Перейти к содержанию
Форум Туртранс-Вояж

Рекомендуемые сообщения

Две книги. Два художника.  

  Как-то так получилось, что я практически одновременно начала читать две книги, перекликающиеся между собой, о персонажах, чьи имена пересеклись где-то в истории мирового искусства. (Не удивляйтесь, я часто читаю параллельно пару-тройку книг, ибо одна у меня на телефоне, чтобы не пропадало зря время в дорожных пробках по пути на работу/с работы). И обе эти книги заставили меня вновь окунуться в питерские воспоминания. Ибо речь идёт о биографии Клода Моне и произведении Поля Гогена, чьи картины я не так давно созерцала в Главном штабе. Обе книги, на мой взгляд, заслуживают внимания, потому решила написать о них здесь, в качестве рекомендации, может, кому-то будет полезно/интересно.

 Первая - Мишель де Декер. Клод Моне. Из серии ЖЗЛ. Если кому-то название серии навевает тоску, не пугайтесь. В ней есть весьма интересные, динамичные, живые, захватывающие, как хороший роман, биографии, одна из которых - Клода Моне. Написано весьма увлекательно и в то же время познавательно, с цитатами из подлинных писем, архивных документов, воспоминаний современников. Не то, чтобы я совсем ничего не знала до того о художнике, и всё же почерпнула для себя немало новых фактов его биографии. Я не буду пересказывать здесь все подробности из долгой и плодотворной жизни Моне, местами напоминающей роман-эпопею, многие знают о его судьбе и без меня, а если нет - будет лишний повод прочитать книгу:) Лишь несколько фактов (далее цитаты по книге, фото произведений - с визита в Главный штаб):

 1. Клод Моне больше хорошей погоды любил непогоду. Его вдохновляли туманы Гавра и Темзы, снег и крепкие морозы в Живерни. "Леон Бийо: «Как-то на днях, когда мороз стоял такой, что, казалось, камни трескаются, я стал свидетелем такой картины. Сначала я увидел жаровню, потом заметил мольберт, а рядом обнаружил господина, закутанного в три пальто, в толстых перчатках и с наполовину заиндевевшим лицом. Это оказался Моне, изучавший эффект падающего снега"" Он так никогда и не попал под магию южного солнца, в отличие от Гогена.

DSC03912.JPG

2. Моне начинал свою художественную карьеру с карикатур, которые рисовал на жителей родного города ещё в детстве, подписывая их именем Оскар Моне (одно из составляющих имени). Они приносили ему даже некоторый доход, любовь горожан и нередкие нагоняи от отца, который не считал искусство делом серьёзным.

3. Моне обладал весьма вспыльчивым характером, который не смягчился даже к старости. В приступе ярости, вызванном недовольством собой, он легко мог уничтожить свою работу, если считал её неудачной.

4. Моне работал, как одержимый. За свою жизнь он создал более 600 полотен. Часто писал сериями. Носил с собой несколько полотен, на которых писал один и тот же пейзаж при разном освещении. Когда солнце уходило, брал следующий холст, на котором изображал тот же пейзаж в сумерках и т.д. На пленэр потому вёз с собой целую тележку с холстами, подрамниками, и прочими художественными принадлежностями. В Живерни часто эту тележку толкала перед собой сопровождающая Клода его самая верная поклонница и помощница - падчерица Бланш, которая устраивалась рядом с Моне и тоже пыталась писать пейзажи. Получалось у неё весьма неплохо.

DSC03911.JPG

Он писал остервенело, пока не ушли нужные условия для работы - прежде всего свет. Часть результатом такой работы становилась нечеловеческая усталость, близкая к нервному срыву. Однажды после интенсивной работы над изображениями собора в Руане Клод писал своей второй жене Алисе: "Всё, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары - на меня падал собор, а я всё никак не мог понять, какого он цвета - голубой, розовый или жёлтый...

5. Дабы писать поселившиеся однажды в голове сюжеты, в своём доме в Живерни, где нынче музей, в котором в рамках туров по Франции кто-то из форумчан, наверное, успел побывать, Клод Моне разбил чудесный сад, за которым ухаживали 7 садовников. От сезона к сезону сад менял цвет (например, Моне мог заявить, что сад в этом году должен быть сиреневым, и садовники воплощали в жизнь его просьбу). Кроме того, у дома был пруд с мостиком, в котором ежедневно меняли воду, наполняя его из реки. Это было царство кувшинок и водных лилий, которые так часто оживали на холстах Моне. Правда, за этот маленький пруд художнику пришлось вести большую бюрократическую войну с местными чиновниками, но он её выиграл. 

6. Моне ненавидел чёрное. Он считал, что в природе не существует чёрного цвета. Чистого чёрного на его полотнах не встретить - лишь тёмные оттенки синего, зеленого, фиолетового.

DSC03910.JPG

20230520_114513.jpg

7. Клод Моне был страстным коллекционером живописи. У него была прекрасная коллекция произведений современных ему художников. "Несмотря на большие размеры дома, — вспоминает Воллар, — стен его вообще не было видно, ибо их закрывали картины его товарищей.
— Как вам удалось собрать такое количество столь прекрасных полотен? — спросил я его. — Я не видел такого богатого собрания даже у самых знаменитых коллекционеров!
— Я всего лишь подбирал то, что никого не интересовало, — отвечал Моне. — Большая часть полотен, которые вы здесь видите, подолгу висела в лавках торговцев. В каком-то смысле я покупал их в знак протеста против равнодушия публики…
"

8. Немного о странностях художника, забавный случай 🙂

 "...весной 1889 года, он почти три месяца — с марта по май — провел в Крезе, в гостях у Мориса Роллины. Здесь он начал работать над серией картин, запечатлевших дуб, который рос тогда в местечке Конфолан, на каменистой земле у слияния двух рукавов реки Крез. «Это старое, словно покрытое сединой, грозное в своем одиночестве дерево простирало узловатые ветви над шумно ревущим потоком, в котором яростно сталкивались воды обоих Крезов…». Этот дикий уголок природы производил исполненное глубокой грусти впечатление.

Итак, в начале мая Моне явился сюда, к старому дубу, намереваясь завершить работу над набросками, сделанными в конце февраля и начале марта. И с ужасом увидел, что дуб совершенно изменил облик! Он покрылся молодой зеленой листвой…

Что же предпринял Моне? Он разыскал владельца земли, на которой росла его «модель», и обратился к нему с предложением:

— Плачу вам пятьдесят франков, если вы оборвете с дуба все листья. Он должен быть точно таким, каким я его видел зимой…

— Пятьдесят франков? — недоверчиво переспросил крестьянин. — Хм, я согласен!

В четверг 9 мая в своем ежевечернем послании Клод сообщал Алисе:

«У меня большая радость. Я получил разрешение оборвать с дуба все листья! Притащить к этому оврагу лестницы нужной высоты оказалось нелегким делом, но в конце концов все уладилось. Со вчерашнего дня над деревом трудятся двое рабочих. Ну разве не удача — написать в это время года зимний пейзаж?»"

 

9. По воспоминаниям домочадцев, ни что человеческое великому художнику чуждо не было - он любил вкусно поесть и почитать вечерами у камина, часто вслух. Рецепт заправки салата от Клода Моне я уже размещала в теме рецептов:)

   О творчестве современника Поля Гогена Клод Моне отзывался нелестно: "То, что он делает, это попросту плохо." Но Гогену не слишком важно было мнение современников, даже таких, как Моне. Он уверенно шёл своей дорогой, продолжая поиски своего стиля в живописи. Слишком разными была их с Моне живопись, слишком разными - источники вдохновения. Гогена впечатляли яркие южные краски и не менее яркое южное солнце, что в общем и не удивительно, если учесть, что самые первые сознательные впечатления его детства - это яркие, колоритные перуанские города и их жители. Потому в ярких, сочных картинах Гогена с отсветами южного солнца есть какая-то завораживающая магия, волшебство, которое притягивает к ним, не давая возможности просто так пройти мимо.

DSC03943.JPG

DSC03944.JPG

DSC03945.JPG

   Но для меня стало открытием, что Гоген писал не только кистью, но и пером. Итак, вторая книга, на которую случайно упал мой взгляд в букинистическом магазине - Поль Гоген. "Письма. Ноа Ноа."  Книга состоит из трёх частей: собственно письма Гогена жене и друзьям (в основном, с Таити), повести "Ноа Ноа" и фрагментов-заметок из книги "Прежде и потом". Письма показались не особо интересными, хотя составитель сборника в предисловии пишет, что с их помощью можно проследить за развитием творческого пути художника. По-моему, о творчестве там немного, в основной своей массе из них черпаешь подробности быта и вечного безденежья. В этом плане письма Ван Гога я читала с гораздо большим интересом. А вот дальше - интересная история.

   Два литературных произведения Гогена, резко отличающихся друг от друга. "Ноа Ноа" была написана Гогеном по следам первого путешествия на Таити. Тогда ему пришла мысль о том, что только "дикарские", "варварские" цивилизации с их простым отношением к жизни, слиянием с природой, иной системой ценностей, противоположной изнеженной роскоши Запада, могут спасти человечество от вымирания, только эта культура способна оживить, придать новый стимул изживающему постепенно само себя обществу цивилизованному, западному. Книгу он предложил доработать и напечатать поэту во Франции поэту Шарлю Морису. Ну, как доработать? У Гогена возникла вполне конкретная идея - Морис, поэт-романтик, должен был написать чередующиеся с прозаическими текстами Гогена поэмы, основанные на впечатлениях от текстов и рассказов художника. При этом совершенно не трогая изначальные тексты Гогена. В том и заключался замысел: простые, не слишком художественные тексты "дикаря" должны были чередоваться с возвышенно-изящными стихотворными строфами - этакое столкновение цивилизации и варварства, контраст, призванный подчеркнуть пусть не привычную, но имеющую место быть особую "дикарскую" красоту неведомой европейцам культуры, образа жизни, поэзии. Но Морис решил по-своему: он переработал и тексты Гогена, придав им (на его взгляд) стройность и изящество, на деле же - угробив полностью их своеобразие и - тем самым - замысел Гогена. В итоге текст "Ноа Ноа" красив, но уж слишком прилизан - явно не соответствует характеру Гогена, что особенно бросается в глаза, когда начинаешь читать заметки из "Прежде и потом". Это именно заметки - рваные, вырывающие отдельные фрагменты из памяти автора, хаотичные, но от того - динамичные и интересные. В них сам Гоген - мятущаяся в поисках себя и смысла жизни душа. Там нет сюжета, нет хронологии, нет попытки приукрасить себя и действительность, просто мысли, откровенные и порой безжалостные, - о себе, о жизни, об искусстве, о религии, о любви.  Что касается "Ноа Ноа", переработавший тексты Морис пытался присвоить себе авторство, говоря впоследствии о том, что с Гогеном они обсуждали лишь идею, и что Гоген в принципе не в состоянии писать, он ведь художник, а не литератор. Историки-биографы Поля Гогена скурпулёзно восстановили ход событий, отыскав непреложные доказательства того, что "Ноа Ноа" художник написал сам. В Лувре, кажется, хранится рукопись Гогена, но текст, сколь я понимаю, публикуется (во всяком случае, у нас) с того издания, что некогда издал Морис со своими правками. Что немного жаль.

   А о музейных залах Гогена... Вы знаете, я поняла, что у коллекционеров прошлого века было весьма неплохое чутьё и видение искусства. Бродя по залам Главного штаба, я поймала себя на мысли, что полотна Гогена более впечатляюще выглядели на недавней выставке, посвящённой коллекции С.Щукина, когда были представлены, так, как хранились в доме коллекционера - в виде иконостаса. Тесная развеска сконцентрировала в себе яркие краски настолько, что они буквально ослепляли, обволакивали жаром южного солнца в прохладный питерский день:) В Главном штабе эффект не тот... не то, чтобы хуже (свободная развеска, напротив, выделяет каждую конкретную работу, привлекая внимание к ней и её деталям), просто не тот. 

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 182
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Керамарх. (В одну запись, чувствую, не уложусь, хотя и постараюсь показывать не каждый увиденный экспонат, потому пусть будет) Часть 1.

   Керамарх - музей архитектурной керамики - точно в моих планах не значился. Более того, я даже о нём не слышала никогда! Просто у меня было часа три до начала экскурсии на ледоколе "Красин", и я решила пройтись пешком, несмотря на не слишком прогулочную погоду, а по дороге заглянуть в Петропавловскую крепость. Да просто так - по территории прогуляться, может быть, в кафе перекусить. Но в тот день была Масленица, широко отмечаемая во дворе крепости, народу было невероятное количество, так что гулять можно было, лишь протискиваясь сквозь толпу народа. Я растерянно свернула к Государеву бастиону, и замедлила шаг, задумавшись, что же делать дальше.

spacer.png

И тут мой взгляд неожиданно упал на большой рекламный щит. Точнее, даже пару. Один обещал выставку старых плакатов 1950-60-ых, второй - ту самую архитектурную керамику. Заинтересовавшись, я  решила заглянуть. Времени-то как-будто было предостаточно, а музеи и выставки на территории Петропавловки гигантскими размерами не отличаются.  

spacer.png

Наивная, ага. В итоге я зависла в этих стенах часа на 1,5 и вышла только потому, что ещё немного и до "Красина" мне уже пришлось бы бежать:)) Не то, чтобы музей оказался очень большим - шесть залов, но там столько красоты, которую хочется рассматривать в деталях, что времени мне понадобилось немало. Если вас тоже восхищает садовая расписная керамика, настенная плитка, элементы фасадов, печные изразцы и керамические иконы, готовьтесь к тому, что выйти из тех стен вы захотите нескоро. Всё-таки осмотреть нужно около 700 экспонатов, даже если это небольшие фрагменты сохранившейся былой красоты.

   Однако, по порядку. Я для начала решила просто заглянуть, не совсем понимая ещё, что увижу внутри, а там уж решить, надо ли оно мне. Прямо у входа на стене по дороге в кассу я зацепилась взглядом за полку с клеймёными кирпичами и точно и сразу поняла - надо!:))

spacer.png

spacer.png

spacer.png

  Входной билет стоит 200 рублей, в кассе музея оплачивается только налом. Или можно посетить музей по комплексному билету в Петропавловскую крепость (его можно купить и через сайт, и по карте в кассах у входа в крепость).

  Бродя по залам музея, я мучительно пыталась вспомнить, существовал ли он на этом месте раньше, и почему я тогда его проигнорировала в прошлые свои визиты? Уже дома прочитала, что музей совсем молодой, открылся лишь в 2018-ом году, потому в тот год, когда я основательно бродила по крепостным музеям, его я видеть просто не могла. К слову, это первый подобный музей в России - посвящённые не просто керамике, а керамике, являющейся архитектурным элементом. Как часто водится, музей возник и существует благодаря энтузиазму и любви к своему делу. Инициатором его создания стал нынешний директор, один из видных знатоков истории керамики Константин Викторович Лихолат. В основу музейной экспозиции к тому же легли предметы из его личной коллекции, а также из фондов Музея истории Санкт-Петербурга, Эрмитажа, музея керамики в Кусково и др. Некоторые из них не выставлялись более 30 лет, а для части присутствие в экспозиции и вовсе дебют. Большая часть музейных экспонатов отреставрирована силами сотрудников реставрационно-строительной компании "Паллада", директором которой является всё тот же К.Лихолат. Источники пополнения коллекций различны, но преимущественно печи, изразцы, фрагменты фасадов, иконы попали в музей из разрушенных церквей и отданных под снос старых домов. Тем самым, рожденные в 18-20-ых веках, они получили вторую жизнь в 21-ом. Рядом с историческими образцами можно увидеть и предметы работы современных мастеров и убедиться, что не перевелись талантливые керамисты на земле русской.

   Экспозиция позволяет отследить процесс развития и изменения искусства архитектурной керамики в России со времён Петра и до наших дней. Впрочем, изразцы в России существовали задолго до Петра. Ими издавна украшали фасады церквей, иконостасы да царские палаты. Но с нашествием монголов искусство керамики ушло в тень, подзабылось. С Петром пришла мода не только на голландские изразцы, но и вспомнились свои, родные. Керамические мастерские стали возрождаться и расти, как на дрожжах. В Петербурге, конечно, всё начиналось с нуля. Первую мастерскую создавать Пётр получил паре пленных шведов. Они организовали производство на свой (шведский) лад, но императору те изразцы чем-то не приглянулись. Помучившись ещё немного, трудолюбивый швед Ян Флегнер таки сумел через некоторое время организовать производство печных изразцов по голландской технологии. И полетели в Голландию гонцы за образцами изразцов, и отправились для обучения в Голландию талантливые мастера. Вскоре и страстный поклонник изразцов А.Меньшиков организовал один из первых заводов по их производству в окрестностях Петербурга - в Стрельне. Если Вы бывали во дворце Меньшикова на Васильевском острове, то помните, что там изразцы украшали не только печи и камины, но даже стены покоев. А если не бывали - побывайте, оно того стоит:)

   В одном из залов музея представлены образцы подлинной голландской плитки, завезённой в Россию во времена Петра:

spacer.png

spacer.png

А также той, что изготавливалась в первых петербургских керамических мастерских по образцу голландской:

spacer.png

а также результат работы советских реставраторов послевоенных лет, восстанавливающих утраченные плиточные изразцы по мельчайшим фрагментам и архивным фото и документам - титанический труд!

   К слову, чаще всего сюжетами для изразцов становились растительные орнаменты, пейзажи, жанровые сценки. Но есть в коллекции музея и уникальная серия голландской плитки с библейскими сюжетами:

spacer.png

spacer.png

и даже вот такое сочетание - гравюра и результат её перенесения на изразец:

spacer.png

Для понимания процесса производства подглазурной керамики есть специальный стенд, на котором показаны этапы: на плитку, прошедшую первый обжиг, накладывают трафарет, угольным порошком обозначают контуры рисунка, затем раскрашивают кобальтом кистью вручную, наносят слой глазури и отправляют на обжиг:

spacer.png

После нанесения основного изображения рисовали обычно угловые узоры, причем таким образом, чтобы соединившись с четырёх соседних плиток, они образовали бы единый орнамент. Самые распространённые представлены в таблице ниже:

spacer.png

Для наглядного представления о том, как выглядела украшенная голландскими изразцами печь, есть и образец в полный рост - современная то ли копия печи из Царскосельского Екатерининского дворца, то ли ею навеянная, изготовленная мастерами-реставраторами "Паллады":

spacer.png

Стоит отметить, что ставшая популярной в Петербурге бело-голубая плитка в Москве и её окрестностях не прижилась. Московские, калужские, ярославские мастера вскоре вспомнили о давних русских традициях разноцветной керамики, и стали разбавлять традиционные голландские цвета оттенками зелёного, жёлтого, красного. Я даже не смогла определиться, какой вариант мне больше по душе - и монохром изящен и благороден, но и в цвете своя красота. Ну, это примерно как сделать выбор между черно-белым и цветным фото:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Бело-синие, как  впрочем и цветные изразцы, вышли из моды в конце 18-начале 19-го веков. С приходом в архитектуру классицизма и ампира изменились и печи, некогда пестревшие сине-белыми картинами. Они стали напоминать... фасад здания, внутри которого располагались - с колоннами, карнизами, рельефными изображениями, но почти не украшенные цветом, покрытые классической белой глазурью. В отличие от первых сине-белых изразцов, которые считались предметами роскоши и были доступны далеко не каждому, новые печи сразу стали массовыми и легкодоступными. Производители изготавливали их не отдельными мелкими изразцами, а несколькими крупными элементами в разных вариациях, которые могли компоноваться между собой по вкусу хозяина:

spacer.png

Такие печи получили широкое распространение в частных домах, гостиницах, постоялых дворах:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

К середине 19-го века, наряду с белой, стала пользоваться спросом и цветная глазурь. В музейной экспозиции представлено несколько прекрасных печей работы разных мастеров и мастерских, но о том, пожалуй, в другой раз. Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Керамарх. Часть 2.

   Итак, идём дальше по залам музея, путешествуя во времени и пространстве. Середина 19-го века, на смену белым печным изразцам вновь пришёл цвет. В экспозиции представлены образцы печных изразцов нескольких крупнейших производств того времени. Один из лучших керамических заводов Российской Империи 19-го века - Ракколаниокский гончарный завод, находился в одноименном поселке Ракколаниоки (нынче Кравцово Ленинградской области). Проработал с перерывами до 1950-ых годов:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Финский завод "Або", располагавшийся в нынешнем Турку. Основная масса выпускаемой продукции поставлялась в Россию, не случайно уже через несколько лет после открытия производства представительство завода обосновалось в Петербурге на углу Невского и Набережной р.Мойка:

spacer.png

spacer.png

А это саксонские изразцы. Славный город Мейсен был в позапрошлом столетии славен, оказывается, не только фарфором, но и керамическими печными изразцами. Основателем предприятия стал Иоганн Фридрих Эрнст Тайхерт, к слову, существует оно и по сей день, продолжая выпускать керамическую плитку:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Ещё одна чудесная печь - это современная реплика мастеров "Паллады" печи керамического завода Товарищества А.Мерейно и Е.Либо из Вильно (современного Вильнюса):

spacer.png

spacer.png

Печные изразцы мастерской Леопольда Бонафеде, работавшей в 1870-ых годах на территории Императорского стекольного завода в Санкт-Петербурге:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Многим знакомый по керамической посуде Кузнецов из Тверской области:

spacer.png

Московский завод Гусарева:

spacer.png

Целые панно с возвращением к истокам (сине-белой гамме) - это работы студентов училища барона Штиглица:

spacer.png

А эти панели выполнены по образцам директора училища М.Месмахера (предположительно, для дворца Великого князя Михаила Михайловича):

spacer.png

Не менее известное имя: автор эскизов этих изразцов для печи Николаевского дворца А.Штакеншнейдер:

spacer.png

spacer.png

А дальше приблизился век 20-ый, а архитектуру украсил стиль модерн с его причудливыми изогнутыми линиями, цветочными орнаментами, ассиметричными формами. Вы не поверите, но и печи испытали на себе его влияние. Вот с них и начнём в следующий раз, перейдя к завершению заметок из Керамарха:) Продолжение следует...

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Керамарх. Часть 3.

   Итак, модерн в изразцах и печах начала века 20-го. Ну, разве же можно не восхищаться этой красотой?

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А тут на меня чем-то родным повеяло. Очень похожая печь сохранилась в одном из старых городских домов Оренбурга - в конторе при мельнице купца Юрова:

spacer.png

Между тем экспозиция ведёт от печей и изразцов, которые занимали всё внимание посетителя в первых залах, к керамическим элементам украшения фасадов, декоративным панно, напольным плиткам:

spacer.png

Панно на фото выше и вот это в обрамлении деревянной рамы с грифонами - элементы фасада особняка Э.Бремме, что располагался на 12 линии Васильевского острова. Они были созданы в Петербургской губернии, в керамической мастерской Петра Ваулина и Осипа Гельдвейна:

spacer.png

 Метлахская плитка фабрики Виллеруа и Боха (Германия):

spacer.png

spacer.png

Элементы фризов, декоративных панно и прочей красоты, некогда украшавшей фасады петербургских зданий:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Изразцы из ризницы Спаса-на-Крови:

spacer.png

Элементы фриза колокольни церкви св. благоверной Анны Кашинской в Большом Сампсониевском переулке:

spacer.png

Изразцы Соборной мечети:

spacer.png

Ну, и самое, пожалуй, потрясшее моё воображение в этом зале - иконостасы и иконы. Есть спасённые из разрушенных монастырей и отреставрированные 17-19 веков, есть и работы современных мастеров, но все они прекрасны:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Где-то на этом месте мой взгляд упал на часы, и я поняла, что пора срочно бежать до "Красина", дабы не опоздать на экскурсию. Время в Керамархе пролетело совершенно незаметно. Вышла в восхищении... не только от собственно красоты экспонатов, но и от осознания того, что за каждым музейным предметом стоит титанический труд  как создателей, так и реставраторов, восстановивших многое из представленного буквально из осколков. В общем, любителям всяческого прекрасного декоративно-прикладного советую заглянуть:) 

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Печки и изразцы в музее прикладного искусства Академии Штиглица.

   А давайте в продолжение темы еще на печные изразцы полюбуемся. На этот раз из музея Академии Штиглица:) Один из залов его как раз посвящён керамике и изразцам, и ещё до посещения Керамарха (тогда я ещё и не знала о его существовании) заставил меня ахнуть от восторженного удивления. В этом зале представлены около десятка печей 17-19 веков, собранных со всей России. Начало коллекции положила печь, приобретённая в Нижегородской губернии в 1887 году. Надо сказать, что это, кажется, единственный зал, обстановка и экспозиция которого не поменялась со времен Месмахера. Т.е. помимо интересных экземпляров изразцов он ценен ещё и тем, что погружает в прошлое - бродя по нему, легко представить себе, что слышишь шелест шагов студентов позапрошлого века:

spacer.png

spacer.png

Помимо печей, здесь представлены мебель и керамическая посуда, а также образцы абрамцевской керамики по эскизам Врубеля:

spacer.png

spacer.png

Но больше всего внимание, безусловно, привлекают печные изразцы, которые хочется рассмотреть в деталях:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

На них - цветочные орнаменты, сценки из повседневной жизни, реальные и сказочные персонажи:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Обычно печные изразцы были безымянными, из-за отсутствия подписи мастеров невозможно установить имя их создателя. Эта печь на фото ниже - исключение.  Её создал мастер Афанасий Трубицен в 1770 году (г.Торопец). Откуда появилась информация? Мастер оказался хитрецом и продуманом - на одном из изразцов он изобразил монаха, склонившегося над развёрнутым свитком, а на свитке надпись с именем керамиста и годом создания:)

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Та самая первая печь, приобретённая у нижегородской купчихи, облицована бело-зелеными изразцами, уникальность которых состоит в том, что они содержат подписи к изображениям. Часто это цитаты, метафоры, аллегории, пословицы и поговорки, да и сами изображаемые персонажи, как правило, символичны. Например, мужчина с косой в руке, скачущий на крылатом коне, с надписью "еду на коне своём" - аллегория уходящего времени. Заяц - сложный и многосмысловой персонаж, символ чуткости, робости, плодовитости:

spacer.png

Впрочем, некоторые картинки - это просто картинки, порой с юморными надписями. Значение других, намёки и символы, в них сокрытые, спрятаны для современного человека завесой вековой тайны, но рассматривать всё равно интересно:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Несколько более поздних белых печей, сменивших печи расписные:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

И в завершение - прекрасные витражи на окнах зала:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А о музее в целом и других его залах расскажу в другой раз:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Академии Штиглица.

   Про академию Штиглица (в советские времена известную, как Муха) я долгое время не знала совсем ничего. А потом случайно увидела фото в интернете, потеряла дар речи от такой красоты и поняла, что мне туда непременно надо:)) Но просто зайти и посмотреть туда невозможно, потому пришлось некоторое время подождать. Посетить музей при Академии Штиглица сейчас можно только в составе экскурсионной группы, по предварительной записи. Расписание экскурсий подстраивается под учебный процесс, потому время для записи, как правило, выкладывают в первых числах месяца в группе в ВК. Я там же и записалась, через личные сообщения, можно также это сделать по телефону. Оплата перед началом экскурсии в кассе только наличными, стоимость - 900 руб. Экскурсия длится примерно полтора часа, проводят, как правило, сами же сотрудники музея и академии, а также студенты старших курсов. Рассказывают интересно, но там, конечно, больше смотреть, чем слушать. Потому большую часть услышанного я, отвлекаясь на визуальные впечатления, благополучно тут же забыла:) Но в общем историю создания музея я прочитала ещё за полгода до визита, когда случайно оказалась у стен этого великолепного учебного заведения. Дабы не повторяться, процитирую немного сама себя:

Цитата

 Если точнее, я замерла в восхищении перед зданием Музея декоративно-прикладного искусства при Академии Штиглица, возведенном специально для создания музейного пространства, корпус учебного заведения находится чуть дальше по Соляному переулку. Оно было построено в 1879-18881 годах для незадолго до этого образованного Училища технического рисования. Это было первое учебное заведение в Петербурге, готовящее специалистов-художников для промышленности, а также преподавателей рисования и черчения. Училище было основано и находилось на попечении барона Александра Людвиговича Штиглица - крупного промышленника, банкира и мецената. Для содержания училища барон Штиглиц выделил баснословную по тем временам сумму в качестве неприкосновенного капитала - миллион рублей, на проценты с этого капитала учебное заведение могло свободно и безбедно существовать и развиваться. Но и этого благодетелю показалось мало - через несколько лет он передал училищу еще около 6 миллионов рублей. Стоит ли удивляться, что училище могло позволить себе всё самое лучшее - здание, интерьеры, талантливых преподавателей, постоянно пополняемые коллекции, отлично оборудованные мастерские, филиалы в виде художественных и чертежных классов в разных городах России, .
   В Училище технического рисования, в отличие от Академии художеств, принимались представители всех классов и сословий, обучаться могли и женщины. Преподавание велось, сочетая в себе два направления: художественные и технические дисциплины. Учащиеся проходили практику на Императорском фарфоровом заводе, в театральных мастерских Императорских театров, в ювелирной мастерской Фаберже и т.д.
   Первым директором училища стал известный в Петербурге архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Я вскользь упоминала о нём, когда писала о Владимирском дворце - он руководил одной из его перестроек. И именно по его инициативе и проекту было построено здание Музея, перед которым я остановилась. Его строительство началось в 1885-ом году, когда стало понятно, что коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, активно пополняемые попечителями и руководством училища, постоянно растут и уже не умещаются в тех восьми залах основного учебного корпуса, которые были им отведены. Эти коллекции содержали огромное количество керамики, стекла, фарфора, тканей, гобеленов, включая ценнейшие экспонаты времен Античности и Средневековья. Собиралась коллекция не просто так - она предназначалась в первую очередь для того, чтобы учащиеся могли изучать историю художественного и декоративно-прикладного искусства на примерах, воочию постигая их красоту и искусность старых мастеров. Коллекции требовалось достойное обрамление. Планируя строительство музейного здания, Месмахер предусмотрел каждую мелочь, основываясь на опыте крупнейших европейских музеев, коих он посетил немало: естественное освещение за счет больших окон и прозрачного стеклянного купола, оформление выставочных залов - каждый в соответствии с одной из эпох, направлений в искусстве и архитектуре. В строительстве и оформлении здания принимали активное участие не только преподаватели училища, но и ученики, на практике изучая технологию выполнения мозаики, росписи, создания барельефов, которые использовались в оформлении залов музея.

   Музей, созданный Месмахером, - это и по сей день шкатулка с драгоценностями. В его стенах огромное количество ценнейших и интереснейших предметов декоративно-прикладного искусства самых разных техник: литьё, чеканка, художественное стекло, керамика, витражи, резьба по дереву, инкрустация и прочее. Нет разве что живописных полотен. Но, пожалуй, главная его ценность - сами интерьеры. Они поражают красотой и разнообразием. Каждый зал оформлен в своём стиле (неоготика, неорусский, барокко и т.д.), ибо и стены здесь служили учебным пособием. Едва переступив порог, я подумала о том, каково это - учиться в ТАКИХ стенах? Думается мне, это счастье!:)

   Сразу за входной дверью вестибюль, где располагается касса, гардероб и сувенирная лавка, в которой в числе прочих сувениров есть и работы студентов академии:

spacer.png

spacer.png

и потолки!:)
spacer.png

spacer.png

Дождавшись экскурсовода, мы идём за ним в первый зал, и за нами закрываются вот такие двери:)

spacer.png

В другую сторону. Даже решётки в этом здании высокохудожественные:)

spacer.png

Аванзал оформлен в духе итальянского Возрождения. Мраморные колонны, арочные своды и росписи... эти росписи на потолках постоянно притягивают взгляд, на протяжении всего визита в музей. Мне кажется, у меня после этой экскурсии шея побаливала потом ещё часа два:))

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А между тем и внизу есть, на что посмотреть. В витринах этого зала представлена коллекция художественного стекла. К сожалению, толком рассмотреть её не удалось - сначала слушали рассказ об основании музея, а потом нам на пятки уже начала наступать следующая группа, и наш гид поторопился увести нас дальше. А жаль, там немало красоты:

spacer.png

spacer.png

Идём дальше коридорами и переходами. И даже в них размещены коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, которые мы часто просто проходим мимо. Это понятно, рассмотреть тысячи экспонатов за полтора часа нереально, экскурсовод обращает внимание только на самые ценные и интересные, но так хочется задержаться у каждой витрины, у каждого предмета:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Зацепилась за витрину с ключами, пришлось потом бежать за группой вдогонку:)

spacer.png

spacer.png

Потолки, полы, настенная роспись, решётки окон - здесь каждая деталь прекрасна:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Дошли до одного из самых красивых залов - Теремка, выполненного в стиле боярских палат. Подлинные росписи его не сохранились, но были тщательно восстановлены по архивным фото и описаниям. Невероятная красота - яркие, сочные краски, цветные изразцы, лесенки с изящными резными перилами. В зале выставлены образцы старой русской мебели, а также церковная утварь:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Здесь же расположен шкаф с куклами в национальных костюмах многочисленных народов России:

spacer.png

spacer.png

spacer.png 

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Академии Штиглица. Продолжение.

Идём дальше, мимо окон с витражами:

spacer.png

spacer.png

Бросаем взгляд в боковые коридоры:

spacer.png

Попадаем в зал, погружающий в атмосферу средневекового европейского замка - с готическими сводами, основательной дубовой мебелью, причудливой посудой. Охотничьих трофеев не хватает для полноты впечатлений:)

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Далее проходим через зал, с различного рода шкафами и секретерами, хранящими внутри себя множество потайных отделений или просто замечательно украшенных самыми причудливыми и необычными инкрустациями:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Заглянув в зал с печками, идём дальше, но о том в следующий раз. Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Академии Штиглица. Окончание. Наверное:)

Итак, мы выходим из зала с печами и керамикой, и перед нами снова нечто готическо-замково-средневековое:

spacer.png

Не буду пытаться описать эти интерьеры, немного деталей:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Нечто похожее я видела в Керамархе:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Идём дальше. По пути попадается причудливое кресло:

spacer.png

и портреты отцов этого музея - Штиглицов и Месмахера:

spacer.png

spacer.png

Где-то по дороге к основной цели фотографируем опять детали:

spacer.png

К слову, это Коптская галерея, которая в данный момент реставрируется с участием студентов Училища. Росписи очищаются от штукатурки, которой были закрыты в послевоенные годы. Так выглядели все залы, через которые мы проходили. Иными словами, во время всего прохождения музея мы видим перед собой гигантский труд реставраторов:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

 

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доходим снова до Италии:) Сначала попадаем на Римскую лестницу:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Далее великолепная Рафаэлевская или Папская галерея. Это не копия ватикановской, а навеянная ей роспись на потолке и стенах:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

В момент нашего визита в галерее на стенах были развешаны фото фотографа, недавно вернувшегося из Вьетнама. Зацепили. Посмотрела с удовольствием, от некоторых не могла оторваться, пришлось снова догонять группу, благо было недалеко:)

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А дальше мы переходим в Большой выставочный зал и ахаем от восторга:) Огромный двухъярусный зал выполнен в виде традиционного дворика итальянского палаццо, накрытого огромным стеклянным куполом. Купол к тому же двойной, внутренний некогда был застеклен витражным цветным стеклом, полностью утраченным в годы Великой Отечественной. Сохранился лишь крошечный кусочек (в правой стороне фото). Представляете, какое это было зрелище, когда свет лился в этот зал сквозь разноцветное стекло? Правда, что можно было при таком свете рассмотреть на выставках, для меня осталось загадкой:)

spacer.png

Выставочный зал и сейчас используется по своему прямому назначению, оправдывая название. Мы обходим его сначала по галерее второго этажа, то и дело натыкаясь на неоконченные работы на мольбертах, установленные натюрморты, кисти, краски, палитры... Здесь пишут и творят, и дух творчества витает в воздухе, вызывая желание схватиться за карандаш:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

А внизу, в первом этаже выставлены готовые работы:

spacer.png

spacer.png

По стенам галереи второго этажа расположены гипсовые копии знаменитого Пергамского алтаря, который некоторое время после ВОВ хранился в Эрмитаже, а потом был возвращён в Германию. Сколько энергии и эмоций в этих фигурах!

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Парадная лестница, ведущая на первый этаж, нынче украшена статуей основателя Академии барона А.Л.Штиглица. В советские годы она была убрана глубоко в подвалы (как же барон может смущать молодые умы своим видом?), но сейчас снова заняла своё место. С лестницей связана давняя студенческая примета: считается, что ходить можно только по одной её стороне, по другой гуляет Муза, и не дай Боже толкнуть её или наступить ей на ногу.. не видать тогда удачи в профессии. Потому и предпочитают студенты не рисковать, не ходят вовсе по той стороне лестницы:

spacer.png

Собственно, на том наш осмотр музея и заканчивается. Спустившись по лестнице, мы вновь выходим к Аванзалу, откуда стартовала экскурсия, и покидаем здание. С сожалением, надо сказать. Во-первых, потому, что осталось ощущение недосказанности и недосмотренности. Во-вторых, просто потому... ну, как можно не сожалеть о том, что покидаешь такую обитель красоты?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Картинки с выставки «Русский балет. Первая позиция». «Русские сезоны».

   Я, конечно, слышала о дягилевских русских сезонах – этот мощный пласт в истории мировой культуры не может пройти незамеченным. Но как-то вскользь и отдалённо. Слишком подробностями не интересовалась. А тут на выставке как-то меня зацепило, заинтересовала личность Дягилева. Купила не так давно вышедшую в серии ЖЗЛ биографию, засела читать. Не сказать, что после прочтения многое о нём мне стало понятно, но было весьма познавательно. Хотя так я и не смогла до конца определиться в своём отношении к нему. Да и невозможно, наверное, его понять до конца – слишком многогранная и противоречивая личность. Не зря и у современников он вызывал порой резко противоположные чувства: одни, попав под его удивительное обаяние, боготворили, другие, напротив, до дрожи ненавидели. Он был вспыльчив, временами не сдержан, груб, но в тоже время слыл утонченным эстетом, понимающим толк в красоте. Он совершенно не любил ни читать, ни писать, но статьи, выходящие из-под его пера в издаваемом им журнале «Мир искусств», были блестящи. Да и мачехе, заменившей ему не только мать, но и ставшую лучшим другом и советчиком, писал всю жизнь, регулярно и много. Что касается литературы, современные романы не интересовали его абсолютно, но в последние годы жизни у него появилась новая истинная страсть – по всему миру он собирал коллекцию старинных русских книг.

  Несмотря на то, что он уехал за границу, еще до революции сделав сознательный выбор, но нет, наверное, в истории человека более «русского», так много сделавшего для популяризации русского искусства во всем мире. Он познакомил Европу с новой русской авангардной живописью начала века 20-го, он смог убедить Париж, считавший балет своим изобретением, в том, что самый красивый, самый изящный и самый новаторский балет – русский. Он был бунтарём, активно искал и экспериментировал, дабы создать что-то новое, отличное от казавшейся ему скучной, закостеневшей в своих однообразных традициях классики. Впрочем, он не создавал сам… но без него русское искусство просто не обрело бы никогда многого, что так его украсило. Дягилев был мощным стимулом, толчком, катализатором, его неуёмная энергия и работоспособность заставляли кружиться мир вокруг. Он открыл миру никому неизвестного ещё композитора Игоря Стравинского, а затем и Сергея Прокофьева, и целую плеяду талантливейших артистов балета – В.Нежинского, С.Лифаря, Т.Карсавину и др. Впрочем, он и сам часто участвовал в процессе создания балета, он был неутомим и вездесущ –  вникал в каждую мелочь, вносил правки и идеи в либретто и музыку, всё контролировал сам, не гнушаясь и физической работы. Однажды, например, когда не хватило рабочих рук, весь спектакль простоял, держа осветительный прибор.

   Его «Русские сезоны» ждали с нетерпением в Париже, в Лондоне, в Мадриде, в Монте-Карло. Это всегда была феерия, праздник, волшебство. На представления «Сезонов» Дягилев денег не жалел, хотя, к слову, никогда не имел их достаточно. Но его обаяние и уверенность в успехе легко убеждала спонсоров и меценатов. К постановкам привлекались лучшие из лучших: танцоры, хореографы, балетмейстеры, композиторы, художники. Лучшие дягилевские балеты поставил Михаил Фокин, с артистами занимался хореографией прославленный итальянец Энрико Чекетти, эскизы костюмов, декорации, занавесы выходили из-под кисти Бакста, Бенуа, Головина, Судейкина, Матисса и Пикассо… Могло ли такое сотрудничество не родить феерию? При этом Дягилев вовсе не старался угодить публике, следуя её вкусам – он сам формировал вкусы и моду. Он не боялся представить на сцене самое неожиданное, самое смелое, резко меняющее привычные представления о балете, порой шокируя зрителей, но… никогда не оставляя равнодушными.

   На выставке приличная часть была посвящена «Русским сезонам», в основном, были представлены эскизы и костюмы из балетных постановок. И даже там это волшебство. Хотелось рассматривать рисунки и детали костюмов, возраст которых перевалил за сто лет, бесконечно.

Афиши первых "Русских сезонов": Ж.Кокто изобразил Тамару Карсавину и Вацлава Нежинского в "Видении розы", В.Серов - Анну Павлову в образе "Сильфиды":

DSC01454.JPG

DSC01464.JPG

DSC01461.JPG

"Видение розы" - удивительный балет, короткий, но пользующийся неизменным успехом у публики. Сон романтичной особы, которой из цветка вдруг является Призрак. Нежинский исполнял его роль просто фантастически, после него никому не удавалось так её повторить. Благодаря своим недюжинным атлетическим способностям, он в финале, совершив эффектный прыжок, исчезал за занавесом, словно и в самом деле был призраком.

Нежинского на выставке можно было увидеть не раз - как без него, одной из ключевых фигур "Русских сезонов"? Вот его портрет, написанный Серовым, архивные фото, гипсовый слепок с ноги:

DSC01463.JPG

DSC01467.JPG

Трико, впрочем, тоже из "Видения розы", но не его, а постановщика балета Михаила Фокина, который тоже танцевал эту партию:

DSC01468.JPG

А вот и сам М.Фокин, прекрасный танцовщик и хореограф:

DSC01473.JPG

 А это тоже Вацлав Нежинский, автопортрет:)

DSC01470.JPG

Небольшой фрагмент для наглядности оформления зала:

DSC01477.JPG

На этой стене - эскизы костюмов и декораций к балетам "Русских сезонов". Симбиоз двух искусств: живописи и балета. "Нарцисс" (муз. Н.Черепнина, постановка М.Фокина), эскизы Л.Бакста:

DSC01479.JPG

DSC01480.JPG

"Жар-птица", положившая начало сотрудничеству С.Дягилева и И.Стравинского. Эскизы Головина и Бакста:

DSC01481.JPG

DSC01482.JPG

DSC01483.JPG

DSC01500.JPG

В витринах напротив стены с эскизами представлены некоторые костюмы, по ним изготовленные, и это вдвойне интересно - можно сравнить и увидеть, как рисунок воплощается в жизнь. Мужской костюм из "Жар-птицы" "Русских сезонов", а рядом - современный вариант женского костюма постановки Пермского театра оперы и балета:

DSC01499.JPG

DSC01492.JPG

"Павильон Армиды" в оформлении Александра Бенуа:

DSC01504.JPG

DSC01505.JPG

DSC01506.JPG

DSC01507.JPG

Снова Игорь Стравинский в эскизах декораций Н.Рериха. "Весна священная":

DSC01485.JPG

DSC01487.JPG

DSC01488.JPG

И его же "Петрушка". Для этого балета А.Бенуа не только создал художественное обрамление, но и написал либретто:

DSC01494.JPG

Это реконструкция костюмов Бенуа, выполненная в 1990-ых годах:

DSC01496.JPG

Но есть и подлинные экземпляры начала прошлого века:

DSC01526.JPG

DSC01524.JPG

DSC01528.JPG

DSC01527.JPG

На том, наверное, закончу тему выставки "Русский балет", потому что рассказывать о ней сложно, это тот случай, когда нужно было видеть и слышать. Она была прекрасна, очень интересна, но совершенно не фотогенична, потому что значительная часть её очарования теряется, когда смотришь статичную картинку. На ней было очень много интерактива, движущихся макетов, забавных историй, озвученных у того или  иного стенда, и самое главное - музыка. Великая музыка, постоянно звучащая в наушниках, прерываемая иногда рассказами о людях, постановках, фактах истории...

P.s. Написала, а потом пролистала дальше фото с выставки, и поняла, что есть там ещё пара тем, которые не показать не могу. Потому продолжение когда-то последует...:)))

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

В новогодний Петербург.

   На работе предновогодняя суета и корпоратив остались позади, начали потихоньку разъезжаться на выходные/отпуска коллеги, стало тихо и немного грустно. Уехала навстречу мечте и солнечной Грузии Настя, которой я могла бы составить компанию, но… увы. Мои новогодние выходные заканчивались 3 января, праздник я обычно встречаю дома с родителями, но шило в одном месте ж покоя не давало. Мне нужно было выбраться хоть куда-нибудь, дабы компенсировать тоску по тому, что могло бы быть. Нужен был глоток свежего воздуха и впечатлений. Мне нужен был Питер:) Впрочем, сначала я рассматривала и другой вариант – у нас запустили второй в день, утренний поезд до Уфы. Можно было бы вовсе не ложиться спать, первого января в 4 утра отправившись на вокзал, но в итоге меня всё-таки сманил Питер. Как я сказала потом, дурь в моей голове пересилила здравый смысл:)) Ибо прямого утреннего рейса в первый день года не было, пришлось лететь через Москву, теряя большую часть дня, по весьма негуманным ценам  и в итоге получив лишь один полный день и один вечер на прогулки. Но логику в моих поездках часто искать бессмысленно. А  желание увидеть Уфу следует отложить в памяти, дабы оценить комизм ситуации в дальнейшем.

   За пару дней до вылета стало к тому же понятно, что прогулки с целью полюбоваться новогодним убранством города – так себе идея, из области фантастики, ибо прогноз показал небывало суровые для Петербурга морозы в -20-30 градусов. Я спешно принялась искать, где бы погреться.  Таким образом, короткий визит в Питер превратился в итоге в передвижение короткими  перебежками от музея к концерту и в кучу нарушенных планов. Но при всей бестолковости поездки она-таки сделала своё дело, став тем, чем планировалась в глобальном плане – глотком свежего отпускного воздуха в череде рабочих будней.

   Накануне, 31 декабря, ни один из утренних рейсов не вылетел из нашего аэропорта вовремя, пассажиры едва не встретили новый год прямо в воздухе. Но у меня не было времени подумать об этом – проснувшись по будильнику в 10 утра, я собралась и поехала в аэропорт. Небо было серым, аэродром утопал в лужах, неслабо моросил новогодний дождь… такого нового года я в наших краях не помню. Но самолёт на Москву отправился вовремя (истинное везение, как оказалось, если изучить онлайн табло за ту неделю). Я радостно последовала совету «Аэрофлота»,

spacer.png

едва мы поднялись над облаками – ведь на высоте 10000м всегда светит солнце, заставляя забыть тоску, навеваемую дождливой хмарью на земле. Шереметьево встретил ясной погодой, морозцем и новогодними ёлками.

spacer.png

spacer.png

На пересадку у меня был всего час, так что я только успела пройти досмотр и минут на десять присесть у зарядного устройства с телефоном. И снова крыло аэрофлотовского лайнера над облаками, и удивительное явление-«глория» - тень самолета в радужном ореоле.

spacer.png

Впрочем, над европейской частью России преимущественно светило солнце, потому под крылом пролетали заснеженные пейзажи.

spacer.png

spacer.png

Поняла, что на петербургском рейсе нужно выбирать место «А» - вдоль окна поплыла замерзшая гладь Финского залива и прибрежные города,

spacer.png

промелькнул Петергоф, а потом на противоположном берегу засияла в солнечных лучах стеклянная игла «Лахта-центра».

spacer.png

spacer.png

Когда приземлились, короткий петербургский зимний день близился уже к финалу, солнце опустилось к горизонту.

   Пока я доехала до Невского, пока заселилась в знакомую по февральскому визиту гостиницу на Мойке, оно скрылось окончательно, над городом сгустились сумерки, разбавляемые загоревшимися огнями фонарей и новогодней иллюминации. И я отправилась туда, куда манили эти цепочки огней, на поиски новогоднего настроения. Собственно, побродить среди новогоднего убранства, полюбоваться преобразившимся как по волшебству городом изначально было главной целью поездки. Если бы не нагрянувшие морозы. Потому гуляла я, сколько смогла, пока едва не примёрзла к Стрелке В.О. сама и не приморозила аккумулятор фотоаппарата, который настоятельно потребовал поделиться с ним одной варежкой, иначе он работать отказывается:)) Хватило нас с фотоаппаратом в итоге часа на три, при -20 с лёгким ветерком и традиционной петербургской влажностью. Картинки с прогулки по традиционно посещаемым всеми туристами местам: Невский, Дворцовая площадь, Александровский сад, Исакиевский собор и его окрестности. Думскую башню, Казанский собор и Дом Зингера застала ещё в сумерках, по дороге между аэропортом и гостиницей:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новогодние картинки. 

А дальше бродила в поисках новогоднего настроения уже в полной темноте:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

От ёлки на Дворцовой повеяло детской ностальгией - флажки-открытки, спиралями завивающиеся ленточки серпантина, звезда на макушке навеяли воспоминания о ёлках моего детства советских времён:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Пока далеко не ушла, покажу сразу дворцовую ёлку и при свете утра 2-го января:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Изменено пользователем Нафаня
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Завораживающая красота светового фонтана в сквере у стен Зимнего дворца. Сложно поверить, что этот сад с фонтаном в имперские времена был огорожен высоким забором и представлял собой место весьма уединенное и скрытое от глаз простых горожан и гостей столицы - Собственный сад Е.И.В. Сегодня здесь, что называется, яблоку негде упасть. К слову, о яблонях. В этом саду и по сей день растёт и успешно плодоносит огромная яблоня, которая помнит последнего императора Российской Империи и его семью:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Фонтан, дополненный фейерверком:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Парящие в темноте светильники и красный автобус:)

spacer.png

Невский:

spacer.png

Александровский сад:

spacer.png

spacer.png

Светильники-кораблики у Адмиралтейства:

spacer.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ёлка и звёзды у Исакия:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Светящийся лес-сад на Синем мосту:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Ёлка на набережной:

spacer.png

Дворцовый мост:

spacer.png

На Стрелке:

spacer.png

spacer.png

Тут аккумулятор фота как раз и попросился срочно греться в варежку:)) Потому наскоро ещё сфотографировав здание Биржи, я решила двигаться уже в сторону Большого проспекта, дабы не нестись потом, опаздывая, на запланированное мероприятие, сломя голову:)) Собственно, вечерняя фотопрогулка на том закончилась: 

spacer.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 января, вечер. Органный концерт.

   Торопилась я на Большой проспект Васильевского острова, где на пересечении с Первой линией располагается лютеранская кирха Святой Екатерины.

20230224_190555.jpg

Я нашла её случайно, когда готовилась к февральской отпускной поездке. Тогда мне очень хотелось послушать механический орган, и я нашла на на тикетленде любимое мной сочетание органы и дудука. Именно то сочетание исполнителей меня не сильно впечатлило, но сам собор как место проведения концертов заинтересовал и запомнился как раз частыми экспериментами в сфере музыки - самые непривычные сочетания инструментов, удивительный репертуар, не слишком свойственный для органных концертов. И, к слову, недавно узнала, что в храме Святой Екатерины находится самый большой механический орган Санкт-Петербурга (и, кстати, звёздочки на боковых трубах - не просто украшение, это тоже стало для меня открытием:) 😞

20240101_194025.jpg

Поэтому в этот раз, ища где бы провести с пользой морозный вечер, я в числе первых вспомнила именно об органных концертах этого храма. На вечер первого дня года в программе значился рождественский концерт. Но, конечно, не слишком обычный:) Предполагалось исполнение ноэлей - старинных французских рождественских песен, которые пережили второе рождение и новый пик популярности в 18-20-ом веках, когда едва ли не каждый французский (да и не только) композитор старался отметиться своей музыкальной обработкой ноэлей, переложить их для того или иного музыкального инструмента, отыскать ранее неизвестную или давно подзабытую старую народную песенку и вдохнуть в неё новую жизнь. Именно в этот период появилось немало ноэлей в переложении для органа. Именно их (от разных композиторов) собирался исполнить во время концерта органист храма Святой Екатерины Андрей Коломийцев. Но и это, пожалуй, было бы слишком просто:) В дополнение к органу в этот вечер звучали рояль (Александра Михайлова) и контрабас (Филипп Мещеряков) - а значит, джазовые обработки. Я привыкла слышать совместное исполнение и ожидала здесь того же, но было иначе: классическое органное звучание рождественских мелодий чередовались с джазовыми импровизациями. В общем, было интересно и весьма празднично:) Пару-тройку фрагментов приведу для примера, не судите строго, снимала на телефон для подруги да для себя на память:

А вот эффект колокольчиков от тех самых звездочек на органе:)

И ёлка в храме тоже необычная: шарики на ней - это пожелания себе или другим, записанные посетителями или прихожанами. Можно было подписать и свой шарик, поучаствовав в украшении ёлки и присоединившись к посылу во Вселенную просьбы о мире во всём мире (ну, просто именно пожелание мира и благополучия на шариках встречалось чаще всего):

spacer.png  

 До гостиницы я дошла пешком. На Университетской набережной гулял ветерок, доставать морозить фотоаппарат я больше не стала. Да и самой пальцы морозить не хотелось. Да и просто уже не хотелось... хотелось просто идти, укладывая в душе впечатления и от чудесной музыки и от волшебства новогоднего Питера, ощущая лёгкую эйфорию, которая всегда охватывает меня при мысли о том, что я снова здесь, на берегах Невы, в городе, который всегда так манит к себе.

   Заглянула снова на Дворцовую, посмотрела кусочек светового шоу на фасаде Главного штаба:

 И отправилась в гостиницу строить планы на утро, потому что мороз явно крепчал, рп5 (не верю я ему больше!) показывал совсем страшные -30+, а у меня изначально были гулятельные планы в стороне Петроградки и не слишком приспособленная для петербургских -30 куртка. В итоге, поразмыслив, я решила далеко не ходить и купила билет в Главный штаб, вспомнив о том, что в прошлый свой майский визит я проскакала его галопом, совсем не заглянув на второй этаж. Решила досмотреть, лелея к тому же тайную надежду, что утром 2-го января там не будет слишком многолюдно, в отличие от главного здания Эрмитажа, куда и билетов-то уже не было. Ошиблась... Но в том  мне ещё только предстоит убедиться завтра. Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Друга просил 1 января дома в Москве форточки закрыть.Он ржал - в квартире тараканы сдохли 😉 Ну хоть какая то польза от мороза 🙂

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, bazillio сказал:

Очень мило.Но ну его нафиг - в Самарканде травка зеленая и в свитере не дуло 🙂

А мне всё равно на новый год всегда нормальной зимы хочется увидеть - со снегом:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ж не в обиду. Если есть возможность,главное в новом месте с новыми впечатлениями. Питер прекрасен всегда.В прошлом мае, когда аэрофлот недорогие билеты предлагал, чуть на пару дней в Оренбург не рванул. Остановило,что надо было вылетать после завтра, а что смотреть не знал 🙂

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Нафаня сказал:

 

 

 

Всё выяснила.)))

 

 

Изменено пользователем Вязьмичка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Вязьмичка сказал:

Танюш, а это не мост Ломоносова?

 

Современным языком попробую - это косплей на ломоносовский 😀

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, LNM сказал:

Современным языком попробую - это косплей на ломоносовский 😀

да, Люда я поняла - его так украсили, что подумала реально ломоносовский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ёлки Главного штаба.

   На утро 2-го января, напуганная прогнозом рп5, я накануне купила билет в Главный штаб на первый же одиннадцатичасовой сеанс. И решила до того не высовывать даже носу из дома. Потому, выспавшись и позавтракав, я сдала ключи от номера часов в 10 утра и неспешным шагом отправилась на Дворцовую площадь. И вот тут поняла, как жестоко меня обманул погодный сайт. Вместо обещанных -30+ на улицах Петербурга разместились вполне комфортные безветренные градусов 20-25 и лишь немногочисленные пешеходы. Вот бы когда по украшенным новогодним улицам прогуливаться, а не вечером в толпе! В общем, больше я рп5 не верю!:)) 

   У меня же осталось лишь немного времени побродить по Дворцовой площади вокруг ёлки, посмотреть, как бегают солнечные зайчики на шпиле Адмиралтейства:

spacer.png

spacer.png

да нырнуть под арку Главного штаба, где нынче располагается вход:

spacer.png

   Помня своё февральское посещение, я ожидала застать минимальное количество народу и этим январским утром. Поначалу так и показалось: я без очереди сдала вещи в гардероб, спокойно прошла через турникет, вышла к лестнице, ведущей на второй этаж, к экспозициям и тут услышала голос представителя службы безопасности: "Залы открылись, можете проходить". Повернув голову влево, я увидела как на ступенях лестницы зашевелилась небольшая толпа человек в сто, и поняла, что безлюдных залов в этот раз мне не увидеть явно:)) 

   Моё посещение Главного штаба в этот раз началось с ёлок:) В Эрмитаже несколько лет уже накануне нового года проводятся конкурсы ёлочных игрушек. И вот лучшие авторские работы, присланные со всех концов необъятной нашей страны, украшают потом музейные ёлки, коих устанавливается в залах немалое количество. Есть своя и в Главном штабе, с замечательными игрушками, которые можно, бродя кругами, рассматривать часами: здесь и коты, и рождественская тематика, и игрушки, отражающие этнографию регионов, в которых живут их создатели:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Следующая партия ёлок попалась в атриуме-переходе. Без авторских игрушек, просто новогодне-симпатичные:)

spacer.png

И ещё один двор-атриум:

spacer.png

spacer.png

И тут я вспомнила, что пришла вообще-то не за ёлками, а в целях познавательных. Решила начать осмотр музея со второго этажа, куда в прошлый раз совсем не успела заглянуть. Впрочем, и в этот раз что-то снова пошло не так, и со второго этажа я быстро снова куда-то свернула:)) Но кое-что всё-таки не прошла мимо. Завернула в дверь, что видна сразу за ёлкой, через стеклянный мостик и увидела не так давно (в марте 2023 года) открывшуюся постоянную выставку. О ней дальше...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фарфоровая пластика Инны Олевской. 

   Ориентироваться в Главном штабе не просто - схема виртуального визита на сайте не успевает за постоянными изменениями, что происходят в этом современном и динамичном музейном пространстве. Потому выставку замечательного фарфорового скульптора и художника Инны Олевской, более 50 лет проработавшей на Императорском фарфоровом заводе, я нашла совершенно случайно, заглянув в дверь. Яркие, красочные фарфоровые сервизы её, наверняка, знакомы многим, но помимо стандартных чашек/тарелок, Инна Олевская создавала и уникальные авторские работы. К сожалению, в 2021-ом году она ушла из жизни, а в марте 2023-его сотрудники Эрмитажа осуществили её мечту, открыв выставку, центральное место на которой занимает её многофигурная композиция "Гений и злодейство - две вещи несовместные".

spacer.png

Инна Соломоновна работала над ней более девяти лет - 1990-99 гг., и именно эту из своих работ она больше всего хотела разместить в стенах Эрмитажа, хотя при жизни не желала с ней расставаться. Композиция так и жила в её петербургской квартире, словно ангел-хранитель или муза вдохновляющая. Там её однажды и увидел Тонино Гуэрра, пришёл в восторг и посвятил Инне Олевской поэму, из которой эти строчки:

Я Музу обнаженную увидел – лежащей на полу,

В причудливом пространстве,

Где Инна обитает при свечах,

Обрывках кружев и воздухом колеблемых предметах...

  "Гений и злодейство..." - это попытка объединить в одной работе трагедии - Пушкина и героев его поэмы Моцарта и Сальери,

spacer.png

а также таланты человеческие и их муз, черпающих силы и поддержку на небесах. Центральное место в композиции занимает Муза, с лицом вдохновенным, обращенным ввысь, где шуршание ангельских крыльев, небесная мелодия и прочее возвышенно-неземное:

spacer.png

По другую сторону от Музы, напротив Моцарта и Сальери, сцена дуэли Пушкина и Дантеса. Поверженный пулей поэт не упал на землю, а словно парит в воздухе, ещё миг - и взлетит на небеса. Его убийца же в гротескном, преувеличенно-уродливом изображении словно осознаёт тяжесть своего выстрела огромную степень своей вины перед человечеством: он одной рукой прикрывает лицо, на котором смесь ужаса и страдания, а другую протягивает к Пушкину, то ли в попытке исправить содеянное, то ли в мольбе о прощении. Мощное впечатление производит эта часть композиции:

spacer.png

На выставке представлена и самая последняя работа Инны Олевской, завершенная за несколько месяцев до смерти. Это композиция, посвященная музыканту, композитору, барду-гитаристу Жако Пасториусу, чьим талантом Олевская восхищалась. На пиджаке музыканта - ноты и названия его произведений, на лице - целая гамма эмоций и чувств, свидетельствующая о непростом характере, но главное внимание привлекают руки гитариста - длинные пальцы словно на минуту замерли, перед тем, как снова коснуться струн, и чудится, что в воздухе ещё звучат отголоски прекрасной музыки Пасториуса:

spacer.png

И ещё одна композиция в экспозиции - "Путешествие во времени".  Прилагая усилия, гребёт против течения лодочник, проплывая под символическим мостом. Фигура специально оставлена неокрашенной, бесцветной, ибо лодочник - олицетворение призрачного, зыбкого внутреннего состояния человека, возвращающегося мысленно в своё прошлое, совершающего путешествие к себе:

spacer.png

А я иду дальше, чтобы  за ещё одной малоприметной дверью обнаружить снова несколько неожиданную экспозицию:) Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Искусство Африки в Главном штабе.

   Так, создание фотолитературы по вечерам перестало отнимать всё моё свободное время, потому возвращаемся в Главный штаб. Итак, я заглянула в очередную дверь на втором этаже и внезапно оказалась перед африканскими экспонатами, которые как-то не очень ожидала увидеть здесь. Не спрашивайте, почему, сама не знаю, откуда взялся этот эффект неожиданности:)

   Экспозиция африканского искусства появилась в Эрмитаже сравнительно недавно - здесь, в Главном штабе она открылась в 2017-ом году. Можно предположить, что предметы, её составляющие, просто хранились в запасниках и не выставлялись за неимением места, но это не так. Долгое время африканское искусство вообще не входило в круг интересов Эрмитажа (исключением был лишь Древний Египет, которому посвящён самостоятельный отдел музея, да нескольких деревянных скульптур и масок из коллекции С.Щукина, который приобрёл их для того, чтобы разместить рядом с картинами Пикассо, иллюстрируя наглядно источник вдохновения художника). Ситуация изменилась лишь в начале нашего века, когда фонды Эрмитажа пополнились предметами быта, культа, искусства африканских народов, благодаря помощи меценатов и послов африканских стран в России. В итоге в Главном штабе было выделено несколько залов для создания постоянной экспозиции искусства народов африканского континента. В ней нет каких-то очень древних вещей, большая часть экспонатов относится к 19-20 векам, но ценность их в том, что они изготовлены не в качестве сувениров для продажи туристам в аэропорту, а для применения в культовых обрядах, традиционного использования в быту, в соответствии с многовековыми традициями, передаваемыми в африканских племенах из поколения в поколение. Заглянуть на эту экспозицию - это возможность прикоснуться к культуре и образу жизни, совершенно отличным от привычных нам, к тайнам и удивительным вещам, что манили в детстве со страниц приключенческих романов. В общем, мне было интересно:) Я задержалась надолго, читая сопровождающие каждый предмет подробные описания. Пересказывать их не буду, ибо для меня эта экспозиция - совершенная "Терра инкогнита", у меня даже от огромного многообразия африканских народов голова кругом пошла уже у первого же стенда, потому рассказать с толком я вряд ли смогу, ограничусь лишь несколькими фото, пожалуй. Чаще всего представлены (или просто в первую очередь привлекают внимание) деревянные статуэтки, посохи и другие предметы, используемые для проведения ритуалов, среди которых огромное значение уделяется общению и сохранению связи с духами предков, а также маски, применяемые в различных обрядах перехода из одного состояния в другое - погребальных (от жизни к смерти), инициации (из детства во взрослый возраст) и т.п. Например, подобные фигурки считались домом, хранилищем духов умерших предков (иногда для этого фигурку нужно было обмазать дополнительно белой глиной):

spacer.png

spacer.png

Щелевой барабан в виде человеческой фигурки также использовался в обряде вызова духа:

spacer.png

Маски:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Элементы ткацкого станка:

spacer.png

Марионетки, принимающие участие в театральных представлениях, часто сатирических, высмеивающих жадность, хвастовство, распутство и прочие пороки и отрицательные черты характера:

spacer.png

Интересная легенда связана вот с этой фигуркой у одного из африканских племён. Считается, что впервые такую фигурку посоветовал носить за спиной бездетной женщине по имени Акуа шаман. Она стойко сносила все насмешки, но не расставалась с фигуркой ни на миг. И случилось чудо - женщина стала матерью здорового, красивого ребёнка. У неё родилась дочь (ба), так и прозвали такую куколку Акуаба. Кукла стала оберегом, их стали дарить беременным женщинам, чтобы роды прошли благополучно, а также девочкам, которые играли с ними, одевали, кормили, воспроизводя отношения матери и ребёнка, воспринимая навыки, которые пригодятся в будущей семейной жизни:

spacer.png

Ещё одна интересная фигурка-статуэтка народа йоруба (проживавшего на территории современной Нигерии). У представительниц этого народа традиционно часто рождались близнецы, но из-за сложных условий жизни, недостаточного питания часто выживал лишь один ребёнок. В таких случаях йоруба вырезали из дерева фигурку ибеджи - символ умершего близнеца, которую, как и выжившего ребёнка, умывали, кормили, одевали, смазывали маслом, одаривали подарками:

spacer.png

 На отдельной временной выставке "Красота как ритм..." представлены пять женских статуэток трех этнических групп Западной Африки. Это, конечно же, не идеал женской красоты в европейском понимании, это совершенно другая красота, отличная от привычной нам. В предисловии к выставке приведены слова сенегальского поэта и философа Леопольда Сенгора о том, что для африканца красота - это то, что вызывает в нём определенные эмоции, это согласованность, гармония, ритм, понятные зрителю, созвучные его душе. Быть может, нам эта красота непонятна, но всё равно чем-то завораживает и притягивает взгляд. Собственно, выставка - не про идеал женской красоты вообще, а про красоту искусства, исполнения, способа передачи красоты окружающей.

Все эти фигурки - это тоже элементы магии, ритуала. Одни называли фигурками плодородия, это семейные и женские обереги, призванные хранить мир и благополучие в семье, обеспечить её многочисленным потомством. Такие фигурки представляли собой изображения беременных женщин, женщин с ребёнком на руках или за спиной, или же идеал женской красоты, каким его представляли мужчины племени, вырезающие статуэтку, - с полной грудью, с пышными бёдрами, с уложенными в красивую пышную прическу волосами, украшениями. Другие женские фигурки предназначались для девочек, чтобы облегчить им подготовку к обряду инициации - переходу от детского к взрослому возрасту, когда можно вступить в брак. Таких кукол девочки наряжали и украшали, смазывали маслом, примеряя через них образ себя будущей.

spacer.png

spacer.png

spacer.png

И ещё один зал возник как итог взаимодействия Эрмитажа с музеем Омана, собственно, экспозиция этой страны - для российского жителя тоже не слишком известной - в нём и представлена. Один из центральных экспонатов выставки - трон 18-го века, инкрустированный слоновой костью,

spacer.png

он как бы разделяет зал на две части - мужскую и женскую. В мужской представлены оружие, священные книги,  фото и описания наиболее значимых правящих династий в истории государства, награды и ордена (одним из которых был награжден М.Б.Пиотровский):

spacer.png

spacer.png

В женской части - комплект традиционной одежды и украшения:

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Но самый, пожалуй, интересный стенд с историей. Он посвящён оманской принцессе, чья судьба, покоряясь её воле, шагнула далеко за пределы государства. Сайида Салма бинт Саид ал-Бусаиди родом с острова Занзибар, что некогда находился под властью Султаната Оман и где в 19-ом веке находилась некоторое время столица Омана. Она была наследной принцессой, но однажды, полюбив немецкого купца, сбежала с ним в Германию. Там они поженились, Сайида приняла христианство и имя Эмили Рюте. Но семейное счастье было недолгим - муж погиб под колёсами трамвая, оставив супругу и маленьких детей одних, без средств к существованию. Родственники мужа так и не приняли Сайиду в свою семью, а родной брат, правитель Омана, не простил ей своевольного побега и отречения от веры, лишив доли в наследстве отца. И тогда Сайда-Эмили взялась за перо. Она стала первой арабской женщиной, опубликовавшей мемуары, при этом издала их не только на родном, но и на немецком языке.

spacer.png

"Мемуары арабской принцессы" (к сожалению, не переведённые на русский язык) представлены на выставке:

spacer.png

На том прервусь, пожалуй. Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...