира, глубокое развитие эта тема в его творчестве не получила. Соловьев сознательно не пошел на глубокое объяснение творческого характера мистики(он об этом писал), поскольку это заставило бы коснуться таких вещей, о которых говорить было преждевременно. Причина на поверхности — почтут не философом, а сумасшедшим. Однако, время многое меняет — никто сейчас не считает Якоба Бёме безумным, а было время, считали.

Вернемся к Хайдеггеру, к теме другого Начала, и здесь нам (это Хайдеггер предлагает) - необходимо шагнуть вперед. Шагнуть через образы, стереотипы, представления, идеологии, схемы и прочее, прочее, прочее... Раз предлагает, надо шагать.

Онтологическое единство четырех составляющих, которые мыслятся нами как миф - Небо, Земля, Люди, Боги, должны мыслиться (по идее, после демонтажа русского археомодерна) уже не как миф. Задача невероятно сложная, поскольку археомодерн являет собой стойкий конструктив наваждений и с наскоку его не преодолеть.

Размышление Сартра о том, что «нельзя даже задаться вопросом, откуда все это берется и как все это получается, что существует какой-то мир, а не ничто», говорит о степени вечной замурованности человека в сущем, в собственной субъективности.

Вера, мысль и опыт — вот три составляющих человеческой объективации. Но теология, философия и наука были всегда обособлены и даже враждебно настроены друг против друга. Можно ли между ними найти точки соприкосновения? Сложность прячется в головах, а не в принципах, одни принципы приходят, другие уходят. Другое Начало Хайдеггера — в нем не должно быть сомнений, а у тех, кто сомневается, всегда при себе личный шлагбаум мнения, с которым бесполезно спорить.

Другое Начало — здесь допустимо только принятие, как возможное (поначалу), а со временем, если человек будет согласен, и как необходимое.

 

День философии.jpeg

 

В конце XIX - середине XX века появляются новые, чуждые академической философской мысли учения. Перечислю их — это Теософия (Е.Блаватская), Антропософия (Р.Штайнер), Учение Вневременной мудрости (А.Бейли), Учение Живой этики (Е.Рерих), Интегральная йога (Шри Ауробиндо, Мать), Метафилософия истории «Роза Мира» (Д.Андреев).

Что такое явление состоялось в относительно короткий промежуток времени (примерно за 70 лет) загадка истории. Мы не будем здесь заниматься ее разгадкой, а примем это явление как факт. Человека мыслящего универсально, считающего необходимым соприкоснуться с перечисленными выше учениями, обязательно упрекнут. Вы спросите в чем? Да, в чем угодно, было бы желание. И это удивляет.

Немудрёный пассаж Дугина об основательнице теософии, авторе трехтомной книги «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии» Е.П. Блаватской, которую он охарактеризовал как «авантюристическую оккультистку и шарлатанку, являющуюся одновременно агентом влияния российских спецслужб», меня слегка озадачил. Можно критиковать «Тайную Доктрину», о которой Дугин словом не обмолвился, но кидаться каменьями, серьезному философу не пристало. Археомодерн выразил себя явным образом. Старательно замалчивая книги отдельных авторов, скрывая их под спудом в хранилищах, легко обвинять писателя в сумасбродстве и прочих ересях, да, «Пастернака мы не читали, но...».

Учение Вневременной мудрости — базовое учение Эпохи Водолея, в нем выражены многочисленные аспекты человеческой эволюции. Учение утверждает, что имеется Единая Жизнь, выражающая себя через семь базовых качеств — семь Лучей, которые дают миру смысл, законы и тягу к эволюции. Можно по разному реагировать на эти слова - отвергать их, критиковать в мелочах и по большому, а можно просто принять их, как гипотезу и следовать ей в дальнейшем. Мы не будем здесь останавливаться на деталях и прочих аспектах Учения, каждый, если захочет, может познакомиться. Приведу только одну мысль Хайдеггера: «Поскольку мы понимаем, что фактическая жизнь, собственно, всегда находится в состоянии бегства от Принципиального, нас не должно удивлять, что присваивающий поворот к нему дается «не без труда». Да, трудностей на повороте встретится предостаточно и у каждого человека будут свои трудности.

Мир развивается стремительно, в начале XIX века невозможно было подумать об атомной энергии, о радио, телевидении, интернете и далее по списку... Сейчас это обыденность, а ведь прошло всего лишь двести лет истории человечества и мы совсем другие, и мир другой. Невероятно? Нет, как оказалось, вполне вероятно. Движение от невероятного к вероятному бесконечно.

Совсем необязательно устраивать «пространство расставания», как устраивали ранее между собой философия, богословие и наука. Надо попытаться осмыслить все, что возможно.

Вернемся к словам философа А.Лосева об «идеально преображенной материи», о них упоминалось выше. Зададим себе вопрос - что означают эти слова, каков их контекст?

Здесь необходимо вспомнить слова Владимира Соловьева: «Преображение материи возможно через воплощение в нее другого сверх материального начала». Эти слова могут показаться некоей мечтой, фантазией, взглядом в отдаленное будущее. Но, нет, как раз здесь мы и ошибаемся.

Работа уже началась, гигантская работа по трансформации и преобразованию материи, о которой большинство ныне живущих на планете не имеет никакого представления. Но, тем не менее, она идет.

Первым ее начал Шри Ауробиндо в 1910 году в Пондичери, городке во французской колонии Индии. В 1914 году он впервые встретился и беседовал с Мирой Ришар, которую теперь называют Матерью. После ухода Шри Ауробиндо в 1950 году, Мать продолжила эту работу. Некоторые считали, что йога Шри Ауробиндо не носила новаторского характера, однако это не так.

Йога Шри Ауробиндо начинается там, где заканчивается любая другая йога. Вот что он писал: «Не ради личного величия я добиваюсь нисхождения Сверхразума. Для меня мало что значат величие или ничтожность в том смысле, какую придают ей люди. Я стремлюсь привнести в земное сознание определенную сущность Истины, Света, Гармонии, Покоя... Моя супраментализация — это всего лишь ключ, открывающий врата всему земному сознанию; сама по себе она не может быть самоцелью, иначе все усилия будут тщетны. Но из этого не следует вовсе, что если я стану супраментальным существом, то и все люди станут супраментальными существами. На эту ступень сможет подняться только тот, кто готов к ней и только когда он будет готов к ней, - хотя, нужно признать, достигнутое мной станет хорошим подспорьем для других на этом поприще».

Уникальность йоги Шри Ауробиндо — в универсальности избранного им метода — в привнесении на землю новой силы, Силы Супраментального Сознания, до сих пор не имеющей прямого влияния на земную природу. Шри Ауробиндо открыл нам, что человек — переходное существо, и его физическое тело будет со временем трансформировано в тело супраментальное. На вопрос Матери, сколько времени мог бы занять процесс трансформации, Шри Ауробиндо ответил: «вероятно триста лет». Почему так долго? Все дело в том, что внешняя реализация Плана ограничена, в силу чрезвычайной трудности эксперимента, Мать говорила, что для его осуществления необходим какой-то минимум физических носителей. Заметьте, что из всего Ашрама Шри Ауробиндо (это порядка 1600 человек), после ухода Матери, эту работу смог продолжить только один человек, звали его Бернар Анженже (Сатпрем).

Сатпрем обработал, записанные на магнитофон беседы с Матерью за 20 лет их общения в Ашраме и издал их. Эта книга называется «Агенда Матери», издана она в 13 томах. Настолько тяжела работа супраментализации, можно узнать, прочитав дневники самого Сатпрема - «Апокалипсис нашего времени». Сатпрем был талантливым писателем, все его книги переведены на русский язык, я бы порекомендовал две из них — трилогию под общим названием «Мать» и книгу «Шри Ауробиндо или путешествие сознания». Из книг самого Шри Ауробиндо можно выделить две - «Письма о йоге» и поэму «Савитри».

Поговорив о Другом Начале, мы несколько уклонились от темы философии. Продолжим ее. В одной из работ Владимира Соловьева «Философские начала цельного знания» встречаются такие строки: «Цель истинной философии — содействовать в своей сфере знания, перемещение центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный, трансцендентный мир, другими словами — внутреннему соединению его с истинно-сущим». Однако, философия, сама по себе, какими словами ее не облекай, процесс этот не осуществит. Это должен сделать сам человек. Чистым мышлением познаются только общие понятия, но истина не заключается в логической форме познания. Философия может подсказать, разъяснить и некоторым образом помочь в выборе пути. Философ С.Хоружий отметил, что экзистенциальная аналитика представляет собой прямую противоположность, инверсию духовной практики. Человеческая природа далека от мира трансцендентного, и разговоры о нем, хотя и имеют философско выраженный характер, к миру трансцендентному нисколько не приближают.

А что же Хайдеггер, которого Дугин рекомендовал нам в помощь? Хайдеггер говорит тоже самое: «для того, чтобы постигнуть истину, необходимо самому обратиться к бытию (das Sein), взывая его, открыть собственный смысл». Именно это Хайдеггер и заключил в тайну сущего Dasein, который является одной из центральных понятий его философии. Это осознанное «бытийствование» человека в поисках истины.

Что касается вопроса будущей русской философии, которым озадачился Дугин, то она, по словам автора: «Должна стать философией ожидания, обращенной к Другому Началу...Нам важно понять русскую религиозную философию и культуру «Серебряного века» (цитата из его книги «Эсхатология Бытия»). Важно отметить, что невзирая на слова Дугина об «отсутствии русской философии», в начале нашей темы, он, тем не менее, отмечает важность ее понимания. Замечательные слова.

 

21.11.24г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...