Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Четырежды терапевтический тур "Сердце Италии" от 04.05.2016


Рекомендуемые сообщения

Снова возвратимся в трансепт.

 

0_137550_d0ea2d1_XL.jpg

 

Практически у ворот, слева от входа в капеллу дель Корпорале, мы видим скульптуру "Воскресший Христос" работы местного мастера Раффаэло ди Монтелупо

 

0_137510_16aad29d_XL.jpg

 

Справа от входа в капеллу, напротив ворот трансепта  - его же скульптура "Дева Мария" и алтарь "Посещение Марией Елизаветы"

 

0_137511_6f3de144_XL.jpg

 

и работа "Бичевание христа" Габриэле Мерканти

 

0_137540_c61d90be_XL.jpg

 

Над входом в Капеллу дель Корпорале красуется орган работы Ипполито Скальца, как и Монтелупо, уроженца Орвието.

 

0_137539_f9889431_XL.jpg

 

0_13753e_2d6c1434_XL.jpg

 

Его же "Пьета"

 

0_13753f_f878ecdd_XL.jpg

 

Фрески Главной капеллы, выполненные теми же мастерами, что и фрески Каеллы дель Корпорале, посвящены сюжетам из жизни Марии и завершаются сценой «Коронация Марии на небесах». Это самый подробный богородичный цикл среди сохранившихся итальянских произведений 14 века.

 

0_137513_ae1a4aef_XL.jpg

 

0_137545_b4fdecba_XL.jpg

 

0_137549_ee24878_XL.jpg

 

0_13754c_7b81e12c_XL.jpg

 

Витражи капеллы также посвящены жизнеописанию Богоматери, выполнены в 14 веке мастером Джованни Бонино из Ассизи

 

0_137544_b4d1f18a_XL.jpg

 

0_137546_e704b633_XL.jpg

 

Деревянные хоры и распятие

 

0_137551_4a3a4480_XL.jpg

 

0_137547_4f8d16a4_XL.jpg

 

0_137548_97ecd3d3_XL.jpg

 

Такие свечи мы ещё не раз увидим в нашем путешествии

 

0_13754d_a58834d8_XL.jpg

 

Деревянная кафера

 

0_137552_4be5cc70_XL.jpg

 

0_137557_591e11ae_L.jpg

 

Ева и Адам

 

0_13755d_14fb7525_XL.jpg

 

0_13755f_db3c8fc2_XL.jpg

 

Ecce Homo

 

0_137555_c12995f6_XL.jpg

 

Алтарь "Поклонение Волхвов"

 

0_13755e_bcfb22df_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 295
  • Создана
  • Последний ответ

Так незаметно я подошёл к главной жемчужине собора - Капелле Сан-Брицио. Её роспись была начата в 1447 году великими художниками раннего Ренессанса фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли и закончена в 1504 году прославленным живописцем Лукой Синьорелли. Единственная более поздняя работа - "Святые за беседой" Доменико Мария Муратори(1724 год)

 

0_137562_9629e482_XL.jpg

 

Основная же тема росписей капеллы - Страшный Суд и Апокалипсис, при этом при их создании авторы опирались не только на Священное Писание, но и на "Божественную Комедию" Данте и "Золотую Легенду" Иакова Ворагинского.

 

0_137567_a673a9f8_XL.jpg

 

Восхищает мастерство средневековых живописцев. Как им удалось передать свет, исходящий от образа Спасителя-Судии?

 

0_137572_3c70cd37_XL.jpg

 

0_137578_31c1f323_XL.jpg

 

Конец света

 

0_137569_e91a6799_XL.jpg

 

Низвержение в ад и Воскрешение из мёртвых

 

0_137565_27db7bb9_XL.jpg

 

Низвержение в ад - грозная иллюстрация к великому творению Данте

 

0_137566_6adcd3d5_XL.jpg

 

Воскрешение из мёртвых. Работа, при взгляде на которую пробирает дрожь - настолько естественным выглядит этот сюжет.

 

0_137561_49ca3b4a_XL.jpg

 

Signorelli%2C_Luca_-_Resurrection_of_the

 

Проповедь Антихриста и Праведники

 

0_13756f_84d1f830_XL.jpg

 

Проповедь Антихриста происходит на переднем плане, в левом же верхнем углу мы видим его низвержение от руки Архистратига Михаила. Среди слушателей Синьорелли поместил портреты Данте, Колумба, Чезаре Борджа, Бокаччо и других исторических персонажей. В левом нижнем углу - автопортрет Луки Синьорелли  и портрет Фра Беато Анджелико. 

 

0_137571_f26939e1_XL.jpg

 

Антихрист

 

Signorelli-Antichrist_and_the_devil.jpg

  

Праведники в раю. В этой работе Синьорелли предвосхищает поиски Микеланджело в области использования пластики человеческого тела как выразительного средства.

 

0_137570_4c8b6583_XL.jpg

 

 

В небольшой часовне Тела Христова находится ещё одна работа Синьорелли - "Пьета" и "Святые Пьетро Паренцо и Фаустино". Поражаут полное ощущение объёмности изображения и выражение лица Спасителя, в образе которого, по словам Вазари, живописец увековечил умершего незадолго до этого сына.

 

0_13756a_d7019392_XL.jpg

 

Роспись капеллы завершает фриз, посвящённый великим поэтам древности, от античности до Данте. Здесь представлены портреты литераторов, окружённые сценами и героями их произведений.

 

0_13756c_a2a2a12d_XL.jpg

 

0_13757d_aeb5c375_XL.jpg

 

0_13757f_585f7ba8_XL.jpg

 

0_137585_2f98dc11_XL.jpg

 

0_13756d_889d6ccf_XL.jpg

 

0_137574_d97575e1_XL.jpg

 

0_137576_52411e0d_XL.jpg

 

0_13756e_507c2494_XL.jpg

 

0_137575_8700c5d7_XL.jpg

 

0_13757c_e4f354c4_XL.jpg

 

0_137583_50219ab_XL.jpg

 

Немного деталей

 

0_13756b_5ae93213_XL.jpg

 

0_137580_6054a9ea_XL.jpg

 

0_13757e_6dbd0b57_XL.jpg

 

0_137586_df8a2734_XL.jpg

 

0_137587_a2ae1784_XL.jpg

Алтарь Славы

 

0_137577_c0fb457a_XL.jpg

 

В центре алтаря - образ Мадонны Сан-Брицио в окружении ангелов(13 век).

 

0_137579_f1254398_XL.jpg

 

0_13758a_8387226d_XL.jpg

 

0_13757b_80bb162a_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В соборе Санта-Мария Ассунта можно пробыть сколько угодно долго, одна из наших одногруппниц, залюбовавшись творениями Синьорелло, даже чуть не опоздала и-за этого к отправлению автобуса. Со мной, слава богу, такого не случилось, и, как бы не хотелось побыть в соборе подольше, в назначенное Олей время я уже был в месте сбора для экскурсии в подземелья. Более того, осталось даже время осмотреть повнимательнее саму площадь Дуомо.

0_1374f9_c3a8685d_XL.jpg

Башня Маурицио. Первая башня на её месте была возведена ещё в середине 14 века, до создания самого собора, она была оснащена часами с механизмом боя, которые должны были отбивать часы работы для его строителей. Существует мнение, что это самые древние механические часы в Европе, возникновение которых отмечено в исторических источниках.

Существует несколько версий происхождения названия башни Маурицио, по одной из них, своё название она получила в относительно недавнее время: это приспособление древнего названия башни «Ariologium de muriccio», что значит «Каменные часы», к современному языку. По другому предположению, своё название башня получила по имени скульптора, создавшего статую, установленную на крыше здания.

0_1374fa_fe02e164_XL.jpg

Часовой механизм башни и бронзовый часовщик были установлены в 1351 году и достаточно хорошо сохранились до нашего времени. Бронзовый часовщик одет в костюм, характерный для реального средневекового часовщика, который следил за ходом работ и временем при строительстве собора в 14 веке. В специальных документах он отмечал не только приход и уход рабочих на свои места, но и их опоздание, и время, потраченное на пустые разговоры между собой, и в соответствии с этими записями определялась заработная плата строителей.

0_1374ea_2eb8dcd_XL.jpg
 
Музей Собора Дуомо, бывший папский дворец. Ныне здесь собраны материалы, посвящённые истории строительства и декорации здания, а также произведения искусства, ранее находившиеся в соборе.

0_1374eb_8264eb10_XL.jpg

0_1375a8_7dafc04a_L.jpg

0_1375a9_e00fe768_L.jpg

0_1375ac_a22c30c7_L.jpg

Палаццо Фаина, ныне  археологический музей Клаудио Фаина. Коллекция музея включает в себя экспонаты времён Древней Греции и этрусские погребальные предметы, в том числе коллекцию аттических ваз с черными и красными фигурами шестого и пятого веков до нашей эры, кабинет монет и нумизматическую коллекцию.

0_1374f2_3d75f861_XL.jpg
 
Палаццо Солиано, ныне Музей Эмилио Греко. В музее хранятся 32 бронзовых скульптуры, 60 графических работ, включая рисунки, литографии и гравюры Эмилио Греко, автора бронзовых дверей собора Орвието.

0_1374f3_45a0a215_XL.jpg

0_1374f4_a45a6968_XL.jpg
 
На осмотр самого музея времени, естественно, не было, немного поснимал экспонаты, выставленные в его "предбаннике". Музей Эмилио Греко образует единый комплекс с Музеем Дуомо и Археологическим музеем, поэтому часть их коллекции выставлена здесь.

0_13759e_a19892c5_L.jpg

0_13759f_8aa61744_L.jpg

0_1375a0_762e4514_L.jpg

0_1375a1_3d4da5f7_L.jpg

0_1375a2_2f9385fd_L.jpg

0_1375a3_9a84cc77_L.jpg

0_1375a4_cfb69c56_L.jpg

0_1375a5_aadb7056_L.jpg

0_1375a6_271c3b7_L.jpg

0_1375a7_a4bcc55f_L.jpg

Последний взгляд на сувенирные магазинчики на площади, на земной Орвието,

0_1375aa_a7ff1a0a_L.jpg

0_1375ab_75579bcd_L.jpg

и мы идём изучать Орвието подземный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кругом такая красота...

 

0_1375b0_5cc9f12a_XL.jpg

 

0_1375b3_16d8641d_XL.jpg

 

Но вот нас встречает грозный  :smile:  страж,

 

0_1375b1_6ba55ef4_XL.jpg

 

и через эту увитую каким-то растением арочку

 

0_1375b6_85318466_XL.jpg

 

мы спускаемся под землю.

 

0_1375b8_fc2f0c72_XL.jpg

 

В мою бытность студентом ходила байка о существовании под Главным зданием МГУ его абсолютно симметричной подземной копии. Но это байка, а подземный город Орвието существует в реальности. Сейчас это просто туристический аттракцион, а когда-то тут жили вполне реальные люди - в мягком туфе было легко выдолбить себе удобную пещеру.

 

Схема подземелий

 

0_1375b9_aac1dd55_XL.jpg

 

и их история образования

 

0_1375ba_ca24e5c7_XL.jpg

 

Сохранились и следы деятельности людей: круги для отжимания масла, печи, меленки, бочки для вина...

 

0_1375bb_5fd60908_XL.jpg

  

0_1375be_466609e2_XL.jpg

 

0_1375c2_c2469580_XL.jpg

 

0_1375c0_7d8d08bb_XL.jpg

  

0_1375ce_e4c84048_XL.jpg

 

Колодец для воды. Ступеньки сделаны для удобства копания: чтобы легче было спускаться и подниматься и чтобы легче было доставать землю.

 

0_1375c9_75ce35ff_XL.jpg

 

0_1375ca_dcdd4769_XL.jpg

 

Подземные лабиринты

 

0_1375bf_88e4197d_XL.jpg

 

0_1375c4_ccaa0a0_XL.jpg

 

0_1375cc_90395537_XL.jpg

 

0_1375cd_21a1053_XL.jpg

 

На вопрос о предназначении этих выемок у нас в группе никто не ответил. Ответ "колумбарий" был практически верным, если вспомнить латинское название рода голубей - Columba. Это и была своеобразная ловушка для голубей: сюда подсыпали корм, голуби пролазили за ним и не могли выбраться, и тут то их и брали тёпленькими...С современной точки зрения наверное жестоко, но это был самый простой способ добыть что-то мясное.

0_1375d2_86583dfe_XL.jpg

 

0_1375da_e0831584_XL.jpg

 

Уже практически выход. Своеобразная комнатка со следами пребывания каких-то древних (или не очень) людей.

0_1375db_842b61e_XL.jpg

 

Какой же красивой кажется обычная земная природа при выходе на свет!

0_1375dc_5f5b7bd6_XL.jpg

 

0_1375dd_dfccf1dc_XL.jpg

 

0_1375d9_6b92a0de_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После подземелий подниматься или спускаться куда-то ещё желания не было, поэтому подъём на башню Моро я решил оставить до своей следующей встречи с Орвието, которая, надеюсь, обязательно произойдёт, какие мои годы. Хотелось просто погулять, порассматривать местную горшечную флору

 

0_1375b2_458a919b_XL.jpg

 

0_1375b7_591edc05_XL.jpg

 

0_1375f3_2334a897_XL.jpg

 

0_1375ff_c734f3c_XL.jpg

 

и поизучать ассортимент местных сувенирных магазинов. Преобладает керамика, в самых разных её формах, от картин и тарелок до ёлочных игрушек, масок и часов.

 

0_1375df_cbfc7cb9_XL.jpg

 

0_1375e0_b8cf9435_XL.jpg

 

0_1375e2_6a50a293_XL.jpg

 

0_1375de_b09dc69_XL.jpg

 

0_1375e3_3d0d0bf4_XL.jpg

 

0_1375e4_9e5a3321_XL.jpg

 

0_1375e5_ca169894_XL.jpg

 

0_1375e6_3325d7d5_XL.jpg

 

0_1375e7_a1faed6b_XL.jpg

 

0_1375e8_1414d3b8_XL.jpg

 

0_1375e9_91c975c9_XL.jpg

 

0_1375ea_23a616b6_XL.jpg

 

0_1375eb_70d279ac_XL.jpg

 

0_1375ed_800a1c64_XL.jpg

 

0_1375ee_2edc768f_XL.jpg

 

0_1375ef_9ed8ef05_XL.jpg

 

0_1375f0_8ec15d48_XL.jpg

 

0_1375f1_810655f9_XL.jpg

 

0_1375f7_b1533e28_XL.jpg

 

0_1375fb_300a7a07_XL.jpg

 

Привлёк же моё внимание магазинчик с этими доброжелательными совами на двери.

 

0_1375f8_dcfb40de_XL.jpg

 

0_1375fa_f0fced42_XL.jpg

 

И не зря. Очередная пара колокольчиков (куда же без них :smile: )  перекочевала ко мне на полку.

 

0_1375f9_c310bd1c_XL.jpg

 

Немного разнообразия - магазинчик "Всё из лаванды"

 

0_1375fd_4ff6ffb_XL.jpg

 

и необычные гравюры с видами старого Орвието и с разными знаками зодиака.

 

0_1375f5_6d7f57a4_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так незаметно я вернулся к месту начала нашей экскурсии. Позади остались церковь Санта-Мария дель Серви,

 

0_137601_641252bb_XL.jpg

 

уютные уличные кафе,

 

0_1375fc_b7081e90_XL.jpg

 

необычный фонтан.

 

0_1375fe_fa978b9c_XL.jpg

 

и вот я уже снова в начале Корсо Кавур.

 

0_137600_239ac04e_XL.jpg

 

Времени до отъезда было ещё достаточно, и я решил провести его в крепости Альборноц.

 

0_137603_d8178e7e_XL.jpg

 

0_13760b_780eb2be_XL.jpg

 

0_137609_d634b66_XL.jpg

 

0_137612_96c26b21_XL.jpg

 

Очередной фонтан

 

0_13760a_efe35497_XL.jpg

 

Какой-то авангардный козлик

 

0_13760f_1064fa1e_L.jpg

 

Но главное в крепости это не фонтаны и не изыски современных скульпторов. Главное - это, конечно, виды, открывающиеся с её стен.

 

0_137606_b62d6480_XL.jpg

 

0_13760c_c4629612_XL.jpg

 

Как и в Чивите создаётся ощущение, что город растёт из скалы.

 

0_137610_d60c8838_XL.jpg

 

А глядя на холмы Умбрии, так и хочется вслед за Иваном Васильевичем воскликнуть: "Красота-то какая...Лепотааа...". Не первый и не последний раз в туре.

 

0_137611_3bafe69b_XL.jpg

 

0_137613_73019334_XL.jpg

 

0_137615_7e3a76f2_XL.jpg

 

0_137605_1c8c7547_XL.jpg

 

0_137607_7ffd305e_XL.jpg

 

Таким получилось моё прощание в Орвието. Если вспомнить о названии темы, первый умбрийский сеанс терапии прошёл на отлично. Хотелось, как и в любом итальянском городке, побыть здесь подольше, но..."Дороги ТТВ зовут" в Тоди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свой рассказ о городе Тоди я хотел бы начать с фотографии...этого симпатичного пернатого.

 

800px-Todus_todus_cropped.jpg

 

Птички эти, общим числом пять видов, являются дальней роднёй нашим зимородкам, водятся на Больших Антильских островах и называются...тоже тоди. И до знакомства с программой тура название тоди ассоциировалось у меня именно с ними. А ведь что-то общее у города и птички есть. И он и она не отличаются великими размерами, сильно известныыми их, прямо скажем, тоже не назовёшь. И при этом и тоди и Тоди есть чем похвастаться - птицы настолько своеобразны, что их раньше считали отдельным отрядом, а городок не так давно был признан самым удобным для житья в мире.

 

Пернатые эти обитают далеко, в зоопарках тоже редкие гости, поэтому увидеть их вживую довольно сложно. А вот город вполне доступен, и ознакомиться со всеми его достоинствами нам предстояло вечером пятого мая.

 

Дорога из Орвието в Тоди пролегала практически вдоль Тибра. Все привыкли видеть его в Риме, усмирённым в камне набережных, тут же можно было наблюдать его в первозданной красоте.

 

0_13761a_dc3e8bf0_XL.jpg

 

Вдоль дороги пробегали поля,

 

0_137627_7be26afa_XL.jpg

 

0_137628_31f44481_XL.jpg

 

небольшие городки (на фото - город Чивителло дель Лаго. И опять же на холме),

 

0_13761b_7b0bf86d_XL.jpg

 

виноградники на озере Корбара.

 

0_13761d_9d5164dc_XL.jpg

 

Стараниями Оли и Юрека с Анджеем у одной из излучин Тибра был организован небольшой фотостоп.

 

0_137621_b06f9a46_XL.jpg

 

0_137623_ea0c0c6a_XL.jpg

 

0_137625_24df8315_XL.jpg

 

0_137626_1be04262_XL.jpg

 

И вот мы в Тоди. И первая остановка - у церкви Санта-Мария Делла Консолационе.

 

0_137629_125ccd3b_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Церковь эта находится в стороне от центра города, поэтому пришлось делать отдельную остановку для её осмотра. А не остановиться у храма было нельзя, хотя бы потому, что он имеет статус малой базилики, а его просто так не дают.

Вход в храм.

0_13762a_b9a37bf3_XL.jpg

Фасад церкви украшают орлы - символы Тоди с 17 века, периода, когда и был построен храм.

0_13762b_14ec44f7_XL.jpg

0_13762c_2039bfea_XL.jpg
 

В церкви 56 окон, поэтом в ней всегда светло.

 

0_13762f_afecefa4_XL.jpg

 

Купол храма.

0_13763e_ebc1fa3b_XL.jpg

0_137633_f6ee7936_XL.jpg

0_137634_4c2cbcf6_XL.jpg

 

Если встать на крест в центре пола,

 

0_13763a_789f5972_XL.jpg

 

то на куполе можно увидеть  голубя - символа святого духа.

 

0_13763c_865ea9f4_XL.jpg

В храме хранится чудодейственный лик Богоматери Утешения, в честь которого церковь и названа. Процитирую один из источников. "Согласно легенде, один рабочий по имени Иоле ди Чекко, который был слепым на один глаз, расчищал двери старинных храмов Санта Мария и Сан Джорджио от зарослей ежевики, когда увидел лик Пресвятой Богородицы, - его он очистил своим носовым платком. А позднее, вытерев этим же платком лицо, он чудесным образом прозрел." Статуя Богородицы также,как считается, обладает чудодейственными свойствами.

0_137632_247e68bc_XL.jpg

0_137636_50af14e_XL.jpg

 

Орган

0_137639_81c52682_XL.jpg

 

Интерьер церкви украшают статуи двенадцати апостолов

 

0_13762d_387ef045_XL.jpg

0_13762e_c747608c_XL.jpg

0_137631_803bd0e0_XL.jpg

0_137638_23024b70_XL.jpg

 

Но пожалуй самая интересная, наряду с ликом Богородицы, достопримечательность церкви - статуя папы Мартина Первого, уроженца здешних мест. Как и его далёкий преемник Бенедикт XVI, Мартин отрёкся от папского престола, но, в отличие от Бенедикта, не добровольно. Мартин Первый осудил одно из еретических учений, сторонником которого был тогдашний византийский император Константин. Императору, понятное дело, это не понравилось, и он поручил местному экзарху убить понтифика. Сам экзарх на такое не решился и перепоручил это неблаговидное дело одному из солдат, но и тот не сумел совершить злодеяние. Однако от пережитого Мартин ослеп. После устроенного Константином суда папа вынужден был отречься от престола и удалиться проповедовать в Херсонес, где вскоре и скончался. За свои благие дела понтифик был причислен к лику святых под именем Мартин Исповедник, причём, поскольку все эти события происходили в седьмом веке, задолго до раскола церкви, он почитается и православными и католиками.

 

После постройки храма к статуе святого потянулись паломники, каждый норовил потереть носок его правой ноги, и, в результате, деревянную статую в прямом смысле протёрли до дыр. Современные паломники трут уже бронзовую заплатку на оригинальной статуе.

 

0_13763d_274b42ff_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посещение Санта-Мария-Консолационе не заняло у нас много времени, и через несколько минут мы были у нижней станции фуникулёра.

 

0_137640_4027c5bd_XL.jpg

 

И тут нас ждал не очень приятный сюрприз. Тоди, может, и лучший для жизни город, но если бы здесь фуникулёр работал постоянно, жизнь была бы ещё лучше. Нам счастья видеть работающий подъёмник не досталось. Был ещё бесплатный микроавтобус в центр города, но тот вмещал всего пятнадцать человек и ходил где-то раз в 15-20 минут, и если бы вся группа поднималась на нём, большая часть отведённого на Тоди время на этот подъём ушла бы. Поэтому и я,и большая часть моих одногруппников  решили пройти наверх по проложенной в лесочке тропе.

 

0_137641_5cf33767_XL.jpg

 

Что называется, ходотерапия в действии. И не только она. По дороге мы встретили женщину с взрослой дочерью, которые несли коляску с ребёнком. Понятное дело, не помочь им мы не могли. Заодно и побеседовали. Сами женщины были с Украины, не уточнил откуда, но в Тоди жили уже достаточно давно, и жизнь в уютном небольшом городке их полностью устраивает. Мы же не могли не спросить про злополучный фуникулёр. Так вот, по словам наших собеседниц, он сломался первый раз на их памяти, видимо к нашему приезду. Но нет худа без добра. Вдобавок к небольшой зарядке мы получили интересную беседу и вдоволь налюбовались видами Тоди и его окрестностей, открывавшимися с тропы.

 

0_137648_bc0109bb_XL.jpg

 

0_13764a_546e73eb_XL.jpg

 

Средневековые стены города

 

0_137645_2761819f_XL.jpg

 

Общая панорама старого города. Немного портит вид подъёмный кран, но, с другой стороны, его наличие означает, что в городе что-то строится, а значит жизнь идёт.

 

0_137642_a460ac78_XL.jpg

 

Уголок старого города

 

0_137644_f1881ab5_XL.jpg

 

Виа Аугусто Чуффелли

 

0_137647_7569b343_XL.jpg

 

Памятная доска в его честь

 

0_13764f_5443372e_XL.jpg

 

Камень в память жертв терактов 11 сентября

 

0_13764b_aafbaa18_XL.jpg

 

Мелочи жизни 

 

0_137646_7b4de264_XL.jpg

 

0_137651_8c3b1e65_XL.jpg

 

0_13764d_f3b20ccb_XL.jpg

 

0_13764e_ecb906ce_XL.jpg

 

И снова весенне цветение

 

0_137650_e77cdd46_XL.jpg

 

Здесь, на улице Чуффелли две части группы, ехавшие в автобусе и поднимавшиеся на своих двух, объединились у собора Сан-Фортунато.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рядом с собором находится памятник религиозному поэту 13 века фра Якопоне, ещё одному знаменитому уроженцу Тоди. Якопоне Бенедетти родился в семье адвоката, сам также получил юридическое образование, в деньгах не нуждался и вёл достаточно, скажем так, вольный образ жизни. Но после того как во время свадьбы своды церкви обрушились и убили невесту Якопо, тот пережил сильный душевный перелом. Бенедетти вступил в недавно образованный орден францисканцев, причём примкнул к самому радикальному его крылу, проповедовавшему полную аскезу. Из-за разногласий с папой фра Якопоне несколько лет провёл провёл в заточении и даже был отлучён от церкви, но, несмотря на это, после смерти народ признал его святым(хотя официально он был причислен только к лику блаженных). Наиболее известен фра Якопоне как автор лауд - восхвалений Христа, написанных, преимущественно, на местном умбрийском диалекте. Многие из них положены на музыку такими авторами как Перголезе, Россини, Дворжак и другими. А с самым известным его творением, Stabat Mater, нам вскоре предстояло познакомиться поближе.

 

0_137654_85ab19e6_XL.jpg

 

А вот и сам храм. Строительство его началось в 1188 году, из-за войн и эпидемий часто прерывалось, и закончилось только в начале 15 века. Поэтому в его облике преплелись самые разные стили.

 

1024px-Todi_-_S.Fortunato.jpg

 

Ворота храма

 

0_137653_d24c2ea3_XL.jpg

 

Ну нравится мне каменная резьба, нравится. Всегда восхищало мастерство безымянных средневековых умельцев.

 

0_137656_ee3b7fa0_XL.jpg

 

0_137657_56b8dbe4_XL.jpg

 

0_137658_720df35_XL.jpg

 

0_137659_348f1f45_XL.jpg

 

0_13765a_3b96fcdc_XL.jpg

 

Внутри храма

 

0_137672_e1531a86_XL.jpg

 

Орган, Как видно, в стадиии реставрации

 

0_137668_34cc740b_XL.jpg

 

Главный алтарь

 

0_137664_acedd25_XL.jpg

 

Деревянные хоры

 

0_137665_455b5a9a_XL.jpg

 

Купол

 

0_13765f_a7ddb077_XL.jpg

 

Одна из святынь собора - фрагмент мощей фра Якопоне

 

0_137660_c8b4f97b_XL.jpg

 

Макет яслей

 

0_13765c_a5a89c04_XL.jpg

 

Вдоль стен храма идут 13 часовен, украшенные фресками и статуями.

 

0_137669_19f79_XL.jpg

 

0_137666_6bef4981_XL.jpg

 

0_13765d_9480ba5d_XL.jpg

 

0_13765e_7f54dc0c_XL.jpg

 

0_13765b_cf16152d_XL.jpg

 

0_13766a_aa5b20d3_XL.jpg

 

0_13766b_3d4145fe_XL.jpg

 

0_13766d_31dd6d77_XL.jpg

 

0_137670_d502af6c_XL.jpg

 

0_13766f_b9bed02b_XL.jpg

 

0_13766c_a1504326_XL.jpg

 

Самая известная из работ - Мадонна с младенцем с двумя ангелами Мазолино да Паникале

 

0_13766e_6046741e_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоди - город небольшой, и, соответственно, расстояния между разными интересностями тоже невелики, и путь наш от Сан-Фортунато до главной площади города занял меньше пяти минут. По дороге проходим мимо городского театра.
 
0_137674_f458a4bb_XL.jpg
 
0_137678_c04729bb_XL.jpg
 
0_137677_3e83741e_XL.jpg
 
Тоже площадь, хоть и не главная

0_137676_8513321c_XL.jpg
 
А вот и Пьяцца Пополо, Народная площадь

0_13767b_cfbca69d_XL.jpg
 
0_13767c_338975ca_L.jpg
 
Она же со ступеней Кафедрального собора
 
0_1376af_8949218a_XL.jpg

0_1376b0_c442403d_XL.jpg

Традиционные для умбрийских городов Палаццо Пополо(справа) и Палаццо Капитано (слева)

0_137679_7175769a_XL.jpg
 
Памятная доска в честь пребывания в Тоди Виктора Эммануила Второго 
 
0_13767d_4fbdc245_XL.jpg
 
Из-под арки за нами всё время наблюдали бдительные местные жители :smile:
 
0_1376b8_eed9dda7_XL.jpg
 
Дворец Приоров

0_13767f_5c14cf97_XL.jpg

Тодийский орёл

0_13767e_c777ad3_XL.jpg
 
Не знаю, что за учреждение. Просто красивая решётка. 

0_137686_5ef6b5a_XL.jpg
 
Где-то теряешь, где-то находишь. Нам не повезло с фуникулёром, но зато повезло с Кафедральным собором. Обычно в это время он уже закрыт, но по случаю нашего приезда...

0_137685_5d695219_XL.jpg
 
Окна собора

0_137681_d8b7e1a4_XL.jpg
 
0_137682_37bd21f5_XL.jpg
 
0_137683_4f50e3d0_XL.jpg
 
Центральный портал(с Википедии)

 

800px-Todi009.jpg

 

Чуть подробней.Моя любимая резьба

0_137687_311d241a_XL.jpg

0_1376ad_30cd3cc0_XL.jpg
 
Деревянные двери 16 века

0_137688_eb66ec51_XL.jpg

0_1376a9_896a3360_XL.jpg

0_1376ab_68ff8c2c_XL.jpg

И вот мы в соборе...

0_1376a6_fc4b06d5_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главная достопримечательность собора - фреска "Страшный суд" Феррау Фенцони из Фаэнцы, на создание которой автора вдохновила роспись Сикстинской капеллы. Выполнено мастерски, но с Капеллой Сан-Брицио и Синьорелли, на мой взгляд, несравнимо. Хотя ... не так уж много работ, которые с Капеллой Сан-Брицио сравнимы.

 

0_13768b_400bd62_XL.jpg

 

0_13768d_9f8e8d8d_XL.jpg

 

0_13768c_2b6b20e4_XL.jpg

 

Его же кисти принадлежит цикл "Faenzano"

 

Трое святых: Святая Лючия, Мария Магдалина и Святая Реститута

 

0_1376a0_c3b87a50_XL.jpg

 

Преображение Апостола Павла

 

0_1376a1_322d246e_XL.jpg

 

Сятой Себастьян

 

0_1376a2_cf49da4d_XL.jpg

 

Непорочное зачатие

 

0_1376a3_29fb3177_XL.jpg

 

Мадонна с младенцем на троне.

 

0_1376a4_1fb4696c_XL.jpg

 

Апсида собора. Над кафедрой  - распятие 13 века.

 

0_13769a_56f25bd0_XL.jpg

 

Слева от апсиды - небольшая часовня Чези, названная по имени местного епископа, в 1599 году  заказавшеего её роспись.  

 

0_13769c_4e5427d4_XL.jpg

 

0_137696_cb9ebb4_XL.jpg

 

0_137690_f9a75ab6_XL.jpg

 

Орган

 

0_137699_a92389f2_XL.jpg

 

Купель работы мастера Пьетро Морриконе из Лугано, 1506 год

 

0_13768e_b3e904f4_XL.jpg

 

Исповедальня

 

0_13769f_af94f9fa_XL.jpg

 

Витражи

 

0_137691_aabcffe1_XL.jpg

 

0_137692_2b3f2c78_XL.jpg

 

0_137693_b86ea50c_XL.jpg

 

0_137694_d92996fd_XL.jpg

 

0_137695_cfde1aa7_XL.jpg

 

Редкий итальянский собор обходится без захоронения какого-нибудь видного служителя церкви. 

 

0_137698_20dc9cae_XL.jpg

 

И снова вспоминается сравнение церкви с кораблём, помогающем нам двигаться в океане духовном.

 

0_13769d_96afdbec_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В рассказе о Фра Якопоне я упомянул, что нам предстояло более близкое знакомство с самым знаменитым его творением, секвенцией Stabat Mater. По выходу из собора Оля раздала листочки с пронумерованными фрагментами перевода, и, удобно устроившись на ступениях собора, "сводный хор" участников тура под олиным управлением исполнил это произведение.

 

 

0_1376ae_c388494f_XL.jpg
 

История не сохранила аудио и видеозаписей этого уникального исполнения. Но существует более 200 музыкальных произведений, на создание которых авторов вдохновила секвенция Фра Якопоне, и записи их исполнений, не в пример нашему, сохранились и широко представлены на YouTube. Выложу некоторые из них.
 
Stabat mater Джованни Баттиста Перголези, исполняют Анна Нетребко и Марианна Пиццолато
 
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=qseL48TGIHI
  
Stabat mater, Антонин Дворжак, исполяет оркестр Radio France
  
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=WMU0MYr7F9Q
 
Stabat mater, Джоакино Россини, Фестиваль в Зальцбурге, 2011 год

 

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=dJobIzO4uZM#t=16

 

Пока последняя версия Stabat Mater, 2007 год, автор - валлийский композитор Карл Дженкинс

 

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ich_tKFT3Bg

 

И под конец - собственно текст секвенции

 

Латинский оригинал, стандартная редакция

 

 

1. Stabat mater dolorosa
juxta crucem lacrimosa,
dum pendebat filius.

2. Cuius animam gementem,
contristatam et dolentem
pertransivit gladius.

3. O quam tristis et afflicta
fuit illa benedicta
mater Unigeniti!

4. Quae maerebat et dolebat,
pia mater, dum videbat
nati poenas inclyti.

5. Quis est homo qui non fleret,
matrem Christi si videret
in tanto supplicio?

6. Quis non posset contristari,
Christi matrem[1] contemplari
dolentem cum filio?

7. Pro peccatis suae gentis
vidit Jesum in tormentis,
et flagellis subditum.

8. Vidit suum dulcem natum
moriendo desolatum[2],
dum emisit spiritum.

9. Eia mater, fons amoris,
me sentire vim doloris
fac, ut tecum lugeam.

10. Fac, ut ardeat cor meum
in amando Christum Deum
ut sibi complaceam.

11. Sancta mater, istud agas,
Crucifixi fige plagas
cordi meo valide.

12. Tui nati vulnerati,
tam dignati pro me pati,
poenas mecum divide.

13. Fac me tecum pie flere[3],
crucifixo condolere,
donec ego vixero.

14. Juxta crucem tecum stare,
et me tibi sociare
in planctu desidero.

15. Virgo virginum praeclara,
mihi iam non sis amara,
fac me tecum plangere.

16. Fac, ut portem Christi mortem,
passionis fac consortem,
et plagas recolere.

17. Fac me plagis vulnerari,
fac me cruce inebriari[4],
et cruore Filii.

18. Flammis ne urar succensus[5],
per te, virgo, sim defensus
in die judicii.

19. Christe, cum sit hinc exire,
da per matrem me venire
ad palmam victoriae[6].

20. Quando corpus morietur,
fac, ut animae donetur
paradisi gloria. Amen.

 

 

Перевод

 

 

Стояла мать скорбящая
Возле креста в слезах,
Когда на нём висел Сын,

Чью душу стенающую,
Сочувствующую и страдающую,
Пронзил меч.

О, как печальна и сокрушенна
Была она, благословенная
Мать Единородного!

Как горевала и страдала
Благочестивая мать, когда видела
Муки Сына восславленного.

Кто из людей не заплакал бы,
Мать Христа увидев
В таких мучениях?

Кто может не посочувствовать
Матери Христа, наблюдая
Страдания её вместе с Сыном?

За грехи своего рода
Видела она Иисуса, в муках
Плетям подставленного,

Видела Сына милого,
Умирать оставленного,
Испускающего дух.

О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу страданий
И скорбеть вместе с тобой.

Заставь гореть сердце моё
В любви к Христу Богу,
Чтобы Ему уподобиться[7].

Святая мать, сделай это;—
Распятого муки
В моём сердце укрепи.

Твоего израненного Сына,
Столь достойного, принявшего муки за меня,
Страдания со мною раздели.

Позволь мне рыдать с тобою,
Сострадать Распятому,
Пока я буду жив.

У креста с тобою стоять,
Тебе всей душой сопутствовать
В плаче хочу.

Дева дев пресветлая!
Не будь же ко мне сурова,
Позволь мне рыдать с тобою.

Позволь разделить с тобой смерть Христа,
Страсти сделай причастником
И раны освежи.

Пусть меня ранят ударами,
Дай мне испить от Креста
И крови Сына.

Да не сгорю я в пламени [адском],
Тобою, дева, буду защищён
В день Страшного суда.

Христос, когда я покину этот мир,
Дозволь мне молитвами матери прийти
к победной вершине.

Когда тело умрёт,
Даруй моей душе
Райскую славу. Аминь.

 

 

Альтернативная редакция, которую использовали Перголези и Дворжак

 

 

Stabat mater dolorosa
juxta Crucem lacrimosa,
dum pendebat filius.

Cuius animam gementem,
contristatam et dolentem
pertransivit gladius.

O quam tristis et afflicta
fuit illa benedicta
mater unigeniti!

Quae maerebat et dolebat,
et tremebat, dum videbat
Nati poenas inclyti.

Quis est homo qui non fleret,
Christi matrem si videret
in tanto supplicio?

Quis non posset contristari
piam matrem contemplari
dolentem cum filio?

Pro peccatis suae gentis
vidit Jesum in tormentis,
et flagellis subditum.

Vidit suum dulcem natum
morientem, desolatum,
dum emisit spiritum.

Eia, Mater, fons amoris
me sentire vim doloris
fac, ut tecum lugeam.

Fac, ut ardeat cor meum
in amando Christum deum
ut sibi complaceam.

Sancta mater, istud agas,
crucifixi fige plagas
cordi meo valide.

Tui nati vulnerati,
tam dignati pro me pati,
poenas mecum divide.

Fac me vere tecum flere,
Crucifixo condolere,
donec ego vixero.

Juxta crucem tecum stare,
Te libenter sociare
in planctu desidero.

Virgo virginum praeclara,
mihi iam non sis amara,
fac me tecum plangere.

Fac, ut portem Christi mortem,
passionis fac consortem,
et plagas recolere.

Fac me plagis vulnerari,
cruce hac inebriari
ob amorem filii.

Inflammatus et accensus,
per te, virgo, sim defensus
in die judicii.

Fac me cruce custodiri,
morte Christi praemuniri
confoveri gratia.

Quando corpus morietur,
fac ut animae donetur
paradisi gloria. Amen.

 

 

Перевод

 

 

Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.

Её же душу стонущую,
Омрачённую и скорбящую,
Пронзил меч.

О, как опечалена и огорчена
Была благословенная
Мать Единородного!

Как горевала и печалилась,
И трепетала, видя Рождённого ею,
Пребывающего в страшных муках.

Какой же человек останется равнодушным,
Видя мать Христа
В таком унижении?

Кто не станет сочувствовать
Благой матери, видя
Скорбь о Сыне?

За грехи своего народа
Видит Иисуса отданным на муки
И подвергнутым бичеванию,

Видит своё милое Дитя
Брошенным умирать,
Дабы испустил дух.

О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
Чтобы я мог плакать с тобой.

Сделай так, чтобы загорелось мое сердце
Любовью ко Господу Христу,
Чтобы я был в мире с Ним.

Святая матерь, сделай так, чтобы
Муки распятия
С силой вошли в моё сердце.

Твоего израненного Сына муки,
что соизволил страдать из-за меня,
Дай с тобою разделить.

Позволь мне искренне плакать с Тобою,
Сострадая Распятому,
Пока я буду жив.

Возле Креста с Тобою стоять,
С Тобою горю желанием
Рыдания делить.

Дева дев пречистая,
Не будь ко мне столь сурова,
Дай мне рыдать с тобою.

Сделай так, чтобы я понёс смерть Христа,
Сподоби стать причастником страстей
И ран удостой.

Дай мне плакать над Израненным,
Наполни меня крестной мукой
Возлюбленного Сына.

В огне и пламени
Тобою, дева, буду я спасен
В день судный.

Подай мне крестное заступление,
Смертью Христа укрепи
Милости Его ради.

Когда тело умрёт,
Даруй моей душе
Райскую славу. Аминь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В списке дополнительных мероприятий у нас была экскурсия в римские цистерны Тоди. Вход в них находится недалеко от Пьяцца Пополо, за этим мрачноватым средневековым переулком.

 

0_1376b1_72f35e68_XL.jpg

 

Девушка смотритель поделила желающих посетить цистерны на две группы по десять человек, по числу имеющихся касок (да, своды достаточно низкие и каски нужны просто в целях безопасности). По мнению большинства  экскурсантов, выдача касок и спуск оказались чуть ли не самым запоминающимся моментом.

 

Спуск(снимал на ходу, поэтому получилось размыто)

 

0_1376b3_c971a792_L.jpg

 

Оля нас, конечно, предупредила, что цистерны Тоди это не стамбульский Еребатан, но чтобы настолько...Из имеющихся 484 цистерн доступны лишь девять, да и в те не зайти - пол закрыт слоем грязи. Но представление об устройстве древнего водопровода получить вполне можно.

 

0_1376b6_14c37682_XL.jpg

 

0_1376b7_70c44206_XL.jpg

 

После подземелий всегда тянет на свежий воздух. Иду в конец Пьяцца Пополо, к памятнику Гарибальди и кипарису, высаженному в память о том, как после поражения Римской республики в июле 1849 году объединитель Италии в течение трех дней укрывался в Тоди. 

 

0_1376bb_21b56925_XL.jpg

 

За памятником есть небольшая смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на окресности города. После подземелий этот мини-сеанс пейзажетерапии пришёлся весьма кстати.

 

0_1376bd_6cc7318a_XL.jpg

 

0_1376bc_a655ca5e_XL.jpg

 

0_1376bf_78b04b8a_XL.jpg

 

Остаётся ещё время прогуляться по Борго Нуово - главной торговой артерии Тоди

 

0_1376c0_1f3993c9_XL.jpg

 

Главная историческая достопримечательность улицы - построенный в 1606 году для сбора спускающейся с холма воды фонтан Чези. Орёл в центре появился на 99 лет позже, голуби - современные  :smile: .

 

0_1376c8_9c091485_XL.jpg

 

Старинные гербы, традиционные для итальянских городов

 

0_1376cf_f51d9d70_XL.jpg

 

0_1376ba_74412774_XL.jpg

 

Не могу пройти мимо оригинальных дверных ручек

 

0_1376ca_d2cbbbd7_XL.jpg

 

0_1376b2_8307f012_XL.jpg

 

Переулки, переулочки

 

0_1376c6_ead5b2c_XL.jpg

 

Прямо посреди Борго Нуово можно видеть фрагменты старых стен города

 

0_1376cc_eb501ef0_XL.jpg

 

Улица эта, как я уже говорил, торговая, здесь можно поесть мороженого

 

0_1376cd_c8859f1f_XL.jpg

 

и купить всё что угодно : свадебные сувениры,

 

0_1376c1_923ff29a_XL.jpg

 

игрушки,

 

0_1376c2_1521a658_XL.jpg

 

керамику,

 

0_1376c7_52ae56f7_XL.jpg

 

разные умбрийские деликатесы

 

0_1376c4_f8e188ea_XL.jpg

 

и даже небольшой участок под виллу с прекрасным видом на город. Были бы деньги.

 

0_1376c3_6a70fea0_XL.jpg

 

Погуляли и хватит. Уже знакомой тропой спускаемся к стоянке (фуникулёр так и не заработал),

 

0_1376d3_3d3b0dfd_XL.jpg

 

а там около автобуса нас уже поджидает наш главный кулинар  :smile: .

 

0_1376d5_f1bc51df_XL.jpg

 

Не у всех в Орвието было время продегустировать знаменитое местное вино. Ну и ладно. Ведь вино всегда вкуснее когда пьётся не просто так, а по хорошему поводу (а начало тура - повод более чем хороший), в хорошей компании, под "Вакхическую песнь" Пушкина...

 

0_1376d6_e4180bda_XL.jpg

 

Вот и закончился наш первый день в Умбрии. По уже знакомой дороге возвращаемся в гостиницу в Рим. Отдых понадобится, ведь назавтра нас ждёт очень насыщенный римский день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В рассказе о Фра Якопоне я упомянул, что нам предстояло более близкое знакомство с самым знаменитым его творением, секвенцией Stabat Mater. По выходу из собора Оля раздала листочки с пронумерованными фрагментами перевода, и, удобно устроившись на ступениях собора, "сводный хор" участников тура под олиным управлением исполнил это произведение.

Миша, ну, со словами всё понятно, а с мелодией-то как? Неужели вот прямо все пели ( в смысле, интонировали)? Или больше на речитатив было похоже?) 

Какая же, всё-таки, Оля умница, не перестаю ей восхищаться!

Мне ближе к душе " Stabat Mater" Вивальди и Россини. Вивальди - особенно!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Миша, ну, со словами всё понятно, а с мелодией-то как? Неужели вот прямо все пели ( в смысле, интонировали)? Или больше на речитатив было похоже?)

Пением это назвать было сложно, просто выразительное чтение, хотя кто-то и пытался напеть свой фрагмент так, как ему это казалось правильным. Но в целом всё получилось на удивление складно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начинается для кого-то первый, а для меня второй день в Риме. Большая чась группы выбрала экскурсию в сады Ватикана, я же, из-за катавасии с временем прилёта и вылета и постоянными переносами эту экскурсию не забронировал. Жалко конечно, ну ничего: Рим есть Рим в нём всегда найдётся, что посмотреть.
 
У этой стены мы разошлись, чтобы встретиться в 12-15 для поездки в Римские замки. 
 
0_13797b_f46d081f_XL.jpg
 
Чувствуется близость столицы всех католиков мира.

0_13797d_e425b5da_XL.jpg

0_13797e_e48eccc_XL.jpg

0_13797f_1cfee140_XL.jpg
 
Где, как ни в Ватикане, встретишь таких сторожей

0_137982_5f70072c_XL.jpg
 
и регулировщиков?

0_137983_8d0f0de_XL.jpg
 
Подхожу к главным воротам Ватикана

0_137985_764e1c62_XL.jpg

0_137986_728ecac8_XL.jpg

Первоначально у меня было желание в честь юбилейного года посетить Собор Святого Петра. Но, увидев размер очереди, понял, что кроме собора я ничего за отведённое время не увижу, а хотелось ещё пройти до Замка Святого Ангела. Поэтому, скрепя сердце, я оставил идею о своём втором посещении главного храма всех католиков до следующей поездки в Рим и ограничился фотографиями Собора и Площади Святого Петра, прекрасными всегда, а тем более солнечным майским римским утром.

0_137988_23555506_XL.jpg

0_137989_75ee6bf_XL.jpg

0_13798a_ef0e84e2_XL.jpg

0_13798b_8c8dad8_XL.jpg

0_13798c_9216211b_XL.jpg

0_137992_31bd768a_XL.jpg

0_1379ad_f28a0731_XL.jpg

0_137991_47d46f9b_XL.jpg

0_13798e_55bcaedf_XL.jpg

0_137996_2ce761e0_XL.jpg

0_137997_c8e6e2f1_XL.jpg

0_137998_9931b946_XL.jpg

0_137999_704ceef5_XL.jpg

0_13799a_5aaab041_XL.jpg

0_1379ab_1c4edcab_XL.jpg

0_1379aa_12e7d27e_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё на пути к Собору Святого Петра моё внимание привлекла небольшая церковь, как я узнал позже - Санта-Ана де Палафреньери

 

0_137981_53c266c0_XL.jpg

 

Сразу я туда заходить не стал, надеялся попасть в главный храм всех католиков. Но наши надежды сбываются не всегда... Сразу к замку Святого Ангела я не пошёл, а решил вернуться сюда. И не зря. Именно здесь состоялось моё первое, правда из-за начавшейся службы беглое, очное знакомство с творчеством Франческо Борромини. Не получилось в октябре - получилось сейчас.

 

Главный алтарь и картина Святая Анна с младенцем - будущей Богоматерью.

 

0_1379a0_b7f6a1f7_XL.jpg

 

Внутренний зал церкви имеет овальную форму с четырьмя нишами, которые украшают сцены из жизни Святой Анны и пророков и традиционные для барокко ангелы.

 

0_13799d_98b24d20_XL.jpg

 

0_13799e_ed32b4e7_XL.jpg

 

0_13799f_1af9b44e_XL.jpg

 

0_1379a1_af41e7f_XL.jpg

 

0_1379a2_faaf860a_XL.jpg

 

Под куполом - голубь, символ Святого духа, как и в Тоди, в церкви Санта-Мария Консолационе.

 

0_1379a3_4e397a33_XL.jpg

 

Выйдя из церкви, сворачиваю на одну из параллельных виа Порти Ватикани улочек. Если бы не скопление машин полиции, не верилось бы, что рядом Собор Святого Петра с толпами туристов - небольшие разномастные домики и почти деревенская тишина.

 

0_1379a4_afb0166e_XL.jpg

 

Да и транспорт соответствующий

 

0_1379a9_ceb06493_XL.jpg

 

Так и тянуло посмотреть, что там, за лестницей, но сдержался  - пора было, наконец-то, идти к Замку Святого Ангела

 

0_1379ae_5462d699_XL.jpg

 

И вот я на Виа Кончилиационе - улице Примирения.

 

0_1379b3_f67c388b_XL.jpg

 

Палаццо улицы

 

0_1379b2_4012cc08_XL.jpg

 

0_1379b5_97fa2e86_XL.jpg

 

Не удержался, мельком заглянул в один из дворцов

 

0_1379b1_eef0a7fa_XL.jpg

 

Очередной вид на Пьяцца Сан-Пьетро

 

0_1379b9_30595fe4_XL.jpg

 

Можно было идти никуда не сворачивая. Ноя был бы не я, если бы не зашёл в приглянувшуюся мне церковь...

 

0_1379b6_f9d7fae9_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие римские церкви находятся на месте древних храмов, гробниц и иже с ними. Вот и кармелитская церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина была построена на месте древней пирамиды, где когда-то, по преданию, была могила самого Ромула. Пирамиду снесли во времена печально известного Александра Шестого Борджа , первую церковь, построенную на её месте, также ждала несчастливая судьба - в 1527 году она была разрушена ядром при обстреле Замка Святого Ангела, современный же храм появился в 1566 году. 

 

Над входом - традиционная для посвящённых богороодице храмов скульптура Богоматери с младенцем.

 

0_1379b8_6bb330bc_XL.jpg

 

Внутреннее убранство. 

 

0_1379ef_a459061c_XL.jpg

 

0_1379ee_dab9a943_XL.jpg

 

0_1379bf_9b9c39ef_XL.jpg

 

0_1379e5_ea6031a8_XL.jpg

 

0_1379d7_ba3cc528_XL.jpg

 

Главный алтарь, работа ученика Бернини Карло Фонтана

 

0_1379d0_5514846c_XL.jpg

 

Всего лишь ножка стола

 

0_1379d2_1f78e1aa_XL.jpg

 

Купол

 

0_1379cf_d744094_XL.jpg

 

Потолки храма

 

0_1379bc_59e39094_XL.jpg

 

0_1379bd_9e86fc24_XL.jpg

 

0_1379d5_29349ae3_XL.jpg

 

0_1379dd_951ef16_XL.jpg

 

0_1379db_d32e5671_XL.jpg

 

0_1379dc_7490ec4c_XL.jpg

 

0_1379df_bc41b312_XL.jpg

 

Роспись иногда смотрится как современные 3D картины

 

0_1379d8_de7b2ac_XL.jpg

 

Боковые капеллы. По преданию, к двум  колоннам одной из капелл(неизвестно только какой) были перед мученичеством привязаны апостолы Пётр и Павел.

 

0_1379c0_987673b7_XL.jpg

 

0_1379c1_4ac5a54b_XL.jpg

 

0_1379c2_48a1fceb_XL.jpg

 

0_1379c3_d5c03be0_XL.jpg

 

0_1379c4_175e85c6_XL.jpg

 

0_1379c5_6162dedf_XL.jpg

 

0_1379c8_74a24d32_XL.jpg

 

0_1379d6_964cead3_XL.jpg

 

0_1379e0_2ba26882_XL.jpg

 

0_1379e1_2e85f1e4_XL.jpg

 

0_1379e2_13b376d3_XL.jpg

 

0_1379ca_9f8c6bdf_XL.jpg

 

0_1379d3_4f3ecd89_XL.jpg

 

0_1379d9_1a6cc077_XL.jpg

 

0_1379da_a8c5e3f2_XL.jpg

 

0_1379e4_8a5a1eb3_XL.jpg

 

0_1379e6_db34132_XL.jpg

 

0_1379eb_27a7565d_XL.jpg

 

0_1379ea_807815da_XL.jpg

 

За стеклом - терракотовая сульптура Богородицы 15 века, одна из главных святынь храма

 

0_1379e9_80fcd511_XL.jpg

 

Купель

 

0_1379e8_553cfe90_XL.jpg

 

Орган

 

0_1379cb_5a9f0559_XL.jpg

 

Всё-таки Рим удивительный город. Может климат тут такой, или земля такая - что ни построй, получается красота. В голову, почему-то, приходит ассоциация с чернозёмом, на котором посади палку - вырастет сад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, улица Примирения пройдена. В её конце, ближе к замку, установлен памятник Святой Екатерине

0_1379f1_d0f7a79e_XL.jpg

Как говорилось в известном фильме, "Нормальные герои всегда идут в обход". Вот и я не пошёл к замку напрямую, а сделал крюк по двум мостам. Сначала - по более современному мосту Виктора Эммануила Второго, построенного на месте древнего моста императора Нерона. Его строительство было начатого в 1886 и закончилось в 1911 году ,мост связывает исторический центр Рима с Ватиканом.

0_1379f6_e6bc7c2f_XL.jpg

0_137a04_a9ae4543_XL.jpg

Въезд на мост с обеих сторон украшают статуи богини победы Ники-Виктории с военным арсеналом, сломанными цепями и венком из цветов.

0_1379f9_540ec63a_XL.jpg

0_137a05_ff2d0fde_XL.jpg

0_137a08_cfeaf301_XL.jpg

0_1379fa_7bda37b6_XL.jpg
 
Куда же без львов

0_1379fb_f8041750_XL.jpg
 
Центральный пролёт моста украшает группа из четырёх скульптур, символизирующих свободу и единство. 

0_1379ff_dd742987_XL.jpg

0_137a00_a665356_XL.jpg

0_137a01_d78dc853_XL.jpg

0_137a02_1af274fa_XL.jpg
 
С моста Виктора Эммануила Второго  хорошо видны госпиталь Святого духа, старейший в Европе, и примыкающая к нему церковь Сана-Мария-ди-Саксия. Более подробно о них можно прочесть по ссылке http://intornoroma.ru/2015/11/12/gospital-svyatogo-duxa-i-koleso-podkidyshej/

0_1379fc_60fd122a_XL.jpg
 
Мост и замок Святого Ангела

0_1379fd_a7949d66_XL.jpg
 
При взгляде на замок с такого ракурса снова приходит в голову ассоциация с кораблём, только не с лайнером, как  в Орвието, а с броненосцем, стерегущим вход в гавань. И не удивительно, ведь замок Святого Ангела долго использовался папами как защита от варварских  набегов.

0_1379fe_d302a7c4_XL.jpg
 
А скульптура Архистратига Михаила выгладит своеобразным грозным оберегом, стерегущим покой Святого Престола.

0_1379f4_5c3ae93c_XL.jpg
 
Пожалуй, пока хватит серьёзности. На выходе с моста, с противоположной от замка стороны, увидел такую сценку. Водителям машин запрещено разговаривать по телефону во время движения, но на "водителей кобыл":smile: , видимо, этот запрет не распространяется...

0_137a03_1b97f92c_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот свершилось! Я , наконец-то, на мосту Святого Ангела. Но сначала "ответная любезность" герою предыдущего сообщения, фото моста Виктора Эммануила с моста Святого Ангела.

 

0_137a13_ea890581_XL.jpg

 

Вид за мостом стоит того, чтобы снять его чуть крупнее

 

0_137a0d_47783319_XL.jpg

 

Мост Святого Ангела был построен в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия», по мавзолею Адриана, находившемуся на месте Замка Святого Ангела. Достаточно долго мост был единственным способом попасть в Ватикан, и в 1430 году он не выдержал наплыва паломников и рухнул, унеся за собой в Тибр множество пилигримов.  Веком спустя появился недобрый обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников, правда продолжалось это недолго, и мост снова стал выполнять сою прямую роль. 

 

Как воспоминание о том, что мост Святого Ангела был единственным на пути в Ватикан, в начале моста, со стороны центра Рима, туристов встречают статуи апостолов Петра и Павла

 

0_137a0a_9ca376b7_XL.jpg

 

Какой же Мост Святого Ангела без ангелов? В 17 веке с подачи Джоанни Лоренцо Бернини появились десять скульптур ангелов, смирных и грозных, с книгой или лирой, крестом или мечом, в ясную погоду будто парящие в воздухе(и снова приходят в голову параллели с собором Орвието)

 

0_137a0e_be8bf166_XL.jpg

 

0_137a0f_c62eed6e_XL.jpg

 

0_137a11_a6f92b91_XL.jpg

 

0_137a12_e1734567_XL.jpg

 

0_137a16_49c0745b_XL.jpg

 

0_137a18_fa40db3b_XL.jpg

 

0_137a19_ddd3f866_XL.jpg

 

0_137a1b_37b2d9be_XL.jpg

 

0_137a1c_ac602ce0_XL.jpg

 

0_137a20_e4b89c_XL.jpg

 

0_137a21_4d65347e_XL.jpg

 

Со стороны моста Святого Ангела замок смотрится почти также грозно, как и со стороны моста Виктора Эммпнуила Второго. За свою почти двухтысячелетнюю историю замок побывал и мавзолеем, и крепостью, и тюрьмой, сейчас же это Военно-исторический музей Италии

 

0_137a1a_ce8923f7_XL.jpg

 

Вид с набережной

 

0_137a1e_68433ec0_XL.jpg

 

Вид со стороны Дворца юстиции

 

0_137a2d_82233dbc_XL.jpg

 

Остатки укреплений

 

0_137a2f_c82bb8f2_XL.jpg

 

Папские гербы на замке

 

0_137a1d_3d34029e_XL.jpg

 

0_137a1f_105a169_XL.jpg

 

0_137a22_29fd782c_XL.jpg

 

0_137a2a_9c452f7f_XL.jpg

 

Рядом с замком располагается более современное здание, также военного назначения

 

0_137a10_bd1bf5f7_XL.jpg

 

0_137a2e_4cf6910f_XL.jpg

 

А вокруг бурлит мирная жизнь. Кто-то знакомится,

 

0_137a2b_9b8e7a02_XL.jpg

 

кто-то рыбачит,

 

0_137a26_a86e5269_XL.jpg

 

кто-то бродит, рассматривая римские красоты,

 

0_137a23_4af9b04e_XL.jpg

 

а кто-то, устав от римского великолепия, мирно дремлет на парапете.

 

0_137a24_cb54e509_XL.jpg

 

Мне до такого состояния было ещё далеко, и ноги меня понесли к Дворцу юстиции, в сторону моста Умберто Первого

 

0_137a0c_3f593dae_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дворец Правосудия (или же Дворец Юстиции), ныне кассационный суд Италии. После аскетично строгого Замка Святого Ангела Дворец кажется излишне помпезным. Если Алтарь Отечества злые языки сравнивали с громадной пишущей машинкой, то, по аналогии, Дворец Правосудия я бы сравнил с роскошным футляром для оной. Мнение, конечно, субъективное, бывает такое: вроде и здание красивое, и скульптуры при нём, и фонтан, но вид его абсолютно тебя не трогает.

 

Строился дворец аж 23 года, с 1888 по 1911 годы, долгий срок строительства, размеры здания и его излишне богатая отделка вызвали небеспочвенные подозрения в том, что без "барашка в кармашке" определённым людям тут не обошлось. Как говорится, "Италия, сэр"...

 

0_137a43_fd2255d_XL.jpg

 

Со стороны площади Кавура

 

0_137a6f_a3b27d85_XL.jpg

 

Квадрига на фасаде появилась уже при Муссолини, любившем всё древнеримское

 

0_137a3b_1636e732_XL.jpg

 

Скульптура Юстиции

 

0_137a3a_d7a10364_XL.jpg

 

Фонтан

 

0_137a3c_82505f29_XL.jpg

 

Пандусы перд главным фасадом Украшают статуи выдающихся юристов

 

0_137a3f_a06d6eac_XL.jpg

 

Я собрался, было, поворачивать назад, к месту нашей встречи, но тут...Через дом от громадины Дворца Правосудия я увидел такую небольшую ажурную церквушку Сакра Куоре дель Суффраджо (или Сакра Куоре ди Джезу ин Прати), эдакий уголок Милана в Риме. И как тут в очередной раз не перефразировать классику: Рим, конечно, это один город, но, в то же время, это много городов.

 

Церковь одна из самых молодых в Риме, её строительство завершилось только в 1921 году, основным материалом при её строительстве был модный тогда железобетон, только колонны двух боковых входов выполнены из веронского мрамора. Главным украшением фасада служат 19 статуй святых.

 

0_137a45_41cbe9d6_XL.jpg

 

0_137a46_a55f3d22_XL.jpg

 

Фронтон центрального портала изображает Иисуса между двумя ангелами. Чуть выше на щите - рельеф Святого Сердца Иисуса.

 

0_137a4a_704ae683_XL.jpg

 

Интерьер церкви также достаточно аскетичен.

 

0_137a68_8be7482a_XL.jpg

 

Пожалуй главное его украшение - витражи

 

0_137a51_c96ca80e_XL.jpg

 

0_137a53_6bcada6_XL.jpg

 

0_137a5d_7e955ba7_XL.jpg

 

0_137a5e_c8795831_XL.jpg

 

0_137a64_2dcb2ddc_XL.jpg

 

Окно-роза и орган

 

0_137a66_da4c1c4e_XL.jpg

 

Силуэт исповедален чем-то напоминает силуэт самого храма

 

0_137a60_39768eb5_XL.jpg

 

Надгробье епископа Пьетро Бенедетти

 

0_137a5f_84cd076_XL.jpg

 

Больше всего меня удивили картины в алтарях, вернее даже манера, в которой они написаны. Не знаю почему, но у меня постоянно возникали ассоциации с иконами.

 

0_137a50_4ab1bed9_XL.jpg

 

0_137a57_61b73deb_XL.jpg

 

0_137a58_5010ff30_XL.jpg

 

0_137a61_92abeb14_XL.jpg

 

0_137a62_6620a019_XL.jpg

 

Теперь уже точно пришло время возвращаться к стенам Ватикана. Два фото на прощание с Тибром: одно банальное - вид с моста Умберто в сторону центра Рима

 

0_137a44_bb0ff9fd_XL.jpg

 

другое несколько странное. Но Рим, видимо, такой город, что даже огрызок яблока на парапете набережной кажется не просто огрызком, а чуть ли не символом чего-то большего(только неизвестно чего :scratch: )...

 

0_137a40_a9a1c8a0_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До отправления к замкам оставалось менее получаса, поэтому идти через площадь Кавура и по Виа Крещенцо пришлось в достаточно быстром темпе. Кое-что, правда, запечатлеть успел. Район этот по римским меркам современный, историческими памятниками небогат, но кое-какие интересные здания встречаются и здесь.

 

Церковь вальденсов, представителей когда-то гонимого христианского учения, ратующих за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь. Видимо поэтому и храм выглядит очень скромно.

 

0_137a6d_b88c5d62_XL.jpg

 

Театр Адриана

 

0_137a6e_a5cc0cd0_XL.jpg

 

Памятник Кавуру на площади его имени, совершенно традиционный, в отличии от увиденного в первый день на вокзале Тибуртино.

 

0_137a72_6b8dbd4e_XL.jpg

 

Это милитаристское здание я уже видел с набережной

 

0_137a75_7d0dbd6c_XL.jpg

 

Виа Крещенцо и Виа Оттавиано. Застройка вполне типична для конца 19го - начала 20го века, очень напоминает улицу Королевы Маргариты, застраивавшуюся примерно в то же время. Дом-утюг

 

0_137a77_5db85cae_XL.jpg

 

дом-замок (почти как в квартале Коппеде, но очень почти)

 

0_137a7b_748a9be8_XL.jpg

 

А этот дом, если бы его немного скруглили, очень напоминал бы Коллизей

 

0_137a7c_b49b209a_XL.jpg

 

Просто башенка и просто дедушка

 

0_137a81_c75955d9_XL.jpg

 

Тут интересен не столько сам дом, сколько его барельефы

 

0_137a80_8c74780d_XL.jpg

 

0_137a79_59a731eb_XL.jpg

 

0_137a7d_4ca444b4_XL.jpg

 

Иконы-обереги встречаются не только в старых районах. Здесь удивляет довольно странное соседство  с маскароном то ли сатира, то ли Пана, то ли чего-то ещё языческого.

 

0_137a87_bb73ddc1_XL.jpg

 

Районный рынок, умело маскирующийся под старину

 

0_137a84_42ed2dc6_XL.jpg

 

Почти у цели. Очередной конный памятник, не помотрел кому, на площади Рисорджименто.

 

0_137a86_c788d29d_XL.jpg

 

Сама площадь

 

0_137a89_16d5f689_XL.jpg

 

Небольшой рывок, и я снова у стен Ватикана.

 

0_137a88_4a91de2e_XL.jpg

 

Мы ненадолго прощаемся с Римом и едем изучать его окрестности, так называемые Римские замки. Именно так называемые, потому что никаких замков в этих городках нет. Зато есть великолепная природа и дворцы старинных римских семейств, один из которых, папскую виллу Барберини в Кастель-Гандольфо, нам предстоит посетить. Но сначала - Неми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Городок Неми, самый маленький в нашей сегодняшней программе, приютился на берегу одноименного озера в Альбанских холмах.

 

0_137b0c_b89ccba9_XL.jpg

 

И всё-таки, не зря наш тур называется Сердце Италии. Вот и форма озера Неми что-то напоминает, не правда ли?

 

0_137af8_f20b45e6_XL.jpg

 

Неми известен с шестого века до нашей эры. Его латинское название, Nemus, переводится как "Священный лес", видимо из-за того, что достаточно долго город был центром культа Дианы Немейской. В память об этом в Неми установлены несколько памятников богине. Этот мы увидели практически у места нашей стоянки,

 

0_137b42_d8171546_XL.jpg

 

этот - ближе к озеру.

 

0_137afa_4ec00f31_XL.jpg

 

Культ Дианы Немийской отличался, скажем так, некоторым своеобразием. Вот так, по описанию Джорджа Фрэзера, выглядел процесс смены жреца: " В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом — убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент ". Может быть поэтому, поклонником культа стал один из самых сумасбродных императоров Рима, Калигула, устроивший на озере плавучий храм богини Дианы. Сейчас разве что небольшой памятник императору, наверное, единственный в Италии, напоминает о тех жестоких временах.

 

0_137b1e_a672e17a_XL.jpg

 

Времена Калигулы, слава богу, ушли безвозвратно, но и сейчас берега озера облюбовали небедные жители Рима. Глаза нет-нет, да и встретят что-нибудь вроде такого милого семейного гнёздышка.

 

0_137b10_aa2f81d9_XL.jpg

 

0_137b16_9adba6e2_XL.jpg

 

Современный Неми – это тихий уютный городок, который может вполне служить декорацией для сказки, например для съёмок фильма о Солнечном городе. А что? Погода тут вполне подходящая, здешние небольшие домики вполне бы могли служить уютным жилищем для всевозможных Знаек, Незнаек и Листиков, да и свой Калигула, помнится, в Солнечном городе имелся. Мысль о сказках уже приходила в голову при виде квартала Коппеде и Чивиты-ди-Баньореджо и не раз ещё придёт в голову во время тура. Может просто места в Италии такие?..

 

Вид на Неми со смотровой у озера. Весь город как на ладони.

 

0_137af6_69102437_XL.jpg

 

0_137abd_38f857ab_XL.jpg

 

Центр города

 

0_137b44_ce469451_XL.jpg

 

0_137ab2_dbb8bda1_XL.jpg

 

0_137ab8_d04667dc_XL.jpg

 

0_137aed_ab1edc4c_XL.jpg

 

0_137afe_f1c81ef5_XL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...