КРЫМ, Бахчисарай. Успенский пещерный монастырь, Чуфут-Кале, 1.05.21
В очередной день тура по Крыму я приехал на стык раскаленных степей и горных гряд - в Бахчисарай, некогда бывший неприступной столицей Крымского ханства. Он удивил меня многими поразительными достопримечательностями в самой черте города и на окрестных территориях. К ним я отнесу долину, где природа и человеческий труд создали поистине великолепное сооружение - Свято-Успенский пещерный монастырь, который считается одной из наиболее почитаемых обителей православного мира в Крыму (интересным показался тот факт, что называют его «Крымской Лаврой»).
Находится монастырь в чудесном уголке полуострова - Марьям-Дере, что в переводе с греческого означает «Долина Марии». Раскинув свои стены на склонах ущелья, Свято-Успенский монастырь сразу привлек мое внимание, захотелось посетить эту изумительной красоты святыню, но она оказалась в этот день недоступной по техническим причинам. Долгое время именно она считалась оплотом христианства в Крымском ханстве. На территории комплекса я видел несколько церквей; прогулка по пещерам могла быть запоминающейся на долгое время. Недалеко от монастыря располагался родник святого источника, монахи оттуда брали вожделенную влагу для освящения и богослужений. Набрал водицы и я, что стало неким сувениром с тамошних мест. Весьма пожалел, что не смог ознакомиться с чудотворной иконой Божьей Матери, хранящейся здесь. С ней связана удивительная легенда, согласно которой, в давние времена произошло необъяснимое явление, когда чудотворный образ Одигитрии (один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой) чудесным образом попал в стены Свято-Успенского монастыря из византийского Храма Сумела, располагавшемся в Трапезунде (сейчас - Трабзон).
Свято-Успенский пещерный монастырь может похвастаться долгими и достаточно насыщенными строками истории. Его возникновение непосредственно связывают с Византийской империей. Так, в далеком VIII веке Крым являлся северной территорией этого некогда могущественного государства. В те времена монахами-иконопочитателями были сооружены несколько культовых памятников, среди которых оказалась и Свято-Успенская обитель. Все они располагались в труднодоступных регионах высокогорья. Недалеко от религиозного здания располагалась небольшая греческая деревушка Мариямполе, откуда частенько приходили последователи православной веры.
В XV столетии монастырский комплекс являлся одним из крупнейших подобных сооружений Крыма, куда нередко наведывались тысячи людей (притом, что Крымское ханство являлось исламским государством!); один только этот факт говорит о важности уникальной святыни. К сожалению, 1778 год стал мрачным временем для Свято-Успенского монастыря, ведь именно тогда состоялось массовое переселение христиан с полуострова. Со временем он постепенно стал приходить в упадок, страдая от отсутствия должного ухода и ремонта. Ситуация кардинально изменилась 15 августа 1850 года, когда началась реконструкция культового сооружения (это случилось благодаря архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию). В это же время началась постройка наземных церквей и жилых помещений. За время своего существования обитель посещало множество знаковых личностей, среди которых были русские цари и императоры. Разумеется, с приходом советской власти для монастыря вновь наступили мрачные будни, тогда он был закрыт для посещений и разграблен. Отдельные церкви, входившие в состав комплекса, вовсе были разрушены. В 1992 году обитель вновь была открыта и реконструирована, обладая теми же нотками стиля, которые присутствуют и сегодня.
Крым - чудесный край, потрясающий великолепными пейзажами природы и богатым культурным наследием, сохранившим дивные объекты архитектурных памятников. Одним из таких мест можно считать пещерный город Чуфут-Кале, располагающийся недалеко от Бахчисарая. Здесь самой природой были уготованы неприступные подходы к здешним чертогам, что замечательно подходило для городов крепостного предназначения. Посетив это селение, я беспрестанно делал фото, оставляющие чудесные воспоминания о путешествии. Меня давно интересовали «Пещерные города» Крыма (название присвоено русскими путешественниками и учёными ряду средневековых городов, поселений и монастырей, наземных построек, которые в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах, сохранились, создавая впечатление основных сооружений). Таким городами были Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. К более мелким укреплённым поселениям, превратившимся в своего рода феодальные замки, которые также традиционно причисляются к пещерным городам, относятся Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. Называют «пещерными городами» и монастыри, наиболее известными из них являются Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Инкерманский, Челтер-Коба.
«Пещерные города» (это название условное) - удивительно своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо; остались, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX веков полагать, что они использовались для жилья (отсюда и название городов - «пещерные»). Почти все они расположены в пределах Бахчисарайского района на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение (горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы). В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами в виде обрывистых неприступных скал, относятся «пещерные города», построенные в VI-X веках потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов.
Дело в том, что население средневековой Таврики сформировалось на базе разноэтнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Одним из древнейших обитателей полуострова были тавры, упоминание о которых встречается в письменных источниках. Возможно, по имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV века. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокипий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика. В XIII веке на полуостров вторгаются монголо-татары. Татарская администрация, обосновавшаяся в городе Солхате (в то время крупном торговом центре), дала ему новое название - Крым. В XV веке, когда Солхат утратил свое значение, а татарская администрация переселилась в западную часть края, название Крым постепенно распространилось на весь полуостров.
В 1475 году Крымский полуостров завоевывали турки и в течение 300 лет он находился под властью Османской империи. После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям, Крым в 1783 году был присоединен к России и «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение; их жители переселились в близлежащие города (таким образом, «пещерные города» опустели). В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII веке. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мартин Броневский, который побывал в Крыму в 1578 году (его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца). Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат выдающемуся ученому XVIII века академику С.Палласу. Немало было сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком И.Кеппеном в XIX веке и нумизматом, историком, археологом Л.Бертье-Делагардом в конце XIX - начале XX веков.
«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы. В первую входят значительные по площади города: Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен. Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле. К третьей - христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Челтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон. Они не имели специальных оборонительных сооружений, в пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы, другие культовые и хозяйственные помещения. Наиболее интересной мне показалась история пещерных монастырей, которые появились в конце VII - начале IX веков. Их возникновение связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение, по существу, являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 году эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание (как идолопоклонство). При этом преследовались совсем не религиозные цели - иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы; массы беглых монахов стекались в Крым и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.
После Свято-Успенского пещерного монастыря я продолжил свой путь к объекту, который меня интересовал больше всего - к «пещерному городу» Чуфут-Кале, куда туристы тянулись неиссякаемым потоком (их оказалось столько, что «яблоку было негде упасть»). Вспоминал, что Кырк-Ер (Чуфут-Кале) был резиденцией первого хана Крыма Хаджи I Герая. Другой Хан, Менгли I Герай, основал новый город, куда и перенес ханскую столицу. Постепенно жители стали спускаться с гор, предпочитая более комфортную жизнь в новом городе Салачике. В крепости остались жить караимы и немного крымчаков. В XVII веке Кырк-Ер начинают называть Чуфут-Кале, что означает «Иудейская крепость». Ограничения на проживание караимов были отменены со временем вступления Крыма в состав Российской империи, жители стали покидать Чуфут-Кале и перебираться в большие города. Чуфут-Кале был полностью покинут жителями к концу XIX века, за исключением семьи смотрителя - они стали последними жителями этого уникального поселения.
Медленно продолжал свой путь, поднимаясь к Южным воротам - долго и непросто, так как дорога представляла из себя выложенную старыми неровными камнями тропу длиной в пару километров, вдоль нее были выставлены столы с местными товарами: поделками из можжевельника, крымскими чаями из трав, восточными сладостями и прочей сувенирной и ремесленной продукцией. Наконец, перед моим взором выросла скала с пещерами и парой караимских домов. Войти на территорию было непросто - слишком узкими оказались Южные ворота Кичик-Капу, в результате образовался затор из-за многочисленных туристических групп. Пришлось ожидать, когда групповые туристы, которые шли впереди нас, попадут на заветную территорию, затем просочились мы сами.
Дальше пошло освоение первых пещер, так называемого «Христианского пещерного комплекса», которые были вырезаны в скале в несколько ярусов. Историки считают, что город-крепость в этом месте был заложен примерно в V-VI веках, к X веку его основным населением были аланы; когда город перешел во владения кыпчаков, он получил название Кырк-Ер. Поднялся вверх от Южных ворот по узкой-узкой улице вдоль стен домов, которых почти не осталось. По ширине улицы становилось ясно, что город основательно готовился к отпору нападавших врагов (ведь, чем уже проход, тем проще держать оборону); входные ворота, через которые я попал в город, также были сделаны экстремально узкими.
Дороги в Чуфут-Кале, оставшиеся со средних веков, представляли собой отполированные временем и тысячами ног камни. Передвигаться по ним было не просто, радовался, что на мне была хорошая обувь (бедные женщины! некоторые из них были на каблуках или в босоножках!!)
В своем большинстве, город представлял собой руины, но кое-что всё же сохранилось до наших дней. Например, два караимских храма - кенассы, восстановлением которых занимается караимская община. В момент, когда я вошел во двор, там находилось одновременно две группы человек по 60-ят, поэтому сфотографировать кенассы мне удалось лишь со второй попытки, когда шел на выход из города. Моя группа не стала толпиться в тесном дворике с другими туристами, а зашла сзади кенасс и мы по очереди заглянули в окошко, разглядывая как выглядит изнутри караимский храм. С заднего двора кенасс открывался вид на ещё одну сохранившуюся постройку - жилой дом-усадьбу, в котором сегодня организован музей, посвященный культуре караимов.
Далее по маршруту я обнаружил руины мечети, построенной в 1346 году и отреставрированной ещё в XV веке (сколько событий помнят эти камни и дороги?!) Прошел крепостные ворота Орта-Капу, от которых начиналась первая оборонительная стена, а позади неё - оборонительные рвы. Осмотрел мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике Ханым (примерно 1437 года постройки). По легенде Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с любимым (именно поэтому мавзолей выстроен неподалеку от края пропасти). Вышел к долине Ашлама-Дере - как же здесь красиво! Обогнул оборонительную стену с организованной системой оборонительных рвов. Спустился по каменным ступеням в пещеры, вырезанными прямо возле самого обрыва (это - Чауш-Кобасы, подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века, использовавшиеся для хозяйственных нужд). В дальнем углу одной из пещер нашел место с потрясающей акустикой, затем впечатленный долго шел по улице под какой-то караимский напев. Оказалось, что в пещеру регулярно приходит музыкант и играет на не совсем обычной гитаре. На обратном пути, уже распрощавшись с гидом, я вернулся и послушал его; к сожалению, снимать себя он не разрешил.
Дойдя до последних ворот по колее в камне, продавленной колесами тысяч телег, я повернул в обратную сторону к Южным воротам, но пошел немного другим путем, находя пока неизведанные интересные места. Пробрался сквозь колючие кусты по самому краю обрыва, где то и дело попадались какие-то пещеры. Одна из пещер была большой и очень заинтересовала меня своим устройством, позже я узнал, что это был двухъярусный тюремный каземат. У Южных ворот стало гораздо спокойнее, романтичнее (толпы туристов покинули город) и я с удовольствием облазили несколько пещер перед прощанием с Чуфут-Кале. Размах строительства и обустройства города в таких труднодоступных местах поражал - по впечатлениям Чуфут-Кале превзошел мои ожидания. Внизу меня ждали сувенирные лавочки; как же можно уехать из Крыма без его чаев и подарков!?
Еще раз прошел мимо Свято-Успенского монастыря; он никуда «не делся», здесь стало спокойнее, менее суетливо, так как основная масса туристов уже разъехалась. Поспешил на замечательный национальный обед в ресторан Бахчисарая, а затем - в Ханский Дворец
Изменено пользователем ГРИГОРЬЕВ Виктор
Добавил фото
- 9
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии