РОССИЯ, РА, пПобеда, Свято-Михайловский Афонский монастырь, 9.06.21 (фрагмент из тура «Звезды Западного Кавказа. Адыгея, Архыз, Домбай»)
Одним из лучших направлений для летнего отдыха в 2021 году для меня стала поездка в Республику Адыгею - очень богатую на красоты и достопримечательности. От души и сердца в очередной раз налюбовался бурными реками, эффектными водопадами, каньонами, горными плато, нетронутыми лесами. В Адыгее нет моря - зато есть целый калейдоскоп самых разных термальных курортов; там я парил в небесах, спускался в глубокие, таинственные пещеры. Настоящим бонусом поездки по республике стала фантастическая кавказская природа, она предстала во всем блеске цветов и ароматов, а также погода, которая сполна радовала длинными и очень солнечными днями.
Путешествие по Западному и Центральному Северному Кавказу я начал с интереснейшего места - монастыря, расположенного в поселке Победа Майкопского района. Находится обитель на высоте 907-ми метров над уровнем моря; была ясная погода и величественная панорама открылась моему взору - на плато Лаго-Наки, на вершины Оштен и Абадзех, на Тыбгинский и Чугушский хребты. Свято-Михайловский монастырь был назван в честь небесного покровителя князя Михаила Романова - свАрхистратига Михаила. Слово «Афонская» в названии обители указывает не столько на личности основателей, сколько на соблюдение в новом монастыре Афонского, более строгого устава в богослужении и подвижничестве.
Храм имеет долгую историю (ему исполнилось 144 года с момента основания; в то время, как большинство ныне действующих монастырей Кубани возникли недавно - после начала перестройки). Впервые монахи поселились на этом месте в IX веке, о чем свидетельствовали сохранившиеся памятники. Идея создания Свято-Михайловского монастыря родилась у казаков по окончании Кавказской войны: немало ветеранов хотели остаток жизни провести в монастыре. Место они подыскали там, где сейчас стоит обитель, затем обратились в Ставрополь к преосвященному Герману епископу Кавказскому и Черноморскому, чтобы благословить их на основание обители. Однако был прислан отказ по формальным причинам от начальника Кубанской области. Спустя какое-то время монашеская обитель все же была основана иеромонахом Мартирием.
В августе 1883 году Святейший Синод благословил самостоятельное существование обители, а отца Мартирия возвел в сан архимандрида и утвердил в звании настоятеля. К тому моменту в Свято-Михайловском мужском монастыре было уже две церкви, несколько капитальных зданий, баня, келейные корпуса и паломнические гостиницы. Продолжалось строительство каменной церкви Успения Божией матери (построена в 1885 году). Вокруг монастыря были сады и виноградник, стояли теплицы. На территории Михайловского мужского монастыря располагалось несколько заводов: свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядный, винодельный, маслодельный, кожевенный. Были водопровод, паровая мельница, больница и аптека.
В годы гражданской войны Майкопский район и Михайловский монастырь попадал под власть то белых, то красных. К 1920 году, когда в этих местах прочно установилась советская власть, обители были национализированы. В монастыре оставалось чуть больше шестидесяти монахов и послушников. Отправлять службы большевики разрешили лишь в двух церквях, а в 1923 году сгорел храм Архангела Михаила, знаменуя окончание обители (формально монастырь был распущен в 1928 году «по просьбе коммунаров и отдыхающих»). Монастырь был воссоздан и окончательно возвращен Русской Православной Церкви в марте 2003 года.
Сейчас в Свято-Михайловском монастыре вместе с настоятелем (исромонахом Герасимом) девять монахов, пять иноков и семь послушников (живут и совершают богослужения по строгому Афонскому уставу; слышал стук деревянной доски - била, призывающего братию на службу; увидел стасидии - особые сидалища, где монахи находятся во время долгих богослужений; узнал про особые греческие скуфейки, поверх которых во время службы монахи то набрасывали, то снимали легкие наметки).
Посетил Древневизантийский пещерный монастырь с 5-ю монашескими кельями и узкими ходами, расположенный на территории обители под землёй, прямо в толще горы, на глубине около 50-ти метров. Эта подземная церковь вековой давности хранит в себе множество тайн, легенд и сказаний. Ходил бесчисленными подземными лабиринтами (со свечами прошел по подземным ходам около 200 метров), видел мироточащие иконы, наверху испробовал исцеляющиий источник и... вкуснейшие блины.
Этот пещерный монастырь также называют Монаховыми и Монастырскими пещерами, которые много старше Михайло-Афонской пустыни, основанной в XIX веке. Их случайно нашли уже после ее строительства - выходит, монастырь возвели на месте, которое задолго до строительства считалось святым. Монастырские пещеры в недрах горы Физиабго рукотворные, согласно исследованиям, их вырыли отшельники из Византии в VIII-X веках и, начиная с XIX века, древние пещеры использовались православными монахами. Византийские монахи прибыли сюда после того, как в Византии объявили почитание икон идолопоклонничеством (период иконоборчества длился с начала VIII века до середины IX столетия, что совпадает с предположительным периодом основания подземного монастыря). Многие отшельники также переселялись на Кавказ, бежав от преследования за веру. По преданиям, византийские монахи хранили в подземельях библиотеку с древними христианскими текстами, привезённую из Византии. Здесь же была иконописная мастерская, костехранилище с черепами почивших отшельников (где-то и сейчас в заваленных подземных ходах хранятся останки византийских монахов и бесценные древние книги).
По другой версии, пещеры выкопаны монахами в IX веке, но многие отрицают её состоятельность по многим причинам. Просто незачем было копать монахам эти пещеры, когда был большой монастырь на поверхности. К тому же, насельников в монастыре было не столь много, чтобы осилить такую масштабную работу (не представляю, сколько надо было вложить труда, чтобы столько выкопать; говорят, вся гора Физиабго пронизана подземными ходами). Раньше в подземный монастырь вело 11-ть входов, за что пещеры прозвали «одиннадцатиходкой». Все они вели к подземному храму; всего было около 3-х километров подземных ходов, но так как долгое время они оставались без присмотра, многие из них обрушились и сейчас перекрыты завалами (лишь малая часть ходов сохранилась до наших дней).
Гора Физиабго (Святая гора) является памятником природы и древней культуры юга России, горной Адыгеи, центром паломничества Западного Кавказа (здешние монахи называют ее Фавор). Неизвестно почему адыги прозвали ее «злой женщиной», но как памятник культуры наших предков, она уникальна. Это - самая северная вершина Даховского горного хребта, разделяющая долины рек Фарс, Дах, Фьюнт и Белая. Поднявшись на вершину Физиабго, я еще долго любовался на величественную горную Адыгею и виднеющиеся вдали могучие вершины Кавказских гор. На вершине Физиабго когда-то стояла одна из церквей монастыря - Преображенская. Сияние ее золотых куполов было видно за многие километры от горы. К сожалению, в середине XIX века храм был взорван и сейчас на этом месте установлен крест.
Спускаясь с горы, прошел несложной тропой, которая открывала удивительные летние пейзажи «золотого места» в Адыгее. Подошел к источнику в честь великомученика и целителя Пантелеймона, который находился примерно в одном километре на северо-восток от Свято-Михайловского монастыря. Здесь монахами возведена закрытая купальня для омовения. Зафиксированы десятки случаев исцеления после купания в источнике; набрал воды и окунулся в купель. Наслаждаясь далее неспешной прогулкой по красивейшему лесу, посетил знаменитый грот Эхо и пляж реки Белой..
Путешествие по Западному и Центральному Северному Кавказу я начал с интереснейшего места - монастыря, расположенного в поселке Победа Майкопского района. Находится обитель на высоте 907-ми метров над уровнем моря; была ясная погода и величественная панорама открылась моему взору - на плато Лаго-Наки, на вершины Оштен и Абадзех, на Тыбгинский и Чугушский хребты. Свято-Михайловский монастырь был назван в честь небесного покровителя князя Михаила Романова - свАрхистратига Михаила. Слово «Афонская» в названии обители указывает не столько на личности основателей, сколько на соблюдение в новом монастыре Афонского, более строгого устава в богослужении и подвижничестве.
Храм имеет долгую историю (ему исполнилось 144 года с момента основания; в то время, как большинство ныне действующих монастырей Кубани возникли недавно - после начала перестройки). Впервые монахи поселились на этом месте в IX веке, о чем свидетельствовали сохранившиеся памятники. Идея создания Свято-Михайловского монастыря родилась у казаков по окончании Кавказской войны: немало ветеранов хотели остаток жизни провести в монастыре. Место они подыскали там, где сейчас стоит обитель, затем обратились в Ставрополь к преосвященному Герману епископу Кавказскому и Черноморскому, чтобы благословить их на основание обители. Однако был прислан отказ по формальным причинам от начальника Кубанской области. Спустя какое-то время монашеская обитель все же была основана иеромонахом Мартирием.
В августе 1883 году Святейший Синод благословил самостоятельное существование обители, а отца Мартирия возвел в сан архимандрида и утвердил в звании настоятеля. К тому моменту в Свято-Михайловском мужском монастыре было уже две церкви, несколько капитальных зданий, баня, келейные корпуса и паломнические гостиницы. Продолжалось строительство каменной церкви Успения Божией матери (построена в 1885 году). Вокруг монастыря были сады и виноградник, стояли теплицы. На территории Михайловского мужского монастыря располагалось несколько заводов: свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядный, винодельный, маслодельный, кожевенный. Были водопровод, паровая мельница, больница и аптека.
В годы гражданской войны Майкопский район и Михайловский монастырь попадал под власть то белых, то красных. К 1920 году, когда в этих местах прочно установилась советская власть, обители были национализированы. В монастыре оставалось чуть больше шестидесяти монахов и послушников. Отправлять службы большевики разрешили лишь в двух церквях, а в 1923 году сгорел храм Архангела Михаила, знаменуя окончание обители (формально монастырь был распущен в 1928 году «по просьбе коммунаров и отдыхающих»). Монастырь был воссоздан и окончательно возвращен Русской Православной Церкви в марте 2003 года.
Сейчас в Свято-Михайловском монастыре вместе с настоятелем (исромонахом Герасимом) девять монахов, пять иноков и семь послушников (живут и совершают богослужения по строгому Афонскому уставу; слышал стук деревянной доски - била, призывающего братию на службу; увидел стасидии - особые сидалища, где монахи находятся во время долгих богослужений; узнал про особые греческие скуфейки, поверх которых во время службы монахи то набрасывали, то снимали легкие наметки).
Посетил Древневизантийский пещерный монастырь с 5-ю монашескими кельями и узкими ходами, расположенный на территории обители под землёй, прямо в толще горы, на глубине около 50-ти метров. Эта подземная церковь вековой давности хранит в себе множество тайн, легенд и сказаний. Ходил бесчисленными подземными лабиринтами (со свечами прошел по подземным ходам около 200 метров), видел мироточащие иконы, наверху испробовал исцеляющиий источник и... вкуснейшие блины.
Этот пещерный монастырь также называют Монаховыми и Монастырскими пещерами, которые много старше Михайло-Афонской пустыни, основанной в XIX веке. Их случайно нашли уже после ее строительства - выходит, монастырь возвели на месте, которое задолго до строительства считалось святым. Монастырские пещеры в недрах горы Физиабго рукотворные, согласно исследованиям, их вырыли отшельники из Византии в VIII-X веках и, начиная с XIX века, древние пещеры использовались православными монахами. Византийские монахи прибыли сюда после того, как в Византии объявили почитание икон идолопоклонничеством (период иконоборчества длился с начала VIII века до середины IX столетия, что совпадает с предположительным периодом основания подземного монастыря). Многие отшельники также переселялись на Кавказ, бежав от преследования за веру. По преданиям, византийские монахи хранили в подземельях библиотеку с древними христианскими текстами, привезённую из Византии. Здесь же была иконописная мастерская, костехранилище с черепами почивших отшельников (где-то и сейчас в заваленных подземных ходах хранятся останки византийских монахов и бесценные древние книги).
По другой версии, пещеры выкопаны монахами в IX веке, но многие отрицают её состоятельность по многим причинам. Просто незачем было копать монахам эти пещеры, когда был большой монастырь на поверхности. К тому же, насельников в монастыре было не столь много, чтобы осилить такую масштабную работу (не представляю, сколько надо было вложить труда, чтобы столько выкопать; говорят, вся гора Физиабго пронизана подземными ходами). Раньше в подземный монастырь вело 11-ть входов, за что пещеры прозвали «одиннадцатиходкой». Все они вели к подземному храму; всего было около 3-х километров подземных ходов, но так как долгое время они оставались без присмотра, многие из них обрушились и сейчас перекрыты завалами (лишь малая часть ходов сохранилась до наших дней).
Гора Физиабго (Святая гора) является памятником природы и древней культуры юга России, горной Адыгеи, центром паломничества Западного Кавказа (здешние монахи называют ее Фавор). Неизвестно почему адыги прозвали ее «злой женщиной», но как памятник культуры наших предков, она уникальна. Это - самая северная вершина Даховского горного хребта, разделяющая долины рек Фарс, Дах, Фьюнт и Белая. Поднявшись на вершину Физиабго, я еще долго любовался на величественную горную Адыгею и виднеющиеся вдали могучие вершины Кавказских гор. На вершине Физиабго когда-то стояла одна из церквей монастыря - Преображенская. Сияние ее золотых куполов было видно за многие километры от горы. К сожалению, в середине XIX века храм был взорван и сейчас на этом месте установлен крест.
Спускаясь с горы, прошел несложной тропой, которая открывала удивительные летние пейзажи «золотого места» в Адыгее. Подошел к источнику в честь великомученика и целителя Пантелеймона, который находился примерно в одном километре на северо-восток от Свято-Михайловского монастыря. Здесь монахами возведена закрытая купальня для омовения. Зафиксированы десятки случаев исцеления после купания в источнике; набрал воды и окунулся в купель. Наслаждаясь далее неспешной прогулкой по красивейшему лесу, посетил знаменитый грот Эхо и пляж реки Белой..
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
- 4
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет