Перейти к содержанию
View in the app

A better way to browse. Learn more.

Форум Туртранс-Вояж

A full-screen app on your home screen with push notifications, badges and more.

To install this app on iOS and iPadOS
  1. Tap the Share icon in Safari
  2. Scroll the menu and tap Add to Home Screen.
  3. Tap Add in the top-right corner.
To install this app on Android
  1. Tap the 3-dot menu (⋮) in the top-right corner of the browser.
  2. Tap Add to Home screen or Install app.
  3. Confirm by tapping Install.

Лидеры

  1. Нафаня

    Пользователи
    5
    Баллы
    9719
    Постов
  2. Ёlka

    Эксперт 2014
    2
    Баллы
    5098
    Постов

Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/06/25 в Сообщения

  1. День 4. В Кутаиси. Мцхета, Светицховели. В чем же долг мастера, как не в том, чтобы претворить мечты народа в вечность? Что должен делать мастер в этом мире, как не бороться с туманом быстротечности? (Константин Гамсахурдия "Десница великого мастера") Ута Арсакидзе в этом преуспел. Стоит возведённый им храм, больше десяти столетий стоит, выдерживая борьбу с силами природы и не умеющими ценить чужой труд варварами. Бог даст, и ещё простоит... сколько нужно, чтобы возраст его стал называться вечностью? Храм Двенадцати апостолов, хранящий за своими стенами множество святынь, загадок, мифов, тайн и одну вложенную в него душу Мастера. Я давно хотела сюда вернуться. Что-то незавершённое осталось, тянуло за душу. Я не помнила своих ощущений от присутствия в этом храме. От Самтавро вот помню до сих пор - мощную, пронизывающую насквозь, выворачивающую душу наизнанку энергетику крошечной церкви святой Нино и в противовес ей - холодную помпезность большого собора. От Джвари - помнила, да и бывала в нём и после первого визита не однажды. А Светицховели не успела прочувствовать, понять, что он мне внушает, что подсказывает. Цицино, ставшая давно уже сама легендой, гением этого места - чудесный гид, её интересно слушать, с ней найдешь и запомнишь мельчайшие детали, на которые сама бы никогда не обратила внимания, но стремительно шагая за ней по храму, прислушаться к нему и к себе в нём не хватало времени. А после экскурсии - каша из фактов в голове требовала, чтобы её упорядочили и разложили по полкам, и я тогда довольно быстро сбежала из храма на воздух. Потому мне хотелось вернуться. Чтобы побродить среди древних стен и прислушаться, впитать в себя атмосферу... без беготни в поисках чего-то примечательного, без изучений и исследований, без фото... но нет, без фото я ж не могу:)) Поэтому история создания храма и всё примечательное остались там, в первой моей грузинской теме, здесь повторяться не буду. Однажды я прочитала эссе Андрея Битова "Не видно Джвари", оно запало в душу, разбудило воображение, и мне вдруг страстно захотелось увидеть Светицховели именно таким. Как говорится, бойтесь своих желаний... погода в то утро подарила мне почти те же самые условия, что описывал Битов: "…Я шел по траве вокруг храма Светицховели. Было так тихо, что даже звон в ушах, какой бывает при полной тишине, и тот глох в этом ватном безмолвии. Шаги мои глохли в траве. Ни звука, ни ветерка, ни шагов, ни шума крови. Птица не пролетела. Все было удивительно ровным: свет, воздух, трава, тишина. Мир был без тени. Такая была погода — в небе не было ни облаков, ни туч, ни солнца — и было светло. Не было неба. ...Мягкость освещения была необыкновенная. Непонятно, как получалось впечатление объема при полном отсутствии теней — храм был даже особенно объемным: казалось, я видел его все время целиком, что взгляд изгибался и обнимал его... Белое, бело-серое и зеленоватое — три переходивших друг в друга равно неинтенсивных оттенка — содержали себя друг в друге. И стены храма, отделанные ровными, но не равными плитами, больше белыми, чем серыми, как то же небо, там и сям симметрично расцвечивались плитами зеленоватыми, как трава на дворе. Казалось, можно было сморгнуть эту еле тлевшую раз-ницу цвета, и тогда: где небо, где храм, где земли в этом взвешенном, бесплотном, небольшом мире?.." И вот же странно - народу было невероятное количество. Совсем не так, как в тот, первый мой январский визит 2018-го. Казалось бы, откуда тут взяться тишине, безмолвию, одиночеству? А ведь была тишина. Непостижимое свойство тумана, облачности, дымки - скрадывать звуки. Пробегали быстро, стараясь уложиться в отведённое время, которого всегда катастрофически мало, групповые туристы, медленнее бродили самостоятельные путешественники, рассредоточивались по храмовому двору, сидели на лавочках, осматривались, фотографировали поздние осенние цветы, прислушивались к чему-то... и как-то не мешали друг другу ни рассматривать детали, ни слушать тишину. Я обошла храм по кругу, восхищаясь стройностью форм и красотой рельефов, присматриваясь к малейшим завиткам узоров на фасаде, ни разу ни на кого не наткнулась, не разу никому не влезла в кадр, ни разу не испытала раздражения, которое часто сопровождает блуждание в толпе. И вспомнилось ещё из прочитанного: "И один лишь Светицховели гордо возвышался над туманом. Туман не мог затушевать его изумительной стройности, и в те минуты, когда здания и деревья, люди и животные, цветы и листья теряли красоту и радость, храм этот казался еще более величественным." (Константин Гамсахурдия. Десница великого мастера) Но то было после, сначала я заглянула под своды храма. Пожалуй, единственное, что я помнила с прошлого раза - это свет внутри. Светицховели, в отличие от других грузинских храмов, буквально наполнен светом, льющимся даже вот в такую не-солнечную погоду сквозь окна, распахнутые двери, из-за алтаря и из-под купола. Он мягко отражается от светлых плит, которыми облицован храм изнутри, и от этого его визуально становится больше. И благодаря этому всепроникающему свету огромный храм не давит, напротив, кажется лёгким, воздушным и эта лёгкость передаётся и тебе, когда вступаешь под его своды. На душе становится легко, светло и свободно, хочется жить и радоваться жизни. И вот это ощущения лёгкости и радости бытия закрыло путь к сердцу и мозгу для других эмоций. Я бродила по храму, вспоминая рассказы Цицино, присматриваясь, пытаясь прочитать слова на могильных плитах, отыскивая немноголюдные уголки, в которых можно услышать тишину и отголоски давних времён, бродила в ожидании, что свалится вот, вдруг, сейчас, наконец, благоговение перед древними камнями, перед гением зодчего, что придавит осознание того, сколько всего видели и слышали эти стены... всё то, что так часто ложится грузом на сознание в старых храмах, крепостях, монастырях. Но Светицховели не давил мудростью пережитого, не заставлял трепетать от дыхания времени. Так и вынесла я из него лишь воспоминания о безмятежной, светлой радости на душе, от которой хотелось как в детстве, вприпрыжку по двору... да простит меня Ута Арсакидзе, если не такого влияния на людские души он хотел добиться своим творением:) Слонялась я по храму из стороны в сторону, пока не наткнулась на батюшку. Грузинские батюшки, по большей части, - это какая-то отдельная Вселенная, душевная, улыбчивая и несущая свет. От их присутствия мне часто становится тепло и уютно, как в детстве в гостях у бабушки. Я ж, конечно, понимаю, что вручить листочек и отправить писать имена для молитвы за здравие и за упокой - это гарантированный способ ловко извлечь из гостя пожертвование для храма. Но несмотря на свой реализм, я по-детски верю, что деньги всё же здесь не главное, и что молитвы, возносимые под своды древних, как само православие, церквей способны уберечь... во что-то человек всё-таки должен верить. В каждый свой приезд в Тбилиси я оставляю записки в Анчисхати, почему-то именно она оказалась созвучнее всего чувствительным струнам моей души. В этот раз до неё дойти не смогла, но и Светицховели отозвался... Не знала или забыла, что часовня внутри храма - это точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме, построена в 14-ом веке в знак того, что здесь хранится вещь, принадлежавшая Христу. Вышла, когда захотелось глотка свежего воздуха. Всё-таки даже обширное пространство Светицховели - это всё-таки замкнутое пространство, в котором собирается огромное количество народу и зажигается немалое количество свечей. Пошла гулять вокруг храма. Крепостные стены времен Ираклия II - почти вечность в сравнении с мимолётностью цветущего вдоль них и порхающих беззаботно над цветами припозднившихся бабочек. Тонкий аромат роз, яркая зелень травы, россыпь древних камней, замысловатая каменная резьба на фасадах, которую можно рассматривать бесконечно... чудесно! Чего ещё мне не хватило в прошлый раз, так это побродить по улицам Мцхеты. Ближайшие к Светицховели кварталы выглядели очаровательно, но тогда я ещё боялась напрягать водителя чрезмерным ожиданием и понятия не имела, сколько времени займут дальнейшие запланированные на день достопримечательности. Потому лишь прошлась немного по сувенирному ряду и уехала с сожалением и желанием на улочки эти вернуться. Не сказать, что и в этот раз я располагала гигантским запасом свободного времени, но не прогуляться хоть немного было бы преступлением. Продолжение следует...
  2. День 4. В Кутаиси. Через два творения Зураба Церетели... "Равноапостольная Нина, просветительница Грузии" Итак, мы едем к ещё одному монументальному творению Зураба Церетели – скульптурной композиции, посвящённой святой Нино, просветительнице Грузии. Она возвышается на холме, над дорогой, ведущей в Мцхету. Место выбрано не случайно - считается, что где-то по этим местам проходила святая Нино, когда бежала от преследования Диоклетиана и Трдата к древней столице Иберии. Я проезжала мимо этого монумента много раз (обычно на пути в Тбилиси), иногда скользила по нему взглядом, но подъехать и посмотреть никогда желания не возникало – с забитой битком трассы это было бы сделать и не особо возможно. А тут вдруг готрип в соц.сетях сообщил новость – по просьбе туристов добавили в планировщик монумент святой Нино, и я решила: а почему бы и нет? Всё равно же по дороге. Надо сказать, что Церетели свою Нино повторял не раз, потому впервые я увидела её вовсе не в Тбилиси, в Москве, а на Петровке, во дворе музея современного искусства. Собственно, благодаря этой огромной, видимой издалека фигуре я и узнала о музее. Эта же скульптура в уменьшенном виде стоит и в Дидубийском пантеоне над могилой жены Церетели, а значит, теперь и его самого. Создание монумента началось примерно в то же время, что и «Хроники Грузии» - в 1988-ом, на закате Советского Союза. Потом был его развал, и грузинские междоусобицы, поиски своего пути… в общем, открытие состоялось лишь в 1994-ом и пришлось очень ко времени, став напоминанием об объединяющей силе, что всегда хранила единство грузинского народа и вела за собой, - силе веры. Сейчас монумент выглядит несколько подзаброшенным, но фигура святой Нино по-прежнему величественно стоит, раскинув руки, устремив взгляд к небесам, словно защищая город и страну силой своей молитвы. Впечатляет, до мурашек. Общая высота композиции – около 45 метров, фигура самой Нино – около 19, она стоит на постаменте, мне показалось, что напоминает он крест, но встречала мнение исследователей, что это рукоятка меча, как отсылка к грузинской летописи «Картлис Мокцева» («Обращение Грузии»), где говорится, что святая Нино просила сопровождавшего ее царя, чтобы тот «простер меч» на непокорных горцев и обратил их в христианство (на горцев, как мы видели на примере Хевсуретии, впрочем, не действовали ни воззвания святой Нино, ни убеждающие походы Тамары, ни прочие аргументы, так и остались они на всю жизнь наполовину язычниками). В одной руке Нино держит традиционный крест, свитый из виноградной лозы, он то ли был когда-то, то ли должен был быть позолоченным, но в настоящее время ничем не отличается от основного массива бронзы. За спиной крестительницы Грузии вьётся бетонная лента, образуя очертания традиционного грузинского храма с высокой центральной частью, увенчанной куполом, и низкими боковыми пристройками. На этой стилизации храма – колокола и фигуры ангелов. Благовест в данном случае – символ. Как разносится по округе звон колоколов, так распространялась святой Нино вера православная всё дальше по земле Иберии. Рядом с монументом притягивает взгляд необычное здание – советский конструктивизм и монументальная скульптура в действии:) Оно было построено для археологического музея в 1988-ом году по проекту архитекторов Шота Кавлашвили и Шота Гванцеладзе. Место было выбрано не случайно, поблизости находится археологический памятник - Трельский могильник, находки из которого и выставлялись в этом музее в числе прочих экспонатов. Но открыт он был недолго, буквально пару лет. Затем экспозиции перенесли в другие здания, а это использовалось как фондохранилище. Долгое время здание не использовалось, сейчас вроде бы реставрация идёт. Уникальным это здание делает то, что, как говорят, за основу конструкции взяты некогда существовавшие здесь подземные цистерны-водохранилища. Над входом – барельеф Тенгиза Кикалишвили, изображающий человека, лежащего в позе, характерной для древних колхидских захоронений. А внизу, над проспектом имени его, возвышается конный памятник Давиду Агмашенебели, величайшему правителю, с которого начался золотой век в истории Грузии. Победоносной поступью вступает он в стольный град, отвоеванный им и турков-сельджуков. Кругом история, куда ни глянь, всюду шелест песочных часов, отмеряющих время… Едем дальше, продолжение следует.
  3. По пунктам:) Кутаиси я очень люблю, не раз писала:) не могу сказать, что больше Тбилиси, на мой взгляд, они вообще из разных категорий, не для сравнения. Билет на самолёт я изначально смотрела только из Кутаиси, потому что это вообще был случайный визит на сайт Ванила Скай, ибо я собиралась ехать по земле из Кутаиси, а тут просто из любопытства заглянула, обнаружила наличие билетов, потом не обнаружила наземного транспорта и... так сложилось:) т.е. изначально цели именно лететь у меня не было вообще. Поэтому не могу сказать, были ли билеты из Тбилиси, но да, вероятнее всего, раскупили их быстрее кутаисских. На обратный путь пару раз заходила посмотреть, не обнаружила ни в один из доступных городов. Но в общем не так уж было и надо:) да и, забегая вперёд, хорошо, что их не было, ибо в тот день, когда я уезжала из Местии (по земле) аэропорт был закрыт по погодным условиям. Если бы купила, пришлось бы понервничать и поискать запасные пути. А так всё сложилось идеально. Сванетия красива с любого ракурса - сверху, снизу, по диагонали...любым путем стоит ехать:) если есть возможность разнообразить путь и вид транспорта - это вообще прекрасно:)
  4. День 4. В Кутаиси. Через два творения Зураба Церетели... Добраться до Кутаиси мне надо было по одной простой причине - через день оттуда летел самолётик в Местию, на который мы купили билет. Над решением вопроса, как это сделать, я в лучших традициях Скарлетт решила подумать потом, и дооткладывалась до самого приезда в Грузию. Ну, просто анализ показал, что ни автобуса, который ходил бы из центра в центр, ни аналогичного поезда в природе не существует. Единственный автобус уходит откуда-то с окраины Тбилиси и приезжает на окраину же Кутаиси, поезда вовсе ходят до станции Риони, от которой до города километров 25, либо до аэропорта. Есть и многочисленные автобусы до аэропорта с расписанием, которое подстраивается под вылеты "Визайра". Отар сказал, что в город они скорее всего заезжают, позвонил в справочную одной компании, потом второй, но ответ был один: только в аэропорт, даже на окраине Кутаиси остановок нет. "Ну, тогда едешь на любой вокзал и находишь маршрутку. Либо микроавтобусы, либо минивэны по наполняемости ходят. Мы обычно так и ездим". Я почесала репу и оставила этот вариант на крайний случай. Появилась было мысль ехать утром 8-го октября сразу в аэропорт, но единственный вариант омнибуса, на котором я успевала на свой самолет, уходил в 5.30 утра. Это во сколько ж надо вставать? Или совсем спать не ложиться? Надо ж так себя не любить, чтобы в отпуске в такую рань ради автобуса вставать...не, я себя всё-таки немножко люблю:)) К тому же у меня был забронирован гэст с 7-го на 8-ое, отменять в последний момент не хотелось, и я решила ехать 7-го на автобусе до аэропорта, а оттуда на такси. Но тут что-то снова пошло не так... расписание на 7-ое у омнибуса оказалось совсем неадекватное - либо рано утром, либо на ночь глядя. Мне такое снова не понравилось:)) Поэтому махнула рукой и решила ехать по привычке, трансфером. У меня, конечно, на случай трансфера в запасе лежал вариант маршрута с заездом в ранее не виденные дебри, но проблема была в том, что ни одного свободного на нужную мне дату знакомого водителя, который гарантированно стойко и терпеливо выдержал бы подобные зигзаги, не было. А нагружать так вот сразу, без подготовки незнакомого стало страшно... ну, вдруг у него сердце слабое, нервная система не выдержит, и придушит он меня где-нибудь в этих дебрях, и стану я первой в истории жертвой водителя готрипа:)) Да, у меня богатое воображение!:)) Поэтому, решив не мучить водителя, я набросала простейший маршрут: Тбилиси-Кутаиси через "Хроники Грузии" и Мцхету. Вот уже несколько лет хочу съездить в Мцхету, в которой была лишь в самый первый свой приезд, да всё никак на это времени не хватает. Выбрав едва ли не первого попавшегося на глазах водителя с большим количеством отзывов, забронировала поездку на 9 утра и на том выдохнула, решив проблему. Арчил позвонил накануне вечером, я честно спросила, не стоит ли выехать пораньше, дабы миновать пробки, но водитель мой сказал, что 9 утра его вполне устраивает. Потом я поняла, почему - парень оказался из Кутаиси и до Тбилиси ему еще надо было добраться. Потому утром, не особо торопясь, я проснулась, собрала чемодан и вышла во двор на качели подышать свежим воздухом. Читая книжку, я услышала непонятный шорох, который и в прошлые дни по утрам раздавался под окнами, но я так и не смогла понять, откуда он исходит. Подняла голову, огляделась, не смогла определить источник и на этот раз, пожала плечами и вновь взялась за книжку. И тут прямо мне под ноги с забора скатились кубарем два мелких бандюгана:)) Удивительно воспитанные коты: носились, дрались, катались клубком, путались в пологе качелей, но не издавали при этом ни звука, дабы не тревожить сон хозяев и постояльцев:)) Утро в Тбилиси выдалось пасмурным. Не столько даже тучи бродили, сколько какая-то белёсая дымка завесила весь город, давя на мозги и не способствуя бодрости духа. К тому же собрали кучу традиционных тбилисских пробок. Навигатор в объезд повёл куда-то через узкие улицы частного сектора, с одноэтажными симпатичными домиками, утопающими в глубине фруктовых садов. - Как красиво гранаты растут!.. - Хочешь гранат? Сейчас остановлю, сорву. - Но не лезть же за ним в чужой двор... - Да ты что? Никто здесь слова не скажет. Хочешь - угощайся, - Арчил закинул мне в окно несколько небольших гранатов, один из которых аж лопнул от спелости. Подсластил настроение, которое пыталась испортить погода:)) "Хроники Грузии". Когда, наконец, пробравшись через пробки, мы подъехали к парковке у монумента "Хроники Грузии", было около десяти утра, и следом за нами один за другим сюда же прибыло три больших автобуса китайских туристов. Вот уж не знала, что "Хроники" стали нынче столь популярной достопримечательностью!.. Не смогла не пожаловаться: - Ну, на "Хрониках"-то откуда три автобуса китайцев?! - А ты что там забыла?! Ты же в Кутаиси сегодня должна ехать? Сама не понимаю, что я там забыла, но что-то вдруг захотелось. Я бывала здесь также в первый свой приезд в Грузию, в 2018-ом, что нового я надеялась здесь найти? Быть может, надеялась, что приобретённый за эти годы багаж знаний об истории, литературе, поэзии поможет мне в чтении этой летописи в бронзе? Если так, то напрасно. Я не знаю, есть ли среди грузин те, кто легко опознает всех персонажей и все фрагменты истории, что изложил в своих "Хрониках" Зураб Церетели? Наверное, есть. И однажды всё-таки мне хотелось бы побывать здесь с человеком знающим, который помог бы расшифровать все лица, все сюжеты, все смыслы и тонкости, содержащиеся в этом гигантском творении рук человеческих. Пока же я снова бродила среди огромных 30-тиметровых колонн, подавленная не только их размерами, но и тем объемом титанического труда, что вложено в этот монумент. Много лет Зураб Церетели изучал историю, литературу, поэзию, музыку, а когда принялся за работу, вёл долгие длительные беседы с профессорами тбилисской Академии наук, с поэтом Ираклием Абашидзе и другими в поисках вдохновения. Потому его монумент - это одновременно учебник истории, лирическая поэма и звучащее, витающее в воздухе грузинское традиционное многоголосье. Попался на глаза отрывок из книги Льва Колодного "Сердце на палитре", где автор приводит рассказ скульптора о том, как возникла идея создания монумента: "— Вернулся из Америки, где две скульптуры поставил. Шеварднадзе тогда позвал меня и говорит по секрету: — Много думал. Остановился на тебе. Сейчас движение идет. Студенты недовольны, хотят свою историю и своих предков знать. А у нас даже царицы Тамар нет. Сам знаешь, царей они нам поставить не дадут, (кивнул он головой в сторону Москвы.) Сделай что-нибудь в обобщенной форме. Вот мудрый человек! Когда начал, три месяца из мастерской не выходил. Потом нашел гору на Тбилисском море с отрезанной вершиной. У нее есть название, по-русски переводится «шея» (гора Кеени или Кениси). И я пришел к идее сделать там акрополь, а в нем показать историю Грузии, царей, полководцев, поэтов. Когда эскизы Шеварднадзе показал, он, честно говоря, задумался. — Кто тебе это разрешит? Правду сказал. Но я не остановился. Расстались. Его переводят в Москву. Я продолжаю работать. Когда Эдуард вернулся в Грузию, я показал ему все — он обалдел. Царей отлил высотой в пять метров. Всего фигур 64. Строил сам. Купил кран, достал движок. С электричеством в Грузии трудности. Когда я исчезаю и никто не знает, где я, лечу туда и исправляю все на месте. Отливал фигуры на закате советской власти далеко от Тбилиси, чтобы никто не мог помешать, обвинить в монархизме. В Минске бородатые грузинские цари представлялись как "персонажи сказок". Со строительной площадки во время смуты похитили несколько фигур, пришлось их заново отливать. Этим храмом отдается сыновний долг Грузии, переживающей тяжкий системный кризис. Из самой цветущей республики Советского Союза разлетелись по всему миру мастера культуры, художники и музыканты, режиссеры и артисты. Они живут как Церетели, вдали от родины." Это из-под пера любимого исторического персонажа Церетели Шота Руставели вышли строки: "Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твоё". Зураб Церетели отдал дань уважения Грузии, создав храм её истории под открытым небом, вложив в него силы, средства, талант и 35 лет своей жизни, и пока стоит сей монумент - "Сакартвелос матиане", будет жить в памяти сынов Грузии память о Мастере. Да, творчество Церетели - часто весьма неоднозначное, вызывает множество споров и противоречивых мнений, но "Хроники" - это то, что вызывает уважение, восхищение и чувство благодарности. И всё-таки что-то с 2018-го года изменилось - добавились плиты нижнего яруса с библейскими сценами. В прошлый раз не хватало 6-8, в этот раз всего от силы пары. Говорили, что часть плит с барельефами не одобрил патриарх Илия, потому их снимали на переделку. Теперь, вероятно, вернули на место. Ну, и несколько плит так и остались незавершёнными. Последние пару лет Зураб Церетели часто высказывал желание вернуться к работе и завершить монумент, но в апреле этого года его не стало - так и не успел. Что-то изменилось и в моём восприятии: после нескольких прочитанных за эти годы книг и прослушанных лекций я хоть немного стала опознавать изображения сцен из жизни Иисуса, раньше и это было для меня тёмным лесом. Ну, вот хотя бы узнала "Благовещение": "Снятие с креста": "Рождество": "Тайная вечеря": "Сошествие в ад" (?) "Вход в Иерусалим": И насколько же удивительно было их создание, реализация этой идеи о библейском нижнем ярусе - стоит только вспомнить, что шел 1985-ый год. Религия - вне закона. А тут и барельефы с библейскими сценами, и само расположение колонн - в форме креста, и история крещения Грузии - перед глазами, ибо есть среди 64-ёх фигур и святая Нино; и царь Мириан III; и Пётр Иберийский, построивший недалеко от Вифлиема монастырь с мозаичными панелями, на которых - древнейшие из сохранившихся грузинские письмена; и святые мученики Давид и Константин, что приняли смерть от рук арабов, но не отреклись от веры (это им посвящен храм Моцамета близ Кутаиси); и мученицы за веру - Шушаник, чья могила в тбилисском Метехи - место паломничества верующих по сей день, и Кетеван, мать кахетинского царя Теймураза I, что жила заложницей у персидского шаха и сгинула в неволе вместе с двумя внуками; и тринадцать ассирийских отцов, что в 6-ом веке пришли в Грузию распространять христианство и основали ряд существующих и по сей день древнейших монастырей. Процесс опознания лиц на колоннах для меня за прошедшие годы, к сожалению, легче не стал. Но ассирийских отцов и святую Нино с крестом из виноградной лозы не узнать, конечно, невозможно:) И великие грузинские цари, оставившие наиболее яркий след в истории страны, собрались здесь: первый Парнаваз, создатель грузинского алфавита, Вахтанг Горгосал, основатель Тбилиси, Баграт III, Давид Агмашенебели, Георгий V Блистательный, сумевший восстановить и вновь объединить страну после монгольского нашествия, Вахтанг VI, писатель и законодатель, лучший в истории интерпретатор поэзии Шота Руставели, ну и Тамар-мепе, как без неё? Нашлось на монументе место и учёным мужам - например, учёному и мыслителю, автору медицинского трактата Зазе Панаскертели-Цицишвили а также поэтам и писателям - от незабвенного и великого Шота до литераторов 19-20 веков: Акакия Церетели, Ильи Чавчавадзе, Константина Гамсахурдия, Галактиона Табидзе и др. Скажу честно, я долго и безуспешно пыталась расшифровать загадку "Хроник Грузии". Но какую-либо схему расположения скульптур и барельефов мне пока найти так и не удалось, хотя я не теряю надежды. Даже на то, чтобы найти хотя бы частичный, примерный перечень исторических персонажей, мне понадобилось немало времени. Но некоторые лица вдруг узнавались сами собой, освещённые вспышкой озарения. Например, я до сих пор не уверена даже в том, правильно ли опознала Шоту Руставели, но почти на 100% убеждена, что вот эта скульптура - не попадавшийся мне ни в одном описании Ута (Константин) Арсакидзе, великий зодчий, создавший Светицховели: Или с воспетым им крылатым Мерани над головой - юный поэт-романтик Николаз Бараташвили: С верхним же ярусом, на котором сцены повседневной народной жизни, легенды и исторические сюжеты, совсем сложно, по той ещё причине, что снизу его рассматривать весьма неудобно:) Устав от попыток расшифровки "Летописи", пошла полюбоваться на Тбилисское море, но погода нынешнего утра украла даже его красивый бирюзовый цвет :) Городские кварталы и вовсе тонули в тумане: И пусть весь мир подождет...:)) В общем, поеду-ка я дальше, дабы не мешать спать четверолапым и не путаться под ногами у двуногих, коих у монумента становится всё больше. Всё равно мне однажды захочется сюда вернуться, да и рассказ получается сумбурным, хотя... упорядоченно рассказывать в этот раз и цели не было, было ведь это всё уже. В этот раз история посещения всего, что уместилось в сегодняшний день, - это история эмоций, вертящихся в голове мыслей и впечатлений. Так что за точными фактами, содержательными фото и структурированным повествованием - это не сюда, прошу понять и пропустить... или пройти по ссылкам на первую тему:) Прежде, чем окончательно выехать из Тбилиси, мы завернём буквально на 15 минут ещё к одному произведению Зураба Церетели. Но о том расскажу уже в следующий раз. Продолжение следует...
  5. День 3. Хевсуретия. Обратно-дорожное. До машины дойти не удалось - обнаружила Отара на лавочке у одного из крепостных домиков. В ожидании меня, вдохновившись красотами Муцо, монтировал видеоролик из отснятого за день. Творческий процесс прерывать нельзя, потому я присела рядом позагорать в ожидании результата. Ну, в самом деле, надо ж пользоваться моментом, домой вернешься, уже ни солнца, ни тепла не дождёшься. Греться на солнышке у стен древней крепости - чудесное занятие, не правда ли? Прерывать не хочется:) Уже видео давно готово и просмотрено, и разговоров переговорено, а подняться с лавочки всё никак собраться не можем. Но не вечно же так сидеть... - Ладно, поехали, - наконец, решительно сказал Отар и поднялся со своего края лавочки. Таня оказалась на земле... лавочка оказалась не закреплённой, эффект качелей. Благо, хоть невысокая была, падать недалеко:)) - Будем считать, что за безумную идею сегодняшней поездки отомстил, - сказала Таня, когда смогла говорить после приступа хохота. И мы едем в обратный путь. И снова убегает вдаль серой лентой дорога, снова весело подпрыгивает на порогах серебристый Аргун, снова сияет в солнечных лучах яркое золото осени: Водопад не узнать. Скала, утром утопавшая в тени, теперь залита солнечным светом, и в капельках воды сияют, переливаются тысячи маленьких солнышек: Пока Отар ищет причину скрипа в багажнике, я ищу радугу в водопаде: Едем дальше: Теперь с моей стороны виден обрывистый берег и ленточку реки: Начинаю понимать вопрос, заданный по пути к Шатили: - А тебе на этой дороге не страшно? - Нет, - отвечаю с предельной искренностью, не подумав соврать. - Наверное, в водителе уверена? - спрашивает в шутку, но я совершенно серьёзно отвечаю: - Абсолютно. - я всегда это говорю и не устану повторять: ему я доверяю и чувствую себя спокойно на любых дорогах, в любое время суток и в любых погодных условиях. Где-то на подъезде к перевалу у моего фотоаппарата сдают нервы, он падает в обморок, отказавшись включаться. Аккумулятор разряжен в ноль. Да и ладно, всё равно уже нет сил фотографировать, а при мысли о том, как буду разбирать эту безумную кучу дорожных фоток и вовсе отключившийся фот вызывает не печаль, а радость:)) Снова ненадолго тормозим на перевале, солнце начинает клониться к закату, свет не такой резкий, горы вокруг выглядят мягкими, словно покрытыми бархатом: А потом ощущение дежавю: снова столик с видом на Чаухи:) Только вершины Чаухи укутались в облака, в турке закипает не кофе, а вода на доширак, и нетерпение и предвкушение сменились лёгкой усталостью и эмоциональной наполненностью, которые я запиваю бокалом хванчкары. И только мир вокруг всё также прекрасен, и ощущение счастья по-прежнему со мной:) Вернувшись в тот день в Тбилиси, я написала, что стала счастливее на одну сбывшуюся мечту. На самом деле ещё чуть-чуть - на ожидание исполнения новой. Потому что среди моих грузинско-туристических хотелок вот уже несколько лет значился ещё один маршрут, который всё никак не удавалось проехать. Примерно за месяц до отпуска я несколько раз задавала Отару вопрос про него, но так и не получила чёткого ответа. И вот где-то среди старых башен крепости Муцо я решила, не надеясь особо на положительный ответ: спрошу в последний раз. И внезапно услышала: "Да конечно, поедем, когда я говорил, что не поеду?" Поэтому сидя здесь, чуть ниже перевала Медвежий крест, я видела не только прекрасную панораму, но и мысленно - чудесные перспективы:) И снова не хотелось отсюда уезжать... Дальше ехали почти без остановок, только у Жинвали, уже укрывающегося покрывалом сумерек, притормозили ненадолго: Стоило выехать на Военно-Грузинскую дорогу, как рука сразу потянулась закрыть окно. Слишком резким был контраст между свежим и чистым горным воздухом Хевсуретии и выхлопными газами забитого до отказа шоссе. Долго пробирались через пробки на въезде в город и в самом Тбилиси. Приехали около восьми. Сходить поужинать и спать... Чудесный, наполненный до отказа красотами и восторгами день остался позади. Ещё один прекрасный день в копилку воспоминаний. Продолжение следует...
Эта таблица лидеров рассчитана в Москва/GMT+03:00

Configure browser push notifications

Chrome (Android)
  1. Tap the lock icon next to the address bar.
  2. Tap Permissions → Notifications.
  3. Adjust your preference.
Chrome (Desktop)
  1. Click the padlock icon in the address bar.
  2. Select Site settings.
  3. Find Notifications and adjust your preference.