Опубликовано 15 ноября, 20213 г. comment_858274 Тысяча восемьсот метров над уровнем моря расположилась маленькая, уютная и очень теплая страна Армения. Армения известна своими величественными горными хребтами, живописными плоскогорьями. Армянский народ один из древнейших народов земли. Первые сведения о стране встречаются в клинописях царя Дария 522-486г. до н.э. Имея важное стратегическое значение, Армения всегда была и есть лакомым куском для многих государств и империй. Армению пытались завоевать все могущественные страны древнего мира. Страна первой принявшая христианство, земля помнящая великий потоп, место где делается лучший коньяк, ткутся ковры, обилие достопримечательностей, вкусная еда, открытые доброжелательные люди, все это влечет сюда туристов. А в начале двадцатого века, эта страна едва не исчезла с лица земли.
Опубликовано 17 ноября, 20213 г. Автор comment_858399 Эревум, воскликнул Ной, когда после всемирного потопа увидел за много дней землю. Об этом рассказывает библейская легенда, а эревум переводится, как виднеется там. Ковчег нашел пристанище на вершине горы Арарат, а это значит круг жизни возобновится. Здесь, у подножия горы Арарат и был основан Ереван. Ура, я в Ереване! ЭРЕБУНИ. Передо мной цитадель Эребуни, которой почти три тысячи лет. Государство Урарту возникло в девятом веке до н.э. в районе озера Ван. Занимало оно огромную территорию между тремя озерами. Царь Аргишти Первый построил крепость Эребуни. Могущество урарту подкосили ассирийцы, а уничтожили царство, степные племена. Крепость Эребуни один из немногих памятников той эпохи, сохранившейся до наших дней. От архитектурного комплекса с дворцовыми, религиозными и хозяйственными постройками остались только развалины. Местонахождение Эребуни обнаружили в середине прошлого столетия. На одной из найденных клинописных табличек была высечена точная дата основания города-крепости, предшественника современного Еревана. Археологические находки позволили приоткрыть завесу истории крепости. Так как раскопки не были завершены, а на данный момент они не ведутся. Уже в те времена работала мощная система водоснабжения. Жидкость проходила по трубам из туфа, горной породы вулканического происхождения. Вино хранили под землею в больших емкостях, пиво в емкостях по меньше. Все найденные артефакты можно увидеть в археологическом музее, что расположился у подножия холма Арин Берда. Ксенофонт в своем знаменитом труде Анабабисе, описывая жизнь и быт Армении, упоминает напиток из ячменя, терпкий и приятный на вкус, которым его угостили местные жители. Вне всякого сомнения, Ксенофонт, тогда впервые попробовал пиво. А армяне, являются изобретателями этого напитка. Журнал Форбс включил поселение Эребуни в список девяти самых древних поселений крепостей мира! С холма Арин Берда открываются потрясающие виды на Ереван, Араратскую долину и гору Арарат. Находясь в крепости урарту, испытываешь невероятные силовые ощущения. Энергия просто пронизывает и будоражит. Мощное энергетическое место!
Опубликовано 18 ноября, 20213 г. Автор comment_858429 АРАРАТ. Национальным символом Армении является гора Масис, несмотря на то, что гора принадлежит Турции со времен геноцида армян. Масис, армянское название горы Арарат. Арарат изображен на гербе страны. В двадцатых годах прошлого века Турция неоднократно выражала протест по поводу того, почему советская Армения поместила на свой герб гору, которая ей не принадлежит. В ответ на это нарком иностранных дел СССР Чичерин сказал, на флаге Турции изображен полумесяц, но Луна ведь тоже не является частью Турции. Кстати, говорят с Турецкой стороны гора Арарат не так красива, как со стороны Армении, завораживающая, околдовывающая, невероятно красивая. В третьем тысячелетие до н.э. в армянском нагорье появился культ ассирийского Бога Ара, хотя наскальные рисунки солнца и его символика датируется с еще раннего периода. Бог Солнца, Бог всего живого, главный Бог. Имя Арарат означает, дом бога Ары. Армения страна Ара, страна Солнца. Увидеть Арарат во всей красе большая удача, и по ходу открывается Масис не всем и не всегда. Увидев впервые Арарат открывшийся, было столько восторга и счастья. Гора невероятно притягательная. Но, это было один раз, а я в этот день ехала на экскурсию с местной фирмой и остановиться полюбоваться Мисисом не было возможности. Потом, что я только не делала, забиралась на самые высокие смотровые площадки, объездила разные видовые локации, даже приближалась на самое короткое расстояние к горе, на минимальное расстояние к границе с Турцией. Но Арарат, не захотел меня радовать. Все время присутствовала, какая то полевая дымка. Что ж, выводы делать еще рано, но в Армению все таки надо будет вернуться.
Опубликовано 18 ноября, 20213 г. Автор comment_858441 ХОР ВИРАП. В переводе с армянского хор вирап - глубокая яма. Здесь была обычная тюрьма, а подземная яма куда бросали преступников сохранилась до наших дней. Сейчас туда можно спуститься по узкой лестнице. В те времена тюремными камерами служили подземные ямы, а глубина темницы зависела от степени злодеяния. Яма в монастыре Хор Вирап считалась самой глубокой, 6,5 метров. Такие глубокие ямы специально были выкопаны для смертников и кишели змеями и скорпионами. Просидеть в такой яме больше двух дней было практически невозможно. К смертной казни приговаривался тот, кто не выполнял указания царя. Царем Армении тогда был Трдат Третий . Одержав большую военную победу, он издал указ, чтобы все жители совершили обряд жертвоприношения языческим идолам. Сподвижник царя Григорий отказался принести подобную жертву, объяснив это тем, что он как христианин верит в единого всемогущего небесного Бога. Из за неповиновения, после долгих истязаний и пыток Григория бросили в яму смертников. Но произошло чудо. Григорий не только не умер, но сумел прожить в этой яме 14 лет. Служащая тюрьмы каждый день давала ему воду и хлеб, через отверстие расположившиеся сверху ямы. Царь Трдат Третий совершив много злодеяний впал в тяжелое, длительное безумие. Однажды сестра царя увидела сон, где ангел сказал ей, что царя может исцелить только Григорий. Поверить в это было невозможно, но пророческий сон повторился три раза. Стражники направились к яме и на удивление нашли Григория живым. Его вытащили из ямы и отправили во дворец. Григорий помолился за царя и его придворных. И чудесным образом царь Трад Третий исцелился. Так после всех этих событий по приказу Трдата, с 301 года Армения становится христианской страной. В 642 году католикос Нерсес Третий строит над тюремным подземельем, где сидел Григорий Просветитель, часовню из белого известняка. В последствие эта часовня была разрушена. А вместо нее в 1662 году построена ныне существующая церковь Сурб Аствацацин ,то есть Святая Богоматерь. Армянская церковь считается апостольской церковью, так как первыми христианство в Армению принесли апостолы Фадей и Варфоломей, еще в первом веке. Но зато, что Григорий принес свет христианской истины на землю Армении, люди стали называть его Григорием просветителем. Для армянской апостольской церкви монастырь Хор Вирап это священное место. Почувствовать энергетику этого святого места мне не удалось, несмотря на значительное время, которое я там провела. В Армении для школьников и студентов был объявлен карантин. Не тут то было. Школьников привезли на экскурсию в священное место. Детей было очень много, все они веселились ,кричали и резвились. Было ощущение, что дети приехали в парк развлечений. Одну группу детей учительница заставила лезть в яму, где провел в заточении 14 лет Григорий Просветитель. Подойти к этой яме не было возможности. Таксист, что сопровождал меня, перевел с армянского слова учительницы. Она сказала детям, кто не полезет в эту яму не поставлю оценку по физкультуре. Зато с территории монастыря открываются потрясающие виды на гору Арарат и Араратскую долину. Можно увидеть даже турецкую территорию. Это место считается самым видовым на Арарат. Возле каждого монастыря в Армении имеются рынки, но все сувениры выгоднее покупать в Ереване на Вернисаже. Отпечатки пальцев святых отцов в стене. Когда молились припадали руками к стене.
Опубликовано 19 ноября, 20213 г. comment_858481 14 часов назад, Веточка сказал: где провел в заточении 14 лет Григорий Просветитель. Подойти к этой яме не было возможности. Не расстраивайтесь очень по этому поводу. Сам Григорий не слишком хотел, чтобы из места его мучений делали объект поклонения. Не случайно же первая часовня возникла лишь спустя 3,5 века после его смерти. Одним из первых своих распоряжений, после обретения почёта, уважения и власти при дворе Трдата он велел стереть, сравнять с землёй эти многочисленные страшные тюремные ямы, что были ранее на месте монастыря, ставшие местом смерти сотен людей, чем-то не угодивших царской власти. Сейчас в Хор Вирап, наоборот, бурлит жизнь - место очень популярное, к тому же недалеко от Еревана. Там постоянно дети, шумные туристы, свадьбы. Но в этом, мне кажется, своя особая энергетика, символизм победы жизни над смертью. А самое энергетически сильное место, на мой взгляд, - это вершина холма над монастырем, откуда и весь монастырский комплекс, как на ладони, и Арарат, кажется, становится чуть ближе. Вся туристическая суета остаётся далеко внизу (наверх далеко не каждый забирается), и в свежем, прозрачном воздухе становится яснее и чище не только взгляд, но и мысли, накатывает спокойствие и умиротворение.
Опубликовано 19 ноября, 20213 г. Автор comment_858489 Вот этот холм. Сейчас задаюсь вопросом, а чего я туда не поднялась? А, шумом, гамом наполнены многие монастыри и церкви в Армении. Ежедневные свадьбы по расписанию, как у нас в ЗАГСе ко времени, без перерыва, крестины, фотосессии. Туристам практически невозможно рассмотреть достопримечательность, проникнуться энергетикой святого места. Порой, махнув рукой, просто уходила из церкви, ничего не поняв и не увидев. И все таки, понятие святого места у нас другое, не для веселья и детских игр, мы посещаем данные места. Хотя у каждого свои представления о жизни, вере и разных ситуациях.
Опубликовано 19 ноября, 20213 г. comment_858491 54 минуты назад, Веточка сказал: Вот этот холм. Сейчас задаюсь вопросом, а чего я туда не поднялась? А, шумом, гамом наполнены многие монастыри и церкви в Армении. Ежедневные свадьбы по расписанию, как у нас в ЗАГСе ко времени, без перерыва, крестины, фотосессии. Туристам практически невозможно рассмотреть достопримечательность, проникнуться энергетикой святого места. Порой, махнув рукой, просто уходила из церкви, ничего не поняв и не увидев. И все таки, понятие святого места у нас другое, не для веселья и детских игр, мы посещаем данные места. Хотя у каждого свои представления о жизни, вере и разных ситуациях. Это скорее вопрос сезонности и выбранного времени дня. В свою поездку неделю назад мне повезло побывать в совершенно пустом Нораванке, да и в Гарни, Гегарде, Хор Вирапе было очень немноголюдно. А по поводу святости - да я бы не сказала, армяне тоже относятся к покою святынь с уважением по большей части. Но дети - это дети, заставить их молчать сложно) да и в целом...мне кажется, армянский народ за свою историю слишком много страдал, чтобы сейчас, по возможности, больше радоваться жизни. И религия для них- это нечто светлое, жизнеутверждающее. В их церквях ведь даже распятие встретишь не часто. Их крест - хачкар, цветущий крест, символ жизни, возрождения, воскрешения, а не страданий. Хор Вирап с холма:
Опубликовано 24 ноября, 20213 г. Автор comment_858787 ЭЧМИАДЗИН. Согласно преданию, однажды первому патриарху Григорию Просветителю было ведение, что Христос сошел с неба с огненным молотом в руках и указал ему место для постройки собора. На этом месте была заложена новая церковь, названная Эчмиадзином, что по армянски обозначает "сошел единородный". Собор Эчмиадзин находится в двадцати километрах от Еревана, это место почитаемо армянами всего мира, здесь находится не только центр армянской апостольской церкви, но и сам собор считается одним из самых древнейших памятников христианства. Первый камень был заложен в 303 году, а строился собор несколько столетий. Первоначально собор был построен из дерева в форме базилики, на протяжении веков храм перестраивался, ему предали крестообразную форму, и только в седьмом веке возвели каменные стены. Обычно, армянские церкви аскетичны, они не отличаются богатством внутренней росписи. Что не скажешь о кафедральном соборе. Он говорят, поражает своим великолепием, на стенах растительные орнаменты в золотисто -красных и сине-лиловых тонах, которые символизируют рай. Под сводами храма притаились шестикрылые серафимы. В христианской мифологии, так называют ангелов, особо приближенных к богу и прославляющих его. В кафедральном соборе пять алтарей, что не скажешь о других храмах, в которых обычно бывает только один алтарь. Первопрестольный Эчмиадзин построен на воде, благодаря этой архитектурной хитрости храм выдержал многочисленные землетрясения. С древних времен сохранился один из колодезных люков, раньше они часто встречались в монастыре, священнослужители употребляли эту воду для питья. В Эчмиадзинском соборе хранятся две самые важные святыни армянской церкви. Святой Крест и Святое Евангелие .В кресте хранится частичка креста, на котором был растят Иисус Христос. В данное время храм находится на реставрации и огражден, подойти к нему не предоставляется возможным. Очень жаль. Это не единственные святыни собора, увидеть христианские сокровища можно в музеи монастыря. Фрагмент Ноева ковчега, окаменевшую деревянную плиту в четвертом веке с горы Арарат принес церковный служитель. Частица этой реликвии была подарена Екатерине Второй в знак уважения к русской православной церкви (в нижнем левом углу виден слом, той самой частицы). Сейчас священный артефакт хранится в Москве в Свято - Даниловом монастыре. В музее очень много правых рук -дланей, в которых хранятся мощи святых: Иакова Низибийского, который доставил фрагмент Ноева Ковчега, мощи Иоанна Крестителя, святого Григория Победоносца, святого евангелиста Луки и других святых. Футляр с таким расположением, является у армян символом благословения. Святыни по праздникам выносят из музея, чтобы паломники смогли подойти и приложиться к ним. Мощи хранятся не только в дланях, но и в различных крестах и складнях - реликвариях. Самой главной реликвией музея считается наконечник копья, его еще называет копьем счастья, копьем власти, копьем судьбы. Предполагается , что именно им пронзили распятого Христа, чтобы убедиться жив он или нет. Всего в мире четыре копья претендующих на то копье, которым пронзили Христа. Одно копье находится в Армении, другое в Вене, третье в Ватикане и четвертое копье в Польше. Данное копье датируется первым веком, долгое время оно хранилось в монастыре Гегард, но в 18 веке копье перевезли в Эчмиадзин. Согласно преданию, когда апостол Фадей пришел в Армению проповедовать христианство, то именно он пришел с копьем Судьбы. Хотя многие факты, говорят об обратном. Ученые, историки, заявляют, что именно копье в Эчмиадзине никогда не было оружием, это скорее наконечник хоругви византийских времен, ромбовидной формы греческого креста. Форма эчмиадзинского копья сильно отличается от римского оружия и копьев римских воинов времен Христа. Тому свидетельствует интересный документальный фильм 2021 года Тайна копья судьбы. Кроме того в музее хранятся три небольшие частицы от креста распятия. В этом реликварии в центре креста небольшой светлый камень. Если присмотреться позади камня небольшая темная линия, это и есть частица от креста на котором был распят Иисус Христос. Этот крест 10 века принадлежал царю Ашоту Железному, в центре позади светлого камня вторая частица от животворящего креста. Древнейшая икона 9 века привезена из Иерусалима, икона необычная для армянской церкви, т.к. сделана она на дереве. В армянской церкви иконы пишутся на холсте, по этой причине часто говорят, что это не икона, а картина. В музее хранятся уникальные драгоценные ритуальные принадлежности изготовленные из благородных металлов и искусно оформленные слоновой костью и инкрустированные различными драгоценными камнями, посохи армянских католикосов, церковные головные уборы и одеяния высшего духовенства, вышитые жемчугом и золотыми нитями. Здесь же можно взглянуть на кресла армянских католикосов эпохи позднего средневековья, украшенные великолепным декором из перламутра и слоновой кости, с цельнолитыми серебряными элементами в виде львиных лап и голов.
Опубликовано 24 ноября, 20213 г. comment_858790 15 минут назад, Веточка сказал: В армянской церкви иконы пишутся на холсте, по этой причине часто говорят, что это не икона, а картина. Недавно услышала такую версию о критерии отличия, которая мне показалось интересной. Иконой считают такое изображение, где ничего не отвлекает от фигуры святого. А если есть второстепенное декоративное обрамление - пейзаж, облака, интерьер, то такое изображение считают картиной. Жаль, что собор совсем закрыли, услышала в этот свой приезд об этом, порадовалась, что успела посмотреть. Там какая-то почти вечная реставрация, но раньше можно было посмотреть хотя бы частично. Очень красивые росписи внутри: Ну, хоть музей открыт. Когда я была, вход туда был через собор, и его закрывали, когда начиналась служба.
Опубликовано 25 ноября, 20213 г. Автор comment_858868 Музей Эчмиадзина находится на закрытой территории резиденции Католикоса всех Армян. Территория очень красивая, но фотографировать ее нельзя. Вход в музей 1500 драм. Экскурсии проводит музейный гид. В залах музея запрещена видеосъемка. Конец октября цветут розы. Ворота Трдата Третьего. Ворота неоднократно перестраивались, а вот каменные блоки 4 века сохранились в их основании. Полагают, что на этом месте в те века располагался дворец армянских царей. Стоят они прямо напротив входа в собор. За ними также можно увидеть резиденцию Католикоса. Но дальше этих ворот пройти нельзя, там стоит охрана и разворачивает назад. Территория монастыря очень большая и уютная, гулять по ней одно удовольствие. Начинается она с главных ворот, рядом с которыми находится большой каменный алтарь. В наиболее значимые христианские праздники, когда собирается огромное количество народа, у этого алтаря проводятся службы. На территории комплекса , находится семинария и духовная академия. Книгохранилище или Матенадаран. Очень много хачкар. Хачкар - армянский памятник или святыня . Представляет из себя каменную стелу, с резным изображение креста. Хачкар, дословно крест-камень. Изготовление хачкаров целое древнее армянское искусство. Возникло за долго до того, когда крест стал символом христианства. Иногда хачкары являются надгробием, но это не основное их предназначение. Создают такое каменное изваяние в честь какого нибудь важного события. Состоялась большая битва, построили храм. Рядом, чтобы вспомнить воинов погибших в битве, устанавливают хачкар. Построили мост, рядом устанавливают хачкар, в честь строителей моста. Хачкар с Севана 9 век. Еще нет тонкой резьбы, такое мастерство принесли в Армению сельджуки в 11-12 вв. Хачкары разных эпох, привезенные с разных частей Армении. Эти привезены из Нахичевана ( ныне территория Азербайджана). В этом селе располагалось уникальное кладбище с десятью тысячами средневековых хачкар. Из за армяно-азербайджанского конфликта кладбище было разрушено, хачкары уничтожены. Осталось только 20 хачкар, 10 из них хранятся в музее Тбилиси. Монумент Катнахлюр, посвященный жертвам геноцида с пулпулаком, иначе питьевым фонтанчиком. В Армении пулпулаки - это целое искусство. Они установлены повсюду, наверняка, это связано с тем, что вода в Армении наивкуснейшая. Именно в Армении, впервые почувствовала вкус воды и научилась наслаждаться этим вкусом. Питьевые фонтанчики возводят даже в память об умерших людях, поэтому встречаются пулпулаки соединенные хачкаром. Жители Армении верят, что пока льется вода, память о человеке живет в сердцах людей. Еще один памятник всем погибшим в геноциде 1915 года, тоже выполнен в виде хачкара. Крестильня, необычная современная архитектура. Здесь сейчас ведутся службы. Здесь же увидела серебряный сосуд, в котором хранится миро. Обычно миро изготавливают на алтаре кафедрального собора в Эчмиадзине. Старое миро всегда смешивают с новым. По преданию, в сосуде есть капли миро Моисея, принесенные в Армению апостолами Христа. Готовя Католикос помешивает его копьем Судьбы. Считается, что миро из этого сосуда содержит частички крови Спасителя. На крыльце семинарии памятник Месропу Маштоцу, создателю армянского алфавита. На территории монастырского комплекса имеется сувенирный магазин. Вдали, уже за территорией монастырского комплекса церковь Сурб Гаянэ. Старое кладбище на территории монастыря.
Опубликовано 26 ноября, 20213 г. Автор comment_858916 РИПСИМЕ. Принятие христианства Армении, также теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев рипсимеянок. Согласно преданиям, группа девушек христианок, родом из Рима скрываясь от преследований императора Диоклетиана бежала на восток. Легенда гласит, что на дороге им явилась святая Богородица и завещала направиться к земле Араратской, в Армению. Девы прислушались к слову Богородицы и дошли до Вагаршапата. Диоклетиан, увидев Рипсиме был ослеплен ее красотою, он решает взять ее в жены. Но Рипсимия, посвятившая свою жизнь Христу дает ему отказ. Поняв, что император никогда не смерится с отказом, она вместе с другими девами, спешно покидает Рим. Диоклетиан просит Трдада Третьего, царя Армении разыскать беглянку Рипсимию и отправить ее в Рим, или же, если Трдат пожелает самому жениться на Рипсиме. Трдат плененный ее красотой, решает сам овладеть прекрасной Рипсиме. На что невеста Христова оказывает ему сопротивление. Трдат, некогда без меча победивший готского князя и поразивший персов, теперь был не в силах одолеть Христову деву. Царь пытается воззвать к наставнице Рипсимии Гаяне. Гаиания начала говорить на латинском языке ,чтобы ее не могли понять армяне. Она наставляла Рипсимию, чтобы та до конца соблюдала обрученное Христу свое девство, чтобы помнила о любви Жениха своего и об уготованном ее девству венце, чтобы боялась страшного суда. Все таки были из присутствовавших те, кто знал латинский язык. Они сообщили царским слугам, что говорит Гаиания Рипсимии. Услышав сие, последние стали бить Гаианию по устам камнями, что выбили ей зубы. Страшной мучительной смерти подверглась наставница Гаиания с двумя девушками, с ними палачи расправлялись отдельно. И красивая, верная небесному жениху Рапсимия умерла в страшных мучениях за веру. Также нечестивые убили еще 33 девушки рипсимеянки. Так молятся верующие на могиле Рипсиме. Ты жизнь отдала ради того, чтобы не потерять любовь Божью из сердца своего. Мы тоже хотим быть похожи на тебя! Ходатайствуй Богу, чтобы мы тоже искренней и чистой любовью, любили нашего Бога Творца. Камни которыми убили Рипсимию. Здесь на месте казни Рипсиме в 4 веке была построена небольшая часовня. А в 618 году католикос Каметас сносит часовню и воздвигает на этом месте нынешний храм Рипсиме, который сохранился и до наших дней, как лучший крестово-купольный храм средневековой Армении. Невероятное по энергетики место, просто космическое. Какая сила сосредоточена здесь. Внутри, что то творится. Тело пронизывает божественная энергия. Храм Рипсиме самое мощное место в Армении.
Опубликовано 26 ноября, 20213 г. comment_858917 1 час назад, Веточка сказал: Также нечестивые убили еще 33 девушки рипсимеянки. По поводу их числа источники расходятся во мнении, но совершенно точно, что одна из тех, что под предводительством Гаянэ покинули Рим, спаслась каким-то чудом. Согласно преданию, сама Матерь Божья направила её в Иверию. Девушка мечтала найти и поклониться тому месту, где хранился хитон Иисуса Христа, и однажды во сне Богородица указала ей путь. Она бродила по землям Иверии, проповедуя христианство, пока не пришла в столицу и не поселилась во дворе царского садовника, под кустом ежевики. На том месте сейчас стоит небольшая часовня, а рядом храм Самтавро. Той девушкой была святая Нино. К слову, именно после расправы над девушками-христианками Трдат и заболел той страшной болезнью, что потребовала вмешательства Григория Просветителя. А место да, очень впечатляющее. Я обычно не особо хорошо себя чувствую в храмах на крови, построенных на месте чьей-то гибели. Но у храма Рипсиме очень добрая, светлая энергетика. Быть может, потому что погибшая девушка и сама была такой.
Опубликовано 28 ноября, 20213 г. Автор comment_859045 ШАГОКАТ. О Боже наш, любвеобильный Господь, Очисти нас, освяти нас, своей святой любовью вооружи нас, Отец небесный, справедливый Господь, Очисти нас, освяти нас, благослови нас, своей святой любовью вооружи нас. Шагокат в старину был действующим монастырем. А сейчас выполняет функцию церкви. Там проходят богослужения, крещения и литургии. Как гласит предание, в древнеармянской столице Вагаршапат на этом месте, где сейчас стоит церковь, располагалась виноградная давильня окруженная виноградниками. Здесь, на краю города, девы нашли себе убежище, они делали и продавали бусы зарабатывая себе этим на жизнь. Здесь погребена дева Марьяне. Она тоже была из числа дев рипсимеянок. Узнав о том, что царь собирается уничтожить всех дев, Марьяне не смогла бежать со всеми, палачи настигли ее именно на этом месте и зверски убили. Мощи девы Марьяне Григорий Просветитель захоронил здесь и соорудил деревянную часовню . В 1694 году ее перестроили в уже прекрасную каменную церковь. Церковь одно из самых поздних строений входящих в архитектурный комплекс Эчмиадзин. Храм являет собой купольный зал, построенный из туфа буроватого оттенка. Конструкция церкви выдержана в стиле, который использовали зодчие в 6-7 веках. Лаконичный, аскетический интерьер сильно напоминает убранство двух других храмов духовного комплекса – церкви Святой Рипсиме и Кафедрального Собора Эчмиадзина. Церковь входит в список ЮНЕСКО. Церковь Шагокат названа так потому, что на этом самом месте на дев христианок снизошел божественный свет с небес. Шагокат означает ниспадение луча. ЗВАРТНОЦ. Звартноц храм бдящих сил, обитель ангелов. В армянским языке слово Звар означает ангел, небесный, бдящий страж. Это светлое обладающее божественным звучанием название, наилучшим образом передает характер памятника, который является наследием ЮНЕСКО. Храм, как будто соткан из света и воздуха. Строение 7 века. В 10 веке храм уже лежал в руинах. В последствии развалины храма погибшего от сильного землетрясения были занесены землей. Он был передан забвению и вновь появился на свет лишь в начале 20 века. Бытует и другая версия разрушения храма, насильственное разрушение в следствии арабских нашествий, а также отдельные конструктивные погрешности. Звартноц был основан на пути, по которому царь Трдат Третий встречал посещающего Вагаршапат Григория Просветителя, и, предполагается, что Нерсес Третий построил храм имени святого Григория, чтобы увековечить эту встречу. На церемонии освещения храма присутствовал император Византии Константин Второй. Не имеющие себе подобных в Армении, храм святого Григория Просветителя уникален. Это было на редкость величественное и царственное сооружение. Храм построен на месте погребения Григория Просветителя. Многие считают что Звартноц должен быть восстановлен. Есть и другое мнение, в результате реставрации шедевр превратится в современный новодел, красивый, но ощутить здесь дух времени будет уже невозможно. На территории храмового комплекса находится археологический музей, там хранятся самые ценные раритеты. Также разрушенные стены и различные фрагменты декора лежат вокруг реконструированного храма, которые также можно осмотреть. Поездку в Эчмиадзин я организовывала самостоятельно. Заказала такси, через приложение Яндекс, ехала 30 минут, поездка обошлась 2000 драм или 300 рублей. Далее от храмового комплекса Эчмиадзин по навигатору MAPS.ME дошла до церкви Шагокат, а там уже виднелась церковь святой Рипсиме. Неспешный осмотр города и его святынь, доставил огромное наслаждение. Вот только к Звартноцу, подъехала опять на такси за 600 драм или 90 рублей, почти к закрытию и насладиться им практически не представилась возможным, беглый осмотр восстановленного сооружения. Вход 650 драм или 100 рублей. Да и в церковь Гаяне не попала. Церковь Шагокат принимала поток свадеб , перерыва пройти к святыне и проникнуться энергетикой святого места не было. Такая удача была только в храме святой Рипсиме, между венчаниями в склепе великомученицы, где я была одна. Какой то мужчина пройдя через узкий коридор увидев меня, развернулся и ушел. Что ж, в Армении я впервые и мне там очень понравилось, так что необходимость сюда вернуться есть! Поездка от Звартноца до Еревана обошлась мне 1400 драм или 200 рублей. Итого на эту экскурсию на весь день потрачено 900 рублей, со входом в музей Эчмиадзина 1500 драм. Немного современного Эчмиадзина.
Опубликовано 30 ноября, 20213 г. Автор comment_859190 АРМЯНСКИЙ АЛФАВИТ. В след за христианством в Армению приходит христианская культура. В 301 году Армения принимает христианство на государственном уровне. С этого момента возникает необходимость распространять христианство по всей стране. Но проблема заключалась в том, что в стране не было не только своей письменности, но и алфавита. Библия в то время была не переведена. А священное писание на принятых в то время латинском, греческом и ассирийском языках для многих было не понятно. Месроп Маштоц ощутил важность и острую необходимость в собственной армянской письменности. Свой титанический труд Месроп Маштоц начал с поиска древнего армянского алфавита. После неудачных поисков, он обратился к царю Врамшапуху. Царь сообщает, что ему известно, о неком благопристойном епископе сирийском Данииле, который нашел армянские письмена. Вскоре письмена доставляют царю. Месроп Маштоц удостаивается звания вардапета. Два года он обучает этим письменам своих учеников. Маштоц понимает, что этих букв недостаточно, чтобы выразить все звуки и слоги армянской речи. Маштоц получает благословение царя и епископа и отправился в Месопотамию для изучения системы письма других народов. Тогда это был некий научный учебный центр. Долгий и изнурительный труд не дает ни каких результатов. Отчаявшийся и разуверившийся Месроп Маштоц молится . И вдруг в момент молитвы ему видятся буквы. Армянский алфавит устроен так, первая буква алфавита Ա (Айб), это первая буква слова Бог, а заканчивался армянский алфавит буквой Ч (Кен), это первая буква слова Христос. Интересно, что если поставить буквы алфавита в форме треугольника, то на вершинах углов окажутся буквы Ա (Айб), т.е Бог; U (Се) ,т.е Святой Дух и Ч (Кен), т.е. Христос. По мимо этого первый армянский алфавит служил в качестве чисел, его 36 букв были поставлены в 4 ряда. Первый ряд единицы ,второй ряд- десятки, третий ряд- сотни, четвертый ряд- тысячи. Этот алфавит уникален еще и потому, что из 36 букв была написана молитва Богу Творцу, которая красноречиво выражает благодарность за то, что он одарил армян буквами. Творец Всего Сущего, Судия Небесный, Всемогущая Сущность, Всеведущий Царь Всех Времен, Материй Света, Тьмы, Морей, Всех и Вся. Глаз Гремящий, Сокровищница Мысли, Иисус Назарянин, Благодать Вдохновляющий от зла отводящий Неусыпный Наставник, О Святых Свидетель, Господь Наш Вожделенный, Слава Тебе Христос. На западном склоне горы Арагац, в селе Арташан находится уникальный памятник армянскому алфавиту. Скульптурная группа была создана в 2005 году, в честь 1600 летнего юбилея армянскому алфавиту. Она располагается прямо под открытым небом и включает 39 армянских букв. Фигуры букв, почти достигающие в высоту человеческого роста, вытесаны из местного туфа разных оттенков - розового, оранжевого, серого, черного. Буквы также искусно украшены резными орнаментами. В создании памятника принимали участие мастера камнерезы со всей Армении. Памятник является излюбленным местом посещения для туристов. А среди местных жителей считается чуть ли не обязательным иметь фото с первой буквой своего имени. Создатель армянских букв ученый и мыслитель Месроп Маштоц тоже запечатлен здесь в камне, вместе со своими учениками. В центре Ошакана стоит церковь Мисропа Маштоца , построена в 19 веке на месте церкви основанной еще в 5 веке н.э. Под алтарем церкви находится могила Месропа Маштоца, великого создателя армянской письменности. Возле церкви стоят хачкары изображающие буквы армянского алфавита.
Опубликовано 2 декабря, 20213 г. Автор comment_859322 САГМОСАВАНК. Монастырь на краю бездны, Сагмосаванк. В 4 веке католикос Армении Григорий Просветитель, заметив это место с вершины горы Арагац сооружает здесь церковь. Он собрал священников и научил их псалмам. Поэтому Сагмосаванк называют еще монастырем псалмов. В переводе с армянского сагмос означает псалом. В 13 веке князь Вачутян построил на месте старой церкви монастырь из четырех сооружений, церкви Сурб Сион, маленькой часовни Святой Богородицы, книгохранилища и притвора. Рукописи из Самосаванка хранятся в Матенодаране в Ереване. Парящий в облаках, монастырь расположен на краю живописного ущелья реки Касах. Каньон высотой 200 м и длиной 10 км, манит путника не только опасной умопомрачительной красотой , но и древними легендами. Когда стоишь над этим обрывом, понимаешь почему выбрано это место. Здесь находишь откровенное уединение. Мыслями взлетаешь вниз реки Касах и ее течение уносит их далеко в прошлое. Не хочется возвращаться в бренный мир, здесь забываешь про земную суету, проблемы и мирскую жизнь. Начинаешь к себе прислушиваться, вникая в мелодию тишины звенящую над ущельем.
Опубликовано 3 декабря, 20213 г. Автор comment_859385 ГЕГАРД. Монастырский комплекс Гегард уникальное архитектурное сооружение. Со всех сторон окружен вздымающимися вверх каменными утесами. Начиная с 4 века, монахи и скитальцы святого Гегарда уедено жили в этих пещерных и рукотворных скитах. Изначально монастырь назывался Айриванк, что дословно означает пещерный или скальный монастырь. К сожалению, с 4 века сохранились лишь архитектурные фрагменты этих скитов и часовен, виной тому многочисленные землетрясения и бесконечные войны. Церковь Катогике сооружена в 13 веке , ее каменная часть построена князьями Иване и Закаре, а пещерные и скальные части сооружены во времена правления князей Прашянов. С тех пор Айриванк был переименован в святой Гегардаванк. Монастырь был прославлен как школа манускриптов, музыкальная академия и место паломничества. Святой Гегард, это тот священный металлический наконечник копья, которым римский легионер пронзил Иисуса Христа. Согласно преданию, священный Гегард принес в Армению апостол Фаддей, когда проповедовал христианство. В мире это единственная церковь, которая носит название святого копья. Гегардованк входит в список всемирного наследия и представляет огромную ценность средневекового армянского зодчества. С 13 по 18 века, почти 500 лет святой Гегард хранился в Гегардованке. С 18 века был перевезен в святой Эчмиадзин. Гегардованк один из единственных монастырей который всегда функционировал, даже в советские времена, здесь всегда было много паломников. Этот камень ушедший на две трети под землю, знаменит тем, что никого не убил, в 1975 году он сорвался со скалы и упал во двор монастыря, во дворе было многолюдно. В Гегарде огромное количество хачкаров вырубленных в скалах. Кармашки в скале, для загадывая желаний. В них бросают камушки. На входе встречает аллея хачкар. Наслаждаюсь архитектурой раннего средневековья и окружающими скалами, погружаясь в таинственную, мистическую атмосферу. Особенно таинственно и немного страшновато в лучах осеннего заходящего солнца, когда на довольно большой территории скального комплекса редко попадется странствующий турист. Хочется наслаждаться и много фотографировать, но надо поторапливаться, в Армении в октябре темнеет рано и быстро. После Гегарда отправляюсь в Ереван на такси. Ехали по дороге, которая проходит ближе всего к горе Арарат. В полной темноте по горной дороге. Авантюрных впечатлений от этого дня мне хватило.
Опубликовано 4 декабря, 20213 г. Автор comment_859423 СИМФОНИЯ КАМНЕЙ. Зачаровывающее, головокружительное место. Природа сотворила, что то невероятное и фантастичное. Именно природа, хотя в это сложно поверить. Цилиндры скал располагаются настолько симметрично и закономерно, что правильнее было бы думать, что это не феномен, а рукотворное сооружение. Источники сообщают, что это результат обрушения ранее сформированных вулканических пород. Похоже на связку карандашей. А здесь связанный веник. Ущелье Гарни очень популярный туристический маршрут. Удивительно красивая природа. Фантастические скалы. Журчание реки Азат. Чистый, горный воздух. Недалеко играет свои проникновенные мелодии дудук, армянский национальный инструмент. Завораживающим теплым, мягким звуком и бархатистым тембром он поглощает меня больше и больше в удивительный мир, под названием Армения. Изредка подъезжают туристические минивэны, совсем не на долгое время. Пару кадров и туристы мчатся дальше навстречу приключениям. А ты стоишь растворившись в этом прекрасном моменте и не можешь даже пошевелиться. Ощущение покоя, умиротворенности и высокого, духовного начала. Уезжать не хочется. От этих скал невозможно оторваться, кадр за кадром и кажется все мало. Поворот и новая Симфония камней, новый восторг, изумление и восхищение! А здесь наскальные надписи племени вандалов. 21 век. В Армении эти племена распространены на всей территории страны, свое творение вандалы оставляют везде, в каждом храме, на скалах и других памятниках. Экскурсии в этот день я себе организовывала самостоятельно. Договорилась с таксистом на 20 тыс. драм, это 3 тыс. рублей, с 11 до 18 часов. Сначала было озеро Севан, посетила монастырь Севанованк, вкуснейший обед на озере Севан, об этом позже, затем Симфония Камней, монастырь Гегард. Такси в Армении не дорогое, машины ездят на газу. Впечатления незабываемые, ощущения самые приятные. Везде провела достаточно времени, сколько мне нужно было. Ведь не спешить, не суетиться, наслаждаясь миром, наслаждаясь жизнью, самые лучшие составляющие полноценного отдыха. А еще почувствовала свободу, вглядываясь высоко высь , выше скалистых гор. Много разговаривали, таксист Ашот, много рассказывал про Армению, армян, их традиции, нравы, обычаи и много интересного.
Опубликовано 4 декабря, 20213 г. Автор comment_859442 АРКА ЧАРЕНЦА. По дороге к Симфонии камней и храмам Гарни и Гегард находится Арка Чаренца, расположена она на высоте 1500 метров. Армянский архитектор Исраелян, в честь поэта Чаренца воспевшего в своих стихах гору Арарат и араратскую долину создает это сооружение, пытаясь донести до нас потомков, чувства поэта - восхищение, любовь и преданность к святой горе армян. Для Чаренца горечь утраты священной горы была слишком велика, и именно это место помогало ему наслаждаться частичкой Армении, побыть наедине с Масисом и получить вдохновение для своего творчества. На дуге арки Чаренца выбиты слова, завершающие стихотворение поэта "Я привкус солнца в языке Армении родной люблю..." Место очень топовое и инстаграмное. Народа всегда здесь много. Восхитительные кадры, чувства наслаждения, очарования и удовлетворения гарантированы. Хотя удовлетворение приходит, только когда гора Арарат открывается во всей красе.
Опубликовано 8 декабря, 20213 г. Автор comment_859639 СЕВАНОВАНК. Жемчужина Армении озеро Севан, как дорогой оправой обрамлено горными хребтами. Красота невероятная, особенно если попадешь туда в солнечный день. Армяне говорят у них нет озера, но есть Севан. Еще его называют море, необъятные просторы, чистейшая вода. Наслаждаться его красотами можно круглогодично, а вот искупаться можно только в июле и в августе, ведь озеро высокогорное. Севан одно из самых больших высокогорных пресноводных озер земли находится на высоте около двух тысяч метров. Его площадь составляет около 18 процентов от всей площади Армении. Севанский национальный парк, который включает в себя и само озеро и несколько заказников занимает 1/6 часть страны. В озеро впадает 28 рек и только одна река Раздан вытекает. Живописные горные пейзажи кружат голову и заставляют поддаться неге, лучам игривого осеннего солнышка и ласкового теплого ветерка. На побережье жемчужины Армении озера Севан на вершине скалистого острова в 9 веке был основан монастырь Севанованк. На территории этого полуострова находились три церкви Сурб Карапет, Сурб Аракелоц (святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (церковь Святой Богородицы). Святой Аствацацин был разрушен во время сильного землетрясения, а святой Карапет и святой Аракелоц стоят до сих пор. В 4 веке здесь на месте церкви Аракелоц был языческий храм. Григорий Просветитель разрушил его и построил церковь святого Агонеса (Иоанна) . Эта церковь строится в честь Трада Третьего, получившего это имя после крещения. В 9 веке здесь при помощи принцессы Мариам строится церковь Аракелоц. В 1897 году благодаря усилиям католикоса Мкртича Хримяна и на средства мецената из Шуши Авитига Микосяна открывается духовная семинария. В советские времена ее закрыли, но благодаря католикосу Вазгену Первому семинарию удается открыть заново. В переводе с армянского сев- черный, ван-церковь. Севанованк построен из черного туфа. По преданию озеро Севан получило название от этого древнего монастыря. А по мнению некоторых ученых расшифровавших найденную урартскую клинопись, название озера имеет более древние истоки. Происходит от урартских слов сиунна и шанна, имеющие название озерная страна. Когда то монастырь окружали крепостные стены, защищающие комплекс от иноземного вторжения. Вторжений на время существования монастыря было не мало, арабы, монголо-татары, османцы покушались на это место. В 10 веке у стен обители было историческое сражение с арабскими воинами. Севанская битва. В сражении участвовали и монахи монастыря, а предводителем был армянский царь Ашот Второй, по прозвищу Железный, который дал отпор захватчикам и одержал победу. Подняться к монастырю непросто к нему ведет крутая каменная лестница из 230 ступеней. Главная ценность монастыря в его древности и конечно же в тех роскошных видах которые отсюда открываются. Внутренний двор церкви святых Апостолов заставлен хачкарами, многие из которых старше самой церкви. Сделаны из туфа разных цветов. Есть даже зеленые. Хачкар в церкви Аракелоц, где вместо традиционного креста изображена сцена распятия. Такие хачкары считается исцеляют болезни, как православные иконы. В центре хачкара изображена сцена распятия Христа. Под ним сцена рая, где с куста свисают гроздья винограда. Иисус держит в левой руке посох с крестом, правой поднимает Адама и Еву, к которым медленно приближается змей Искуситель. Наверху, сцены распятия изображены евангелисты. По бокам распятия изображены весы справедливости. Таких хачкар всего восемь в Армении. Один из которых находится в церкви святых Апостолов. Севан в пасмурную погоду. Не угадаешь. Ехать из Еревана 40-50 минут. Если не повезет с погодой, можно приехать еще раз.
Опубликовано 8 декабря, 20213 г. Автор comment_859660 Когда то на месте озера Севан цвели сады и бил родник. Он был хоть и не большой, но очень сильный. Жители закрывали источник валуном. Однажды одна девушка оставила родник открытым, вода стала затапливать окрестности, люди были в панике. Да, пусть окаменеет тот, кто это сделал, говорили они. Когда забывчивая девушка очнулась и выбежала из дома. Она тут же превратилась в камень. А вода, все прибывала и прибывала . Так образовалось озеро Севан, гласит одна из местных легенд. На Севан можно приехать не только, чтобы любоваться виртуозно созданной природой, созерцать архитектуру , ощущать энергетику тысячелетий. На Севан нужно приезжать, чтобы отведать невероятно вкусную еду. Севанская кухня, за моё первое посещение Армении оказалась самой вкусной, самой традиционной , национальной, но еще и очень не дорогой. Одно удовольствие сидеть в кафе "У Семы" на самом берегу Севана и наслаждаться, любимыми блюдами. В Армению можно приехать просто, чтобы вкусно поесть, а цены вас приятно удивят. Пусть местные армяне говорят, что и раков в Севане не много, чтобы готовить из них кебабы. А кебабы готовят из крабовых палочек. Кстати, для приготовления одного армянского кебаба необходимо использовать десять килограммов раков. Что форель подадут в кафе, вместо дикой, выращенную на форелевых хозяйствах. Зато в меню севанский сиг на гриле, окажется изумительным блюдом. В меню кафе у "Сёмы", нет раковых кебабов , а форель подают с фермерских хозяйств. Все по честному. Очень уютно, очень душевно, очень гостеприимно. По армянски, от всего сердца! Настоящее армянское застолье. Вроде ты одна, но вокруг люди со всего мира. Веселье, задушевные разговоры и огромное гастрономическое удовольствие. И это, скорее, самое лучшее удовольствие во всех путешествиях. Удивило, но в Армении очень много американских туристов. Летом или просто в теплую солнечную погоду отведать армянскую кухню можно в том же кафе, на самом берегу озера Севан, в таких отдельно отведенных апартаментах с прекрасным видом. Правда в разгар сезона из за большого наплыва туристов, народа, настолько много, что прежде , чем освободится стол, придется немного подождать. Заказ принимается по записи. Обслуживание настолько прекрасно, что ждать придется не долго. Несколько увлеклась севанской кухней, и не могла забыть вкус местного сига на гриле несколько дней. В другом путешествии попросила таксиста завести меня в самое лучшее кафе на озере Севан. Что вы думаете, он звонит своим знакомым и узнает для меня лучшее место, где можно отведать армянскую кухню. Этим местом оказалось кафе "У Сёмы". Хотя кафе на побережье множество, это так ценится среди армян, и не случайно. Время ближе к вечернему, ненастная погода, почти темнеет. Кафе забито полностью. Но для меня нашелся столик. Среди посетителей много иностранцев, и много армян. Да, да. Откуда они? Они также, как и я оценившая это место, приезжают сюда просто покушать семьями и с друзьями из Еревана. Внимание! За два раза посещения кафе, заказ стоил 6000-7000 драм, 1000 руб с вином на персону. Кафе существует много лет, но его концепция, качество и низкие цены. . Домашнее вино, очеенььь вкусное))) Все таки за короткое время хочется попробовать разные блюда. И сегодня, основное блюдо, это шашлык. Шашлык из четырех частей. Невероятный вкус. Такой шашлык невозможно описать, какой он вкусный и приготовленный с любовью. А еще картошка жаренная в масле. Про хлеб отдельная тема. Армянский лаваш, это не наш российский вариант, резинового лаваша. В Армении он живой, дышащей и очень вкусный, впрочем, как и любой хлеб. На Севане можно устроить себе отдых на несколько дней, особенно в летнее время, диапазон цен различный, как и качество жилья. Развлечения неприхотливые, пляж, катание на кораблике, различные виды водных аттракционов, можно у местных фирм заказать всеразличные экскурсии. А еще, на местном рынке скупить аутентичные сувениры, чтобы вспоминать дома о чудесной стране Армении. Невероятной красоты, очень хрупкий, как стекло, лунный камень, местного происхождения.
Опубликовано 10 декабря, 20213 г. Автор comment_859713 ДИЛИЖАН. -Валик - джан, у нас в Дилижане, в кухне, открываешь простой кран -вода течет, второе место занимает в мире! -А первая в Ереване, да? -Нет, в Сан-Франциско. Не знаю насчет Сан-Франциско, но в Дилижане вода действительно вкусная. Если бы не культовый советский фильм Мимино Георгия Данелия снятый в далеком 1977 году об этом армянском городке знало гораздо меньше народа. А теперь, с 2011 года там стоит памятник героям фильма, с которыми фотографируются все туристы. Дорога до Дилижана лежит через тоннель, который соединяет юго- запад с северо- востоком страны и сокращает путь на несколько километров. Протяженность тоннеля чуть больше 2 километров, но этого достаточно чтобы изменился ландшафт, гладкие холмы, сменяются горами покрытыми густым хвойным лесом. Одна легенда гласит, жил в этих местах один пастух Дили. Он был влюблен в дочь одного князя. Князь был против и приказал далеко увезти пастуха. После этого, мать пастуха начала искать сына в лесах. Кричала, Дили- джан, Дили -джан (джан означает дорогой). Сына она не нашла, а лес так и прозвали . Дилижан называют культурной и интеллектуальной столицей армении. В городе живут многие известные армянские композиторы, ученые, режиссеры. Если бы в раю были лес, горы, минеральные источники и старинные улочки подобные улице Шарамбеяна, то имя бы этому раю было Дилижан. Его называют армянской швейцарией. Со всех сторон город окружает дилижанский заповедник, площадь которого сорок тысяч гектаров, поэтому воздух в городе и окрестностях наичистейший. Здесь много домов отдыха, здравниц и туристических баз. Любоваться окружающей красотой, хочется молча, погрузившись тишину. Слова здесь не нужны. Улица Шарамбеяна, крошечная, но такая инстаграманая. Булыжная мостовая, деревянные балконы, резные перила. Этот старый квартал называют улицей ремесленников. Здесь расположены отели, рестораны, сувенирные магазины, а еще можно получить гончарный мастер класс . А вот армяне называют это место Старый Дилижан. В этот день узнавать Армению еду с местной туристической фирмой, экскурсия на целый день, называется Фестиваль тыквы. В офисе компании, на вопрос в каком виде будет проходить фестиваль, толком не смогли мне ответить, или они сами не знали программу или у них не нашлось русских слов описать события дня. Позже я пойму, что все таки ребята не знали, возможно совсем значение слова фестиваль. Но об этом позже. Экскурсия включала посещение Старого Дилижана, монастыря Гошаванк и сам фестиваль тыквы. Народа собралось целый большой автобус. Все армяне и я, одна русская. Гид проводила экскурсию на армянском языке и персонально для меня на русском. Армяне такие доброжелательные, рассказывали о своей стране, пытались постоянно чем то угостить. На одной из улиц Дилижана стоит вот такой ажурный, потрясающе красивый хачкар. Стою любуюсь, фотографирую, и тут мне девушка с автобуса говорит, внутри хачкара лицо, загляните и снимите. Вот, уж точно никогда не догадались бы. Кстати, информацию про хачкар в интернете не нашла.
Опубликовано 10 декабря, 20213 г. comment_859715 33 минуты назад, Веточка сказал: А эта песня посвящается гостю из Дилижана. "...гостю из солнечного Дилижана". И в этой фразе содержится понятная армянам ирония. Потому что на самом деле в сравнении с другими городами и регионами Армении в Дилижане наименьшее количество солнечных дней в году, и огромное количество осадков:)) Иногда бывает, что, въезжая в тоннель, покидаешь залитый солнцем берег Севана, а выезжаешь минут через семь под грозовые облака, нависшие над Дилижанским парком. Хотя справедливости ради - бывает и наоборот:) Хачкар какой интересный!
Опубликовано 10 декабря, 20213 г. comment_859719 4 часа назад, Веточка сказал: Если бы в раю были лес, горы, минеральные источники и старинные улочки подобные улице Шарамбеяна, то имя бы этому раю было Дилижан Круто! И сам город,и природа вокруг суперские👍
Опубликовано 11 декабря, 20213 г. comment_859743 Вот смотрю ваши отзывы, девочки, и гадаю,куда же съездить перед началом тура рядом с Ереваном?🤔 Вроде, всё самое интересное есть у нас в программе. Три часа езды не стОят Гюмри,как мне показалось.. ну, вообще не представляю) Только Татев интересует,но где смотреть фактическое открытие канатки?
Опубликовано 11 декабря, 20213 г. Автор comment_859750 В Татев стоит съездить обязательно. Тем более это самый излюбленный маршрут местных тур фирм, потому что на него всегда набираются туристы. Я ездила с фирмой нас было 9 человек, в том числе армяне и американцы. Экскурсия ведется на трех языках, армянском, английском и русском. Смотрю одну надежную фирму они не возят в декабре туда. Хотя на сайте Татева указано, что они работают до 29 декабря и после праздников. Можно попробовать заказать индивидуальный тур или съездить на такси . Но это будет другая цена. 500 километров туда и обратно. Если поехать втроем, например, затраты существенно снизятся. Дешевле договориться с таксистами на улице или таксистом с Яндекс такси поехать без заказа через приложение.
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.