Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

Ну вот, не получилось продолжить- проблема с загрузкой фот. Кажется это нормальная ситуация - выходные же наступили) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 109
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

17 минут назад, m40 сказал:

Ну вот, не получилось продолжить- проблема с загрузкой фот. Кажется это нормальная ситуация - выходные же наступили) 

Так обычно по воскресеньям, выбивается форум из графика:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец нужный поворот и мы приближаемся и въезжаем вглубь красных гор. Дорога петляет в ущельях, постепенно набирая высоту. Ближе к перевалу крутизна дороги увеличивается и появляются так любимые мной серпантины. Чуть ниже высшей точки перевала остановка для фотосета. Мне очень хотелось заснять извивающуюся змейку дорожного полотна, но точка съёмки для фотоаппарата была не совсем удобна для этого.  Дул очень сильный и ветер и дрон поднять я не решился. Даже пожалел об этом, но может жалел ещё больше, если бы его снесло ветром. Ещё пара виражей и, наконец самая высокая точка трассы, где пробит тоннель под седловиной перевала, ~3200 метров. Сам перевал Тёо-Ашуу, находится ещё выше, на высоте 3586 метров, на старой дороге. Если летом эта дорога открыта, интересно было бы прокатиться по ней, там по пути должно быть два озера и виды по обе стороны хребта сразу. Сейчас же эта дорога была занесена снегом и её очертания едва угадывались. Длина тоннеля 2-3 километра, он довольно узкий, две легковушки разойдутся, грузовик и легковушка тоже, а вот два грузовика уже нет. Застрявшая на встречной полосе фура в тоннеле закрыла дорогу остальным грузовикам.

IMG_9068.jpg

IMG_9067.jpg

IMG_9075.jpg

2 Перевал.jpg

IMG_9084.jpg

После выезда из тоннеля есть небольшой пятачок, здесь то и скопились фуры. Единственное интересное тут место-туалет. Как правило, в Киргизии они платные, цена 10 сом (9 рублей). Но платный туалет это всего лишь возможность справить нужду, красоту и чистоту здесь не гарантируют. Нужды у меня особой не было, и я посетил это заведение скорее из любопытства. Место оказалось довольно брутальным, номинально здесь даже была вода в рукомойнике, но она замерзла, как и продукты жизнедеятельности, образуя сталагмиты. Да и перегородки между кабинками довольно условные, на интимную обстановку рассчитывать не приходилось. Но дальнобойщиков это не сильно смущало. В общем, место совсем неприятное и кого-то может даже шокировать.  Для Киргизии это нормально и заведения подобного уровня комфорта, пусть и без замерзших фекалий, далее попадись не раз. Далее описывать прелести общественных туалетов я не буду. Это просто для информации, что может ожидать в Киргизии. Но если кто-то уже путешествовал по Дагестану, то подобное вряд ли удивит.

Выпавший не так давно на этой стороне перевала снег завалил все и съездные карманы на дороге в том числе. Остановку для следующего фотосета на спуске мы не сразу нашли. Только вот погода на этой стороне оказалась ещё хуже- туман над Киргизским хребтом, белая покрытая снегом долина, едва угадываемые в снегу очертания гор вдали и белёсое небо. Правда ветра не было и можно было полетать. Долина Суусамыр высокогорная (2200-2600 метров), зимой климат здесь суровый, зато летом комфортно. Называются такие места джайлоо- летние пастбища. Когда в низине трава выгорает, на высокогорье она остаётся зелёной, чабаны сгоняют в эти места свои стада и сами живут здесь в юртах месяцами.

DJI_0313.jpg

DJI_0319.jpg

DJI_0323.jpg

DJI_0325.jpg

DJI_0329.jpg

IMG_9086.jpg

Проехав несколько километров по долине мы остановились для обеда. Название кафе не запомнил, но их тут совсем немного, буквально, пара штук. При входе в заведение мне сразу вспомнилась харчевня на Паджеро, в которую брезгуют заходить некоторые бывалые туристы. Не то чтобы внутри было противно, нет, просто немного засалено. Как правило, к столу сразу подают чай и лепешки. Даже если посетители заказывают что-то другое попить, чай обязателен, типа солонки на столе у нас. Цена за чайник- 10 сом, в ресторанах- до 30. Вот и здесь сразу принесли две лепешки и два чайника. Я себе заказал лагман. Блюда в Киргизии, как правило большие, так что одним можно насытиться. Зачем-то я ещё заказал оромо- это что типа большого вареника, начиненного капустой, картошкой и мясом. Это блюдо я забрал с собой. Весь обед с учетом чая и хлеба обошелся мне 240 сом (лагман ~ 150). И ещё немного о туалетах. Они частенько находятся за пределами кафе и ресторанов с отдельной платой. И здесь было также, но хотя бы с канализацией проблем не было. Не то чтобы 9 лишних рублей серьезная трата, просто такая особенность в отличие от наших заведений общепита, где туалет обязателен. Но возможность помыть руки при кафе/столовых везде имеется.

IMG_20210404_174641.jpg

IMG_20210404_174725.jpg

Мы продолжили свое путешествие по туманной долине, я ещё раз посетовал на погоду из-за невозможности пофотографировать. Точнее, возможность была, но что-либо приемлемое в сплошной белой пелене получить было трудно. Перед спуском в ущелье Чычкан постепенно без серпантинов поднялись на перевал Алабель-3184 метра. Никаких головокружительных видов здесь не было, это просто удобное место для постройки дороги. Ущелье Чычкан считается очень красивым, на старой физической Карте Киргизской ССР так и написано ,,живописное ущелье  Чон-Чычкан,,, находится оно между Сусамырским и Таласским хребтами. Но время года, погода и наступающие сумерки не оставляли шансов получить красивые картинки. К тому же, спускающаяся вдоль дороги ЛЭП портила красивые виды. Мы всё же сделали одну остановку возле горной речки. Здесь я в первый раз увидел побеги неизвестного мне растения и прозвал его ананасом.

IMG_9098.jpg

IMG_9101.jpg

Это название у нас прижилось и в последующие дни мы его так и называли, а встречалось оно повсеместно. На самом деле это вот такой цветок (фото из интернета).

maxresdefault.jpg

Токтогульское водохранилище расположено на высоте чуть меньше километра. Перед поездкой у меня отложился в памяти вид заснеженных гор, отражающихся в озере. Такие фотографии озера я видел в интернете и такую картину я увидел на подъезде к искусственному озеру. Только времени подъехать к береговой линии и поснимать эту красоту было мало – до места предполагаемой ночевки в городе Каракол оставалось ехать довольно долго. В итоге мы до Каракола не доехали и заночевали в первом попавшемся гостевом доме на берегу водохранилища. На самом деле я даже рад, что мы не доехали до запланированной точки, ведь возвращаться завтра к водохранилищу назад было не очень целесообразно.

Не знаю, тянула ли наша менманкана Кок-Бель на 1 звезду или нет. В номере не было отопления (нам выдали обогреватель), электричество в розетках отсутствовало (переноска из другого номера помогла), ну а мелочи вроде занавески в ванной или туалетной бумаги здесь, видимо, считаются излишеством. В общем обстановка оказалась довольно скромной, большую часть комнаты занимали 3 кровати, но главное это всё же возможность помыться и выспаться. На ужин я попытался съесть свой оромо, холодный он мне показался совсем не вкусным. Предположу, что разогрев в микроволновке не сильно бы улучшил его вкусовые качества. Дорога Бишкек-Ош считается очень красивой, сегодня мы проехали около половины пути. На этом первый день путешествия закончился, только вот интересных фотографий получилось совсем немного. Как говорится : есть повод вернуться.

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, m40 сказал:

В общем, место совсем неприятное и кого-то может даже шокировать.  

Ваше описание напомнило, как однажды на Гомборском перевале я увидела парочку иностранцев, вышедших из обычного уличного деревянного туалета с дыркой в полу, продуваемого в приличные щели семью ветрами:)) По ходу, такой они видели в первый раз:)) Я бы не сказала, что у них был неприятный шок, ребята попались непривиредливые, но изумление и удивление, с которым они пытались описать мне жестами свои эмоции, показывая: "О, там такое!..." (как будто у меня бабушек в деревне не было никогда) я до сих пор вспоминаю со смехом:))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День 2. Токтогульское водохранилище. Вдоль течения  реки Нарын.

Утром мы позавтракали в отдельном корпусе. Хоть и не шведский стол, но завтрак был не плохой - каша, мед, варенье, масло хлеб, ещё что-то. Судя по количеству машин, постояльцев здесь было не много, одним из которых оказался шведский посол в Казахстане. Мужчина сносно говорил по-русски, но внешность имел европейскую.

IMG_20210405_075011.jpg

Дождь, грозивший испортить этот день, прошёл ночью. Правда облака висели низко и загораживали снежные шапки гор вокруг водохранилища. Место где мы переночевали скорее всего раньше было базой отдыха, сейчас имело потрепанную инфраструктуру- заброшенную спортивную площадку, бассейн и ещё какими-то постройки. Мне показалось это место не плохим для пляжного отдыха, но Саша объяснил, что уже в июне от жары вода здесь зацветает. А любители пляжного отдыха едут на Иссык-куль.

Здесь мы немного полетали.

IMG_9111.jpg

DJI_0334.jpg

DJI_0335.jpg

DJI_0343.jpg

DJI_0345.jpg

DJI_0347.jpg

Потом поехали запускать дроны в другое более интересное место. Правда до него от дороги нам пришлось подниматься козьими тропами по сырой земле. Но вид, открывающийся с холма, этого стоил. Водохранилище было заполнено не полностью и можно было видеть отметки уровня воды прежних лет в виде таких вот узоров.

DJI_0357.jpg

DJI_0364.jpg

DJI_0366.jpg

DJI_0371.jpg

DJI_0355.jpg

DJI_0360.jpg

DJI_0354.jpg

IMG_9121.jpg

IMG_9148.jpg

IMG_9150.jpg

 

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Остановка на перевале Кок-Бель (1373 метра). За туманом скрываются вершины Ферганского хребта.

IMG_9156.jpg

IMG_9155.jpg

Перевал 2 день.jpg

Следующая остановка в городе Каракол. Это город строителей Токтогульской ГЭС, город советских инженеров. Раньше здесь проживали преимущественно русские- строители ГЭС, а после и её работники. Кроме окрестных гор ничего примечательного я здесь не увидел. Если вчерашний Киргизский хребет имел буро-красный цвет породы, то отроги Ферганского хребта отдавали синевой. Сам Каракол похож на посёлок городского типа, которых по нашей стране после войны настроено множество. Здесь мы отобедали в придорожном кафе-столовой. Я заказал Шурпо – насыщенный жирный бульон с говядиной, морковью, луком и картошкой. Как правило, мясо и овощи не режутся подаются большими кусками в бульоне. Вместе с компотом обед мне обошелся в 100 сом.

IMG_20210405_102800.jpg

IMG_20210405_102815.jpg

IMG_20210405_120317.jpg

Было в Караколе ещё одно место, которое Саша давно хотел посетить. Это музей Токтогульской ГЭС. Местный смотритель с удовольствием провел нам экскурсию и поведал кучу информации. Так, мы узнали о профессии альпинист-экскаваторщик, о всех этапах строительства ГЭС, о защите проекта и о планах построить каскад из десятка электростанций. Как оказалось, стройка только этой гидроэлектростанции была колоссальная и имела очень большое значение для республики, а материальные средства и людские ресурсы на её строительство были огромные. После ещё успели построить несколько электростанций, потом СССР развалился и каскад ГЭС на реке Нарын так и не был закончен.

Интерьер музея, состоящий из пары комнат, и его экспонаты сразу погрузили в прошлое. Я немного застал СССР и даже успел побыть пионером, поэтому сразу вспомнил помещения а-ля красный уголок в разных учреждениях. Экспонатов здесь в общем-то мало, в основном это фотографии, документальные свидетельства, статистические данные, макеты и ещё какой-то реквизит. Смотритель, запамятовал имя, был киргизом в солидном возрасте. По-русски говорил с акцентом, но хорошо, слова подбирал быстро. Видно было, что ему нравится рассказывать, видимо, в последнее время посетителей было не много, и он просто соскучился по общению. Сам он успел поработать на стройке, позже на самой ГЭС, а теперь занимает какую-то должность в администрации города и на полставки работает смотрителем музея. Денег за экскурсию с нас он брать отказался, мы тепло распрощались и поехали дальше.

IMG_20210405_104921.jpg

IMG_20210405_104950.jpg

IMG_20210405_105040.jpg

IMG_20210405_105751.jpg

IMG_20210405_105904.jpg

IMG_20210405_105912.jpg

Виды на город со скалы. Белое здание внизу- музей.

IMG_9165.jpg

IMG_9166.jpg

IMG_9167.jpg

IMG_9178.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саму Токтогульскую ГЭС увидеть было нельзя. Точнее, можно, но для этого нужно оформлять пропуск- стратегический объект всё-таки. Находится она в стороне от дороги, поэтому мы не стали тратить время. Следующие несколько десятков километров дорога пролегала вдоль устья реки Нарын- главной водной артерии Киргизии. В красивых и удобных для остановок местах мы делали остановки. Жаль, что такая возможность была не всегда. Ярко бирюзовая река в сочетании с горами, облаками и синим небом смотрелась очень живописно.

IMG_9189.jpg

DJI_0382.jpg

DJI_0383.jpg

DJI_0386.jpg

DJI_0396.jpg

DJI_0399.jpg

DJI_0397.jpg

IMG_9196.jpg

IMG_9199.jpg

IMG_9214.jpg

IMG_9215.jpg

IMG_9206.jpg

Нарын 1.3.jpg

Камбартинская ГЭС. Если верить данным со стенда музея- в 5 раз по мощности слабее Токтогульской ГЭС

IMG_9216.jpg

IMG_9222.jpg

IMG_9220.jpg

IMG_9221.jpg

 

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таш-Кумыр.  Город угольщиков Джалал-Абадской области находится на северо-востоке Ферганской долины на высоте 585 метров и считается самым жарким местом в стране. Мы проехали его мимо и остановились на окраине. С уровня земли открываются интересные виды на Нарын, город на противоположном берегу и рыжие горы в обратную сторону. А с высоты эти виды выглядят ещё интереснее. Мне понравилось сочетание белых и рыжих пород с зеленью травы и горами вдали.

DJI_0414.jpg

DJI_0417.jpg

DJI_0418.jpg

DJI_0426.jpg

DJI_0428.jpg

DJI_0430.jpg

DJI_0444.jpg

IMG_9245.jpg

IMG_9250.jpg

DJI_0408.jpg

Дорога в Ферганское долине оказалась в довольно скверном состоянии, мы медленно тащились вдоль границы с Узбекистаном, в окно снимать было нечего. Тут я обратил внимание на одну особенность огородов- часто и плотно посаженные тополя. Александр поведал про традицию сажать тополя при рождения ребенка. Так как с древесиной здесь проблемы, тополя используются как строительный материал. Растут они компактно, как раз к свадьбе новорожденного успеют стать достаточно высокими и пойти на постройку его дома.

Последняя остановка перед Ошем случилась неподалеку от Кемпирабадского водохранилища. Ферганская долина осталась позади и потихоньку мы стали подниматься вверх. Но это были не горы, а холмы. Мне они напомнили холмы Тосканы.

IMG_9264.jpg

2 день 1.jpg

IMG_9255.jpg

Первое впечатление от Оша- сумбурный и пыльный город. Мы остановились в гостевом доме Lovely Home, расположенном в узбекской махалле, не далеко от главного рынка. Никогда не считал себя поклонником женской красоты среднеазиатского типа, но хозяйка дома Гульшада мне очень понравилась. Судя по возрасту внуков, которые в этот момент находились в доме, лет ей должно было быть не менее 55. Думаю, лет 30 назад она с легкостью могла стать мисс Ош (а может и становилась, если такие конкурсы проводились). Помимо природной красоты и грации, природа наградила её умом. Жаль, что не получилось пообщаться с ней побольше. В отеле нас ждала не только Гульшада, но и Наташа, ближайшие 10 дней член нашей маленькой группы. Оставив вещи в номере, мы отправились на ужин в заведение Атабек. В сравнении с двумя предыдущими общепитами это место выглядело как ресторан. Я заказал себе жаровню- жареная говядина с овощами за 280 сом. Блюдо может и не совсем национальное, но вкусное. Попробовал чалоп- кисломолочный напиток с перцем и зеленью. Общий мой счет составил 330 сом.

IMG_20210405_201356.jpg

У Саши и Бекболота были свои дела в Оше, а мы с Наташей пешком отправились в хостел, за одно познакомились с вечерним городом 40-минутной прогулкой. Устройство тротуаров здесь оказалось явно не для людей с ограниченными физическими возможностями, на инвалидной коляске по ним передвигаться трудно – какие-то переходы, ступеньки. А ведь мы шли по одной из главных улиц- Ленина. Ещё я обратил внимание на такую особенность: между тротуаром и дорогой есть небольшие углубления – арыки. Вероятно, эти канавы должны были закрывать какие-то решетчатые покрытия. Видимо, предприимчивые граждане в смутные времена сдали их в металлолом. В архитектуре ночного города я ничего примечательного не увидел, но у меня в Оше будет ещё два вечера и два утра для его изучения при дневном свете.

Большая часть нашего пути проходила вдоль реки Ак-Буура. На самом деле река — это громко сказано, так, речушка. Она делит город на 2 части, параллельно ей проложены главные улицы города. На левом берегу вдоль берега находится несколько парков. Сначала мы прогулялись по парку Токтогула Салтыганова. Несмотря на темное время суток, людей здесь было много. Аллеи имели хорошую иллюминацию и все это выглядело весьма уютно. Следующим был безымянный заброшенный парк со зверинцем и последним парк аттракционов Навои. Сегодня нам с погодой повезло больше и второй день получился более продуктивным на фотографии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Нафаня сказал:

Ваше описание напомнило, как однажды на Гомборском перевале я увидела парочку иностранцев, вышедших из обычного уличного деревянного туалета с дыркой в полу, продуваемого в приличные щели семью ветрами:)) По ходу, такой они видели в первый раз:)) Я бы не сказала, что у них был неприятный шок, ребята попались непривиредливые, но изумление и удивление, с которым они пытались описать мне жестами свои эмоции, показывая: "О, там такое!..." (как будто у меня бабушек в деревне не было никогда) я до сих пор вспоминаю со смехом:))

Да сами не так давно ходили в дырку в полу, а теперь такие цивилизованные стали)

3 часа назад, AlexP сказал:

Вы не только изумительный фотограф, но и прекрасный рассказчик! С наслаждением читаю отзыв! 

Алексей, спасибо большое. Я вот сам как-то скептически отношусь к своей писанине, да и сочинить пару абзацев уходит много времени. Удивляюсь,  как Вы умудряетесь писать прямо с колес.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, m40 сказал:

 

Алексей, спасибо большое. Я вот сам как-то скептически отношусь к своей писанине, да и сочинить пару абзацев уходит много времени. Удивляюсь,  как Вы умудряетесь писать прямо с колес.

А я потому и пишу с колес, что это легче - информация и эмоции ещё не забылись, можно добавить всяких деталей, впечатлений. Ну и для такого отчета с колес есть определенная скидка у читателей, к нему относятся снисходительнее.

 А вот если отчет писать потом, то нужно тратить уйму времени на текст )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

День 3. Дорога на Баткен. Каньон Ходжа Гаир.

Утром мы позавтракали в сетевом кафе с приятным интерьером под названием Borsok. Несмотря на аутентичное название блюда местной кухни (его ещё предстоит попробовать), блюда меню самого кафе были скорее европейскими. Английский завтрак вместе с кофе обошелся мне в 250 сом. Поменяв деньги в обменнике и купив киргизскую симку Наташе, мы отправились на базар. Впереди у нас было несколько дней в безлюдных местах, без возможности пообедать, поэтому нужно было запастись перекусом в дорогу. Ошский базар довольно большой и не уютный, продается здесь всё вперемежку- продукты, вещи, промтовары. Возможно у меня не правильные и завышенные ожидания, когда я представляю восточный базар. Вот и Ошский рынок мало им соответствовал. Большие россыпи разнообразных специй я тут не видел, хотя, возможно, подобное продается в других частях рынка. Я всё хочу купить асафетиду (очень пахучая афганская специя), а здесь про неё даже и не слышали. Сухофрукты и орехи- да, этого полно, как и на любом русском рынке. Мы запаслись фисташками (~700-850), миндалем (~600-750), и урюком (около 400) сом за килограмм. Такие вот нарядные лепёшки продаются повсеместно, как правило без упаковки и часто лежат на грязных поверхностях и переносятся руками. Но видимо это мало кого волнует.

IMG_20210406_094113.jpg

IMG_20210406_094503.jpg

IMG_20210406_094518.jpg

IMG_20210406_094838.jpg

Утренний Ош оказался таким же суетливым и неказистым, как и при первом впечатлении. Пора было ехать дальше, дорога до города Баткен составляет 230 километров и более 4 часов. Ремонтируемые участки пути — это время ещё больше увеличили, так что остановки по пути были весьма кстати. На одной из них в Ноокате мы купили самсу. Внутри начинка из мяса, картошки и лука. Выпекаются они в тандыре, прикрепляясь к его стенкам.   

IMG_20210406_112415.jpg

А это шурпо в горшочках, выглядит аппетитно, но с собой уже не возьмешь. Позже мы всё-таки отведали шурпо, приготовленный именно в горшочках, и оно было самым вкусным.

IMG_20210406_112537.jpg

Утомительный переезд разбавили заездом в каньон Ходжа Гаир. Для этого нужно было съехать с трассы и проехать около 10 километров на юг в горы. Перед каньоном мы остановились, пообедали самсой, а я ещё и полетал немного.

IMG_9266.jpg

DJI_0456.jpg

DJI_0458.jpg

DJI_0469.jpg

Каньон представляет из себя сухое русло реки, являясь одновременно дорогой для местных жителей, живущих в горах. В начале мы высадились, отправили Бекболота вперед, а сами прогулялись пешком, изучая каньон. Выглядит он довольно брутально, средняя ширина метров 20-30, местами расширяется, а где-то сужается до 4 метров. Склоны в основном крутые, на более пологих ютится дикий миндаль и другие кустарники. Высота бортов каньона достигает 150-200 метров, местами перекрывая солнечный свет. Я несколько раз запускал дрон и сильно отстал от своих попутчиков. В таких условиях есть риск задержки сигнала и вероятность краша  увеличивается. Чтобы не рисковать дроном, все запуски были вертикальные, максимум метров на 250 над собой. 

IMG_9269.jpg

IMG_9274.jpg

IMG_9279.jpg

IMG_9287.jpg

IMG_9292.jpg

IMG_9302.jpg

IMG_9296.jpg

DJI_0474.jpg

DJI_0489.jpg

DJI_0490.jpg

DJI_0495.jpg

Поворот сменял следующий и так много раз. Я уже начал сомневаться- правильно ли я иду?  Но ошибиться было нельзя, никаких ответвлений по пути не было. Наконец каньон закончился, и я вышел в такую вот долину.

IMG_9310.jpg

DJI_0496.jpg

IMG_9304.jpg

IMG_9305.jpg

IMG_9309.jpg

DJI_0498.jpg

Обратный путь мы преодолели на машине, по спидометру замерил длину каньона, она составила 3 километра. Отобедали в придорожном кафе под названием Texas. В кафе были как привычные столы-стулья, так и низенькие столы, за которыми сидеть можно только сложив ноги под себя. Для аборигенов такой способ принятия пищи  довольно удобен, что подтверждало несколько столов с посетителями.  Мы расположились за традиционным столом, возможность потрапезницать традиционным способом у нас будет ещё не раз. Я заказал себе маставу, это суп на мясном бульоне с рисом и овощами. Вместе с айраном, хлебом и чаем обед мне всего 180 сом.

IMG_20210406_180724.jpg

По плану у нас на сегодня ещё был запланирован заезд на гору Айгуль-Таш. В начале апреля здесь начинает цвести цветок Айгуль- растение эндемик, полюбоваться им приезжают издалека. Но из-за холодной весны он ещё не расцвел, поэтому это мероприятие мы отложили на несколько дней. Вообще дорога до Баткена была малоинтересной- унылая равнина с частыми поселениями вдоль дороги и кое-где яблоневыми садами, которые ещё тоже не зацвели. Горы угадывались только далеко на юге. Высота рельефа в этих местах составляет 1000-1400 метров.

Если Бишкек вполне себе современный город, то здесь на юге чувствуется провинциальность. Например, это проявляется в одежде. Периодически по пути нам попадались жители в национальных нарядах. Одним из элементов аутентичной одежды является колпак. Как правило, носят его преимущественно люди старшего возраста.  Предстояли выборы, множество бигбордов на пути об  этом намекали. Там мельками названия  партий и лица её представляющие. И на каждом таком плакате хоть один представитель (а где-то даже 4!) был в таком вот колпаке, фото из интернета. Я себе такой позже купил в качестве сувенира за 150 сом на Ошском рынке. Думал он детский, но на мою голову как раз подошёл. В Баткене в сувенирно-канцелярском магазине эти колпаки стоили по 350 сом, может качество лучше...

7610.970.jpg

После поселка Кызыл-Кия ехать стало веселее.  Отсюда и до самой Исфаны китайцы построили новую дорогу. Местные жители говорили, что строили её качественно и быстро, не особо считаясь с людскими потерями. Тех, кто умирал, хоронили прямо на обочине, без отправки на родину.

Баткен совсем недавно стал административным центром области, в 1999 году, когда была образована Баткенская область. Городок маленький, проживает здесь около 30 тысяч человек и выглядит он скорее, как районный центр или просто как посёлок с одноэтажной застройкой и несколькими двухэтажными административными зданиями. Ничего интересного здесь нет, а главной достопримечательностью Баткена является гора Айгуль-Таш, расположенная километрах в 20-25 на юго-востоке. На две ночи мы расположились в гостевом доме Айгуль-Тоо, здесь в саду у хозяйки уже распустился Айгуль. Рвать цветы на горе нельзя, за это полагается штраф. Хозяйка гостевого дома, симпатичная женщина лет 25, выкопала побеги, посадила у себя в саду и заботливо вырастила цветы. По мне, не такой уж это проступок, всё-таки не сорвала просто так, а принесла красоту в свой двор.

Вечером

IMG_9311.jpg

Утром

IMG_9312.jpg

Сам хостел оказался вполне себе уютным, по местным меркам, наверное, даже очень приличным. К главному дому, в котором проживает хозяйка есть пристройка с кухней и номерами + отдельно стоящий корпус. Номера здесь есть как отдельные, так и с общими удобствами. Я, Саша и Бекболот уже привычно расположились в номере с тремя кроватями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

День 4. Водохранилище Торт Куль. Горы Орто-Боз. Горы Сары-Тоо. Восточный Мадыген.

Нехитрый завтрак в гостевом доме. На выбор каша или яичница. Коричневая жижа- местный специалитет, делается из пшеницы и чего-то ещё. Я не оценил.

IMG_20210407_071850.jpg

Удивительно, но тут есть сувенирный магазин. Точнее это магазин канцтоваров+ сувениры. Сделав необходимые покупки, заехали на местный рынок и купили фруктов в дорогу, ведь полноценный горячий обед у нас сегодня не предусмотрен.

IMG_20210407_091058.jpg

Мадыген расположен в 50-ти километрах на запад от Баткена. По пути дорога пролегает мимо Торткульского водохранилища- первая из множества остановок сегодня. Это водохранилище намного меньше по площади и объёму Токтогульского, при этом имеет огромное значение для Баткенской области. Земли здесь засушливы и строительство водохранилища способствовало развитию сельского хозяйства, и появлению нескольких сёл. Так здесь вдоль берега появились абрикосовые и яблоневые сады.

IMG_9313.jpg

IMG_9322.jpg

IMG_9323.jpg

IMG_9325.jpg

Мадыген4.jpg

DJI_0500.jpg

DJI_0507.jpg

DJI_0511.jpg

DJI_0513.jpg

DJI_0514.jpg

DJI_0516.jpg

DJI_0521.jpg

DJI_0518.jpg

IMG_9327.jpg

 Водохранилище имеет один подводящий и два отводящих воду многокилометровых канала. А вот в таких вот домиках видимо находятся открывающие-закрывающие механизмы. Вдоль северного берега выступают цветные породы отложений Сарматского моря, а за южным берегом начинаются отроги Туркестанского хребта. Наконец-таки удалось поснимать горы и их отражения в воде. Едем дальше на запад.

IMG_9335.jpg

IMG_9337.jpg

IMG_9347.jpg

Мадыген5.jpg

IMG_9350.jpg

 

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После водохранилища мы дважды заехали на территорию Таджикистана. Нет, мы не нарушали границу, просто дорога так проложена. А строилась она, видимо, в советские годы, когда страна была одна и границы республик внутри неё были условные. Сейчас китайцы эту дорогу просто обновили, ехать по ней приятно. Проехали айыл Самаркандык с абрикосовыми садами и покинули цивилизацию. Дальше начинается полупустынная равнина, расположенная между Туркестанским хребтом на юге и горами Сары-Тоо на севере. Чуть далее на западе в равнину врезается горный массив Орто-Боз. Наша следующая цель- пещера Пещера Кан-и-Гут, расположенная где-то в глубине этого массива.

Кан-и-Гут (Рудник погибели)— карстовая пещера, расположенная на южном склоне отрога в урочище Шадымир. Расцвета своей известности она достигла в 10-11 веках, когда стала центром добычи серебра и других ископаемых. Постепенно выработанное месторождение опустело, было забыто. Осталось лишь подземелье, которое стали называть «Рудник погибели».

Название Кан-и-Гут связывают с кокандским ханом Худояром, при котором осужденных на казнь спускали в пещеру на поиски сокровищ и для добычи серебра. Все они должны были погибнуть в лабиринтах многочисленных подземных пространств или добраться до спрятанных в их глубинах сокровищ. Если они возвращались без каких-либо новых данных о месте расположения кладов, их убивали или отправляли снова в подземное царство. Страх перед смертью и новыми испытаниями заставлял несчастных придумывать самые невероятные истории, которые рассказывались по возвращении. Вероятно, так появились истории о спящем верблюде, у которого глаза из драгоценных камней, о зелёном растении, о серебряных кирпичах, из которых сложены подземные ограды, о страшных дивах, стерегущих сказочные подземные сокровища. Истории обрастали красочными оттенками, все больше и больше возбуждая интерес и желания добыть сказочные сокровища Мавераннахра.

Дорогу к пещере мы спросили у пастуха, перегонявшего стадо тощих овец. Он нам посоветовал обратиться к женщине, чей дом был расположен на склоне гор Орто-Боз. Снаружи дом выглядел довольно уныло и маленькая солнечная панель, к которой подключен электрочайник, на его фоне смотрелась просто фантастически и сюрреалистично. Хозяйка указала нам направление и через несколько минут, поднявшись в горы, мы наконец обнаружили вход в пещеру. На самом деле это один из нескольких входов.

Я вообще подозрительно отношусь к подобным местам- внутри ничего толкового снять нельзя, значит можно и не тратить время на объект. А в нашем случае и не было такой возможности- опасные провалы прямо на входе останавливали от желания углубиться в пещеру. Немного покрутившись перед входом, мы покинули это место. Вокруг пещеры пейзажи тоже были не слишком интересные.

На обратной стороне Орто-Боз находится главный объект этого дня- цветные горы урочища Шадымир или просто Мадыген. Но проехать напрямую через горы не получилось, дорога оказалась в плохом состоянии. Пришлось возвращаться назад объезжать горный массив, что отняло час времени.

Туркестанский хребет

IMG_9354.jpg

IMG_9363.jpg

Орто-Боз

IMG_9360.jpg

IMG_9357.jpg

IMG_9359.jpg

IMG_9361.jpg

Кан-и-Гут

IMG_9375.jpg

IMG_9368.jpg

IMG_9371.jpg

Начало гео-парка. Первая развилка. Нам налево

IMG_9392.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мадыген - это яркий и классический пример мезозойской эры на Евроазиатском континенте. Здесь были найдены единичные экземпляры многих видов палео фауны и палео флоры, которые позволили реконструировать геологические события, в течение миллионов лет. Окрестности Мадыгена - это территория, где совместно на относительно небольшой территории распространены палеозойские (силур, девон, пермский периоды) и мезозойские геологические слои (триасовые, юрские и меловые). Структурное геологическое строение также поражает своим разнообразием. Помимо исторической ценности, Мадыген имеет и эстетическую. Окружающие ландшафты удивляют своей красотой.

Сначала мы заехали в первый относительно Орто-Боз каньон- долину. Окружающие каньон стены своими расплывчатыми формами напоминали замки, построенные из мокрого песка. Где-то по пути попались шахтеры, добывающие уголь открытым способом. Хорошо, что делали они это на противоположной стороне каньона, где склон был довольно обычный и не ломали эту красоту. Сделали остановку, забрались на один из причудливых холмов и оценили красоты Мадыгена. Множество непохожих долин, срезов, форм и исторических артефактов. Разная форма, структура и цвет этих образований- белый, серый, черный, розовый, бордовый, желтый, оранжевый, зеленый. Только оттенков синего цвета я не увидел. Хотелось спуститься вниз и побродить в этом лабиринте. Но набежавшая туча принесла с собой дождь, пришлось ретироваться. 

IMG_9396.jpg

IMG_9410.1.jpg

IMG_9419.jpg

IMG_9412.jpg

IMG_9415.jpg

IMG_9416.jpg

IMG_9418.jpg

IMG_9424.jpg

IMG_9427.jpg

IMG_9428.jpg

IMG_9432.jpg

IMG_9433.jpg

DJI_0525.jpg

DJI_0529.jpg

DJI_0530.jpg

DJI_0534.jpg

DJI_0536.jpg

DJI_0543.jpg

Несколько панорам, автоматически склеенных приложением дрона в телефоне со специфической обработкой

Photo_6554139_DJI_539_pano_14712452_0_202147135446_photo_pano.jpg

Photo_6554141_DJI_541_pano_14520409_0_202147135540_photo_pano.jpg

Photo_6554160_DJI_560_pano_15488692_0_202147152818_photo_pano.jpg 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы зря не сидеть в машине, мы проехали вперед до начала каньона. Вероятно, даже нашли дорогу, которая могла привести нас от пещеры сюда. Но здесь было не так интересно, дождь кончился, и мы вернулись обратно. Теперь исследовали противоположную часть этой мини долины. На склоне Орто-Боз в 6-9 веках добывали руду, из неё плавили железо и свинец и здесь ещё остались остатки плавильный печей. Саша и Наташа отправились исследовать металлургический двор, а я вернулся в долину и прошел её до конца, точнее, до начала, до первой развилки

IMG_9444.jpg

IMG_9445.jpg

IMG_9446.jpg

IMG_9447.jpg

IMG_9450.jpg

 

IMG_9452.jpg

Мвдыген 1.2..jpg

IMG_9460.jpg

IMG_9461.jpg

DJI_0545.jpg

 

IMG_9464.jpg

IMG_9465.jpg

IMG_9468.jpg

IMG_9469.jpg

IMG_9471.jpg

IMG_9473.jpg

IMG_9479.jpg

IMG_9482.jpg

IMG_9495.jpg

IMG_9497.jpg

IMG_9498.jpg

IMG_9502.jpg

DJI_0547.jpg

DJI_0550.jpg

DJI_0551.jpg

DJI_0558.jpg

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вторую долину мы оставили на завтра и отправились в третью. Здесь совершенно другой ландшафт, марсианский. Саша и Наташа ранее уже были в каньоне Сказка, что не далеко от Иссык-Куля, и могли сравнивать эти места - похоже, но здесь по цвету породы ярче, а там формообразования более вертикально ориентированные.

Местный Сфинкс.

DJI_0565.jpg

DJI_0568.jpg

DJI_0576.jpg

DJI_0582.jpg

DJI_0585.jpg

 

DJI_0594.jpg

IMG_9503.jpg

IMG_9504.jpg

IMG_9508.jpg

IMG_9510.jpg

Проехали немного вперед и очутились в следующей эпохе, на несколько миллионов лет позже. Красный цвет сменился на зеленоватый.  На вертикальных склонах этого каньона слоями залегали окаменелые отложения Сарматского моря, правда высоковато от уровня земли. 

 

IMG_9516.jpg

DJI_0603.jpg

DJI_0605.jpg

DJI_0609.jpg

IMG_9513.jpg

IMG_9511.jpg

Панорамы

Photo_6554171_DJI_571_pano_14417700_0_202147162448_photo_pano.jpg

Photo_6554180_DJI_580_pano_15651823_0_202147162714_photo_pano.jpg

Photo_6554197_DJI_597_pano_14223853_0_202147163434_photo_pano.jpg

Photo_6554210_DJI_610_pano_14499001_0_202147165210_photo_pano.jpg

Photo_6554211_DJI_611_pano_14316671_0_202147165246_photo_pano.jpg

 

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вернулись немного назад и начали забираться в горы Сары-Тоо. Вот здесь эти окаменелости находились на удобной высоте. Наиболее распространёнными представителями ископаемой фауны в Мадыгене являются двустворчатые моллюски класса Бивалвия. Мощные слои, сложенные представителями данного вида, свидетельствуют об их массовом вымирании. IMG_9518.jpg

IMG_9525.jpg

IMG_9526.jpg

 Дорога постепенно поднимается, и мы въезжаем на плато. Это не самая вершина, только забраться выше мы уже не смогли. Родник, пробегающий по дороге, сильно её расквасил и сделал риск застрять очень реальным. Я прогулялся по краю плато и несмотря на сильный ветер, запустил дрон. Отсюда открывается отличная панорама на Мадыген, массив Орто-Боз и заснеженные шапки Туркестанского хребта. Она и на фото с камеры неплохо смотрится, с высоты ещё лучше.

IMG_9534.jpg

IMG_9544.jpg

IMG_9559.jpg

IMG_9562.jpg

IMG_9570.jpg

IMG_9582.jpg

DJI_0632.jpg

DJI_0622.jpg

DJI_0623.jpg

DJI_0624.jpg

DJI_0626.jpg

DJI_0631.jpg

Photo_6554233_DJI_633_pano_14722760_0_202147182054_photo_pano.jpg

Photo_6554235_DJI_635_pano_15048942_0_202147182246_photo_pano-2.jpg

IMG_9595.jpg

 

 

IMG_9609.jpg

IMG_9545.jpg

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На обратном пути мы сделали ещё пару остановок и поснимали всю эту красоту в лучах заходящего солнца. На этом сегодняшняя культурная программа завершилась. Этот день подарил отличные впечатления и множество фотографий с завораживающими видами.

Vflsuty 2.jpg

IMG_9619.jpg

IMG_9620.jpg

IMG_9632.jpg

IMG_9623.jpg

IMG_9624.jpg

IMG_9633.jpg

IMG_9634.jpg

IMG_9635.jpg

IMG_9637.jpg

IMG_9644.jpg

IMG_9645.jpg

IMG_9649.jpg

DJI_0639.jpg

DJI_0661.jpg

DJI_0640.jpg

DJI_0647.jpg

DJI_0656.jpg

Photo_6554238_DJI_638_pano_14651579_0_20214719924_photo_pano.jpg

 

По приезду в Баткен у нас было ещё одно дело, которое мы совместили с ужином в кафе. Я заказал себе плов, но он меня разочаровал- много риса, один средний кусок мяса сверху, мало моркови, а зиры и барбариса я на вкус не обнаружил. К плову подается морковно-капустный салат. Вместе с чаем, ужин 130 сом.

IMG_20210407_195553.jpg

Плов моего приготовления, по рецепту одного знакомого, прожившего в Узбекистане много лет, вкуснее.

Во время ужина к нам присоединился почтенный господин из Зардалы, с которым Саша назначил встречу (имя записал, но не разборчиво). Нужно было обговорить детали вылазки в самый труднодоступный айыл Киргизии через 3 дня. Это место находится в сердце Гиссаро-Алайской горной системы, не далеко от самого высокого пика Скалистый (5621м), схождении трех хребтов и Матчинского ледника.

Байке (уважительное обращение к старшим) – директор и учитель школы в Зардалы. В этом селении проживает мало людей, а детей учится всего несколько человек. Причем на зиму они уезжают из этого красивого, но очень сурового места. Жить остаются самые стойкие, так как условия проживания довольно трудные. Это экологически чистое место, электричества здесь нет (не считая солнечных батарей). Проехать на машине в айыл можно только не ранее середины мая. Но есть альтернативный путь- 12 километровая тропа вдоль каньона, именуемая ,,Дорога смерти,,. Когда зимой нужно добраться до цивилизации или обратно, местные жители пользуются этим путем. Летом тут относительно безопасно, а вот зимой снег и лёд делают эту дорогу довольно опасной, не мало людей и животных поглотила бездна.

Ранее Саша обсуждал организационные моменты, но, видимо, учитель решил подстраховаться и сообщил, что нам всё-таки понадобятся пропуска во избежание возможных недоразумений. Ведь места там приграничные (да почти везде в Баткенской области у нас такие были), а по пути находится военная застава. Мы договорились завтра заехать в военную часть возле Торткульского водохранилища, нам всё равно пути, и там оформить пропуска. На этом мы распрощались, доели свой ужин и вернулись в гостевой дом. Послушали призыв муэдзина молитву, видимо, где-то рядом находилась мечеть.

Изменено пользователем m40
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.06.2021 в 22:33, Нафаня сказал:

 

Убрала прежний пост, уж больно не хотелось красоту портить темой о туалете..?‍♀️

Реально неземные пейзажи и фото необыкновенного,просто профессионального качества!? Дмитрий,простите,наворовала себе на рабочий стол!?‍♀️

Изменено пользователем Вязьмичка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Вязьмичка сказал:

Убрала прежний пост, уж больно не хотелось красоту портить темой о туалете..?‍♀️

Реально неземные пейзажи и фото необыкновенного,просто профессионального качества!? Дмитрий,простите,наворовала себе на рабочий стол!?‍♀️

Марина, ну уж какие есть. Я и сам помню эти уличные кабинки-сортиры в Париже, в которые мерзко заходить. И одно из пяти воспоминаний о Париже- запах и подтёки мочи в центре города. Если уж в самом туристическом городе мира такое, то Киргизии  это можно простить)

Пейзажи в Мадыгене прекрасные. Но очень много фот получилось. Хотел написать сразу за два дня, но устал выбирать и загружать фото даже за один день. Часть поудалял уже после опубликования постов. Наверное, после Мадыгена алтайский марс в сентябре мне покажется не таким интересным.

На самом деле- качество тут не особо, не реально столько штук обработать в фотошопе. Если что, могу отправить картинки в полном размере. Я просто не знаю как они сюда загружаются- конвертируются до меньшего размера или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, m40 сказал:

Марина, ну уж какие есть. Я и сам помню эти уличные кабинки-сортиры в Париже,

ладно бы кабинки,дело было в Опера Гарнье...ужас-ужас,то ли народу много в тот день на экскурсии было,не успели убраться.И всё же простите за тему!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дима, фотографии супер! Просто нереальная красота! Всё-таки с дрона столько чУдных мест можно увидеть! Спасибо большое! Сохранила немного снимков себе для рабочего стола. Сохраняются некоторые в МБ, а некоторые в КБ, но всё равно очень красиво. Благодарю, что не исключили возможность сохранения!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.06.2021 в 12:58, m40 сказал:

В начале апреля здесь начинает цвести цветок Айгуль- растение эндемик, полюбоваться им приезжают издалека.IMG_9312.jpg

Этот их Айгуль уж очень подозрительно похож на рябчик императорский, что обитает в Восточных Гималаях, горах Ирана и Афганистана на влажных субальпийских лугах и каменистых осыпях. Сейчас рябчик императорский не отнесешь к редким растениям. Прошло более 400 лет с тех пор, как р. императорский попал в Европу, даже некоторые сорта его созданы так давно, что имеют почти археологическую ценность, и за все это время они не выродились, не погибли.

Дима, какие удивительные места ты посетил - пустынные горные пейзажи, почти безжизненные...инопланетные пейзажи наверное такими и представляются нам...

Красота! Неужели когда-то эти места были зелеными?! Даже трудно такое представить, глядя на гладкие, отполированные ветрами и осадками, поверхности...

Вот здорово будет сравнивать Киргизский и Алтайский марс! Для полноты образов, приезжай еще посмотреть на наш уральский марс, богдановичский?.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...