julia_bv Опубликовано 1 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 1 августа, 2020 Спасибо, Лариса. Очень красиво!!! Вот мы все рвемся в Италию, восхваляя помпезность и богатство их храмов и соборов... А ведь совсем близко, рядом такая невиданная красота и наши святыни, сохраненные в тяжелые периоды жизни нашей страны. Надо-надо обязательно приехать в Смоленск, кто еще не был здесь, а, может, стоит и повторить путешествие, чтобы обновить знания и впечатления. А там и Италия откроет двери для нас, и будем охать и ахать над их сокровищами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
облако Опубликовано 1 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 августа, 2020 Еще как надо! Чудесный город! Мы с форумчанами дважды были: на одной из осенних встреч и зимой, по пути в Москву после новогоднего тура. Смоленск очень понравился! И гостеприимные смоляночки наши И, в общем, права Юля- сейчас, как никогда, для заядлых путешественников есть возможность получше познакомиться со своей страной, увидеть очаровательные города, городочки, уголки рядом с нами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kozya Опубликовано 1 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 августа, 2020 В 20.07.2020 в 15:34, Татьяна из Москвы сказал: Сколько тёплых слов о Вязьме! Ох... Несколько лет не заходила на форум, а тут, оказывается, меня вспоминали. Спасибо, Татьяна Васильевна! В Вязьме не живу уже 5 лет, но люблю всем сердцем. Там действительно много интересного. Всем, кто посетит, понравится город. Уверена. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
AlexP Опубликовано 1 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 августа, 2020 А мы в Смоленске были давно, уже 6 лет назад, проездом в Беларусь. Собор, конечно, впечатляющий, хотя, по моему мнению, издалека он смотрится гораздо лучше, чем вблизи. Поэтому его лучше посмотреть со стороны, потом быстренько дойти до него и зайти внутрь )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MAK Опубликовано 2 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 2 августа, 2020 Смоленск, как и многие другие древние города России, славится не только самобытным устройством, необычной красотой и неповторимым очарованием, но и возможностью отличного шоппинга для женщин. Местный гид - очаровательная женщина и отличный экскурсовод, в первый же день отвела женщин нашей группы в торговый центр у центрального ж/ж вокзала и показала изделия из золота, которые реально стоят дешевле, чем костромское золото. Сама экскурсовод тоже покупала... Не знаю почему, но к моей жене и мне наш экскурсовод особенно прониклась. В заключительный день тура она отвела всю группу в магазин сувениров, а с нами побежала на ул. Дзержинского в магазин льна. Моя супруга много где была в Европе, да и по России поездила немало, но купила в этом магазине несколько сарафанов, кофт, платье, рубашку мне, полотенца... тысяч на 15-20. Я, по моему, уже об этом писал, когда рассказывал о поездке в Смоленск. ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 Смоленск. Домонгольские храмы. Ну, что же, по Стене мы прогулялись, Успенским собором полюбовались, пришла очередь познакомиться, может быть, с главными сокровищами Смоленска - тремя домонгольскими храмами. Кстати, вчера прочитала, что, оказывается, в России сохранилось всего 29 домонгольских храмов. Больше всего их в Новгородской области - тринадцать, восемь храмов во Владимирской области, по два - в Ленинградской области и Пскове и всем известный Спасо - Преображенский собор Переславля-Залесского. А вот и наши три храма во всей красе! Церковь Петра и Павла на Городянке (на фото - справа) Церковь Иоанна Богослова на Варяжках Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани Все три церкви связаны между собой не просто временем постройки, но и тем, что построены на средства и по указу потомков Владимира Мономаха (внуком Ростиславом и двумя его сыновьями). К тому же, все они находятся поблизости друг от друга и недалеко от берега Днепра. В общем, домонгольские храмы Смоленска объединяет три общих составляющих: время, место и люди, их построившие. Ну, а теперь давайте познакомимся с каждым из храмов поближе. Церковь Петра и Павла на Городянке Церковь Петра и Павла на Городянке - самый ранний храм. Он был построен в 1146 году при князе Ростиславе. Невооружённым взглядом видно, что храм построен в византийской традиции. А сложен он из плинфы. Знаете, что это такое? Ну, это такие тонкие, узкие глиняные кирпичи, которые скрепляли обычно известковым раствором. Совсем нельзя назвать этот храм красивым. Лаконичность, строгость и сдержанность – вот что, пожалуй, тут самое главное. Но в его пропорциях и линиях таится такая сила и энергетика, что невозможно оторвать глаз. Внутри тоже чувствуется сила и мощь, но при этом там очень уютно и уходить совсем не хочется. Не знаю, сможете ли вы почувствовать энергетику храма, когда в нём будет находиться группа из 30 человек, ведь помещение внутри совсем маленькое… Ну, во всяком случае, попробуйте, вдруг, получится… Белый храм, который многие принимают за домонгольский - это церковь святой великомученицы Варвары, причем, сама она находится на третьем этаже, а две лестницы – крылечка ведут к колокольне. Её пристроили к церкви Петра и Павла в XVIII веке, Петропавловский храм при этом очень прилично переделали. Вот так выглядел храм до революции. Совсем его не узнать, правда? Во время Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен, его восстановили и придали первоначальный облик лишь в 1963 году под руководством архитектора П.Д. Барановского. И в своём московском отзыве (помните главы о Крутицах и музее Андрея Рублёва?), и здесь я снова вспоминаю Петра Дмитриевича Барановского - моего земляка, выдающегося архитектора-реставратора и «ангела – хранителя русского зодчества». Об этом человеке надо почаще вспоминать с благодарностью. Барановский - основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, он считается спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения. А наш Петропавловский храм - только малая часть той красоты, которую спас этот замечательный человек за свою долгую и трудную жизнь. Низкий ему за это поклон… Слева – интерьер храма, справа – фото Павла Дмитриевича Барановского Церковь Иоанна Богослова на Варяжках Переходим от храма Петра и Павла по мосту на левый берег Днепра. Прямо с моста открывается замечательный вид на другой домонгольский храм - церковь Иоанна Богослова. Храм был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа, сына того самого Ростислава, на средства которого была построена церковь Петра и Павла Вот так выглядела церковь на дореволюционной открытке: Пишут, что князь Роман был очень просвещённым правителем, и при нём церковь Иоанна Богослова стала культурным центром города: здесь открыли первое на Смоленщине церковное училище и составляли смоленские летописи. Церковь без каких-либо изменений просуществовала до начала XVIII века. А потом переложили своды, замурованы древние окна и пристроили к церкви трапезную и колокольню. В 1933 году храм закрыли и передали под музей и библиотеку (хорошо, что хоть не под склад). Во время Великой Отечественной войны была разрушена западная часть храма, а трапезная и колокольня вовсе были превращены в руины. Фото 1943 года. Отреставрировали церковь только в 70-х годах, придав ей вид, максимально приближенный к первоначальному. Несмотря на архитектурную простоту, зайти в эту церковь всё же стоит, ну, хотя бы ради того, чтобы почувствовать, как начинает «звенеть» голова. Не-не, я не шучу. Не зря же утверждают, что до XVIII века церкви возводили только на особо сильных местах. Не верите? Тогда проверьте сами! Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани. От церкви Иоанна Богослова направляемся ещё к одной из трех церквей домонгольского периода - церкви Михаила Архангела. Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь. Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, и дело тут не в холме, а в её пропорциях, устремлённость вверх которых для своего времени была очень необычной. Церковь была построена в 1194 году при дворе смоленского князя Давида (второго сына того самого Ростислава, который… ну, вы помните). Князь Давид хотел затмить масштабами и красотой все церкви в округе, и это ему, видимо, удалось. Храм, как и Петропавловский, тоже сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором. Судьба храма аналогична судьбе двух других домонгольских храмов. В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад. Вот только во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьёзной реставрации, которую и провели в 1963-м году (угадайте под руководством кого? Ну, конечно, Павла Дмитриевича Барановского!). Вторую реставрацию церкви Архангела Михаила осуществили в 1978 году. Это – фотография храма 1960 года. Ощущение возвышенности и торжественности ещё более усиливается в самом храме. Когда находишься внутри церкви, испытываешь невероятные ощущения. Купол поддерживают массивные колонны, соединенные вверху арками, и, благодаря этому, ты оказываешься как бы в подкупольном тоннеле, в котором тебя просто уносит вверх. А высота там просто огромная! Богослужение возобновлено в храме в 1991 году. Начата реставрация интерьера, обещают, что через какое-то время он обретёт облик XII века. Из домонгольских храмов Свирская церковь - единственная дошедшая до наших дней церковь башенного типа. В моём списке она занимает первое место из трёх храмов и к посещению обязательна! Очень мне нравится вот эта атмосферная фотография … Ну, и в заключение… С удивлением узнала, что среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Оказывается, в Полоцке и Смоленске формировался своеобразный аналог западноевропейской готики (!), и смоленские зодчие строили столпообразные храмы и в других землях. В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Не исключено, что если бы развитие "высотной" архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике. Вот так вот… (Все фотографии главы взяты из интернета) Ну, вот, пожалуй, и всё про домонгольские храмы. Встретимся в саду Блонье. Возле Оленя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yulia_2811 Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 Ну, вот как за 1,5 дня, отведенных на Смоленск, и на экскурсию сходить, и стену изнутри и снаружи обойти, и храмы домонгольские посмотреть:)) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 3 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 14 минут назад, Yulia_2811 сказал: Ну, вот как за 1,5 дня, отведенных на Смоленск, и на экскурсию сходить, и стену изнутри и снаружи обойти, и храмы домонгольские посмотреть:)) Все успеем, (ну или многое из этого, уж Женя постарается). Группу бы набрать, ну или просить ТТВ отправить нас в тур в имеющемся количестве. Труды, проделанные форумчанами, не должны пройти даром. Ларисе очередная благодарность! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Liizza Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 4 часа назад, julia_bv сказал: Группу бы набрать Мне кажется, что туры продолжительностью 4-5 дней в значительной степени отсекают туристов, живущих на удалении от Москвы. Трансфер зачастую получается дороже самого тура. Да и по количеству рабочих дней недели плюс две субботы и два воскресенья - вполне бы мог быть вариант на 7 календарных дней. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 3 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 Если вернуться к началу темы, то можно увидеть, что это уже обсуждалось. Мнения разные, как оказывается. В 16.07.2020 в 19:34, kovali сказал: Юля! Хорошо, что ты начала писать про этот тур. Города все в нём замечательные, - я ни в одном не была больше, как проездом. Будь всё это ближе с удовольствием бы прокатилась, тем более с Женей Луниной. Сожалею, что мы далеко и для небольшого тура очень неудобно ехать через полстраны. Думаю, что среди наших форумчан найдётся много близко живущих к Москве и желающих посмотреть такие красивые старинные города, как Смоленск, Вязьма, Калуга и т.д. Там есть, что посмотреть и чему удивиться. Очень рада буду потом читать ваши отзывы! В 17.07.2020 в 09:55, julia_bv сказал: Валентина и Татьяна, здорово, что вы обратили внимание на эту тему. Согласна, что в этот тур могут поехать в основном туристы из близлежащих к Москве регионов (издалека ехать нерентабельно, впрочем, как и в зарубежные поездки на недельный срок, о чем не раз уже на форуме и говорилось). Но на данном этапе такие туры могут стать альтернативой для засидевшихся на карантине активных путешественников, жаждущих новых эмоций и впечатлений. Так что если у кого есть хоть малейшая возможность и желание познать новое или повторить увиденное более углубленно, присоединяйтесь к нашей компании, рассказывайте, делитесь опытом. Мы будем только рады. В 17.07.2020 в 11:36, Татьяна из Москвы сказал: Не совсем согласна с Юлей, что в этот чудесный тур могут поехать жители близлежащих регионов. Можно объединить два интересных путешествия, и вот оно счастье! В 17.07.2020 в 11:40, Yulia_2811 сказал: Несмотря на то что живу от Москвы неблизко, поехать хочется)). Только дату не могу выбрать: в августе, наверно, погода лучше будет, а в сентябре больше мест в автобусе занято Но как тур представлен( с каким количеством дней), такой и принимаем к рассмотрению. Тур начинается в субботу, недорогой сам по себе, а красот-то сколько, не перечесть! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 9 часов назад, Yulia_2811 сказал: Ну, вот как за 1,5 дня, отведенных на Смоленск, и на экскурсию сходить, и стену изнутри и снаружи обойти, и храмы домонгольские посмотреть:)) Юлия, Смоленск небольшой город, и за полтора дня всё реально обойти и посмотреть. Уверена, что такой замечательный гид, как Женя Лунина, распланирует всё идеально. Только не отказывайтесь от экскурсии во Флёново в пользу города, там надо побывать обязательно! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yulia_2811 Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 Лариса, что такое Флёново? Не увидела его в программе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 3 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 августа, 2020 50 минут назад, Yulia_2811 сказал: Лариса, что такое Флёново? Не увидела его в программе Для желающих экскурсионная поездка* в Талашкино (~25 км). – Историко-Архитектурный комплекс «Теремок» (800 руб/чел) - требуется предоплата, доплата на маршруте. Когда говорят о Талашкино, чаще всего имеют в виду не этот современный поселок городского типа, расположенный примерно в 20 км к югу от Смоленска, , а деревню Фленово Усадьба Тенишевых находится в деревне Флёново, рядом с Талашкино, всего в 2 километрах. Говорят и так, и так, это не имеет значения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 7 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 Смоленск. Заключение. Сад Блонье и Лопатинский сад. Блонье… «Какое-то странное название, - наверняка подумаете вы, - французское, что ли?» А вот и нет. Тут три версии, по двум из которых, слово это исконно русское. Читаем в словаре Даля: «Блонье, болонье - ближайшая окружность города; предместье, слобода, околица, обаполье». А теперь - в военном словаре Тучкова: «Болонье» – открытое место перед крепостью или городом, для удобнейшей стрельбы с валов или стен». Правда, есть ещё и польская версия: «Блонье» – от польского болонье (болонь), низменное луговое место, заливаемое водой. В Кракове, между прочим, тоже есть парк Блонье... Возможно, в названии сада соединились все три значения. Некогда болотистый луг превратился в плац, а потом — в тенистый старинный парк. (фото Виктора Минченко) Между прочим, в своё время тут действительно была окраина и луг. Потом на это место положил глаз сам Петр I, который построил себе здесь царский дворец. Ну, как дворец… обычный деревянный домик, царь-то был скромный. И понятное дело, рядом велел возвести плац. Потом уже Екатерина II решила построить на этом месте плац-парадную площадь, окруженную каменными домами. Пишут, что во время войны 1812 года французские солдаты спали прямо на плацу Блонье, а сам император на целую неделю занял Дом губернатора. Вот он, кстати, расположен прямо через дорогу от Блонье. Между прочим, уже давно за этим домом закрепилась слава дома с привидениями. Поговаривают, что вечерами и ночами в пустых коридорах до сих пор бродит некая, устрашающего вида, женщина в белом… Кто она? А Бог её знает… Сейчас здесь находится детская художественная школа, а раньше здание занимало музыкальное училище, в котором я проучилась 4 года. Привидение мне ни разу видеть, к счастью, не довелось, а вот то, что в бывшем Доме губернатора до сих пор царит особая атмосфера, могу сказать совершенно точно. Так, отвлеклись, продолжаем. Так вот, непосредственно сам сад разбил в 1830 году на этом самом месте наш смоленский губернатор-просветитель Николай Хмельницкий. Говорят, закладывал он его самолично с лопатой в руках. Смоленские дамы устроили целое соревнование по выращиванию редких и необычных цветов на клумбах сада. В том числе, и для того, чтобы привлечь внимание неженатого губернатора. Но, не тут-то было, Хмельницкий так и остался непоколебимым холостяком и убеждённым повесой). Закончил он, кстати, свои дни плохо, в казематах Петропавловской крепости… Но это совсем другая история… Сейчас в центре сада бьёт музыкальный фонтан, а под деревьями находятся интересные памятники. (фото Виктора Минченко) Ну, про красавца Оленя (скульптор Фризе, 1897) не рассказать не имею права. История почти приключенческая). В начале ХХ века он был украшением охотничьего замка немецкого кайзера Вильгельма II. Во времена Третьего Рейха Оленя забрал к себе на виллу Геринг. А потом один из наших смоленских военных снабженцев заприметил статую среди трофеев и уволок к себе на дачу. Позже, правда, ему пришлось расстаться с ней в пользу сада Блонье (ну, под нажимом, есссно, разве такое бАгАтство просто так отдают?))). Но, конечно, главной достопримечательностью Блонье является памятник нашему земляку великому композитору Михаилу Ивановичу Глинке. Торжественное открытие памятника состоялось в 1885 году в день рождения композитора при большом стечении народа. Среди присутствовавших были русские композиторы П. И. Чайковский, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, С. И. Танеев… Вторая достопримечательность памятника – это решётка. Да не простая, а золотая, а чугунная, и выкована она в виде нот. На ней — нотные записи 24 отрывков из произведений Глинки, среди которых «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский» и другие. Мы, будучи студентами, не раз дурачились и сольфеджировали эти отрывки прямо возле памятника по нотам вслух). От памятника по аллее можно прямиком выйти к Филармонии (бывшее Дворянское собрание). Филармония у нас роскошная, будет время и возможность, посетите её обязательно! Очень интересные коллективы приезжают к нам с концертами во время проведения фестиваля имени М.И. Глинки, который проводится ежегодно в первой декаде июня вот уже 62 года. (фото Виктора Минченко) Здание бывшего Дворянского собрания слева на фотографии узнали? Кстати, в августе 1912 года здесь принимали императора Николая II, приехавшего с семьей на празднования, посвященные 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Напротив Блонье, в самом конце бывшей Дворянской улицы слева находится очень красивый Дом Будникова, бывшее Офицерское собрание, а ныне – Дом детского творчества. А вон и дом, который на старой фотографии - на заднем плане. (фото Виктора Минченко) Совсем рядом с ним через дорогу стоит вот такой красавец из сталинской эпохи. У нас красивые сталинские дома, они очень украшают город. Напротив Блонье, в здании бывшего Реального училища, разместилась Смоленская художественная галерея. Здесь представлены очень интересные работы, среди которых Айвазовский, Иванов и многие другие. Кстати, на Блонье находится очень приятное во всех отношениях кафе «Русский двор» (наш ответ Макдональдсу)). Внутри кафе отделано в русском стиле. Цены очень демократичные. Рекомендую! Вот их сайт: http://pizzadomino.ru/Russkiy_Dvor/ Как вы поняли, рядом с садом Блонье находится немало достопримечательностей. Но самая большая из них — огромная площадь Ленина, на которой находится здание Администрации области и Смоленский драматический театр. Вот смотрите: деревья внизу – это Блонье, впереди – администрация с памятником Ленину (ну, куда же без него!), справа – Драматический театр, за ним – новый выставочный центр имени Тенишевых, слева – очередное красивое сталинское здание. Сейчас покрупнее покажу. (фото Виктора Минченко) Смоленский драматический театр имени А. Грибоедова Выставочный центр имени Тенишевых Прямо напротив него – Вознесенский монастырь А это – то самое красивое сталинское здание, которое на общей фотографии слева: А это, которое должно быть справа, но на фотографии его не видно. (фото Виктора Минченко) Прямо от него начинается пешеходная улица Ленина (бывшая Пушкинская). Прогуляйтесь по ней, если будет время. Обязательно загляните в моё любимое кафе – кондитерскую «Дона Клара». Там очень душевно и уютно, а ещё, подают чудесный кофе с вкусными пироженками и десертами. Как входите в дверь, сразу налево, направо- кафе «Самовар», там тоже хорошо кормят). http://donnaklarasamovar.ru/ На втором этаже находится итальянская пиццерия «Питер Пуш» с очень красивым интерьером. Ценник там, правда, подороже, но тоже очень вкусно и уютно. http://peter-push.ru/ А это – знаменитый Дом с часами, в самом начале улицы Ленина, возле которого обычно назначают свидания). (фото Виктора Минченко) Ну, и теперь кратко про Лопатинский сад. Он находится совсем недалеко от Блонье, буквально в 100 метрах. Лопатинский сад был открыт в 1874 году на месте обветшавшего к тому времени Королевского бастиона другим нашим губернатором Александром Лопатиным. Памятник губернатору, оставившему о себе добрую славу, стоит прямо у главного входа в Лопатинский сад. Но возвращаемся к 1874 год. Место, на котором сохранились древние валы и укрепления Королевского бастиона, засадили деревьями и цветами, пруд очистили, сделали изящный мостик и гроты, установили статуи и беседки. Народ валил в парк валом. Ещё бы, ведь в саду играл военный оркестр, запускались фейерверки и воздушные шары, выступали комедианты. В Лопатинском саду находятся замечательные военные памятники в память о войне 1812 года. В ноябре 1841 года здесь был открыт памятник «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года» с золотыми орлами и копиями двух трофейных пушек. (Такой же памятник был открыт и в Полоцке). А в 1912 году был открыт памятник Софийскому полку. Мостик вздохов, перекинутый между валами Королевского бастиона, заметно обветшал. Но пока ещё, слава богу, держится… А это - мост, перекинутый через бывший крепостной ров, превращенный в пруд. (фото Виктора Минченко) В пруду сейчас устроены фонтаны, плавают лебеди, люди катаются на катамаранах. Обратите внимание на скамейки сада. Они украшены различными фигурными фонарями, среди которых одинаковых нет. Ну, вот, наверное, и всё про Лопатинский сад… Ещё пара рекомендаций относительно свободного времени в городе. Очень советую не спеша прогуляться по улице Большая Советская (бывшая Благовещенская), начиная от площади Победы до Собора и набережной Днепра. На улице много домов с очень интересной архитектурой. От улицы отходят лучами в разные стороны другие интересные улицы и переулки, которые тоже определённо стоят вашего внимания. Дома на Большой Советской: (фото Виктора Минченко) Дом купца Павлова, построенный в 1889 году. В конце ХIХ века в нем находился магазин мод, Достойны вашего внимания пешеходная улица Октябрьской революции, проспект Гагарина, улица Дзержинского, улица Николаева, улица Пржевальского и многие-многие другие. Ох, чуть не забыла написать несколько слов про наш Костёл… Сейчас он весь в сетке. Нет-нет, никакой реставрации там не намечается, просто храм разваливается, вот его в сетку и затянули. По слухам, администрация Смоленской области отказалось передавать здание католической общине, объяснив это тем, что костел находится в аварийном состоянии, хотя, власти Польши готовы выделить финансирование на его восстановление. .. Вот таким красивым Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был в самом конце ХIХ века: Слева – внутреннее убранство костёла начала ХХ века. Здесь было пять резных дубовых алтарей, огромные цветные витражные окна, изображавшие Иисуса Христа, Богоматерь и святых, и, конечно же, орган. Справа – фотография 2012 года (с 1956 по 2012 год в костёле находился архив). С 2018 года здание костёла пустует и разваливается. Вот такой он сейчас. Душа кровью обливается… (фото Виктора Минченко) P.S. Про кафе я уже писала, дам ещё несколько проверенных адресов: Вот сайт целой сети отличных кафе. У них один хозяин. Там очень приятный интерьер, уютная обстановка, кормят вкусно и недорого. Проверено многократно: http://pizzadomino.ru/ Более дорогой ценник при отличном качестве: Ресторан Сен Жак: http://www.san-jak.ru/ Ресторан «Темница»: http://temnitsa.ru/gallery/ Ресторан «Усадьба»: https://www.smolhotel.ru/restaurant.html Раковарня «Клешни и хвосты»: http://smolensk.kleshnihvosti.ru/ Трактир Фёдор Савельевич:https://www.fedor-savelevich.ru/ Теперь магазины: «Русский лён»: ул. Дзержинского д. 10 (рядом с Громовой башней) У нас продают очень много белорусских продуктов. Белорусские сыры, колбасы и прочее. Советую покупать их вот тут. Это – целая сеть магазинов «Колбасный дворик» по всему городу: http://kolbasa67.ru/ Белорусская косметика: https://bykosmetika.com/ Ну, вот теперь про Смоленск точно всё! Я очень люблю свой город, и буду очень рада, если мне удалось передать вам хоть частичку этой любви! P.P.S. Все фото, использованные в главе, взяты из интернета. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nata2007 Опубликовано 7 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 Лариса,наверное пора вновь организовать экскурсию в Смоленск для форумчан!Кстати,может еще будет интересно посмотреть Катынь. Место,конечно,невеселое,но историю никуда не выкинуть... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 7 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 25 минут назад, Nata2007 сказал: Лариса,наверное пора вновь организовать экскурсию в Смоленск для форумчан!Кстати,может еще будет интересно посмотреть Катынь. Место,конечно,невеселое,но историю никуда не выкинуть... Лена, я двумя руками "за". С удовольствием вспоминаю нашу тёплую и душевную форумскую встречу. Надо её повторить! Катынь на третий день тура в программе есть. А вот Новоспасского, к моему большому сожалению, нет... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ландышш Опубликовано 7 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 И я поддержу , вас девочки, в приглашении форумчан на встречу в Смоленск. Всем будем рады.. Организуем, встретим, все покажем. Опыт уже есть, не так страшно браться за дело. На первой встрече меня колотило от напряжения )))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 7 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 13 часов назад, Larisa D сказал: Я очень люблю свой город, и буду очень рада, если мне удалось передать вам хоть частичку этой любви! Лариса, даже не сомневайся-передала еще как, и не частичку вовсе... И кто-то еще сомневается, что Смоленск достоин посещения? А сколько еще интересного и познавательного ждет нас в окрестностях, всего лишь в восемнадцати километрах от города. Для желающих экскурсионная поездка* в Талашкино (~25 км). – Историко-Архитектурный комплекс «Теремок» (800 руб/чел) - требуется предоплата, доплата на маршруте. В свободное время самостоятельное посещение Теремка - «Художественное наследие Талашкино (Теремок)» Как написала Лариса, это место обязательно к посещению. Итак, мы отправляемся на юго-восток, и следующим номером нашей программы выступает знаменитая культурная ценность Смоленщины – усадьба Талашкино, которая была известна как значительный художественный центр России конца XIX-начала XX века. Это поместье, связанное с изучением и возрождением традиций русского прикладного искусства (что являлось очень модной тенденцией того времени), было у всех на устах, его слава гремела по всей России и за ее пределами. Но еще более притягательной и загадочной была личность хозяйки поместья – легендарной Марии Клавдиевны Тенишевой. Русская аристократка, покровительница искусства, княгиня Мария Тенишева, урожденная Пятковская, прожила удивительную жизнь, похожую на роман, где сплелись воедино любовь и страдания, блеск и нищета, страсти и отчаяние, уважение и сплетни, благородство и зависть, благодарность и забвение… Когда она была молода и еще никому не известна, то как-то рассказала свою историю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот, задумавшись, ответил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...». Современники называли княгиню Марию Клавдиевну «гордостью всей России». Будучи очень красивой женщиной, она нередко становилась моделью для художников, которые говорили, что при виде ее руки сами собой тянулись к кисти. Теперь эти многочисленные портреты полностью подтверждают ее легендарную красоту, царственную осанку. Недаром же ходили слухи, что отцом Марии был сам император Александр II. Певица с редким голосом - исполнять романсы Чайковского было для неё «настоящим наслаждением». Чайковский был восхищён её пением, сам аккомпанировал, и они музицировали без конца... Собранная княгиней коллекция предметов русской старины, которая была ее настоящей страстью, выставлялась в Париже и произвела сногсшибательный фурор. Эти экспонаты послужили основой музея «Русская старина» в Смоленске, а богатое собрание акварелей русских мастеров Тенишева передала в дар Русскому музею. Уникальная художница-эмальер, благодаря которой было возрождено старинное искусство эмали, к концу XIX столетия в России почти забытое, Мария Тенишева сумела стать одним из лучших мастеров Европы, получить статус почетного члена Римского археологического общества, а также членство в нескольких европейских академиях, в том числе и Парижской. О ее жизни можно рассказывать бесконечно – речь идет, действительно, о талантливой личности! Заинтриговала? Значит, надо ехать с нами и узнать от гида подробности. И нас, кажется уже ждут... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 7 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году. Именно там российские меценатки-княгини, реализовали мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы. Судьба щедро одарила Тенишеву общением, дружбой со светлейшими умами эпохи — Репиным, Тургеневым, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Многие были частыми гостями в ее смоленской резиденции и даже жили там продолжительное время. Привлекали художников прекрасные условия работы, материальная помощь со стороны княгини, природная красота Смоленщины. Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, подобно подмосковному Абрамцево, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Неорусский стиль в искусстве — «родом» из Талашкино. Это направление в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства, господствовало на просторах имения Тенишевой, а позже стало очень модным во многих уголках России. Так что можно, приглашая в поездку в гости к Марии Клавдиевне, воскликнуть: «Добро пожаловать в Мир русского модерна!». Прежде всего надо отметить, что многое, про что мы говорим «Талашкино», происходило на самом деле во Фленово, в хуторе, который княгиня прикупила к своим землям специально для своей благотворительной деятельности. Сейчас на территории старинного имения сохранилось далеко не все. Понятное дело, лихие годы пережила Смоленщина. Главный усадебный дом сожгли нацисты, а после войны на его фундаменте построили сельский дом культуры, уцелели лишь остатки парка. Но сохранилось Фленово, в котором княгиней и была открыта уникальная по тем временам сельскохозяйственная школа — с лучшими учителями и богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина. В течение шести лет учащиеся осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области: земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму. Именно во Фленово сейчас находятся музей школы, замечательный “теремок” в неорусском стиле и церковь Святого Духа. Туда-то мы и отправимся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 7 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 Школа-музей занимает скромное одноэтажное здание с мезонином, когда-то это был усадебный дом Краснополянских, владевших хутором до того, как в 1894 году его купила Мария Клавдиевна. Интересно перенестись в XIX в. и представить, как и чему учились дети, внимательно рассмотреть обстановку классов: деревянные парты и чернильницы-непроливайки, под стеклом - учебные пособия и школьные дневники, географические карты образца XIX века. Может, современной детворе это будет все в диковинку – нет ни одного, даже плохенького компьютера. Поэтому, когда в эту школу приходят детки нашего времени, их сажают за парты, знакомят с русской азбукой XIX века, и они пробуют писать чернилами. И такая простая, порой спартанская обстановка не оставляет равнодушными никого: чувствуется деловой настрой, практичность в сочетании с провинциально-патриархальным уютом. Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой, мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию. Кроме того, каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки, например, обучались рукоделию. Тенишева настояла на том, чтобы ее воспитанницы освоили модные европейские узоры в вышивке одежды, и очень скоро их умения стали приносить девочкам немалый заработок. А мальчики по выбору занимались столярно-плотницким, шорным, кузнечным или гончарным делом и выходили в жизнь умелыми мастерами. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия по ремеслам: росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. В выборе преподавателей для своей школы она была требовательна. В Талашкино, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссёра, гримёра и костюмера, а дети ей с удовольствием помогали, изготовляя декорации и костюмы. Еще больше интересного мы узнаем в самом музее -школе – туда у нас запланирована экскурсия. Но чтобы понять, как эта благородная дама относилась к своим «чадам», нужно привести высказывание ее современника: «Великосветская женщина, богачка, у которой в Париже садились за стол до двухсот человек... идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбились губы или пошла носом кровь...». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
julia_bv Опубликовано 7 августа, 2020 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 августа, 2020 Можно сказать, что Фленово – это еще и музей творчества Сергея Васильевича Малютина, знаменитого русского художника и архитектора. Малютин – тот человек, который придумал Матрёшку! Но во Фленово Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка». Это сказочное чудо вы видите почти сразу, как заходите за ворота. Как и сама Тенишева, архитектор Малютин – кладезь талантов – на все руки мастер. Его конёк – это резьба по дереву, причем какая резьба – фантастически воздушная, узорная, смысловая. Его творение - сказочный «Теремок» - домик из народных сказок, можно разглядывать долго и с удовольствием. На главном фасаде располагается богато украшенное замысловатое окошко в стиле, конечно же, русского модерна. В центре – любимый малютинский символ - Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении необыкновенных узоров – вьющихся цветов, волн и прочих завитушек. Можете себе представить, что в подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. А это же дерево – материал недолговечный, поэтому всю эту фантазийно-художественную красоту можно увидеть только на дореволюционных фотографиях в самом «Теремке». Также Малютин стал архитектором церкви Святого Духа, которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка, нужно подняться по тропинке на горку и там замереть от неожиданной красоты… Она – потрясающая и очень необычная. Прежде всего своей формой – больше фантазийная, чем православная. Кирпич цвета охры; крыши – пёстрая терракота; тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг на друга тремя ярусами, и мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Цвет мозаик до сих пор очень насыщенный – лазурный, густо малиновый, чистая охра. Лик Христа с отрешённым и в то же время внимательным взглядом – проникновенный! Николай Рерих для Фленово - прежде всего, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Над украшением фасада церкви трудился с 1908 по 1914 год, однако отступления от православного канона послужили причиной того, что церковь так и не была освящена. В 1903 году в храмовой усыпальнице был похоронен князь В.Н.Тенишев, любимый муж княгини и ее единомышленник, и, если говорить современным языком, главный спонсор ее проектов. В «Теремке» можно увидеть экспозицию «Художественное наследие Талашкино» - изделия талашкинских мастерских и, конечно же, произведения тех, кто принес Талашкино славу: мебель, изготовленную по эскизам С.В.Малютина, акварели М.А.Врубеля, керамику Н.К.Рериха, расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже, личные вещи княгини. Тенишевой не стало 14 апреля 1928 года. Княгиня немного не дожила до своего семидесятилетия. Похоронили ее в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне, художник Иван Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». Но отдав своей родине все, что у нее было, она умерла в полном забвении и нищете. Лишь в последнее время славное имя княгини Тенишевой возвращается к нам из небытия. И будьте уверены – узнав о звезде по имени Мария во время нашей поездки, Вы будете вспоминать ее светлый образ еще очень-очень долго. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ТатьянаМ Опубликовано 8 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 августа, 2020 17 часов назад, julia_bv сказал: О ее жизни можно рассказывать бесконечно – речь идет, действительно, о талантливой личности! Да, и лучше всего, на мой взгляд, о своей жизни рассказала сама Мария Клавдиевна. Очень много, что было ею создано, разрушено, уничтожено, забыто. Но вот рукописи, по утверждению Булгакова, к счастью, не горят. 35 тетрадок сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. И они увидели свет - "ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ". Ольга де Клапье, ученица Тенишевой, писала: «Мне хочется сказать, насколько эти „впечатления” не соответствуют ее личности. Эта замечательная женщина, с печатью гениальности, имела много талантов, но — да простит мне ее тень это утверждение — не писательский!». Не могу судить это мнение, но лично мне очень интересно было читать эти "впечатления". Я увидела «живого» человека с её страстями, переживаниями, мыслями, мечтами, делами, характеристики многих самых разных людей, окунулась в её жизнь, жизнь России конца 19 начала 20 веков. Юля права, как «модель» она была очень популярна. Её лепили скульпторы Антокольский и Трубецкой, десять портретов написал с нее Репин, писали ее Серов, Коровин, Врубель. Портрет Серова был особенно любим ею. Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898 Мужу Марии Клавдиевны - князю Вячеславу НиколаевичуТенишеву, портрет категорически не понравился. Посмотрите, какие разгорались страсти, и почувствуйте стиль Марии Клавдиевны. Как она об этом пишет в своих воспоминаниях "Впечатления моей жизни": «… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная. Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры. Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему: — Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного. С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…» Впрочем, портрет Репина ему тоже не понравился, как и самой Марии Клавдиевне. Вот , что она пишет об этом. «… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась. Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета. Но все бы это ничего – портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул. Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...» Ну, и, зная, что среди нас - поклонники импрессионизма, не могу не показать портрет кисти Константина Коровина. Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899 Если ничего не произошло, все эти портреты можно увидеть в Смоленской художественной галерее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ТатьянаМ Опубликовано 8 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 августа, 2020 В 07.08.2020 в 10:25, Larisa D сказал: Ну, вот теперь про Смоленск точно всё! Ларочка, прости, если пропустила. Но, мне показалось, что и ты , и я, когда отвечала на твой вопрос, незаслуженно забыли Сергея Тимофеевича Коненкова, нашего «русского Родена». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Larisa D Опубликовано 8 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 августа, 2020 3 часа назад, ТатьянаМ сказал: Ларочка, прости, если пропустила. Но, мне показалось, что и ты , и я, когда отвечала на твой вопрос, незаслуженно забыли Сергея Тимофеевича Коненкова, нашего «русского Родена». Танюша, вчера, когда писала главу про Блонье, очень хотелось написать пару строчек про музей скульптуры Сергея Конёнкова, ведь он расположен совсем рядом, через одну улицу, но поняла, что если я начну рассказывать ещё и про Конёнкова, увязну совсем и главу не закончу никогда). Но не рассказать о нём, конечно, нельзя, ты права... Сергей Тимофеевич Конёнков стал знаменитым еще до революции, и уже тогда его называли "русским Роденом". В 20-х годах он оказался в Америке и прожил там двадцать с лишним лет. Однако, с советской властью отношений не испортил, а наоборот, склонный к мистике Конёнков посылал удивительные письма Сталину, предсказывая грядущий апокалипсис. В 1945 году он вернулся на родину и перевёз все американские работы в СССР. По возвращении он стал официальным классиком, народным художником и лауреатом. Этот статус дал ему возможность не только спокойно продолжить работу в привычном режиме, но и по своему желанию выбрать здание для своего музея в Смоленске. Музей открылся в 1973 году. Сейчас его собрание насчитывает около 100 работ скульптора. Вот такое красивое здание 19 века выбрал Сергей Тимофеевич в качестве музея для своих скульптур.: Знаменитый автопортрет, за который Сергей Конёнков был удостоен в 1957 году Ленинской премии. А это - Портрет Ф.М. Достоевского - самое значительное произведение С.Т. Конёнкова, удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 году. После посещения музея-усадьбы "Ясная поляна" Конёнков создал мраморный бюст Толстого. Мастер просто обожал тему сказки и волшебства. В музее есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева, и прекрасная Наяда - водная царица и дочь самого Зевса. А как вам вот эта сова-ведьма? (все фото из интернета) В мире всего два музея Конёнкова: в Москве и в Смоленске. Смоленский музей нисколько не уступает московскому, а в в чём-то и значительно превосходит его, а именно - в удачном освещении, в том, как сгруппированы скульптуры, в подаче информации о работах и жизни скульптора. Если у вас будет время, зайдите в него обязательно! Вот сайт музея, он же общий сайт Смоленского музея-заповедника, там вы найдёте информацию про все музеи Смоленска: http://www.smolensk-museum.ru/catalog/muzey_skulpturi_konyonkova/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вязьмичка Опубликовано 8 августа, 2020 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 августа, 2020 Поделюсь радостью именно в этой теме! Можно??? С 7 августа Смоленщина вышла наконец-то на третий этап снятия ограничений!А это значит,что разрешена работа кафе, магазинов, ТРЦ, бассейнов, секций и образовательных учреждений! То есть к приезду группы всё будет работать!Никогда бы не подумала,что так буду рада такой новости! Меня поймут те,у кого в городах недавно открылись кафе,летние террасы, ведь можно хотя бы чашку кофе выпить, "выйдя в люди", а не на кухне... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.