Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

Итальянская скульптура 20-го века в Главном штабе.

   А дальше ноги принесли меня во второй двор-атриум, где в лучах солнца, проникающего сквозь прозрачную крышу, расположились работы современных итальянских скульпторов (второй половины 20-го века), подаренные Эрмитажу самими авторами. Среди имен -  Эмилио Греко, Джакомо Манцу, Аугусту Мурера, Франческо Мессина, Квинто Мартини и другие. Самыми, пожалуй, приковывающие внимание работы - это три скульптуры Джакомо Манцу, сделанные с натурщицы Тебе:

spacer.png

Самая впечатляющая - на заднем плане, близко сфотографировать я её так и не смогла, её постоянно окружал народ. Это "Падающая Тебе" - девушка застыла в полёте-падении со стула, держащегося на одной ножке. Против всех законов физики эта скульптура стоит монолитно, хоть и обтянута на всякий случай ограждением:) Две другие - "Сидящая Тебе" и "Портрет Тебе":

spacer.png

spacer.png

Меня же особенно зацепили работы Квинто Мартини, в них читаются эмоции, чувства, быть может, потому они и цепляют душу. "Дождь":

spacer.png

"Нищая":

spacer.png

spacer.png

И ещё несколько скульптур разных авторов:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Потом я случайно заглянула ещё в один зал с огромными и сверкающими яркими красками полотнами. Заинтересованно остановилась почитать. Оказалось, что это картины из собрания барона А.Л.Штиглица, которые были приобретены им для особняка на Английской набережной. Ему удалось собрать неплохую коллекцию австрийской и немецкой живописи, столовую его, например, украшали полотна тогда ещё начинающего живописца, ставшего впоследствии одним из самых известных австрийских художников, Ханса Макарта ("Полуденный отдых при дворе Медичи") и совместный труд Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера ("Возвращение с охоты"). Особняк Штиглица после смерти хозяина был выкуплен у наследников барона для Великого князя Павла Александровича, после революции и вовсе неоднократно менял своих хозяев, но почти все картины оставались в его помещениях, недоступные для осмотра широкой публике (Эрмитажу в 1924-ом году передали только полотно Ганса фон Маре "Двор с гротом в мюнхенской королевской резиденции", которое сейчас также размещено в этом зале). И лишь когда здание было перешло Санкт-Петербургскому государственному университету, была достигнута договорённость о передаче картин из коллекции барона Штиглица в Эрмитаж. К тому времени они нуждались в реставрации, после проведения которой и выставлены совсем недавно в одном из залов на втором этаже Главного штаба". Потому и краски на полотнах так ярки и свежи, что сразу привлекли внимание:)

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А ещё одной живописной работе, выставленной после реставрации, расскажу, пожалуй, отдельно, раз уж в тему пришлось. Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 182
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

"Думай о времени!" Выставка-инсталляция в Главном штабе.

   Я хотела посмотреть на неё целенаправленно, прочитав о ней и заинтересовавшись, но нашла совершенно случайно, когда уже потеряла надежду и торопилась к выходу (да что там торопилась... как всегда, почти бежала!":) ) В Белом зале, что на третьем этаже Главного штаба, выставляется ещё одна картина, вышедшая из чутких рук эрмитажных реставраторов - "Роскошный натюрморт" Яна ван ден Хекке. Эта работа - классический натюрморт фламандского художника 17-го века, но это только на первый взгляд. На самом деле это ирония, насмешка, сатира, ибо суть работы раскрывается в его словах, написанных на одной из нотных тетрадей. "Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дым. Думай о времени!" - написал художник и насытил картину до невозможности всеми теми предметами, что по меркам тогдашнего общества свидетельствовали о благосостоянии и роскоши - парой омаров, фруктами и столовым серебром, дорогими шёлковыми тканями. Но вся эта роскошь переходящее и временное явление, вся она однажды растворится, как дым. И что останется после её владельца, какая память? 

spacer.png

   Буквально каждый предмет на полотне художника - аллегория: попугай символизирует тщеславие, обезьяна - человеческие пороки, хрупкие стеклянные бокалы - недолговечность и бренность человеческой жизни. Кроме того, ван ден Хекке заложил в картину и аллегорию чувств: слух - музыкальные инструменты; зрение - зеркало; вкус - разнообразие еды; обоняние - спелые ароматные фрукты; осязание - обезьянка, отрывающая от лозы виноград, сжимая её лапой. 

   И чтобы показать натюрморт, организаторы выставки также решили задействовать чувства по максимуму, и оформили её в виде инсталляции. Зритель словно входит в мастерскую художника, где на мольберте стоит законченный натюрморт, а рядом, на столе - предметы, служившие образом для его написания.

spacer.png

Но... думай о времени! От моделей-омаров остались лишь высушенные панцири, от фруктов - семена и косточки, посуда покрылась толстым слоем пыли... померкла роскошь, исчезла, как и предупреждал художник. 

spacer.png

spacer.png

Стоишь у этого стола, погрузившись в философские думы, и ощущаешь тонкий аромат ладана и церковных свечей и слышишь церковные хоралы (я ж писала, что выставка призвана воздействовать на все органы чувств в комплексе, всё здесь подобрано в органичном сочетании), а со стен посматривают на тебя портреты мастеров. Удивительное ощущение появляется... оторванности от мира реального и погружения в другой, тот, что существовал пару-тройку столетий назад. И как-то сложно становится уйти оттуда, стряхнуть с себя это наваждение. Невероятный эксперимент от создателей выставки... висел бы тот натюрморт просто на стене, быть может, прошла бы и не зацепилась взглядом, а тут впечатлило весьма.

***

   В целом же у меня с искусством инсталляции взаимопонимание происходит достаточно сложно. Чтобы хоть как-то научиться понимать мотивацию авторов инсталляций и попытаться увидеть смысл, я даже в прошлом году прослушала курс эрмитажных лекций на тему. Было интересно, узнала много нового, но к пониманию не особо приблизилась. Всё равно мне надо, как правило, разъяснять смысл, вкладываемый автором в свою композицию. Потому ещё пара залов, что попались мне на пути к Белому, заставили меня подзадержаться, чтобы подробно прочитать описание. Не сказать, что они заставили меня восхититься и полюбить искусство инсталляции, но смысл показался интересным:) В одном инсталляция Ильи Кабакова  "Жизнь в шкафу" - воспоминания из советского детства, прошедшего в коммунальной квартире, где, дабы побыть в тишине и одиночестве, приходилось забираться в шкаф или запираться в туалете (вторая инсталляция этого же зала). Постепенно шкаф обрел обстановку и уют и превратился в крошечное, но своё жилое пространство:

spacer.png

В соседнем зале - чёрно-белая комната Дмитрия Пригова, имитирующая обстановку музейного зала, где на стенах в рамках висят закрытые кусками картона картины, а рядом указатели с известными именами - Малевича, Рембрандта и т.д. Таким образом художник размышляет на тему того, как известное имя влияет на восприятие произведения, заранее создавая определенные эмоции и ожидания:

spacer.png

***

Инсталляциями собственно закончился тот мой визит в Главный штаб. В промежутке между ними и показанными ранее выставками я, снова сбившись с курса по второму этажу, прошла выше. У каждого в этом здании есть свои точки притяжения, безусловно. В этом плане я не исключение. Да простят меня любители импрессионистов, но меня манят прежде всего Гоген, Ван Гог и недавно обретенный кумир Рокуэлл Кент. Хотя у Клода Моне я тоже, конечно, притормаживаю:) Отметившись у всех четверых, я чуть более подробно и неспешно осмотрела залы французской живописи, которые в прошлом году проскочила галопом, но успела обратить внимание на чудесные портреты Лефевра, Делароша, Штейбена, а потом перешла в Музей гвардии, который мне так обидно было пробегать мимо. Теперь я осмотрела его с чувством, толком, расстановкой:)) В итоге на первый этаж к гардеробам я прибежала бегом, ибо рисковала уже опоздать на следующее мероприятие, а хотелось еще где-нибудь по дороге перекусить. И тут... увидела настоящую засаду в виде огромной очереди в гардероб. Поначалу у меня мелькнула наивная мысль, что это стоят те, кому сдать одежду в ожидании освобождающихся номерков, но не тут-то было - очередь была общая и двигалась очень медленно, ибо на все окошки бегало по гардеробу лишь две подуставшие уже женщины. Честно скажу, в тот момент я мысленно попрощалась с возможностью попасть на концерт и успела расстроиться. Наверное, так и было бы, не помоги случай и некоторая наглость. В какой-то момент дама в гардеробе, до того невидимая нам, подошла к крайнему окошку, где обитали и мои вещи, и часть очереди, дружно решив, что до этого она была просто на обеде, а теперь вернулась в своё окно, перестроилась к ней и завладела всем её вниманием. Я успела в этот момент получить свою куртку в первых рядах, пока очередь, стоявшая к среднему окошку, не поняла, что женщину перехватили, и не начала возмущаться, что про них забыли:)) В общем, эта путаница меня спасла. Но не повторяйте моих ошибок, не приходите в гардеробы самых популярных музеев без запаса времени, особенно в праздничные и выходные дни:)

   А о концерте расскажу дальше - продолжение следует...

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Сердцем на восток".

   Итак, получив в гардеробе куртку, я, забыв о еде, побежала на Невский, 30, где в три часа дня начинался концерт в Малом зале филармонии, на который у меня был куплен билет.  

 Как любой гость Петербурга, пользующийся метро, я огромное количество раз проходила мимо дверей этого зала, поскольку расположен он в одном здании с вестибюлем станции "Невский проспект", известном как "Дом Энгельгардта". Но бывать в нём не приходилось, хотя каждый раз, пробегая мимо, я думала о том, что надо бы и сюда однажды заглянуть. А тут, наконец, звёзды обстоятельства сошлись. В мае в рамках Ночи музеев я впервые побывала в большом филармоническом зале и была впечатлена - и самим залом, и интересными музыкальными проектами, что были представлены на его сцене. И потому, когда я наскоро собравшись на пару дней в Петербург в этот раз, заглянула на тикетленд в поисках куда бы сходить между прогулками по новогоднему городу, мой взгляд одной из первых нашёл афишу Филармонии. В большом зале соблазнительно значилось выступление молодого талантливого пианиста Ивана Бессонова, но то было вечером, я побоялась опоздать в аэропорт, а в малом - известного уже мне по выступлению в нашей филармонии Аргишти. Я было усмехнулась совпадению и приготовилась изучать афишу дальше, но тут что-то зацепило. Дело в том, что по возвращению домой я собиралась... как раз на его концерт:)) Вместе с органистом Владиславом Муртазиным они вновь приезжали в наш город, на этот раз в католический храм, в котором периодически проходят органные концерты приглашённых из разных городов России исполнителей. Я очень люблю звучание дудука, на котором играет Аргишти, но хотелось же какого-то разнообразия:) И потому я собралась было уходить со страницы с афишей петербургской филармонии и искать дальше, но внезапно вдруг осознала, что два концерта в один день - дневной и вечерний - не идентичны. Я присмотрелась внимательнее, мне стало интересно и я купила билет на дневной. Потому что в нём, вместо привычно ассоциирующегося с именем Аргишти дудука, должен был звучать ещё один древний национальный инструмент - арабский уд, прародитель появившейся в 17-ом веке в Европе лютни. Его мне слышать, кажется, ещё не приходилось. Вот так и получилось то, о чём я писала в теме "Посиделок", - в том, что я трижды за полтора месяца оказалась на концертах Аргишти, виноват уд:)

spacer.png

   Однако, сначала я подивилась на интерьеры филармонии. Как я уже написала, здание, в котором располагается малый зал филармонии, до сих пор известно как дом Энгельгардта. Вероятно, потому, что был перестроен и принял нынешний облик в то время, когда принадлежал супруге полковника и известного мецената Василия Энгельгардта Ольге Михайловне (в девичестве Кусовниковой). Было это в 1820-ых годах, изначально же это здание было построено в 1760-ые. Удивительно, но ещё начале 19-го века здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества. Да и одним из главных результатов перепланировки здания Энгельгардтами стало создание концертного зала с прекрасной акустикой. В нём, помимо балов-маскарадов, проходили выступления известных на весь мир музыкантов - Берлиоза, Листа, Глинки, Рубинштейна, Вагнера. Дом Энгельгардтов в 19-ом веке был центром музыкальной жизни Петербурга. Вот такая связь поколений.

   Стены дома вообще помнят многое и многих. Здесь, в книжной лавке Ивана Слёнина, книготорговца и издателя, не раз бывали и поэты, чьи имена мы помним до сих пор -  Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Антон Дельвиг, Пётр Вяземский, Николай Гнедич, Кондратий Рылеев. 

   После окончания Великой Отечественной войны сильно пострадавший от обстрелов дом стал одним из первых городских зданий, которые начали реставрировать, и уже в 1949-ом в нём открыла свои двери для посетителей филармония. Внутренние интерьеры прекрасны и  весьма похожи на интерьеры Большого зала  - тоже витражи на окнах, тоже богато украшенные лепниной потолки. На площадке над лестницей восседает внушительная фигура М.Глинки, чьё имя носит зал:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Я даже успела еще посмотреть развешанные на стенах коридоров и фойе фотографии - интересно запечатлённые моменты стремительного движения в танце:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

"Сердцем на восток" - это концертная программа, для создания которой объединились четыре музыканта - Аргишти (арабский уд), Артур Бочкивский (бас-гитара), Елена Кучерова (флейта), Юрий Лебедев (перкуссия).

spacer.png

Это мелодии востока, те самые, что знакомы нам всем с детства, из сказок Шахерезады, это та самая музыка, что вызывает в памяти то, что ты никогда не видела, но отчетливо представляла где-то в своих детских фантазиях, навеянных волшебными книжками и фильмами. В звуках этой музыки ты слышишь тихое шуршание песка, позвякивание колокольчика, мерную, тяжелую поступь нагруженного тюками верблюда - то цепью через пустыню идёт караван, и знойным маревом окутан, приобретает зыбкие, колеблющиеся очертания, пока совсем не исчезает за горизонтом. А потом заунывные звуки мелодии заклинателя змей, крики зазывающих в лавки народ купцов, колотушку сторожа... и встают перед глазами бурые глинобитные крепостные стены, белоснежные, словно из кружева сотканные стены дворцов, яркие шелка и россыпь самоцветов... Эта музыка уносит так далеко от морозного Питера, что потом, когда выходишь на улицу, сложно поверить, что реальность вот она, перед тобой, а не тот волшебный мир грёз, что приходил к тебе вместе с музыкой. В общем, красивая музыка, прекрасный концерт:)

Помимо уда, звучал ещё нэй. Запомнилась характеристика, данная этому инструменту исполнителем: "Знаете, вот говорят, что армянский дудук - это мольба, обращённая к Богу. Тогда нэй - это ответ оттуда". В самом деле в его звучании есть что-то нереально-завораживающее. Мне он логично напомнил один из самых моих любимых музыкальных инструментов - башкирского курая:

 После концерта у меня осталось немного времени, чтобы пообедать в столовой и дотопать не слишком спешным шагом до корпуса Бенуа Русского музея, в который у меня был билет на 18-00. Продолжение следует...

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.02.2024 в 20:47, Нафаня сказал:

"Мемуары арабской принцессы" (к сожалению, не переведённые на русский язык)

Жаль, было интересно прочесть, я думаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Вязьмичка сказал:

Жаль, было интересно прочесть, я думаю.

Да, я бы тоже почитала. Может, переведут когда-нибудь?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

   Таня, как всегда... Следующий отпуск пройдёт, а впечатления от предыдущего всё ещё не описаны:)) В общем, нашла я случайно на компе недописанную перед отъездом в Мин.воды запись из питерских новогодних выходных, решила-таки дописать.

В.Суриков в "Русском музее".


   Каюсь, билет на выставку я купила только тогда, когда прогноз погоды показал совсем немыслимые минусовые значения, при которых на улицах Питера долго находиться невозможно, и я стала искать, куда спрятаться на вечер до отъезда в аэропорт. Большая выставка полотен В.И.Сурикова проходит в корпусе Бенуа, вход на неё отделён от основной экспозиции, что позволило продлить её режим работы после закрытия музея. Я купила билет на сеанс в 18.00, зайти по нему можно было за полчаса до указанного времени, попытки просочиться раньше (за час, например) турникеты блокировали:) Народу было много, но не сказать, что катастрофически - подойти к картинам, почитать, рассмотреть было можно. А посмотреть было на что.
   Я упоминала, что не относила себя к поклонникам творчества Сурикова никогда. В школе, когда, помнится, был такой особый вид сочинения - описание картины по репродукциям из учебника - полотна Сурикова были для меня каторгой: я не могла понять, зачем на них так много персонажей, глаза разбегались, не цепляли главного, главные герои казались пугающими. В общем, я предпочитала что-то попроще - малофигурные композиции или вовсе пейзажи. Во взрослом возрасте стало чуть интереснее, но ненамного. А тут... не пожалела, что пошла. Прониклась и совершила для себя кучу открытий.
   Накануне, сидя в аэропорту в ожидании самолета в Петербург, я скачала книгу о Сурикове из серии ЖЗЛ и начала читать. Естественно, дошла только до юности, но, к счастью, о том, чтобы биография художника не ускользнула от посетителей выставки, позаботились её организаторы. Очень понравилась подача биографической информации в первом зале: в виде линейки, где в центре годами отмеряются вехи жизненного пути В.И.Сурикова, а параллельно снизу указаны значимые события мировой истории,  а сверху - то, что произошло и запомнилось в сфере искусства в России и за рубежом:

20240102_174700.jpg

20240102_174919.jpg

20240102_175525.jpg


   Книгу я, конечно же, потом дочитала. Причем читала часами, не отрываясь, хотя с телефона читать не очень люблю. Но она и написана лёгким, доступным языком, и человек интересный, незаурядный. Тем, для кого, как было для меня, Суриков - лишь имя, которое смутно вызывает в памяти несколько наиболее известных масштабных полотен, советую. Пересказывать всю биографию не буду, лишь несколько фактов, которые особенно осели в памяти.


1. Суриков - яркий пример того, как сильны порой в жизни творца роль случайных встреч и участие неравнодушных людей. Ну, помните, как у Ван Гога? Не было бы Тео в его жизни, смог ли бы он посвятить себя живописи, и дожили ли бы его работы до момента признания и восхищения? Так и в жизни Сурикова - не заметь его талант красноярский губернатор, быть может, и не было бы Сурикова-художника. Так и остался бы в Красноярске неизвестный чиновник Вася Суриков, писавший в свободное время картины для себя и друзей, подрабатывал бы, давая уроки рисования губернаторской и купеческим дочкам. Но Павел Замятин, тогдашний красноярский губернатор, был уверен - у юноши талант, который надо развивать. Он обратился с прошением в Санкт-Петербург, в Академию художеств, о принятии Василия на обучение. Посмотрев на приложенные рисунки, академики решили принять парня в своё учебное заведение, но без стипендии. Семья Суриковых была не богатой, отец к тому времени умер, мать старалась дать детям образование, как могла, но на проживание и учебу в столице средств, конечно же, не было. Но Замятин не отступился от своей идеи. Он попытался собрать деньги по подписке с обеспеченных горожан, однако, и эта его затея не увенчалась успехом. Впору было бы отчаяться и опустить руки, но помощь пришла неожиданно - единолично из собственных средств стипендию для обучения Василия Сурикова в Академии художеств назначил золотопромышленник Пётр Кузнецов. Богатейший человек, он не жалел денег на меценатство и на образование своих детей, к которым по сути приравнял и Сурикова, которого тепло приняли в доме Кузнецовых. Особенно подружился художник с Иннокентием Кузнецовым, исследователем, этнографом, автором ряда работ по истории сибирского края и купечества, увлекшимся археологией и ставшего инициатором исследования древних курганов Минусинской котловины.


2. С первого раза Сурикова в Академию не приняли - завалил экзамен по рисунку. Ибо учившийся "чему-нибудь да как-нибудь", рисовал он больше по наитию, чем по правилам. Но Василий оказался парнем упорным – несколько летних месяцев он плотно занимался совершенствованием техники рисования, да так успешно, что в следующий раз на экзамене профессора-академики не поверили своим глазам и безоговорочно поставили за рисунок высший бал. 


3. Первой из масштабных работ Сурикова стало «Утро стрелецкой казни», последней – Стенька Разин. Между ними героями его картин были боярыня Морозова, Ермак, Суворов, планировался, но так и не был написан Пугачёв. Список имен роднит не эпоха, не перекличка событий, а характеры – Сурикова интересовали прежде всего сильные, независимые, несгибаемые борцы, идущие к поставленной цели вопреки препятствиям и обстоятельствам. 

4. Помимо масштабных полотен на исторические сюжеты Суриков писал и великолепные портреты, среди которых много женских – Суриков искал образ русской красоты: пышущие здоровьем румяные, округлые лица в противовес модным тогда утончённо-изящным женским образам, написанным под влиянием европейского искусства. 


5. К написанию своих исторических полотен Суриков подходил тщательно – читал исторические труды и воспоминания современников, копался в архивах, ездил на этюды в те места, где происходили события, стараясь проникнуть взглядом сквозь время, увидеть словно наяву героев своих будущих картин. Интересно описание (по воспоминаниям самого Сурикова) того, как формировался, складывался окончательный образ картины в голове художника. Иной раз малейшая вдруг увиденная деталь тянула за собой цепочку идей и мыслей, из которых рождалось полотно. Так, например, образ боярыни Морозовой сложился в голове художника при виде вороны на белом снегу, разрозненные части «Стрелецкой казни», никак не складывающиеся поначалу в единое целое, связали колеблющиеся неверные язычки пламени свечей, что вложил художник в руки идущим на казнь стрельцам. Тщательно подбирал Суриков и соответствующие изображаемой эпохе костюмы для своих персонажей. В этом ему во многом помогала мать, а также хранящиеся в подполе дома старые сундуки со старыми казачьими вещами и оружием, которые Вася так любил перебирать в детстве. Его предки были казаками, пришедшими в Сибирь за Ермаком, и именно потому «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» отдельно выделяется в череде больших суриковских полотен. Эту работу он обдумывал и собирался написать едва ли не всю свою жизнь, ибо чувствовал прямую связь с теми событиями, сохранить память о которых для потомков стало для него долгом, вопросом чести. Вместе с тем, Суриков считал, что исторические полотна не должны воспроизводить изображаемые события и антураж с ювелирной точностью, должно быть место и художественному вымыслу, усиливающему общую атмосферу, накал происходящего. И за имеющиеся неточности ему нередко доставалось от критиков. Но Суриков обладал замечательным свойством – умел не обращать на критику вообще никакого внимания. Особенно на столичную критику. Куда важнее для него было мнение и оценка близких ему людей – брата Саши, матери, Кузнецовых, земляков из Красноярска. 


6. Из ряда больших полотен выбивается одно – «Взятие снежного городка». Согласитесь, не совсем привычная для Сурикова работа – нет масштабных исторических событий, нет выдающихся героев и сильных духом бунтарей. На картине изображена народная забава, праздничное развлечение. И наверное, не понять, почему вдруг Суриков обратился к такой теме, если не знать истории написания картины. Дело в том, что эта работа стала для художника символом возрождения, поворота от угнетающей скорби к светлой грусти и началу новой жизни. Он написал её в тот период, когда, похоронив рано ушедшую из жизни любимую жену, Суриков уже несколько месяцев вообще не брался ни за кисть, ни за карандаш, тяжело переживая потерю. Близкие со страхом думали уже, что вместе с молодой женщиной умер и Суриков-художник, но, наверное, в том и заключается гениальность – она не даёт похоронить талант, свербя изнутри и побеждая всё остальное. Зуд живописца прорвался сквозь скорбь и, создав сцену потешной битвы за снежный городок, одержал победу в битве, что шла в душе художника.


7. Суриков вообще был очень предан своей семье. Он так и не женился во второй раз, взяв на себя заботу о воспитании двух дочерей. При этом он не перепоручил заботу о них нянькам или тётушкам, он сам лично внимательно вникал во все вопросы их воспитания и организации быта, вплоть до пошива для них платьев и пальто. Стоит ли говорить, что когда девочки выросли, их возможное замужество стало для Сурикова предметом ревности, самой настоящей катастрофой? Но старшая дочь Ольга характером пошла в отца – когда однажды она заявила, что выходит замуж, и ожидаемо в доме разразилась буря, дочь стойко выдержала скандал, учинённый отцом, равно как и его слёзные мольбы, но настояла на своём. Так в семью Суриковых вошёл молодой художник Пётр Кончаловский, и неожиданно покорил сердце не только Ольги, но и её отца. До последних дней жизни он обрёл в обожаемом Пете, несмотря на огромную разницу в возрасте, лучшего друга, единомышленника и собеседника. Появившихся вскоре внуков Наташу и Мишу тоже любил и баловал. Часто бывал он и в родном доме в Красноярске, состоял в постоянной переписке с братом Александром, благодаря этим письмам, которые бережно сохранил брат, биографы Сурикова смогли собрать воедино историю его жизни и творческого пути. В каждом письме сквозит искренняя забота и беспокойство о здоровье матери, о делах брата, единственного, дожившего до преклонного возраста.


8. Суриков, несмотря на многочисленные предложения, никогда не соглашался преподавать ни в Академии художеств, ни в московском училище – слишком ценил свою свободу творить. Хотя молодёжь любил, общение с молодыми художниками всегда доставляло ему радость. Он во многом способствовал открытию в Красноярске художественной школы для детей.


9. Талантливый человек талантлив во всем. Живописец В.И.Суриков был к тому же прекрасным музыкантом – играл на гитаре, на скрипке. Музыкальные вечера у Сурикова часто описывали в воспоминаниях его друзья/коллеги/современники. 


10. Художники века 19-го часто писали карикатуры и сатирические рисунки на злобу дня, Суриков исключением не был, правда, в отличие от Кустодиева, например, никогда их не публиковал и не выставлял. А вот увиденные на выставке впервые акварели художника стали для меня открытием и поразили – невероятно красивые, тонкие работы.

20240102_192157.jpg

20240102_192252.jpg

20240102_192425.jpg

20240102_192504.jpg

20240102_192716.jpg

В отдельном зале представлены как акварели и графические работы, написанные в качестве подготовительных эскизов к большим масляным полотнам, так и самостоятельные беглые зарисовки из путешествий. Надо сказать, что Суриков немало путешествовал не только по России, но и за границей. Первое путешествие совершил ещё с женой как пенсионер Академии (Италия, Франция, Германия), затем ездил с дочерьми, один, с зятем Петром Кончаловским (в Испанию, которая обоих очаровала). Но на творчество всё-таки его вдохновляло больше всего своё, родное – пейзажи, эпохальные события из истории России, русские женские лица. Лишь одна картина маслом из заграничных путешествий представлена на выставке – она должна была стать эскизом для большого полотна, изображающего сцену карнавала, так и не написанного. 

20240102_192554.jpg


   Что касается выставки, то её однозначно нужно смотреть своими глазами. Скажу лишь пару слов об организации. Она занимает несколько залов. В первом выставлен после только-только завершившейся реставрации Ермак, рядом на стене висит монитор, на котором показывается фильм о работе реставраторов, интересно. В этом же зале уже упоминаемая мной биография художника через призму масштабных мировых событий, а также собраны картины, отражающие как раз поиск художником идеала женской красоты, образа русской женщины – от портретов до большого полотна «Посещение царевной женского монастыря». Объединены часть этих работ ещё и тем, что для них Сурикову позировала одна модель – Ася Добринская. 

20240102_181358.jpg


   В следующем зале собраны работы художника на библейские сюжеты,

20240102_182251.jpg

20240102_182511.jpg

а третий и последующие в основном построены по такому принципу – в центре масштабное полотно, на стенах – работы, написанные в качестве подготовительных эскизов к нему. Интересно и познавательно. Где-то быть может, при взгляде на большую многофигурную работу и пропустишь тот или иной образ, а когда он отдельно – без шансов это сделать. Посмотришь, впечатлишься, насколько каждый персонаж со своим характером, и идёшь разыскивать его на большой картине. Рядом с каждым большим полотном - краткая информация об истории создания и историческом событии, что стало сюжетом картины.

20240102_184009.jpg

20240102_184203.jpg

20240102_184236.jpg

20240102_184402.jpg

20240102_184434.jpg

20240102_184511.jpg

  В одном из последних залов с приглушенным освещением – акварели и графика. Я провела на выставке пару часов, и, честно говоря, уходить не хотелось. Сбежала от духоты и шума, начала болеть голова, захотелось глотнуть морозного воздуха – всё-таки в ограниченном пространстве народу немало. В общем, будете до мая в Петербурге, зайдите, не пожалеете:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё немного новогодних картинок.  (знаю, что не совсем своевременно, но пусть останутся тут, на память:) ) 

   У меня оставалось часа 1,5 до отъезда в аэропорт, и я отправилась побродить по центру в поисках новогодней иллюминации и не слишком многолюдных мест. Увидела то, на что раньше не обратила внимания - на купол Казанского собора поместили изображение Казанской иконы:

spacer.png

Дом Зингера сбоку:

spacer.png

Я шла, куда ноги несли, без особой цели. Почему-то в последнее время они часто приводят меня к Михайловскому замку. Пришла к нему и в этот раз, по дороге завернув на Марсово поле:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Цирковая ёлка:

spacer.png

spacer.png

Потом отправилась на ярморочную Манежную, успела попить вкусного глинтвейна до закрытия:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вышла через ярмарку к Елисеевскому магазину, не поверите, первый раз заглянула внутрь, почему-то раньше только витрины с улицы рассматривала:)

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

 spacer.png

spacer.png

spacer.png

Заглянула в "Пассаж":

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

На том моё время пребывания в Питере истекло, часы на гостином дворе показали, что пора в аэропорт:

spacer.png

Сфотографировав на бегу думскую башню, нырнула в метро. Всё, до новых встреч, любимый город:)

spacer.png

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...