Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж
  • записей
    9
  • комментария
    23
  • просмотров
    5 740

ЛЮДИ. МОРЕ. КОРАБЛИ.


Елена Аксенова

1 005 просмотров

Доброго всем времени суток, уважаемые читатели!

Я уже не раз рассказывала Вам о своем родном городе - Новороссийске и показывала фотографии улиц и парков, набережной.

Наверняка, Вы помните, что раньше было принято начинать парадное представление городов, по случаю и без, с пафосных слов - город-герой, город-труженик. Герои, отдавшие свои жизни защищая наш город от врагов никогда не будут забыты. Что касается города-труженика, то это тема отдельного разговора. И, я, пожалуй, никогда бы его не начала самостоятельно, если бы не наша форумчанка Ольга с Абакана. Спасибо ей за то, что придала мне немного смелости. Ведь писать о повседневности и работе намного сложней, чем рассказывать о происходящем в путешествии.

Вопрос Ольги был о профессии моего отца. Он работал матросом-мотористом, рыбообработчиком на рыбопромысловых судах предприятия "Новороссийскрыбпром" более 35 лет, и бóльшую часть своей жизни провел в рейсах, вдали от дома и семьи, побывал во многих портах мира и обошел практически все моря и океаны вдоль и поперек. Рыболовецкие траулеры предприятия уходили из родной гавани на пять-семь лет, и к ним приходилось добираться самолетами в различные отдаленные порты мира, и соответственно, так же возвращаться домой. Рыбопромысловых зон для добычи было несколько - это Атлантика и африканские регионы, бескрайние просторы Тихого и Индийского океанов. Траулеры имели на борту морозильное оборудование, и добытый улов непродолжительное время находился в холодильниках, затем приходил транспорт-"база", на которую рыба перегружалась и доставлялась по месту назначения. Длительность таких "экспедиций" была разной - от шести до девяти месяцев, по максимуму. И зависела она не только от поставленной Родиной задачи и планов по добыче, но и от готовности следующего экипажа заменить отработавший. Стоянки в портах были дорогими и непродолжительными, только по крайней необходимости - чтобы сменить экипаж, пополнить запас воды и топлива, продуктов питания, которыми запасались впрок на все случаи жизни, и снова уйти в автономное плавание на долгие пять-шесть месяцев. "Крайней" необходимостью считался и ремонт потрепанных штормами кораблей. Морские странники, хоть и были прочнее людей, но тоже периодически требовали осмотра и технической помощи. К ним на три недели прилетала " скорая неотложка" - рембригада, которая в хорошем темпе приводила в порядок плавсредство, чтобы и внутренне и внешне соответствовать западным аналогам. И у корабля начиналась новая жизнь.

Торговля добытой русскими рыбаками рыбой, шла на ура, и её с удовольствием покупали Штаты и Китай, Юго-Восточная Азия и Африка. Плавучий консервный комбинат - "база", на переходе из промысловых зон к местам выгрузки, успевала обработать и упаковать выловленную рыбу, а так же приготовить из нее консервы, которые так же, как и морская рыба, были достаточно востребованы на прилавках мира. Вся эта деятельность долгое время приносила баснословные суммы в кошелек государства и карманы кампаний и предприятий. Хотите знать аванс простого матроса 70-80-х? 90 рэ. Очень хорошо помню эту сумму. Его можно было оставить через бухгалтерию и он отправлялся на сберкнижку. Это уж потом, по результатам рейса и отчетности, выплачивались остатки зарплатки, какие-то премии, пересчитываемые на валютные чеки. Много ли это было? Когда дома должны были как-то жить полгода семьи с детьми, которых требовалось накормить, напоить и выучить? Не густо.

С тех пор прошло немало лет. Я никогда не спрашивала отца - как ему было там. Всё и так было ясно. Ему там было намного трудней и сложней, чем нам, на земле. Но, он прошел этот путь до конца, и не свернул с него на половине, как бы тяжко не приходилось. Слово "надо" всегда было главней всего. Чтобы жить, надо было работать. Чтобы работать, надо было забыть об усталости, жаре и холоде, о праздниках, превращенных в будни. Постоянно собирать в кулак и волю, и расшатанные нервы. И ждать-ждать-ждать, когда перед глазами будет не линия горизонта, рассветы с закатами, а что-то более существенное - машины, дома, деревья. Земля!!! Понять это чувство может только тот, кто был между небом и землей. В море или в космосе.

Думаю, что вводной информации для первого в моей жизни блога, достаточно. Фотографии, что Вы увидите далее, размещаю с любезного разрешения их автора и моего давнего друга - А. В. Кисельникова, проработавшего в ОАО "Новошип" много лет - под флагом и без оного. Он мне их аккуратненько загрузил в папку, которую я сегодня с большим удовольствием для Вас "распечатываю". Вряд ли когда-либо в интернете Вы найдете подобные. Просто взгляд моряка - на море, корабль и жизнь на борту во время переходов из одного порта в другой.

Вы согласны на такое фото-путешествие из Баренцева моря в Южную Атлантику? Тогда вперед! Мы отправляемся из Мурманска на балкере "Сергей Лемешев", построенном в Болгарии в 1983 году.

1463.JPG

1492.JPG

1502.JPG

1501.JPG

1491.JPG

1595.JPG

1428.JPG

1497.jpg

1445.jpg

1447.jpg

1446.jpg

Пишите в комментах - интересна ли Вам эта тема, если смысл в других публикациях. С уважением, Елена.

9 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Да. Тема интересна. Хотелось бы понять, что именно двигало отца на столь отдаленную и длительную работу? Сначала я очень даже хорошо поняла. Это возможность посмотреть мир. Но когда прочитала, что вылазки на сушу были слишком дорогими, редкими и очень короткими по времени, то призадумалась.

Ссылка на комментарий

Лен (можно так обращаться?), на одном дыхании проглотила твой пост в теме с таким красивым названием...Мне из безбрежнего и ковыльного степного края эта тема- как из другого мира , где цвета разные-другие..И люди- отважные и героические..Продолжай...

Ссылка на комментарий
2 часа назад, Sveta40 сказал:

Да. Тема интересна. Хотелось бы понять, что именно двигало отца на столь отдаленную и длительную работу? Сначала я очень даже хорошо поняла. Это возможность посмотреть мир. Но когда прочитала, что вылазки на сушу были слишком дорогими, редкими и очень короткими по времени, то призадумалась.

Свет, мальчишки нашего поколения шли учиться  в мореходки с удовольствием. Это было престижно..

Ну, и работа в морском промысле-тоже..

Ссылка на комментарий
3 часа назад, Гульфира сказал:

Свет, мальчишки нашего поколения шли учиться  в мореходки с удовольствием. Это было престижно..

Ну, и работа в морском промысле...

3 часа назад, Sveta40 сказал:

Мне тоже нравится морская тематика.

Спасибо Вам за отклик, друзья.

Да, Гульфира права. Как сейчас, так и много лет назад, был повышенный спрос на некоторые профессии. И раньше было очень престижно поступить в одно из нескольких морских училищ страны, затем уйти в моря на практику и просолиться, а потом, по возможности и желанию, продолжить обучение и пойти вверх по карьерной лестнице. Для некоторых это тоже было немаловажно, как и приобретенный опыт. Романтика и стремление увидеть разные страны, быть капитаном дальнего плавания, а не простым матросом, как мечты, сопровождали каждого второго парня-студента. Но не всем удалось достичь поставленной цели. Учёба заканчивалась, и что там, за горизонтом в морях будет, эта молодежь мало себе представляла. Рассказы наставников и старших товарищей о дальних берегах и возможности высокого заработка вскружили не одну голову. А жизнь, на поверку, оказалась совсем не такой сказочной, какой они себе её представляли.

 

Ссылка на комментарий

Мой брат работает врачом на судах Мурманского пароходства 33 года.  Сейчас - ходит на теплоходе " Клавдия Еланская"  по федеральной программе-  освоение полярных пространств. Был в экспедиции и на ЮЖНОМ ПОЛЮСЕ с Нидерландскими учеными , изучавшими  жизнедеятельность пингвинов, с Роснефтью в поисках нефтяных шельфов  в Северном регионе,  да и где он только не был... Нелегкая профессия!!

Ссылка на комментарий

Лена, спасибо большое за доверие! Тема очень интересная! Моя семья и все близкие, люди сухопутные, правда отец служил на подводной лодке, 3 года, чем очень гордился всю свою жизнь. Лена, конечно, продолжай! Ведь нами всегда движет жажда открытий и можно, почти из первых уст, от Дочери Моряка увидеть-узнать интересные и необычные вещи.Ты так великодушно предлагаешь нам пройти этот морской путь! Я в предвкушении!!! 

Ссылка на комментарий

Романтика,это,конечно,дух времени 60-70 х годов:геологи,моряки,полярники,космонавты и т.д. Но зарплата какая-то "земная",даже моя мама-учитель(вечно недооцененная в плане финансов профессия) получала в то время  100-120р.

Лена,продолжайте,очень интересно читается(впрочем,как всегда)

Ссылка на комментарий
В 18.03.2022 в 12:34, Светлана г.Ковров сказал:

Романтика,это,конечно,дух времени 60-70 х годов:геологи,моряки,полярники,космонавты и т.д. Но зарплата какая-то "земная",даже моя мама-учитель(вечно недооцененная в плане финансов профессия) получала в то время  100-120р.

Лена,продолжайте,очень интересно читается(впрочем,как всегда)

Светлана Валентиновна! Это была часть зарплаты, наш привычный "аванс". Остальная сумма перерасчитывалась в конце рейса, по отчетности о выполненных работах за минусом питания, содержания в течение шести месяцев работников, перелетов и прочих услуг. Иногда по завершении таких расчетов и получать было нечего. Улетал с одним чемоданом - с ним же и вернулся. Приходилось передохнуть совсем немного и снова искать либо рейс либо работу на берегу.

Что касается оплаты и условий для сотрудников по состоянию на 2020 год, то их можно увидеть по ссылке: https://ermekeevo-rb.ru/prochee/skolko-sostavlyaet-zarplata-moryakov.html

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...