Евгения Сорокина Опубликовано 20 апреля, 2022 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2022 После завершения нашего тура по Северному Кавказу я с подругой решили продолжить наш отпуск. Вот ссылка на мой отзыв по туру. Я понимаю, что написано много отзывов про Санкт-Петербург и Москву, но может кто-нибудь найдет для себя что-нибудь полезное. Из Махачкалы мы вылетели в Санкт-Петербург. Разместишь в гостинице, отправились гулять по городу. С погодой нам в тот день повезло - не было дождя и светило солнце. Единственное, что не укладывалось в голове, что буквально пару часов мы купались в море, а в Питере пришлось основательно утеплиться. Пройдя по набережной Фонтанки дошли до музея Фаберже. Это частный музей. Музей занимает великолепное здание Шуваловского дворца недалеко от Невского проспекта. Помимо знаменитой серии пасхальных яиц, в собрания петербургского музея Фаберже входят великолепные ювелирные украшения, драгоценные столовые приборы и предметы интерьера, разработанные художниками и ювелирами прославленной мастерской Фаберже. Пройдя пару залов мы учитились в зале со знаменитыми яйцами Фаберже. Уникальное собрание музея включает в себя девять пасхальных яиц, созданных в мастерской Фаберже для представителей российской императорской семьи. Яйцо герцогини Мальборо Пасхальное яйцо Лавровое дерево - подарок императора Николая II матери на Пасху 1911 г. Пасхальное яйцо-часы Петушок - подарок императора Николая II матери на Пасху 1900 г. Пасхальное яйцо - Пятнадцатилетие царствования, подарок императора Николая II супруге на Пасху 1911 г. Пасхальное яйцо - Ландыши, подарок императора Николая II супруге на Пасху 1898 г. Пасхальное яйцо Коронационное, подарок императора Николая II супруге на Пасху 1897 г. 22 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 20 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 20 апреля, 2022 Продолжим изучать музей. Помимо ювелирных украшений, посуды, предметов интерьера можно увидеть великолепную коллекцию картин русских художников - Айвазовского, Брюллова, Поленова и других. Есть коллекция и русских икон Хочется сказать, что музей мне очень понравился, причем понравилось абсолютно все - интерьеры дворца, коллекция и даже освещение экспонатов. 27 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 21 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 После музея мы отправились на экскурсию "Химеры архитектора Лишневского: Дом городских учреждений". Александр Лишневский родился в ноябре 1868 года в Херсоне. В 1888 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время учебы он был не раз отмечен наградами. С 1895 года по 1901 год Лишневский был городским архитектором в Елисаветграде. В 1901 году он вернулся продолжать дело в Петербург, где стал значимой фигурой среди архитекторов, известным профессионалом, автором конкурсных проектов и выдающихся построек. Основные стили его построек – модерн, неоклассицизм, конструктивизм (в советские годы). Среди его известных петербургских строений Дом городских учреждений на Садовой улице, доходный дом Корфа, Иоффа на Пяти углах, доходный дом И. Ф. Алюшинского на Малом проспекте П.С., доходный дом Е. А. Рыбиной в Прядильном переулке и многие другие. Неординарными и продуманными были не только фасады здания, но и их внутреннее, дворовое пространство. До 1917 года он успел создать более 100 проектов. В оформлении фасадов Лишневский использовал готические, антропоморфные фольклорные мотивы. "При этом он всегда стремился встроить здание в городское пространство так, чтобы у зрителя создавалось ощущение, что все элементы постройки приведены в равновесие», — говорит Александр Чепель. История Лишневского уникальна: в 1930-е, когда многие архитекторы потеряли работу, поскольку не смогли вписаться в советскую действительность, он остался одним из самых востребованных архитекторов, при этом не утратив свой почерк и продолжая добавлять интересные детали декора в функциональные здания той эпохи (был членом правления Ленинградского отделения Союза архитекторов). У Лишневского была возможность эмигрировать, но он не сделал этого. «Как я оставлю свои дома — ведь это мои дети», — говорил он, вспоминает Праправнучка Лишневского Елена Турковская. Архитектор многого не успел — умер в 1942 году, почти сразу после эвакуации из блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года на 74 году он умер в Ярославле в эвакуации из блокадного Ленинграда. К сожалению, в отличие от многих других петербургских и ленинградских зодчих, Александр Лишневский не получил широкой известности среди горожан. Однако осенью 2015 года его имя узнали не только специалисты: тогда вандалы сбили горельеф с построенного им дома на Лахтинской улице, 24. Лепная фигура изображала «антропоморфное фольклорное существо с крыльями летучей мыши», в котором многие узнают Мефистофеля (или Демона), хотя точного подтверждения нет. А сейчас о Доме городских учреждений. В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением). Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений). Однако через полтора года после сдачи здания в эксплуатацию, летом 1908 года, стены Дома городских учреждений пошли трещинами. Поскольку постройка принадлежала городу, была создана специальная комиссия, призванная ответить на два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Разумеется, перед этим собранием должен был предстать ответственный строитель – А. Л. Лишневский. Осмотр дома, в ходе которого обнаружились «несомненные признаки, дающие впечатление не совсем правильной постройки», выявил наличие 60 трещин различного размера. Все они были не только запротоколированы, но и сфотографированы, чтобы скрыть их было невозможно. Один из корреспондентов «Петербургского листка» сообщал с места событий о том, как при обходе здания один из членов комиссии гласный (депутат) Санкт-Петербургской городской думы П. А. Фокин, возмущаясь обилием трещин, заметил: «Я бы такому архитектору не позволил и будку выстроить!». В ответ А. Л. Лишневский «вспыхнул гневом», бросив: «Скорее можно издохнуть, чем этот дом обвалится!» – отпустив затем «тирады ещё более оскорбительного свойства». Слово за слово, и разговор принял «крайне обострённый оборот». Распалённый архитектор, продолжал свидетельствовать журналист «Петербургского листка», схватил городского депутата за борт пальто; тот, отражая нападение, в свою очередь ухватился за костюм обидчика. Тогда А. Л. Лишневский на глазах очевидцев, «пустил в ход приёмы японского джиу-джитсу и французского бокса», ударив Фокина кулаком в живот. Остальные члены комиссии, «дабы не допустить переход пикировки в драку», вмешались в ссору и своевременно погасили её. Столичная пресса тут же отреагировала на этот инцидент серией едких статей, фельетонов и карикатур. Заголовки вопрошали: «Как спасти Дом городских учреждений от разрушения?». Обывателей запугивали, что жить в подобных домах, построенных «из манной крупы, клейстера, непринятых драматических произведений и прочего мусора», чрезвычайно опасно. А домовладельцам-заказчикам предлагали при общении с архитекторами обезопасить себя, обзаведясь «бронированным фургоном». С газетных карикатур на читателя смотрел архитектор А. Л. Лишневский, выставивший в окна Дома для городских учреждений крупнокалиберные орудия, превратив тем самым городское здание гражданского назначения в настоящую крепость. На иллюстрации зодчий изображён нарядившимся в античные доспехи, с копьём наперевес стоящим в боевой позе у стены построенного им здания, с явным намерением не пропустить дотошных журналистов, вознамерившихся досконально осмотреть его творение. Санкт-Петербургская городская управа образовала очередную комиссию, в которую вошли известные и авторитетные петербургские архитекторы: П. Ю. Сюзор, Л. Н. Бенуа, И. С. Китнер. Комиссия вновь скрупулёзно осмотрела здание и вынесла решение в пользу А. Л. Лишневского. В отчёте говорилось, что общее состояние дома «не даёт поводов к опасению в смысле безопасности», а появление трещин объясняется «неравномерностью осадки и разновременностью возведения частей здания при сложности плана, обширности самой постройки и затруднительности условий производства работ». Городское правительство сформировало техническую комиссию, под наблюдением которой был произведен необходимый ремонт. Интересно, что в комиссию вошёл и «оправданный» А. Л. Лишневский, квалификации которого, как оказалось, достаточно не только для строительства собачьих будок. К началу Первой мировой войны там располагались Центральное отделение и управление городского ломбарда, Статистическое отделение Городской управы с архивом и книжным складом, Городская комиссия по благотворительности, шесть камер мировых судей, Больничная комиссия. Комиссия по народному образованию, женское четырехклассное училище, два двуклассных начальных училища (то есть ПТУ), Торговая депутация, Городское по воинской повинности присутствие (то есть военкомат), Комиссия по водоснабжению столицы (то есть горводоканал), Городская типография, Городской музей и еще два десятка магазинов и несколько служебных квартир. Лишневский очень любил всякое украшательство. Подобно архитекторам Средних веков, он населял стены и карнизы своих зданий нетопырями, чертями и прочими неведомыми зверьми. Здание «Дом городских учреждений» стало апофеозом его любви к чудищам. В довершение всего, оно было украшено совами и скульптурами с многозначительными названиями «Свобода» и «Труд». Они были утеряны, но фигурки вампиров, грифонов,химер, чертиков, паяцев и прочих мифических чудовищ – своеобразное эхо Средневековья в серой петербургской архитектуре – сохранились. Сов в наше время восстановили. Свои функции «Городской дом» сохранил и в советское время (тут находились школы, училища и даже райком партии с райисполкомом), и сейчас (после реставрации сюда как раз переехал МФЦ, центр занятости и даже отделение одной из партий). 19 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 21 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 Еще химеры Вот так выглядел поэтажный план здания Зайдем в один из подъездов вот такой раритет нам встретился теперь зайдем в другой подъезд-парадную оформление этой парадной напоминает средневековые соборы Западной Европы даже в элементах лестниц встречаются дракончики на некторых этажах встречается метлахская плитка решетка у дома 25 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Светик Семицветик Опубликовано 21 апреля, 2022 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 2 часа назад, Евгения Сорокина сказал: В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением). Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений). Представляете, я этим зданием ежедневно любовалась и восхищалась на протяжении целых 5-ти лет! Я жила в общежитии на Садовой напротив на 7-м этаже и из окон коридора рассматривала его, снимала, у меня есть много ч/б фоток его. Но во дворе никогда не была...По этому переходу переходила на ту сторону и по Вознесенскому, тогда он назывался пр.Майорова, ходила пешком в институт через Исаакиевскую площадь...Какие воспоминания вы разбудили во мне! Благодарю! 6 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 21 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 После экскурсии мы отправились в гостиницу, необходимо было подготовиться в вечернему мероприятию, но об этом позже. Прошли мимо Семимостья. Семимостье располагается на пересечении двух известных каналов города: Крюкова и Грибоедова, а центральной точкой является Пикалов мост. С этого места можно увидеть сразу семь мостов (хотя мне показалось, что я видела больше). Семимостье - это одно из мистических мест Санкт-Петербурга, где по преданию сбываются желания, но для этого надо сначала рассмотреть семь мостов. Зашли в гости к Петербургскому ангелу в Измайловском саду. Маленький бронзовый ангел в долгополом примятом пальто и смешной старомодной шляпе примостился на спинке лавочки. От дождя он закрылся зонтом и внимательно читает свою умную книжку. По словам художника (Романа Шустрова), скульптура символизирует пожилых петербуржцев, переживших войну, голод, страдания и лишения, но сохранивших жизнелюбие и интеллигентность, оставшихся по-детски чистыми и светлыми. А вечером мы отправились на дегустацию в винный бутик на канале Грибоедова. По пути наблюдали красивый закат. Тема дегустации была - вина Испании. На дегустации было представлено 10 образцов. Вот несколько из них. Выйдя из бутика полюбовались Банковским мостиком и мостом Ломоносова На этом наш первый день в Санкт-Петербурге закончился. 28 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир Тверь Опубликовано 21 апреля, 2022 Жалоба Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2022 Люблю Питер. В прошлом году был несколько раз. Мне нравятся парадные, лестницы, дворы колодцы, а иногда просто просто брожу по улицам, отдыхаю от суеты. В музее Фаберже был в октябре. Спасибо за фотки. 4 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 28 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2022 На утро следующего дня у нас была забронирована экскурсия по Васильевскому острову. Скажу честно, что до этой поездки в Питер, Васильевский остров для меня был Terra Incognita, хотя и была уже в городе раз десять, но как-то не получалось по нему побродить. Максимум, где была, это Стрелка. Итак, начнем. Экскурсия началась у метро Василеостровская, рядом с памятником конке. Это модель-копия вагона трамвая на конной тяге образца 1872–1878 годов общей длиной 8 метров. Первая же официальная письменная фиксация названия "Васильевский остров" относится к 1500 году. Согласно "Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины" на "Васильевом острове" уже к тому времени жили рыбаки и имелись пашни. После того, как в 1478 году Новгород с подчиненными ему землями был "приведен" во власть Ивана III, московский царь потребовал от новгородцев дани. А чтобы был порядок в платеже этой дани, писцы начали составлять особые "писцовые" и "окладные" книги, где содержались полные сведения о землях, принадлежавших тем или иным владельцам (государству, духовенству или частным лицам). Как свидетельствует "Переписная окладная книга Водской пятины", уже в 1500 году остров именовался "Васильевым". Также указано, что на "Васильеве острову были дворы великого князя рыбных ловцов". Дворов таких было 16, и столько же проживало в них взрослых мужчин (женщины и дети не включались в переписную книгу). Отсюда и идет одна из версий о происхождении названия острова от имени его первопоселенца - рыбака Василия, некогда проживавшего здесь со своей женой Василисой. Причем, как добавляет шутливое предание, детей своих, которых у них было множество, они тоже, дав обет, называли Василиями и Василисами. И в продолжении этой легенды, что их похоронили на том месте, где позднее были возведены Ростральные колонны. В царской грамоте 1545 года, изданной как распоряжение о сборе для Казанского похода ратников и пороха с Новгорода, с пригородов его, посадов и погостов, Васильев остров упоминается в связи с "призывом" на службу двух конных ополченцев. Так что, не исключено, что легендарный Василий был реальным ратником, исполняющим воинскую повинность, наложенную на Новгородские земли московским царем Иваном IV. Следует отметить, что до основания Петербурга в те времена все географические наименования здесь были финскими или шведскими, так как русские названия, появившиеся в XII-ХV веках, к началу ХVIII века почти не сохранились. При шведском владычестве остров назывался Даммархольм (Прудовый остров - по-шведски) или Хирвисаари (Лосиный остров - по-фински). И лишь к нему одному из всех невских островов вернулось его древнее имя. Вскоре после основания Санкт‑Петербурга его вновь стали называть Васильевским. Дело в том, пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на оконечности острова, называемой Стрелкой, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин. По словам историка А.Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: "Василию на остров". А после его смерти, как гласит легенда, остров был поименован в память Корчмина "Васильевским". Подошли к памятнику Василию Корчмину. Василий Корчмин был майором лейб-гвардии Преображенского полка. Он символично изображен сидящим на стволе пушки. Он сконструировал несколько новых моделей пушек, разработал первые боевые и сигнальные ракеты и корабельные огнеметы. При Петре Василий Корчмин был также главным организатором фейерверков, в том числе двухчасового фейерверка в Петербурге, посвященного окончанию Северной войны и провозглашению Петра I императором. А в Курской области и поныне работает открытая Корчминым и его компаньоном суконная фабрика. Только сейчас она называется «Глушковская». Затем подошли к зданию по адресу 5-я линия Васильевского острова, 20. Почему на Васильевском острове не улицы, а линии. Впервые о линиях Васильевского острова упоминается в 1710-х годах. Император, Петр Великий приказал выкопать на острове сеть продольных и поперечных каналов. Берега продольных каналов назвали перспективами (проспектами), а берега поперечных - линиями (четная и нечетная с разных сторон канала). Все линии были пронумерованы от 1ой до 27ой. “Нулевая” линия называлась Кадетской из-за расположившегося на ней кадетского корпуса. Но мечте Петра Первого не суждено было сбыться. Было прорыто меньше половины линий, а до проспектов дело вообще не дошло. В 1767 году по приказу императрицы Екатерины II все каналы были зарыты, а названия линии Васильевского острова, дошли до наших дней. Сначала прошли во внутренний хозяйственный двор здания. В этой маленькой пристройке была прачечная. Затем прошли в одну из парадных. 15 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 28 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2022 Следующей остановкой был дом по адресу 4-я линия Васильевского острова, 5. В этом здании в начале XX века проживал художник Николай Рерих, один из крупнейших мистиков прошлого столетия. Наверное именно поэтому в этом здании находится знаменитый Двор духов. Двор духов — очередное таинственное место Петербурга, представляющее собой обычный двор-колодец размером 2 на 1.5 м. Ну и куда без легенд, место то мистическое. Любого, кто загадает желание, а после посмотрит наверх, на небольшой кусочек неба, ожидает исполнение даже самой невероятной мечты. Но есть одна загвоздка, которая помешает простому смертному воспользоваться шансом на подобный выигрыш. Никто не говорит точного адреса, не называет координат и подробного маршрута следования. Что прибавляет двору некий шарм. Но я могу дать несколько ориентиров. Сначала нужно найти пересечение Большого проспекта и 4ой линии, затем на 4ой линии отыскать 5ый дом, зайти в арку. Дальше ищем самую дальнюю парадную по левой стороне. Открыв дверь, вы попадете в полуподвальное помещение, потом проходная парадная, которая является переходом в искомое место. Следующий дом по адресу 4-я линия Васильевского острова, 9. С середины XVIII до середины XIX века участок дома №9 по 4-й линии Васильевского острова принадлежал армянскому семейству Шаристановых. В семье Шаристановых было много купцов и священников. Церковь для армянской общины собирались строить именно здесь. Только по стечению обстоятельств этот храм был возведён на Невском проспекте. Здесь находился деревянный дом с мезонином и портиком из 4-х пилястр. После Шаристановых с 1850-х годов участком владела дочь тайного советника Юдина. В 1870-х годах в доме Юдиной часто бывал композитор Модест Мусоргский, который для хозяйки и других её гостей исполнял на фортепиано свои сочинения. В конце 1890-х годов имение приобрёл П. П. Форостовский. Ему принадлежала транспортно-экспедиционная фирма, которая занималась доставкой товаров из Финляндии. В июне 1900 года Форостовскому Городской управой было дано разрешение на строительство здесь нового здания. Проект особняка разработал К. К. Шмидт, перед этим спроектировавший в похожем стиле здание для Александринского женского приюта. (в рассказе будут несколько фото из интернета для полноты рассказа). Особняк Форостовского стал одним из самых ранних памятников петербургского архитектурного стиля модерн. Его фасад облицован импортным кирпичом. Цоколь выполнен из красного гранита. Асимметричный фасад здания вторит асимметрии плана. Левая часть фасада украшена высокой башней, тогда как правая имеет всего один этаж с застекленной крышей (там находился зимний сад). Средняя часть здания несколько удалена от тротуара. Эти приемы позволяют нарушить привычную плоскость городского фасада, заставляют думать, что особняк действительно стоит «особняком», хотя вплотную к нему слева и справа примыкают другие здания, и прохожий видит постройку только с одной стороны. Асимметричность фасада рифмуется с преобладанием кривой линии в крупных ритмах здания: оконных проемах, пролетах арок, куполе и крыше эркера. Однако, эта линия, плавная и спокойная, одновременно и сглаживает беспокойный силуэт особняка. Стены здания покрыты облицовочной плиткой мягкого, светло-желтого цвета. Плитка напоминает о прежнем увлечении Шмидта «кирпичным стилем». Её оттеняют участки, облицованные «рваным», неполированным гранитом. Спокойствие ритма и цвета, укрощающих общую асимметрию здания, в свою очередь нарушается выразительностью многочисленных мелких деталей. В рисунке ограды, ворот, флагодержателей более явно проявляются характерные для модерна изогнутые, ломаные линии. Павел Форостовский здесь не только жил, но и работал. Подвальные помещения являлись складом, в него вёл люк, пробитый под ведущей во двор аркой. Первый этаж занимала контора. Хозяин со своей семьёй обитал на втором этаже. В контору и жилые помещения вели входы соответственно с правой и левой части здания. Детские комнаты располагались с солнечной стороны, их окна выходили в сад. В правой части здания находился зимний сад с наклонной стеклянной стеной. Второй флигель был возведён для хозяйственных нужд. В советское время особняк Форостовского занимали различные общественные организации (Союз рабочих водного транспорта, клуб Союза водников, клуб текстильщиков фабрик имени Желябова и Веры Слуцкой). С 1940-х годов здесь разместились районные комитеты партии и комсомола, в 1960-х - детская поликлиника. С 1970-х годов здесь работало конструкторское бюро Управления здравоохранения. С 1990-х годов - Управление дорожно-патрульной службы. Несколько фото из интернета зимнего сада и внутреннего дворика, попасть в который практически невозможно туристу. Вот еще такую фотографию нашла на просторах интернета. Кадр из кинофильма "И вот пришёл Бумбо" ("Ленфильм", режиссер Н. Кошеверова). Момент пешей прогулки слона Бумбо по городской улице в сопровождении Кости (арт.В. Золотухин) и Ахмета, дрессировщика слона (арт.А. Панкратов-Чёрный). А на заднем плане особняк П.Форостовского. 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 28 апреля, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2022 (изменено) Рядом по адресу 4-я линия Васильевского острова, 11. бывший дом Д.Гилмора. Участки № 11 и № 13 во второй половине XVIII, в XIX и начале XX века составляли одно владение, хотя и числились с 1860-х годов под собственными номерами. Принадлежали они во второй половине XVIII и первой трети XIX века английскому негоцианту Д. Гилмору, владельцу канатной фабрики. Д. Гилмор купил участок для постройки дома у первого владельца не позднее 1796 г. При нём на участке был выстроен каменный лицевой дом. У него в 1807 году остановился, приехав в российскую столицу на гастроли, английский пианист Джон Фильд. Дом был перестроен в 20х годах 19 века. В 1820-х годах ряд помещений занимали частный мужской пансион со школой англичанина Фишвича и литографская мастерская П. Ф. Гельмерсена, а также гостиница для приезжающих Мильгана. В то время на участке были деревянные и каменные строения, а в глубине — сад. В 1880-х годах на первом этаже дома располагался магазин сигар В. И. Старожилова. С 1825 года в каменном доме — ныне № 11 — жил выдающийся живописец А. Г. Венецианов. В том же году он закончил картины «Старик крестьянин», «Захарка». Тогда же при его участии Общество поощрения художеств начало издавать раскрашенные литографии. Там же, у Венецианова, жили и его ученики. Зимой они посещали рисовальные классы Академии художеств, а на лето он увозил их в свое имение. Так дом выглядел в 60-70гг.20 века Общее фото здания я не сделала, это фото из интернета. Но почему я остановилась на этом здании? В 2020 г. были завершены работы по реставрации фасада здания, в результате которых были выявлены исторические надписи в арочных проемах первого этажа - «МАГАЗИНЪ И.И. СТАРОЖИЛОВА» и «ТАБАКЪ СИГАРЫ ПАПИРОСЫ», «ГАВАНСКIЯ СИГАРЫ». Обнаруженные надписи было решено законсервировать до следующей реставрации. Магазин Ильи Ивановича Старожилова находился на первом этаже дома. В советское время арочные окна первого этажа, в которых располагались вывески, были заложены, что и позволило им сохраниться. Информация о лавке купца Старожилова на 4-ой линии содержится в «Справочной книге о купцах» 1880 года. Изменено 28 апреля, 2022 пользователем Евгения Сорокина 20 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 5 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 мая, 2022 Прогулка по Васильевскому острову продолжается. Подошли к доходному дому П.С.Прохорова (адрес 4-я линия Васильевского острова, 21) В середине XIX века на данном участке находился деревянный дом известного математика В.Я. Буняковского. Здесь преподаватель петербургского университета и главный эксперт правительства по вопросам статистики и страхования закончил капитальный труд: «Основания математической теории вероятностей». В 1877 году приобрел купец В.П. Таюрский. Именно он заказал архитектору Ф.С. Харламову строительство двух каменных четырехэтажных флигелей в восточной части двора. Свой современный облик вид особняк приобрел после того, как стал собственностью судовладельцев Прохоровых. В 1913-1914 годах по проекту архитектора Д.Г. Фомичева был построен шестиэтажный дом, главным фасадом обращенный на 4-ю линию, дворовые флигели сохранились, а существовавший и прежде поперечный дворовый корпус получил два дополнительных этажа. Часть внутренних помещений сохранила декоративные элементы в неоклассическом стиле. Кессонированный тоннель Вот какое есть описание дома в одном романе. В «Счастливом неудачнике» герой повести Виктор Шумейкин, любивший, кстати, гулять в Соловьёвском саду, неоднократно упоминаемом в книгах В.Шефнера, говорит: «Цыганский дом – это был большой красивый дом на Четвёртой линии. Он строился перед самой империалистической войной и даже в войну, а после революции хозяин его сбежал за границу, так и не достроив. В неотделанных квартирах селились цыгане. Они, конечно, никакой квартплаты не платили, управдома в этом доме не было. И даже милиция туда боялась заходить, потому что в нижнем этаже цыгане держали четырёх медведей. Днём они с этими медведями ходили по улицам и дворам и давали представления, а вечером приводили их домой. Медведи были дрессированные, но понимали только по-цыгански, на русском языке им ничего нельзя было втолковать, - с ними лучше было не связываться». Давным-давно там нет никаких медведей, - в доме находятся организации (даже есть детский сад), на дверях парадных установлены домофоны, а в квартирах живут люди. Несколько фото внутренних помещений здания (фото из интернета), внутрь здания мы не заходили. Украшения квартирных дверей масками львов. 18 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 5 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 мая, 2022 Пройдя сквозь внутренний двор, мы оказались во внутрееном дворе доходного дома архитектора Л.Бенуа. (адрес 3-я Линия Васильевского острова, 20) Обширная территория дома № 20 сформировалась из двух старых участков. Левый, прилегающий к № 18, в 1750-х годах принадлежал содержателю шелковой мануфактуры Л.И. Ширванову, а правый - князю С. Юсупову. В 1758—1760 годах участки приобрел и объединил таможенный служащий С.К. Чайковский. В 1830 —1860-х годах дом принадлежал семье купца Ганфа, а в конце 1860-х - в 1880-х - чиновнику почтового ведомства, действительному статскому советнику К.Ф. Сафайлову. В конце XIX века эту землю купил профессор архитектуры Л.Н. Бенуа и в 1897 — 1899 годах по собственному проекту возвел четырехэтажный доходный дом. Не стеснённый в этом случае требованиями заказчика, зодчий скрупулёзно подошёл к проектированию, пытаясь добиться максимально рациональной застройки территории. Архитектор-домовладелец писал впоследствии: «Затеяли строить. Начали вертеть эскизы. Хотели сохранить сад и построить лицевой доходный дом, а внутри – род особняка. Но как не вертели – ничего толкового не вышло: трудно совместить доходный дом и особняк. Потом я бросил эту затею и составил обыкновенный план…». Бенуа упомянул, что в разработке проекта принимал участие в качестве помощника будущий мастер модерна архитектор Ф.И. Лидваль, а в строительстве участвовал будущий архитектор Ф.Ф. фон Постельс, тогда студент Высшего художественного училища при Академии художеств. С домом связан длительный период творческой жизни выдающегося зодчего - с 1899 по 1928 год. Его мастерская находилась в центре дворового флигеля, против арки ворот. Здесь шла работа над проектами Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, клиники Отта на Менделеевской линии, Московского купеческого банка, Волжско-Камского банка на Невском, Дворца выставок - нынешнего корпуса Бенуа Русского музея - и еще ряда крупных зданий. Помимо этих работ зодчий не прекращал преподавание в Академии художеств. Квартиры с мастерскими в доме Бенуа занимали многие художники. В 1903 году это был К.Е. Маковский, в 1910 - 1911-м - С.Г. Судейкин, в 1916 - 1917-м - П.А. Шиллинговский, в 1924-м - скульптор В.А. Синайский. В 1920-х - 1942 годах здесь жил зять Л.Н. Бенуа, художник-мозаичист В.А. Фролов. В 1914 году архитектор А.И. Гунст надстроил пятый этаж. Дом выходит на улицу строго симметричным фасадом, центр которого выделен проездом во двор. По сторонам проезда – входы в парадные. На третьем этаже в центре – балкон. В некотором отдалении от центра здания расположены гранёные трёхэтажные эркеры. Пара фотографий дома из интернета (мои не получились) Фасад оснащён заметными выразительными деталями. Первый этаж и цоколь здания облицованы мелко колотым тёмно-красным гранитом. Над воротным проездом на уровне второго этажа – майоликовые гербы семейства Бенуа. Светлые наличники, гирлянды, другие декоративные элементы эффектно воспринимаются на фоне кирпичных стен. В 1901 году Л.Н. Бенуа перестроил внутренний служебный корпус, а в 1914 году архитектор А.И. Гунст надстроил здание пятым этажом, стремясь вписать новый ярус в существующую композицию фасада. Во внутреннем дворе зашли в одну из парадных метлахская плитка Сейчас бывшая квартира Л.Н. Бенуа функционирует как музей. Но в доме до сих пор живут представители рода Бенуа. (будут несколько фото из музея из интернета, во время экскурсии не было времени посетить музей). В семи комнатах сейчас обитает 14 представителей трех поколений семьи Бенуа. Но жилая часть – это примерно треть от всей большой квартиры. А оставшиеся комнаты – уникальное живое музейное пространство, где праправнучка Леонтия Николаевича не только обитает, но и водит экскурсии, устраивает музыкальные вечера. Кто-то приходит попить чая за историческим столом Бенуа, а кто-то хочет послушать фисгармонию или арфу. Когда в первые годы советской власти господские квартиры начали уплотнять, Бенуа тоже приказали в 72 часа найти и заселить в "излишнюю площадь" других жильцов. Почти как в "Собачьем сердце" Булгакова, где Швондер объяснял необходимость этого шага профессору Преображенскому: "Общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах". Но мудрый Леонтий Николаевич пригласил к себе жить родственников. И только поэтому квартиру удалось сохранить практически в том же виде, какой она была и при царском режиме. Правда, у семьи все-таки отобрали мастерскую, в которую можно было попасть прямо из жилой части. И еще, когда квартира стала коммунальной, приняв в свои стены 30 жильцов, появилась кирпичная перегородка в гостиной. Здесь же до 1914 года висела и картина Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком", составляющая сегодня гордость коллекции Эрмитажа. Женившись на дочери астраханского купца Марии Сапожниковой, Леонтий Николаевич получил это полотно в качестве дорогого свадебного подарка от тестя – страстного собирателя живописи. А в 1914-м продал ее Эрмитажу – за копейки и в рассрочку. 19 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 6 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 6 мая, 2022 (изменено) Напротив дома Л.Бенуа по адресу 2-я линия Васильевского острова, 29 находится доходный дом И.Ф. Смирнова. Дом купца 2-й гильдии Ивана Фёдоровича Смирнова был построен в 1901-1902 годах по проекту архитектора Василия Пруссакова. Архитектурно-художественное решение лицевого фасада флигеля по 2-й линии Васильевского острова, выполненное в духе северного модерна по проекту архитектора Фридриха фон Постельса, сохранилось без значительных изменений и утрат. До нашего времени сохранились детали скульптурного убранства фасада - львиная маска, растительный орнамент и т.п. Уцелели также кованные решетки балконов и перил парадной лестницы. Входящего с улицы встречал камин в вестибюле, ныне полуразрушенный, вид с парадной лестницы во двор закрывали прекрасные цветные витражи. До недавних пор еще оставались их фрагменты с орнаментами в стиле модерн - разными на каждой площадке. Мы зашли в правую парадную. Между первым и вторым этажом витраж с изображением орешника с зелеными листями и коричневыми плодами. Между вторым и третим этажами - желто-белые лилии с зелеными листьями Между третьим и четвертым - розовые розы Между четвертым ипятым этажами - лиловые цветы душистого горошка. Витражное полотно в центральной части фрамуги утрачено. Мемориальная ценность объекта связана с именами архитекторов, трудившихся над созданием его облика, а также с именем последнего владельца дома Андрея Петровича Киселёва – действительного статского советника, математика, ставшего автором учебников и учебных пособий по различным отраслям математики для школ и вузов. В 1920-х годах в доме проживал живописец Н.А. Ашукин, автор жанровых картин и пейзажей, в 1930-1960-х годах – профессор Горного института Л.С. Либрович, исследователь геологии Урала. После отъезда Е.А. Киселёвой – в 1950-е годы в её квартире-мастерской работал художник А.А. Блинков, долгие годы преподававший в Ленинградском Высшем Художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. В 1978 году в доме располагался филиал специального конструкторского бюро НПО «Нефтехимавтоматика». Нашла воспоминания жительницы дома (Татьяны Кругликовой), может будет кому интересно почитать (жительница описывает быт послевоенного времени) http://vasinostrov.blogspot.com/2011/06/blog-post_13.html Несколько выдержек. "Адрес, по которому мы жили, считался « линия, дом 29, кв. 35, но мы жили в заднем флигеле, который выходил на Соловьёвский переулок. И окна нашей квартиры смотрели на этот переулок. В этом флигеле было 5 квартир. Но они очень отличались от квартир флигелей переднего двора. Этот флигель, скорее всего, не предназначался для жилья и был переделан под него (не знаю в какие годы). Когда мой прадед с семьёй приехал сюда в 1914 году, он арендовал у владельца дома А.П.Киселёва весь флигель. Семья жила во 2-м этаже, как бы в двух квартирах. На 1-м этаже у прадеда была какая-то мастерская. В остальных помещениях были прачечная и дровяные сараи. При советской власти наша семья осталась в трёхкомнатной квартире 3 35, на 2-м этаже. Во всех остальных помещениях поселились жильцы. Прачечная в мою бытность ещё была. Как я уже писала, третью комнату (около 15 кв. м) занял другой человек, а мы с родителями и братом, вчетвером, занимали две комнаты, расположенные рядом: 19 и 9 кв. м. Квартира имела 9 окон, даже в коридоре было два окна, и потому всегда была холодной. Помню постоянные наледи на окнах коридора. На наши две комнаты была одна печь, тепло было только около неё. У родителей много денег уходило на покупку дров, а мы мёрзли. Зимы в послевоенные годы стояли суровые, в кранах замерзала вода. Помню, с мамой носили в вёдрах воду из прачечной. Вскоре после войны в город пошёл газ и первое время мы платили за него по счётчику. Помню, большой круглый счётчик для газа висел в кухне." "Как это ни странно, но человек, живущий в доме, не видит его наружного фасада, а видит фасад дома напротив. Я никогда не считала свой дом красивым. Будучи невысокого роста, гуляя около него, я видела обшарпанные стены у окон первого этажа, выше я не смотрела. Но когда я выходила из парадной арки на улицу и куда бы ни шла, пред моим взором появлялся противоположный дом, по 3 линии. 20. Мне он всегда казался красивым. Я никогда не задумывалась тогда, отчего один дом красивый, другой нет. В доме напротив жили дети, которых я видела в школе. В старших классах я узнала, что Таня и Ваня Фроловы были из семьи Бенуа, а уже много позднее, о том, что дом, в котором они жили, построен для семьи их знаменитый прадед Л.Н.Бенуа. Уже в 21 веке на фасаде дома появилась мемориальная доска с его фамилией." "... в Таратинском универмаге (угол Среднего проспекта и 2 линии). В краеведческой литературе он известен как Торговый дом Путилова. А мы всегда его называли Таратинским универмагом. До сих пор не могу найти ответа на вопрос: «Почему Таратинский». Моё предположение , что Таратин был нэпман, который в 20-е годы владел этим магазином. И чтобы покончить с этим домом , следующие штрихи. Наша семья постоянно что-то покупала в этом магазине, он был нашим районным универмагом. И войти в него было приятно. Поднявшись на несколько ступенек, человек попадал в другой мир. Слева от двери стояло чучело большого бурого медведя, он как бы приглашал нас в магазин, а в магазине всегда было много народу. В конце большого зала были ещё ступеньки, которые вели в другое небольшое помещение. Последней моей покупкой в этом магазине были шерстяные китайские варежки за 3 руб. Я долго их носила. Чучело медведя, по-видимому, появилось со времён НЭПа, пережило войну, много послевоенных лет, а последний раз я его видела в 1985 году на географическом факультете Университета на 10 линии. Я его помню до сих пор." "Двор дома № 29 по 2 линии был типичным ленинградским двором. У нас было даже два двора, большой и малый. У домов по 2 линии, от набережной до Среднего проспекта была одна особенность. Лицевой флигель по 2 линии с номерным знаком и задний флигель (без №) , выходящий на Соловьёвский переулок (ул. Репина). Ворота в заднем флигеле были при моём детстве всегда заперты. Войти на территорию дворов можно было только с передних ворот, со 2 линии. На ночь ворота запирались. Полуночникам по звонку ворота открывал дворник." "По воскресеньям (тогда был только один выходной) во дворе звонили пилы и стучали топоры. До 1955 года в домах было печное отопление. Дрова хранились во дворе и занимали большую его часть. Летом, когда их было мало и не было ещё куплено на следующую зиму, мы играли в этих оставшихся брёвнах: делали в них пещеры, ходы. Фантазии хватало у всех. " "Как Вы думаете, где чаще всего встречались жители Васильевского острова, причём один раз в неделю. Ответ: в бане! На углу 5 линии и Среднего проспекта была баня, в которой, мылясь наша семья. Тогда в наших домах не было горячей воды, не было ванн, и – шли в баню. Народу в бане всегда было много, особенно в женских классах. Очередь занимали рано, чтобы успеть помыться вечером. А после бани помню, мама покупала нам с братом (он долго ребёнком ходил в женский класс) большую кружку клюквенного кваса, а не морса). Мне он показался таким вкусным, да и стоил очень дёшево." О квартире А.П. Киселева - "Я была вхожа в эту квартиру, меня всегда поражало богатство внутреннего убранства, камины, кафельные полы, большие окна и пр. Как мне недавно рассказал Николай Владимирович (правнук знаменитого Киселева), после войны Ленинградский исполком наложил бронь на квартиру, то есть квартира не подлежала уплотнению. Но оставшиеся члены семьи Киселёвых решили перестраховаться, прописали и пустили жить родственников. " "Мой дом знаменит ещё и двумя художниками, проживавшими в нём в разное время. Если войти в передний двор со стороны 2 линии, то над крышей правого бокового флигеля видна стеклянная мансарда. Она была построена уже после строительства дома и служила мастерской для Елены Андреевны Киселёвой, дочери математика. Художница была ученицей знаменитого Репина. Эта мастерская и была построена в период 1910-1917 гг. Если учебники Киселёва были известны всем, то картины его дочери не попали в Россию. Она вышла замуж за серба и уехала в Югославию и…. картины потерялись. Ни Киселева, ни его дочери увидеть мне не пришлось, но зато в годы моего детства в этой мансарде творил другой художник по фамилии Блинков, которого я видела. За картину -диараму «Штурм Зимнего» он совместно с двумя другими соавторами был удостоен какой-то премии. Картина оказалась ложной, так как никакого штурма Зимнего не было. Какие очевидцы дали материал художнику? Я видела его картину в Эрмитаже. Во дворе его почему-то звали по фамилии. В квартире художника побывать мне не пришлось, но зато я часто видела его на прогулках с собакой (борзой). Почему я его запомнила именно таким? Да потому что в доме больше собак не было. Он был к тому же ещё и охотник, потому и держал собаку. Хочу отметить тот факт, что гуляя с собакой, Блинков держал в руке лопаточку. Для чего, понятно. Вот такая культура поведения была у ленинградцев." Несколько фотографий (из интернета) из мастерской-квартиры Е.А. Киселевой Изменено 6 мая, 2022 пользователем Евгения Сорокина 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 11 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 11 мая, 2022 Следующая остановка была у дома по адресу 2-я линия Васильевского острова, 23. В настоящее время в доме Гидрологический институт. Участок № 23 сформировался в середине XVIII века из двух первоначальных владений. В 1770-1780-х годах он принадлежал калужскому купцу А. Губкину, в 1790-1830-х — иностранцам: купцу Сетлеру, затем мастеру булочного цеха Шрейберу, купцу Вендту, в 1840-1870-х — семье потомственного почетного гражданина Попова. В 1880 году эту территорию приобрел купец 2-й гильдии П. Я. Бекель. В 1881-1882 годах архитектор И. А. Пуншель возвел для него трехэтажный дом, выделявшийся изысканной и дорогой отделкой фасада, где использованы гранит, импортный облицовочный кирпич, керамика, кованые, металлические украшения. На этой фотографии можно посмотреть интерьер одной из комнат (Павел Яковлевич Бекель с сыновьями (в первом ряду в середине) на собрании акционеров "АО Павел Бекель") Хозяин рассматривал дом не только как собственное жилье, но и как респектабельное представительство для богатых коммерческих компаний. Этой задаче отвечали и интерьеры: мраморная парадная лестница с цветными витражами, просторные и нарядные апартаменты с паровым отоплением, еще только входившим в петербургский быт. Плюс к тому — зимний сад. Домовладелец имел здесь роскошную квартиру и собственную контору углепромышленного и торгового общества «Павел Бекель». Другие парадные помещения в разное время арендовали за весьма высокую плату конторы крупных петербургских заводов: Невского стеаринового, Калинкинского пивоваренного, Товарищества паровых русских маслобоен и т. п. Среди немногочисленных жителей этого богатого дома в 1890-1900 годах была семья нидерландского коммерсанта Г. Г. фан Гильзе фан дер Пальса — главы крупного страхового общества, который вскоре построил собственный особняк. В начале XX века дом перешел к гофмейстеру двора А. П. Струкову, участнику русско-турецкой войны 1877-1878 годов. С 1920-х годов здесь располагается Гидрологический институт. При нем существует «Гидрометеоиздат». В этом здании находился Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. В 1930-х годах здание было надстроено до пяти этажей. Вероятно на фронтоне вензель "ПБ". Так как это институт, то дальше проходной мы не смогли пройти, но смогли увидеть парадную лестницу Между первым и вторым этажом можно увидеть витраж. И несколько фото витража из интернета, так как даже дверь не разрешили открыть (проходную в институт уже сфотографировала без разрешения). И несколько слов о семье Бекель: Бекель Павел Яковлевич (1837—1916), сын выходцa из Германии, основавшего в 1860-х годах семейную торговую фирму по продаже каменного угля в Санкт-Петербурге. В 1899 году фирма была преобразована в акционерное «Торговое товарищество Павел Бекель» (B.О. 2-я линия дом 23). В 1914 году в правлениe товариществa входили сам Павел Яковлевич и его сын Павел. Бекель Павел Павлович (1869-1940)– предприниматель, директор-распорядитель Правления Углепромышленного и торгового акционерного общества "Павел Бекер" и директор общества «Орион», которое занималось производством ламп и фонарей, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга, статский советник Бекель Александр (Альфред) Павлович (1873- после 1917), второй сын Павла Яковлевича, потомственный почетный гражданин, кандидат в члены правления акционерного общества «Павел Бекель», директор «Андреевского нефтепромышленного общества». Бекель Эльза-Луиза Павловна (1875 –1941 Сент-Женевьев-де-Буа), вышла замуж за Георгия Григорьевича Бормана (1875 – 1952) – «Жоржа-Бормана-младшего», кондитера и коммерсанта, директора Товарищества «Жорж Борман». «Акционерное общество Павел Бекель» занималось поставкой на российский рынок первоклассных грузовых и легковых автомобилей, тракторов и дорожных катков лучших мировых фирм и играло заметную роль в популяризации автомобилизма в Российской Империи. А затем мы прошли через какой-то внутренний двор на самую узкую улицу города - улица Репина. Ширина улицы - 5,6 метров. А еще в Википедии написано, что "вплоть до недавнего времени это также была единственная из улиц в историческом центре города, на которой сохранялось мощение проезжей части камнем практически на всём её протяжении. Однако узенькие тротуары были при этом заасфальтированы." На этом наша экскурсия по парадным Васильевского острова закончилась, но это было мое не единственное посещение Васильевского острова в тот приезд в Питер, но об этом будет чуть позже. 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 12 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 мая, 2022 Уже через час у нас была экскурсия по парадным Петроградской стороны. Начало экскурсии у станции метро Петроградская. Первая остановка в ходе экскурсии был дом по адресу Большой проспект Петроградской стороны, 83 (доходный дом А.Д.Барановской). Что-то в этот раз получилось так, что ни один фасад не сфотографировала, но интернет как всегда помогает. Это здание в стиле модерн было построено в 1911–1912 годах архитектором Василием Вейсом. Три фасада здания выходят на Большой проспект, набережную Карповки и Петропавловскую улицу. Дом построили для Антонины Дмитриевны Барановской — жены инженера (потомственного дворянина), директора правления «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» и «Акционерного общества механических заводов» П.В. Барановского, активы которых составляли десятки миллионов рублей. Петр Викторович был известным промышленником и разработчиком артиллерийских вооружений. Она, так же как и архитектор Вейс, занималась благотворительностью и была почётным членом Общества распространения ремесленного образования среди бедного населения Санкт-Петербурга и общества «Детская помощь». До революции в этом здании находилась контора акционерного общества заводов Барановского, а летом 1917 года Владимир Ленин несколько раз встречался здесь с Леонидом Красиным, о чём сейчас свидетельствует памятная табличка на фасаде. Во время Великой Отечественной войны рядом с домом упала крупная авиабомба. От взрыва дом дал трещину с первого до последнего этажа - ее замазывали, но видно и сейчас. Правая парадная Считается, что это барельеф с изображением самой Антонины Дмитриевны дверь в коммунальную квартиру Левая парадная В парадных сохранились напольная плитка, двери, лепнина и витражи. По данным краеведов, в доме сохранилось несколько старинных печей. Центральный фронтон фасада когда-то венчала огромная, двухметровая в размахе крыльев, металлическая скульптура орла. Автор скульптуры — Артемий Обер, тот самый, что создал орла на здании дома Зингера. Орел был настолько узнаваем, что служил жителям района ориентиром («от орла налево»), а здание в народе так и называли «Дом с орлом». К сожалению, в 1990-е скульптуру, уже находившуюся в аварийном состоянии, демонтировали. Куда она исчезла после этого неизвестно — даже после реставрации дома в 2013 году на место ее не вернули. Зато вернули вторую башенку, которая долгое время была утрачена. Также в настоящее время утрачено большинство парапетных ограждений - тумбы и металлическая решётка. 15 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 13 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 Напротив по адресу Большой проспект П.С. 106 находится доходный дом А.Д.Дальберга и И.А.Кохендерфер. Шестиэтажный дом с мансардами N 106/8, выходящий на набережную реки Карповки, возведен в 1910-1912 гг. по проекту самих домовладельцев - техника Городской управы К .К. Кохендерфера и А. Д. Дальберга, служившего в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Тридцать шесть квартир в этом доме принадлежали Товариществу собственников квартир «Совладение». сохранилось декоративное остекление бесцветным фактурным стеклом типа «Kaleidoscope». на фасаде дома №104 имеются 10 окон разных пропорций, закрытые стеклоблоками Фальконье с незначительным числом утрат Секретный "скрытый" двор-колодец 15 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 13 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 (изменено) Пройдя сквозь сквер профессора А.Попова мы оказались у дома по адресу Каменноостровский проспект 44Б - перед домом Эмира Бухарского. (фото фасада из интернета) Доходный дом на Петроградской стороне был построен по заказу Эмира Бухарского Абдул-Ахад-хана для его наследника Сейид Алим-хана. Эмир оставил заметный след в истории Петербурга: так, он финансировал строительство Соборной мечети на Петроградской стороне. На небольшом прямоугольном участке у Каменноостровского проспекта архитектор Степан Кричинский возвел монументальное здание в стиле итальянского палаццо (в отличие от эмира, архитектор усп6ел пожить в этом доме). Оно состоит из фасадного корпуса и двух дворовых, связанных флигелями. Центральная часть фасада притягивает взгляд трёхпролётными арками, поставленными одна на другую. Высокие арки первого яруса опираются на круглые рустованные опоры, арки второго яруса — на колонны коринфского ордера. Колонны, разделяющие арки нижнего яруса, нарочито утяжелены – их стволы как бы пропущены через крупные квадратные блоки, муфты. Изящные колонны второго яруса украшают трёхарочную глубокую лоджию. Фасад здания облицован крупными блоками желтовато-белого шишимского мрамора, добытого на Урале, под Златоустом. Облицовка дома эмира Бухарского — единственный пример применения этого камня в Петербурге. Мы сразу прошли во внутренний двор. Хоть и здание выглядит как итальянское палаццо, но есть детали на фасаде, по которым можно сказать кто был заказчик строительства - чалма и полумесяц. В этом доме, скорее всего, должен был разместиться и гарем эмира — сотни наложниц. Но из-за начавшейся Первой Мировой войны дом эмира Бухарского не успели достроить. Да и пожить в нем не удалось ни самому эмиру, ни его наследнику. В декабре 1910 года повелитель Бухары скончался от болезни почек, а Сейид Алим-хан — последний Бухарский эмир — после Октябрьской революции бежал в Афганистан. В 2009 году фасад здания отреставрировали. В интерьерах сохранились лепнина, напольная плитка, другие декоративные элементы, формирующие образ богатого столичного дома. С домом эмира Бухарского связаны две легенды. Одна — о сокровищах: говорят, что в стенах дома замуровано золото эмира, утраченное в начале XX века. А вторая легенда — об огромном подземном ходе, который ведет из этого дома до соборной мечети. Находятся даже очевидцы, утверждающие, что они сами ходили по этому тоннелю. Зашли в парадную со двора. вход украшают вазы В другой парадной стены расписаны античными вазами (в эту парадную не заходили, фото из интернета), согласно этим фото эта парадная в ужасающем состоянии. В советское время здесь, как и в большинстве доходных домов Петербурга, появились коммуналки, многие из которых сохранились до сих пор (пишут, что коридор в коммунальных квартирах до 30 метров, и комнат может быть до 15). В 1994 году режиссер Владислав Виноградов выпустил фильм «Коммуналка», снятый в этом доме. Сохранилась лепнина в квартирах. (высота потолков в некоторых квартирах - 4,3 метров) Изменено 13 мая, 2022 пользователем Евгения Сорокина 18 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 13 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 13 мая, 2022 (изменено) Затем прошли мимо площади Л.Толстого Прошли к доходному дому Е.Ф.Лазаревой по адресу Каменоостровский проспект, 27 На месте дома в 1870-х гг. находился двор жены подпоручика О. Ф. Агафоновой с двухэтажной постройкой, возведенной по проекту арх. В. Николя. Позднее перестроенной В. Вейсом. С 1890-х гг. участок принадлежал Г. Ф. Эйлерсу. В не сохранившемся доме находилось 6-е Петербургское начальное мужское городское училище. Существующий дом построен в 1910-1912 гг. по проекту Николая Ивановича Алексеева, арх. двора вел. кн. Кирилла Владимировича. Елизавета Феликсовна Лазарева (1858 -1940), урожденная графиня Сумарокова-Эльстен, дочь генерал-адьютанта Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстен, внебрачного сына Екатерины Федоровны Тизенгаузен и принца Фридриха-Вильгельма-Людвига Прусского. Мать Елены Феликсовны – Елена Сергеевна Сумарокова. "Мы обожали эту очаровательную и веселую тетушку. У нее был прелестный голос, и она всегда была готова петь оперетты и играть комедии",- писал в своих мемуарах ее племянник Ф.Ф.Сумароков-Эльстен князь Юсупов. Муж Е. Ф. Лазаревой Петр Михайлович Лазарев (1850-1919), сын генерал-адъютанта, адмирала Михаила Петровича Лазарева, легендарного первооткрывателя Антарктиды, и Екатерины Тимофеевны Фан дер Флинт. Служил в Кавалергардском полку. С 1885 по 1889 гг. - курский вице-губернатор, в 1889-1901 гг. - губернатор Таврической губернии. С 1905 г. - член Госсовета. Тайный советник, шталмейстер двора Е. И. В. "Мирный характер и доброта заставляли всех любить его". П. М. и Е. Ф. Лазаревы имели троих детей: Михаил (1881- после 1929), Владимир (1886-1966), Ирина (1890-1977). Ирина Петровна – в первом браке – Родзянко, во втором (1918) – графиня Воронцова-Дашкова, ее муж граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1893-1920). В обеих парадных сохранились печи завода Або. Затем прошли в соседний дом, доходный дом А.П.Жигунова (Каменоостровский проспект 29). Участок в конце XIX . принадлежал прусскому подданному Г. Х. Потесту. Затем перешел к купцу А. П. Жигунову. В 1912-1914 гг. для него по проекту арх. И. И. Долгинова возводится 6-этажный доходный дом в стиле неоклассицизма. Фасад дома декорирован лишь одним полукруглым балконом, который поддерживает молодой атлант, стоящий на пристенном постаменте. По этому адресу в годы блокады работала булочная — она была одним из немногих мест, где ленинградцы получали продукты зимой 1941/42 гг. В заведении даже находился свой маленький музей блокады - небольшая экспозиция, напоминавшая покупателям о тяжелом военном времени. Историческая пекарня закрылась в конце прошлого года, после чего жители Петроградского района запустили петицию на платформе Change.org с просьбой сохранить ее. Сообщалось, что администрация города откликнулась и булочная останется на месте. Там сейчас хоть не та булочная, что была раньше, но тоже неплоха - булочная Вольчека. На этом наша экскурсия по парадным Петроградки закончилась. По мне так экскурсия по парадным Петроградки самая мрачная, это из тех трех, на которых я была (всего экскурсий по парадным четыре, я была на трех, в этот раз на двух, а за год до этого была на экскурсии в районе метро Владимирской). Может сказалось, что в тот день был дождь и небо было серым, может и по другим причинам. Да, здесь нет шикарных парадных, как на Владимирской и на Чернышевской, но здесь есть свой шарм. Мы поспешили в гостиницу, чтобы подготовиться к вечернему мероприятию. Изменено 13 мая, 2022 пользователем Евгения Сорокина 14 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 16 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 мая, 2022 А вечером мы пошли в Театр эстрады им.А.Райкина. Спектакль назывался "Здрасьте, я ваша тетя". Было очень весело. Актеры играли замечательно. Хотя думала, что после фильма "Здрасте, я ваша тетя" с Калягиным, переиграть невозможно, но все было на отлично. 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 16 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 мая, 2022 На следующий день утром я пошла сначала в музей-фотосалон им.К.Буллы на Невском проспекте. Здание, в котором расположен музей-фотосалон, носит название дом Ушакова. Также здание известно как дом Шувалова или дом Демидовых - по фамилиям бывших владельцев. Впервые здание на данном месте появилось в 1740-х годах, как усадьба архитектора Главной полицмейстерской канцелярии - Пьетро Антонио Трезини. В последующем здание расширяли, достраивали и реконструировали. Также менялись и хозяева дома, среди которых были: граф И.И. Шувалов; миллионер промышленник Н.Н. Демидов, при котором фасад дома приобрел черты позднего классицизма; и А.Н. Демидов, при котором в 1841 году архитектором А.Х. Пелем был построен флигель на Малой Садовой улице и в здании размещалась «Демидовская гостиница». В 1878-1917 годах домом владел крупный предприниматель А.М. Ушаков (и его наследники), для которого в 1882-1883 годах по проекту П.Ю. Сюзора здание было перестроено в том виде, в котором оно существует сегодня. В середине 19 века в здании находилось фотоателье, которое впервые открыл Карл Людвигович Кулиш. В последующем хозяева фотоателье менялись, а фотосъёмка продолжалась. Карл Карлович Булла, купец второй гильдии, купил и переоборудовал два верхних этажа дома в 1907-1908 годах, на доме появилась вывеска «Фотография К.К. Булла». Ему помогали сыновья Виктор и Александр. на фото Карл Булла и сыновья Личность Карла Карловича Буллы заслуживает отдельного внимания. Родился будущий фотохудожник в Пруссии в 1855 году, но свою карьеру он построил в Российской империи. Работать в Петербурге Булла начал в должности посыльного в фирме, занимавшейся продажей принадлежностей для фотографирования. В 1875 году Булла открыл своё фотоателье, а в 1886-м получил разрешение на съёмку вне дома, благодаря чему стал первым фотокорреспондентом Российской империи. Кроме городской съёмки, Булла занимался фотопортретами. Ему позировали Николай II, Сергей Городецкий, Матильда Кшесинская, Лев Толстой, Фёдор Шаляпин. Безусловно, при таких именитых клиентах ателье имело большую популярность. После революции 1917 года фотосалон стал государственным учреждением. Карл Карлович Булла уехал на остров Эзель (ныне Сааремаа, Эстония). Александр Булла в 1928 году был отправлен в ссылку, Виктор Булла - в 1938 году был расстрелян по ложному доносу коллеги. Но само фотоателье продолжало работать под разными названиями. Не закрывалось оно даже в годы блокады Ленинграда. В 2002 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, новый хозяин ателье - Валентин Евгеньевич Эльбек - провел капитальную реконструкцию фотоателье, воссоздав при этом его стеклянный купол. И с 2003 года начал работу воссозданное фотоателье имени Карла Буллы с мемориальным музеем. В небольшом музее представлены архивные фотографии Петербурга, фотопортреты членов императорской семьи, писателей, художников, театральных деятелей. Один из залов музея посвящён фототехнике, там вы можете увидеть какими большими были фотоаппараты в начале XX века. До поездки я читала, что посетив музей, можно будет выйти на балкон и полюбоваться Невским проспектом, что музей это еще одна смотровая площадка на центр города. Но при посещении я не поняла как это можно сделать и фотографии я делала через окно. Да и пишут, что там вход платный, но я свободна зашла (может конечно из-за этого я и не смогла попасть на балкон , может конечно в тот день и на балкон не было возможности выйти). Вот, что у меня получилось через окно. Может кто из форумчан подскажет как попасть на балкон, может кто-то был на балконе. Буду очень благодарна. 20 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 17 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2022 (изменено) Затем я поспешила на экскурсию в особняк Брусницыных на Васильевском острове. Вышла на станции Василеостровская и далее я пошла пешком. Особняк находится по адресу Кожевенная улица, 27. Пара фото по пути Находится особняк на Васильевском острове, на территории, в 18-ом веке занимаемой мучными складами. Историческое наименование этого района Петербурга – Чекуши. Так назывались небольшие молотки, с помощью которых перемалывали муку. Позднее в Чекушах открылось несколько заводов по обработке кожи. В 1844 г. в столицу империи прибыл зажиточный тверской крестьянин Н. М. Брусницын. Он купил себе дом в районе Чекуши и открыл там небольшую кожевенную лавку. Дела у Брусницына спорились, и скоро он смог накопить денег для перехода в купеческое сословие. Лавка Николая Мокеевича превратилась в крупный завод. Разбогатев, бывший крестьянин решил перестроить свой дом. Купец нанял архитектора А. Андреева, который пристроил к зданию второй этаж, увеличил фундамент, задекорировал фасад. В столице Николай Мокеевич женился, родил восьмерых детей. Не владея грамотой, он вложил огромные деньги в образование детей. В 1884 г. Брусницын скончался, передав все имущество детям. Завод был оснащен по последнему слову техники. Один из братьев — Александр - регулярно ездил за рубеж, чтобы закупать современные технологии. Еще одним секретом успеха было создание собственной сети магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи. Николай Брусницын купил яхту шведского наследного принца. Шикарная паровая яхта под именем «Астарта» пленила кожезаводчика... белоснежная, 60-и метров длиной, с надстройкой красного дерева, на носу - золоченый голубь с тянущимися от него вдоль борта резными золочеными ветвями… Наследники купца по смерти отца решили повторно перестроить дом, наняв для этих целей архитектора А. Ковшарова. Именно этот зодчий сделал здание таким, какой он сейчас. Особняк стал гораздо выше, в нем был разбит зимний сад. Ковшаров пристроил к дому три флигеля, придав зданию Ш-образный вид, в котором каждому из братьев отводилось отдельное крыло. Во всех новых строениях располагались жилые помещения. В центральном здании находились парадные залы. После революции двое из братьев Брусницыных — Георгий и Николай — уехали за границу. Александр Брусницын остался в Петербурге и продолжал руководить кожевенным заводом, который основал его отец (епосле революции он работал в должности главного инженера). В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность. Но рабочие подали в Чрезвычайную комиссию ходатайство в защиту Брусницына, и через год его освободили. Умер в коммуналке в 1934 г. Особняк к тому времени стал собственностью кожевенного завода им. А.Н. Радищева. В нем разместились заводское управление и профсоюзный комитет. Вместо парадных ворот в 1930-х годах построили проходную и вестибюль. Вот как выглядел особняк осенью 2021 года. Я бы сказала, что особняк находится в аварийном состоянии, сейчас уже нет подводов ни электричества ни воды (нам всем выдали по фонарику, чтобы было видно хотя бы куда ступает нога). Особняк охраняется, но в каких условиях там живут охранники это непостижимо. нашла фотографию особняка в интернете без зеленой сетки Зашли в особняк не по парадной лестнице, а где был вход завода в советское время. До наших дней сохранились интерьеры всего нескольких комнат в особняке Брусницыных. Почти все они расположены в восточном крыле здания. Помещения идут друг за другом анфиладой — длинным сквозным рядом. Поднялись на второй этаж и прошли к парадной лестнице. Парадная лестница - необычайной красоты помещение. Только теперь она уже никуда не ведет - парадный вход давно заколочен, а мраморные ступеньки покрылись пылью. Здесь естественный свет, озаряющий фигуры прекрасных обнаженных дев, заменяющих колонны (кариатид). Потолок покрывает лепка с густым растительным орнаментом. На верхней площадке лестницы, над камином, расположен оранжерейный витраж. В советское время лестница была закрыта деревянными перекрытиями, на которых стояли столы. Но, благодаря этому, сохранилась почти в первозданном виде. вид на этот эркер снаружи (мы сами не гуляли там, это фото из интернета). По словам экскурсовода в этом эркере в советсткое время был кабинет юристов завода. Если честно, то стоять именно на лестнице было немного страшновато, было видно, что потолок осыпается. Изменено 17 мая, 2022 пользователем Евгения Сорокина 17 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 17 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 мая, 2022 (изменено) пройдя по небольшому коридорчику (успела сфотографировать только потолок) попадаем в Белый зал или танцевальный. Это роскошный бальный зал в стиле Людовика XV, щедро украшенный лепниной. На стенах огромные панно чередуются с пилястрами. Сохранились большие цельные окна в деревянных рамах, мраморные подоконники. Изначально зал был покрыт лепниной и позолотой, но в советское время его покрасили белой краской. Но самое крутое - это хрустальная люстра. В советское время ее украшали серп и молот. Потрясающе выглядит мраморный камин с амурами и цветочным орнаментом, и зеркало в лепной раме над этим камином, отражающее все великолепие залы. Рядом с камином подлинные тумбы для ваз. Кстати, все зеркала в особняке расположены особым образом - в них всегда видно отражение восхитительной люстры и потолка. Есть городская легенда о старинном зеркале (которое над камином), которое приносит несчастья своим владельцам. Рассказывали, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. Николай Брусницын, по легенде, купил это зеркало и распорядился повесить его в гостиной. Вскоре после этого умерла внучка промышленника, и в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда. В советское время легенда обросла новыми подробностями. Рассказывали, что после революции зеркало передали из особняка в Дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно украшало кабинет заместителя директора кожевенного завода. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно исчез, потом пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался. Хотя очень трудновато посмотреть в это зеркало, так как оно расположено высоко, да я и не старалась, а то вдруг... но с другой стороны, может это и не то зеркало. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. В интернете нашла старую фотографию этого зала Можно сравнить старую фотографию и то, как зал выглядит сейчас. Видно, что один проем (как раз он за спинами сидящих) был заложен либо кирпичами либо досками. А посередине на старой фотографии что-то белое, а сейчас там небольшая скульптура А.Радищева. Изменено 17 мая, 2022 пользователем Евгения Сорокина 20 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 19 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 мая, 2022 Вот еще нашла в интернете атмосферные фотографии Белого зала. Рядом с Белым залом находится Курительная, оформленная в мавританском стиле. Она находится во втором эркере. (вид на особняк со стороны сада, про первый эркер я рассказывала чуть выше). Сохранилась люстра из стекла и латуни. Это небольшое волшебное помещение как из сказки «Тысяча и одна ночь». Орнамент, покрывающий не только стены, но и потолок составляют листья на тонких стеблях, цветы — все это пересекается, закручивающееся и смешивающееся с комбинациями геометрических линий. 19 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 19 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 мая, 2022 Выходим из курительной и идем прямо через белый зал. Попадаем в гостиную в стиле рококо. Гостиных в особняке было несколько (они шли анфиладой вдоль главного фасада), но сохранилась только одна — в советское время она служила кабинетом директора завода. На стенах расположились подлинные коричневые шелковые панно в золоченых ажурных рамах. Шелку более ста лет. Между ними золотые вертикальные вставки. Зеркала расположены друг напротив друга, создавая иллюзию бесконечного коридора. Потолок гостиной обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. И несколько фото из интернета (почему я вставляю так много фото этого особняка - мои фотографии не очень хорошо получились, т.к. освещение было вообще никакое, а хочется, чтобы полюбовались таким прекрасным особняком и что можно любоваться особняками не только знати) В этой комнате есть балкончик. Его хорошо видно со стороны Кожевенной улицы (когда я была, особняк был покрыт зеленой сеткой и вид с балкона прям скажем был не очень, но вот фото без этой сетки). По одной из версии, хозяин выходил на этот балкон и наблюдал за фабрикой, ведь она как раз была напротив дома. 21 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Евгения Сорокина Опубликовано 19 мая, 2022 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 мая, 2022 Проходим чуть дальше, попадаем в комнату попроще, со скромным каминчиком и небольшим зеркалом, всё в белых тонах. Но там есть деталь, которую мы не встречали в другим залах особняка. Уборная, в которой сохранилась, всего с несколькими трещинами, старинная расписная раковина с цветами. В следующей комнатке есть старинный сейф с хитрым механизмом. Чем дальше идешь, тем ярче ощущаешь запах плесени, чаще спотыкаешься об куски лепнины и штукатурки с потолка, провалы в полу. Но мы вернемся в Белый зал и продолжим изучать сохраненные интерьеры особняка. 17 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.