Нафаня Опубликовано 7 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 декабря, 2018 Кто-то пытался согреться, видимо. Да и то верно, чем выше поднимались, тем холоднее становилось. Те самые быстровоспламеняющиеся в любую погоду кусты, что нам попались на пути к Майрованку:Разноцветные мхи на камнях:Где-то там скрываются за облаками остатки видов:))А мы уходим всё дальше в облака: В общем, когда до вершины нам оставалось совсем чуть-чуть, вместо легких, маленьких и робких облачков, на Атис приплыла основательная густая почти-туча. Зацепилась за триангулятор, вольготно расположилась, разбросав вокруг бело-серые туманные одежды. Лежала, нимало не смущаясь нашим присутствием, да и то верно - что там мелкие людишки против стихии?:) Почти-туча не была неподвижной, напротив, всё в ней бурлило, перемещалось, менялось каждую секунду. Потому иногда этот облачный шатер раздвигался, впуская внутрь кусочки голубого неба и солнечный свет. А в следующее мгновение - внезапно темнело, мир вокруг резко становился серым и призрачным. И части этой почти-тучи порой отделялись от нее, образуя самостоятельные облачные реки, которые плыли, плыли, плыли мимо, порой казалось, что они водят вокруг нас хороводы...И это было волшебное, незабываемое и ни с чем не сравнимое зрелище, вызывающее восторг... С этими облаками хотелось поиграть в догонялки:) А еще в этой густой, вязкой, почти ощутимой на ощупь облачной массе стояла необыкновенная тишина. Казалось, все звуки умерли, не слышно было ничего - даже мыслей в собственной голове. И это не пугало, скорее, наоборот, внушало спокойствие. Иногда неожиданно вдруг, словно кто-то приподнял занавес, из-под облаков выглядывали очертания камней, дающие простор фантазии. Кому что мерещилось в тех очертаниях... но почти единогласно обозвали это видение Стоунхенджем:)Вдруг как в сказке "Двенадцать месяцев" - из почти лета в почти зиму, увидели снег:)А местами и лёд:Дабы не совсем мы уверились, что мир, окутанный почти-тучей, утратил все оттенки, кроме серого, природа подкинула ярких оттенков осени:Финальные метры пути:Не там ли край земли?Внезапно...солнце вдруг прорвалось сквозь облачное покрывало и согрело неожиданным теплом: 14 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 7 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 декабря, 2018 Успели сфотографировать армянский флаг на вершине на фоне голубого неба,показалось, что еще мгновение, и облака разлетятся в разные стороны, открыв долгожданные чудесные виды...Но еще через минуту почти туча опомнилась и вернулась:))И мы снова превратились в ежиков в тумане... точнее, в облаках:) На самом деле посреди этой почти-тучи оказалось довольно уютно, хоть и не особо что-то видно:)) Но уходить не очень-то хотелось. Поэтому когда Арам по прошествии некоторого времени сказал "Ребят, ну вы же уже наверняка сфотографировали все красивые виды вокруг, может, спускаться будем?:))", мне даже как-то взгрустнулось. Эта почти-туча стала мне почти родной:)Красота! Неземная красота:) А виды? Ну, что ж, немного полюбовались на Арарат и Арагац по дороге - уже замечательно. Зато теперь я с уверенностью могу сказать, что смогла дотянуться до облаков:)Примерно треть пути была полосатой - солнце сменялось вновь набежавшими облаками. Стоунхедж при солнечном свете выглядел уже не так загадочно: На оставшихся двух третях пути облака почти совсем отступили - согрелись под ласковыми солнечными лучами, поснимали лишние слои одежды. Вот только Арарат окончательно скрылся в дымке: Внизу, у подножья Атиса, познакомились с очередным горным псом, в роду которого, похоже, были не только собаки. Этот с нами в гору не полез, в отличие от того, что выпрашивал пирожки в крепости Смбатаберд, взял дань сушками за охрану машины:)) Оставался всего один день, наполненный необыкновенными красками армянской осени, и от этой мысли становилось немного грустно. В общем, продолжение следует... 13 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 10 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 Напоследок у нас осталась, пожалуй, самая легкая и красивая прогулка. Утром восьмого дня мы отправились в осень - золотую, теплую, солнечную и яркую: Шли, не торопясь, наслаждаясь чудесной погодой, которую на прощание подарила Армения, разноцветными фруктовыми деревьями в садах села Гарни, свежим воздухом, напитанным влагой с бегущего вдоль дороги неширокого, но говорливого потока, да неторопливыми разговорами:К слову, вода из здешних мест поступает в водопроводы Еревана, а бутилированная "Гарни" - в магазины:А впереди вставали горы в дымке, сотканной из солнечного света: Целью дорог нынешнего дня были места, уже неоднократно мною посещенные, но даже они открывались с другого ракурса. Например, к храму Гарни мы в этот раз зашли снизу, с ущелья реки Азат (Гарнийского ущелья), куда заглянули ради природного чуда - "Симфонии камней", на которую я до того только смотрела издалека и облизывалась:) Путь к Гарни через ущелье можно было бы назвать Дорогой солнечных орешников, ибо их попадалось невероятное количество, и удивительный ярко-желтый цвет их листьев словно освещал нам дорогу в помощь солнечным лучам. Мой внутренний любитель осени впал в эстетический экстаз от этих красок:) А еще на финальном отрезке пути мы рассмотрели под ногами орехи, которые собирали, вскрывали скорлупку и лопали прямо по дороге, неподдавшиеся отправились в карман в качестве сувенира, так и приехал со мной один в кармане куртки:)Мост 13-го века ведет к старому монастырю, а впереди уже видны выступы "Симфонии":"Симфония камней" - это удивительное природное творение, скалы здесь образованы шестигранными каменными призмами, словно высеченными умелым камнерезом. Сложно поверить, что к их созданию не приложено человечесских рук:Масштабы впечатляют: и в высоту, и по протяженности... Это не одна скала, как мне казалось сверху, от храма, это большой участок ущелья протяженностью несколько десятков метров. "Симфонией" это изумительное место называют потому, что шестигранные столбы скал напоминают трубы огромного органа:Как?! Как оно образовалось?.. Говорят, что здесь был вулкан, и раскаленная лава, вырывающаяся из его жерла, от соприкосновения с холодной водой реки резко охлаждалась и застывала в таких вот причудливых формах:Каменные волны - движение воды рядом с застывшим движением камня: 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 10 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 По началу, увлекшись созерцанием скал, не особо обратила внимания на с шумом бегущую рядом реку. А потом присмотрелась и поняла, что она невероятно красива и сама по себе, без каменного обрамления: бурная, скачущая по каменным порожкам, с очень чистой, прозрачной водой холодного оттенка голубоватого льда - она заворожила, стоило лишь подойти к ней поближе. А воздух какой вокруг... с ароматом чистой свежести, какой бывает у ледяной родниковой воды или только что выпавшего хрустящего снега:А по берегам - осень:Вода здесь вытекает прямо из скальной стены... полезла проводить исследование на предмет, откуда:))Вблизи воды - зелень:А в тени скал - снова оттенки осени:Храм Гарни показался, с такого ракурса видеть еще не приходилось:Тропа стала постепенно подниматься в гору, и от все более открывающихся видов на ущелье захватывает дух:Тем более, что оно так красиво украшено осенью:Дошли до сооружений водосбора, примостившихся в тени орешника:Пока собирались все вместе, болтали с охранником, который пропустил нас через калитку, да фотографировали желто-синие цвета Ван Гога,тропинку вдоль ущелья, по которой пришли сюда, 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 10 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 да храм Гарни в золотолистых рамках:К слову, только с этого ракурса можно увидеть остатки крепостной стены:Территория храма залита солнцем:Про Гарни я уже рассказывала подробно, и кажется, даже не раз, потому описаниями мучить не буду, просто несколько осенне-солнечных фото:А дальше снова ждал знакомый уже Гегард, но и там мне удалось увидеть нечто новое и незнакомое... Продолжение следует:) 16 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Konkolana Опубликовано 10 декабря, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 Танюша, только сейчас добралась до твоего репортажа и, как будто и не пролетел этот год, а только вчера вернулась из этого тура по Армении. Вернее я вернулась, а душа осталась там. Ов Сирун, Сирун частенько вертится на языке, особенно после просмотра клипа, снятого Гором в автобусе. Спасибо за фотографию Роналда с зурной, жаль что нет Гора и Рубена - ребята достойные представители своей дружелюбной и супергостеприимной страны. Очень рада, что у тебя все сложилось с Грузией. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 10 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 15 минут назад, Konkolana сказал: Танюша, только сейчас добралась до твоего репортажа и, как будто и не пролетел этот год, а только вчера вернулась из этого тура по Армении. Вернее я вернулась, а душа осталась там. Ов Сирун, Сирун частенько вертится на языке, особенно после просмотра клипа, снятого Гором в автобусе. Спасибо за фотографию Роналда с зурной, жаль что нет Гора и Рубена - ребята достойные представители своей дружелюбной и супергостеприимной страны. Очень рада, что у тебя все сложилось с Грузией. Вот и моя осталась где-то там) сама в шоке - я ни разу не возвращалась в одни и те же места так быстро и так часто:) Грузию я всё же, боюсь, немного недооценила, потому на нее у меня тоже есть планы. Что поразительно, эти планы появляются как будто вовсе без моего участия)) Я не знаю, каким волшебством обладают эти страны, что так незаметно притягивают на уровне подсознания:)) 4 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
джуромская нина Опубликовано 10 декабря, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 Татьяна, спасибо! Очень красиво - голубое небо, золотая листва, чудесная речка и красивые горные виды! Фотографии и виды классные! 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 10 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2018 (изменено) 40 минут назад, джуромская нина сказал: Татьяна, спасибо! Очень красиво - голубое небо, золотая листва, чудесная речка и красивые горные виды! Фотографии и виды классные! Спасибо, Нина) Армения на прощание подарила сказочную погоду, очень красивый получился день, до сих пор вспоминаю с ностальгией:) Изменено 10 декабря, 2018 пользователем Нафаня 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 11 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2018 Традиционно после Гарни дорога ведет к пещерному монастырю Гегард. Традиционное фото монастырской церкви в арке входа. Количество народа, несмотря на не сезон, удивило... вот что значит, тепло и выходной: И здесь царствует осень, придавая окрестным горам особую прелесть:Историю монастыря тоже повторять не буду, а вот каменной резьбой могу любоваться бесконечно, как будто увидела впервые: Вышли за стены, прогулялись к речке, ужаснулись при виде деревьев, сплошь увешанных ленточками из салфеток (зимой их было гораздо меньше, убрали недавно). А вот домиков для духов-каменных пирамидок в пещере за речкой, наоборот, значительно поубавилось, площадка для нового строительства свободна:)В очередной раз подивилась на причудливые полосатые скалы, словно гигантскую крепостную стену соорудила рука неведомого великана: 14 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 11 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 11 декабря, 2018 А потом мы отправились исследовать неисследованное. Вот же ж странно, я думала, что за две поездки сфотографировала каждый сантиметр на территории монастыря, но пересмотрела фотографии и не нашла тех пещер, что видны наверху, на скале левее входа. И в этот раз как-то не очень старалась, не получился кадр. Но вот выглядят они снизу примерно так: Это то немногое, что сохранилось от монашеских келий 7-го века, остатки самого первого монастыря, который существовал на этом месте. К ним ведет малозаметная дорожка... козья тропка, в общем:)) На ней я в полной мере оценила прелесть треккинговых ботинок в горах, когда залезть-то в гору залезла довольно легко, а спуститься по скользящим и осыпающимся вниз мелким камушкам самостоятельно не смогла - ноги кедах разъезжались:)) Первое, что бросились осматривать - виииид!:))А потом уже остатки монастырских помещений - небольшие каменные кельи, полочки, живо напомнившие то ли аптеку, то ли библиотеку, а лично мне - грузинские Уплисцихе и Вардзию:Хачкары, окрашенные кошинелью:Отсюда гораздо лучше, чем снизу, видно, что пещер немало разбросано и на соседних склонах - в них тоже жили монахи:Каменные кресты и высеченные тексты - история монастыря: Еще выше, и вот уже помещения, где мы только что были, можно осмотреть сверху: И большая пещера за речкой (с домиками для духов) видна, и крест из самолетного крыла, который в одиночку укрепил на скале кто-то давший обет... кому-то? Или самому себе? "Это наше последнее восхождение в этом туре", - улыбается Арам. И от этого становится грустно. Сказочные восемь дней... в них, казалось, поместилась целая жизнь, и всё-таки они пролетели так быстро и незаметно. И мы долго-долго стоим наверху, молча любуясь на убегающие в дымку армянские горы и прощаясь с ними: Так и закончились мои волшебные осенние каникулы в Армении. Мой рейс на Москву улетал следующим утром - солнечным, но очень туманным. Когда самолет набрал высоту, вынырнув из повисшей над землей плотной дымки, я увидела на прощание улыбку Арарата. Потом проплыл мимо иллюминатора четырехглавый Арагац и рыжие горы Армянского нагорья, среди которых опять остался кусочек моего сердца, который однажды снова позовет обратно. В первый раз я уезжала из полюбившейся страны со слезами на глазах, потому что не знала, вернусь ли. В последующие - со спокойной уверенностью, что когда-нибудь обязательно... По традиции чуть позже добавлю еще немного ереванских прогулок, так что продолжение пока еще следует:) 13 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
БЕЛ Опубликовано 12 декабря, 2018 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2018 Таня, какой прекрасный рассказ с продолжением о стране, завоевавшей твое сердце и похоже надолго! ) Я, к сожалению, только недавно обнаружила, что в свое время не заметила и пропустила эту тему. Зато за последние дни наверстал пропущенное и получила огромное удовольствие! Древние монастыри и храмы, не похожая ни на одну страну архитектура, завораживающие пейзажи и панорамы, не зависимо в туманный или ясный день, ущелья, долины, озера, интересные факты и история, вкусности кавказской кухни-все прекрасно! Поздравляю с этим открытием и случившейся любовью! Фотографии очень хороши, цепляют все без исключения. Причем, заснеженные вершины и дали не менее интересны, чем осенние.) А твое изложение-это же прсто стихи в прозе о любви к этой стране и людям! Желаю ещё много раз вернуться и вновь воссоединиться с самой собой, ведь там оставлена частичка твоего сердца.) 6 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 12 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 декабря, 2018 21 минуту назад, БЕЛ сказал: Таня, какой прекрасный рассказ с продолжением о стране, завоевавшей твое сердце и похоже надолго! ) Я, к сожалению, только недавно обнаружила, что в свое время не заметила и пропустила эту тему. Зато за последние дни наверстал пропущенное и получила огромное удовольствие! Древние монастыри и храмы, не похожая ни на одну страну архитектура, завораживающие пейзажи и панорамы, не зависимо в туманный или ясный день, ущелья, долины, озера, интересные факты и история, вкусности кавказской кухни-все прекрасно! Поздравляю с этим открытием и случившейся любовью! Фотографии очень хороши, цепляют все без исключения. Причем, заснеженные вершины и дали не менее интересны, чем осенние.) А твое изложение-это же прсто стихи в прозе о любви к этой стране и людям! Желаю ещё много раз вернуться и вновь воссоединиться с самой собой, ведь там оставлена частичка твоего сердца.) Лена, спасибо огромное за такие теплые слова и пожелания! Очень рада, если прочтение этой темы вызвало улыбку и несколько приятных минут:) Армения прекрасна в любое время года, это точно. И она, действительно, увела моё сердце, причем совершенно неожиданно, повергнув в состояние шока:) Я готова возвращаться туда снова и снова. Конечно, мир велик, и хочется увидеть и исследовать еще неизученное, и я не собираюсь зацикливаться на одной стране. Есть множество мест, где я хотела бы еще побывать. Но там так отдыхает моя душа, что... всё возможно, в том числе и новые армянские поездки:)) 5 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 14 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2018 Итак, еще немного о Ереване. Как ни странно, при довольно насыщенных выездах из города, в городе мы тоже успели немало. Вечерами гуляли, обходя известные мне достопримечательности, а иногда находя новые. Успели сходить на рынок и на Вернисаж за сувенирами. И даже в пару музеев я успела заглянуть. Вот с них, пожалуй, и начну:) Матенадаран от меня снова и снова ускользает... вот не знаю, чем объяснить тот факт, что при наличии достаточного свободного времени и огромного желания в него попасть, мой выбор пал на... Национальную художественную галерею Армении. Шепот моря с картин Айвазовского сманил, не иначе:)) Впрочем, сюда я попала тоже только со второй попытки, а Матенадаран остался снова поводом вернуться:) Национальная художественная галерея делит одно здание с Историческим музеем Армении, но в него я зайти банально не успела. Да какой там исторический? Я и в галерее-то прошла всего пару этажей, пробродив часа 3-3,5, больше времени, к сожалению, не осталось - нужно было возвращаться в хостел для встречи с группой. Художественный музей Армении был основан в 1921 году (сначала как отдел искусств при Государственном музее) и таким образом скоро отметит столетие. Всего в музее 8 этажей + 0. На верхнем - кинозал, на 7-ом - европейское искусство. Но его я прошла мимо. Мне посоветовали подняться на лифте на 6-ой, что я и сделала. То ли дальше нужно было по лестнице, а я про это прослушала, то ли закрыт он был в момент моего посещения, но я так и начала осмотр коллекции музея с 6-го, где представлена русская живопись, а затем спустилась этажом ниже - к армянскому искусству. А европейцы... ну, в общем, все уже поняли, что у меня еще немало поводов вернуться в Ереван, да?:)) В следующий раз:) К слову, у галереи хороший, информативный сайт с режимом работы, ценами и анонсами выставок. И даже с полной базой данных, правда, вот она на армянском. Но с онлайн-переводчиком разобраться легко. Коллекция галереи богатая и довольно интересная, смотрела с огромным удовольствием. Преимущественно представлены 18-20 вв. Василий Перов "Похороны крестьянина":Руку В.Верещагина узнала издалека, не читая подпись под картиной:Лесные пейзажи Шишкина тоже сложно перепутать с другими:Ряд замечательных портретов, принадлежащих кисти И.Ге,И.Репина:К.Маковского:В.Серова:Есть небольшая экспозиция, посвященная иконописи: У стен, между картинами, стеклянные стеллажи с предметами декоративно-прикладного искусства: фарфор, фаянс, керамика. Больше всего, пожалуй, попадалось наследия Санкт-Петербургского императорского фарфорового завода, или просто у меня к нему всегда взгляд притягивается?:)Но картины все-таки смотреть интереснее, мне кажется:) Обрадовалась, как родному, М.Нестерову:И.Грабарь. Балкон. Иней.. Свежестью морозной повеяло:)И яркие по-летнему цвета Б.Кустодиева:Пейзаж С.Щедрина вызвал воспоминания об Италии:Н.Рерих "Путь великанов": 12 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 14 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2018 Неожиданная встреча. Давид Бурлюк, чью обширную коллекцию мы с подругой с интересом рассматривали в уфимском музее:Милые картины дачной жизни от Марка Шагала:Есть и скульптура. Вот, например, Эрнст Неизвестный, скульптурный портрет физика Ландау:Чудной красоты стекло, не смогла пройти мимо:И снова живопись, на этот раз преимущественно век 20-ый, вторая половина:Александр Дейнека:И.Обросов, автор знакомого по детским советским книжкам "Мальчиша-Кибальчиша":Страшная картина, если присмотреться. Юрий Жарких и его видение землетрясения 1988 года:В.Попков. Одна. Зацепила за душу: Это, конечно, лишь малая часть того, что содержат залы 6-го этажа, однако, перебираемся на 5-ый:) Национальная галерея Армении, конечно же, манила прежде всего картинами И.Айвазовского. Здесь находится немалая (если не ошибаюсь, вторая (после Феодосии) по величине) коллекция - 62 работы певца моря. Незадолго до поездки я прочитала воспоминания об Айвазовском его друга и биографа, профессора Н.Н.Кузьмина. Быть может, она меня и привела в эти залы вместо Матенадарана?:) Армяне считают великого марииниста своим, на табличках стоит имя - Ованес Айвазовский. Глядя на это, вспомнилось, что в повествовании Кузьмина, записанного со слов самого Айвазовского, рассказывается о том, что сам живописец считал, что среди его корней есть и турецкие. Почти вся жизнь его прошла в Феодосии с короткими наездами в Петербург. При этом он много путешествовал, и первое признание пришло к нему не на родине, а в Европе - на выставках в Италии и Франции. Кроме того, Айвазовский пользовался уважением и турецкого султана, не раз побывав в Стамбуле и написав для султана несколько картин. Вот уж воистину - человек мира: В этих залах я, конечно, задержалась надолго, ибо смотреть на море Айвазовского можно так же бесконечно долго, как и на оригинал. Ложка дегтя - попалась на глаза пара картин, явно нуждающихся в реставрации. Хочется верить, что она не за горами:Море... где-то бурное, бушующее, таящее в своих высоченных волнах смертельную опасность, а где-то - спокойно-умиротворенное, ласково принимающее в свои объятие уставшее за день солнце:Но всегда прекрасное:Армянские пейзажи - Ной спускается с горы Арарат, к которой пристал его ковчег:Дарьяльское ущелье в лунном свете:И снова море: 11 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 14 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 14 декабря, 2018 Однако, не Айвазовским единым... Пятый этаж, хранящий коллекцию армянской живописи, и помимо великого марииниста оказался весьма и неожиданно интересным. Портретная живопись Акопа Овнатаняна (19в) стала эталоном, примером для последователей, его считают основоположником армянского портрета:Очень понравились картины Вардгеса Суренянца. "Выход процессии из Эчмиадзинского собора": детали можно рассматривать и рассматривать:"Попранные святыни"Царица Семирамида и Ара Прекрасный, эту легенду я уже рассказывала:"Саломея": Геворк Башинджагян - основатель армянского реалистичного пейзажа. Узнаваемый Арагац:Снова Дарьяльское ущелье:Портреты Степана Агаджаняна:Еще несколько понравившихся работ. "У больного ребенка" Амаяк Арцатбанян:Егише Тадевосян. Арарат и Арагац. Понравились, наверное, из-за теплых солнечных оттенков, именно с ними у меня ассоциируется Армения:Его же трогательные "Поклонение кресту":и "На чужбину":Изумрудные воды озера Ван на картине Фаноса Терлемезяна:И его же Севан:А потом неожиданно я вновь увидела море... Оказалось, что среди армянских живописцев немало последователей Айвазовского, и море на их полотнах тоже впечатляет: Среди шума волн морских я внезапно расслышала тиканье часов и поняла, что уже пора бежать)) С сожалением покинула музей, не успев осмотреть и половины. Сбегая по лестнице, осознала вдруг, что не видела ни одной картины Мартироса Сарьяна, и слегка взгрустнула по этому поводу, впрочем грусть быстро прошла, изгнанная необходимостью найти дорогу к хостелу, спрятанную в лабиринте улиц. Однако, если очень захотеть... в общем, встреча с Сарьяном ждала впереди, и была она настолько случайной и неожиданной... Но это, пожалуй, отдельная история:) 12 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 16 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2018 "Я не знаю, когда родился во мне художник. Наверно с того дня, как я слушал рассказы родителей о нашей сказочной горной родине, с того дня, когда я игрался под солнцем и восторгался разнообразием красок цветов, бабочек, пчёл. Цвет, свет, мечта – вот чем я зажёгся." (Мартирос Сарьян) В музей Сарьяна я попала почти случайно. Хотела, конечно, потому как первое имя, которое всплывает в памяти при упоминании армянской живописи - это имя Мартироса Сарьяна, но определенных планов не было. Случайность вышла так: где-то на третий день пребывания в Ереване отправились мы на вечернюю прогулку. В первые пару дней, намотав приличный километраж, мы обошли по кругу основные достопримечательности в центре - от Каскада до собора Григория Просветителя и даже умудрились заглянуть на Вернисаж в 11 часов вечера и прикупить там мне кофейную чашку:)) Потому, когда на третий день возник вопрос, в какую сторону идти, и взгляды устремились на меня, как главного Сусанина, я махнула рукой в сторону улицы М.Сарьяна: "А пойдемте по ней прогуляемся, а потом можно на проспект Маштоца выйти". Так мы и сделали. Шли, не торопясь, разговаривали, умилялись уютной вечерней подсветке маленьких живописных винных лавочек, и вдруг буквально наткнулись на стойку-афишу с этим автопортретом: Одна из моих спутниц остановилась: - Ой, смотрите... что-то в этом есть. Где его можно посмотреть? - Да вот в этом же здании, похоже, и можно, - огляделась Таня, включив попытку идентификации на местности и узрев, что стоим мы рядом со зданием Дома-музея Мартироса Сарьяна. - Только закрыто уже. - А в свободный день? Изучили расписание, оказалось, что четверг (наш свободный от походов день) - выходной. Вздохнули: "Не судьба". Однако, получилось иначе: в пятницу мы вернулись в Ереван довольно рано, возникла было даже мысль успеть в Матенадаран, но он работал до 17-00, идти на час показалось бессмысленным, а вот в гости к М.Сарьяну вполне успевали: он работал до 18-00, главное - успеть зайти до 17-00, когда перестает работать касса. Бросив рюкзаки, умывшись на скорую руку и переодевшись, мы побежали в музей. Предварительно проконсультировались с интернетом, ибо в душу закрались сомнения - все-таки не галерея, не художественный музей, а точно ли картины выставляются там? Интернет развеял наши сомнения: именно здесь, в стенах этого здания хранится около 300 работ художника - живопись, графика, акварели. Музей открылся еще при жизни Мартироса Сарьяна - в 1967 году, его первым директором, взявшим на себя заботы о строительстве музейного здания, стал сын художника композитор Лазарь Сарьян. Вот это современное здание из стекла и туфа - трехэтажная галерея, пристроенная к жилому дому и мастерской Мартироса Сарьяна, в котором художник жил и работал с 1932 года до самой смерти (1972 г). К слову, в стеклянной округлой части расположен лифт с прозрачными стенами, из которого открывается красивый вид на улицу Сарьяна. Дом Сарьяна строился по проекту Александра Таманяна, которому Ереван обязан своим нынешним обликом, галерея же спроектирована Марком Григоряном. Большое мозаичное панно на стене создано по эскизу самого Мартироса Сарьяна. Подавляющую часть времени существования музея (с 1967 по 2005) его возглавлял искуствовед Шаэн Хачатрян, благодаря которому сформировались и значительно расширились музейные экспозиции, начавшиеся с коллекции в 50 картин, переданных самим Мартиросом Сарьяном. Сегодня музей возглавляет внучка художника Рузан Сарьян. И помимо живописных полотен, в нем можно увидеть обстановку мастерской художника, интерьеры жилых комнат, документальные экспозиции, рассказывающие о семье Сарьянов. В общем, в пару часов мы уложились, но с трудом. Нижний этаж с жилыми интерьерами и документами проскочили почти бегом. Музей интересный и информативный, в залах есть подробные пояснения, напечатанные на нескольких языках, можно скачать на телефон аудиокид по OR-коду. Как и у Национальной галереи, у него есть замечательный сайт, откуда я почерпнула большую часть информации для этой записи. Единственный минус - фотографировать можно только на телефон. Поскольку мой телефон для этого не очень приспособлен, фото будут не сильно художественными, извиняюсь сразу:) Традиционно нас отправили на самый верх, начинать осмотр с экспозиции третьего этажа. Пока бродили, рассматривая картины, узнали немало о биографии художника: Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в армянском городе Новая Нахичевань (нынче пригород Ростова-на-Дону), предки его были выходцами из древней столицы Армении - Ани. Окончив школу в Нахичевани, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а по его окончании еще два года посещал классы при мастерских К.Коровина и В.Серова, существующих в стенах училища. Позднее М.Сарьян писал о том периоде: "Школа… необходима, и я очень рад, что прошёл её, она многому меня научила. Однако, вместе с тем, школа даёт и что-то такое, от чего, выходя на путь самостоятельной творческой работы, приходится освобождаться. Я писал также как Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Уткин, Тружанский и др., - все писали в одном духе. По окончании школы я стал задумываться, как от этого отделаться. Начал путешествовать, всматриваться в жизнь". Первые его работы (в музее представлено несколько классических портретов и пейзажи) не отличаются особой выразительностью и той яркой цветовой палитрой, что стала визитной карточкой художника: Ощутимым толчком в направлении формирования собственного художественного стиля стала поездка на Кавказ в 1901-1903 гг. Летом 1902 года он побывал в Ани, на родине предков. "В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства". И этот сказочный мир скользнул на холсты художника: "Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении". В 1904-1907 гг он создал акварельный цикл "Сказки и сны", уносящий зрителей в мир фантазий:Затем акварели уступили место темпере, но сказочность и фантастичность сюжетов сохранилась: 1900-ые годы - это время, когда Россия открыла для себя искусство французских художников-импрессионистов, в 1906 году прошли первые выставки, и многие росийские художники того времени попали под влияние новой французской живописи. Не остался равнодушным к ним и Мартирос Сарьян: "Поразителен Гоген своей новой религией, открывшей сокровенный духовный мир дикарей европейцу. Бесподобен Сезанн, твёрд, убедителен в своей плотной и сверкающей живописи. Очень интересен Ван Гог, искатель беспокойный и больной". Но в его живописи было заметно и другое влияние - армянской миниатюры (контрастные цвета, простые, ритмично расположенные линии): Кроме того, Мартироса Сарьяна влекла яркая, колоритная жизнь Востока. Он много путешествовал - по Египту, Персии, Турции, ища сюжеты, краски, цвета. "Цвет - это истинное чудо. Это счастье. Разве не удивительно, что природа нам видится сегодня такой красочной? А ведь не более как век назад художники наносили на полотно большей частью сероватые смешения тонов. Но пришли импрессионисты и раскрыли давно уже не восприимчивые к цвету глaза людей. Колоссальное значение имеет верное соотношение цвета и света." Это соотношение он и искал в своих путешествиях... 9 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 16 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2018 Он мечтал посетить Японию и Китай, но Первая мировая война нарушила эти планы. Весной 1914 г М.Сарьян уехал в Тифлис, где участвовал в работе Армянского этнографического общества. А потом... "Но вот в 1915 году я узнал о бедах, вновь павших на долю Армении. Бросил всё и уехал на родину. В Эчмиадзине и вокруг него я встретил толпы людей, бежавших от геноцида из Турецкой Армении… На моих глазах умирали люди, а я почти ничем не мог им помочь… Я тяжело заболел, меня увезли в Тифлис с явными признаками глубокого душевного расстройства". Долгое время он не мог писать, тяжело переживая трагедию армянского народа. И все-таки именно живопись вернула его к жизни. Да еще знаковая встреча, определившая его дальнейшую судьбу - с Лусик Агаян, дочерью армянского писателя, ставшей женой Сарьяна и родившей ему двух сыновей. "В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины. Ей я посвятил всё своё дальнейшее творчество". В 1915 году М.Сарьян написал натюрморт, состоящий из символов: "Египетские маски", в котором сосредоточено его переживания и мысли о судьбе армянского народа. В глазах черной маски застыла боль и скорбь, приподнятые брови коричневой справа выражают горестное изумления, а в чертах центральной, желтой - свет и вера в будущее. Разбросанные по полотну фрукты - метафора армян, разбросанных по миру: В 1921 году Мартирос Сарьян с семьей переехал в Армении и больше не покидал ее, посвятив ей жизнь и творчество. "Хочу показать миру, что этот скалистый клочок земли на склонах Арагаца действительно есть…Прошедший сквозь бури, неоднократно оскверняемый, но омытый кровью и освящённый верой, этот клочок нашей земли хранит на своей груди маленькую горсточку народа, народа трудолюбивого и талантливого". Художник поменял темперу на масло, и сказочные сюжеты на более реалистичные изображения, а вот яркие, насыщенные, удивительно жизнеутверждающие цвета в палитре остались.(Осенний мглистый день") Творческий путь Мартироса Сарьяна - это путь через тернии к звездам. На нем было немало трудностей и потерь, но они лишь укрепляли стремление следовать своему стилю и индивидуальности. Так, например, в 1926-28 гг. художник прожил два года в Париже, где написал около 40 работ. Две выставки, на которых они были показаны публике, прошли с огромным успехом, работы были восторженно приняты зрителями и благосклонно - критиками. На обратном пути в Армению на корабле "Фиджи" вспыхнул пожар, и все картины сгорели. О том творческом периоде Сарьяна судить можно разве что по нескольким работам, сохранившимся благодаря тому, что они были проданы в Париже. Немало преград для творчества было и в 1930-ые годы. Тогда от художников, писателей, музыкантов требовалась доступность произведений (часто отождествляемая с примитивностью) и идейность. Свобода творчества ограничивалась, "железный занавес" препятствовал общению с зарубежными коллегами и знакомству с новыми западными течениями в искусстве. В это время М.Сарьяна не раз обвиняли "пороке идеалистического мировоззрения", критиковали за излишнюю декоративность, яркость красок. В 1937 году были сожжены 12 портретов его работы, изображающие деятелей культуры, поскольку изображали репрессированных "врагов народа". Чудом уцелел лишь портрет Егише Чаренца. Над самим М.Сарьяном тоже сгустились тучи, его от репрессий спасло, пожалуй, то, что в тот страшный год живописец работал в мастерской Третьяковской галереи над большим панно для оформления павильона выставки советского искусства в Париже. Мастерски исполненное панно, размером в 46 кв. м, было высоко оценено Францией и удостоено Гран-при. И всё же, на счастье будущих зрителей, Мартироса Сарьяна не сломили тяжелые 1930-ые, он сохранил свой яркий, жизнеутверждающий, солнечный стиль в живописи.("Ереванский дворик весной") С его полотен смотрит на нас Армения... именно такая, которая хранится и в моей памяти: солнечная, теплая, яркая, сохранившая свою богатейшую культуру и самобытность, пронеся ее через тысячи испытаний. Именно родная Армения всегда была для Сарьяна главным источником вдохновения: "Земля как живое существо. Она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу. Убежден, что не было художника без земли. Сердце земли находится в сердце человека. Всё берёт начало в этом сердце." Помимо огромного живописного вклада в культуру страны, Мартирос Сарьян делал для нее еще немало. Он создал первый герб и флаг Советской Армении, стал первым директором вновь созданного по его инициативе Государственного музея археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимал активное участив в создании Ереванского художественного училища. Кроме того, он создал эскиз для занавеса первого Драматического театра Армении, на котором изобразил собирательный образ возрожденной Армении. И в последствии М.Сарьян нередко создавал декорации для армянских театров и спектаклей, идущих по всему Советскому союзу. Так, в 1941 году он получил Государственную премию за оформление оперы А.Спендиарова "Алмаст". Его манера писать, его стиль подвергался критическим нападкам и в более поздние годы. Его живопись называли антинародной и буржуазной. Выпады критики М.Сарьян переживал очень тяжело, в порыве боли и разочарования он разрезал один из своих лучших холстов 1910-х годов – "Египетские маски". К счастью, молодые художники, которыми всегда был окружён живописец, вырвали из рук Сарьяна куски холста, обратную сторону которых он намеревался использовать для новых работ. Картина была приклеена на картон, но рубцы на ней заметны и по сей день."Больше всего на свете я люблю солнце. Любить солнце – значит любить мир, любить землю и всё то, что есть на ней. Мы связаны с солнцем, оно веками увлекает нас за собой. Куда? Неизвестно. Приходят новые поколения, а солнце всегда остаётся в человеке, в каждом из нас. Так останемся же верны этому великому закону. Возлюбим жизнь, возлюбим светлое, возлюбим любовь и оправдаем нашим трудом доверие природы.""Смотреть глазами и видеть сердцем!.. Смотришь порой на ярко освещённые цепи гор и дивишься многообразию оттенков: от светло-голубых вершин до густо-фиолетовых склонов. Когда всё это богатство красок переносишь на полотно, многие удивляются: разве бывают фиолетовые горы?" 9 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 16 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 декабря, 2018 И с семьей художника можно познакомиться на его полотнах. "Из жизни художника. Лусик Сарьян" изображает жену М.Сарьяна перед зеркалом. Она держит в руке фрукт, но в зеркале отражаются ее мысли, надежды - она с нетерпением ждет письма с фронта, от сына, чьё фото стоит на переднем плане, прислоненное к цветочному горшку:Удивительный тройной автопортрет. Мартирос Сарьян в трех возрастах: молодой, полный надежд, энергии, решительности найти свой путь - справа. Слева - человек средних лет, пристально изучающий окружающий мир. И в центре - проживший насыщенную жизнь человек с мудрой проницательностью в глазах:Есть и тройной портрет жены, но здесь скорее подмечено разное настроение: Автопортрет в мастерской и портрет двух сыновей - Лазаря и Саркиса. Младший, Лазарь, обладал художественным талантом, унаследованным от отца, и в то же время абсолютным слухом. Он мог бы стать художником, но выбрал музыку - окончил Московскую консерваторию и стал композитором. Говорят, его выбор определил отец, сказав: "Если ты станешь художником, тебя всегда будут сравнивать со мной..." Старший сын Саркис был филологом, изучал итальянскую литературу, в совершенстве овладев итальянским языком. К сожалению, он ушел из жизни рано - в 44 года погиб в автокатастрофе, что стало серьезным ударом для 82-летнего отца. На втором этаже располагается мастерская художника, в которой можно увидеть не только интерьеры, холсты, мольберты М.Сарьяна, но и продолжение коллекции картин разных лет:Здесь много великолепных портретов, но больше всего лично меня привлекают виды Армении - знакомые, и одновременно удивительные, пропущенные через призму чувств и эмоций художника:)В последние годы своего творческого пути М.Сарьян снова обратился к фантастическим сюжетам, только на этот раз его сказки писались под впечатлением начала освоения космоса. На его поздней "Сказке" - мечты о полетах во Вселенную:На первом этаже - интерьеры жилых комнат,экспозиции, рассказывающие о членах семьи :Здесь много фото и документов, которые, к сожалению, толком осмотреть уже не хватило времени - за нами уже ходили по пятам и выключали свет:) Несколько наиболее интересных экспонатов:Герб Советской Армении, эскиз которого создан М.Сарьяном:Пояснительная записка-обоснование к эскизу флага:Иллюстрированная Сарьяном книга-сборник армянской поэзии под ред.Брюсова: Когда вышли из музея, на улице уже стемнело, зажглись фонари, а на душе было солнечно и радостно. Прочитала, что знаменитый итальянский писатель и сценарист Тонино Гуэрра, посетив Дом-музей Мартироса Сарьяна, оставил памятную запись: "Приехать в Армению и не посетить музей Сарьяна, значит – обделить себя космическим светом. Благодарю маэстро Сарьяна за то, что вновь пробудил желание жить". И знаете, я не могу с ним не согласиться... в этом доме действительно живет свет. 12 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 19 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2018 Дни нашего тура были насыщены прогулками, походами, забегами по музеям, потому на неспешные прогулки по Еревану оставались либо вечера:либо раннее утро: В нашей небольшой прогулочно-вечерней компании я, как уже писала, выступала в роли главного Сусанина, ибо была единственной, кто был в Ереване. Это не спасало меня от блуждания по улицам в некоторые моменты, географический кретинизм никто не отменял, но так было даже интереснее:) Бродила по знакомым улицам с удовольствием, узнавая знакомые места и рассказывая о них то, что всплывало в памяти девушкам, составляющим мне компанию. В какой-то момент получила даже удивленный вопрос: "А ты точно в туризме никогда не работала? А профессию сменить не думала? Роль гида тебе хорошо удается":)) Да нет же, просто я люблю этот город, и гиды здесь мне встретились замечательные, чьи интересные рассказы я помню до сих пор почти дословно... В первый же вечер я, наконец, нашла дедушку-цветочника, которого умудрилась не заметить в прошлые визиты. Осталось найти теперь игроков в нарды, которых я тоже как-то прошла мимо:) "Приехала бы ты лет тридцать назад, ты бы еще встретила самого дедушку, а не его скульптурное изображение," - сказал Арам, объясняя, где искать. Где я была 30 лет назад? Цветочника звали Карабала. Он родился в начале 20-го века в богатой семье, в Ереване, звали его Степан Арутюнян. После революции семья оказалась разорена, но Степан не унывал, жизнь-то продолжалась своим чередом. Он женился на девушке из города Раздан по имени Ашхен, а в 1926 году у них родился сын Жоржик. В 30-ые годы очередной волной репрессий его занесло в тюремную камеру, которую он делил с великим армянским поэтом Егише Чаренцем. Через два года он вышел из тюрьмы, но его жена к тому времени вышла за другого, отцовского дома уже не было, так что Арутюнян оказался на улице. Он стал обычным бездомным, получил кличку Карабала ("Черный мальчик"), стал подрабатывать продажей цветов на улице Абовяна. А запомнился он тем, что проходившим мимо женщинам дарил цветы просто так:) В память о нем и стоит сейчас на Абовяна эта трогательная скульптура дедушки-цветочника с корзинкой в одной руке, и розой, которую он протягивает проходящим женщинам в другой. Иногда в его корзинке можно увидеть и живые цветы:Увидели чудом работающий в ноябре зодиакальный фонтан на площади перед кинотеатром "Москва":Полюбовались на ночной город с Каскада (как без этого?) и до коньячных заводов дошли, хоть и в темноте:Заглянули во двор Голубой мечети - красива очень:А еще у нее есть брат падающей Пизанской башни - наклоненный минарет. Это не у меня горизонт завален (хотя и это есть), он действительно слегка наклонен (наверное, не обратила бы внимания, если бы не подсказал предлагавший провести экскурсию по интересным местам в городе местный житель, которого встретила на Площади республики. На экскурсию не уговорил, а пару вот таких фактов всё же рассказал):) Дошли и туда, куда у меня раньше не доходили ноги - на проспект Баграмяна, например. Прежде всего сюда привлекло самое красивое здание Еревана, принадлежащее Национальному Собранию Армении. Раньше на него можно было полюбоваться только через забор, сейчас доступ в парк при нем частично открыли для горожан и туристов, чем мы с удовольствием и воспользовались:В парке цветут розы,желтеет листва,и посматривают с деревьев на туристов смешные носатые грибы:))От Национального собрания дошли до Президентского дворца:Заглянули и к маршалу Баграмяну: 9 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 19 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2018 Встречали по дороге экзотических животных:и кареты с парой лошадей (симпатичный зеленый сквер попался где-то между ул.Саят-Нова и проспектом Маштоца):Симпатичных парков и скверов, утопающих в зелени, и скрывающих в тени множество интересных скульптур и памятников в Ереване вообще немало, по этому городу очень приятно гулять, заглядывая во дворы, на соседние улицы и переулки, и даже в подворотни в поисках чего-то интересного. Вот гампра обнаружили:)Почти случайно завернули в Парк влюбленных, расположенный рядом с парком Нац.собрания: Это один из старейших парков Еревана, история которого уходит в 18-ый век. Тогда он назывался Сад Козерна (по названию пригорода Еревана, здесь тогда расположенного). Затем он несколько раз менял свое название - был и садом Пушкина, и Дружбы, и, наконец, стал Парком влюбленных, потому что был излюбленным местом встреч и свиданий.В 2005-2008 гг он был кардинально обновлен, такой подарок сделал Еревану благотворительный фонд Альбера Погосяна.Французский ландшафтный дизайнер Пьер Рамбах несколько раз приезжал в Армению, стараясь найти и вложить в свой проект гармонию между японскими ландшафтными традициями и духом Армении: Парк, в который мы заглянули из любопытства, понравился настолько, что мы бродили в нем очень долго. Уютный и какой-то умиротворяющий, с прудом и небольшим водопадом, со скульптурами и лавочками-беседками, даже амфитеатр и небольшая концертная площадка имеется: Здесь есть и скульптура, которая на карте была обозначена как "Человек и кошка" (собственно, ее мы и зашли посмотреть). На самом деле, это памятник Геворгу Эмину, армянскому поэту, автору "Семи песен об Армении":И еще несколько кадров с улиц Еревана, по которым бродила осень:Одна из тех самых чудно разрисованных подворотен, когда-нибудь я вернусь хотя бы только для того, чтобы собрать их коллекцию:) На том и заканчивается очередная глава моего романа с Арменией, надеюсь, что не последняя... Написала, и сразу стало как-то немного грустно. Потому что всё это время - пока разбирала фото и писала эти заметки, меня согревали воспоминания о теплой армянской осени, они бродили где-то рядом, согревая душу и наполняя ее ощущением тихого счастья. Очень хочется верить, что однажды я снова вернусь в эту сказочную гостеприимную страну, где оставила приличный кусок своего сердца:) 13 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 19 декабря, 2018 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2018 Вот разве что еще видов из иллюминатора добавлю:) Я настолько удивилась и обрадовалась, увидев, как выплыли из дымки, в которой тонул аэропорт Звартноц, вершины Арарата и Арагаца, что застыла в восхищении и благодарности. Про фотоаппарат вспомнила только, когда их фотографировать уже было поздно. Но потом я всё-таки опомнилась:) Армянское нагорье и Кавказ под крылом самолета - один из аргументов в пользу полета в Армению:) А половина России спряталась под плотным и пушистым облачным покрывалом:) Вот теперь точно всё о прошедших поездках:) Быть может, я еще вернусь в эту тему, если дороги странствий вновь занесут меня в Армению или Грузию, и мне удастся посмотреть что-то новое и интересное. Пока же благодарю всех, кто сюда заглядывал, читал, смотрел, писал добрые слова. Спасибо!:) 14 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 Очередной зимний фото-привет из местами солнечной Грузии:) Подробностями эту тему обременять уже не буду, дабы не превращать ее в бесконечный мыльный сериал, лучше в блог переберусь с воспоминаниями:) Вот разве что немного фоток: 10 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 7 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нафаня Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 11 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.