На третьем своем визите в Тбилиси я наконец-то решила всё же добраться хотя бы до одного музея. В прошлые разы как-то не складывалось: то музеи не находились, то время... Потому, спустившись с Мтацминды, я целенаправленно зашагала по проспекту Руставели к Национальной художественной галерее (фото здания - с прошлых поездок, это не афиши сменить забыли:)
Меня манили туда картины Пиросмани, про трагическую и загадочную судьбу которого я в последнее время немало читала/слышала, потому очень хотелось посмотреть на то немногое из его творческого наследия, что удалось сохранить.
Однако, Пиросмани я оставила напоследок, как самое для меня интересное:) Начала с осмотра соседнего зала. Галерея в целом небольшая, на втором этаже три небольших зала с постоянными экспозициями (Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Елена Ахвледиани и др), и еще пара залов для временных выставок.
В первом же зале бросился в глаза портрет молодого человека со взглядом, устремленным куда-то в другие миры. Что-то в нем показалось знакомым. Подойдя ближе, прочитала, что то портрет знаменитого пианиста Святослава Рихтера Кетеван Магалашвили:
"Аджарки" Шалвы Кикодзе тоже заворожили своими взглядами:
И долго не могла оторваться от рассматривания картинок из жизни Грузии Елена Ахвледиани:
Чудесные картины, солнечные, теплые, уютные. И детали на них можно рассматривать бесконечно долго, погружаясь в простую городскую и сельскую жизнь Грузии, такую, какой она была примерно столетие-полтора назад.
Имя Ладо Гудиашвили я, конечно, слышала, но именно что только слышала, о живописи его не знала практически ничего. Только после посещения музея полезла в интернет почитать. Честно говоря, мне показалось, что в тбилисской галерее он представлен как-то несколько однообразно (это практически один ранний период его творчества - начало 1920-ых годов). На самом деле картины Ладо Гудиашвили куда более разнообразны, стиль его менялся с годами, и наблюдать этот процесс очень интересно:
Ладо Гудиашвили родился в семье, далекой от творчества, но страть к живописи проявилась у него еще в детстве. Однажды, когда ему было лет десять, на его рисунки обратил внимание немецкий художник Зоммер, живший тогда в Тифлисе. В 1910 году по совету Зоммера Гудиашвили поступает в школу живописи и скульптуры, основанную в Тифлисе Обществом поощрения изящных искусств. В 1919-ом для совершенствования художественных навыков и перенятия зарубежного опыта Ладо Гудиашвили уехал в Париж. Там он поселился на Монпарнасе и быстро стал завсегдатаем знаменитой богемной "Ротонды" - кафе, где собирались такие известные в последствии на весь мир художники, как Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Х.Сутин, под влиянием которых картины Гудиашвили приобретают новые черты.
Надо сказать, что молодой художник Ладо был счастливым человеком в том плане, что ему не пришлось ждать десятилетия (или вовсе смерти), чтобы получить признание своего таланта. Его творчество довольно быстро нашло почитателей, и еще будучи в Париже, он решился представить на выставку ряд картин, и все они получили признание критиков.
На родине, куда он вернулся в 1930-ые, его живопись принимали не так охотно. Ладо Гудиашвили прошел через чередующиеся в разной последовательности периоды полупризнания, признания и восторга, забвения и опалы.
Тяжелее всего ему пришлось в 1946-ом, когда за роспись стен церкви Кашвети от был исключен из тбилисской Академии художеств, где преподавал с момента возвращения из Парижа. И всё-таки он прожил долгую и плодотворную жизнь, взлетая на волнах славы и падая вниз, всё же никогда не оставляя живопись и оставив после себя огромное творческое наследие:
Небольшая экспозиция посвящена скульптору Якобу Николадзе: семейные фото, фотографии работ, небольшие скульптурные композиции, очень впечатляющие, наполненные чувствами, эмоциями, жизнью... "Саломея":
"Ветер":
И вот, наконец, я добралась до Пиросмани:)
Нико Пиросманашвили - пожалуй, самый загадочный художник Грузии. Не потому, что его жизнь была полна тайн. Просто потому, что факты его биографии скрываются где-то во тьме времен, и ни одному его биографу не удалось точно восстановить последовательность событий от рождения до трагической и печальной его кончины. Считается, что родился он в кахетинском селе Мирзаани, где впоследствии посторил дом для сестры и ее семьи (в этом доме и находится сейчас музей Пиросмани, до которого я в этот раз, к сожалению, так и не доехала). Его родители рано умерли, но судьба поначалу ему благоволила - он остался жить в семье банкиров Калантаровых, у которых некоторое время служил его отец. Сначала оставался в кахетинском Шулавери, потом переехали в Тифлис. Калантаровы относились к Нико скорее не как к слуге, а как к воспитаннику и компаньону их сына Георгия, потому жилось ему в общем неплохо. Он научился читать и писать по-грузински и по-русски, хотя систематического образования не получил. В какой-то момент он всё же покинул Калантаровых, причина этого, как и многое в жизни Пиросмани, покрыта тайной. Поговаривают, что юный Нико влюбился в хозяйскую дочь и написал ей письмо с объяснениями в любви, после которого оставаться в доме уже не смог, ибо, конечно, перспектив у такой любви не было и быть не могло.
Художественные таланты Нико проявлялись с детства, поэтому первое, что он сделал, уйдя от Калантаровых в самостоятельную жизь - открыл вместе с таким же художником-самоучкой Гиго Зазиашвили художественную мастерскую, чтобы заняться изготовлением вывесок на заказ. Но дело не пошло. Тогда Нико Пиросмани устроился на железную дорогу, где проработал около четырех лет. Поначалу работа ему нравилась, ибо давала возможность посмотреть другие, незнакомые края. Но вскоре строгие рамки и правила рабочего графика наскучили, он часто опаздывал, иногда и вовсе не являлся на работу, сказываясь больным, часто получал выговоры, и потому вскоре уволился.
Решив работать на себя, он открыл продуктовую лавку на окраине Тифлиса, нарисовав для нее две вывески с черной и белой коровами. Первое время дела шли успешно, однако, Нико, натура творческая, начисто лишенный предпринимательской жилки, один с коммерцией явно не справлялся, потому вскоре нашел себе компаньона. Постепенно тот вытеснил его из бизнеса, якобы купив его долю, выдав часть денег сразу, которые Нико передал деревенским родственникам, оставшуюся часть некоторое время отдавал по рублю в день, пока не заявил, что деньги Пиросмани закончились совсем. По сути в тот момент жизнь Нико покатилась по наклонной вниз, закончившись трагически в крошечной холодной и сырой подвальной комнатушке, где он жил последние годы в нищете и впроголодь.
Зато тот период жизни Нико Пиросмани, что начался после неудачной попытки стать лавочником-торговцем, стал самым плодотворным в его творчестве. Он постоянно рисовал: вывески для духанов, картинки из грузинской жизни на стенах трактиров, портреты знакомых и случайных встречных. Картины выходили из-под его кисти легко и непринужденно, порой за пару часов рождался настоящий шедевр. К нему стали всё чаще обращаться духанщики, расплачиваясь за росписи стен, картины и вывески обедом и бутылкой вина. К сожалению, стены духанов и вывески - недолговечный материал, и многое из творчества Нико было утрачено.
Долгое время Нико был известен лишь в узкой среде посетителей и владельцев питейных заведений. Духанщики и посетители трактиров любили его, некоторые из них становились по сути его меценатами, предоставляли ему кров, пищу и материалы для живописи, поддерживая желание творить. Но оседлая и благополучная жизнь Нико быстро надоедала, пользуясь гостеприимством и покровительством друзей, он жил у них полгода-год, а потом снова пускался в бродячую жизнь, скитаясь от одного трактира к другому. У одного из таких друзей-духанщиков однажды и заметили работы Нико братья Зданевичи и их друг, художник Михаил Лё-Дантю. До того никто из художественного мира Тифлиса о художнике-самоучке Нико Пиросмани и слыхом не слыхивал, тогда же в 1912 году всё кардинально изменилось. Простые, написанные в стиле примитивизма, но наполненные необыкновенной душевностью и грузинским колоритом, покорили Кирилла Зданевича, который приобрел сразу несколько картин Нико, и потом еще несколько художник написал для него на заказ (в числе них портрет Ильи Зданевича, написанные по фото). Из приобретенных картин Нико Зданевичи устроили небольшую выставку, познакомившую с творчеством художника не только грузинских живописцев, но и более широкий круг жителей города. Картины Нико вызвали неоднозначную реакцию: большая часть зрителей приняла их с восторгом и восхищением, но для чувствительного Нико Пиросмани оказалось достаточным для отчаяния всего одной критической статьи. Он решил, что известность, слава, признание - это не для него, и снова спрятался в привычной камерности и тишине тифлисских духанов.
Художники Тифлиса пытались помогать Нико Пиросмани, даже периодически собирали деньги для него, но Нико избегал общения с ними, делая исключение разве что для молодого Ладо Гудиашвили, с которым часто и подолгу беседовал, рассказывая о том, что для него есть живопись, и как рождаются его картины.
Между тем, Зданевичи делали немало для того, чтобы познакомить с творчеством Нико не только Грузию, но и весь мир. Его картины выставлялись на выставках за границей, неизменно получая признания и положительные отзывы. Таким образом, слава пришла к нему еще при жизни, но... как-то отдельно от него. Сам же художник умер незаметно, в полном одиночестве и нищете.
Нико Пиросмани никогда не был богат, а живопись требовала хотя бы минимальных вложений: холсты, кисти, краски... Потому часто он рисовал на том, что попадалось под руку. Чаще всего в качестве холста ему служила обычная клеенка, которой в избытке было на столах духанов. Нико даже не закрашивал ее, потому часто ее черные цвет и необычная текстура создавала интересный фон для его картин:
Большую часть информации о Нико Пиросмани я почерпнула из книги Э.Кузнецова из серии "ЖЗЛ". Но вот в чем странность... мнение о картинах Пиросмани, сложившееся у меня после прочтения, оказалось настолько отличным от того, что я увидела собственными глазами, что некоторое время не укладывалось в моей голове)) От прочитанного у меня сложилась в голове картинка похожих на детские рисунки, одноплановых картин, выполненных бледными красками преимущественно в оттенках черно-бело-серого. По факту я увидела яркие, солнечные, теплые и душевные картины, притягивающие взгляд:
Да и плоскими и одноплановыми некоторые из них назвать очень сложно:
На картинах Пиросмани много животных, часто не похожих на оригиналы, но у них удивительные глаза - мудрые и печальные. Ладо Гудиашвили говорил, что у зверей Пиросмани глаза самого Нико:
Актриса Маргарита. Та самая, что породило еще одну легенду о Пиросмани... ту самую, про миллион алых роз. Сколько в ней правды, никто не знает. Но предполагается, что всё-таки большая часть. Не всё то были розы - Нико скупил все цветы у торговцев в округе, их везли телегами и укладывали на площадь перед окнами Маргариты. Но она так и не ответила на любовь Пиросмани, и вскоре покинула город, исчезнув из его жизни навсегда, оставшись в его сердце и на его картинах:
Застолья и праздники - частая тема картин Нико:
Одна из немногих сохранившихся вывесок:
В этом зале я провела немало времени. От этих картин исходит какая-то невероятная светлая энергетика, они согревают теплом, и уходить от них совсем не хочется:) Очень хотелось посмотреть еще... для того я собралась в Сигнахи, заглянуть в музей, но не сложилось, осталось на следующий раз.
Пока же мои прогулки по Тбилиси продолжаются. Пройдя пару кварталов, я решила перекусить, и неожиданно снова оказалась среди картин Пиросмани (правда, уже репродукций), поскольку случайно забрела в духан его имени:
От души наевшись хинкали, отправилась гулять дальше... Продолжение следует:)
- 9
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии