Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

...Ну дайте уже ещё загадок интересных, а?!

Я от своих слов и не отказываюсь :)

Буду ждать.

Croc, спасибо Вам огромное за Ваши загадки!!!

Получаю огромное удовольствие от процесса поиска ogorod.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Как оказалось первенство в … географическом открытии принадлежит не Васко да Гаме, а…. Кому?

 

Посмотрите эти фотографии. Где это? Какие реки, моря, океаны? Расскажите что-нибудь интересное обо всём этом. Если вы что-то не заметите, я расскажу сам. В путь!

1-2.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В путь!

Уже приплыли ))

Но я так полагаю, рассказ об Айвазовском уместен будет в самом конце, так сказать, для украшения )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже приплыли ))

Но я так полагаю, рассказ об Айвазовском уместен будет в самом конце, так сказать, для украшения )

Да. Но в той стране будет украшением это:

 

(загрузите в Google, распахните на весь экран. "Примерно" это увидел купец в этой стране :dance2: )...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, а кто у нас из Твери? Пусть начинают рассказ...

 

А это ближе к концу пути:

2764.jpg1.jpg (правда, на четыреста лет позже)...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, а кто у нас из Твери? Пусть начинают рассказ...

Ольге К. направил приглашение. :help:

Справка: http://www.tourtrans.ru/ipb/index.php/user/19789-olga-k/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже приплыли ))

…"Примерно" это увидел купец в этой стране :dance2: )...

Диск с индийскими танцами привозили пять лет назад из Индии. Мне очень нравится один, где солистка Айшвария Рай (Aishwarya Rai).

Этот танец о любви. В песне, которая сопровождает танец, многократно звучит слово Nimbooda – лимон. Далее приводится текст песни и примерный перевод.

 

А что говорил об этом тот, кого мы видем на снимке?

 

3.jpg

 

Аrre Kaacha Kaacha Chhota Chhota Nimbooda Layi Do -2

Эй, принесите же мне свежий маленький лимон! - 2

Arre Layido Layido Layido - 2

Эй принесите, принесите, принесите - 2

Nimboo Layido

Лимон принесите

Ja Khet Se Hariyala Nimbooda Layido

Идите же, принесите мне самый зеленый лимон

Nimbooda – 12

Лимон - 12

Arre Kaacha Kaacha Chhota Chhota Nimbooda Layi Do

Эй, принесите же мне свежий маленький лимон!

Arre Layido Layido Laydo

Эй принесите, принесите, принесите - 2

Nimboo Layido

лимон принесите

Ja Khet Se Hariyala Nimbooda Layido

Идите же, принесите мне самый зеленый лимон

Nimbooda Layido - 2

лимон принесите - 2

Ah Ha

Deewanon Ki Buri Nazar Se Bachna Ho To Sunlo – 2

Чтобы защищенным быть от злого глаза влюбленных, Послушайте: - 2

Arre Katto Katto Nimboo Tez Chori Se Sar Pe Kaato

Разрежьте кислый лимон острым ножом пополам

Phir Chhota Chhota Nimbooda Kya Jaadu Karega Dekho

Потом, какое волшебство сотворит этот маленький, маленький лимон, Смотрите:

Ki Buri Nazar Vo Khatti Hoyegi

Злой глаз скиснет

Phir Char Raste Pe Vo Utar Giregi

И будет выбит из строя

To Layido Layido Laydo – 2

Так принесите, принесите, принесите мне его - 2

Nimboo Layido

лимон принесите

Ja Khet Se Hariyala Nimbooda Layido

Идите же, принесите мне самый зеленый лимон

Nimbooda Layido

лимон принесите

Nimboodaa – 12

лимон - 12

Arre Kaacha Kaacha Chhota Chhota Nimbooda Layi Do

Эй, принесите же мне свежий маленький лимон

Nimbooda Layido

лимон принесите

Aa Nimboo Layi Layi Layi Layido

лимон принесите…

Itna Sa Hai Par Hai To Rasila

Он такой маленький, но очень сочный

Chakha Tha Bada Ta Hai Chabila

Один его вкус делает вас сияющими

Nimbooda

лимон

Iski Khushboo Se Bhi Lalcha Jaata Hai Ye Mann

Его аромат мучает ваше сердце

Rakhde Zubaan Par Do Bas

Подержите его на языке и - ОЙ

Lekin Chaahat Mein Sajna Sajni Ko Lagti Hai Ek Duje Ki Nazar

Но в любви, когда влюбленные смотрят друг на

друга злыми глазами

Tab Un Mein Aksar Hoti Hai Meethi Takraar

Какое же это сладкое столкновение

Nimbooda Bole Hai Yehi Pyaar

Лимон сказал бы, что это Любовь

Hurr..

To Layido Layido

Принесите… принесите

Haan Layido Layido

Да принесите, принесите

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот танец о любви.

А что говорил об этом тот, кого мы видем на снимке?

 

КНИГА 3. О ЛЮБВИ

Глава 109. Муки при виде любимой

 

Я смущен, увидев ее. Возможно, это сама Богиня Красо­ты? Или, может, грациозная дива? Или красавица с золотыми сережками?

 

Ее глаза, встретившись с моими, ясно сказали, что красота привела с собою большую армию.

 

До сих пор я не знал, каков бог небытия Яма. Теперь он предстал передо мною в облике красавицы с карповидными глазами и смелым взглядом.

 

Что более прекрасно — ее глаза или невинное очарование? Взгляд ее поглощает душу человека.

 

Глаза ли это? Или смерть? Или лань? В ее взгляде все лилось воедино.

 

Если бы чудные брови могли скрыть ее взгляд, то глаза той красавицы не рождали бы во мне мучительного любовного

желания.

 

Повязка на упругой груди лотосоокой подобна повязке на глазах слона, когда он учует течку слонихи.

 

Неужто сила моя, наводящая трепет па врагов, разрушена чарами красавицы?

 

Разве нужны какие-либо украшения для красавицы с чудными юными глазами и робкой стыдливостью?

 

Желание опьяняет того, кто видит возлюбленную — в отличие от вина, которое пьянит лишь выпивших его.

 

 

 

А по Твери Ольга вряд ли ответит...она в отпуске, и на форуме ее пока не будет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КНИГА 3. О ЛЮБВИ

Глава 109. Муки при виде любимой

 

Я смущен, увидев ее. Возможно, это сама Богиня Красо­ты? Или, может, грациозная дива? Или красавица с золотыми сережками?

Да. См. http://tirukkural.narod.ru/txt.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ребята, ну Вы как дети, ей Богу. :don-t_me:

 

Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе в 1037-1039 гг. центром работы хронистов стал Софийский собор. Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли новыми записями. Затем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. В 1072-1073 гг. появилась еще одна редакция летописного свода. Игумен монастыря Никон собрал и включил в нее новые источники, проверил хронологию, выправил стиль. Наконец в 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет». Она остается основным источником по истории Древней Руси. Нетленное тело великого летописца Нестора покоится в подземелье Киево-Печерской лавры, и за стеклом его гроба и ныне можно видеть сложенные на груди пальцы правой руки — той самой, которая писала для нас древнейшую историю Руси.

 

Таня, если бы все было так просто. Написана масса литературы по истории древнерусского летописания, десятки томов. Обратите внимание на Новгородскую летопись младшего извода, она существенно отличается от ПВЛ. Желающие могут ознакомится с работами Шахматова, Рыбакова, Лихачева, Приселкова, Тихомирова.

 

Обычно прозвание князя Ярослава Владимировича (ок. 978-1054 гг.) «Мудрый» объясняют его просветительской и законотворческой деятельностью. И в самом деле, князь Ярослав сам читал книги – по тем временам это было чуть не чудом учености.

 

Прозвище Ярослава - "Мудрый" изобретение Нового времени и возникло в XVIII - XIX веке, благодаря Карамзину и Соловьеву, в Древней Руси этого беспринципного и подлого князя именовали Ярослав I Владимирович, и все.

 

Как видите, Ярослав ухитрился породниться со всей Европой, весь Запад привязал к славянским землям самыми прочными узами – семейными. Именно такая династическая политика способствовала процветанию княжества, позволяла основывать города, строить соборы и монастыри, а также – с блеском оборонять восточные границы государства (западные-то были в безопасности).

 

Это детский сад.

Никакие семейные связи никогда не могли предотвратить военных действий. Василий I трижды воевал со своим тестем литовским князем Витовтом. А если Вы видели портреты Николая II, Вильгельма II и Георга V, то как же началась Первая мировая война.

 

Прошу прощения, но нет сил терпеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ах, какие фотографии этого красивого города:

http://dickhunter.narod.ru/photoalbum_tver.html

 

Виртуальная выставка:

Русско-индийские связи в памятниках культуры из собрания Тверской областной картинной галереи

http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/5.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ребята, ну Вы как дети, ей Богу. :don-t_me:

Прошу прощения, но нет сил терпеть.

Мы просто играем. Это всё-таки не клуб историков... В основе загадки - рядовая публикация, я думаю не историка, это личное мнение автора публикации см. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27571/ :party:

Мне перед историками очень неудобно, особенно за эти "исторические" намёки:

8.jpg

Планета ребенка Дербиш Англия.jpg

9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Справочка об авторе: http://www.kural.ru/578.htm

АФОРИЗМЫ ТИРУКУРАЛА ОТРЕДАКТИРОВАННЫЕ Л.Н.ТОЛСТЫМ

 

Афоризмы "Тирукурала", отредактированные Л.Н.Толстым и вошедшие в его сборники "Путь жизни" и "Круг чтения".

* * *

Пусть не думают, что для души есть другое рождение помимо познания истинного существа.

 

Те, кто вступил на этот путь, уже не возвращаются.

 

То, от чего человек отказался, не может причинить ему страдания.

 

Тот, кто уничтожил в себе гордость, говорящую "я", "мое", тот перешел в высший мир.

 

Не делать зла даже врагам - в этом главная добродетель.

 

Наверное погибает тот, кто обдумывает погибель другого.

 

Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешь делать зло, станешь еще беднее.

 

Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих грехов. Эта тень будет следовать по пятам их до тех пор, пока не погубит их.

 

Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет того, чтобы печали преследовали его.

 

Если человек любит себя, пусть он не делает зла, как бы мало оно ни было.

 

Какая цена глазам, в которых нет доброты? Доброта есть истинное богатство. Собственностью владеют и добрые и злые.

 

Стой на истинном пути, соображай и будь добр; хотя бы ты и изучил правила всех религиозных учений, только доброта даст тебе благо.

 

Тот, в душе которого живет доброта, никогда не вступит в область мрака и печали. Никакое зло не постигнет того, кто добр и служит всем существам.

 

Душа не живет в теле как в доме, а живет в нем как в временном прибежище.

 

Решение безгрешного состоит в том, чтобы не причинять печали другим, хотя бы он мог через это и получить великую выгоду.

 

Решение безгрешного в том, чтобы не делать зла тем, кто сделал ему зло.

 

Если человек заставит страдать даже тех, которые без причины ненавидят его, он в конце концов будет иметь неустранимую печаль.

 

Наказание делающим зло состоит в том, чтобы сделанным им великим добром заставить их устыдиться своих дел.

 

Какая польза в учености того, кто не старается избавить от страданий своего ближнего столько же, как и самого себя?

 

Если человек поутру хочет сделать зло другому, ввечеру зло посетит его.

tolstoi0005.jpg

Count_Tolstoy _with_hat.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

0264545620.jpg

Памятник Афанасию Никитину в г. Калинине. 1955.

 

НИКИТИН, АФАНАСИЙ

НИКИТИН, АФАНАСИЙ (умер в 1475) – тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор Хожения за три моря.

 

Год рождения А.Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных Хожение за три моря.

 

Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466–1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семенов) полагают точной дату 1468–1474. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Данное путешествие также началось гладко: Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).

 

В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

 

Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.

 

На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской», дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А.Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.

 

Желая поведать другим то, что повидал сам, А.Никитин вел путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие Хожение за три моря. Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных – змей и обезьян, таинственную птицу «гукук», якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.

 

Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много». Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться «землею Русской»: «Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!»

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NIKITIN_AFANASI.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем Афанасий Никитин ходил за три моря?

 

Владимир Рогоза

 

27257.gif

Памятник Афанасию Никитину в Твери

 

Знаменитый Васко да Гама, которому историей было предназначено открыть морской путь в Индию, еще только учился ходить, держась за нянькину руку, когда русский купец Афанасий Никитин ступил на набережную индийского города Чаул. Впереди у купца было несколько лет удивительных путешествий и приключений, о которых он поведал в рукописи «Хождение за три моря», ставшей первым дошедшим до нас подробным описанием заграничного вояжа россиянина.

 

Главной торговой «артерией» Руси в XV веке была Волга, по ней и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин «со товарищи». Запасшись подорожной грамотой от князя Михаила Тверского, на двух судах везли они российские товары в надежде выгодно продать их на берегах Каспия (моря Хвалынского). В Нижнем Новгороде купеческий караван присоединился к возвращавшемуся из Москвы ширванскому посольству, которое, по словам Никитина, везло от великого князя Ивана III в подарок своему хану 90 кречетов. Путь был опасный, на Волге «шалили» татарские орды, и купцы надеялись на посольскую защиту.

27204_or.jpg

Маршрут путешествия Афанасия Никитина (с сайта encyklopedia.narod.ru)

 

Купеческий караван благополучно дошел до дельты Волги, но с астраханским ханом Касимом купцы договориться не смогли, не помогло и ширванское посольство. Купеческие суда были разграблены, часть купцов попали в плен, а остальные смогли на посольском судне добраться до Дербента. Здесь Никитин задержался на год, начались длительные хлопоты по вызволению пленных и возвращению хотя бы части товара. Заступничеством ширван-шаха купцов удалось из неволи освободить, но товар им так и не вернули.

 

Возвращаться на родину Никитин не мог, так как большая часть товара была взята в долг под будущую торговую прибыль. Для него начался долгий путь по заморским землям в надежде заработать средства для возвращения долгов. Он перебрался в Баку, а затем через горы отправился на юг, занимаясь торговлей и изучением языков. К весне 1469 года Афанасий добрался до Ормуза - крупного порта на берегу Персидского залива, находившегося на пересечении торговых путей из Индии, Малой Азии, Египта и Китая.

 

27205.jpg

Афанасий Никитин в гостях у знатного индуса. Палехская роспись

«Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское» - записал Никитин в путевом дневнике. Купец, если хочет заработать, не может не рисковать, и Афанасий купил арабского жеребца в надежде выгодно продать его в Индии. Путь морем до индийского города Чаул занял шесть недель.

 

Индия произвела на Никитина неизгладимое впечатление: «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много - дивятся белому человеку. У тамошнего князя - фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних - фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят - фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».

 

Сразу же продать коня не удалось. Не устраивала цена, и Никитин отправился в глубь Индии, занося увиденное в путевой дневник. Афанасий не упускает обычные бытовые подробности, описывая, как готовят пищу, чем кормят коней и домашний скот, во что одеваются, как и чем торгуют. А какой русский не поинтересуется местным питием и гостеприимством? «Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу - из татны. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями». Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы.

 

В высокогорной крепости Джуннаре ему пришлось задержаться не по своей воле. «И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу - в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму». Никитина спас знакомый хорасанец Мухаммед, заступившийся за него перед ханом. Коня Афанасию вернули, и понуждать к перемене веры не стали. Но Джуннар он поспешил покинуть.

27206.jpg

В 1997 г. скромным тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию»

Коня удалось с выгодой продать только в конце 1471 года в Бидаре. Живя в Бидаре, Никитин со «многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя мое Афанасий. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся». Вопросы веры Никитин поднимает в записках неоднократно, проявляя при этом мало свойственную тому времени деликатность.

 

Путевые записки свидетельствуют, что не чурался Никитин и земных радостей: «В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить - дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны - хороша, 6 фун - хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».

 

Еще полтора года путешествовал Никитин по Индии, пытался прикупить товара для вывоза на Русь, но безуспешно. «Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».

 

27207.jpg

Наверное, снились купцу в Индии рождественские морозы. Набережная Афанасия Никитина в Твери. Январь 2008 г.

Весной 1473 года Афанасий Никитин из Дабула отправился в обратный путь. По пути в Ормуз он посетил Африку. «В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили».

 

Из Ормуза Афанасий отправился на север. Через Шираз, Исфахан, Кашан, Тебриз, Эрзинджан добрался до Трабзона. Казалось, длительное путешествие подходит к счастливому концу. Но «в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей - все выграбили». Остался у Никитина только дневник да желание поскорее вернуться на родину. Денег на дорогу пришлось занимать, надеясь встретить в Кафе (Феодосии) русских купцов и с их помощью расплатиться.

 

В Кафу Афанасий добрался только поздней осенью 1474 года. На этом его записи обрываются. Родную Тверь Афанасию Никитину увидеть уже не довелось. По свидетельству купцов, привезших его записи в Москву, он умер под Смоленском. Путевые записи Никитина попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. «Хожение за три моря» было включено в летопись. Видимо, записки купца были оценены по достоинству, так как до наших дней дошло шесть списков.

 

Потомки сохранили память о смелом русском купце, открывшем для россиян Индию. Его именем названа вершина подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги, где началось его необычное путешествие, на набережной, названной его именем, установлен памятник.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12567/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Величие и трагедия Афанасия Никитина

Или внимательному читателю "Хождения за три моря"

2010-08-05 / Виктор Михайлович Грибков-Майский - член Союза журналистов России.

 

243593.jpg

В гостях хорошо...

Василий Верещагин. Индийский мотив. 1875. Кировский областной художественный музей им. В.А. и А.М.Васнецовых

 

Хождение или хожение – в древнерусской литературе жанр путешествия, в котором обычно рассказывалось о поездке к святым местам. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина – это путевые заметки, созданные во время деловой поездки, поэтому они и занимают особое место в литературе.

 

Тверской купец Афанасий Никитин, совершивший свое путешествие в Индию в период, по одним данным, с 1466 по 1472 год, по другим, уточненным, с 1468 по 1474 год, был в полном смысле этого слова великим путешественником, одаренным писателем и… величайшим авантюристом.

 

Как и большинство его современников и соотечественников, Афанасий Никитин был человеком глубоко верующим, и в первую очередь именно его вера была испытана его же путешествием.

 

Для такого рискованного мероприятия необходимо было благословение. И оно было получено: «И пришел в Калязин монастырь к Святой живоначальной Троице, к Святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и святой братии получил благословение». Другой великий наш земляк, Игумен Макарий, родился в селе Грибково (Кожине) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи в 1400 году. После смерти родителей и супруги он был пострижен в Никольском Клобуковом монастыре Кашина, из которого вскоре удалился и основал свой монастырь. Преподобный прожил долгую жизнь и скончался в 1483 году. Мощи его обретены в 1521 году, которые до уничтожения монастыря в 1939 году хранились в его обители. В 1521-м он был канонизирован. Это был великий подвижник, который пользовался огромным авторитетом и уважением среди своих современников. Благословение такого человека дорогого стоило, а вот как им распорядился Афанасий Никитин...

 

Изначально путешествие готовилось основательно, где политические и торговые интересы взаимно дополняли друг друга. Дело в том, что Афанасий Никитин ехал вместе с московским послом Василием Паниным, который направлялся к правителю туркменских племен, воевавших в то время с османской Турцией. Да и сам Никитин был человеком опытным и много до этого поездившим и повидавшим. Но судьба, как это часто бывает, внесла свои коррективы, превратив хорошо продуманное предприятие в путешествие авантюриста-одиночки.

 

Интересно, что с Афанасием было еще шесть москвичей и шесть тверичей, которые, по всей видимости, также планировали побывать в дальних странах. Но утрата имущества в самом начале пути для многих сделала такое путешествие бессмысленным.

 

«И мы, заплакав, разошлись, кто куда: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а который должен, и тот пошел, куда его глаза повели». Все это в полной мере относилось к самому Никитину. Ведь для путешествия он занял под проценты крупную сумму денег, а так как по законам того времени как неплатежеспособный должник при возвращении он и его семья неизбежно будут рисковать не только своей свободой, но и жизнью, то Никитин решает продолжить путешествие, но уже на свой страх и риск. Если б он только знал, какую цену ему придется заплатить за такое решение!

 

Потеря практически всего имущества была, к сожалению, лишь началом его злоключений, которые длились без малого долгих шесть лет. Хотя, разумеется, были и у него маленькие радости…

 

Самым страшным испытанием для него было испытание верой, которое началось практически сразу. Ему обещают вернуть его единственную ценность – коня, предлагают деньги, но при условии, что он перейдет в ислам. На размышления дают четыре дня…

 

В первый раз трагедии удалось избежать, но уже тогда, наверное, у Никитина появилось осознание неизбежности повторения подобной ситуации и впредь. По большому счету у него не было выбора, если он хотел остаться в живых и довести свое рискованное предприятие до конца. Ведь он был совершенно один и, чтобы выжить, должен был пойти на самый тяжелый для верующего человека компромисс – на компромисс со своей совестью.

 

Не просто крик, но надрыв слышится в его словах: «Братья русские христиане, кто хочет пойти в Индийскую землю – оставь веру свою на Руси…».

 

По всей видимости, Никитин сначала просто делал вид, что принял ислам. Но вскоре он уже зовется на местный манер – Юсуфом Хоресани, затем начинает соблюдать обряды ислама. Годы на чужбине тянутся долго, и вскоре Никитин пишет, что «забыл всю веру христианскую». Через всю книгу пронес Никитин эту душевную боль вероотступничества: «А иду я на Русь с думой: погибла вера моя…»

 

В муках пытается Никитин сохранить свою веру, даже когда он молится по местным обычаям, то старается молиться Христу и «другого никакого имени не призывал». Но сам себя не обманешь, и вновь рука его выводит страшные слова: «Я же, рабище божий Афанасий, сожалею о вере христианской». И каждый раз, начиная молитву по-русски, он как бы незаметно для себя переходит на мусульманскую молитву. И так повторяется несколько раз. Но особенно заметно это проявилось в конце его путевых заметок…

 

Нет сомнения, что Афанасий Никитин сколько мог старался, хотя бы в душе, оставаться православным христианином, но жестокая действительность диктовала свои условия: «Горе мне, окаянному, с пути истинного сбился и не знаю уже, по какому пути пойду».

 

В предисловии к изданию «Хожения за три моря Афанасия Никитина» (М.: Советская Россия, 1980) Прокофьева высказывает предположение, что у Никитина «сложилось представление о боге не какой-то одной религии, а о боге вообще для человечества». Видимо, для такого утверждения сам факт вероотступничества давал право. В своих предположениях Прокофьева пошла еще дальше: «Был ли Афанасий Никитин последовательным выразителем реформистских и еретических идей своего времени или его воззрения носили черты стихийного религиозного свободомыслия, сложившегося на основе собственного жизненного и религиозного свободомыслия, мы не знаем». Внимательное прочтение исходного текста убеждает нас в том, что переход в ислам был вынужденным и исключительно болезненным шагом, обусловленным жизненной необходимостью, а не чем-то иным, о чем говорит Прокофьева.

 

Заметим, что немного позже в такой же ситуации оказался итальянский путешественник Никола де Кости. Посетив Индию в конце XV века, он был также вынужден принять магометанство.

 

К теме религии мы еще вернемся, а пока зададим себе простой вопрос, как вообще столько лет смог Афанасий прожить в чужих краях? Конечно, после продажи его единственного достояния, коня, деньги у него были, но они нужны ему были для дела, и он не мог позволить себе их просто «проесть».

 

И здесь нашему земляку помогла одна удивительная местная традиция, о которой упоминается в хожении. «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, так как об этом же спустя 25 лет писал и португальский мореплаватель Марко Поло. Так что способ выживания, а может быть, и заработка был найден. Оставалось главное – отыскать то, зачем он сюда пришел.

 

Афанасий Никитин был купцом, а это значит, что он был деловой человек и по Индии мотался с вполне осознанной целью – ему нужно было не только расплатиться с долгами, но при хорошем стечении обстоятельств он должен был еще и заработать на этом путешествии.

 

То, что Никитин искал нужный товар, никакого сомнения не вызывает. Это было его основной задачей – найти нечто, что можно было бы потом выгодно продать на Руси. И здесь поначалу его ждало разочарование: «Меня обманули псы басурмане, сказывали, что много всего нашего товара, а для нашей земли нет ничего…».

 

Но не такой был Никитин человек, чтобы отступать. Неудачи лишь удваивают его энергию, и вскоре он уже пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но и это его не устраивает, и он продолжает свои поиски.

 

Справедливости ради надо сказать, что время от времени Никитин интересуется довольно экзотическим товаром: «А рабы и рабыни-наложницы дешевы… черная-пречерная… маленькая, хороша».

 

Вскоре новая находка – фарфор, «продают его на вес, дешево». Но это тоже не то, что нужно, хотя уже явно чувствуется, что Никитин понял – он на правильном пути, и это для него главное. Спустя столько времени он уже точно знает, что ему надо, поэтому даже рубины, хрусталь и агаты упоминаются лишь вскользь.

 

«Кто ищет, тот всегда найдет», – гласит народная мудрость. Его поиски продолжались в течение почти четырех лет и в конце концов он нашел то, что ему было надо, Никитин нашел свой товар – алмазы!

 

Он подробно описывает все, что касается алмазов, – где добываются, столько стоят и т.д. Эта тема его явно интересует. Так подробно он не пишет ни о чем другом и, может быть, напрасно. Хотя как человек опытный он уже не раз прибегал к оригинальному приему, когда наиболее рискованные мысли записывались не по-русски.

 

Но какой ценой ему далась его находка! Что пришлось пережить Никитину на чужбине, можно представить по короткой, но характерной реплике: «А все черные люди злодеи, а женки все бл..., колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

 

А как измерить душевную травму, как замолить грех вероотступничества!

 

Предположение о том, что Никитин стал мусульманином, косвенно подтверждают и исследования его маршрута. Так, Сергей Кутейников отметил, что Никитин в основном перемещался по территориям, подконтрольным мусульманским правителям.

 

Однако цель столь долгого и рискованного предприятия достигнута, а это значит – пора возвращаться. Но и дорога домой не оказалась для Никитина прямой и скорой.

243593_image_1.jpg

...а свой уголок хоть боком пролезть, все лучше.

Борис Кустодиев. Купец-сундучник. 1923. Нижегородский художественный музей

 

Позади остаются берега Африки, Аравийский полуостров, территории современных Ирана, Ирака и Турции. Именно здесь, в Трабзоне, его опять обыскивают «и что было мелочи хорошей, все выграбили». Но, по всей видимости, не нашли самого ценного, так как искали другое – грамоты, другим словами – официальные письма.

 

И вот уже Черное море и Крым. Вздох облегчения вырывается из груди нашего соотечественника, ведь это уже знакомые земли: «Божьей милостью пришел я в Кафу за 9 дней до Филиппова поста». Это случилось 5 ноября 1474 года. И добавляет: «Бог творец».

 

На этом описание путешествия практически заканчивается. Практически, но не совсем. Афанасий Никитин завершает свое произведение удивительным во всех отношениях абзацем, который, наверное, ставит точку в высказанных выше сомнениях о вероисповедании Афанасия Никитина: «Милостиею Божиею преидох же три моря. Дигерь Худо доно, Олло перводигерь дано. Аминь! Смилна рахмам рагим. Олло акьбирь, акши Худо, илелло акшь Ходо. Иса рухоало, ааликъсолом. Олло акьберь. А илягаиля илелло. Олло перводигерь. Ахамду лилло, шукур Худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагим. Хуво могу лези, ля лясаильля гуя алимуль гяиби ва шагадити. Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. Ляиляга иль ляхуя. Альмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькалъхару, альвазаху, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алльрравию, алмавизу, алмузилю, альсемилю, албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу».

 

Мы видим, что здесь только первая строчка написана по-русски, все остальное – это мусульманская молитва или что-то очень похожее на нее.

 

Вопрос вероисповедания для нас важен и потому, что это вполне могло повлиять на дальнейшую судьбу Никитина, а вернее, привести к столь близкой развязке, которая наступила где-то под Смоленском, куда он попадает через Феодосию и Киев. Хотя, вполне возможно, роковым мог оказаться и тот товар, который привез из Индии Афанасий Никитин или его зашифрованные записи.

В любом случае, трагическая смерть Никитина в одном-двух днях пути от конечной цели, будь то Москва или Тверь, должна иметь логическое объяснение. Маловероятно, что внезапно и своей смертью умер человек, который смог выжить в столь экстремальных условиях в течение нескольких лет. Тем более что в своих путевых заметках он если и жалуется, то на муки духовные.

Все это не может не привести к мысли, что смерть Афанасия Никитина была насильственной. А то, что все это произошло практически на пороге дома, делает судьбу Никитина вдвойне трагичной.

По существу, за свое путешествие, сделавшее его бессмертным, наш земляк заплатил своей жизнью.

 

* * *

 

Сегодня об этом удивительном человеке напоминают три памятника: один в Твери, воздвигнутый в 1955 году; другой в индийском городе Ревданда, открытый в 2002 году, и памятник в Феодосии (Кафе), открытый в 2008 году. Но самый главный – это литературный памятник «Хожение за три моря». Сразу после смерти Афанасия Никитина русские купцы Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили записи в Москву дьяку великого московского князя Мамыреву, где они были включены в московские летописные своды (вторая Софийская летопись) под 1475 годом. А имя его навсегда останется в ряду самых выдающихся путешественников не только России, но и всего мира.

 

* * *

 

К сожалению, путь, проложенный в Индию Афанасием Никитиным и довольно подробно описанный им в «Хожении за три моря», по сути, так и остался невостребованным. Только в 1623 году другой русский путешественник Федор Котов воспользовался этим маршрутом, чтобы совершить путешествие в Персию.

http://exlibris.ng.ru/kafedra/2010-08-05/4_nikitin.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подвиг разведчика, или Что Афанасий Никитин искал в Индии

Не последняя попытка разгадки тайны тверского купца

2010-08-26 / Вардван Варткесович Варжапетян - историк, писатель, автор книги об Афанасии Никитине "Повесть о купце, пегом коне и говорящей птице".

 

244314.jpg

Путь Афанасия Никитина.

Фото с сайта www.dic.academic.ru

 

Прочитал статью Виктора Грибкова-Майского «Величие и трагедия Афанасия Никитина, или Внимательному читателю «Хождения за три моря».

Сам автор, безусловно, человек внимательный, но хожение (именно такая форма этого слова была принята во времена Афанасия Никитина) тверского купца таит столько загадок, что над ними бьются уже несколько веков.

Академик Измаил Иванович Срезневский писал: «Записки Никитина о странствиях в Персию и Индию в 1466–1472 годах – памятник в своем роде и для своего времени (пока не открылось других подобных) в такой же мере единственный и важный, как «Слово о полку Игореве», – были открыты Карамзиным и им одним доселе (написано в ХIХ веке. – В.В.) оценены по их значению в истории старой Руси ХV века».

 

Действительно, список «Хожения», обнаруженный Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троице-Сергиева монастыря, поразил великого историка: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных путешествий в Индию принадлежит России... В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегу Малабара...»

Нелишне вспомнить, что корабли Васко да Гамы в Индию привел арабский лоцман Ахмед ибн Маджид (1498). Потом, правда, он горько раскаялся, ибо португальцы разрушили пушками и разграбили приморские города.

Никитин же прошел неведомый путь сам, без провожатых.

О «Хожении» написано много, но один вопрос, важнейший, до сих пор без ответа: что он искал на краю Земли?

Большинство исследователей – от Николая Михайловича Карамзина до академика Дмитрия Сергеевича Лихачева – полагали, что Афанасий Никитин нечаянно очутился в Индии.

 

Шел тверской купец с товарами в Астрахань. На Волге пираты пограбили ладьи с товарами, продали купца в рабство в Ширван, там он добывал нефть, потом увязался с купцами в Персию, там увидел торговцев-индусов – и так, невзначай оказался в Индии.

 

Меня не устраивает «случайная» версия.

 

Не убеждает и ответ Виктора Грибкова-Майского: «Никитин нашел свой товар – алмазы». А чего их было искать? Они и тогда, как и сегодня, продавались везде.

Какую же невидаль и диковину искал тверитянин?

Загадка!

Но отгадку Афанасий сам дал в «Хожении». При этом ключ разобрал на три части и запрятал в разных местах рукописи. Их надо отыскать и собрать.

 

Попробую.

 

Первое.

 

«А напутствовали меня великий князь Тверской (Михаил Борисович), великий воевода (Борис Захарьич Бороздин) и владыка Геннадий (Кожа)».

 

Неужели всякого купца верхушка Тверского княжества, соперничавшего в ту пору с Москвой, так напутствовала? Конечно нет. Значит, было у Афанасия особое задание.

 

Вот и автор «EL», приведя слова самого Никитина («И пришел в Калязин монастырь к Святой живоначальной Троице, к святым мученикам Борису и Глебу и у игумена Макария и святой братии получил благословение»), подмечает: «Благословение такого человека дорогого стоило».

 

Верно! Игумен Макарий (1400–1483) – сын боярина Василия Кожи. По смерти родителей и супруги стал монахом, основал монастырь. В 1521 году причислен Русской церковью к лику святых.

 

Напутствовать – в ту пору значило «наделять чем-либо потребным в дорогу». Чем могли игумен и братия наделить Афанасия? Одним: испросить ему милость Божью, благословить на подвиг, а не на то, чтоб туго мошну набить.

 

Второе.

 

Никитин, по его словам, выдавал себя в Персии за хаджи Юсуфа из Хоросана.

 

Как?!

 

А как уралец Николай Кузнецов смог перевоплотиться в обер-лейтенанта Пауля Зиберта. Гауляйтер Эрих Кох, дав аудиенцию Зиберту, был совершенно уверен, что говорит с земляком, тоже уроженцем Восточной Пруссии.

 

Самое страшное для нелегала – встретить земляка. «Хаджи Юсуф» из Твери встречал хоросанцев, и они не сомневались, что встретили земляка. «Легенда» Афанасия-Юсуфа была подготовлена безукоризненно, если учесть, что Бахманидский султанат (одно из могущественнейших государств Индостана) находился тогда под властью мусульманских правителей, а великий визирь Махмуд Гаван сам был хоросанцем.

 

Третье.

 

Добравшись в конце концов до Индии, увидев все ее сокровища, Никитин упрямо повторяет: нет нужного ему товара. Видимо, чего-то такого, что держали в тайне. Как китайцы – секрет изготовления пороха, фарфора, шелка, так и индусы берегли от чужаков секрет булатной стали (не путать с дамасской, уступавшей булату).

 

В Тверском княжестве было всего два булатных клинка. Они легко рубили железные мечи и кольчуги. Вызнать, добыть тайну булата для Руси было все равно, что для Советского Союза получить чертежи атомной бомбы.

 

Удивительно, но после хожения Никитина и в Индии секрет булата был утрачен и по сей день не разгадан.

 

Металлург Павел Петрович Аносов (1799–1851), изготовивший в Златоусте замечательную сталь, не уступавшую дамасской, все-таки не повторил булат.

 

Ближе всех к разгадке оказался, как ни парадоксально, Александр Сергеевич Пушкин.

 

В поэме «Полтава»:

 

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

 

«Млат» – молот. А стекло при чем? Спрашивал я пушкинистов.

 

Они не знали, сами недоумевали.

 

Помог мне профессор Навроцкий, великий знаток кузнечного дела. И вот что выяснилось.

 

Пушкин, путешествуя по Уралу, сам наблюдал ковку златоустовской стали и, видимо, отметил, что раскаленную сталь посыпают порошком, который, вскипая, при остывании становится стекловидным, глазурью, которую молот при новой проковке клинка вдребезги разбивает.

 

Вот состав буры, присадки, тайного индийского порошка и предстояло добыть Никитину.

 

Ясно, что не только русские охотились за секретом булата. Могущественная сталь нужна была всем, кто вел войны. А воевали тогда все со всеми.

 

Весть о таинственном страннике, достигшем Индии, взбудоражила Москву и Тверь, Вильнюс и Киев, Рим и Лиссабон, Париж и Дижон. Его искали соглядатаи Папы Римского Сикста, султана Мухаммеда II, государя Ивана Васильевича, хана Узун-Гассана, властителя Литвы и Польши Казимира IV, венецианского дожа Николо Троно, хана Большой Орды Ахмата, бургундского герцога Карла Смелого.

 

Афанасия искали.

 

Обычный купец – персона, конечно, интересная. Но не такая важная, чтобы разведки всего мира охотились за ним.

 

Значит, у Афанасия Никитина было нечто важное, что-то неизвестное, но крайне необходимое для целых государств.

 

Уверен, тайну булата Никитин разведал. Возможно, зашифровал в своих записках, но на обратном пути, не раз обысканный, обобранный, ограбленный, отравленный, доверил секрет булата одной своей памяти.

 

Теперь о другом выводе автора «EL»: «Внимательное прочтение исходного текста убеждает нас, что переход в ислам был (для Афанасия. – В.В.) вынужденным и исключительно болезненным шагом...»

 

Да нет же, нет!

 

Сокрушения Афанасия («Погибла вера моя... горе мне, окаянному, с пути истинного сбился и не знаю уже, по какому пути пойду»), наоборот, являют глубокую, крепкую веру.

 

Укорять Никитина в вероотступничестве так же нелепо, как обвинять Максима Исаева, чекиста и коммуниста, зачем он променял ВКП(б) на НСДАП и дослужился до штандартенфюрера. Герой Юлиана Семенова сдал в Москве кому следует партбилет и боевые награды. Но веру на хранение не сдашь.

 

Мне посчастливилось участвовать в открытии памятника Афанасию Никитину летом 2008 года в Феодосии. Стыдно сказать, но я оказался там единственным россиянином. Даже из Твери никто не смог добраться до Крыма. Далеко!

 

Здесь, после долгих странствий, сошел Никитин на берег Черного – последнего для него – моря. «Божьей милостью пришел я в Кафу за 9 дней до Филиппова поста» (то есть 5 ноября 1474 года). Никитин по-прежнему меряет время православными праздниками. И это очень важно.

244314_image_1.jpg

«И не знаю уже, по какому пути пойду».

Николай Эстис. Из цикла «Фигуры». 2002 г.

Здесь, в древнем городе, населенном греками, армянами, евреями, татарами, Никитин смог, наконец, помолиться в армянской церкви. Такое православному допустимо.

В Кафе Никитин долго хворал. Здесь, возможно, написал свое «Хожение».

И двинулся дальше.

Тверь к тому времени подпала под руку Москвы. Афанасий про это не знал. И можно только гадать, в чью пользу решилось бы противоборство Твери и Москвы за всероссийский престол, если бы Афанасий раньше добрался до Твери и передал великому князю Тверскому секрет булатных клинков. Секрет ковки булатной стали.

 

Но Тверь утратила независимость, Русью правил Иван Великий. Все пути русских вели теперь только в Москву.

Если бы Никитин дошел до Москвы, он, наверное, предстал бы перед Иваном III, передал бы секрет булата государю и ушел бы в последнее великое странствие – в монастырь, на покаяние и молитву.

Однако судьба распорядилась иначе. Летописец так записал про Афанасия: «А сказывают, что, де, и (дескать. – В.В.) Смоленска не дошед, умер».

Умер, до Твери «не дошед» и даже до границ Руси не дойдя – Смоленск был давно (с 1404 по 1514 год) под Литвой. На эту деталь мало кто обращает внимание.

Но полынной горечью пропитаны последние слова «Хожения»: «Пусть устоится Русская земля, а то мало в ней справедливости. Боже, Боже, Боже, Боже!» (эти строки Афанасий зашифровал на тюркском, персидском, арабском языках).

Где умер, где похоронен Никитин, неведомо. Хорошо, хоть «тетрати» его сбереглись.

А подвиг по сей день недооценен, недоосмыслен ни родиной, ни Русской церковью (надеюсь, настанет время, и будут его чтить как иноков-воинов Пересвета и Ослябю, как флотоводца Федора Ушакова), ни даже Службой внешней разведки, которой Никитин, по сути, положил начало и крепкое основание.

 

Мудро замечено: «Достаточно одной жизни, чтобы обрести бессмертие». Никитин по праву обрел его своим подвигом, своей верой, своим служением Отечеству.

И даже именем своим – Афанасий (от греч. атанасос – бессмертный).

http://exlibris.ng.ru/kafedra/2010-08-26/4_nikitin.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подвиг разведчика, или Что Афанасий Никитин искал в Индии

Не последняя попытка разгадки тайны тверского купца

2010-08-26 / Вардван Варткесович Варжапетян - историк, писатель, автор книги об Афанасии Никитине "Повесть о купце, пегом коне и говорящей птице".

Каждый может войти в интернет... Но не каждый может найти такое! Татьяна**А, у вас талант исследователя! Я восхищён!

Думаю, чтобы такое придумать, на что я не знаю ответа... Вдруг Вы его найдете или найдёте какую-нибудь интересную версию ответа... :rolleyes:

 

Давайте попробуем :blush2:

НИКИТИН, АФАНАСИЙ (умер в 1475) – тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор Хожения за три моря… Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного…

… упомянул экзотических животных – змей и обезьян

БИБЛИЯ. Третья книга Царств, глава 10. http://bibleonline.ru/bible/rus/11/10/

 

1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.

2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.

3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,

5-20 …

21. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;

22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

23. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.

 

young_m.jpg

 

Очень непонятно происхождение слова обезьяна в русском языке. Про обезьян упоминается в библии! И вдруг, Афанасий Никитин «…упомянул экзотических животных – змей и обезьян…»!? Вот что у соседних стран:

 

Латынь – cercops

Английский – monkey

Немецкий – Affe

Французский – singe

Итальянский – scimmia (см. примечание )

Испанский – mono

Азербайджанский – meymun

Грузинский – მაიმუნი (на латинице - maimuni)

Арабскай – قرد {звучит: кырд}

Амянский – տնազ անել (на латинице - tnaz anel)

Греческий – μαϊμού

Турецкий – maymun

Болгарский – маймуна

Польский – małpa

Венгерский – majom

Румынский – maimuţă

Чешский – opice

Украинский – мавпа

Белорусский – малпа

Литовский - beždžionė

Хинди – Хинди.JPG(на латинице Bandara)

Персидский – میمون (Google не может произнести это слово!).

 

В Википедии есть статья «обезьяна». Происходит от др.-русск. обезьяна (Афан. Никит.); заимств. из турецкого!? (см. выше maymun), от перс. abuzine «обезьяна». Другие варианты не рассматриваются.

 

Я слышал такую версию, что это искаженное французское слово "смешной", amusant →амуза:н→обезан→обезьяна.

 

Подобные примеры в русском языке есть: mon cher ami →мо:н шерами→шерамыга→шарамыга.

 

Татьяна**А, а Вы что думаете об этом странном слове (обезьяна)?

 

Примечание: шимми – модный танец 20-х годов 20 века.

 

Шимми — это самый модный танец,

К нам его завёз американец,

А придумал шимми сумасшедший, говорят!

Правильно про это нам сказали:

Шимми раньше дикари плясали,

А теперь танцует в каждом зале весь Париж...

(Имре Кальман, «Баядера»)

 

Кому за … лет, посмотрите Гликерию Богданову-Чеснокову «Частица чёрта в нас», только до конца!

 

http://www.youtube.com/watch?v=kp1Hzm803q0&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=Xl06NffV3b0&feature=related

 

http://www.youtube.com/watch?v=tGcvRIXWeco&feature=related

Изменено пользователем Croc
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маэстро, а кто из правителей Руси-России вам симпатичен?

Да практически никто. Дело в том что политика вообще дело грязное и её в белых перчатках не делают. Но правители Руси-России отдельная песня - злобная, подлая, кровавая. Для школьных учебников существует облегченная версия сдобренная рассуждениями о значимости тех или иных преобразований, но это для воспитания гражданина.

"Симпатичность" правителя может заключаться в его особой гадостности, как ни странно.

А так - Александр II приятный человек, если не принимать в расчет его моральный облик и проживание в двух семьях одновременно. На остальных - пробу негде ставить. Особенно не люблю Ярослава Мудрого, Александра Невского, Петра Великого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый может войти в интернет... Но не каждый может найти такое! Татьяна**А, у вас талант исследователя! Я восхищён!

Думаю, чтобы такое придумать, на что я не знаю ответа... Вдруг Вы его найдете или найдёте какую-нибудь интересную версию ответа... :rolleyes:

:blush2:

Давайте попробуем

Да, я бы Таню взял бы в аспирантуру...

:blush2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...