-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Тропа упирается в поляну, на которой расположен тот самый бар, по чьему указателю я сюда и пришла. Весьма уютное место с местами под пикник, лавочками и невероятной красоты природной в качестве обрамления. Когда я пришла, был он закрыт, но судя по свежим следам костра, место весьма популярно. Красота вокруг. В одну сторону глянешь - берега Мулхуры здесь образуют почти чёрные отвесные скалы: а в другую - огромные ели, среди которых разбросаны огромные и весьма живописные валуны. Я поднялась немного по склону, чтобы побродить среди этого словно со страниц сказок сошедшего леса, испытывая детский восторг. Так и кажется, что выйдет сейчас из-за поросшего мхом валуна важный ворчливый гном:) Если бы не всё усиливающийся дождь, где-то на этих камешках я бы присела и утонула бы в мечтах и сказочных видениях на полдня:) Но пора было возвращаться. На обратном пути отыскала источник, который в первый раз проскочила, не заметив. Вода с сильным привкусом железа, но вполне удобоваримая на вкус, пьётся легко: Переждав очередную порцию дождя под густой кроной деревьев, я решила спуститься и к нижнему нарзану: Даже стоять на месте на этой тропе было интересно - рядом, на горном склоне целые микромиры, которые можно рассматривать бесконечно - мхи, лишайники, мелкие грибы: Когда дождь снова стих, я отыскала грунтовую тропинку вниз. Она петляет зигзагами, но всё же в нижнем своём участке уходит вниз довольно круто: Нижний нарзан расположился прямо на берегу реки, отделён от её вод каменным ограждением. Это крошечный прямоугольный колодец-бассейн, вода в котором бурлит и пузырится: Вкус разнообразием не отличается - всё тот же привкус железа, что и в верхнем источнике. Попробовав водички, я снова поднялась наверх и дошла до моста через Мулхуру, где и остановилась, чтобы призадуматься над тем, куда идти дальше. Продолжение следует...
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
День 8. Круг над Местией. На поиски нарзанов. Спустившись чуть ниже музея, я решила прогуляться в другую сторону. Видимо, воспоминания о Боржомском парке покоя не давали, потому и отправилась я на поиски местных нарзанов. Мапс показывал источники где-то в той стороне, куда направляла стрелка вот этого указателя: Так совершенно случайно я обнаружила, что в Местии есть свой небольшой терренкур - метров 650 тропы, вымощенной брусчаткой, с одной стороны которой бежит шумная и говорливая Мулхура, стремясь слиться с Местиачалой, с другой - уходит ввысь склон горы, заросший хвойным лесом. Прогулка получается не слишком длинной, но приятной, бонусом - невероятной вкусный воздух и пара минеральных источников. Один расположен прямо у тропы, к другому нужно спуститься вниз, к самой реке: К тому времени, когда я свернула на эту тропу, снова неожиданно зарядил дождь, потому я спрятала фотоаппарат в рюкзак, завернув тот в дождевик, поэтому от прогулки остались лишь воспоминания и несколько телефонных фото:
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
От поляны тропа уходила ещё дальше и выше, забравшись под сень деревьев, она запрыгала по камням, я решила пройти по ней ещё немного чисто из любопытства - понять, куда она ведёт: Долго гадать не пришлось, вскоре показался указатель - на Хешкили, около 6 км. Появилась было шальная мысль сходить, но лес и грунтовые тропы... буквально метров через 100 я уткнулась в огромную лужу, разлившуюся на всю ширину тропы. Я ж понимала, что это только начало, дальше будет хуже, грязно и скользко. Отмывать и сушить ботинки после такого похода стало банально лень. Поэтому я лишь немного прогулялась по окружающему лесу, восхищённо взирая на яркую осеннюю палитру, и спустилась вниз тем же путём: А в это время сквозь облака показала чуть-чуть своего бока Тетнульди:)
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
День 8. Круг над Местией. Часть 1. Проснулась я в шесть утра под шум дождя. Точнее, от него. Снова лило, как из ведра. Стихло где-то к восьми, и когда ближе к девяти - времени завтрака я вышла на веранду, на перилах и ветках дрожали капли, воздух был свеж и весь напитан влагой, а по склонам гор сползали белые, пушистые клочья то ли тумана, то ли облаков. На завтрак Нино нажарила вкусной картошки, которую я доела до конца, рискуя лопнуть. Остановиться не смогла:)) Поэтому, хочешь - не хочешь, завтрак надо было идти выгуливать, не помирать же в отпуске от обжорства:) Пока собиралась гулять, вернулась к мысли, на середине которой заснула вчера. Додумала её и, наконец, определившись с маршрутом, забронировала поездку на сайте готрипа на единственный остававшийся у меня свободным день, сопроводив сообщением в ватсап: "Прости, но "падать будет, напиши" требует возмездия!":)) Отар смеялся и рассказывал, как должна выглядеть истинная месть. Похоже, ему тоже было без меня скучно:)) Так я лишила себя прогулок по Тбилиси, но обрела еще один чудесный день за городом. Но то впереди... Пока же я с легким сердцем отправилась на прогулку по Местии:) Дождь лишь изредка кидался мелкими каплями, правда, под ногами хлюпало. Но по бетонке/брусчатке гулять не хотелось. Хотелось в лес, где так вкусно в такую погоду пахнет опавшей осенней листвой, грибами, дождиком. Вспомнились прогулки по дождливому Боржомскому парку. Раздумывая на тему, куда бы податься, я дошла до музея и вспомнила, что где-то над ним мапс.ме показывает природную смотровую. Раз уж музейную крышу закрыли, надо ж найти, откуда на Местию с высоты посмотреть. И я решила поверить мапсу. В этот раз он не обманул - за музеем показалась дорога, ведущая вверх (подозреваю, что вела она, серпантином поднимаясь, к верхней станции канатки Хацвали), а от неё отделялась пешеходная тропа, уходя правее и выше. По ней я и пошла и вскоре оказалась на симпатичной полянке над музеем, окружённой с трех сторон деревьями и кустарником, раскрашенными в самые фантастические осенние цвета. Каких оттенков там только не было! Четвёртая ж сторона была открыта, и отсюда открывался чудесный вид на Местию и горы за ней, те самые, на которые я поднималась два дня назад, к кресту. Сейчас на их склонах полупрозрачными вуалями красиво лежали облака: Торопиться в этот день мне было абсолютно некуда, поэтому я простояла с полчаса, наблюдая за облачной игрой в догонялки: рассматривая башни и домики Местии, и собирая коллекцию осенних листьев:
-
Посиделки за чашкой кофе --- 2
Дв просто ёлки надо ставить вовремя, в той же третьей декаде декабря, а не в октябре, и всё будет смотреться своевременно и в соответствии с временем года. У нас тоже снега нет совсем, но и не скучаю пока по нему. До первого декабря и температура стояла 8-10 градусов, хожу по сухому асфальту в почти летних ботинках и куртке-безрукавке и совсем нет желания алезать в тридцать слоев одежды, тяжёлую обувь и месить снежно-солевую кашу под ногами. Ну, выпадет снег в конце декабря и ладно, успеем на него ещё за три-четыре месяца насмотреться. Главное, чтобы сильный мороз раньше не шарахнул.
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
И наконец, финальные залы посвящены предметам быта. Резные деревянные сундуки, кресло главы семьи, скамья, посуда, очажные цепи, одежда... всё то, что можно увидеть в семейных музеях сванского быта, коих и в Местии, и в Ушгули уже не один: На стене над креслом, к слову, интересная вещь - посох медиатора, этакий символ местного "арбитражного судьи". Как известно, настоящим бичом, уничтожавшим и без того немногочисленных сванов почище любого внешнего врага, была кровная месть, уносившая порой целые семьи, передавалась даже из поколения в поколение. Медиатор - это уважаемый член общины, который брался примирить враждующие стороны, дабы прекратить могущую стать бесконечной кровную месть. Если медиатору удавалось примирить противников и убедить их отказаться от дальнейшего кровопролития, представители враждующих родов ставили зарубки на посохе медиатора, тем самым скрепляя свои обязательства о прекращении вражды. И напоследок ещё раз А.Кузнецов:) "У сванов два музыкальных инструмента: щипковый инструмент чанг, напоминающий лиру или кифару, с которой древние греки изображали предводителя муз Аполлона, и чунир, или чанур, смычковый инструмент вроде предка скрипки или скорее виолончели. Когда они звучат вместе, на чунире исполняют мелодию, а на чанге аккомпанируют. По сванской легенде, чанг—это рука певца и музыканта Ростома, народного сванского героя, несколько напоминающего греческого Орфея. После смерти Ростома на его окостенелой руке сами натянулись струны. Чанг—инструмент печали. Когда-то на нем играли у постели умирающего, раненого воина или охотника, разбившегося в горах. Звук его успокаивает, как колыбельная песня." На фото чанг внизу, чунир вверху. Он напоминает лютню, три натянутых струны из конского волоса, по которым для извлечения звука проводят смычком с волосяными же струнами. Мелодия чунира тоже весьма печальна. На том осмотр музея я и закончила, снова пропустив где-то залы с фотографиями Витторио Села и современной живописью. В этот раз провела я в музейных залах часа полтора. Торопиться мне было некуда, поэтому я соблазнилась сначала мягким диванчиком возле окна и присела отдохнуть, а потом и щекочущий ноздри аромат кофе, что пили ребята рядом, сманил - пошла купила и себе стаканчик. Пока пила кофе - дежавю (!) - получила в вотсап сообщение от Джими, которое заставило с улыбкой вспомнить, как я бежала к нему навстречу из этого музея шесть лет назад:)) Поинтересовался, как дела и погода, сказал, что в Кутаиси льёт, но вроде бы завтра дожди должны прекратиться. Я вздохнула - очень хотелось бы верить, потому что кутаисские планы сильно зависели от погоды, и если их снова смоет дождём, будет очень и очень жаль. Но до планов тех оставалось ещё два дня, и в душей моей жила неувядающая надежда... Пока же дождь лил и в Сванетии. Спасибо, почти прекратился как раз в тот момент, когда я вышла из музея. Было сыро и уже сумеречно, надвигался вечер и время ужина, который у меня собирался совместиться с обедом, поэтому я решила не искать больше сегодня дождливых маршрутов, и отправилась в кафе за хачапури. И вот же странное явление - дождь словно смыл с улиц Местии всех туристов, за которыми в предыдущие дни почти не видно было местных жителей. Сегодня же я то и дело ловила обыденные, повседневные картинки - бежали вприпрыжку со школьными рюкзаками за спиной малыши-первоклашки; сидели, ведя безмятежные беседы, на лавочке, спрятавшейся под навесом, бабушки; с грохотом опускали на доску фишки игроки в нарды возле автобусной кассы; складывали в поленницы нарубленные дрова, торопясь укрыть их от зарядивших дождей, мужчины во дворах; плыл из пекарен, вызывая аппетит, аромат свежеиспечённых кубдари и шотис-пури; забежала к хозяйке кафе весело поболтать соседка; вызывая всеобщий восторг, сквозь стеклянную дверь заглянула туда же черноволосая кудрявая кроха, с трудом еще стоящая на ножках... Вечером, услышав непонятный грохот под своим окном, я выглянула на улицу и увидела, как с гиканьем несутся наперегонки верхом на лошадях мальчишки. Словно смыло дождём всё напускное и лишнее, и показалась вдруг та душевная, живущая простыми радостями и ценностями, как и века назад, Сванетия, которой мне так не хватало в предыдущие дни, и по которой я скучала. Едва я вернулась домой, снова полил сильный дождь. Часа через два закончился, чтобы возобновиться в шесть утра. Лил с шумом и свистом, смывая последнюю надежду на то, что, быть может, к утру просохло бы, давая возможность куда-нибудь сходить/съездить. Тем более удивительно было, что был он совсем не обещанный - все погодные сайты хором вещали, что ночью будут лишь небольшие осадки, а на следующий день и вовсе обещали мелкий снег. Но сванский дождь выразил своё мнение о всех прогнозах, низвергаясь с неба сплошной стеной:)) Под шум дождя я попила чаю, почитала "Великого Моурави" и заснула где-то на середине обдумывания плана мести, который всё никак не дозревал окончательно. Додумаю эту мысль завтра...:)) Продолжение следует...
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
В этом же зале нашлось место и для поясов и украшений, как мужских, так и женских. Тут я зависла:) Ну, красота же, взгляд не оторвать:) Традиционные мужские пояса с подвесками и бляшками, к ним подвешивался кинжал:
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Следующий зал представляет собой своего рода оружейную палату, здесь собрана коллекция оружия от охотничьих стрел, палиц, копий до огнестрела. Наверное, рай для мальчишек:) Большое место в экспозиции отведено холодному оружию. Здесь представлены сабли, мечи, кинжалы, по большей части они изготовлены в Грузии/Сванетии/соседних кавказских регионах, но есть и экземпляры привозимые из Европы и других стран. Как правило, они тоже сохранились в храмах, принесённые туда в качестве подношения. Иногда же европейское оружие становилось образцом, который повторяли грузинские мастера. В оружии и оружейной стали я разбираюсь не особо, поэтому снова процитирую Александра Кузнецова: "Грузия—одна из классических стран, где производили высококачественную сталь для кинжальных и сабельных клинков. Иногда эту сталь называют булатом. Но это неправильно. Настоящий булат изготавливался только в Индии и в Персии. Его не могли получить даже в таком всемирно известном городе оружейников, как Дамаск, где пользовались сталью индийской выплавки. Дамасская сталь отличалась узором; получаемым при перековке. Клинки с таким слоистым узором стали называть Дамаском или дамасской сталью. Секрет изготовления грузинского Дамаска народные металлурги тщательно берегли и передавали из поколения в поколения. В России долгое время пытались изготовить клинки, подобные грузинским, но ничего из этого не получалось. Даже, когда в 1826 году через знаменитого мастера Карамана Элизарашвили царскому правительству стал известен рецепт стали и технология ее изготовления, выковать клинки, равные по качеству грузинским, не удавалось: оказывается, для этого необходимы были грузинская руда и умелые, привычные руки. В Грузии изготавливали сварочный Дамаск. Делалось это так: брали кусок чистого железа и кусок стали, затем их сваривали и обковывали, посыпая мелким песком. Многократная перековка давала Дамаск. Очень важно, безусловно, качество железа и стали, кроме того, многое зависело от искусства самой ковки. Ведь делалось все на глазок, без приборов устанавливалась температура, степень деформации, расположение сваренных слоев, продолжительность ковки. Из этой многослойной заготовки отковывалось оружие. Затем на его поверхность наносились зубилом клейма, насечки и надписи. (Традиция эта дает возможность установить различные школы оружейных мастеров, принадлежность оружия отдельным лицам, помогает разобраться в истории.) После этого клинок обтачивали на обычном мелкозернистом точиле и закаливали в воде. Вслед за закалкой чистили наждачным порошком и полировали липовой палкой. Для выявления «булатного» узора оружие помещали на 15—20 минут в раствор квасцов. Этим и заканчивалось простейшее изготовление дамасских клинков. Но у каждого мастера были и свои хитрости. При ковке, например, иногда посыпали заготовку чугунным порошком. Закалку проводили так: возле кузницы стоял наготове всадник. Раскаленное в горне лезвие кузнец передавал ему в руки и всадник с места пускался вскачь, летел во весь опор строго до определенного места, подняв клинок над собой. Сталь закаливалась быстрым движением воздуха. При испытании изготовленной таким образом сабли одним ударом ее отсекали голову взрослому быку. Показывая мне такую саблю, владелец ее сгибал клинок в колесо. Страшно было смотреть, сердце екало: вот-вот клинок сломается. И ничего. Упругая сталь выпрямлялась и, чуть дрогнув, принимала первоначальную форму. Кинжалы были прямые и обычно обоюдоострые, как и кинжал, подаренный мне Виссарионом Хергиани. Конец XVIII — начало XIX веков —время расцвета грузинского дамаска, тогда кинжалы изготавливались в Тифлисе в больших количествах. Они, шли во многие страны, больше всего в Персию. Рукоятки и ножны кинжалов, виденных мной в Сванетии, имели самую разнообразную отделку, наиболее распространенная из них—чеканка, филигран и чернение по серебру. Иногда рукоятки отделывались костью. Встречаются в Сванетии кинжалы, у которых клинки старше по возрасту на 50—100 лет, чем ножны, клинки— они долговечнее." Для меня же в тот момент было интереснее рассматривать художественную составляющую, чем вникать в технологию производства, ведь часто оружие оформлено как истинное произведение искусства. Какие узоры на ножнах, рукоятках, какие изящные формы! Огнестрельное оружие - ружья и пистолеты, начало их изготовления относится к 17-18-ому векам. В пулях и порохе недостатка не было, селитры, серы, угля, необходимых для изготовления в горах Сванетии всегда было в избытке: Для сванских ружей характерны узкие приклады (часто из слоновой кости, дерева) с простым геометрическим или цветочным орнаментом. Есть и витрина с доспехами - щиты, наручи, шлем:
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Ещё один невероятный, потрясающий воображение зал - это библиотека. Здесь каждый экспонат - ценнейший экземпляр, ибо представлены здесь образцы грузинской книги от самых первых, века 9-го, до времён Российской империи. В основном это Четвероевангелие - четыре книги, входящие в состав Нового Завета (от Луки, Иоанна, Матфея, Марка). Это порой видно по оформлению - вот, например, Христос в центре, четыре евангелиста в медальонах по углам: Но самая главная ценность здесь - вот эта лишённая каких-либо выдающихся украшений книга: Это знаменитое Адишское евангелие. Ещё раз слово А.Кузнецову: "Знаменитое Адишское евангелие представляет собой один из самых ранних памятников книжного искусства и искусства миниатюры Грузии. Создано оно в 897 году в Шатбердском монастыре (в Тао-Кларджети) и открывает историю художественного оформления книги в Грузии. Художественное оформление рукописи складывается из миниатюр, заставок и концовок, заглавных букв и самого почерка, которым написан текст. Книги в то время были редки и ценились очень дорого, поэтому оклады их оформлялись чеканкой, чернью, золотом и драгоценными камнями. Все это есть и в Адишском евангелие. На одном из листов этой книги —-цветное изображение евангелистов Луки и Иоанна. Они даются на ярко-голубом фоне, во весь рост, с закрытыми книгами в руках. Миниатюра яркая, сочная, красочная, она удивляет и восхищает мастерством изобразительной культуры, достигнутым более тысячи лет назад. Помимо евангелистов рукопись замечательна своими канонами, художественно оформленными колоннами с арками и капителями. На большой арке нарисован радужный орнамент, составленный из окрашенных в разные цвета ромбов. Над одними арками изображены голуби, над другими—ветки с гранатовыми плодами и цветы. Все это в очень ярких красках, не утративших до сих пор своей ясности." Адишским его назвали потому, что в 14-ом веке его привезли сюда, в Сванетию, спасая от набегов сельджуков и прочих желающих поживиться богатствами грузинских монастырей, и с тех пор оно бережно хранилось в селе Адиши. Легенда гласит, что когда возникла угроза очередного нашествия, книгу упаковали в деревянный, окованный железом ларец, залили крышку воском и закопали глубоко в землю. Так и хранили, передавая секрет местонахождения из поколения в поколенье на протяжении почти ста лет. Адишское евангелие написано на асомтаврули и представляет собой самую раннюю точно датированную грузинскую рукописную книгу. Для книг, которым тысяча лет, свет, конечно же, губителен, поэтому все они выставлены в закрытом виде. Но на стене висит экран, на котором идёт фильм, в котором листают страницы хранящихся здесь книг, в том числе и Адишского евангелия. Прикреплю для наглядности картинку из интернета, с апостолами Лукой и Иоанном: Не менее прекрасны иллюстрации и в других книгах, например, в Евангелии из Латали. Смотреть на тот экран я могла бы долго, но внезапно мигнул свет, фильм отключился, ждать, когда включат заново не стала... впрочем, уже и так смотрела по второму кругу:)) Помимо просто очень старых книг, есть уникальные по форме. Например, в виде свитка: Или на дереве: Идём дальше, в залы с этнографией - предметами сванского быта. Продолжение следует...
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Следующий зал тоже посвящен религиозной тематике, экспонаты в него поступили прямиком из старинных сванских родовых храмов. Но в нём больше представлена церковная утварь - небольшие иконы, оклады, кресты (как маленькие, так и большие алтарные), сосуды, используемые при отправлении религиозных обрядов и т.д. Тоже древность - от века 9-го до позднего средневековья. Тоже предметы уникальные и ценные. Иконы-подвески и крестики (9-10вв): Святой Павел (снова Ипари, 10в): Ещё один своеобразный святой Георгий: Отдельная тема - большие алтарные кресты, уникальное сванское явление. В очередной раз процитирую Александра Кузнецова: "Я уже знал тогда, что эти вот обитые серебряными пластинками с чеканкой кресты не что иное, как уникальные памятники чеканного искусства Верхней Сванетии. Уникальны они потому, что не встречаются больше нигде среди средневековых памятников искусства народов европейского круга. Кресты эти делались большими, в рост человека и выше, устанавливались в середине сванских церквей. Не в алтаре, а перед алтарной преградой. Этот сванский обычай уходил в глубь веков, к IV столетию, и был запрещен специальным постановлением только в XVI веке. Делались кресты из дубовых балок и сплошь обивались чеканными серебряными пластинками. По лицевой стороне чеканка золотилась. На примере известного Местийского креста, относящегося к первой половине XI века, который хранится в краеведческом музее Местии, мы знаем, что сцены на чеканных крестах располагались, подчиняясь сюжетной логике: по вертикали давались сцены мученичества, а по горизонтали—«чудеса». И вот передо мной сразу четыре таких креста, каждый из которых является памятником исключительного художественного и исторического значения. Почти все сохранившиеся в Верхней Сванетии предалтарные кресты относятся к Х—XII векам. Обычай устанавливать их перед алтарем был в Сванетии настолько живуч, что и сейчас, в XX веке, многие из них стоят еще на своих местах. Иногда серебро чеканных пластин рассыпается уже в прах, кое-где их заменили другими, заметно отличающимися от первоначальных по времени, исполнению и даже по размерам, а крест все равно стоит на своем месте, как и тысячу лет назад. Т. Н. Чубинашвили подсчитал, что в Сванетии и в музеях Тбилиси, Кутаиси и Зугдиди сохранилось до нашего времени около 50 таких сванских крестов..." Не могу с уверенностью утверждать, что речь идёт именно об этих крестах, размером они всё-таки поменьше человеческого роста, если не принимать во вниманию подставку, но принцип их изготовления тот же - дерево, обитое листами с чеканкой: Ещё чеканные иконы и оклады (ничего не могу поделать, это моя слабость:) ) И прочая красота: И идём дальше. Продолжение следует...
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Есть здесь и живописные иконы того же периода (11-15века), среди которых тоже немало уникальных и ценных экземпляров. Одна из моих любимых, к которой я возвращаюсь по несколько раз - невероятной красоты Архангел Гавриил (11-12в): Не слишком часто встречающийся сюжет - "Сорок себастийских мучеников". Это 40 храбрых воинов-христиан, служивших под началом язычника Агриколая. Однажды они отказались участвовать в жертвоприношении языческим богам, и разгневанный военачальник велел бросить их в темницу, требуя отказаться от веры в Христа. Но воины-христиане были тверды в своей вере. Тогда Агриколай велел раздеть их и загнать в ледяную воду, надеясь таким образом сломить упрямцев. Вот как раз этот момент и изображён на иконе. Никакие испытания не заставили себастийских воинов отказаться от христианской веры, все они по приказу Агриколая были убиты: Иоанн Креститель: Мадонны с грузинскими чертами лица прекрасны:) Мой магнит - иконы из Ипари. Даже среди своеобычных икон сванской школы живописи они выделяются, имеют свой собственный, интуитивно узнаваемый стиль: Общий вид зала с иконами, он круглый, подписи внизу (на грузинском и английском): Вообще, конечно, я слишком поздно задумалась о том, что надо было попросить экскурсовода. Есть, за чем идти в третий раз:)
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Дальше два самых интересных для меня зала - с иконами 11-14 веков и различной церковной утварью. Один из уникальных экспонатов здесь - навершие "львиного" знамени. Из прошлого своего рассказа возьму: И эта невероятная сванская чеканка, перед которой я зависаю надолго, стараясь рассмотреть каждую деталь. Иконы 11-12-го века - полностью ручная работа, в отличие от более поздней штамповки. Они индивидуальны, неповторимы, сделаны с душой, хотя, может, не столь изящны, как более поздние штампованные образцы. Но этой своей грубоватой непосредственностью, искренностью они и цепляют, огромные глаза святых на них словно заглядывают в душу, земные, сванские черты лица делают небожителей ближе, понятнее, роднее. Большая часть икон - Спаситель, святой Георгий, Богоматерь. И сколько же на них мелких деталей! Да и сам факт, что смотришь на тысячелетние (!) творения древних мастеров внушает трепет: Святой Георгий на этих иконах пронзает копьём не привычного в более поздней иконографии змея, а человеческую фигуру - Диоклетиана, гонителя христиан, ставший главным символом зла в раннем христианстве: Святая Анастасия: Архангел Гавриил: Снова Иисус: Чудесный святой Георгий из Ипари: Святой Николай. А распятие справа напомнило стиль фресок храма в Лагами: Святой Тевдоре (Фёдор) Он же со святым Георгием: А вот явно более поздний святой Георгий - и змей уже под копьём, и сделана явно по лекалу: Тоже поздняя (15век), но выполненная в старых традициях чеканки:
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
День 7. Местия. Этнографический музей. И всё-таки пусть будет про музей, не так уж, оказывается, много я о нём рассказывала в прошлый раз. Этнографический музей Местии открылся ещё в далёком 1936-ом году, и к нынешнему времени собрал не слишком большую (около 4000 экземпляров), но при этом довольно интересную и богатую на уникальные экспонаты коллекцию. В 2013-ом году он переехал в специально для него построенное здание, и сейчас это небольшой, но неожиданно интересный музей с современным, стильным оформлением залов и уютным холлом, где можно купить литературу и сувениры, а также, устроившись на удобных диванчиках, выпить кофе с прекрасным видом на сванские башни Местии, что видны в большие панорамные окна. В прошлый мой приезд бонусом была ещё и смотровая площадка на крыше с великолепным видом, но в этот раз она оказалась закрыта. Залы идут по кругу, их 5-6, большая часть утопает в полумраке, зато сами экспонаты в витринах удачно подсвечены. И рассматривать, и фотографировать легко - свет поставлен очень грамотно, бликов на стекле и отражений почти нет, можно без проблем рассмотреть мельчайшие детали. Осмотр начинается традиционно с археологии, с эпохи бронзы. Это времена легендарной Колхиды, сваны были её северными соседями и активно вели с колхами торговлю, а в определенные периоды истории, вероятно, находились в подчинении правителей Колхиды. Некоторыми учёными выдвигается даже версия о том, что сваны сами являлись одной из ветвей колхов, но это вряд ли. Колхида - это больше про мегрелов и имеретин. Но тесные отношения с Колхидой привели к тому, что на территории Сванетии нашли немало колхидских предметов - бронзовые топоры, монеты, украшения. Однако, сванские селения и сами по себе были развитыми центрами металлургии: горы Кавказа богаты железом и медью, и обрабатывать всё это сваны с древних времён умели искусно. Потому в витринах музея, наряду с колхидскими предметами, есть и сванские очень высокого качества металлообработки и весьма изящно сработанные: Женские украшения в виде овцептиц - такие фигурки встречаются только в Сванетии и в соседней Раче: К слову, сванские горы в древности были богаты и золотом/серебром, говорят, здесь добывали золото, намывая его в водах Ингури при помощи овечьей шкуры. Что-то знакомое, правда? Считается, что именно отсюда пошла легенда о Золотом руне. Но золотых изделий родом из глубины веков в музее нет, может, и находили что-то, но есть же Тбилисский музей... Поющие, звенящие наконечники стрел - за счет определённым образом расположенных отверстий стрела с таким наконечником в полёте издавала резкий звук, наводящий ужас на врага: Наконечники ритуальных стрел (надпись гласит, что использовались на празднике св.Георгия. Сванская смесь язычества и христианства предусматривала жертвоприношения): Ещё одна особенность - при огромном количестве высококачественных изделий из металла в археологических залах очень мало керамики и стекла. Связано это, вероятно, с тем, что глины, необходимой для производства керамики, здесь не было, потому посуда по большей части была деревянная или опять же из металла: Следующий зал посвящён нумизматике. Там выставлена обширная коллекция монет от времен Колхиды до Российской империи. Почти все эти монеты попали в музейную экспозицию из сванских храмов, где они долгое время хранились, принесённые в качестве подношения:
-
Другая планета (22AV Avia «Горы Аватара + Пекин и Шанхай» с 12.09.2025 с Баранковой Натальей)
Китайцев-туристов много везде, поэтому я ж, конечно, часто встречаю их и в горных районах Грузии, причем не только в составе групп, но и индивидуалы мне нередко попадаются в качестве соседей по гостевым домам. У меня всегда имелся в голове стойкий образ, созданный на основе личных наблюдений. Мне тоже всегда казалось, что они, не особо чем интересуясь, пробегают везде галопом, едва окинув беглым взглядом и сфотографировавшись на фоне. При этом им и фон-то зачастую не нужен и неинтересен, потому что намётанным взглядом вижу, что фотографируются они с такого ракурса, где не будет видно ничего, кроме них самих. Галоп этот приводит к тому, что они редко где останавливаются больше, чем одну ночь, даже если добирались до ночёвки почти весь предыдущий день, погуляли пару часов вечером, утром уже спешат куда-то дальше, выкатывая из номера гэста чемоданы. Чужая кухня им тоже, как правило, неинтересна, да и в принципе нормальная еда вообще, порой складывается впечатление, что они везут в этих огромных чемоданах запасы лапши б/п на месяц, больше ничего и не нужно. Для меня они всегда казались полной противоположностью основательных, вдумчивых, заинтересованных японских туристов. Но вот в этом году я несколько раз встретила китайцев, которые разрушили живущие в моей голове стереотипы. Такое ощущение, что они в туризме открыли для себя нечто, вышли на новый уровень:) Соседи по гэсту в Казбеги, например, в этом году у меня были совершенно обычными, классическими, привычными нам туристами - сходили попробовать что-то грузинское в кафе, вечерами варили нормальный суп, утром вставали затемно, чтобы дождаться рассвета над Казбеком, восхищались и удивлялись, вечерами ходили на неспешные прогулки. Правда, далеко с Казбеги вроде бы не выезжали, но они и возрастом были не слишком молоды, возможно, прогулки по горам дались бы тяжеловато просто. Попадались и в Джуте потом ребята, которые гуляли неспешно, стараясь зайти подальше в горы, посмотреть, что там дальше, а не пробежать быстро строем, сфотографироваться вместе и по отдельности и таким же строем быстро убежать:)) Потом, не спеша, пили кофе, качались в гамаках, снова восхищались горами. Нормальные в общем туристы, не особо отличающиеся от нас:)
-
Время исполнять мечты или Осенние сказки грузинских гор.
Вот и мне запал в душу этот храм, как-то всё в нём соединилось и поразило - и древность эта, и сама атмосфера-энергетика, и невероятные эти люди-хранители. Благодарна судьбе за такие вот почти случайные встречи/находки в путешествиях, которые оставляют яркий след в памяти. Спасибо Вам, Ольга, за внимание к моему рассказу:)